Коллаж как метод создания композиции в живописи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный план «Основы рисунка, живописи и композиции» 1 29.66kb.
Веласкес и испанская школа живописи 17 века 1 225.95kb.
Анализ произведения живописи 1) Ваши личные впечатления от произведения... 1 32kb.
Б. А. Успенский поэтика композиции 11 2753.93kb.
Конспект занятия по изготовлению композиции «Вдвоем теплее» Цель... 1 32.76kb.
Розовый мирный древообниматель 1 38.32kb.
6 Метод Рунге-Кутта 2-ого порядка (модифицированный метод Эйлера) 1 21.51kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 169.91kb.
Олег Ермаков Мать Истина, Сок из Луны Жом как подлинный метод Единой... 4 688.56kb.
Лабораторная работа №1. Выполнение упражнений на создание статической... 1 95.29kb.
«Счастье это когда тебя понимают»: так ли это? 1 37.45kb.
Выходные данные 1 82.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Коллаж как метод создания композиции в живописи - страница №1/1

КОЛЛАЖ КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИИ В ЖИВОПИСИ

Левина Е.А.



Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Формирование профессиональной подготовки и творчески мыслящего художника- дизайнера невозможно без взаимодействия разнообразных форм работы. Обучение студентов композиции по дисциплине «Живопись» представляет собой сложный комплекс, который включает как учебную работу в аудиторных условиях, так и самостоятельную творческую работу. В учебных работах происходит последовательное, системное овладение знаниями, практическими умениями и навыками, технологией и техникой работы над художественным произведением. Самостоятельная творческая работа решает те же проблемы, но на более высоком уровне, подчиняя технические проблемы изображения художественно-образным проблемам, поиску наиболее точных, адекватных творческому замыслу средств выражения.

Поскольку одной из ведущих задач профессиональной подготовки студента-дизайнера является развитие у него общей способности к творчеству, то методы обучения будущих дизайнеров также должны носить творческий характер. Одним из таких методов является метод коллажа.

Коллаж (от фр. collage – наклеивание, аппликация; в англ. - комбинация разнородных элементов) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Сочетание разнородных материалов в коллаже позволяет добиться эффекта неожиданности и эмоциональной насыщенности произведения.

Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко II веку до н.э., это соответствует времени изобретения бумаги в Китае. До X века использование коллажа встречается крайне редко. С 10 века японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную бумагу, склеенную из не больших кусочков. В Европе, история коллажа берёт начало в XIII веке. Драгоценные камни и металлы стали использовать для украшения святых изображений, и их обрамлений. Элементы из позолоченных листов начали применяться в украшении готических соборов около XV и XVI веков. Несмотря на использование, до XII века, художественных методов похожих на коллаж, есть утверждения некоторых критиков, что искусство коллажа появилось только после 1900 года, вместе с первым витком модернизма. Как формальный эксперимент коллаж был введён представителями кубизма, футуризма и дадаизма в XX веке. Художественная концепция коллажа, связанная с началом модернизма включала в себя гораздо больше, чем просто идея композиции разнородных материалов. Это был метод поиска новых открытий в творчестве выдающихся мастеров Ж. Брака, П. Пикассо и А. Матисса. Принято считать, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910 году, но примерно в то же время Пикассо создал свои первые коллажи. С 1912 года коллаж как метод активно применялся этими художниками и становился характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве этих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические композиции разнородные элементы, такие как фрагменты газет, этикеток от бутылок и т.п. печатные материалы. Коллаж как направление в искусстве продолжало развиваться в творчестве современных художников и органично вошло в систему обучения начинающих дизайнеров. Используя технику «коллаж», студенты на примере геометрических абстракций учатся приёмам и творческим решениям в композиции

Коллаж, как техника отличается от многообразных форм творческой работы своей многофункциональностью и применению в качестве самостоятельной работы студентов практически по всем дисциплинам художественного цикла, таким как рисунок, живопись, дизайн, композиция, моделирование костюма и т.д. Технология коллажа интересна тем, что позволяет получить навыки взаимодействия с различными материалами, фактурами, текстурами. Компоновка в коллаже позволяет ускорить процесс поиска наилучшего варианта композиционного решения за счёт подвижности отдельных элементов композиции и быстрого их перемещения. Такой способ даёт больше возможностей для комбинирования, игры с различными элементами композиции для соединения их в единый художественный ансамбль. В процессе поиска творческого решения художественного образа, коллаж выполняет роль своеобразного тренажёра, двухмерного конструктора, необходимого для развития у студентов творческой свободы в процессе обучения. Коллаж как направление применяется во многих сферах визуальных искусств и современных арт-практик, создавая новые направления – искусство объекта, инсталляция, ассамбляж и фотомонтаж, которые расширяют понятие плоскости и пространства, художественного языка, фактуры и формы. На протяжении века коллаж обрел самостоятельный художественный язык, который, как всякий живой язык, обладал способностью саморазвития. Коллаж вошел в суть сегодняшнего сознания, в мировосприятие, в способ «поглощения» информации. Образ создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, сопоставления и соположения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов. Тотальное распространение коллажа в культуре ХХ в. обусловлено вниманием художников к особенностям человеческой психики и ее изменениям; развитием технических средств; формированием мозаичной культуры, в которой современный автор создает мозаичные тексты, новизна которых состоит в особенностях компоновки материала.

Техника коллаж может служить подготовительным этапом в создании живописной композиции. Способ сопоставления различных элементов в коллаже, организации масс, нахождения цветового баланса отвечает принципам композиционного мышления, а не просто сочетание разнородных и «склеенных» предметов. Метод коллажа в изобразительном искусстве – это метод создания творческой композиции в любой фазе ее законченности, от эскиза до самостоятельного произведения.

Цель метода коллажа – развитие творческого воображения в процессе художественного восприятия окружающей действительности и творческой переработки визуальной информации. Это переобучение процессу видения. Метод коллажа направлен на снятие шаблонного восприятия, расширение диапазона поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, в том числе касающихся цвета, фактуры и текстуры предметов. Работа с коллажем развивает способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды, что является профессиональным качеством дизайнера.

Таким образом, метод коллажа эффективен прежде всего в дизайн-образовании, он позволяет формировать у студентов-дизайнеров такие профессиональные качества, как способность синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; умение разрабатывать проектную идею; владение приемами работы с цветом и цветовыми композициями, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерских задач.


Список литературы
1. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС Высшие Государственные Художественные Мастерские 1920 - 1930 гг. - М.: «Издательство Ладья», 1995.-344 с.: ил.;

2. Кислов А.Б. О специфике научного метода / А.Б. Кислов // Известия Иркутской государственной экономической академии. – Иркутск, 2004. – № 3. – С. 86-89. – С. 88.;

3. Подкорытов Г.А. О природе научного метода / Г.А. Подкорытов. – Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. – 224 с. – С. 21.;

4. Морозова О.В. Структура метода историко-архитектурного исследования (на примере иконологического анализа памятника архитектуры) // Архитектон: известия вузов, № 34 – Приложение, Июль 2011г.




Врач: «А сколько раз в неделю вы живете политической жизнью?» Андрей Бильжо
ещё >>