Конкурс научно-исследовательских работ учащихся История села - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о проведении внутреннего конкурса научно-исследовательских... 1 73.62kb.
Конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ... 1 58.33kb.
«Подруга дней моих суровых…» По творчеству А. С. Пушкина 1 136.07kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 258.54kb.
Конкурс научно-исследовательских работ 1 36.04kb.
Конкурс научно-исследовательских работ 1 30.49kb.
Конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов... 6 1294.74kb.
План научно-исследовательских работ 1 27.59kb.
Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся 1 163.69kb.
Конкурс научно-исследовательских работ «Роль священника в моей жизни» 1 116.76kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «Интеллектуальное будущее... 1 286.29kb.
Лекция для студентов биологических специальностей сельскохозяйственных... 4 613.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс научно-исследовательских работ учащихся История села - страница №1/1


Пермский край

Краснокамский муниципальный район

Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района

Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ учащихся

История села

Стряпунята

(до 1917 года)

Автор:


Козьминых Марина,

4 класс
Руководитель:

Тимофеева А.А., учитель

начальных классов


МОУ «Стряпунинская средняя общеобразовательная школа»

2009-2010 учебный год.




Содержание.

1.

2.

2.1



2.2

3.

4.



5.

Введение

История с. Стряпунята

Откуда пошла земля наша

Село вначале ХХ века

Заключение

Литература

Приложения


3
3

9

11



12

13



Введение.
Я живу в селе Стряпунята и очень хочу больше узнать о моём селе. Очень хочу узнать историю возникновения села, его обычаи и традиции. Поэтому я взяла эту тему и о том, что узнала, хочу рассказать своим одноклассникам.

Родина начинается с места, где мы родились и живём. История родного края может обогатить нас духовно. Без прошлого нет будущего. Знание истории уходит с людьми, но так хочется, чтобы ребята, которые будут учиться после меня в школе, смогли, прочитав мою работу, больше узнать о родном селе




История села Стряпунята.

Откуда пошла земля наша.
До 1747 года земли принадлежали барону Строганову. Строгановы – известные солепромышленники, ведущие свой род от новгородского купца Спиридона, жившего в середине ХV века и принимавшего участие в организации сбора денег для выкупа великого князя московского Василия Тёмного из ордынского плена.

4 апреля 1558 года Иван IV жалует Григория Аникеева сына Строганова отхожими местами по Каме от устья реки Лысьва до устья реки Чусовой.

В 1568 году Яков Строганов получил жалованную грамоту на земли по реке Чусовой и по реке Каме вплоть до Ласьвинского бора (река Ласьва Оханского района). На этих землях уже рпоживало вогульское, татарское и черемисское (марийское) население.

Главной силой освоения Урала в ХV – XVII вв. были русские крестьяне, большей частью добровольно переселявшиеся в те места, где ещё много свободной земли, где была возможность получить надел во много раз больший, чем в центре страны. Средний размер крестьянских наделов в Прикамье в XVI – начале XVII вв. составляет от 3 до 8-9 десятин пашни на двор.

Во второй половине XVI века правительство решило облегчить положение переселенцев и этим привлечь на новые земли больше крестьян, особенно из Поморья, Поочья, Верхневолжья.

«Пашенных и посадских людей» призывали переселяться, и правительство в конце XVI века даровало им различные льготы: «… и льготы им давали, смотря по тамошнему делу, на сколько пришлых … и подмогу им давали из государственной казны деньги, смотря по тамошнему делу, и угодья им давати на кормления, чем бы им можно было прокормиться… искати государю прибыли, чтобы прибыль учинити и казны и впередь та прибыль была… прочна», «… и вновь пашенных крестьян из гулящих, из всяких охочих людей вольных, из подмоги на льготные годы, и на ссуду им и подмогу давати смотря по тамошнему делу и по людям и семьям, с порукою примериси на прежние годы».

Льгота была в том, что переселившиеся крестьяне на несколько лет освободились от выплаты государственного тягла. Получали переселившиеся крестьяне и так называемую подмогу – безвозмездную помощь деньгами или натуральными продуктами, также её могли оказывать передачей дополнительных земельных наделов, сельскохозяйственными орудиями труда, тяговым скотом.

Сельские населённые пункты, которые были основаны в XVI – XVII вв., носили разные названия – деревня, починок, село, сельцо.

Деревни были небольшие, от 2 – 3 дворов, а самые крупные – 10 – 12.

Чтобы построить деревню, нужно было отыскать подходящую лесную поляну – елань, так называли её местные жители, расширить её, вырубить лес, выкорчевать пни и кустарники, подготовить пашню, построить жильё. Эти работы требовали больших затрат труда. Поэтому хозяйство первопоселенцев чаще всего имело складнический характер, то есть все работы проводились сообща несколькими семьями.

Село обычно вырастало из деревни, и главным его отличием было то, что в нём обязательно была церковь. В селе были торговые заведения – торжки, торговые ряды. В крупных сёлах проводились ярмарки. Сёла также были центрами ремесленного производства. В них находились церковные приходы, правления администраций, учебные заведения, кладбища.

В XVI веке Строгановы сколачивают собственную феодальную вотчину, крупнее которой были только владения великого князя и царя всей Руси. В 1722 году за заслуги перед государством Пётр I возвёл Строгановых в дворянское звание и присвоил титул баронов.

Строгановы строят острожки, которые становятся военно-административными центрами. Хочется обратить внимание, что один из Строгановых, граф Павел Александрович Строганов (сторонник либеральных преобразований в России) в молодости был активным участником французской буржуазной революции, якобинцем, известным под прозвищем граф Очёр.

Итак, в руках Строгановых сосредоточилась огромная территория, куда устремились крестьяне из центральных губерний России, с территории Пермского Севера, ранее освоенного русскими.

В 1747 году земли купил Иван Лазаревич Лазарев. Именно этим годом датируются первые документы о Стряпунинских землях. Так как Иван Лазаревич наследников не имел (его единственный сын погиб в Отечественной войне 1812 года), наследство перешло к брату Христиану Лазаревичу Лазареву. У него были три дочери. Стряпунинские земли переданы дочери Елизавете, которая вышла замуж за князя Абомелека Семёна Давидовича. Ей разрешили носить фамилию Абомелек – Лазарева, чтобы не потерялась фамилия Лазаревых. У них родился сын Семён Семёнович Абомелек – Лазарев.

Откуда взялось название Стряпунята? Судя по ревизским сказкам, самые первые фамилии этих мест – Стряпунины, Бусыревы, Зыряновы. Вероятно по фамилии (или прозвищу) первого поселенца деревни названа деревней Стряпунина. Относилась она к Оханскому уезду селу Паинскому. В составе Оханского уезда значилось 48 волостей. Уезд занимал правый берег среднего течения реки Камы от с. Хохловка до южных границ современного Частинского района. Ныне на территории Оханского уезда расположены 10 районов Пермской области: Краснокамский, Нытвенский, Оханский, Большесокновский, Очёрский, Черновской, Частинский, Сивинский, Карагайский, Верещагинский.

До сих пор в селе и в окрестных деревнях живут потомки Зыряновых, Стряпуниных, Бусыревых.

Селом Стряпунинское стало называться с 1885 года, когда князем Аболенск – Лазаревым была построена Иоанно – Предтеченская церковь.



В архиве хранится ведомость о церкви за 1915 год, из которой мы узнаём, что зданием она деревянная, с такою же в одной с ней связи колокольнею, покрыта железом, наружный вид отремонтирован. Престолов в ней один, во имя святого Пророка и Иоанна Предтечи.

Утварью не достаточна, ризницей бедна.

По штату при ней положены: священник и псаломщик.

Жалование положено: священнику 300 рублей и псаломщику 100 рублей в год от казны. Кружечных доходов за 1915 год получено 240 рублей 40 копеек. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего в них дохода: от прихожан два хлебных сбора.

Книги, церковного круга подлежащии есть все, но некоторые из них весьма ветхие и требуют замены новыми. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 100 томов.

Имеющиеся в приходе школы земская – четыре: в селе Стряпунинском, в деревне Еришенцевской, в деревне Никитиной, и в деревне Абокшата.

Расстоянием эта церковь в тридцати пяти вестах от местного благочинного в городе Перми, от уездного города Охенска в 90 верстах, от пароходной пристани в 35 верстах, от железнодорожной станции в 15 верстах. Ближайшие к этой церкви: в селе Жаково в 4-х верстах и в селе Мысы в 15-ти верстах.

С 1885 года священником стал Григорий Ефимочев Поносов, выходец из местных крестьян. Дьякон тоже из местных крестьян – Стахий Жаков. Церковным строителем стал Иосиф Георгиевич Бусырев, просфирней Анастасия Никоновна Зырянова.

Таким образом к началу ХХ века село Стряпунинское становится волостным. Волостной старшина – Григорий Стряпунин.

В Стряпунинской волости 141 селение, население 7 тысяч 120 человек, дворов 1526, церквей – 2 (ещё одна в деревне Жаково).

В селе Стряпунино – 4 лавки, которыми владеют Михаил Степанович Стряпунин, Харитон Фёдорович Кычёв, Пимен Карнилович Жаков, Дмитрий Анатольевич Бородулин. В окрестных деревнях тоже есть лавки. (Приложение № 1)

Развиты промыслы: дегтярный, маслодельный, синильный, овчинный, углевыжигательный, хлебопекарный, ремонтный.

В селе Стряпунята, как в центре волости, было решено открыть первую школу.

Первая начальная школа была открыта земством в Стряпунятах в 1886 году. В школе было 3 класса, училось 30 учеников при двух учителях. Первое время школа размещалась в частном доме, потом было построено специальное здание.

(Позднее в нём размещалась школьная библиотека, бала квартира директора школы. Затем в этом здании находился школьный интернат, кабине технического труда и лыжная база. Сейчас здания не существует). Здание было очень высокое с большими окнами.



Первые учителя – Александра Абрамовна Хомякова и Анна Яковлевна Глазунова.

Село в Начале ХХ века.
Жизнь в селе текла своим чередом, без волнений и неожиданностей до 1905 года. 17 октября 1905 года появился манифест Государя Императора, по которому население империи получило государственную свободу. Но не разбирающееся в политике население Стряпунинской волости поняло слово свобода по-своему. Результатом такого понимания явилась массовая порубка леса на поместьях владельцев. Порубка не носила революционный характер, а являлась плодом недоразумения. Лес был вырублен у владелицы Лазаревой.

28 октября земский начальник Бурдин приехал в село Стряпунино, вёл беседу, разъяснял смысл освободительного манифеста. Об этом мы узнаём со слов священника Богоявленского.1

В 1912 году открыта земская библиотека и при ней читальня первого разряда (до этого была только церковная библиотека), открыты ещё четыре библиотеки в окрестных деревнях.

Растёт население в волости, растёт число школ и обучающихся в них. В 1913 году работают школы в селе Стряпунинском – 87 человек, деревня Ананичи – 55 человек, деревня Ломаки – 26 человек, Жаково – 42 человека, Никитино – 53 ученика, Трубино – 22 ученика.

В 1913 году возбуждено ходатайство об открытии высшего начального училища на средства казны села Стряпунино, с ассигнованием на постройку здания, в дополнение к ассигнованию местная общественность должна была собрать 5 000 рублей (казна должна была выделить около 25 тысяч рублей).

В 1915 году утверждена постройка педагогического училища в селе Стряпунино. Открытие его должно быть приурочено к 300 – летию дома Романовых. Учащиеся школы приняли участие в сборе средств, для постройки училища. Они собрали 16 рублей 80 копеек. Ими были собраны и вещи для обездоленных и малоимущих. Но открытие училища так и не состоялось: началась первая мировая война; государство не могло финансировать мирные проекты. Но пока войны ещё нет, село живёт и богатеет.

В 1912 году появился свой врачебный амбулаторный пункт, правда, в нём работал фельдшер, один на 134 деревни, а врач жил в Паинском, это за 25 километров от Стряпунино.
1. П. Богоявленский, Письмо в редакцию (о событиях в Стряпунинской волости) «Пермские губернские ведомости», 1905 г. 11 декабря.
Был ветеринарный пункт. В селе жили достаточно грамотные люди – выписывались газеты: «Пермские ведомости», «Земская неделя»; журналы «Нива», «Природа и люди». Были и крестьяне, которые хотели грамотно работать на земле, им нужны были знания по агрономии.

В 1911 году в селе Стряпунино была передвижная выставка – музей по сельскому хозяйству. В 1913 году были организованы курсы молочного хозяйства. С 24 февраля по 15 марта крестьяне знакомились с самыми молочными породами коров, учились основам селекции. И даже бесплатно раздаются чистокровные быки ангельской породы самым надёжным крестьянам. У нас в селе такого быка получил Василий Максимович Зырянов.

В селе Стряпунино три раза в год проводились ярмарки: 21 мая, 14 сентября и 25 декабря. Съезжались крестьяне из окрестных деревень, торговали древесным углём своего производства, льняным семенем, маслом, дёгтем. Кузнецы предлагали свои изделия, скорняки продавали шкуры на любой вкус. Конечно же, привозили на продажу мануфактуру, бакалейные товары.

В селе была сортировка «Триумф», что было знаком достаточно обеспеченной жизни.

Не случайно, видимо, в 1914 году в Стряпунинской волости, а, точнее, в деревне Жаково прошёл съезд сельских хозяев, на который собралось 60 человек крестьян. На нём присутствовали агроном Оханского уезда. Так велика была тяга крестьян к необходимым им знаниям по агрономии и зоотехнике, что оставляли они свои хозяйства, чтобы получиться у грамотных людей и друг друга.

Очень интересно, что не были забыты и женщины. В 1914 году с 5 февраля по 25 марта проводились женские курсы домоводства. Женщинам давали сведения по бытовой химии, почвоведению, скотоводству (свиноводству, овцеводству). Хозяйки учились огородничеству, садоводству, их учили выращивать ягодные культуры; им давали не только практические советы, а учили и теории, например, изучали женщины строение и жизнь растений. Любая хозяйка крестьянского хозяйства должна знать основы ветеринарии. На курсах читались лекции по этой отрасли знания. Кроме того, учили женщин гигиене, домоведению, припасоведению. Женщины учились кройке и шитью, учились грамотно готовить пищу, заготавливать продукты в прок (т.е. солить, сушит, мариновать). Женщин, желающих обучиться на этих курсах, было много. Это значит, что женщины вовсе не были такой уж остальной частью населения, как иногда нас уверяют некоторые авторы.

В 1914 году состоялись последние ярмарки:

21 мая – однодневная ярмарка, где, в основном торговали мануфактурой, бакалеей, бондарными изделиями, упряжью и т.д.

14 сентября торговали мануфактурой, галантерейными, москательными товарами, съестными припасами, деревянной посудой.

26 декабря торговали мясом, речной рыбой, скотом и т.д..

В этом же году (1914) в январе открыта почта, появился телефон, который приблизил село к уездному и губернскому центру.

Но в этом же году, как известно, началась 1-ая мировая война, которая заставила самых сильных мужчин покинуть свои хозяйства. Без мужских рук крестьянские хозяйства начинают хиреть, но знаменитым это станет только в последующие годы.



Заключение.

Занимаясь этой работой, я пришла к выводу, что связь времён действительно существует. И счастливы те люди, которые помнят своих отцов, дедов, прадедов…

Я узнала, благодаря нашему музею, лишь очень маленькую частичку истории моего села. Хочется ещё больше узнать о людях, живших в наших краях. Для этого я постараюсь в следующем году узнать историю села и людей, живших в ХХ веке.

Литература


  1. Материалы областного, городского и школьного архивов.

  2. Белавин «Страницы истории земли Пермской»

3. П. Богоявленский, Письмо в редакцию (о событиях в Стряпунинской волости) «Пермские губернские ведомости», 1905 г. 11 декабря.

Приложение 1.








Приложение 2.


Приложение 3.









Громче всего человек кричит о себе, когда он в пеленках; потом понемногу сбавляет тон. Хораций Сафрин
ещё >>