Конференция «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы». 23-24 октября 2008 г. Москва - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Межрегиональная конференция «Эврика-Авангард» 26-29 апреля 2013 г. 1 157.8kb.
Рекламная форма 1 21.59kb.
Сборник документов Москва 19 октября 2008 г 12 2267.69kb.
Фгуп гнп ркц "цскб-прогресс" 1 26.17kb.
Навстречу 80-летию маи 8-я Международная конференция Авиация и космонавтика-2009... 1 106.1kb.
Руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Коммерсантъ-Власть... 7 426.68kb.
Вторичная структура кристаллов: проблемы кристаллобразования и роста... 1 65.63kb.
Вторичная структура кристаллов: проблемы кристаллобразования и роста... 1 66.21kb.
Некоторые принципы построения оперного либретто 1 91.75kb.
Страховая компания Chartis приняла участие в IV ежегодной конференции... 1 22.22kb.
Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 года n 70-iv "Казахстанская... 1 134.82kb.
Программа для команд инновационных проектов Ярмарки «Российским инновациям... 1 64.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конференция «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы». - страница №1/1


Конференция «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы». 23-24 октября 2008 г. Москва

Тема: «Нижегородский государственный университет – центр сетевого взаимодействия»

Гурбатов Сергей Николаевич, проректор по научной работе Нижегородского государственного университета, профессор, д.ф.м.н


Добрый день! Мне хотелось бы еще раз поднять вопрос об федеральных, национальных исследовательских. университетах и о модели развития Нижегородского университета в новых условиях. На совещании по развитию научно-образовательных центров, которое состоялось 24 июля 2008 года в МИФИ, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев предложил сформировать в России сеть научных и образовательных центров, в которые войдут создающиеся федеральные университеты, ведущие исследовательские вузы России, а также крупнейшие университеты. Ведущие вузы страны естественно стараются войти в данную сеть и разрабатывают проекты (модели) своего участия в процессе ее формирования. Нижегородский университет также подготовил концепцию создания Федерального университета на базе ННГУ, и администрация Нижегородской области также выступает за создание Федерального университета в Нижнем Новгороде. Поскольку в настоящее время не совсем ясен статус федеральных и национальных исследовательских университетов, то ННГУ разрабатывает обе модели развития.

Горький, Самара, Казань, Саратов – это все волжские своего рода «столицы». Но все-таки формально Нижний Новгород, это действительно волжская столица – столица Приволжского федерального округа. Это означает, что мы иногда имеем немного больше информации, чем другие. Нам просто приходилось делать обзор по инновационным образовательным программам университетов, которые находятся в Приволжском федеральном округе. С моей точки зрения, несколько университетов (и не только расположенных на Волге) могут претендовать на звание федерального университета. Я уверен, что все они могут предложить содержательны и реализуемые программы развития. Тем более, что многие из них имеют опыт реализации инновационных образовательных программ.

Предлагаемая ННГУ модель развития – интеграция на основе сетевого взаимодействия - позволит обеспечить высокий уровень подготовки специалистов и научных исследований за счет интеграции потенциала университета, институтов Академии наук, отраслевых НИИ, других вузов региона и крупных работодателей-партнеров. Инфраструктура такого взаимодействия будет обеспечена сетью технопарков, бизнес–инкубатора, венчурных производств, создаваемых при университете, или при его участии. Необходимым элементом университета должна стать развернутая сеть общежитий для российских и иностранных студентов, аспирантов и приглашенных профессоров.

Создание федерального университета в ПФО на базе Нижегородского государственного университете обусловлено и тем, что Нижегородская область по своему научному потенциалу входит в число ведущих регионов России, а Нижний Новгород является административным центром округа. По статистике Российского фонда фундаментальных исследований Нижегородская область по числу грантов Фонда занимает среди регионов России пятое место сразу после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Новосибирской областей. По числу ведущих научных школ, выигравших конкурс и получивших гранты Президента, область также входит в число лидеров. В 2008 году такое признание получили 18 ведущих научных школ региона. На территории области расположены крупнейшие научные центры, занимающие признанные лидирующие позиции в отечественной и мировой науке в фундаментальных исследованиях и прикладных работах. Именно в Нижегородской области находится Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), крупнейший научный центр страны. Очень важную роль в регионе играют нижегородские академические организации естественнонаучного профиля: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт металлоорганической химии и Институт химии высокочистых веществ. Нижегородская наука достойно представлена в составе Российской академии наук – в академических и отраслевых научных организациях, вузах Нижегородской области работают 10 действительных членов и 16 членов-корреспондентов РАН и в настоящее время Президиумом РАН готовится решение об организации Нижегородского регионального научного центра Российской академии наук.

В чем особенности нашей стратегии, предлагаемой нашим университетом? Это интеграция на основе сетевого взаимодействия, которая сможет обеспечить высокий уровень интеграции образования, крупных работодателей и региона.. Если простым языком, то я бы нашу модель сформулировал так: для того чтобы войти в число лучших университетов мира, мы должны системно и качественно готовить специалистов. И наш лозунг заключается в том, что мы готовим специалистов для работодателей вместе с работодателями.

. Выдвижение проекта ННГУ является логическим следствием положительных результатов, достигнутых Нижегородским государственным университетом в 2006 – 2007 годах в ходе выполнения мероприятий по инновационному проекту «Образовательно-научный центр “Информационно - телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение”» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Одновременно в 2007 году Нижегородский университет в рамках федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» выполнил проект по созданию научно-учебного центра «Нанотехнологии».

Выполнение этих проектов, помимо получения новых научных результатов, позволило сформировать уникальную материальную и научно-методическую базу научных исследований, подготовки высококвалифицированных специалистов и инновационной деятельности по целому ряду направлений, которые являются в настоящее время приоритетными в России и во всем мире.

Сетевая интеграция университета позволяет построить цепочку «школа-университет-потребитель», которая обеспечивает контроль качества каждого элемента, и учитывает интересы потребителей. Важно отметить, что сетевая интеграция служит основой для реализации принципа «образование через всю жизнь», который позволяет мобильно решать вопросы подготовки кадров в динамично развивающемся обществе.

На базе ННГУ создана институционально интегрированная научно-образовательная структура. В настоящее время Нижегородский университет является центром сетевой интеграции в регионе и за его пределами. Важную роль играет и сетевое взаимодействие между вузами. Так, например, Нижегородский университет, вместе с МГУ, Томским, Саратовским, Воронежским университетами, при поддержке ИПФ РАН и Отделения общей физики и астрономии РАН был инициатором включения в перечень направлений базового высшего образования направления «Радиофизика». В 2007 году Нижегородский госуниверситет выиграл конкурс на подготовку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования нового поколения по направлению «Радиофизика». Заявка и проект ФГОС по направлению «Радиофизика» готовилась совместно с двумя вузами победителями первого этапа инновационных образовательных программ – Московским и Томским госуниверситетами. Факультет вычислительной математики и кибернетики совместно с аналогичными факультетами МГУ и СбПГУ является головным в разработке и реализации нового стандарта МО «Информационные технологии». В соответствии с договором между ННГУ и Институтом криптографии, связи и информатики (ИКСИ) Академии ФСБ России на базе ННГУ открыто региональное отделение УМО вузов России в области информационной безопасности.

Важно отметить также, что организация сотрудничества является и объективной формой экспертизы уровня выполняемых работ. Так, например, результаты исследований по проблематике параллельного программирования отмечены компанией Майкрософт среди 10 лучших университетов мира в области высокопроизводительных вычислений. В 2006 г. компания Майкрософт создала в ННГУ первый в России Центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений. Нижегородский университет вошел в число победителей проводимого компанией Интел конкурса образовательных программ в области параллельного программирования (Mulit-core Curriculum Program). В 2006 г. ННГУ был отмечен компанией Интел Почетным дипломом "В признание выдающегося вклада в подготовку кадров высшей квалификации в области информационных технологий" (всего таким дипломом награждены три российских вуза).

Наряду с общей концепцией образования, обеспечивающего определенный средний уровень «грамотности» членов общества, стала актуальной задача подготовки кадров для сложных видов деятельности, существенной для общественной жизни на данном этапе. В частности, в настоящее время в связи с ориентацией на «экономику знаний» принципиальное значение приобретает концепция образования, обеспечивающего эффективную деятельность в области фундаментальной науки и высоких технологий – концепция «научного образования».

Реализация «научного образования» должна быть максимально приближена к самой науке, к её фундаментальным основам; оптимальным образом это может быть сделано с участием Академии наук. Фактически единственной возможностью организации «научного образования», обеспечивающего кадрами фундаментальную науку и высокие технологии, является системная интеграция усилий научных коллективов, работающих на мировом уровне, и учебных заведений, обеспечивающих признанный высокий уровень образования.

В рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» с участием Нижегородского госуниверситета в 1997 году было создано шесть учебно-научных центров по физике, радиофизике, химии, механике, информационным технологиям. В 2000 году на основе этих центров был создан «Нижегородский объединенный Учебно-научный центр университета и институтов РАН», включающий Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского и четыре академических института. В 2001 данный центр получил юридический статус в форме простого товарищества. Положение об учебно-научном центре было утверждено Министром Образования Российской Федерации, Президентом Российской Академии Наук и губернатором Нижегородской области.

Отметим основные преимущества, которые дает создание учебно-научного центра университета и институтов РАН для подготовки специалистов-исследователей.

Существенно более широкое привлечение научных работников академических институтов к руководству курсовыми, дипломными работами, бакалаврскими и магистерскими диссертациями. Выполнение исследовательских работ студентами в рамках реальных научных проектов, тем, грантов, выполняемых совместно учеными ННГУ и институтов РАН. Свыше 200 докторов и кандидатов наук из научных институтов привлечены к руководству научными работами студентов, к постановке новых лабораторных работ, как на базе самих институтов, так и непосредственно в вузах. В институтах РАН работают 12 филиалов кафедр ННГУ и 3 базовые кафедры. В свою очередь в университете расположены базовые лаборатории академических институтов.

Университет уделяет большое внимание взаимодействию с НИИ прикладного профиля и с предприятиями высокотехнологических отраслей промышленности. Университет имеет с этими организациями более 90 договоров и соглашений о сотрудничестве в области науки, образования и подготовки кадров, а также генеральное соглашение с Нижегородской ассоциаций промышленников и предпринимателей (НАПП).

Обрело значительный масштаб образовательное и научное сотрудничество ННГУ с новыми российскими компаниями, представляющими известные западные фирмы (Интел, IBM, Майкрософт, Моторола и др.).

Всё большую актуальность приобретает участие работодателей в формировании учебных планов подготовки специалистов через дисциплины, связанные с региональными задачами. В Нижегородском госуниверситете эта задача решается путем включения представителей академических и отраслевых НИИ, руководителей госструктур в Ученые советы факультетов. Они также активно участвуют в государственной аттестации выпускников, являясь членами государственных аттестационных комиссий.

Генеральными партнерами ННГУ являются академические институты Нижнего Новгорода: Институт прикладной физики РАН, Институт физики микроструктур РАН, Институт металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН, Институт химии высокочистых веществ РАН.

Финансовыми и организационными партнерами ННГУ являются НИИ прикладного профиля, фирмы и предприятия высокотехнологических отраслей промышленности.

Интеграция в мировое образовательное пространство и активное участие в деятельности международного рынка образования и науки является стратегической задачей развития российских университетов. Создание на базе ННГУ центра международного сетевого взаимодействия с участием ряда вузов и научных учреждений округа позволит решить эту стратегическую задачу в интересах всей системы высшего образования в ПФО.

В ННГУ им. Н.И. Лобачевского уже существуют примеры реализации межвузовской кооперации с иностранными университетами, которые могут быть положены в основу создания международных совместных образовательных программ. Примером кооперации двух российских вузов (ННГУ и Нижегородский лингвистический университет) и европейских партнеров является программа «Российско-французский университет». Особенностью данной программы является теснейшее сотрудничество в первую очередь двух российских вузов: Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Нижегородского государственного лингвистического университета с участием двух иностранных партнеров. Данное сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия вузов должно быть существенно расширено.



Весьма значимыми и полезными являются международные проекты, выполняемые ННГУ по программе Темпус. С начала 90-х годов в рамках указанной программы ННГУ реализовал и реализует 14 проектов, общий объем финансирования по которым составил 6,6 млн. евро. ННГУ имеет все возможности оказывать российским вузам практическую помощь при оформлении заявок для участия в международных образовательных проектах Комиссии Европейских Сообществ.
Достижение стратегической цели будет базироваться на интеграции фундаментальной (вузовской и академической) и прикладной науки, высшего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в области науки и технологии, производства и социально-экономического управления – как важнейших факторов экономического роста Приволжского федерального округа, интегрированного в российское и мировое научно-образовательное пространство.

Федеральный университет должен войти в число ведущих университетов мира в развитии науки, образования и инновационных технологий, стать крупной образовательной системой, хорошо известной и уважаемой университетских, научных, деловых и других сообществах.




Эстетика — мать этики. Иосиф Бродский
ещё >>