Коллекция кобанской культуры в археологическом музее казанского университета - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Карл фёдорович фукс профессор казанского императорского университета 1 49.63kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 021100 «Юриспруденция» 7 1331.79kb.
Варненском Археологическом музее 1 52.08kb.
Опыт систематизации археологической информации об археологическом... 1 141.69kb.
Экскурсовод, останавливаясь у стенда, рассказывает, как 4 1190.08kb.
Учебно-методическое пособие Издательство Казанского государственного... 2 532.01kb.
Тематическая подборка документов 1 45.39kb.
Казань традиционно была и остается одним из важнейших культурных... 1 16.39kb.
Государственное автономное учреждение культуры московской области... 1 14.09kb.
Конская упряжь в составе сибирской коллекции археологического музея... 1 170.34kb.
23 февраля-день защитника отечества! 7 –го февраля открываются олимпийские... 1 56.44kb.
Республика северная осетия 1 62.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Коллекция кобанской культуры в археологическом музее казанского университета - страница №1/1

КОЛЛЕКЦИЯ КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Лыганов А.В.
Кобанская культура является одной из ярких культур эпохи поздней бронзы – раннего железного века Северного Кавказа. Современными исследователями культура датируется в пределах XII–IV вв. до н.э. [1, с. 159].

Музеи России, а главным образом Государственный Эрмитаж и Государственный Исторический Музей, располагают непревзойденными собраниями кобанских древностей, некогда составлявших коллекции многих частных лиц (А.С. Уварова, К.И. Ольшевского, В.И. Долбежева и др.). В зарубежных музеях также хранится ряд коллекций кобанской культуры.

Из неизвестных до настоящего времени и неопубликованных собраний изделий из бронзы кобанской культуры следует назвать коллекцию графини П.С. Уваровой хранящуюся в Археологическом музее Казанского университета.

Графиня П.С. Уварова передала коллекцию Казанскому университету в начале XX века. Несомненно, что передавалась коллекция с подробной описью. Она была утрачена, вероятно, во время Отечественной Войны, когда археологические фонды ОАИЭ хранились на чердаке главного здания университета.

На сегодняшний день имеется опись 1952 года, составленная по факту наличия вещей, в которой вещи вновь зашифрованы и дается их внешнее описание без выходных данных. В описи также даны рисунки изделий.

Все вещи коллекции, скорее всего, приобретены графом А.С. Уваровым или же его супругой П.С. Уваровой у местных жителей, которые грабительским способом разрушали богатейшие могильники кобанской культуры. На это указывает тот факт, что все предметы коллекции изготовлены из бронзы, имеют хороший, выразительный внешний вид, отсутствует керамика (керамический сосуд, зашифрованный под номером АКУ–9/195, по всей видимости, относится к средневековью).

В коллекции насчитывается 195 предметов, которые можно разделить на следующие категории:

1) Оружие: кинжальные клинки (2 экз.);

2) Детали одежды: бронзовые пояса (2 экз.), поясные пряжки (3 экз.), фибулы (6 экз.), булавки (13 экз.), пуговицы (15 экз.);

3) Украшения: височные подвески (28 экз.), привески в виде бараньих голов (8 экз.), гривны(2 экз.), браслеты (30 экз.), ножное кольцо-браслет (1 экз.), бляхи (7 экз.), бляхи с ушком (2 экз.), спиральные подвески (20 экз.), накосники (2 экз.), бусы (13 экз.), накладки (1 экз.), привески в виде булавы (4 экз.), пронизки (11 экз.), крючок из бронзовой проволоки круглого сечения и с двусторонними спиральными завитками (1 экз.), серповидные подвески (3 экз.);

4) Орудия труда: пинцет (1 экз.).

В составе коллекции выделено 8 предметов, не относящихся к древностям кобанской культуры, а также 9 предметов имеющих плохую сохранность вследствие чего атрибутация их как изделий кобанской культуры затруднительна. Условность представленных категорий бронзовых предметов заключается в том, что, например, детали одежды могут выступать и как украшения ввиду их высокой художественной и эстетической ценности.

В коллекции два кинжальных клинка. Один кинжальный клинок (АКУ–9/45) хорошей сохранности, имеет длину 22,3см, вверху выделяются два отверстия для крепления рукояти (рис. 1, 1) Другой клинок (АКУ–9/41) в двух местах сломан. Сохранившаяся часть имеет длину 15 см. В верхней части пробито три отверстия для крепления рукояти. Кинжалы и кинжальные клинки кобанской культуры чрезвычайно разнообразны. Большинство клинков конца II – начала I тыс. до н.э. имеют посередине одно ребро жесткости и отличаются коротким, а зачастую совсем не выделенным черешком [1, с. 175]. Морфологическая схожесть кинжальных клинков из коллекции позволяет отнести их к этому времени

Два пояса из листовой бронзы (АКУ–9/12) являются двумя фрагментами одного и того же пояса. Они относятся к первой группе данного вида изделий кобанской культуры, в которую входят узкие гладкие пояса без орнаментации за исключением пуансонных линий по краям. Пояса этой группы наиболее ранние, нежели орнаментированные пояса других групп, датировать их можно концом II тыс. до н.э. [1, с. 176].

С поясами из листовой бронзы неразрывно связаны пластинчатые поясные пряжки, которых в коллекции насчитывается 3 экземпляра. Одна из пряжек не имеет орнамента, на вторую нанесен прочерченный геометрический узор. На обратной стороне у них имеется крючок и выбито у одной (АКУ–9/83) пять, а у другой (АКУ–9/15) десять отверстий для крепления к бронзовому пластинчатому поясу.

Выделяется крупная пряжка с 14 отверстиями для крепления с бронзовым поясом (АКУ–9/82). Высота пряжки 22 см, ширина 3,9 см. По внешней стороне изделия инкрустацией из железа нанесено три изображения оленя. Кроме того, по всей поверхности пряжки проходит сложный орнамент из прочерченных завитков. Изображение оленя занимало одно из центральных мест в декоре племен Центрального Кавказа в древности. Олень – излюбленное животное осетинского фольклора, а оленье мясо – обязательное угощенье за столом, что зафиксировано в осетинском героическом эпосе «Нарты» [2, с. 224]. Пластинчатые поясные пряжки являлись принадлежностью, как мужского, так и женского костюмов. Появляются они, в эпоху поздней бронзы Центрального Кавказа и широко распространяются на территории кобанской культуры в конце II – начале I тыс. до н.э. и, став одним из значимых элементов кобанского костюма, пряжки не выходят из употребления [2, с. 359].

Фибул в коллекции кобанских бронз начитывается шесть экземпляров. Четыре из них достаточно крупные и без орнамента. Одна фибула из дрота имеет, так называемую, «пиявкообразную» спинку с елочным орнаментом (АКУ–9/64). Размеры ее 8,2х6,6 см. Еще одна фибула более изящной формы (АКУ–9/18) размерами 7,1х5,8 см (рис. 1, 2). Ее арочная часть украшена идущими вдоль от одного до другого конца дуги врезанными линиями. Линии эти обрамлены кольцеобразными охватами. Все представленные виды фибул типичны для кобанской культуры на притяжении всего ее существования [3, с. 71–76].

Разнообразны по формам и размерам представленные в кобанской коллекции бронзовые булавки. Булавки украшали костюм или же головные уборы. Разнообразно оформлено их навершие. Четыре булавки из коллекции имеют навершие в виде бараньих рогов, на которые нанесен вколотый точечный орнамент. Булавка (АКУ–9/1, АМУ–233–15) длина 58 см и ширина навершия 14,3 см, с прямым заостренным снизу стержнем. Булавка (АКУ–9/7) длина 14 см, ширина навершия 11,8 см, стержень внизу отломан. Отломана также часть завитого бараньего рога. Булавка (АКУ–9/4) длина 16,7 см, ширина навершия 18,4 см, стержень витой, конец отломан. Булавка (АКУ–9/5, АМУ–133–12) длина 37 см, ширина навершия 11,6 см, стержень витой, конец отогнут. В комплексах Тлийского могильника подобный тип булавок датируется довольно рано с эпохи средней бронзы [2, с. 167].

Три булавки имеют навершие в виде пластин с закрученным в трубочку навершием. Их бытование также можно соотнести со временем существования кобанской культуры. Датируются они временем не позднее VIII в. до н.э. для могильников западного варианта [3, с. 67–68]. Примечательна небольшая булавочка (АКУ–9/6) прямые аналогии, которой можно найти в комплексе женского погребения №2 из Стырфазского кромлеха 9 [2, c. 268], датированного временем не позднее VIII в. до н.э.

Пуговицы из бронзы насчитывают в коллекции 15 экземпляров. Их два вида: первый это крестообразные пуговицы из бронзового листа (рис. 1, 3,4). В центре пуговицы имеется отверстие. Датируются они XI–VIII вв. до н.э. для западного варианта культуры [3, с. 36]. Другой вид представлен ромбическими пуговицами с петлей изнутри. В Тлийском могильнике они датируются временем после VIII в. до н.э.[2, с. 433].

Височные подвески из коллекции делятся на три типа:

Первый тип это височные подвески в полтора оборота, сделанные из бронзовой проволоки, появляются в южной части Осетии еще в эпоху ранней бронзы, но особое распространение получают во второй половине II тыс. до н.э. [2, с. 376].

Второй тип составляют подвески в три оборота. Сделаны эти подвески из уплощенной проволоки, которая к краям истончается и завивается в волюты (рис. 1, 5). Датируются временем не позднее VIII в. до н.э. в материалах Тлийского могильника [2, с. 433].

Третий тип подвесок (18 экз.) в один оборот с заходящими друг за друга концами, сделанными из подтреугольного в сечении прута, точных аналогий в кобанских древностях не найдено.

Подвески в виде бараньих голов излюбленной украшение кобанцев. В коллекции их насчитывается 8 экземпляров. Сделаны они из бронзы литьем. Четыре из них более крупные,(высота изделий от 7 до 4,5 см) точно передают голову горного барана – четко прорисованы глаза и рот (рис. 2, 3). Экземпляры поменьше (высотой от 3,7 до 1,5 см), сделаны более стилизовано – дается, очертание головы и закрученных рогов. Датируются подвески широко – всем временем существования кобанской культуры.

Шейные гривны 2 экземпляра, относятся к двум разным типам. Одна гривна (АКУ–9/24) изготовлена из бронзового прута округлого в сечении диаметром 0,7см, с постепенным заужеванием концов переходящих в петельки (погр. 345, 368, 462 Тлийского могильника) [2, с. 369]. Другая гривна изготовлена из витой проволоки. Датируются оба вида гривен достаточно широко первая половина I тыс. до н.э. [2, с. 369].

Наиболее многочисленная категория металлических украшений в кобанской культуре, несомненно, браслеты. Разными исследователями выделяется до 25 типов браслетов. В коллекции археологического музея Казанского университета представлены наиболее характерные для кобанской культуры типы браслетов.

Один браслет многовитковый (в девять оборотов), концы у которого закручены в волюты, сделан из треугольной в сечении проволоки (АКУ–9/39). По В.И. Козенковой данный браслет относится к I типу это – бронзовые многовитковые браслеты в 6–7 оборотов, спиралевидные из треугольной в сечении проволоки, концы загнуты в волюты, диаметр браслетов 6–7 см. Данные браслеты часты в комплексах до VIII в. до н.э.

Также часто встречаются в древностях кобанской культуры браслеты из массивной бронзовой пластины с тремя рельефными ребрами на внешней поверхности и с зауженными концами, завернутыми в волюту. В коллекции их три экземпляра (АКУ–9/20, АКУ–9/21, АКУ–9/22) Эти браслеты типичны для кобанской культуры в целом и датируются первой пол. I тыс. до н.э. [3, с. 172].

По форме от древностей кобанской культуры отличаются три браслета (АКУ–9/17, АКУ–9/95, АКУ–9/96). Все они сделаны из бронзовой проволоки. Концы этих браслетов несомкнутые и расширяются. В одном случае на концы браслета нанесен резной орнамент, в другом случае они украшены головами фантастических животных (рис. 2, 1). Этим изделиям выявлены аналогии в могильниках Южной Осетии раннесарматского времени [2, с. 494–495, 500].

Разнообразные бляхи, спиральные подвески, накосники, бусы из бронзы, разного вида накладки, привески в виде булавы, пронизки, находящиеся в коллекции являются непременной составляющей кобанского костюма.

Пинцет (АКУ–9/84) изготовлен из узкой бронзовой пластины с расширенными концами. По внешней поверхности пинцета нанесен вколотый точечный орнамент. По краям идет геометрический орнамент, а посередине изделия находится изображение хищника из семейства кошачьих (рис. 2, 2). Схожий пинцет происходит из Тлийского могильника и датируется временем не позднее VIII в. до н.э. [2, c. 287].

К сожалению, ряд вещей не удалось атрибутировать ввиду их плохой сохранности.

Коллекция кобанской культуры графини П.С. Уваровой собрана путем сбора и скупки вещей Северного Кавказа у местного населения. Это доказывает тот факт, что вещи имеют хорошую сохранность, большинство из них относятся к категории «украшения». Большинство предметов из коллекции датируются концом II – первой пол. I тыс. до н.э., то есть временем расцвета культуры.



Литература

  1. Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры – Тула: Гриф и К, 2003. – 340 с.

  2. Техов Б.В. Археология южной части Осетии – Владикавказ: Ир, 2006 – 639 с.

  3. Козенкова В.И. Материальная основа быта кобанских племен (орудия труда, украшения, предметы культа, посуда: систематизация и хронология). Западный вариант. – М., 1998 – 200с. – (САИ; вып. В2–5; т. 5).



Лыганов Антон Васильевич – сотрудник Археологического музея Казанского (Приволжского) федерального университета; сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

E-mail: ligaant@rambler.ru



Рис. 1. Коллекция кобанской культуры в Археологическом музее КФУ: 1 – кинжал (АКУ–9/45),



2 – фибула (АКУ–9/18), 3,4 – пуговицы (АКУ–9/33), 5 – височная подвеска (АКУ–9/69).

Рис. 2. Коллекция кобанской культуры в Археологическом музее КФУ: 1– браслет (АКУ–9/96),

2 – пинцет (АКУ–9/84), 3 – подвеска в виде головы барана (АКУ–9/65).




Эмиграция — это похороны, после которых жизнь продолжается дальше. Тадеуш Котарбиньский
ещё >>