Конференция государств участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции была учреждена согласно статье 63 Конвен - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытого состава по обзору осуществления конвенции 1 237.92kb.
29 October 2010 russian original: english конференция сторон конвенции... 1 89kb.
Конвенция организации объединенных наций против коррупции 5 865.08kb.
История принятия Конвенции 1 143.94kb.
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Distr. 8 523.47kb.
Биологическом разнообразии 22 4076.13kb.
Правила процедуры приняты на первой сессии Генеральной ассамблеи... 1 130.89kb.
О выполнении положений международной конвенции о ликвидации всех... 11 1866.34kb.
И технологическим консультациям 1 335.8kb.
И соответствующих положений конвенции о биологическом разнообразии 1 46.78kb.
Организация объединенных наций конвенция против коррупции 4 941.8kb.
Исповедь экономического убийцы 22 3292.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конференция государств участников Конвенции Организации Объединенных Наций против - страница №1/17


Доклад об обзоре

Российской Федерации

Проведенный Украиной и Эквадором обзор хода осуществления Российской Федерацией статей 15-42 главы III . “Криминализация и правоохранительная деятельность” и статей 44-50 главы IV “Международное сотрудничество” Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в отношении цикла обзора 2010-2015




I. Введение


  1. Конференция государств – участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции была учреждена согласно статье 63 Конвенции, среди прочего, для содействия осуществлению Конвенции и проведения обзора хода ее осуществления.




  1. В соответствии с пунктом 7 статьи 63 Конвенции Конференция на своей третьей сессии, проходившей в Дохе 9-13 ноября 2009 года, учредила Механизм обзора хода осуществления Конвенции. Этот Механизм был создан также согласно пункту 1 статьи 4 Конвенции, в котором говорится, что государства-участники осуществляют свои обязательства согласно Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств.




  1. Механизм обзора функционирует в форме межправительственного процесса с общей целью оказывать государствам-участникам содействие в осуществлении Конвенции.




  1. Процесс обзора основывается на круге ведения Механизма обзора.


II. Процесс обзора


  1. Приводимый ниже обзор хода осуществления Конвенции Российской Федерацией основывается на ответах на комплексный контрольный перечень вопросов для самооценки, полученных от Российской Федерации, а также всей дополнительной информации, представленной в соответствии с пунктом 27 круга ведения Механизма обзора, и результатах конструктивного диалога между правительственными экспертами из Украины, Эквадора и Российской Федерации посредством телефонных конференций, сообщений по электронной почте в соответствии с кругом ведения и с участием экспертов Украины г-на Роберта Сиверса, г-на Андрея Кухарука, экспертов Эквадора г-на Луиз Эдуардо Паз Алмейда, г-жи Нади Руиз и сотрудников секретариата Демостенеса Хрисикоса, Владимира Козина и Арно Чалтена.




  1. Посещение страны с согласия Российской Федерации было проведено с 10 по 11 августа 2012 г. В ходе странового визита были проведены встречи с представителями Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Администрацией Президента РФ, Министерства юстиции РФ, Следственного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, Министерства иностранных дел РФ


III. Резюме


  1. Вступительная часть: Обзор правовой и институциональной системы Российской Федерации в контексте имплементации Конвенции ООН против коррупции (КПК)




  1. Россия подписала КПК 9 декабря 2003 г. (Распоряжение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2003 г. № 581-рп) и ратифицировала с заявлениями Федеральным законом от 8 марта 2006 г.№ 40-ФЗ. Россия сдала свою ратификационную грамоту на хранение Генеральному секретарю ООН 9 мая 2006 г.




  1. В соответствии с нормами ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора.




  1. Национальное законодательство против коррупции включает в себя положения Конституции, Уголовного кодекса (УК), Уголовно-процессуального кодекса (УПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), Гражданского кодекса (ГК) и Трудового кодекса (ТК), а также специализированное законодательство, такое как Федеральный закон «О противодействии коррупции» (2008 г.), Федеральный закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (отмывании доходов и финансировании терроризма)» (2001 г.), Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.), Федеральный закон «О следственном комитете Российский Федерации» (2010 г.), Федеральный закон «О полиции» (2011 г.); Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.); Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (2004 г. в ред. 2010 г.), Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.). Кроме того, в Российской Федерации приняты Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010 – 2011 гг., утвержденная Указом Президента от 13 апреля 2010 г. № 460 (ред. от 13 марта 2012 г.), и Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг., утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297.




  1. Институциональная система РФ по предупреждению коррупции и борьбе с нею включает различные учреждения и органы, которым вверены функции по борьбе с коррупцией, а именно Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Прокуратуру, Следственный комитет, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу по финансовому мониторингу, а также подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданные в каждом федеральном государственном органе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065. Более того, Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции созданы Рабочая группа по взаимодействию с гражданским обществом в вопросах противодействия коррупции и Рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти.




  1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства в Российской Федерации регламентируется главами 53, 54, 55 УПК и Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений КПК, касающихся взаимной правовой помощи».




  1. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ГЛАВ III И IV




    1. Глава III «Криминализация и правоохранительная деятельность»




      1. Наблюдения по имплементации статей, являющихся предметом обзора




  1. Активное и пассивное взяточничество в публичном секторе криминализовано статьями 291 и 290 УК (в редакции Федерального закона от 4 мая 2011 г.). Статья 291.1 УК криминализирует дачу взятки через посредника. Понятие взятки содержится в первом пункте статьи 290 УК и в качестве предмета наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом включает также выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Взятка может включать в себя как материальное имущество, так и нематериальные выгоды (см. также обзор судебной практики Верховным Судом РФ – Постановление Пленума № 6 от 10 февраля 2000 г.).




  1. Обе статьи используют понятие “должностного лица”, которое определяется как “лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации”. Кроме того, в соответствии с Постановлением № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”, к “представителям власти” следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.




  1. Эксперты, проводящие обзор, отметили, что такие элементы состава взятки, предусмотренные статьей 15 (а) КПК как «предложение» и «обещание» неправомерного преимущества не были четко закреплены в формулировке статьи 291 УК. Представители РФ отмечали, что данные элементы закреплены в положениях Общей части УК, касающихся покушения и приготовления к совершению преступления (даче взятки) (статья 30 УК). В русском языке терминами «обещание» и «предложение» охватываются случаи одностороннего выражения намерения что-либо совершить. В соответствии с Руководством для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции (далее Руководство), в Конвенции под обещанием понимается достижение договоренности о передаче (получении взятки). Такого рода действия в российском законодательстве именуются сговором и оцениваются как частный случай приготовления. В соответствии с Руководством в Конвенции под предложением понимается одностороннее намерение что-либо совершить. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. устанавливает, что явно высказанное намерение лица дать (получить) взятку, т.е. «обещание» не может образовать состав покушения на дачу (получение) взятки. Данное деяние квалифицируется как приготовление к совершению преступления. Предложение взятки не предполагает соглашение между сторонами. Установление уголовной ответственности в отношении «обещания», как приготовления к совершению преступления зависит от степени общественной опасности и того, насколько такое обещание является созданием условия для совершения преступления. Расширение криминализации за пределы данной оценки может повлечь чрезмерное наказание и уголовные санкции в отношении частных переговоров, что согласно представителям РФ не являлось намерением российских законодателей. Представители РФ также сделали ссылку на принцип, содержащийся в статье 30 (9) КПК, согласно которому определение преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей КПК, входит в сферу внутреннего законодательства каждого Государства-участника, а уголовное преследование и наказание за такие преступления осуществляются в соответствии с этим законодательством. Принимая во внимание разъяснения российских властей, обозревающие эксперты вместе с тем отметили необходимость продолжать усилия относительно разработки разъяснений с целью четкого разграничения предложения и обещания взятки.




  1. Тем не менее, обозревающие эксперты отметили, что в соответствии с частью 2 статьи 30 УК, уголовная ответственность может наступить только за приготовление к тяжким или особо тяжким преступленииям, максимальное наказание за которые не может превышать 10 лет лишения свободы (тяжкое преступление) и более 10 лет лишения свободы (особо тяжкое преступление). Уголовная ответственность за обещание взятки прямо предусмотрена в УК только за преступления, предусмотренные в соответствии с пунктами 3-5 статьи 291 УК (дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий; дача взятки в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере). Таким образом, обозревающие эксперты отметили необходимость искать пути обеспечения применения статьи 30 УК по криминализации приготовления преступления не только к тяжким и особо тяжким преступлениям, но и к преступлениям, по крайней мере, средней тяжести, включая основные составы активного взяточничества.




  1. Одним из вопросов, поднимавшихся во время визита, было применение положений об активном и пассивном взяточничестве в государственном и частном секторе к случаям, когда неправомерное преимущество предназначается в пользу третьей стороны (третьей стороны-выгодоприобретателя). Российские власти сообщили о последней судебной практике в этой области и отметили, что в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, Верховному суду РФ рекомендовано обобщить судебную практику и подготовить разъяснение по применению законодательства в таких случаях.




  1. Соответствующие элементы состава преступления и санкции, применяемые к даче взяток (национальным) должностным лицам, также применяются к даче взяток должностным лицам иностранных государств и международных организаций. Понятие «иностранное должностное лицо» содержится в примечании 2 статьи 290 УК, согласно которому под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.




  1. Статья 160 УК устанавливает уголовную ответственность за присвоение или растрату чужого имущества, вверенного виновному. В случае совершения того же деяния с использованием служебного положения предусмотрены отягчающие обстоятельства в п. 3 статьи 160. Присвоение или растрата может включать в себя любое иное государственное имущество включая ценные бумаги и иные ценности. Также иные применимые положения, представленные властями РФ, включают в себя статью 285.1 УК (“Нецелевое расходование бюджетных средств”) и статью 285.2 УК (“Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов”).




  1. В соответствии с информацией, предоставленной властями РФ и подтвержденной во время странового визита, в российском законодательстве не существует специального положения, криминализирующего злоупотребление влиянием в корыстных целях. В зависимости от обстоятельств конкретного дела, следующие статьи УК могут применятся к данному преступлению: статья 201 («Злоупотребление полномочиями»), статья 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), статья 290 («Получение взятки»), статья 204 («Коммерческий подкуп») и статья 159 («Мошенничество»). Обозревающие эксперты отметили, что вышеуказанные положения относятся к деяниям, связанным со злоупотреблением влиянием в корыстных целях. Вместе с тем, по их мнению, не все элементы деяния, предусмотренного статьей 18 КПК, охвачены российским уголовным законодательством.




  1. Злоупотребление должностным положением реализовано в УК (статьи 285, 286, 201 и 202).




  1. Во время ратификации КПК Российская Федерация сделала заявление, которое исключило ее юрисдикцию в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 20 КПК о криминализации незаконного обогащения. В ходе странового визита в августе 2012 г. власти РФ обратили внимание обозревающих экспертов на новые законодательные инициативы, касающиеся принятия законодательства о контроле за расходами государственных служащих. 3 декабря 2012 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Положения данного закона предусматривают обязательство государственных служащих сообщать об источниках своих доходов в случае совершения сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. В случае непредставления лицом сведений, подтверждающих приобретение имущества на законные доходы, прокурорами в рамках гражданского процесса будут предприняты действия по обращению приобретенного имущества в доход государства.




  1. Подкуп, как в активной, так и в пассивной форме, в частном секторе криминализирован статьей 204 УК "Коммерческий подкуп". Ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением предусмотрена частью первой статьи 204 УК. Обозревающие эксперты отметили, что статья 204 УК криминализирует взяточничество только в отношении лиц, выполняющих управленческие или организационные функции. В связи с этим, обозревающие эксперты отметили отсутствие в российском уголовном законодательстве положений о взяточничестве в частном секторе касательно лиц, которые работают в любом качестве в сфере экономической, финансовой или коммерческой деятельности в соответствии со статьей 21 КПК.




  1. Россия криминализировала легализацию (отмывание) доходов от преступлений через статьи 174, 174.1 и 175 УК. Статьи 174 и 174.1 УК определяют отмывание денег как преступление, включающее в себя совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Понятие “совершение сделок” включает в себя любые действия, в том числе сокрытие или утаивание преступного источника, нахождение, распоряжение и операции с доходами, когда лицо знает, что эти доходы получены преступным путем. Все виды преступлений коррупционного характера рассматриваются в качестве предикатных преступлений для целей отмывания денег.




  1. Сокрытие (статья 24 КПК) криминализировано через статью 175 УК “Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем”. Лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы, на основании части пятой статьи 33 УК признается пособником в совершении преступления. Согласно части четвертой статьи 34 УК действия данного лица квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК в зависимости от совершенного преступления со ссылкой на часть пятую статьи 33 УК.




  1. Статья 25 (а) КПК реализована статьями 302 УК "Принуждение к даче показаний" и 309 УК "Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу". В части первой статьи 302 УК предусмотрена ответственность за принуждение к даче показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста в процессе следствия либо дознания со стороны следователя, дознавателя, либо иного лица с их ведома или молчаливого согласия путем угроз, шантажа или иных незаконных действий. Если данное деяние сопряжено с применением насилия, издевательств или пытки, то ответственность наступает по части второй данной статьи. В статье 309 УК установлена ответственность за подкуп и принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний при осуществлении правосудия.




  1. Обозревающие эксперты пришли к выводу, что Российская Федерация в целом имплементировала подпункт «а» статьи 25 КПК. Вместе с тем, они подчеркнули, что практические вопросы криминализации «обещания и предложения неправомерного преимущества» для целей получения показаний или уклонения от дачи показаний при осуществлении правосудия должны быть в дальнейшем разъяснены в судебной практике по применению статей 302 и 309 УК.




  1. Статья 25 (b) КПК была реализована в РФ в статьях 294 УК ("Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования"), 295 УК ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), 296 УК ("Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования").




  1. В соответствии с российским законодательством юридические лица могут быть субъектами административной (статья 2.6 КоАП “Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц”) и гражданско-правовой ответственности (статья 56 ГК “Ответственность юридического лица”). Правовые основы ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения закреплены в статье 14 Федерального закона "О противодействии коррупции" (2008 г.), а также в статье 19.28 КоАП (“Незаконное вознаграждение от имени юридического лица”), согласно которым "в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации". Данный Федеральный закон также содержит положение о том, что иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, признаются субъектами коррупционных правонарушений. Кроме того, юридические лица могут привлекаться к юридической ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии со статьей 15.27 КоАП.




  1. Что касается гражданско-правовой ответственности юридических лиц за вред, причиненный в результате коррупционных правонарушений, то Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет такого специального основания. Гражданско-правовая ответственность юридического лица за коррупционные правонарушения подчиняется общим правилам об ответственности (договорной, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения). Сама сделка, основанная на коррупционном акте, может признаваться недействительной, но опять-таки на общих основаниях.




  1. Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет положение, согласно которому применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.




  1. Российские власти пояснили, что КоАП не предусматривает каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.




  1. Обозревающие эксперты приняли во внимание положения УК, согласно которым повышенные сроки давности применяются в соответствии с характером применимого наказания в зависимости от соответствующего преступления. Предусмотренные сроки представляются достаточными для соблюдения интересов правосудия.




  1. Санкции, применимые к физическим и юридическим лицам, также представляются в общем эффективными, соразмерными и оказывающими сдерживающее воздействие. Обозревающие эксперты особо отметили успешную практику, применяемую в национальном законодательстве по отношению к преступлениям, связанным со взяточничеством и коммерческим подкупом, где размер исчисления штрафа кратен сумме коммерческого подкупа или взятки. Эксперты посчитали разумным рассмотреть вопрос о соразмерности уголовных санкций, принимая во внимание положения статьи 30 УК, согласно которой уголовная ответственность возникает за приготовление только к тяжким либо особо тяжким преступлениям.




  1. В соответствии с Конституцией и законами РФ следующие категории высокопоставленных должностных лиц обладают неприкосновенностью: Президент Российской Федерации, члены обеих палат парламента (Совета Федерации и Государственной Думы), судьи, члены суда присяжных и уполномоченный по правам человека.




  1. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью в соответствии со статьей 91 Конституции и дополнительным иммунитетом по истечении срока его полномочий в соответствии с законом. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.




  1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (но не кандидаты в депутаты) обладают неприкосновенностью (статья 98 Конституции). Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.




  1. Согласно статье 120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам. В соответствии со статьей 122 Конституции все судьи неприкосновенны. Судья не подлежит уголовной ответственности, кроме как на основаниях предусмотренных законом. Согласно статье 16 закона “О статусе судей в Российской Федерации” (1992 г.), неприкосновенность распространяется на дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Процедура снятия неприкосновенности и осуществления в отношении судей уголовно-процессуальных действий и судебного преследования зависит от уровня судьи.




  1. Статья 447 УПК содержит “особый порядок” производства по уголовным делам в отношении определенных категорий должностных лиц. “Особый порядок” предполагает согласие соответствующих органов в рамках их компетенции на применение принудительных мер и начало уголовных процессуальных действий в отношении данных должностных лиц. Власти РФ сообщили о практических примерах применения данных положений, включая случаи снятия неприкосновенности и других привилегий должностных лиц и проведения в отношении этих лиц соответствующих расследований.




  1. В соответствии со статьей 38 УПК следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.




  1. Полномочия, организация и система прокуратуры РФ регулируются Федеральным законом № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура Российской Федерации осуществляет следующие основные функции: надзор за исполнением законов, обеспечением соблюдения прав человека, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; представление интересов государства и граждан в суде, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера по ограничению свободы граждан. В то время как следователи отвечают за расследование преступлений, основной задачей прокуратуры во время следствия является осуществление надзорных функций. В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре Российской Федерации данная деятельность предполагает проверку на соответствие Конституции, законодательству и подзаконным актам на различных уровнях.




  1. УПК предусмотрено применение к подозреваемому или обвиняемому такой меры процессуального принуждения, как временное отстранение от должности. Статья 45 УК предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.




  1. Предусмотренные статьей 31 КПК меры по приостановлению операций (замораживанию), аресту и конфискации доходов от преступлений определены в УПК. Статья 115 УПК предусматривает обеспечительные меры (арест) для возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий, либо нажитого преступным путем. Правовые основы по применению мер конфискации имущества содержатся в УК, УПК, ГК, АПК и КoАП. В соответствии с Разделом VI УК “Иные меры уголовно-правового характера” конфискация является мерой уголовно-правового характера, не может рассматриваться в качестве наказания и не влияет на характер приговора. Согласно статье 104.1-104.3 УК конфискация это принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества на основании обвинительного приговора.




  1. Конфискация возможна в отношении денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений и любых доходов от этого имущества или доходов от этого имущества, которые были частично или полностью превращены или преобразованы (непрямая конфискация). Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.




  1. В соответствии со статьей 104.2 УК, денежная сумма, соответствующая стоимости имущества может быть конфискована вместо самого имущества. Таким образом, если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104.1 настоящего Кодекса, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (конфискация эквивалента стоимости).




  1. Согласно статье 104.1 УК конфискация возможна только в случае вынесения обвинительного приговора в отношении обвиняемого. Конфискация вне уголовного производства невозможна. Дополнительно, возможна “процессуальная конфискация” в отношении предметов преступления и доходов от преступления (как прямых так и косвенных) на основе статьи 81 УПК для целей использования в качестве вещественных доказательств.




  1. По вопросу о введении института переноса бремени доказывания законности доходов и имущества в процессе конфискации, что является необязательным требованием пункта 8 статьи 31 КПК, Российская Федерация заявила о частичном принятии и осуществлении. Указанный вопрос неоднократно обсуждался на различных площадках, в том числе, на "круглом столе" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 г. Возможное введение института переноса бремени доказывания законности происхождения доходов и имущества на обвиняемого признано долгосрочной перспективой развития национальной правовой системы.




  1. Защита свидетелей осуществляется на основании Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (2004 г.). Указанный Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства, вне зависимости от объекта преступного посягательства.




  1. Переселение на другое место жительства согласно российскому законодательству не может быть применено к участникам уголовного процесса по делам небольшой и средней тяжести. Во время странового визита РФ сообщила, что в 2006 г. было заключено соглашение со странами СНГ о защите участников уголовного судопроизводства, в котором, в том числе предусматриваются такие меры безопасности как переселение.




  1. Предусмотрен ряд правил доказывания, позволяющих обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства. В частности, к таким относятся изменение данных о личности лица в протоколе следственного действия с применением псевдонимов, контроль и запись телефонных или иных переговоров, предъявления для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, закрытое судебное разбирательство и допрос свидетеля в процессе судебного следствия в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства. Также предусмотрена возможность допроса свидетеля при проведении судебного следствия путем использования систем видеоконференц-связи.




  1. Обозревающие эксперты отметили, что часть 3 статьи 11 УПК предусматривает широкие меры защиты участников уголовного процесса РФ. Тем не менее, эксперты посчитали, что данная норма предусматривает лишь общие правила защиты участников уголовного судопроизводства, не раскрывая конкретные меры по защите экспертов, принимающих участие в уголовном процессе.




  1. Защита лиц, сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с коррупционными преступлениями, осуществляется в РФ на основании Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (2004 г.). Согласно части 2 статьи 2-й данного закона «меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении любых иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления».




  1. Способы устранения последствий коррупционных правонарушений могут быть столь же разнообразны, сколь и сами последствия. Общие положения о способах защиты прав, в том числе нарушенных коррупционными правонарушениями, перечислены в ГК. Согласно статье 168 ГК сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В ходе странового визита было подтверждено наличие в законодательстве РФ норм об отмене нормативно-правовых актов или решений, явившихся результатом коррупционных нарушений.




  1. Российская Федерация сообщила о наличии развитой системы органов и ведомств, выполняющих функции по борьбе с коррупцией. Согласно статье 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» (2008 г.) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в 2008 г. создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.




  1. В системе органов прокуратуры России образована вертикально интегрированная независимая структура - сформированы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В целях регламентации их деятельности изданы два приказа Генеральной прокуратуры, которыми утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2011-2012 гг., разработанный с учетом поручений, содержащихся в Национальном плане противодействия коррупции.




  1. Органы федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию уголовных преступлений включая коррупцию.




  1. В структуре центрального аппарата МВД России созданы специализированные Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Главное управление собственной безопасности МВД России. Соответствующие подразделения экономической безопасности и противодействию коррупции, а также подразделения собственной безопасности образованы в территориальных органах МВД России.




  1. Специализированные подразделения по расследованию должностных преступлений и преступлений в сфере экономики созданы также в Следственном комитете Российской Федерации. С 2009 г. и по настоящее время обеспечиваются подготовка и обучение следователей указанных подразделений, разработка для них соответствующих методических рекомендаций.




  1. Федеральные законы “О Прокуратуре Российской Федерации”, “О Следственном комитете Российской Федерации”, “О полиции” и “Об оперативно-розыскной деятельности” устанавливают обязанность государственных органов и должностных лиц предоставлять информацию по запросам правоохранительных органов.




  1. Обозревающие эксперты, принимая во внимание предоставленную информацию о специализации следователей, ответственных за расследование коррупционных преступлений, пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования специализации следователей и системы их профессиональной подготовки.




  1. Согласно примечаниям к статьям 291 и 291.1 УК лицо, давшее взятку или являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки или посредничеству во взяточничестве. Примечания к статье 184 УК («Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов») и статье 204 УК («Коммерческий подкуп») содержат условия освобождения от уголовной ответственности, аналогичные условиям, содержащимся в статье 291 УК (за исключением условия об активном содействии раскрытию (или) расследованию преступления по аналогии со в статьей 184). Согласно статье 61 УК явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления рассматриваются в качестве смягчающих обстоятельств. Кроме того, глава 40.1 УПК предусматривает возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым, в котором предусматриваются условия его ответственности в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.




  1. Взаимодействие между финансовыми учреждениями и правоохранительными органами по вопросам преступности регулируется Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (2001 г.). Данный закон содержит перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (статья 6) и устанавливает обязанность организаций, проводящих данные операции, предоставлять информацию о них уполномоченному органу (статья 7).




  1. Согласно статье 8 Федерального закона, в случае когда при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральное агентство по финансовому мониторингу направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.




  1. Советом Аудиторской палаты России 30 ноября 2009 г. принято решение при разработке новых нормативных правовых актов и внесении изменений в действующие документы включать положения, обязывающие аудиторов сообщать в правоохранительные органы о всех фактах коррупционных нарушений, а также обеспечить выработку эффективных мер взаимодействия Аудиторской палаты России с органами прокуратуры Российской Федерации.




  1. В октябре 2011 г. по решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции создана Рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействий коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. Кроме того, 21 сентября 2012 г. в рамках Международного инвестиционного форума принята Антикоррупционная хартия российского бизнеса.




  1. Российская Федерация сообщила, что банковская тайна не является препятствием для получения информации от банков при расследовании дел о коррупции и отмывании денег. Законами, регулирующими данную сферу, являются Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статьи 5,7 и 9 Федерального закона “О противодействии легализации (отмывании) денежных средств и доходов от преступлений и финансировании терроризма”.




  1. В ходе обсуждения вопроса об учете обвинительных приговоров, вынесенных в других государствах, в процессе уголовного преследования лица российские власти сослались на часть 3 статьи 60 УК, которая тем не менее не предоставляет четких требований по учету приговоров, вынесенных в других государствах. В то же время, механизм по получению информации о таких приговорах предусмотрен в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.).




  1. Принципы установления юрисдикции содержатся в статье 11 и 12 УК. Статья 11 УК устанавливает юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных в пределах территории РФ, а статья 12 УК содержит условия по обеспечению распространения юрисдикции уголовного закона Российской Федерации в отношении преступлений, совершенных за пределами территории РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (часть 3 статьи 12 УК).



следующая страница >>



Если бы люди знали о живописи столько, сколько знаю я, они бы не покупали моих картин. Эдвин Ландсир
ещё >>