Концептуальные основания развития экспериментальной площадки Алексей Николаевич Царьков - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Справка по итогам проверки работы экспериментальной площадки «Оксфордская... 1 85.31kb.
I. «Алексей Николаевич Крылов» текста вуласа ăнланнине тĕрĕслемелли... 1 132.14kb.
Отчет о деятельности городской экспериментальной площадки (гэп) 1 180.59kb.
В рамках областной экспериментальной площадки 3 468.78kb.
Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) Биография 1 25.66kb.
Отчет по деятельности экспериментальной площадки «экологиада 2012» 1 33.25kb.
Отчет о работе городской экспериментальной площадки гоу сош №705 1 175.01kb.
Отчет федеральной экспериментальной площадки 10 1834.11kb.
Публичный доклад директора школы за 2010-2011 учебный год 1 335.54kb.
Абалымов Алексей Петрович Абалымов Петр Николаевич. Белов Алексей... 1 27.52kb.
Отчет о деятельности городской экспериментальной площадки второго... 1 108.08kb.
Для приобретения полной версии работы щелкните по ссылке 1 46.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Концептуальные основания развития экспериментальной площадки Алексей Николаевич Царьков - страница №1/1

Концептуальные основания развития

экспериментальной площадки
Алексей Николаевич Царьков, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генеральный директор МОУ «ИИФ», Президент НОУ ВПО «ИИТУ»

Игорь Александрович Бугаков, Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор, заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по инновационным проектам, ректор НОУ ВПО «ИИТУ»
Экспериментальная площадка «Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграционного взаимодействия дошкольных и школьных учреждений, гражданских и военных вузов, научных, производственных и общественных организаций» создана в Серпухове по согласованию с руководством Федерального агентства по образованию в соответствии с решением Ученого совета Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» – ФГУ «ФИРО» (протокол № 5 от 05.10.2007 г.) приказом директора ФГУ «ФИРО» (№ 78 от 09.10.2007 г.). На сегодняшнем семинаре предполагается обсудить текущие результаты деятельности и концептуальные идеи по дальнейшему развитию экспериментальной площадки в целом и организаций – участников эксперимента, сформировать предложения по расширению межуровневого взаимодействия и обеспечению преемственности образовательных программ, обсудить другие важные проблемы в интересах совершенствования системы непрерывного образования Южного Подмосковья.

Необходимо отметить, что для нас основной практический результат экспериментальной деятельности заключается не только в апробации результатов научных исследований по сетевой интеграции интеллектуальных и материальных ресурсов учреждений и организаций, но и (и это главное!) в реальном формировании целостной образовательной среды в г. Серпухове и Южном Подмосковье, в частности, в создании на серпуховской земле полной системы непрерывного образования в области информационно-коммуникационных технологий и управления (см. рис. 1).





Рисунок 1 - Структура системы непрерывного образования

Образование как основная составляющая процесса социализации и технология воспроизводства интеллектуального потенциала, обеспечивающего дальнейшее развитие общества, не может не отображать существенных изменений и запросов внешней среды. В современных условиях решение задачи создания целостной системы непрерывного образования, комплексно учитывающей интересы обучающегося, общества и государства, невозможно без предварительного анализа современных мировых тенденций развития системы образования и факторов влияния, эти тенденции инициирующих и направляющих, см. табл. 1.


Таблица 1

Факторы влияния

Тенденции развития образования

1. Информатизация.

Доступность информационных ресурсов, усиление влияние неформального образования, внедрение передовых информационных средств и технологий (Интернет, электронные учебники и практикумы, дистанционное образование), изменение функций учителя.

2. Глобализация.

Транснационализация образования, формирование единых межнациональных образовательных пространств (например, общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса), развитие академической мобильности.

3. Коммерциализация отношений.

Коммерциализация образования, все большее смещение образования от идеи «общественного блага» к идее «образовательной услуги».

4. Усиление конкуренции.

Совершенствование системы управления образованием на основе современных методов менеджмента качества, ориентация на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности образовательного учреждения и выпускника.

5. Лавинообразный рост информации и знаний в условиях установки на их «инженерию».

Увеличение срока обучения, введение новых специальностей и дисциплин с ориентацией на междисциплинарность, появление значительного количества новых специальностей, уровневая подготовка, временность многих профессий, внедрение компетентностного подхода.

6. Ускорение темпов научно-технического прогресса, усиление роли наукоемких технологий.

Усиление интеграционных тенденций с созданием единых образовательно-научно-производственных структур, ориентация на проектный подход, сетевые взаимодействия, системообразующие направления подготовки, технологизация образования.

7. Увеличение спроса на образовательные услуги и их персонификация.

Диверсификация образовательных услуг по направлениям подготовки, формам обучения, групповым профессиональным и возрастным особенностям обучающихся, их индивидуальным способностям и запросам. Массовизация высшего образования.

8. Повышение роли творческих личностей с инновационным мышлением.

Ориентация на креативное образование, отбор и индивидуальное сопровождение одаренных детей.

9. Увеличение среднего возраста населения развитых стран как следствие увеличения продолжительности жизни и снижения рождаемости.

Возрастание роли образовательных программ для взрослых, востребованность образовательных программ для пенсионеров, лиц преклонного возраста с целью продления их активной деятельности, снижение конкурса на бюджетные места, недоборы в негосударственные вузы.

Большинство из указанных факторов так или иначе ведут к обязательности массового внедрения непрерывного профессионального образования, которое в современном высокодинамичном мире с учетом ограниченности природных ресурсов становится обязательным условием сохранения и повышения конкурентоспособности личности и государства. Однако высокая динамика научно-технического прогресса в условиях ускоренного формирования «общества потребления» имеет неизбежным следствием порождение ряда существенных проблем системы образования даже для тех стран, которые находятся на этом пути достаточно долго и относятся к так называемым «развитым» странам.

Приведенные в таблице 1 тенденции сложно однозначно оценить в понятиях «хорошо» или «плохо». Мир изменяется, становится более динамичным, информационно и технически более оснащенным, единым и в то же время разрозненным, более жестким, с конкурирующими игроками, забвением важных нравственных начал, пренебрежением интересами других, неучетом возможных опасных последствий достижения сиюминутных экономических выгод. Очевидно, что сама система образования, исходя из своего предназначения, во многом участвует в формировании вышеперечисленных «факторов влияния». Поэтому несомненно, что она не должна превращаться лишь в систему производства «образовательных услуг», предназначенную только для удовлетворения потребностей обучающихся как потребителей. Ее задача – не только удовлетворять эти потребности, но и во многом их формировать через внедрение правильной системы ценностей на всех ступенях формального образования с учетом общечеловеческих интересов, а не только экономических интересов «производителей» и «потребителей» образовательных услуг [6…8, 16, 18]. Очевидно, что существенная роль здесь должна принадлежать государству (особенно на современном этапе реформирования и становления нового общества).

Указанные факторы влияние ставят национальные системы образования перед необходимостью оперативного осуществления значительных изменений. Такая же задача стоит перед отечественной системой образования, положение которой во многом значительно более тяжелое из-за специфики российских условий. К проблемам отечественного образования, имеющим отношение к непрерывному образованию, кроме традиционной проблемы недофинансирования, целесообразно отнести:



  • проблему недостаточного осмысления сущности образования и его определяющего влияния на все стороны жизни человека и общества;

  • нарушение целостности процесса отечественного образования как единства воспитания и обучения и, как следствие, невозможность согласования интересов личности, общества, государства;

  • высокие темпы коммерциализации сферы образования, превращающие образование из абсолютно необходимого и личности, и государству (бесплатного) «общественного блага» в совокупность (платных) «образовательных услуг»;

  • недостаточность условий для реализации академической мобильности внутри страны при отсутствии во многих регионах необходимых условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий;

  • отсутствие в массовом масштабе мотивации обучающихся на непрерывное развитие как на сущность жизни («развитие ради дальнейшего развития»);

  • недостаточность опережающего образования, отставание базисных направлений подготовки и структур образовательных программ, состава и содержания их учебных дисциплин от современных возможностей науки и техники, перспективных потребностей практики;

  • отсутствие необходимой преемственности образовательных программ разных уровней в рамках базисных направлений подготовки специалистов;

  • нарушение оптимальности соотношения в образовательных программах универсальности, фундаментальности и специализированности в условиях лавинообразного роста знаний и ориентации на их «инженерию»;

  • отсутствие глубокого понимания сущности внедряемого уровневого образования и компетентностного подхода, анализа его возможностей и рисков в современных российских условиях;

  • нарушение процесса воспроизводства и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров;

  • недостаточность темпов оснащения образовательных учреждений современным учебно-лабораторным и научно-исследовательским оборудованием в условиях быстрого морального устаревания знаний и техники.

Взаимосвязь указанных проблем предполагает комплексный подход к их решению для развития системы непрерывного образования. Методологическими идеями такого подхода должны служить идеи базиса, интеграции и «самоорганизации» (см. рис. 2).

Рисунок 2 - Развитие как процесс самоорганизации интегрированных базисных элементов
Самоорганизация представляет собой наиболее естественный и наименее затратный путь формирования новых структур посредством системной интеграции при достижении «неспецифическими» потоками энергоинформационного обмена критических (пороговых) значений. При этом интеграция (системное объединение элементов с появлением сверхаддитивных, эмерджентных качеств) рассматривается как механизм формирования и сущность развития систем любой природы [2, 3, 5, 9, 10, 14, 15]. Полнота базиса является непременным условием обеспечения целостности формируемого на его основе желаемого (в частности, образовательного) пространства. Если из базиса убрать любой базисный элемент, то другим станет и пространство, определяемое оставшимися элементами базиса1.

Особенность самоорганизующихся систем – наличие нескольких параметров (порядка), небольшое изменение которых существенно влияет на направление и конечное состояние эволюции систем2. Выявление таких параметров порядка и механизмов управления ими для достижения области влияния желаемого аттрактора – задача управления сложными самоорганизующимися системами. Очевидно, что такие параметры порядка следует искать среди общих параметров базисных элементов. В первом приближении в качестве параметров порядка использовать сами базисные элементы.

При выделении базисных составляющих как параметров порядка в системе образования следует учитывать следующее: результаты образования должны учитывать интересы личности, общества и государства; само образование представляет собой целостный процесс, состоящий из воспитания и обучения; любой человек есть сочетание «био», «психо» и «социо», причем весовые коэффициенты каждой из составляющих определяются в каждом обучающемся действующей идеологией и качеством ее реализации в образовании (качеством полученного образования)3. Уровень развития «психо» каждого из нас определяет соотношение между весовыми коэффициентами интересов «био» и «социо» (предполагается, что по мере развития «психо» растет вес «социо»). Именно поэтому сегодня так важно не только формирование в каждом из обучающихся профессиональных качеств как основного условия удовлетворения потребностей своего «био», но и высокой «нравственности» как основы «психо», патриотизма как интегрального проявления индивидуального «социо».

Исходя из вышеизложенного, в 2002 году учеными Института инженерной физики была предложена известная ныне триада «профессионализм, патриотизм, нравственность» как триада базисных качеств современного специалиста, ставшая девизом-целью и совокупностью базисных направлений деятельности участников эксперимента (профессиональное обучение, патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие). Без любой из этих составляющих личность неполна, ущербна. Каждая из этих составляющих в гражданах России нужна для решения задачи ее возрождения как великой державы [1, 4, 11…14, 17, 18].

Создание эффективной системы непрерывного образования предполагает решение двух взаимосвязанных задач: создание условий для непрерывного образования и формирование мотивации населения на непрерывное развитие при ориентации на здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие) технологии реализации образовательного процесса [14, 17, 18], см. табл. 2.

Исходя из этого, к уточненной системе практических задач дальнейшего развития эксперимента следует отнести:



  • повышение целостности образования, усиление воспитательной составляющей образования в процессе учебной и внеучебной работы на основе отечественных традиций и духовно-культурных ценностей, формирование мотивации к непрерывному развитию, привитие культуры здорового образа жизни и экологической культуры («профессионализм, патриотизм, нравственность»);

  • формирование единых метапрограмм непрерывного образования в областях информационно-коммуникационных технологий и управления с разработкой моделей становления и развития специалиста на всех уровнях (ступенях) формального и неформального образования, необходимого программно-методического обеспечения их реализации;

  • отработку практических механизмов обеспечения преемственной сопряженности смежных образовательных уровней (детсад – начальная школа – средняя школа – колледж – вуз), основного и дополнительного образования на каждом уровне;

  • развитие интеграции систем гражданского и военного образования;

  • развитие общих информационных ресурсов (единая библиотека, общий сайт экспериментальной площадки с открытой базой образовательных ресурсов);

  • развитие творческого начала в обучающихся, поддержка талантливой молодежи;

  • разработку и реализацию здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих (здоровьеформирующих) образовательных технологий. Внедрение системы мониторинга и динамической коррекции физического здоровья обучающихся и обучающих;

  • развитие системы дополнительного (в том числе и дистанционного) образования для детей и взрослых, воспитателей, учителей и преподавателей;

  • развитие интеграции с производством. Целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и послевузовским образованием для предприятий и организаций;

  • создание государственно-общественного Центра непрерывного образования Южного Подмосковья на базе МОУ «ИИФ»;

  • открытие на базе МОУ «ИИФ» Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт информационных технологий и управления»;

  • открытие при МОУ «ИИФ» диссертационного совета по специальностям 05.13.01, 05.12.13, 05.13.19.

Таблица 2



Направление

Задачи

1. Создание необходимых условий для эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий.

  • разработка многоуровневых преемственных образовательных программ основного и дополнительного образования по базисным направлениям подготовки (метапрограмм по базисным направлениям);

  • развитие и повышение взаимодействия сети образовательных учреждений, формирование необходимой инфраструктуры;

  • создание единого центра информационных ресурсов;

  • повышение квалификации кадров;

  • приобретение необходимой литературы и оборудования, разработка учебно-методических комплексов и программно-технического обеспечения;

  • развитие системы дополнительного образования для детей и взрослых;

  • развитие академической мобильности;

  • развитие интеграции образования, науки, производства.

2. Формирование массовой мотивации детей и взрослых на непрерывное развитие в системе формального и неформального образования.

  • повышение целостности образования как единства воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства;

  • создание условий для проявления и развития творческих способностей детей и взрослых в рамках формального и неформального образования;

  • включение в образовательные программы курсов дисциплин: «Основы конкурентоспособности», «Основы инновационной деятельности», «Основы экономики», «Основы права» и др.;

  • формирование в обществе настроя на непрерывное развитие как на сущность жизни, условие и механизм повышения конкурентоспособности и успешности;

  • повышение активности общественных структур, развитие механизмов повышения гражданской активности населения.

3. Сохранение и развитие здоровья обучающихся и обучающих (физического, социального, духовно-нравственного).

  • оптимизация содержания образовательных программ и педагогических технологий их реализации;

  • формирование необходимой инфраструктуры здорового образования, условий для массовых занятий физической культурой и спортом;

  • формирование и реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих (здоровьеразвивающих) средств и технологий, внедрение системы динамического мониторинга и коррекции здоровья обучающихся и обучающих;

  • привитие обучающимся и обучающим культуры здорового образа жизни и экологической культуры, ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих, состояние природы;

  • развитие общественных движений за здоровый образ жизни и охрану природной среды.

В настоящее время находится в стадии решения вопрос создания Института информационных технологий и управления, а также вопрос открытия диссертационного совета. Представляется целесообразным и создание упомянутого государственно-общественного Центра непрерывного образования Южного Подмосковья на базе МОУ «ИИФ» (см. рис. 3), специалистами которого могли бы быть по совместительству представители участвующих в эксперименте учреждений и организаций. Даже в случае минимизации штата этого центра его наличие придало бы работе по созданию эффективной системы непрерывного образования в Южном Подмосковье хороший практический импульс. Основной вопрос – вопрос финансирования.

Многие из перечисленных задач реализуются уже сегодня участниками эксперимента и реализуются качественно. Системная реализация этих задач позволит создать прочную практическую основу для дальнейшего развития системы непрерывного образования в Серпухове и Южном Подмосковье как самоорганизующейся иерархически-сетевой системы, предложить другим регионам апробированный опыт нашей деятельности, разработать проекты изменений и дополнений в законодательные акты по механизмам и формам проектной интеграции ресурсов участников системы непрерывного образования.


Рисунок 3 - Структура Центра непрерывного образования Южного Подмосковья

на базе МОУ «ИИФ»


ЛИТЕРАТУРА


  1. Бугаков И.А., Ананьев Е.М., Андрух О.Н., Назаренко А.В., Царьков А.Н. «Профессионализм, патриотизм, нравственность» – девиз и цель образовательного процесса в учебных подразделениях Института инженерной физики. - МО СССР, Тематический научно-технический сборник, 2003, С. 5…8.

  2. Бугаков И.А., Столяревский С.П., Царьков А.Н. Единое общеевропейской образовательное пространство высшего образования в рамках Болонского процесса и видение особенностей участия в нем России. - МО СССР, Тематический научно-технический сборник, 2003, С. 14…19.

  3. Бугаков И.А., Царьков А.Н., Брянкин К.В., Мищенко С.В. Межрегиональные научно-образовательные объединения в условиях формирования единого общенационального образовательного пространства. - Серпухов: Сборник трудов ХХIII Межведомственной НТК, 2004, часть 5. - 252 с., С. 10…14.

  4. Бугаков И.А., Кот А.В., Царьков А.Н. Концепция интегрированного образования. // «Высшее образование в России», 2004, № 12, С. 124…129.

  5. Проект создания открытого государственно-общественного межрегионального объединения научно-образовательных учреждений «Интеграция военного и гражданского образования». - Серпухов: ИИФ РФ, 2004. - 68 с. (Разработчики и участники проекта: МАИ, МГТУ «МАМИ», Тамбовский ГТУ, СВИ РВ, Тамбовский военный авиационный инженерный институт, ИИФ РФ).

  6. Бугаков И.А. Непрерывное образование как условие и способ существования и развития личности и общества (философский аспект). - Серпухов: Сборник трудов XXIV Межведомственной НТК, 2005, часть 5. - 270 с., С. 25…29.

  7. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Качество образования – качество человека и общества. - Серпухов: Сборник трудов XXIV Межведомственной НТК, 2005, часть 3. - 258 с., С. 20…24.

  8. Бугаков И.А. Образование: частная услуга или общественное благо? - Серпухов: СВИ РВ, Тематический научно-технический сборник, 2005. - 119 с., С. 5…7.

  9. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Интеграция в высшем образовании: принципы, задачи и формы, проблемы. // Известия ИИФ РФ, 2006, № 1, С. 32…35.

  10. Матвеенко А.М., Царьков А.Н., Бугаков И.А., Геращенко А.Н., Рязанский В.В., Юров Н.Н., Гончаренко В.И. Интеграция гражданского и военного образования как эффективное направление повышения целостности национального научно-образовательного пространства. // Вестник Московского авиационного института, 2006, т. 13, № 1, С. 3…8.

  11. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Применение современных информационных и коммуникационных технологий для сохранения духовно-культурного наследия России // Сб. материалов Первого Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». - Калуга-Оптина Пустынь, 20…21 мая 2006г.

  12. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Концептуальные основания формирования целостных региональных систем непрерывного образования на основе единства социокультурного пространства и преемственности образовательных программ. // Известия ИИФ РФ, 2006, № 2, С. 41…44.

  13. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Профессионализм, патриотизм, нравственность – как базис российского образования. // Известия Института инженерной физики», 2007, № 1, С. 64.. 71.

  14. Царьков А.Н., Бугаков И.А. Принципы повышения целостности региональных систем непрерывного образования / В книге «Основы инновационной модели интегрированного профессионального образования в системе НПО-СПО-ВПО. Первый сборник статей участников Всероссийского научно-практического семинара 14-15 апреля 2008 года. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 302 с., С. 22…33.

  15. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Совершенствование региональных систем непрерывного образования как условие инновационного и духовно-нравственного развития России // Сборник материалов III Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». - Москва-Калуга-Оптина Пустынь, 2008. - 512 с., С. 282…290.

  16. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Проблемы непрерывного образования // В сб. трудов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке, производстве», 30.06…04.07.2008 г. - Серпухов, 2008, С. 46…48.

  17. Бугаков И.А. Здоровье как системообразующий фактор образования // В сб. трудов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке, производстве», 30.06…04.07.2008 г. - Серпухов, 2008, С. 392…395.

  18. Бугаков И.А. Совершенствование региональных систем непрерывного образования как условие инновационного и духовно-нравственного развития России // Выступление на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». - Москва. Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, 17 февраля 2009 года.



1 Например, если из ортогональных ортов убрать какой-либо один, то из трехмерного пространства получим иное – двухмерное пространство, в котором нет объема (и, добавим, которое гораздо беднее прежнего по своим возможностям). Точно так же исключение из пространства человеческих отношений такого базисного элемента как совесть ведет к исчезновению истинно человеческого пространства.

2 Управление образованием (как направление к «самоорганизации» с заданием в силу его целенаправленности желаемой целостности, должно быть обязательно. Никакая «рыночная самоорганизация» здесь принципиально недопустима.

3 Системы образования, получившие распространение на разных этапах развития цивилизации, по сути, отличались лишь весовыми коэффициентами при элементах этих базисов, отражающими уровень развития человеческих сообществ и их отношений между собой.





Или умейте побеждать, или умейте дружить с победителем. Фокион
ещё >>