Конспект интегрированного урока «Звероподобие египетских Богов» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект интегрированного урока физико-математического содержания... 1 132.88kb.
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе 1 55.18kb.
Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе... 1 57.71kb.
Конспект открытого интегрированного урока (физическая культура +... 1 109.09kb.
Конспект интегрированного урока Изобразительного искусства и окружающего... 1 67.54kb.
Конспект интегрированного урока «Литературное чтение и окружающий... 1 115.85kb.
Конспект интегрированного урока истории и литературы Гордеева Е. 1 375.16kb.
План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в... 1 55.18kb.
Конспект открытого интегрированного познавательно-речевого и музыкального... 1 56.08kb.
Конспект урока обществознания «Москва златоглавая» 3 класс Вид урока... 1 56.96kb.
Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада... 1 43.48kb.
Хрестоматия по религии 8 1719.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект интегрированного урока «Звероподобие египетских Богов» - страница №1/1

d:\хтв\хоймова аттест\сканированное\изображение 2.jpg

d:\хтв\хоймова аттест\сканированное\изображение 3.jpg

Конспект интегрированного урока «Звероподобие египетских Богов»

5 класс (история - биология)

Зуйкина Т.Н. учитель биологии

Хоймова Т.В. учитель истории и обществознания

Цель урока: Знакомство с особенностями религий стран древнего мира (Египет); Формирование уважительного отношения к различным верованиям людей, объяснение «звероподобия» египетских богов с точки зрения биологии. Задачи:


  • развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной литературой и дидактическим раздаточным материалом;

  • организовать работу учащихся в группах на основе взаимопонимания;

  • продолжить работу над закреплением понятия «религия»;

  • создать условия для «ситуации успеха» для учащихся.

Оборудование: проектор, дидактическая игра - лото «Священные животные Египта», дидактическая игра-мозаика «» Ход урока:

    1. Информационный момент. Учитель истории: «Мар-ха-ба!»

Учитель биологии: Добрый день, ребята. Такие слова сейчас вам сказала Татьяна Васильевна. Именно так приветствовали друг друга несколько тысячелетий назад в древнем Египте.

Учитель истории: Сегодня у нас с вами необычный урок - мы будем вести его вместе с учителем биологии.

Учитель биологии: Мы надеемся, что у нас с вами все сегодня получится и урок пройдет интересно и познавательно.

    1. Повторение

Учитель истории: Мы продолжаем с вами цикл уроков, посвященных истории древних цивилизаций. Но прежде, чем мы назовём тему нашего урока - историческая разминка.

      1. Мы называем свою родину - поднебесная,, а правитель нашей страны - сын неба. У нас есть стена, по которой могут одновременно разъехаться две повозки. Наша страна — родина великого мудреца, который говорил: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой». (Китай)

      2. Столица нашего государства — самый большой город Передней Азии. Его улицы четко распланированы. Войти в город можно через прекраснейшие ворота богини Иштар. С любого места нашего великого города хорошо виден царский дворец с висячими садами нашей царицы Семирамиды. (Вавилония)

      3. Страна находится между Гималаями и океаном. О нашей стране ходят слухи как о стране чудес. Красота нашей природы поражает красочностью. В древности мы селились на берегах двух рек, которые мы считаем священными, дарующими жизнь. Мы подарили много открытий людям. Например, местные жители этот продукт знают с древнейших времен Когда путешественники попробовали его, они удивились, по цвету он отличался от меда, а по вкусу он был слаще его. (Индия)

4. Слава тебе, Нил, ты оживляешь наше государство!

Орошаешь землю, кормишь и поишь птиц и рыб. Если ты медлишь, жизнь замирает, и люди гибнут. Еда появляется после твоего разлива.

Все живут благодаря тебе и богатства приобретают благодаря тебе. (Египет) К истории Древнего Египта мы прикоснёмся на сегодняшнем уроке

А сейчас внимательно посмотрите на экран. Что объединяет эти изображения?

СЛАЙД «Пантеон Египетских Богов»

Примерные ответы детей: Это изображения богов, изображения египетских богов, они



звероподобны, относятся к теме религия. Давайте обратимся к понятию религия. Попробуйте составить из предложенных фраз

определение.

СЛАЙД «Собрать из предложенных слов определение слова «Религия» Вера людей в Бога или богов, а также вера в то, продолжающая существование после смерти тела, способные творить чудеса, в какие - то сверхъестественные силы, что у

человека есть душа. СЛАЙД «Определение слова «Религия» Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. СЛАЙД «Тема урока». Запись в тетрадь О чём Вам хотелось бы узнать, изучая эту тему. Запишите вопрос в тетрадь. Надеюсь, что

в течение урока получите на него ответ

3. Новый материал

Учитель истории: Религия зародилась у египтян, как и у других народов ещё в первобытные времена. Поклонялись они многочисленным богам. Их насчитывают около 2000. Число поражало чужеземцев. Ещё в древности Геродот назвал Египет «Землёй богов». Почему же египтяне выбирали образ того или иного животного для изображения Бога. Приготовьте в тетради таблицу:


Название бога, священного животного

Образ животного

Что послужило












Конечно, не о всех богах мы поговорим на сегодняшнем уроке. С некоторыми вы уже знакомы с уроков литературы. Вспомните миф о боге, который каждое утро появлялся на востоке и медленно плыл по небу в своей великолепной ладье. К вечеру лодка этого бога спускалась с небес на запад, начиналась ночь. Узнали?

А сейчас мне хотелось бы вас познакомить с богиней, сестрой бога Ра, одной из самых любимых богинь египтян. Для них она была олицетворением богини Луны, богини - хранительницы очага, Это - Бастет.Изображали её в виде чёрной кошки, или женщины с головой кошки. Начинаем заполнять таблицу. Заполните первую строку. Но почему именно кошка? Может быть на этот вопрос нам даст ответ учитель биологии?

СЛАЙД «Богиня Бастет»



Учитель биологии: Мне задали вопрос, как учителю биологии: почему именно кошка особенно почиталась египтянами. Я думаю, что у многих из вас дома есть кошка и вы изучили некоторые ее повадки. Поэтому я уверена, что на вопрос учителя истории вы сами сможете дать ответ. Для этого вам нужно поработать с биологическим лото - оно

лежит перед вами на столах. Соберите его: на большой карточке записаны вопросы, ответить на которые вы сможете, если внимательно прочитаете информацию, которая дана на маленьких карточках и правильно подберете ответы к вопросам. Успеха вам!

(работа в группах)

А теперь ответьте на вопрос «Почему именно кошка особенно почиталась египтянами»?

(высказывания учащихся)

Учитель биологии: Вы правы. Знание египтянами особенностей строения животных, их повадок и приводило к обожествлению. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. Ответьте еще на один вопрос «А «как» любили кошку египтяне?»

(ответы учеников)

Кошка - это домашняя принцесса, такая нам близкая и такая независимая, знакомая и таинственная, во все времена поражала воображение человека. От своих далеких предков, жителей пустынь и саванн, она унаследовала не только многие физиологические и биологические особенности, но и утонченную смесь безмятежной лености и авантюризма, которая определяет суть ее характера. А кто были предками наших домашних любимцев?


  • египетские сфинксы.

СЛАЙД «Сфинксы»

Сфинксы - как люди, такие же голые и беззащитные, когда без одежки. Они также любят тепло: как атмосферное, так и душевное. Сфинксов часто можно застать рядом с источниками тепла или прямо на них. Кожа голых кошек подобно человеческой: потеет, когда жарко, загорает под лучами солнца, реагирует на холод. Это не просто кошки, а инопланетные существа с приятной теплой замшевой кожей, которая не такая ранимая, как кажется на первый взгляд. Она достаточно плотная и толстая, о чем говорят многочисленные складки на теле, шее и лбу. Сфинксы чрезвычайно умны и предприимчивы. Это интеллектуалы, сочетающие несочетаемое: мышление и ловкость обезьянки, преданность и ум собаки, повадки лемура, грацию и харизму, присущую каждой кошке! Сфинкс смотрит на окружающих его людей пронзительными, какими-то абсолютно не кошачьими глазами. «Лунные кошки», как их еще называют, обладают изящным силуэтом, и, словно, фарфоровая статуэтка, украшают дом.



СЛАЙД №7 «Статуэтка египетской кошки» Про сфинксов нельзя сказать, что «Это кошки, которые гуляют сами по себе» Они невероятно преданы хозяину!

Популярность этих необычных кошек растет не по дням, а по часам. Сегодня сфинксы занимают одно из первых мест по популярности среди всех пород кошек. И жители жаркой пустыни Сахары живут и в нашем маленьком уральском городке с его морозными зимами. И я попрошу сейчас рассказать о своем любимце- сфинксе вашу одноклассницу.

СЛАЙД № 8 «Фотография ученицы с сфинксом»

(сообщение ученицы).



Учитель истории: Спасибо, Татьяна Николаевна. А мы продолжаем разговор. В Египте весьма распространено было поклонение крокодилу, олицетворявшему бога Себека - бога воды и разлива Нила. Этому богу приносили жертвы. Послушайте, как это происходило. Я зачитаю вам отрывок из книги Ефремова «Таис Афинская»: «Афинянку поставили у самой стены и крепко привязали к скобе за спиной. Полная недоумения, Таис стала спрашивать, что они собираются с ней делать. Жрец, приблизившись к ней произнёс:

  • Жрецы велели поставить тебя перед лицом бога. Да познаешь ты его мощь и склонишься перед ним в последний час!

какого Бога, о чём говоришь ты? Жрец не ответил, повернулся к ней спиной и сказал несколько слов. Из громких, произнесённых нараспев, наподобие гимна, слов, Таис поняла лишь одно: «О Себек...

приди и возьми...», ио и этого было достаточно. Внезапная догадка заставила её онеметь. Ей почудился слабый всплеск в непроглядной тьме тростников. Глухой, низкий рёв пронёсся по болоту. Вдруг послышалась поступь тяжёлых лап на мягкой илистой почве. Под самым берегом всплыла гребнистая спина, загорелись красным тусклым светом два глаза под костяными надбровными буграми. Очень медленно, так, минутами чудовище казалось неподвижным, на узкий берег выползало бесконечно длинное тело, извивавшееся налево - направо в такт шагам широко распяленных лап. Огромный хвост был ещё в воде. Таис почувствовала «на себе взгляд - холодный, равнодушный. Крокодил не торопился, он словно изучал Таис. Множество раз на протяжении своей долгой жизни здесь он пожирал привязанную, беспомощную жертву».

Чем заслужил внимание крокодил? Почему они его обожествляли? (Внушал страх) чем именно?

Вопрос ученикам: За что обожествляли египтяне крокодилов? За какие особенности их

строения и повадки?

СЛАЙД №8 «Особенности крокодилов»



Учитель биологии: Ребята, а кто из вас знает - почему и когда говорят: «Плачет крокодиловыми слезами?». Так говорят о неискренних людях. У крокодила во время еды выделяются слезы, и он как бы оплакивает свою жертву, хотя в это время рвет ее на куски. На самом же деле появление слез - просто физиологический процесс: со слезами у крокодила выделяются излишки солей.

СЛАЙД «Изображение крокодила» Учитель истории: Для того, чтобы выяснить о каком следующем священном существе Египта мы будем говорить, я прошу внимательно рассмотреть маску Тутанхамона

СЛАЙД «Маска Тутатхамона» Так о ком пойдёт речь? (о змеях). Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея - самое «земляное» животное. Бог тьмы - Апоп - свирепый змей.

Заполняем таблицу.

Почему же обожествляли змей? Что по этому поводу нам может сказать учитель

биологии?



Учитель биологии: Перед змеями человек во все времена испытывал благоговейный ужас и внутреннее отвращение. Упоминание о них холодит душу страхом. Змеи - это целый мир со своими законами и жизненными устоями, который существует вне и помимо нашей жизни. Каждая змея являет собой уникальный организм, наделенный сверхъестественными природными механизмами. А сколько грации в разнообразных движениях змей! Одни двигаются прямо, другие боком, но во все времена волнообразные движения змеи заколдовывало и удивляло человека, порождая массу домыслов. Движение без помощи конечностей казалось возможным только с помощью колдовства и потусторонних сил. Если добавить сюда различную окраску, бархатистую и одновременно переливающуюся кожу, немигающий взгляд, то совсем нетрудно представить, почему у человека всегда и везде было особое отношение. Но всегда это отношение было окрашено страхом и нескрываемым чувством гадливости. Змеям возводились храмы, они украшали головные уборы царственных особ, о них складывались легенды и мифы. Змея - символ коварства, ума и мудрости. Скопление змей в одном месте, сбрасывание кожи, агрессивные позы - все эти загадки обрушились на человека в стародавние времена. И на эти вопросы он не мог дать вразумительного ответа. Отсюда и обожествление змей. Египетская кобра у египтян была символом могущества. Змея была эмблемой царской власти, ее связывали с богом солнца Ра. Считалось, что укус змеи дает бессмертие и приобщает человека к богам. Именно так и умерла знаменитая египетская царица Клеопатра.

СЛАЙД «Змея»



Учитель истории: Очень интересно. Заполним таблицу. Но я сегодня не могу не сказать ещё об одном священном животном египтян - быке Аписе - быке черного цвета с белым пятном.

СЛАЙД «Апис»

Как Вы думаете, что могло послужить обожествлению этого животного? (занятия египтян). Действительно, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. А почему именно чёрный бык с белым пятном? Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ


    1. Закрепление нового материала:

Учитель истории: Мы с вами хорошо поработали, теперь давайте поведем итоги. В начале урока вы поставили вопрос. Получили ли Вы ответ на него?

А сейчас я предлагаю поработать с историческими пазлами. Откройте конвертики. Расположите всё содержимое на столе. Прочитайте надписи на пазлах, подумайте, какие из них будут лишними. Сложите подходящие по смыслу. Переверните полученные пазлы. Если все сложили правильно, то на обратной стороне Вы получите изображение священного животного или Бога.

(работа с мозаикой). Проверка.

Учитель биологии: Я тоже хочу подвести итог нашего совместного урока. Я загадаю вам историко - биологическую задачу. Если вы сможете найти правильный ответ, значит, наш урок прошел недаром. Итак, слушайте, думайте, отвечайте.

Задача - «Хитрость» Существует предание, что царь персов Камбиз, прозванный за свою жестокость «деспотом», готовясь напасть на египетский город Пилузу (сейчас на месте этого города находится Порт-Саид) приказал наловить в окрестностях города побольше кошек и прикрепить их на щиты своих воинов. Вопрос. Предположите, что было дальше?

(заслушивание ответов учеников) Молодцы! Вы правильно ответили на вопрос, а это значит, что урок прошел недаром: знанием повадок животных и можно объяснить «Звероподобие» египетских богов. Спасибо за урок!

Учитель истории: "Ма-а-салама!" Так говорят в Египте, когда прощаются друг с другом и со своими гостями



Учитель биологии: До свидания..Спасибо за урок.

    1. Оценивание учеников и домашнее задание





Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами — тем более. Джордж Бернард Шоу
ещё >>