Конкурс «Уроки благотворительности» Исследовательская работа «История развития благотворительности в Казани и Казанской губернии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок благотворительности «Звезда человечности» 1 202.9kb.
Урок благотворительности «Благо твори» 1 186.62kb.
Тему благотворительности. Сейчас мы нечасто слышим о чьей-либо благотворительности... 1 14.37kb.
М. А. Сенина Благотворительность великих князей Константиновичей... 1 67.52kb.
Урок благотворительности «Арктическая гонка благотворительности» 1 50.45kb.
Учебная программа дисциплины «история благотворительности» 1 187.8kb.
Исследование по вопросам корпоративной благотворительности в России с. 7 1449.29kb.
Открытие «День спонтанного проявления доброты» 1 19.54kb.
1. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской... 1 217.3kb.
Исследование по истории Татарстана (11 класс) «Особенности социально-экономического... 1 207.78kb.
Уроки благотворительности» Тема мероприятия: «Быть полезными тем... 1 92.35kb.
Лучшие образовательные учреждения в рамках реализации мероприятия... 1 90.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс «Уроки благотворительности» Исследовательская работа «История развития благотворительности - страница №1/1



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан


I Республиканский конкурс

«Уроки благотворительности»
Исследовательская работа

«История развития благотворительности

в Казани и Казанской губернии»

Юртаева Регина Евгеньевна,

ученица 10Б класса

Научный руководитель

Хусаинова Гульфия Замиловна,

учитель английского языка

второй квалификационной категории

2010 год


Оглавление
I. Введение

История развития благотворительности и меценатства в Казани и

Казанской губернии……………………………………………………………. 5

II. Основная часть


  1. Краткая историческая справка об истории благотворительности

в Казанской губернии и Казани…………………………………………… 6

  1. «Мы по праву можем гордиться своими соотечественниками» -

казанские купцы – меценаты 18 -19 века и с их вклад в развитие

города Казани…........................................................................................ 7



  1. Азимовская мечеть.

  2. Алафузовский театр.

  3. Апанаевская мечеть.

  4. Бурнаевская мечеть.

  5. Величественный Воскресенский собор.

  6. Медресе «Марджани».

  7. Петропавловский собор. Богоявленская церковь.

  8. «Шамовская» больница.

  9. Сенная мечеть (седьмая соборная мечеть «Нурулла»).

  10. Александровский пассаж Национальной библио­теки РТ.

  11. Здание Национальной библио­теки Республики Татарстан.

  12. Раифская Богородицкая пустынь (монастырь).

  13. Здания и сооружения, построенные на средства Крестовниковых.

  14. Hayчно-промышленный музей г.Казани.


III. Заключение. « Настало время делать добрые дела »……………………15

IV. Список использованных источников и литературы………………….17

Примечание.

К работе прилагаются:



  1. Мультимедийная презентация

«История развития благотворительности в Казанской губернии. Казанские купцы - меценаты 18 - 19 века и их вклад в развитие города».

  1. Компьютерная – викторина «Угадайте названия архитектурных памятников»



Цели исследовательской работы:

- пробудить интерес к историческому прошлому своей страны;

- расширить представление о культуре и архитектуре одного из древних городов России;

- познакомить с историей развития благотворительности и меценатства в Казанской губернии;

- познакомить с личностями казанских купцов – меценатов 18 -19 века и с их вкладом в развитие города Казани;

- воспитание бережного отношения к памятникам архитектуры.



Введение
Россия нуждается в истории, освобожденной от предвзятостей,

и такая история может быть написана только коллективно,

усилиями ученых всех народов, внесших вклад в развитие

этого обширного пространства.

М.Ш.Шаймиев
Каждый из нас, я думаю, знает свое «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, когда каждому из нас хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом, что нас всех объединяет.

Человек должен знать и любить историю своего Отечества, должен помнить о своих предках. С исторической памятью народа нельзя обращаться произвольно. Без памяти мы потеряемся в потоках времени, утратим свои корни, забудем родной язык, родную культуру.

Но этого допускать нельзя. Поэтому я решила рассказать об удивительной, уникальной малой Родине – древнем городе Казани, об истории развития благотворительности в Казанской губернии, о казанских купцах - меценатах 18 - 19 века и их вкладе в развитие города.

Казань всегда привлекала внимание представителей других культур как связующее звено между Востоком и Западом. Ее территория издавна была местом встреч разных цивилизаций, конфессий, здесь издревле жили и живут, духовно обогащая друг друга, представители разных этносов.

Архитектурный облик Казани формировался на протяжении многих веков. Лучшие российские и зарубежные мастера трудились над созданием неповторимого образа сокровищницы общероссийской культуры. Сейчас Казань входит в число красивейших столиц мира, соединяя в себе лучшие образцы зодчества прошедшего столетия и современной архитектуры. Немалый вклад в развитие города как культурного, исторического, промышленного центра внесли меценаты - богатые купцы, предприниматели, коллекционеры, представители крупной буржуазии.

Моя исследовательская работа не только своеобразный путеводитель по городу, это заочная экскурсия по Казани, это экскурс в историю развития благотворительности и меценатства в Казанской губернии. Перед вами предстанут древние архитектурные памятники, которые имеют свою историю. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Усилиями реставраторов возвращены к жизни в своем первозданном виде архитектурные ансамбли, монастыри, соборы, мечети. Созданное совместным трудом народов Татарстана постоянство добрых отношений меду ними, традиции межнационального согласия – наш бесценный капитал. Мы должны знать и беречь богатое культурное наследие республики, чтобы оно послужило созиданию будущего моей Родины, мирному процветанию страны.

Думаю, что данное исследование не оставит равнодушными посетителей маршрута, так как содержит познавательный краеведческий материал об истории создания архитектурных сооружений, монастырей, мечетей, о людях, благодаря которым они появились.

Основная часть


  1. Краткая историческая справка об истории благотворительности Казани и Казанской губернии.

Мы часто слышим такие слова, как: «благотворительность» и «меценат». А что же такое благотворительность и кто такие меценаты?

Вот какое определение этих слов дается в Толковом словаре С.И. Ожегова.



  • Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости.

  • Меценат – богатый покровитель наук и искусств.

Знакомясь с историей развития благотворительности и меценатства в Казанской губернии и Казани, я узнала много интересного. Познакомилась с личностями казанских купцов – меценатов 18 -19 века и с их вкладом в развитие города Казани. Большинство прекрасных архитектурных сооружений было построено на средства меценатов.

Мы по праву можем гордиться своими соотечественниками: Ушаковым, Апанаевым, Александровым и другими. Эти люди навсегда останутся в истории нашего края. Именно они первыми стали вкладывать средства в благотворительность.

Благотворительность дореволюционной Казани, впитавшая многие культурные, религиозные традиции ислама, православия, имела два важных фактора, необходимых для успешного развития. Выгодное географическое расположение города на перекрестке торговых путей, наличие судоходных рек, богатейшие природные ресурсы, кустарное промышленное производство и предприимчивость населения способствовали развитию торговой деятельности, что, в свою очередь, обуславливало увеличение количества состоятельных лиц, владеющих немалым оборотом капитала. Богатые купцы, представители крупной буржуазии составляли «движущую силу» казанского благотворительного процесса. Вкладывая средства в решение городских социальных «болячек», они формировали материальную, финансовую основу благотворительности.

В связи успешной предпринимательской деятельностью купцов и промышленников

с 18 века возникли благотворительные заведения общества. В Казани такой благотворительностью стали заниматься купцы Михляевы, Осокины, Крупенниковы, Апанаевы, Юнусовы и другие. Благотворительность особенно активизировались со второй половины 19 века, когда примером в этом деле выступили члены императорской фамилии, посетившие Казань. В городе возникли такие благотворительные общества, как: «Общество для вспомоществования бедным студентам» (1871 г.); «Общество пособия бедным мусульманам г. Казани» (1898 г.). «Общество борьбы с детской смертностью» (1909 г.)

Именно тогда город покрыла целая сеть детских приютов, богоделен, общедоступных больниц, школ, училищ, бесплатных столовых, чайных, ночлежных приютов, домов трудолюбия, содержащиеся на купеческие капиталы. К началу 60-х годов 19 века в городе функционировало 7 благотворительных организаций. В 70-е годы 19 века их уже 12, в 80-е годы 19 века численность организаций возрастает до 26, в 90-е годы 19 века благотворительных организаций насчитывается уже 46. И, наконец, с 1900 по 1917 годы их более 70. На средства казанских купцов-меценатов были построены больницы и лечебницы, общественные центры и приюты, монастыри, соборы и мечети.


2. «Мы по праву можем гордиться своими соотечественниками».

1)Азимов Муртаза Мустафинович (1819-1887 гг) - купец, почетный гражданин Казани. На свои средства возвел в Но­во-Татарской слободе мечеть, названную его именем.

Азимовская мечеть - памятник архитектуры 2-й пол. XIX века (находится на ул. Фаткуллина,15). В хорошей сохранности, но документов о ее строительстве не обнаружены. Старожилы связывают основание мечети с именем купца М.М. Азимо­ва. В формах отделки преобла­дает "мавританский стиль". К прямоугольному в плане одноэтажному зданию примыкает высокий и тонкий минарет (высота - 31 м, диаметр – 3 м). Входы в мечеть оформлены в виде порталов с двумя присло­ненными к стене полуколонна­ми.

2) Алафузов Иван Иванович (1837-1891 г.г) – предприниматель, меценат.

Почетный гражданин Казани. Владел крупнейшими в Поволжье прядильными и ткацкими производствами. Построил в Ягодной слободе Народный дом, известный под названием Алафузовского театра.



Алафузовский театр – так назывался культурный центр Ягодной слободы Казани для рабочих и служащих заводов и фабрик И.И Алафузова. Был известен также как Александровский образовательный дом и как Зареченский театр. При нем работали воскресная школа, библиотека с читальным залом, аптека Красного Креста, фельдшерский пункт и столовая для рабочих. Товарищество артистов еженедельно давало спектакли на русском языке, изредка - на татарском. Здесь для служащих устраивались танцевальные вечера, лекции на научно-популярные темы. Рабочие пользовались потребительской лавкой, где товары отпускались в кредит. После революции в здании размещался Рабочий дворец с «революционным театром», позже – Дворец культуры льнокомбината. Несмотря на такое интенсивное использование помещений, великолепное строение 2-й половины 19-го столетия неплохо сохранилось, ныне – здание Татарского молодежного театра на ул. Гладилова.

3) Апанаевы – промышленники и общественные деятели. На их средства была построена Апанаевская мечеть (на ул. К. Насыри, 29). В разное время в Казани им принадлежали кожевенные и мыловаренные заводы, типография.

Апанаевская мечеть – памятник архитектуры 18 века. Построена на средства Апанаевых в Старо-Татарской слободе. Ее возводили местные мастера, но по старым документам известно, что руководил строительством зодчий из Москвы. Внешний облик здания близок к стилю барокко с элементами национальной декорировки. Фасады украшают пилястры и карниз из городков. В интерьере сводчатые покрытия имеют богатую художественную отделку, печи облицованы затейливыми изразцами поливной керамики.

4) Бурнаев Мухаметсадык Курбангалеевич (1826-1898 гг.) – казанский купец и меценат. На его средства построена Бурнаевская мечеть в Ново-Татарской слободе.

Бурнаевская мечеть строилась в самом конце 19 века, когда господствовали эклектичная и стилизаторская архитектура. Примером их сочетания с формами русской кирпичной кладки служит как раз Бурнаевская мечеть.

5) Крупенников Леонтий Филиппович (1755-1839 гг.) – крупный чайный торговец и козловый заводчик России, купец 1-й гильдии и потомственный почетный гражданин Казани. Построил для города Величественный Воскресенский собор (колокольню и церковь св. Сергия Радонежского, 1839 году). На протяжении почти ста лет он был украшением центральной улицы, названной в честь храма Воскресенской (ныне – Кремлевская).

Разрушен в1930-х гг. Крупенников прославился тем, что стойко держался в плену у Емельяна Пугачева. В1909-1911 гг. его избрали казанским городским головой. В домах Крупенникова, их на Воскресенской улице было два: дом №2, в 1817году останавливался великий князь Михаил Павлович, и дом, который до 1976 года стоял напротив главного здания университета, в течение всего 19 века был центром культурной жизни города. В 1833 году Леонтия Филипповича навестил А.С. Пушкин, а в 1836 г. Он, «как большой знаток Казанского края», был представлен Николаю Павловичу.



6) Муллин Бургандин Фархутдинович (1836-1917 гг.) – казанский купец и общественный деятель. Торговал чаем и сахаром. В1879-1900 гг. гласный городской думы, одновременно (с1883г) – член городской управы. В1878-82 гг. – староста татарского купеческого общества Казани. Пожертвовал средства на строительство медресе «Марджания», создание Мусульманского благотворительного общества. Член Общества призрения и образования глухонемых и Общества попечения о бедных и больных детях города Казани. Сохранился дом Муллина, являющийся памятником татарского купеческого зодчества.

«Марджани» - медресе, открытое в Казани в 1870 году. Названное по имени основателя – Ш. Марджани. Разрешение на строительство мечети дано самой Екатериной 2 во время ее визита в Казань. Образование и воспитание шакирдов в медресе велось с учетом требований общественного прогресса. Среди учащихся медресе были С.Х. Айдаров, С.З.Сайдашев, Х.М. Ямашев и др. Здание сохранилось и является памятником архитектуры позднего классицизма.

7) Михляев Иван Афанасьевич (1667-1728 гг.) – первостатейный купец, владелиц крупнейшей в крае Суконной мануфактуры. В связи с приездом в Казань в 1722 г. Петра 1 на свои средства построил храм. Во имя святых апостолов Петра и Павла (1723-1726), на века украсивший город. На его средства построены храмы Пераскевы Пятницы (1730), Сошествия Святого Духа в Казани, а также Успенская церковь в селе Алат (1712 г; ныне Высокогорский район РТ) и Успенская церковь в селе Успенское (1734; ныне на территории Булгарского историко-архитектурного заповедника в Спасском районе РТ) и др.

Петропавловский собор в Казани (ул. Мусы Джалиля 2). Один из наиболее ценных памятников архитектуры в стиле барокко. Построен (1723- 1726 гг.) на средства купца И.А. Михляева в честь пребывания в Казани в 1722 году Петра Великого. Исполнен в типичных формах русского барокко и является одним из лучших в своем стиле сооружений в России. Двух ярусное здание храма поднимается на высоту 52 м. Сейчас это кафедральный собор.

Богоявленская церковь построена на месте взрыва («пролома») крепостных стен Казанского посада при взятии города Иваном 4, которая первоначально была деревянной. В 1731 году на средства купцов И.А. Михляева и С.А. Чернова построена каменная пятиглавая бестолопная церковь с шатровой колокольной. После перестройки церкви в 1897 году по проекту М.Д. Михайлова и Г.Б. Руша была построена и новая колокольня, которая стала одним из архитектурных силуэтов города.

8) Шамов Яков Федорович (1833-1908) - купец 1-й гильдии, известный меценат, председатель Купеческого банка в Казани. Родился и похоронен в Казани, потомственный почетный гражданин города. На его средства построены старообрядческая церковь (1911 г.)

Ныне храм восстановлен (на ул. Островского; после реставрации действует), грандиозное здание городской больницы (1910 г.). Лечебница была для своего времени лучшей по оснащенности (и еще долго оставалось такой). Сейчас здесь (ул. Калинина, 5) – 1-я городская больница, известная и поныне под названием «Шамовская». Дом по улице Воздвиженской (ныне Островского, 25), построенный в 1899 году и где жил до кончины Шамов, ровно через сто лет превращен после реставрации в Дом дружбы народов Республики Татарстан.



9) Юнусовы – казанские купцы, заводчики и общественные деятели: 1) Мухаммадрахим Юнусович (1743-1820 гг.), купец 1-й гильдии, оставил средства на строительство в Казани соборной мечети; 2) Губайдулла Мухаметрахимович (1776-1842 гг.) - купец 1-й гильдии, первый руководитель Татарской ратуши в Казани; 3)Ибрагим Губайдуллович (1806-1886 гг.) и 4) Исхак Губайдуллович (1814-1885 гг) - купцы 1-й гильдии, коммерции советники, совладельцы крупнейших в городе кожевенных заводов, основатели первого в Казани мусульманского детского приюта, официально названного в их честь «Юнусовским». В память этих купцов в городе одна из площадей Старо-Татарской слободы также была названа «Юнусовской».

Сенная мечеть – памятник татарской культовой архитектуры, Называлось также Базарной, Юнусовской, Главной. Построена в Старо-Татарской слободе Казани в 1845-49 гг. (по проекту Г.М. Ломана) на средства купца Г.М. Юнусова. В оформлении здания использованы формы и элементы ближневосточного зодчества. В 1990-х гг. восстановлен минарет, и мечеть приведена в первоначальный вид; переименована в мечеть «Нурулла», используется по назначению.

10) Александров Иван Василье­вич (ум. 1893) - предприниматель, меце­нат и общественный деятель. Потомственный почетный гражданин Казани. Иван Василье­вич владел в Казани за­водами: минеральных, фруктовых и ягод­ных вод, шипучих квасов, пиво-медо­варенным, спиртоочистительным и соло­довенным (ныне - "Красный восток").

Пожертвовал средства на строительство детского приюта, мусульманской богадельни.

В 80-х гг. при участии других родственников построил и передал в дар городу одно и самых значительных зданий Казани Александровский пассаж. В Александровской лечебнице для приходящих только за 1866-91 гг. получили помощь (форме бесплатной выдачи лекарств) свыше 186 тыс. человек. Медперсонал работал безвозмездно;

Ольга Сергеевна (1850 - 1914) - общественная деятельница из купеческой семьи Александровых, была замужем за казанским губернатором А. К. Гейнсом. Возглавляла попечительский совет Ксенинской женской гимназии, активно помогала при устройстве в Казани международной художественно - промышленной выставки (1890). Особую щедрость проявила при открытии в Казани научно - промышленного музея (1895 году).



Александровский пассаж - построен в 1880 -82 гг. по проекту петербургских архитекторов В.Е Суслова и Н.Н. Поздеева. Строительство обошлось Александровым в 800 тыс. руб. золотом. Здание безукоризненного качества отделки, с четкой сочной прорисовкой всех архитектурных деталей долгое время оставалось украшением центра Казани. Оно по завершении строительства было передано городу под музей. Однако ввиду неудачной внутренней планировки использование его помещений для музейных экспозиций оказалось неудобным. Строение превратилось в пассаж - ряд модных магазинов. На верхних этажах в нем размещались перворазрядная гостиница и редакция "Волжского листка». Позже здесь располагались различные учреждения города, детский кинотеатр "Пионер ", кафе. В 1970-80 гг. пассаж реставрировался.

11) Ушковы - известные предприни­матели серед. XIX - нач. XX вв. Осно­ватель дела - вятский государственный крестьянин Капитон Ушков. Он обратил внимание на поташный промысел, полу­чивший развитие в соседнем Мензелинском уезде Уфимской губернии с начала

18 века и решил использовать поташ как начальное сырье для производства калия, который до этого завозился из заграницы и заложил на берегах Камы свой первый завод - Кокшанский, а вскоре его сын П. К. Ушков построил Бондюжский химический завод, ставший единствен­ным в своем роде (по неко­торым видам продукции остается таковым до сих пор) в России.

Один из ушковских заводов работал в Казани. Технология производства на предприятиях Ушкова соответствовала мировому уровню, а выпускаемая продукция была дешевле, чем импортная. Д.И. Мен­делеев, неоднократно бы­вавший на Бондюжском заводе, высоко оценивал его технический уровень. Ученый своими пред­ложениями содействовал дальнейшему развитию завода. Он считал, что процветание известного всей России предприятия связано, прежде всего, с выдающейся ролью П.К. Ушкова, у которого, как писал в 1898 г. Менделеев, "расшаталось здоровье, но для России получилось небывалое где-то там, на Ка­ме..". Естественно, что Ушковы очень скоро разбогатели, могли дать подрастающим поколениям наследников высшее образо­вание и воспитание. Племянник П.К. Ушкова - Алексей Константинович, инженер, стажировавшийся во Франции, женился на дочери профессора Ка­занского университета Н.Ф. Высоцкого, мог позволить себе подарить будущей жене - Зинаиде Николаевне - великолеп­ный дворец, выстроенный по его специ­альному заказу по проекту известного архитек­тора К.Л Мюфке на Воскресенской ули­це (ныне - здание Национальной библио­теки РТ). Ушковы выступали мецената­ми. Так, М.К. Ушков, владелец химиче­ского завода в Казани, закупил оставшуюся без присмотра богатейшую библиотеку казанского профессора - юриста А.С. Павлова, привлек cпeциалистов к ее библиографическому описанию и после составления каталога передал это ценное собрание книг в дар недавно открытому Саратовскому университету, строили церковь в заводском поселке Бондюга и в селе Тихие Горы на берегу реки Кама, где до 1917 г. для кряшен церковная служба велась на их родном языке.

12) Раифская Богородицкая пустынь (монастырь).

Основана в XVII в. иеромонахом Филаретом на бе­регу озера Раифа в бывших глухих Черемис­ских лесах (ныне - заповедник) в 35 км от Казани. Монастырь часто страдал от пожаров, но всегда оставалась невреди­мой его главная святыня - чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Строительству монастыря и обустройству его территории всегда помогали местные крестьяне, землевладельцы, купцы и ре­месленники Казани. Особый след в Раифе оставил помещик М.Т. Атлашкин (похоронен на территории монас­тыря в 1901 г.), который в конце XIX века возвел на свои средства пятиярусную с проездной аркой колокольню, возвыша­ющуюся над вековыми соснами, откуда звон раздавался далеко окрест. Храмов до закрытия в 1928 г. было пять. В годы советской власти монастырь был подверг­нут разграблению, а часть монахов расстреляны чекистами. Оставшиеся в жи­вых бывшие насельники монастыря некоторое время еще вели богослужение в окрестных селах. 27 января 1930 г. все они были арестованы якобы "за антисо­ветскую агитацию", а через три недели на заседании судебной тройки ГПУ ТАССР приговорены к расстрелу. Зда­ния и храмы монастыря были оскверне­ны. Здесь длительное время содержались малолетние преступники. Ныне мо­настырь возрожден и приобрел преж­ний величественный вид.



Восстановлены и действуют Троицкий собор (кон. XVII в.), церковь Грузинской Божьей Матери (арх. М.П. Коринфский, 1835-1842), цер­ковь св. Софии (1794), церковь Николая Чудотворца (1692) и др. Незаконно осу­жденные и погибшие за веру иеромо­нахи Раифского монастыря Иосиф, Сергий, Антоний, Варлаам, Иов и по­слушник Петр по решению Синодальной комиссии Русской Православной Церкви и благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II объявлены вели­комучениками. 6 апреля 1997 г. все они официально канонизированы в лике свя­тых.

12) Щетинкин Павел Васильевич (1846-1917 гг) - купец 1-й гильдии, ком­мерции советник, меценат, потомственный почетный гражданин Казани. Один из богатейших людей, владелец крупнейшей гос­тиницы, известный под названи­ем "Щетинкинских номе­ров", шикарных магазинов по торговле меховыми из­делиями. Проявил себя как ревнитель православия, был глубоко озабочен духовно-нравствен­ным состоянием кряшен. Вошел в "Братство св. Гурия" как попечи­тель. На свои средства построил новое здание для Центральной крещено-татар­ской школы в Казани и полностью осна­стил школу учебно-лабораторным обору­дованием, возвел церкви в ряде селений Ааишевского и Мамадышского уездов (в Сокурах, Янсуварах, Верхнем Арняше, Уреево-Челнах, Ковалях и др.), приобре­тал для них иконы, колокола, церковную утварь, издавал книги, в том числе сборник стихов Якова Емельянова. Пользовался в народе широкой известностью и глубо­ким уважением. Сохранился дом, где жил Щетинкин, (ныне - ул. Баумана, 34). Постро­енный в 1844 г. по его заказу известным архитектором Ф.И. Петонди, этот дом является интересным памятником градо­строительства позднего классицизма в Каза­ни. Является памят­ником архитектуры и церковь Николая Нисского (1883 гг), построенная им вме­сте с казанскими меценатами В. И. Заусайловым и А. Н. Свешниковым.

13) Крестовниковы - известные предприниматели, владельцы крупных в России мыловаренных и свечных произ­водств, банкиры, купцы-меценаты, внесшие большой вклад в культурное и эко­номическое развитие Каза­ни, укрепление ее город­ского хозяйства. С их именами связано появление в Казани водопровода, канализации, электроосвещения, трамвая. До сих пор сохранились построенные ими для рабо­чих и служащих завода здание больницы (ныне на ул. Ватутина), корпуса тех­нического и технологиче­ских училищ (на берегу озера Кабан и в конце улицы К. Маркса), жилой дом для ИТР, баня (на ул. Тукаевская) и другие объекты. Крестовниковы способствовали становлению химической науки (особенно в ее органическом направления) при Казан­ском университете. Многие здания и сооружения, построенные на средства Крестовниковых, хорошо со­хранились до наших дней и представляющий собой комплексный памятник промышленности архитек­туры. Родоначальником фа­милии был свободный крестьянин из Переяславля - 3алесского Крестовников Кузьма Васильевич (1755-1814 гг.). Крестовниковы состояли в родстве с из­вестными предпринимателями края Стахеевыми. Один из Крестовниковых, Григорий Александрович (1855 -1918), член ЦК партии октябристов, возглавлял крупнейший в Москве коммерческий банк, был сенатором, членом Государственного Совета (1906). Последние казанские представи­тели рода Крестовниковых после революции 1917 г. добро­вольно передали мыловаренный и свечной за­вод (ныне комбинат им. М. Вахитова, поделенный на ряд дочерних предприятий) государству, а сами работали на нем инженерами и экономистами.

14) Лихачев Андрей Федорович (1832-1890 гг.) - известный археолог, краевед, кол­лекционер, одним из первых исследовал и прокомментировал "Повесть временных лет", исследовал развалины золотоордынского го­рода Булгар. Родился в Казани, учился в 1-й мужской гимназии и окончил Казанский университет. Жил в доме отца на углу Поперечно-Покровской и Мало-Покровской улиц (сохранился; ныне - ул. Б. Красная и Городецкого, 15\9), позже - в собствен­ном доме на ул. Ново-Комиссариатской (сохранился; ныне ул. Муштари, 11). Со­бранные им в течение 30 лет богатейшие археологические, и этнографические коллекции, включающие бо­лее 40 тыс. предметов, в 1891 г. были выкуплены его братом у вдовы и пере­даны в дар городу. Позже они составили так называемый "лихачевский фонд" и послужили ос­новой для создания городского научно-промышленного музея (ныне ГОМ РТ). Среди этих вещей музейного значения были более 24 тысяч старинных монет, около 1500 книг, до 500 художественных полотен, в т.ч. Рембрандта, Тициана, Брюллова, Айвазовского, Шишкина.

Лихачев Иван Федорович (1826-1907) - вице-адмирал, почетный гражданин Казани, брат А.Ф. Лихачева. В 1891 г. выкупил у вдовы брата его кол­лекцию за 30 тыс. рублей золотом и пе­редал в дар городу для организации Hayчно-промышленного музея, членом по­печительского совета которого он был до кончины. Умер и похоронен в Париже.


Заключение
«Благотворительность, как явление, существовала всегда и будет существовать вечно. Раньше в силу определенных обстоятельств многие не могли оказывать помощь нуждающимся. Сейчас время другое, мы можем себе это позволить. Благотворительность должна стать образом нашей жизни», - заявил Президент РТ Минтимер Шаймиев. Он отметил, что не важно, в какой форме будут делаться добрые дела, главное, чтобы они исходили от самого сердца. Человек по природе своей добр и хочет делать добро. Он не должен взамен ждать слов благодарности, а просто ощущать чувство радости за содеянное. Думаю, что время делать добрые дела будет длиться и не закончится.

Международная общественная премия «Добрый ангел мира» была учреждена Международным благотворительным фондом «Меценат столетия» и является высшей формой поощрения граждан, активно занимающихся благотворительной деятельностью. В категории «Меценат и благотворитель года–2005» и в номинации «Президент Республики–2005» звание лауреата присуждено Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву. Награды премии – Золотую грамоту «Меценат», орден «Держава», нагрудный знак ордена и статуэтку «Добрый ангел» - по поручению Президента Татарстана получил полномочный представитель РТ в РФ Назиф Мириханов. Среди отмеченных этой почетной Международной премией в области меценатства и благотворительности - Президент Республики Сербия Борис Тадич, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, депутат Госдумы РФ Геннадий Селезнев, Президент Чеченской Республики Алу Алханов, певцы Лев Лещенко, Юрий Антонов.

С каждым годом идея добра и благих дел находит все больше и больше откликов в сердцах людей, ежегодно в благотворительности принимают участие отдельные граждане, различные организации, предприятия, учреждения. В нашей республике граждане активно занимаются благотворительной деятельностью. В числе известных лауреатов Международного благотворительного фонда - наш земляк - начальник НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаиль Нурмухаметов. В ряду признанных обществом меценатов - генеральный директор ОАО «Арское АТП» Рузаль Гараев, генеральный директор ОАО «Городская клиническая больница №12 Казани» Тауфик Сафин, председатель СХПК им. Вахитова Кукморского муниципального района РТ Нафик Хусаинов, генеральный директор ТНВ «Кубня» Кайбицкого района РТ Альберт Рахматуллин, генеральный директор ОАО «Чистопольский завод «Автоспецоборудование» Михаил Корочкин, генеральный директор ОАО «ПИК «Идел-Пресс» Ислам Ахметзянов.

Данная исследовательская работа может быть использована как наглядный учебный материал на уроках истории, краеведения, географии. Уникальность работы заключается в том, что она имеет практическую направленность: позволяет учащимся совершать виртуальные экскурсии по Казани, являясь путеводителем для желающих посетить культурно-историческое пространство древнего города, узнать историю развития благотворительности в Казани и Казанской губернии. В системе воспитательной работы этот материал дает возможность соприкоснуться с культурным наследием моей малой родины, содействует формированию гражданско-патриотических качеств, осознанию того, что лишь сухо сочувствовать кому-то - мало. Надо что-то делать и нам самим.



Список использованной литературы


  1. Глухов М.С. Казанский ретро – лексикон, Казань, 2002, (стр.220)

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, 1984, (стр.899)

  3. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана, «Идель - Пресс», г.Казань, 2001, (стр.544)

  4. Хакимов Р.С. Атлас истории Татарстана и татарского народа,

«Дрофа», г.Москва, 1999, (стр.64)

  1. Компьютерный диск «Казань 1005 -2005»








Аскет из добродетели делает нужду. Фридрих Ницше
ещё >>