Конкурс команд педагогов дополнительного образования детей «Мастерство и творчество» Организация учебно-экологической тропы в школе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник методических материалов Выпуск 4 Март 2009 г. "Дополнительное... 7 1454.61kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 1 37.86kb.
Проект «на экологической тропе» или «кабинет в природе» 1 89.89kb.
Анализ итогов выполнения год 6 925.2kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 3 471.19kb.
Конкурса методических разработок «Методическая шкатулка» 5 1027.78kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 72.79kb.
«Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования» 1 220.46kb.
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Конкурс для педагогов дополнительного образования 1 23.19kb.
20 г. Директор школы Л. А. Сапронова положение 1 34.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс команд педагогов дополнительного образования детей «Мастерство и творчество» - страница №1/1



Муниципальный конкурс команд педагогов

дополнительного образования детей

«Мастерство и творчество»

Организация учебно-экологической тропы в школе

(методические рекомендации)

Выполнила: методист МОУДОД Станция юных натуралистов Кузнецова Е.Д.

г. Буй

2008 год

Организация учебно-экологической тропы в школе

(методические рекомендации)

«Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, цветы и травы, не подозревая о совершенстве их строения».

К. Паустовский


История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Маршруты прокладываются по самым интересным, нередко уникальным уголкам природы. Протяжённость познавательных троп рассчитана на прохождение их в течение от одного до нескольких дней. Впервые такие маршруты начали создавать в Прибалтике. Большую популярность они получили в Эстонии.

Учебная экологическая тропа отличается от познавательных троп природы по вопросам организации тропы, набора расположенных на ней объектов, методов работы.



Цель учебной экологической тропы: Создание условий для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде.

Задачи:

- расширение естественнонаучного кругозора учащихся;

- изучение животного и растительного мира родного края;

- изучение природных сообществ, знакомство с законами живой природы;

- развитие ответственного отношения личности к окружающей природной среде;

- воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к природе, заинтересованности в её сохранении;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране и защите окружающей среды;

- формирование элементов экологической культуры.


Назначение учебной экологической тропы
Учебно-экологическая тропа – комплексное средство экологического воспитания и образования школьников. Это наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандисткой работы по вопросам охраны природы, исследовательской работы учащихся, фенологических наблюдений в природе.

Учебная экологическая тропа рассчитана на ряд посетителей: педагогов и воспитателей, детей дошкольного возраста и учащихся школ, отдыхающих граждан.

Учащиеся на тропе изучают объекты и явления природы, познают виды природопользования, приобретают опыт оценок характера и результатов взаимодействия человека и природы, овладевают навыками культуры экологически грамотного поведения в природном окружении, развивают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников и населения, расширяют свой кругозор по современным экологическим проблемам и путям их решения. Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение.
Организация тропы
Экологическая тропа – это учебно-просветительский «кабинет» в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к её организации:


  1. выбор маршрута и его протяжённость;

  2. взаимодействие организаторов тропы с землепользователем, по которой пролегает тропа;

  3. состав экскурсионных объектов;

  4. подготовка экскурсоводов (из числа учащихся).


Выбор маршрута и его протяжённость

При выборе маршрута экологической тропы целесообразно учитывать три-четыре основных условия: доступность маршрута для посещения учащимися (близость к школе, удобство транспортного сообщения); маршрут должен соответствовать назначению тропы и учитывать условия местности; достаточная посещаемость зоны маршрута, эмоциональная насыщенность и информационная ёмкость маршрута.

При определении общей протяжённости тропы исходить из средней продолжительности одной экскурсии для учащихся. Для детей младшего возраста экскурсии планируются лишь на части учебной тропы, которую можно пройти за 40 – 60 минут, дети среднего школьного возраста проходят весь маршрут тропы, но при этом в изучение включаются не все экскурсионные объекты – в итоге общая продолжительность экскурсии составляет около 1,5 часа. Для старшеклассников экскурсия ведётся по всему маршруту тропы, но уже с более полным обзором экскурсионных объектов; её продолжительность около 2-х часов.

Таким образом, продолжительность экскурсии определяется как общей протяжённостью маршрута, так и набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

Маршрут выбирается с учётом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. Маршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Положительное эмоциональное воздействие оказывает чередование открытых пространств с лесными тропинками, ровного и пересечённого рельефов, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию. Важно, чтобы тропа пролегала через эстетически привлекательные точки как естественного, так и антропогенного ландшафта.

Виды маршрутов экологической тропы:



  • Кольцевой маршрут – если местность насыщена разнообразными природными объектами;

  • Линейный маршрут – если природные объекты расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Экскурсионные объекты

Наряду с привлекательностью другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Тропа позволяет узнать, чем знаменит родной край, какие растут деревья, травы, обитают животные, протекают реки. Важное значение имеет правильный подбор объектов, которые включаются в рассказ экскурсовода или выступают предметом самостоятельных учебных исследований. Основным критерием при выборе объектов нужно считать экологическую выразительность. Она состоит в том, чтобы выбранный объект позволял экскурсоводу наглядно показать и построить беседу о роли данного объекта в создании или поддержании экологического равновесного состояния среды.

Ботаническими объектами на тропе будут деревья, кустарники и важнейшие виды травянистых растений данной местности. Во время рассказов о них следует подчеркнуть роль тех или иных видов; среди объектов могут быть и охраняемые, и занесённые в Красную книгу.

Отыскать на небольшой территории выразительные экологические объекты достаточно трудно. И всё же, реально найти муравейник рыжих лесных муравьёв, кузницу дятлов, дупло большого пёстрого дятла, почвенные выбросы крота (кротовины) и т. п. Для рассказа об экологической роли животных можно использовать и такие объекты, как шишки, обработанные клестом, белкой, дятлом, погрызы и другие следы жизнедеятельности, указывающие на присутствие того или иного вида животных в зоне тропы.

Своеобразным объектом на тропе будет памятник природы, например, очень старое дерево. Помимо элементов живой природы, объектами показа могут быть формы рельефа, почвы и другие компоненты ландшафта.

Антропогенные элементы: разнообразные транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, водоисточники, заповедные территории, архитектурные сооружения – следует использовать для рассказа о характере природопользования, о путях и способах решения проблем охраны окружающей среды.

Чтобы тропа стала по-настоящему «говорящей», следует позаботиться об этикетировании объектов, информационных знаках, указателях, стендах. Они помогают организовывать движение посетителей по заданному маршруту и служат источником наглядной информации при самостоятельном прохождении тропы. Остановки на маршруте можно отметить информационными досками или знаками.

Наиболее простой способ: обозначить объекты маркировкой. Основным элементом маркировки служат «марки» - многоцветные знаки стандартных размеров. Нельзя забывать об эстетичности маркировки. Она должна быть неназойливой, умело вписанной в ландшафт. Информационные стенды у объектов тропы, так же, как и знаки – «марки», должны гармонично вписываться в окружающую природу. Лаконичные тексты, рисунки, призывы выжигают на стенде или пишут масляной краской. Следует избегать запретительных надписей, длинных цитат из постановлений местных органов власти. Для усиления эмоционального восприятия часть текстов можно дать в поэтической форме.


Подготовка к созданию учебной экологической тропы
Подготовка учителя заключается в следующем:

  1. Учитель должен изучить участок природы, в котором планируется создание учебно-экологической тропы, имеющуюся краеведческую литературу, ознакомиться с планом использования данного объекта, определить возможные варианты маршрута.

  2. Наметить маршрут тропы, составить схематический план с нанесением всех остановок.

  3. Заранее договориться с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа. Учитель должен ознакомить руководителей данного хозяйства с целью создания тропы, получить разрешение, оговорить помощь хозяйства по оформлению маршрута тропы (доски, краски и пр.).

Важнейшим этапом в создании тропы является принятие официального документа (приказа, постановления), который даёт юридическое право на её организацию, издаёт его землепользователь той территории, на которой планируется тропа. Затем все участвующие организации утверждают паспорт тропы, формируют штаб тропы. (Приложение № 1).
Задача учителя – подготовить учащихся к предстоящей работе. Для организации работы по созданию тропы необходимо подобрать группу учащихся и создать кружок. Необходимо решить при этом организационные вопросы:

  • определить состав экологического кружка;

  • выбрать совет кружка;

  • продумать и на ближайшем совете утвердить устав, эмблему и девиз кружка;

  • создать секции: оформительскую, экскурсоводов, исследовательскую.



Методика создания учебной экологической тропы
Практическая деятельность учащихся по созданию тропы включает:

  • разработку маршрута учебной экологической тропы, составление карты-схемы;

  • маркировку тропы, определение и разметку остановок;

  • составление характеристики тропы;

  • изготовление информационных щитов и оснащение маршрута тропы (скамейки, кормушки, гнездовья и т. д.). (Приложение № 3).

Учащиеся с помощью учителя составляет карту-схему (приложение № 2) тропы и её характеристику, в которой указывают:

  • название местности, где проходит маршрут;

  • его географическое положение;

  • вид и протяжённость маршрута;

  • какие природные комплексы охватывает данный маршрут;

  • состояние маршрута до начала работы;

  • формы деятельности школьников при посещении тропы.

В начальном пункте тропы устанавливается главный стенд, где дана схема всей тропы с указанием остановок. Возле каждой из них – условный знак, значение которого раскрывается тут же на щите. Весь рисунок либо выжжен на широкой доске, либо нарисован масляной краской на листе кровельного железа. Над щитом навес от дождя и солнца. На самой тропе каждую остановку необходимо оснащать информационной доской (лучше металлической, размер 140 х 70 см, цвет тёмно-зелёный, надпись белой краской). Тематика выбирается с учётом особенностей данной остановки.

Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности.


Подготовка экскурсоводов
Экскурсия по учебной экологической тропе должна обеспечивать знакомство со всеми природными объектами, способствовать лучшему пониманию закономерностей развития природы, воспитывать любовь к ней, ответственность за её сохранность, бережное отношение к растительному и животному миру. (Приложение № 4).

Требования по проведению экскурсии:



  • содержание экскурсии должно соответствовать решению задач экологического воспитания и образования посетителей;

  • тема экскурсии должна соответствовать маршруту тропы, раскрывать входящие в неё природные комплексы;

  • речь экскурсовода должна быть короткой, яркой и эмоциональной, учитывать уровень подготовки посетителей;

  • экскурсовод должен привлечь внимание посетителей путём постановки вопросов, раскрывающих основные закономерности развития природных комплексов и проблем их охраны.


Значение учебной экологической тропы в экологическом образовании и воспитании.

Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих одноклассников, знакомых. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.



Приложение № 1

Паспорт учебно-экологической тропы


  1. Местонахождение.

  2. Проезд.

  3. Решение местного органа власти о создании тропы.

  4. Краткая характеристика природного объекта, в зоне которого расположена тропа.

  5. Назначение тропы.

  6. Краткое описание маршрута.

  7. Режим землепользования.

  8. Необходимые мероприятия.

  9. Организации, участвующие в создании тропы.

  10. Наличие экскурсоводов на тропе и их категория.

  11. Год закладки и начало использования тропы.

  12. Возможность использования тропы.

  13. Среднегодовое количество посетителей.

  14. Ф.И.О., занимаемая должность ответственного лица за экологическую тропу.


Приложение № 2

Карта-схема учебно-экологической тропы



Приложение № 3.

Примерный план работы по оборудованию и благоустройству


Остановки

Объём показа

Выполняемая работа

Объём работ

I


Информационные щиты:

№ 1 – карта-схема учебно-экологической тропы;

№ 2 – правила поведения в природе.

Искусственные гнездовья



Установить:

информационных щитов


Вывесить дуплянки на высоте 3 – 4 м.

Скворечники на высоте 5 – 7 м.

2 шт.


5 шт.
5 шт.

II

Заболачиваемая местность – место обитания лягушек и тритонов.

Установить информационную доску.

Благоустроить тропу.






III

Животный мир водоёма.

Растительность водоёма.

Луговая растительность.

Влияние деятельности человека на биоценоз луга.



Установить информационную доску.

Очистить водоём от бытового мусора.






IV

Овраг. Эрозия почвы.

Древесно-кустарниковая растительность.

Лишайники.


Расчистить ручей.

Высадить растения, укрепляющие склоны оврага: ива, ольха серая.


15 шт.


V

Искусственный биоценоз.

Парковая растительность.



Установить информационную доску.

Провести обрезку деревьев и кустарников.





VI

Липа и берёза, их биологические особенности.

Возраст деревьев.

Гнёзда зябликов.


Убрать мусор.

Провести обрезку деревьев.

Развесить кормушки для птиц

Вывесить синичники, дуплянки


5 шт.
5 шт.

5 шт.


VII

Деятельность человека и его влияние на природу.


Установить информационную доску, запрещающие знаки.




VIII

Историческая часть – основание города.

Слияние двух рек – «стрелка».

Околоводная растительность.

Растения-индикаторы.



Установить информационный щит.

Благоустроить территорию.

Установить скамейки


2 шт.

Приложение № 4

Примерный вариант содержания экскурсии на остановке

«Растительность»

Экскурсовод на данной остановке предлагает внимательно рассмотреть древесную, кустарниковую, травянистую растительность и характер мёртвого напочвенного покрова (подстилка из опада листьев). После краткого осмотра экскурсовод даёт определение типа данного растительного сообщества с названием по преобладающим породам, обращает внимание на различные ярусы деревьев, какие из деревьев теневыносливы, какие светолюбивы, имеется ли подлесок, характер травяного покрова, виды составляющих его трав.









Я говорю вам свое окончательное «может быть». Сэмюэл Голдвин
ещё >>