Концепция культуры Карла Юнга - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Карл Густав Юнг Почему мы обижаемся?! 1 298.01kb.
Карл Густав Юнг Психологические типы 45 8558.84kb.
Библиотека сайта «Свет Разума» 4 660.74kb.
Концепция работы объединения учителей физической культуры России 1 64.56kb.
Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» в диагностической и развивающей... 1 44.67kb.
Лабораторная работа №2-о определение скорости звука и модуля юнга... 1 58.82kb.
На Венецианском фестивале режиссер Дэвид Кроненберг представил фильм... 1 58.15kb.
"век золотой екатерины" 3 565.52kb.
Вопросы по курсу «Теория и методология культуры» 1 30.27kb.
11 (22) января 1796 г в г. Дерпте (ныне Тарту, Эст. Сср) в семье... 1 138.04kb.
§ 12. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность... 1 63.63kb.
Первые шаги в науку 1 194.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Концепция культуры Карла Юнга - страница №1/1




Концепция культуры Карла Юнга

Новосибирское структурное подразделение Томского высшего экономико-юридического колледжа КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАРЛА ЮНГА РЕФЕРАТ [pic] Студента I го курса 22 группы Железняка Антона Михайловича Новосибирск, 1996 ПЛАН РЕФЕРАТА:1. Личность Карла Юнга2. Воззрения Карла Юнга на культуру в целом3. Концепция культуры Карла Юнга4. Критика идей Карла Юнга- Библиография I. Личность Карла Юнга Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечкеКесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришелк выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая -сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, дажепожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути ихарактеру к природе. При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбормежду двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, егоинтересовали естественные науки - зоология, антропология, палеонтология, ас другой - гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология.После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-заотсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а вБазельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены впользу естествознания, конкретно - медицины. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание- психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своихстремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские иестественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрическойклинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится егооткрытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время дляначинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетовнаучного мира приняла идеи Фрейда в штыки. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязаласьпереписка, а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегдадружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своимучителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественныеотношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал обэтом в своих мемуарах, в письмах друзьям. Умер Карл Юнг в 1961 году. II. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом Всю свою жизнь Карл Юнг уделял значительное внимание вопросамкультуры. Если попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущностикультуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немалоприходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая этивопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни взначительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии накультуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельностичеловека как индивида и социума в целом. При этом он напрочь отрицал особуюконструктивную функцию культуры. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп(причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществвключительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного,подсознательного фактора поведения. Культура у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западно-европейской культуры и общества в целом онобъяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторженияон считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве.Факельные шествия, массовый психоз, пламенные речи вождей, символика(свастика в Германии и красная звезда в СССР) - все это свидетельствовало,по мнению Юнга, о вторжении в культурную жизнь таких сил, которые намногопревосходят человеческий разум, а по природе своей подсознательны. Рассматривая это объяснение Юнга, нельзя забывать о времени в которомон жил и писал свои работы. Видя ситуацию в соседней Германии, где фашизм вгеометрической прогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы,Юнг искал разумное объяснение этим процессам. Немалое внимание Юнг уделял и СССР. По его мнение, тотальное изменениехарактеров, поведения, идеалов и стремлений десятков миллионов человекможно было объяснить только с помощью психиатрии. Юнг писал, что советскоеобщество - ярчайший пример буйства архетипов, сознательно или нетвыпущенных из темницы подсознания. По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлосьзакономерным следствием развития европейской культуры, особенно еетехнократической направленности. История Европы - это история упадкасимволического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогойценой - ценой отказа от единения с «душой» природы, от символа как образабессознательной энергии. Символы, как считал Юнг, открывают человекусвященное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственногогубительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. III. Концепция культуры Карла Юнга В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективноебессознательное». Оно, по словам Юнга, «идентично у всех людей и образуеттем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природесверхличным.» В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследитьопределенную аналогию с фрейдовской концепцией «суперэго». По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается понаследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Подвлиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляютсяне только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловныхрефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение ит. п. Содержанием «коллективного бессознательного» являютсяобщечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли,мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как в мифах, так и вмагии, алхимии и т. д. Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, чтоименно они по сути являются источником мифологии, искусства, религии,философии. Хотя впервые о архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, чтосам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с моментапоявления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства,архетип - грехопадение. Как доказательство тождественности понятийгрехопадения и архетипа, можно считать то, что как архетип соответствуетчеловечеству с его зарождения, так и грехопадение, в соответствии с ВетхимЗаветом, произошло еще тогда, когда все человечество было представлено лишьдвумя персонами - Адамом и Евой. Однако, если по догматическим принципам христианства искуплениепервородного греха возможно лишь через страдание (катарсис), то Юнг непринимал такого пути, да и другого не предлагал, считая, что архетипявляется неотъемлемой особенностью человеческой личности. По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы,растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищетвыход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менееначинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимациизаходит в тупик. Сублимация перестает действовать, растет психическоенапряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом. Приэтом бессознательное стремится компенсировать односторонность ибезрассудство сознания. Вторжение «коллективного бессознательного» ведет нетолько к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (вистории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур какГитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию,войнам, тоталитаризму. Здесь нельзя удержаться и не привести еще одну параллель с библией,которая вновь доказывает очевидное влияние христианской идеологии на Юнга.По библии, по мере роста «греховности» людей, как наказание и испытание наморальную устойчивость, Дьявол будет посылать на Землю именно лжепророков. В 1927 году Юнг писал: «Наши грозные боги поменяли имена: ныне они заканчиваются на «-изм».Хватит ли у кого-нибудь сомнительной смелости утверждать, что мировая войнаили большевизм - чьи-то сознательные выдумки?... В конце концов, лишь оченьнезначительная прослойка человечества, живущая главным образом на томгустонаселенном полуострове, который выдается в Атлантический океан, иназывающая себя «культурной», до такой степени потеряла контакт с природой,что пришла к мысли, будто религия - это лишь особый вид умственногорасстройства без сколько-нибудь ясно выраженного смысла. Глядя на это сбезопасного расстояния, скажем из Центральной Африки или из Тибета, мы,несомненно, смогли бы убедиться, что данная прослойка просто-напростоспроецировала собственные бессознательные психические расстройства нанации, которыми все еще владеют вполне здоровые инстинкты». IV. Критика идей Карла Юнга Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь,несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор средиидей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можносчитать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывалфакт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело копределенной однобокости теории. И все же, интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется и посей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания,в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчковподсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытногообщества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многомдругом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах КарлаЮнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности.Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливойтеории, которую создал Карл Густав Юнг. Библиография 1. К. Г. Юнг «Архетип и символ», М., 1991 2. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,1995 3. Гердер И. Г. «Идеи к философии истории человечества», М., 1977 4. Л. И. Бондаренко «Моя жизнь – история реализации бессознательного»,“Человек” № 2, 1995 5. К. Г. Юнг «Эпилог», “Человек” № 2, 1995




Публика — единственный настоящий учитель актерского ремесла. Джордж Скотт
ещё >>