Конкурса «Учитель года 2012» «От педагогической задачи к инструменту» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурса "Учитель года России 2012" 1 28.22kb.
Конкурса «Учитель года» 1 29.28kb.
Конкурса «Учитель года 2012» 1 140.62kb.
Конкурса «Учитель года» в номинации «Русский язык» 1 210.94kb.
Конкурса «Учитель года 2012» 1 65.02kb.
Конкурса «Учитель года Республики Адыгея-2002» 1 123.95kb.
1. Полевая мастерская «Исследование свойств глины» Маркина Ирина... 1 48.58kb.
Школьный этап конкурса «Учитель года» Урок: окружающий мир Класс... 1 49.39kb.
Пояснительная записка Материалы открытого урока в рамках проведения... 1 146.02kb.
Информация о проведении муниципального конкурса 1 10.02kb.
Дипломант конкурса «Педагог года Подмосковья-2005г.» 1 27.73kb.
Учебно-методический совет «техносферная безопасность» президиум совета 1 113.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурса «Учитель года 2012» «От педагогической задачи к инструменту» - страница №1/1


Апухтина А.В. «От педагогической задачи - к инструменту»

Муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2012»




«От педагогической задачи – к инструменту»

(описание опыта работы)


Апухтиной Анны Владимировны,

учителя информатики и ИКТ первой категории

МАОУ гимназии №93 имени Александра Фомича Гелича г. Челябинска
«Не бойся отдавать, страшно, когда отдавать нечего»

Е. Патаракин


Опыт моей педагогической деятельности составляет 4 года. Будучи еще студенткой Челябинского государственного педагогического университета, я вернулась в родную гимназию № 93, которую успешно окончила в 2003 году. Сейчас кажется, что первый год работы пролетел незаметно, но это не так. Никогда я еще не чувствовала себя такой востребованной, дети с жадностью впитывали информацию, которую я часами для них готовила, вычитывая дополнительный материал, разную методическую литературу, придумывая карточки, изобретая лабораторные и практические работы.

Наряду с положительными отзывами со стороны учащихся, их родителей и руководства, стали появляться первые результаты, которые одновременно и радовали нас, и мотивировали на дальнейшую работу. Кроме этого, вышли на поверхность некоторые проблемы, поиском оптимального решения которых я занимаюсь по настоящий момент.

Трудности, с которыми столкнулась я и наверняка встречается большинство учителей, можно классифицировать следующим образом:


  1. Развитие интереса к предмету.

  2. Формирование ключевых компетенций.

  3. Реализация дифференцированного подхода.

  4. Работа с одаренными детьми.

  5. Самореализация учителя.

  6. Взаимодействие с родителями.

Целесообразный путь решения данных проблем я вижу в использовании всемирной компьютерной сети интернет и его сервисов, которые получили название web 2.0.

Сервисы web 2.0 – приложения, основанные на активном участии пользователей в формировании их контента. Сам термин «Веб 2.0» появился в сентябре 2005 года, его автором принято считать Тима О’Рейли – руководителя издательской компании O'Reilly Media и сторонника движения за свободное программное обеспечение. В своей статье «What Is Web 2.0» Тим О’Рейли определил «веб 2.0» как методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуется.

На сегодняшний момент интернет-технологии (ИТ) стремительно развиваются, и их влияние на все социальные коммуникации в обществе, включая образовательные, становится с каждым годом всё ощутимее и ощутимее. Наверное, сейчас уже нельзя встретить преподавателя, который в какой-либо мере не имел бы о них представления или не использовал бы их в образовательном процессе.

Перспективы и возможности использования Интернета как глобальной интерактивной обучающей среды практически безграничны, и, несомненно, их методологический и технологический потенциал огромен и не изучен полностью: они позволяют перейти к использованию принципиально новых технологий обучения, коренным образом видоизменяя его парадигму. Эти технологии, основанные полностью или частично на ИТ, и принято называть web 2.0, а образование, базирующееся на их использовании, – образованием 2.0.

Интернет из физической совокупности связанных между собой компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в образовательную среду, размещать материалы в которой могут уже не «невидимые специалисты», а обычные заинтересованные пользователи. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Миллионы людей, как муравьи в общий муравейник, приносят в Сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы, объединяясь в группы по интересам, целям и задачам, сферам деятельности, формируя сетевые педагогические сообщества. С развитием интернет-технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Актуальность выбранной темы обусловлена не только современными требованиями к школьному обучению, но и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа», включающими в себя:



  • соответствие результата целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности;

  • создание условий для поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;

  • тесное взаимодействие с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества.

На практике реализация установки на новые образовательные стандарты состоит в формировании «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоении учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Таким образом, педагогическая система нацелена на формирование новых образовательных результатов:



  • формирование общеучебных умений и компетенций, приобретении опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений,

  • развитие навыков работы с информацией: поиск, оценку, отбор и организацию информации,

  • выработку навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала,

  • формирование навыков исследовательской деятельности,

  • развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности,

  • умение принимать решения в нестандартной ситуации,

  • формирование навыков работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждения,

  • развитие толерантности, т. е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения.

Проблема - как потенциал технологий применить к решению современных сложнейших педагогических задач?

Тема педагогического опыта «Целесообразное использование сервисов web 2.0 в педагогической деятельности» или, образно говоря, «От педагогической задачи – к инструменту».

Объект исследования: способы решения педагогических задач на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования: социальные сервисы web 2.0 как инструмент решения педагогических задач.

Гипотеза:  использование технологий web 2.0 может существенно повысить эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение новых образовательных результатов, если будет отобран комплекс сервисов web 2.0, построена дидактическая система освоения и использования этих инструментов, разработана методика использования комплекса сервисов web 2.0 в образовательном процессе, разработан и введен в действие блог учителя.

Благодаря инструментарию веб 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети Интернет.

К особенностям веб 2.0, которые способствовали появлению новой образовательной модели, могут быть отнесены такие его характеристики, как:

• возможность быстрого создания пользовательского контента;

• возможность редактирования;

• возможность совместной работы над любым текстом или проектом;

• возможность общения;

• хранения больших объемов информации непосредственно в Сети; а не на электронных носителях;

• легкость в работе с контентом;

• распространение интерфейсов, дружественных для пользователей;

• усиление аудиовизуального формата передачи данных;

• обнародование любой информации в сети намного увеличиваются, и традиционная приватная информация или информация для избранных становится публичной и доступной всем желающим и некоторые другие свойства.

Благодаря этим сдвигам наметился отход от преподавательско-

центрической модели обучения (англ.: teacher-centered approach), долгое время превалирующей в национальных системах образования многих стран, особенно на постсоветском пространстве, к ученическо-центрической (англ.: learner-centered approach), когда обучаемый из пассивного участника образовательного процесса становится активным его игроком. Обмен знаний протекает сразу по нескольким направлениям: «от преподавателя к студенту», «от студента к студенту» и от «студента к преподавателю», что преобразует сразу иерархическую структуру модели в сетевую.

Очевидно, что новое поколение веб-сервисов не могло не оказать влияния на различные сферы человеческой деятельности – как профессиональной, так и личной. Впервые в истории человеческой цивилизации информация сама по себе потеряла ценность. Информации так много и ее количество так быстро растет и обновляется, что она многократно превышает все представимые когнитивные возможности человека. При этом усилий по ее получению надо затратить не так уж много.

Во-первых, вектор меняется от вопроса «как и где найти?» к проблеме «что со всем найденным делать?» Следствием информационной избыточности становятся вопросы верификации найденного, проблемы информационной навигации.

Во-вторых, растет новое поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Эти люди родились, когда Интернет уже существовал, они воспринимают его как часть повседневной жизни – и они привыкли быть в сети. Они не учатся технологическим новинкам (в частности, в Интернете), они ими пользуются. Новое поколение обращается с фотографиями, видео и звуками так же, как и с текстом. Важно также, что они работают с большим количеством источников одновременно, устанавливая между объектами множество связей.

В-третьих, полифония информационных источников начала XXI века (книги, СМИ, телевидение, Интернет) привела к тому, что людей априори не может устроить монологическая модель информационной передачи. Какой бы авторитетной и близкой к объективной ни была бы одна точка зрения – она не может считаться удовлетворительной.

Все перечисленные выше тенденции (информация не ценна сама по себе, Интернет для молодого поколения – это среда обитания, в которой оно уверенно существует, монологическая модель передачи информации не соответствует потребностям и запросам современного общества) напрямую отразились в образовании последних лет. С советских времен школа тратила свою роль «кладовой знаний», основного информационного хранителя.

Нельзя также не принимать в расчет сильно снизившийся социальный статус образовательных учреждений и работников образования.

Одновременно с этим в Сети ученик проводит огромное количество времени (вспомните тот же «ВКонтакте»!), но использует Интернет чаще всего не для обучения или самообразования, а в качестве развлекательной среды. Во многом сетевая информация для ученика обладает большей степенью важности и значимости по сравнению с той информацией, которую предлагает школа.

Кроме того, если присмотреться к философским и культурологическим концепциям второй половины ХХ века и к самой истории педагогики, то можно обнаружить, что появление Веб 2.0 – не чудо, не случайность, а следствие закономерного развития.

Еще в 1945 году американский инженер, разработчик аналоговых компьютеров, советник по науке при президенте Рузвельте В. Буш опубликовал статью «Как мы можем мыслить», где уже встречаются небезынтересные размышления о моделях сетевого взаимодействия.

Во второй половине ХХ века педагогическая наука осуществляет переход от инструкционизма, который видит процесс обучения как однонаправленную передачу знаний от знающего к незнающему, к конструктивизму. Конструктивизм исходит из того, что обучение – это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Люди не получают идеи, а создают их (ср. утверждение известного швейцарского психолога и философа, создателя теории когнитивного развития Жана Пиаже: «Ребенок есть зодчий собственного интеллекта»). Конструктивизм – теория деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (это нашло отражение в работах отечественных психологов – А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др.). Более того, переход от предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка.

На базе конструктивизма, в частности, сформировался такой подход к обучению, как конструкционизм. «Отцом» этого направления принято считать Сеймура Пайперта, выдающегося математика, программиста, психолога, педагога, основоположника теории искусственного интеллекта, создателя языка программирования Logo. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих. Это

своего рода обучение через исследование. По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики – цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях.

В контексте размышлений о направлениях развития современного образования интерес представляет теория коннективизма – один из подходов в области искусственного интеллекта, (когнитивистики), нейробиологии, психологии и философии разума. Главный принцип коннективизма состоит в предположении, что ментальные явления могут быть описаны сетями из взаимосвязанных простых элементов. В рамках этого течения предпринимаются попытки объяснить интеллектуальные способности человека, используя искусственные нейронные сети.

Коннективизм основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Учение – процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно идут сдвиги основополагающих элементов. Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности. Учение может поддерживаться извне и состоит в сопряжении информационных источников. Это объединение информационных узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания. Коннективизм подчеркивает неустойчивый, динамический характер учения. Наши решения основываются на постоянно изменяющихся основаниях. Обучение – это процесс создания сети. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы способны использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которые мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове, есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Учебные сети могут восприниматься как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе создания модели понимания.

Коннективизм – это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий. Он основывается на теориях хаоса, сети, сложности и самоорганизации.

Коннективизм исходит из того, что решения принимаются на основе быстро меняющихся оснований. Новые знания постоянно приобретаются человеком, и жизненно важно различать разницу между важными и неважными знаниями.



Принципы коннективизма:

  • обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход;

  • обучение – это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации;

  • знание находится в сети;

  • знания могут существовать вне человека, технологии помогают нам в обучении;

  • способность узнавать новое значит больше накопленных знаний, способность расширяться важнее накопленного;

  • обучение и познание происходят постоянно – это всегда процесс и никогда – состояние;

  • ключевой навык сегодня – способность видеть смыслы и устанавливать связи между областями знаний, концепциями и идеями;

  • своевременность (точность, обновляемость знаний) – необходимая черта современного обучения;

  • обучение – это процесс принятия решений; сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор, чему учиться; правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение.

Исходной точкой для коннективизма является личность. Личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь, поддерживает развитие сети и через развитие сети – обучение отдельных участников.

Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни сообщества. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Это общение в эпоху Веб 2.0 состоит не только из слов, но и из изображений, мультимедиа и многого другого. Это общение формирует богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся и даже учителей.

Социальные сервисы и деятельность внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности:


  • Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.

  • Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети.

  • Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов — текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки — повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т. д.

  • Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

Сегодня наиболее авторитетным российским специалистом по вопросам педагогики сетевых сообществ и использованию веб 2.0-сервисов является Е. Д. Патаракин, заведующий лабораторией учебных коммуникаций Института программных систем (Нижний Новгород), автор и координатор проекта Летописи.Ру – «Время вернуться домой» (http://letopisi.ru).

Им была составлена примерная классификация социальных сервисов. Приведу описания основных функциональных особенностей сервисов.



  1. Совместный поиск информации (www.google.com).

  2. Совместное хранение закладок. Это продолжение и логическое развитие идеи закладок (ссылок на избранные сайты) в «Избранном» браузера. В отличие от таких закладок, социальные закладки хранятся не на компьютере пользователя, а на сервере в Интернете. Преимущества такого похода: доступ к своей коллекции «Избранного» с любого компьютера, подключенного к Интернету; возможность поделиться своими закладками с другими пользователями; закладки можно систематизировать с помощью категорий или меток (http://del.icio.us, http://bobrdobr.ru, http://rumarkz.ru, http://memori.ru).

  3. Совместное хранение медиафайлов.

Фотохостинг. Существуют сайты, позволяющие публиковать любые изображения (например, цифровые фотографии) в Интернет. Фотохостинги служат для размещения, хранения и демонстрации изображений, например фотографий, другим пользователям Сети. При размещении на фотохостинге каждому фото присваивается уникальный адрес. Автор снимка может легко поделиться гиперссылкой, ведущей на фотографию, с любым человеком, имеющим доступ в Интернет, а также разместить её на своем сайте. (http://flickr.com, http://www.panoramio.com, http://flamber.ru, http://picasaweb.google.com).

Видеохостинг. Сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере через специальный Flash-плеер (http://youtube.com).

  1. Создание и редактирование документов.

Онлайн-офис может быть доступен с любого компьютера, у которого есть доступ в Интернет, независимо от того, какую операционную систему он использует. Это позволяет людям работать вместе по всему миру и в любое время, что ведет к созданию международных виртуальных команд для совместной работы над проектами. Можно совместно создавать или взаимно редактировать самые разные документы.

Презентации (http://slideshare.net, http://slideshare.net, http://www.alice.org, http://zoho.com, http://docs.google.com).

Текстовые документы (http://www.scribd.com, http://docs.google.com).

Блог – сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые авторские записи, изображения. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). (http://www.livejournal.com, http://www.blogger.com).

  1. ВикиВики – сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия.

  2. Диаграмма связей (от англ. mind maps – интеллект-карта, карта памяти, карта ума). Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи (http://freemind.sourceforge.net, http://www.mindmeister.com, http://bubbl.us, http://www.mindomo.com).

  3. Социальные сети – сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и др.), по которой страницу пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Социальные сети предназначены для выстраивания онлайн-сообществ людей, объединенных какой-либо деятельностью (интересами) и заинтересованных в ее распространении (http://odnoklassniki.ru, http://vkontakte.ru, http://www.linkedin.com, http://www.facebook.com, http://www.privet.ru).

  4. Мэшапы – это веб-приложения, объединяющие данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент: географические (http://wikimapia.org, http://sketchup.google.com, http://www.unype.com, http://earthify.org); фотографические (http://www.locr.com, http://www.comeeko.com, http://www.netvides.com).

В связи с переходом на ФГОС второго поколения изучение возможностей использования сетевых сервисов в образовательной деятельности является актуальным, т. к. с их помощью можно формировать навыки, входящие в познавательный и коммуникативный блоки универсальных учебных действий.

Рассмотрим основные возможности социальных сервисов в решении дидактических задач.


Целесообразное применение сервисов web 2.0 в учебной деятельности

Дидактические задачи

Сервисы и идеи их применения для решения поставленных задач

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

  1. Онлайн-офисы (https://docs.google.com, www.Docme.ru, www.Zoho.com )

  • Написание эссе и публикация на блоге ученика

  • Прикрепленный документ к отправке по электронной почте учителю

  • Опорные листы (вставка пропущенных букв, слов, дат, фамилий)

  • Несложное тестирование

  • Опрос с целью исследования мотивации

  • Совместная (исследовательская) работа в группах

  1. Лента времени (dipity.com, timerime.com, http://www.timetoast.com)

  • Лента открытий, исторических событий

  • Жизнь замечательных людей

  • Планирование совместного проекта

  1. Видеохостинги (youtube.ru, screenr.com, vimeo.com)

  • Опыт исследования

  • Объяснение решения задачи

  1. Комиксы, 3D-книги, онлайн-газеты (toondoo.com, http://www.zooburst.com/, http://www.myebook.com, http://ru.calameo.com/, wikiwall.com)

  • Комикс, стенгазета по пройденной главе.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

  1. Интерактивная доска онлайн (wikiwall.ru)

  • Объяснение наиболее сложных моментов темы

  • Онлайн-консультация

  1. Видеохостинги (youtube.ru, screenr.com, vimeo.com)

  • Интерактивное видео

  1. Средства для хранения закладок (bobrdobr.ru, delicio.us)

  • Подборка материалов по теме урока, исследования

  • Подготовка к экзамену

  1. Карты ума (meindmeister.com)

  • Решение классификационных задач




Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

  1. Интерактивная доска онлайн (dabbleboard.com)

  • Совместное решение задач

  • Построение блок-схем

  • Задания с пропусками

  • Решение задач

  1. Рыбий скелет Fishbone Diagram

  • Составление причинно-следственных диаграмм

  • Классификационные ряды

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
  1. Паззлы (Jigsaw Diagram)

  • Собрать логическую цепочку из разрозненных фактов, событий





Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

  1. Игровые дидактические материалы http://www.studystack.com/

  • составить кроссворд

  • составить тесты

  • задания на соответствие, вставку пропущенных слов

  • флеш-игры по захвату правильного ответа

  1. сервис для создания интерактивных схем, рисунков. http://www.classtools.net/education-games-php/postIt

  • разработка демонстрационных схем к урокам

  •  проверка знаний учащихся: соедините надписи с соответствующим изображением

  •  задания на подписи к структурной схеме




Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Сайты гугл https://sites.google.com/, блоги http://www.blogger.com/

  • Создание портфолио достижений ученика

  • Сетевая площадка для реализации проекта

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Гугл форма, http://ru.99polls.com/

  • Для проведения опросов и анкетирования




Дистанционная работа с учащимися

    1. Вебмиксы Symbaloo.com

  • Каталог методических материалов в сети

  • Перечень тем, контрольных работ для выполнения

    1. Электронная почта gmail.com

  • Онлайн-консультации с возможностью реагирования в реальном времени.

    1. Сервис для создания фото- и видеогалереи с комментариями, записанными при помощи микрофона. http://voicethread.com/

  • Озвученные презентации

  • Виртуальная выставка

    1. сервис для построения карт знаний (ментальных карт, интеллект-карт) http://bubbl.us/

  • построение карт знаний

  • совместное обобщение и закрепление изученного материала

    1. Интерактивные диаграммы http://www.richchartlive.com/RichChartLive/

  • Создание диаграмм для презентаций, сайта, блога.

Распространение педагогического опыта.

Все вышеперечисленные сервисы

Рассмотрим детально некоторые сервисы, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.



Средства для хранения закладок на web-страницы.

Адреса сайтов

  • http://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс)

  • http://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс)

  • http://rumarkz.ru/ - Румарк (русский интерфейс)

  • http://utx.ambience.ru/ - Цветные полоски (русский интерфейс)

Зарегистрировавшийся пользователь сервиса коллективного хранения закладок, путешествуя по сети Интернет, может оставлять в системе ссылки на заинтересовавшие его веб-страницы. Делает он это почти так же, как это делается с обычными закладками, которые он сохраняет на своем собственном компьютере. Отличия состоят в следующем:

• Ссылки можно добавлять с любого компьютера, подключенного к сети Интернет

• Ссылки будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет

• Каждая закладка должна быть помечена одним или несколькими тэгами или метками-категориями. Пользователю предлагается присвоить один или несколько тэгов к каждой закладке, которые будут описывать её содержание. Если закладка, которую вы собираетесь добавить, уже находится в чьей-то коллекции, то вам сразу будет предложено принять популярные метки (тэги). Тэги могут быть отображены в виде списка или облака.

Англоязычный социальный сервис Делишес позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервиса происходит от англ. названия веб-сайта Del.icio.us. Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе Делишес ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова.

БобрДобр – http://www.bobrdobr.ru. Социальный сервис БобрДобр - российский аналог сервиса Делишес. Позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервиса происходит от скороговорки «Бобр добр для бобрят». Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова. В связи с появлением сервиса предлагается использовать в русском языке термин «забобр'ить» – т. е. добавить в список социальную закладку (тег). Хранение закладок на BobrDobr.ru дает возможность удобного доступа к ним с любого компьютера из любой точки мира. Как самому пользователю, так и (по его желанию) другим людям. При этом у пользователя всегда есть возможность решить, кому и в каком объеме предоставить доступ к своим закладкам.



Средства для хранения закладок на web-страницы могут быть использованы в педагогической практике следующим образом:

Источник учебных материалов. Система хранения закладок изначально предполагает взаимодействие пользователей. Вы можете вести поиск интересующих ссылок не только внутри своих личных закладок, но и внутри всего массива закладок, который разместили на сервере все пользователи сервиса Делишес. Система позволяет подписаться на все или определенные категории закладок, которые создает другой автор или целая группа авторов, а также обнаруживать интересную информацию в совершенно неожиданных местах, пользоваться опытом людей, которые искали сходные объекты.

Хранилище ссылок на учебные материалы. Учителя могут вместе вести поиск необходимых материалов.

Карты знаний. Дополнительные сервисы позволяют представить системы закладок как карты знаний и интересов. На базе таких сервисов может быть организована учебная деятельность. Таким образом в коллективном сознании связаны категории, которые люди используют для народной классификации найденных материалов. Мы можем взять две категории и посмотреть на то, как они связаны в массовом сознании пользователей сервиса Делишес. Если между двумя категориями нет связей, то они могут найтись после введения дополнительных меток.

Системы совместного хранения мультимедиа-материалов.

Адреса сайтов

  • фотосервисы:

    • http://Flickr.com – Фликр (английский интерфейс)

    • http://flamber.ru – Фламбер (русский интерфейс)

    • http://www.panoramio.com/ - Панорамио (многоязычный интерфейс)

    • http://picasaweb.google.com/ - Пикаса (многоязычный интерфейс)

    • http://foto.mail.ru/ - Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс)

    • http://www.fotodia.ru/ - Фотодия (русский интерфейс)

    • http://kalyamalya.ru – КаляМаля (русский интерфейс)

  • видеосевисы:

    • http://youtube.com – Ютьюб (английский интерфейс)

    • http://www.rutube.ru -Рутьюб (русскоязычный интерфейс)

    • http://video.mail.ru/ - Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс)

    • http://vision.rambler.ru/ - Rambler Vision (русскоязычный интерфейс)

  • аудиосервисы:

    • http://rpod.ru/

    • http://studio.odeo.com/

  • другие сервисы:

    • http://www.scribd.com – Скрибд (английский интерфейс) – для хранения текстовых файлов на любом языке

    • http://www.slideshare.net/ – СлайдШара (английский интерфейс) - для хранения презентаций

    • http://www.spresent.com/ - Спрезент (английский интерфейс) для создания презентаций он-лайн

Фликр

Фликр (http://Flickr.com) – социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего личного либо совместного использования цифровых фотографий. В сервисе Фликр используются метки-категории. Сервис позволяет всем пользователям обмениваться фотографиями, делиться своими фотографиями и метками на фотографиях. Развешивание наклеек-ярлычков на свои фотографии приносит немедленные преимущества - с ними фотографии легче искать. Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе Фликр фотографии, используя для поиска ключевые слова. Например, поиск по ключевым словам «летучая мышь» принесет нам перечень ссылок на все фотографии летучих мышей, к которым их владельцы прикрепили эту метку-категорию.

Российским аналогом сервиса Фликр является Фотодия http://www.fotodia.ru. Пользователь сервиса может размещать на сервере свои фотографии. К каждой фотографии следует добавить название, краткое описание и ключевые слова — метки для дальнейшего поиска. Можно делать заметки и на самих фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание. Для того чтобы воспользоваться сервисом Фликр, необходим только доступ к сети Интернет и любой браузер.

Социальный сервис Фликр может быть использован в педагогической практике следующим образом:



  • Источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио- и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д.

  • Хранилище учебных материалов, архивов фотографий и творческих работ учеников. Зарегистрировавшийся пользователь системы может помещать на удаленный сервер 20 МГб фотографий ежемесячно.

  • Средство для решения классификационных задач. К каждой фотографии ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова для дальнейшего поиска.

  • Средство для изучения карт знаний. Можно делать заметки и на самих фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание. Рисунок или фотография в этом случае служит картой, к которой один или несколько учеников делают пояснения.

  • Средство для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов.

Ютьюб

Ютьюб (http://youtube.com YouTube) – социальный сервис, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. В сервисе Ютьюб используются метки-категории. Сервис позволяет всем своим пользователям публиковать видеофайлы, делиться метками (тегами) видеозаписей. Отдельные видеозаписи могут быть объединены в тематические «телевизионные каналы» в соответствии с присвоенными метками. Пользователи сервиса Ютьюб совершают простые стандартные действия:



  • Просматривают видеоклипы других участников сообщества

  • Закачивают на сервер, помечают метками и обмениваются видеоклипами

  • Находят, создают и объединяют пользователей в тематические группы по интересам

  • Подписываются на обновления видеоклипов, создают плейлисты и «видеоканалы»

  • Интегрируют видеоклипы на свои веб-сайты Социальный сервис Ютьюб может быть использован в педагогической практике как источник учебных материалов.

Ютьюб может использоваться для хранения школьных видеоархивов и творческих работ учеников, сделанных с помощью видео. Ютьюб поддерживает видеофайлы, созданные с помощью цифровой камеры, видеокамеры и мобильных телефонов в форматах .WMV, .AVI, .MOV и .MPG .

Живой журнал (блоги)

  • http://Livejournal.ru – Живой журнал ЖЖ

  • http://Liveinternet.ru – Живой Интернет

  • http://blogs.mail.ru – Блоги на Мэйл.ру

Термин «Блог» — blog — происходит от английского слова, обозначающего действие — Web-logging или блоггинг — вход во Всемирную Паутину или Web, в которой человек ведет свою коллекцию записей. Как правило, это личные записи, напоминающие дневник. Часто в записях содержатся аннотированные ссылки на другие ресурсы, опубликованные в сети. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой URL — адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Этот простой признак — устойчивость ссылки — играет важную роль при установлении отношений между людьми и сообщениями. Если у сообщения нет устойчивого сетевого адреса, то оно не имеет статуса сетевого документа. На такое сообщение нельзя сослаться из другого сетевого документа, и оно не может быть найдено программными агентами. Простота публикации, ясная метафора каждодневных записей в сетевой дневник обеспечили приток новых авторов. Кроме того, выяснилось, что люди с большим интересом читают новости и заметки, подготовленные не в целях рекламы и продвижения собственного имени. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного образовательного пространства. В блоге принят обратный порядок записи. Самые свежие записи публикуются сверху. Для ведения блога нужен только доступ к Сети и желание представлять свои материалы. Как правило, автором записей в блоге является один человек. Авторы нескольких блогов часто объединяются в социальную сеть, отслеживают записи друг друга, оставляют отзывы и заметки на полях чужих дневников.

Сетевой дневник используется в различных целях:

.• Блог служит своеобразным персональным информационным помощником, который хранит записи и ссылки. Это такой помощник для письма и размышления с помощью компьютера.

• Блог используется как среда для записей событий собственной научной или личной жизни, которая может делаться для себя, своей семьи или друзей. Многие считают, что такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте.

• Блог может быть использован как среда для сетевого сообщества.

Социальный сервис Блоги может быть использован в педагогической практике следующим образом:



  • Площадка для педагогических дискуссий.

  • Для обсуждения вопросов организации сетевых обучающих проектов с использованием социального программного обеспечения и, в частности, для организации межрегиональных проектов.

  • Возможность для консультаций и получения дополнительных знаний.

  • Площадка для организации дистанционного учебного курса.

  • Рабочие записки директоров и учителей. Как правило, ученики и учителя встречаются друг с другом в условиях обязательной школьной среды, когда и те и другие выполняют предписанные обществом ритуальные действия. Что волнует учителя и директора школы в обычной, реальной жизни за стенами школы? Через технологию Живого Журнала учитель и директор могут дать ученикам и их родителям доступ к миру неофициального обучения.

  • Среда для организации сетевой исследовательской деятельности учащихся.
        1. Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов


В связи с быстрым развитием социальных сервисов Интернета, появлением разнородных сайтов, предоставляющих разные услуги и возможности для бесплатного коллективного творчества и взаимодействия, у активных пользователей появилась проблема с запоминанием имен пользователя, паролей доступа к этим сайтам. Кроме того, различная система навигации и интерфейсы сервисов также не способствуют облегчению деятельности человека в сети.

Другая проблема, которая уже появилась у разработчиков и владельцев крупных сайтов и сервисов, - проблема удержания и привлечения новых пользователей.

В силу этих причин крупные компании, предоставляющие услуги Интернет-сервисов, стали интегрировать «под одной крышей», у себя на сайтах (порталах) различные по типам социальные предложения. При этом компании стремятся обеспечить максимально дружественный и удобный для пользователя интерфейс, единый вход и доступ ко всем сервисом под одним логином и паролем (единый аккаунт).

Среди наиболее преуспевающих в этом направлении служб можно отметить российскую Mail.ru (услуги электронной почты, фото-, видеосервиса, поисковая система, блоги, новостная лента и др.), международную Google.

С точки зрения образования наиболее удачное решение в настоящее время предлагает набор инструментов Google (Гугл).

Адреса сайтов и описание сервисов Гугл:


  • http://gmail.com - электронная почта (Гмейл) с интеллектуальным интерфейсом, встроенным чатом, мощной защитой от спама, возможностью веб-доступа.

  • http://docs.google.ru - документы и таблицы (Гугл.Документы и таблицы) – возможность хранить в сети Интернет текстовые документы и электронные таблицы большинства известных форматов, возможность их редактирования несколькими пользователями (до десяти одновременно), публиковать их в открытом доступе с получением URL-адреса, просматривать все версии изменений документа, сохранять видоизмененный документ в любом из наиболее популярных текстовых форматов. При этом владелец документа, разместивший его на сервисе Гугл Докс, сам приглашает пользователей по электронной почте к просмотру или редактированию документа.

  • http://www.google.com/calendar/ - календарь (Гугл календарь) – планировщик событий, размещенный в сети Интернет, доступ к которому (по аналогии с документами Гугл) может быть открыт определенному кругу пользователей с правами доступа, которые определит владелец календаря. Одновременно в этом сервисе допускается иметь несколько календарей, при этом система может продемонстрировать смотрящему совмещение событий разных календарей, что несомненно является подспорьем в планировании деятельности одного человека или группы людей, работающих совместно.

  • http://groups.google.ru - группы (Гугл Группы) – возможность организовать в сети Интернет сайт – представительство сообщества. При этом владелец группы получает возможность изменять интерфейс сайта, приглашать в группу пользователей, наделять их различными правами. Члены группы в зависимости от предоставленных им прав могут создавать новые страницы (имеется примитивный текстовый редактор и редактор HTML), загружать файлы любого типа (тексты, таблицы, презентации, изображения), участвовать в обсуждениях, создавать личные страницы-визитки и т. д. Автоматически при создании группы сайт сообщества группы получает URL-адрес и электронный адрес списка рассылки.

Все перечисленные и многие другие (фотографии, блоги, новости и др.) сервисы объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы www.google.com/, так и с любой страницы всех дочерних служб.

Для того чтобы работать со всеми или с некоторыми сервисами, необходимо зарегистрироваться (получить аккаунт) на одном из них. Эти же логин и пароль будут служить пропуском на другие сайты Гугл.



Как можно использовать в педагогической практике

  1. Гугл документы и таблицы – как средство для совместного редактирования любых документов проектной деятельности школьников и взрослых.

  2. Гугл календарь – для планирования проведения различных мероприятий, в том числе и проектов

  3. Гугл группы – как средство для организации обсуждений по любым вопросам, хранений необходимых файлов, организации сетевых представительств сообществ, в том числе и работающих в рамках одного проекта

В целом, применение современных информационных технологий в образовании позволяет:

  • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

  • обеспечить самоконтроль учебно-познавательной деятельности;

  • демонстрировать визуальную учебную информацию;

  • моделировать и имитировать процессы и явления;

  • проводить практические работы в условиях виртуальной реальности;

  • прививать навыки принятия оптимальных решений;

  • повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации.

Ведение блога apukhtina.blogspot.com помогает учителю в реализации следующих задач:



  1. развитие интереса к изучению предмета;

  2. создание информационно-образовательной среды для учащихся;

  3. работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам различного уровня;

  4. корректировка работы отстающих учащихся;

  5. проведение рефлексии проведенных уроков;

  6. взаимодействие с родителями и коллегами;

  7. отслеживание проведения семинаров, мастер-классов и конкурсов;

  8. ведение собственной педагогической копилки;

  9. распространение опыта;

  10. ведение портфолио.

В результате педагогического опыта была сформирована следующая система:



    1. отобран комплекс сервисов

    2. разработан дидактический комплекс заданий по освоению и использованию сервисов

    3. предложены ведущие методические подходы (проблемный, задачный подход, групповая работа)

    4. разработан и используется информационный блог учителя, пополняется кейс сервисов веб 2.0 https://sites.google.com/site/webapukhtina/

Построенная система использования сервисов была применена в 2010-2012 учебных годах в МАОУ гимназии № 93 в 5-11 классах в урочной и внеурочной образовательной деятельности в рамках предмета «Информатика и ИКТ».

Для определения эффективности применения построенной системы были выбраны следующие показатели:



  • сформированность общеучебных умений и компетенций (информационно-деятельностных, регулятивно-рефлексивных):

2010-2011

  1. Константинова Анастасия (5г) - 2-е место в районном конкурсе реферативно-исследовательских работ для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы XXI века»

  2. Захарова Полина (5г) – 3-е место в олимпиаде Кубок Главы Города

  3. Пашнина Алена (5г) – Победитель Интернет -олимпиады ЧГПУ

  4. Сухоручкин Дмитрий (9а) – Призер Интернет-олимпиады ЧГПУ

  5. Татаров Кирилл (9в) – Диплом 3-й степени олимпиады УРФО

  6. Игнатьева Вероника (9а) – 3-е место в городском конкурсе «Ученик учителю»

2011-2012

  1. Жорницкий Евгений (10а) – участник областного тура Всероссийской олимпиады по информатике

  2. Андреева Юлия (5е) — 89 баллов в УРФО (2 тур Высшая лига)

  3. Глазырин Кирилл (6б) — 83 балла в УРФО (2 тур Высшая лига)

  4. Пашнина Алена (6г) - 83 балла в УРФО (2 тур Высшая лига)

  5. Зяблова Вероника (6б) - 83 балла в УРФО (2 тур Высшая лига)

  6. Букреев Александр (9в) — 80 балла в УРФО (2 тур Премьер-лиги)



  • наличие навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала:

увеличилось количество желающих принимать участие в социально-значимых проектах, школьной жизни

  • уровень навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности,

проведен ряд опросов и бесед

  • сформированность навыков работы в группе, умения соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждения:

групповые работы с документами в режиме онлайн, желание осваивать и вести обсуждения на блоге учителя.

Методики и инструменты оценки:



  • Оценка выполнения системы дидактических заданий

  • Программы наблюдений

  • Опросы

  • Анализ рефлексии по результатам выполнения заданий.

Применение социальных сервисов web 2.0 на уроках и во внеурочной деятельности заметно повышает интерес учащихся к предмету информатики, что отражается не только на качестве успеваемости, но и на ежегодном росте желающих принимать участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней, а также на результативности этих выступлений.


Апробация педагогического опыта проходила в период с 2011 по 2012 учебный год

  • на площадках сетевых педсообществ Открытый класс, Педсовет, Сообщество творческих учителей, Про школу, Интернет – государство учителей;

  • по средством публикаций на интернет-ресурсах;

  • в рамках профессиональных педагогических конкурсов.

Участие в педагогических сообществах свело меня с творческими учителями из разных городов: Линник HYPERLINK "http://www.openclass.ru/users/1358" Людмила Михайловна, г. Советская Гавань Хабаровского края (http://www.openclass.ru/node/31592), Тимохина Евгения Георгиевна, г. Мурманск (http://www.proshkolu.ru/user/tevg), Якушевская Юлия Сергеевна, г.Омск (http://yakushevskaya.blogspot.com), Чайка Людмила Викторовна, г.Омск (http://chajka2010.blogspot.com/), Марина Курвитс, г.Таллин, Эстония, (http://blognauroke.blogspot.com), a description...Ольга Алексеевна Пивненко, г. Санкт-Петербург (http://inf548u.blogspot.com), Ээльмаа Юрий Владимирович, г. Санкт-Петербург (http://w2edu.blogspot.com), Патаракин Евгений Дмитриевич, г.Нижний Новгород (http://itop-portal.net/ru/eduationpersons/600-patarakin-evgenij-dmitrievich), Мария Алексеевна Смирнова, г. Москва (http://www.nachalka.com), Маргарита Валерьевна Куликова, г.Краснодар (http://clasno.blogspot.com).

Работая в сетевых педагогических сообществах, я приняла участие в следующих конкурсах, мастер-классах, конференциях и семинарах:



  • Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств сети Интернет (Открытый класс)

  • Конкурс "Учитель года-2010"(Открытый класс);

  • Творческая мастерская 2.0 (Педсовет);

  • Международный проект «Мой кейс web 2.0» (Интел. Обучение для будущего);

  • Учебный семинар "Использование интерактивной доски в образовательном процессе";

  • Маcтерская "Публикация методических материалов средствами интернет-сервисов";

  • Семинар "Блоги в деятельности педагога";

  • Рисуем Хара-шо!;

  • Тренинг «Активизация».

Сетевое взаимодействие на этих мероприятиях было реализовано с помощью уже известных мне социальных сервисов web 2.0, а также на постоянном освоении новых возможностей интернет пространства.

Подводя итог, сформулируем рекомендации: не нужно стремиться постоянно использовать сервисы web 2.0, практика «инструмент ради инструмента» ни к чему хорошему не приведет. Нужно грамотно выбрать моменты, когда внедрение в учебный процесс инноватики принесет максимальную пользу.



Список литературы:


  1. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 —М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.

  2. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с. : ил. - (Учебно-методическое пособие)


Список интернет ресурсов:


  1. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v12_i2/pdf/12.pdf - Образование 2.0 – это будущее отечественного образования?
  2. https://sites.google.com/site/ito2011spb/- Мастер-классы конференции «Информационные технологии для Новой школы — 2011» (Санкт-Петербург)


  3. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=337 - Технологии, определяющие будущее образования
  4. http://inf548.blogspot.com/ - Блог учителя информатики


  5. https://sites.google.com/site/ulejconf/ - материалы конференции «Учитель в сети»

  6. http://blognauroke.blogspot.com/ Блог на уроке

  7. http://blognauroke.blogspot.com/ - Блог Якушевской Юлии Сергеевны

  8. http://iteach-2008.blogspot.com/ - intel® "обучение для будущего"

  9. http://vizumc.blogspot.com/ - Визуализация информации: сервисы для учебной деятельности.

  10. http://web-in-learning.blogspot.com/ - веб-технологии и веб-сервисы в обучении (обучение в «облаке»)

  11. http://chajka2010.blogspot.com - Блог Чайки

  12. http://w2edu.blogspot.com/ - педагогический клуб сетевого взаимодействия.








Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс
ещё >>