Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» Секция математики... 1 191.99kb.
Конкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика"... 1 211.62kb.
Конкурс Учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция: «Окружающий... 1 58.35kb.
Конкурсе «юный исследователь» для учащихся 1-4 классов; «первые шаги... 1 26.91kb.
Конкурс Учащихся с 1-7 класс «Первые шаги в науку» 1 166.45kb.
Конкурс художественного чтения «Мой любимый Пушкин» 1 34.89kb.
Мероприятия, форма проведения 6 1439.6kb.
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов «Первые шаги... 1 103.25kb.
Исследовательская работа «История развития астрономии» 1 111.35kb.
Черная пятнистость роз: устойчивость в зависимости от сорта, способы... 1 170.42kb.
25 декабря 2010 г проходила детская школьная конференция «Первые... 1 38.8kb.
Книги Беляев, И. Д 1 41.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» - страница №1/1



Межрегиональная дистанционная конференция-конкурс

учащихся 1-7 классов

«Первые шаги в науку»

Секция краеведения


Псковская губерния в 1913 году

Выполнил Васильев Владислав Аркадьевич,

ученик 6 «г» класса МОУ «Пушкиногорская средняя школа им.А.С.Пушкина»

Научный руководитель: Васильева Галина Ивановна, учитель истории

2011 г
Содержание.


I. Введение. с.3

II.Основная часть. с.3-8

1.Развитие сельского хозяйства. Лен- основа псковской с. 3-5

экономики.

2. Духовная жизнь губернии. с.5-7

3. Проблемы Псковской губернии. с.7-8

III. Заключение. с. 8-9

IV. Информационные ресурсы. с. 9



I. Введение.

Интерес к проблеме исследования возник случайно, я познакомился с отчетом губернатора Псковской губернии за 1913 год.



Объект исследования: отчета губернатора.

Цель работы: выяснить особенности отчета губернатора как важного исторического документа.

Задачи работы:1) изучить отчет губернатора

2) проанализировать документ

3) составить диаграммы по теме исследования

4) доказать гипотезу исследования



Методы исследования: сбор, обработка материала по данной теме, анализ архивных документов.

Гипотеза исследования: отчета губернатора позволяет выяснить особенности развития края, проблемы и пути решения проблем.

Актуальность своей темы определяю как стремление привлечь внимание к истории родного края.

Результаты исследования оформлены в форме статьи.

Всеподданнейшие отчеты губернатора – источники по истории социально-экономического развития Псковской губернии..Отчеты, ежегодно составляемые губернатором, носили полное наименование: «Всеподданнейший отчет губернатора Псковской губернии». Описывая развитие Псковской губернии, губернатор прежде всего рассказывал об организации управления социально-экономическими процессами в крае.

Данные отчеты хранятся в Государственном архиве Псковской области (ГАПО).

II.Основная часть.

1.Развитие сельского хозяйства. Лен- основа псковской экономики.

Из отчета псковского губернатора (1911-1916) Медема Николая Николаевича следует, что основу экономики Псковской губернии в 1913 году составляло сельское хозяйство.

«Слабое развитие промышленности и торговли и исключительное значение сельскохозяйственного промысла, как главного источника средств к существованию для большей части населения отчетный год был благоприятным для Псковской губернии, и хлеба дали сбор выше среднего, за исключением картофеля и льняного семени. Своего хлеба крестьянам хватило почти на 8 месяцев. Лен, составляющий главную доходную статью в бюджете крестьянина, уродился средний и цены на него, ввиду имевшихся за границей запасов прошлогоднего урожая, держались близко, но, не смотря на это, затруднений в приискании средств для приобретении ежегодно не достающего количества продовольственных хлебов крестьяне не испытывали и 80 % сельского населения прибегало к покупке хлеба за наличные деньги, а остальные - приобрели хлеб частью покупкой, частью займом» . ( 1)

Качество сеянного сена, благодаря благоприятной погоде при уборке, получилось повсеместно, кроме Торопецкого уезда, хорошим, а для луговых трав – хорошим в Псковском, Порховском, Новоржевском и Великолуцком, и средним – в остальных уездах.

Главным источником народного благосостояния Псковской губернии являлся лен. Псковская губерния уступала в производстве этого продукта только Смоленской, Вятской и Тверской губерниям, по высокому же качеству получаемого продукта она занимала первое место в России и псковский «долгунец» пользовался везде заслуженною известностью.

Задачами по улучшению льняного волокна и сбыту его было занято губернское земство.

В отчетном году губернская земская управа, совместно с Псковским биржевым комитетом, предприняла опыты по сбыту льна непосредственно иностранным фирмам, минуя посредников. «Имеющий громадное значение при установлении цен на лен сортомер льна, выработанный Псковским биржевым комитетом начал прививаться в жизнь и в льняную компанию 1913 года было продано льна как на русские, так и на иностранные фабрики «согласно стандарту Псковской биржи», как говорилось в контрактах. Для ознакомления населения с биржевыми сортами губернскою управою были разосланы по волостям образцы сортомерного льна.

Зависимость цен на лен от заграничного рынка, куда почти только и сбывается псковское волокно, ставит псковского льновода в тяжелое положение, усугубляемое неосведомленностью его ни об отечественных, ни об иностранных рынках. Своевременно следить за льном от места его производства до места переработки, учитывать запасы льна в торговых центрах и на фабриках, знать производительность и потребность последних – диктуется необходимостью, в особенности при том положении, какое в льняном производстве занимает Россия, не имеющая конкурентов и тех неблагоприятных условий, которые могли бы нарушить повторяющееся из года в год движения сырья из России и распределение его в Западной Европе, но такой статистики пока у нас еще не ведется.

Завершением льняного дела в губернии явился бы тот момент, когда весь добытный и обработанный лен был выпущен на рынок в виде, пригодном для непосредственного употребления, в виде тканей.» ( 1 )

Исходящее от иностранных фабрик падение цен вызвало стремление льнозаводов оставлять часть льна не проданным в целях предотвращения массового вызова его на рынок. По данным земского бюллетеня к весне 1913 года в губернии осталось не проданным льна около 350 тысяч пудов, которые, как своевременно не использованные, представляли мертвый капитал, убыточный для владельцев. «Помощь льнозаводам в таких случаях не оказывается и выдача ссуд под залог такого льна не практикуется.» ( 1 )

К сожалению, ткачество не только не развивалось, но даже падало: «домотканый холст, окрашенный в своей или в соседней деревне крестьянином – синильщиком совершенно исчез из обихода крестьян, и лишь немногие старики носят еще «посконную рубаху», остальные все одеваются в ткани фабричного производства. До последнего времени эта отрасль народного труда была забыта и лишь в минувшем году губернским земством предприняты попытки к обследованию ткацкого промысла в целях выработки поддерживающих его мероприятий.» ( 1 )

Таким образом, в отчете говорится не только об успехах развития экономики, но и освещены проблемы, обозначены пути выхода из сложившихся проблем.



2. Духовная жизнь губернии.

Губернатор пишет о праздновании юбилея дома Романовых. «Всерадостное событие – празднование 21 февраля 1913 года трехсотлетия славного царствования на святой Руси благославенного дома Романовых было проведено верноподданным населением древней Псковской вотчины вашего императорского величества торжественно и светло». (1)

К отрадным явлением губернской жизни отчетного года следует отнести открытие в Пскове художественно-промышленной школы и школы для глухонемых.

«Художественно-промышленная школа имеет целью давать обучающимся в ней специальную подготовку для выполнения художественных работ по прикладным искусствам, необходимую для работников по производству художественной керамике, художественной обработке стекла и мозаичному производству.

Глухонемых в губернии насчитывается свыше 2000 и до отчетного года в губернии ничего не было для них сделано. Для предоставления возможности ученикам, окончившим школу, жить собственным трудом, в школе введено обучение для мальчиков сапожному ремеслу, а для девочек – рукоделию.» ( 1 )

Интерес вызывает повременные издания, выходившие в Псковской губернии в 1913 году

1. «Псковский голос» - 6 раз в неделю по 1800 экземпляров.

2. «Псковская жизнь» - 3 раза в неделю по 1700 экз.

3. «Губернские ведомости» - еженедельно по 400 экз.

4. «Вестник сельского хозяйства» - ежемесячно по 400 экз.

5. «Вестник губернского земства» - ежемесячно по 200-300 экз.

6. «Епархиальные ведомости» - 2 раза в месяц по 600 экз.

7. «Вестник Островского уездного Комитета народной трезвости и сельского хозяйства» - ежемесячно по 500 экз.

8. «Новоржевский сельскохозяйственный вестник» - ежемесячно по 500 экз

( 2 )


Данные об учебных заведениях г. Пскова с указанием числа учащихся в них на 1 января 1910 г. ( 3 )

1. Псковский кадетский корпус 400 чел.

2. Псковский учительский институт 24 чел.

3. Псковское училище при учительском институте 16 чел.

4. Псковская губернская гимназия с пансионом 544 чел.

5. Псковское среднее сельскохозяйственное училище 112 чел.

6. Псковское землемерное училище 127 чел.

7. Псковское Сергиевское реальное училище 324 чел.

8. Псковская духовная семинария 248 чел.

9. Псковская учительская семинария 100 чел.

10. Низшее техническое училище 65 чел.

11. Псковская Мариинская женская гимназия 448 чел.

12. Псковское духовное училище 112 чел.

13. Псковской епархиальное женское училище 245 чел.

14. Церковно-приходская школа 99 чел.

15. Частная женская гимназия Л.А. Александровой 304 чел.

16. Частная женская гимназия М.И. Агаповой 245 чел.

17. Частная женская прогимназия при

лютеранской церкви Святого Якова 80 чел.

18. Городская Ольгинская женская прогимназия 207 чел.

19. Частная 4-х классная торговая школа 145 чел.

Всего: 3845 человек на 33 тыс. жителей.





3. Проблемы Псковской губернии.

Псковская губерния была застроена деревянными постройками, огнестойкими покрытиями и постройками была бедна, следовательно, среди многих неустройств едва ли не первое место занимали пожары. Борьба с этим злом велась несколькими путями.

«Мероприятия земства по пожарному делу подразделяются на две категории: так сказать, непосредственные, к числу которых относятся содействие возникающим противопожарным организациям и сооружение водовместилищ и предупредительные, заключающиеся в распланировании селений по правилам строительного устава и в содействии распространению огнейстойкого строительства». ( 1 )

Так, определив наиболее подходящим для Псковской губернии огнестойким строительным материалом кирпич, саман, бетонные пустотелые камни и песочно-бетонные изготовления, а из кровельных – черепицу и глиносолому, совещание постановило организовать подготовку специалистов по изготовлению означенных материалов, командировать их бесплатно на вновь открываемые кирпичные и гончарные заводы, выдавать ссуды частным предпринимателям, устраивающим означенные заводы и создать опытные постройки.

Отчетный год показал, что черепица имеет большое будущее, как подходящий для деревни недорогой огнеупорный кровельный материал и что требования на нее в некоторых уездах будут значительны. Для изготовления черепицы были открыты 10 постоянных мастерских и 20 мастерских временного типа , коими за отчетный год изготовлено и продано свыше 500 тысяч черепиц; причем хуторяне купили 6 %, а общинники – 33 % всего количества. С целью приохотить население к черепичным крышам губернское земство имеет 12 мастеров - кровельщиков, которые бесплатно покрывают крыши желающим. В отчетном году земством выдано 11 с лишком тысяч рублей пособий на огнеупорные крыши и стены.

Из остальных мероприятий принесли непосредственную пользу противопожарные организации – общества и дружины, коих в 1913 году насчитывалось в губернии 390.

Еще одна проблема, о которой пишет губернатор в отчете, это содержание малолетних и несовершеннолетних заключенных вместе с взрослыми преступниками. На это обратили внимание местные благотворители, которые образовали общество исправительно-воспитательных колоний для несовершеннолетних и затем подробно разработали проект устройства земледельческой колонии на 200 человек (в губернии осуждается ежегодно в среднем 370 несовершеннолетних).

В селениях постоянно наблюдается массовое явление споров: споров селения с соседними селениями; споров внутри селения – соседа с соседом; на этой почве возникают не только судебные дела, но и драки со всеми их последствиями.



III. Заключение.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Во- первых, губернаторы рассказывали в отчете об организации отдельных частей жизни края, уделяя больше внимания темам, наиболее актуальным в данный период развития.

Во- вторых, ни одно слово в отчете не было случайным. Губернатор, стремясь как можно лучше отразить сущность проблемы или описать свою деятельность, тщательно формулирует мысль и выправляет структуру предложения. Об этом говорят пометки и исправления в тексте.

В-третьих, язык отчетов достаточно официален. Текст полон штампов. Это словосочетания «из всего вышеизложенного», «имею счастие всеподданнейше преподнести». Приведенные примеры не просто свидетельствуют об официальном характере отчетов, но и указывают на существование четкой субординации в обществе. Подобные языковые средства могут указывать на то, какие решения губернатор мог принимать самостоятельно, а где обязан был испрашивать дозволения центральных властей.

В – четвертых, анализ отчета позволяет сделать вывод о том, что части документа составлялись разными людьми – специалистами в данной области. А правка и пометки карандашом на полях документа, сделанные губернатором, указывают на то, что он был если не автором, то редактором источника.

Таким образом, можно утверждать, что отчет – плод труда коллектива авторов, которые писали порученные им части отчета, опираясь на общую задачу, поставленную губернатором.

В – пятых, недостаток средств и возможно нехватка чиновников, собирающих данные для отчета, являлись серьезными помехами для сбора данных. Все эти объективные факторы приводятся и в отчетах, когда губернатор указывает на неполноту и на недостаточную точность собранных материалов.

Таким образом, можно говорить о разной степени достоверности данных отчета, определение которой зависит от конкретных задач исторического исследования. По словам Б.Г. Литвака, «…в процессе изучения источников и подготовки источникового материала для исторического построения само содержание “достоверности” обогащается или, наоборот, теряет свой “знак качества”» ( 4 )

IV. Информационные ресурсы.

1. ГАПО, ф. 20, оп. 1, д. 3067. Л.12.

2.ГАПО, ф. 23, оп. 1, д. 316. Л.4-30

3. ГАПО, ф. 23, оп. 1, д. 315. Л.17.



4.Литвак Б.Г. Очерки истории массовой документации XIX – начала XX века / Б.Г. Литвак. – М., 1979.






Чудеса нельзя приводить в доказательство. Перефразированная цитата из
ещё >>