Кожуховская Е. И - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контакты: (495) 411-55-01 Варшавский метро 1 33.5kb.
Цель курса заключается в ознакомлении студентов с объектом, предметом... 1 102.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кожуховская Е. И - страница №1/1

Кожуховская Е.И.

Шмерлинг Д.С.



Разработка современной модели государственного

и корпоративного стратегического планирования
Нынешнее состояние российского государственного и корпоративного стратегического планирования (СП) характеризует выпущенные Минэкономразвития России Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее – МУ).1 Они «определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга реализации государственных программ». МУ разработаны на основании Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (ГП) Российской Федерации (далее – Порядок), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588. Поскольку формирование ГП осуществляется исходя из принципа достижения «долгосрочных целей» и «измеримых результатов их реализации» (конечных результатов), то речь идет о программно-целевом планировании и управлении. В данном случае «Задача» ГП «определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществление государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации» ГП «или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (п.23 МУ). П.24 требует, чтобы сформулированные задачи были необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. То же осуществляется по отношению к используемым показателям (индикаторам), подпрограммам и необходимо применять при разработке мероприятий. П.55 предусматривает «краткое обоснование необходимости2 каждого мероприятия для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия государственной программы».3 Заметим, что здесь ничего не говорится о достаточности мероприятия. Кроме того, предусматривается анализ рисков реализации подпрограмм.

Из приведенного выше описания элементов МУ трудно извлечь способы подбора и определения «объема» мероприятий, необходимых и достаточных для реализации соответствующих подпрограмм, достижения значений индикаторов и решения поставленных в ГП задач. Следовательно, в развитие МУ целесообразно предусмотреть более детальный документ «Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», где необходимо представить методы формирования мероприятий, подпрограмм, индикаторов, задач и рисков реализации подпрограмм.

Традиционный путь разработки таких методов - технико-экономические расчеты (бизнес-планирование). Это возможно лишь в «простых инженерно-экономических ситуациях», а в ГП и корпоративных стратегических программах неосуществимо. Современное решение этой проблемы – применение моделей многоуровневых экспертных оценок. Эти модели позволяют определять мероприятия, подпрограммы, задачи в ситуациях, когда технико-экономические расчеты «не работают». Описание таких ситуаций и моделей приводится в книгах и статьях проф. Т.Саати и его учеников и последователей (см. decisionlens.com), см. также.4

Авторы предлагают учитывать помимо «традиционных» элементов (целей, задач и т.п.) новые элементы и критерии, для выбора которых авторами составлена табл. 1.


Таблица 1. Элементы и уровни формирования политики и стратегии для государственных и корпоративных программ



п/п

Элементы (уровни)

Авторы5 предложений

Некоторые выводы

и

рекомендации


1.

Риски возникновения проблем

М.Дуглас, А.Вильдавски

(2008)


Учитывается на уровне «Риски возникновения проблем».

2.

Системные и социальные проблемы (трудности)

Г.Примус, Б.Флювбьерг, Уи ван Б.

(2008)


Приводит к целесообразности введения трудностей, отдельно системных, отдельно социальных, в виде уровней.


3.

Изменения в системе ценностей населения в развитых странах

Р. Инглхарт

(1999)


Введение уровня «ценности» и конструирования целей в увязке с этими ценностями (проф. Е.Б. Шестопал, частное сообщение).6

4.

Идея о трагедии ресурсов общего пользования

Г.Хардин

(2010)


Введение уровня «недостаток ресурсов общего пользования»


5.

Экспансия капиталистического миро-хозяйства

И.Валлерстайн

(2004)


Для введения в рассмотрение сценариев развития, построенных на основании идей о будущем.


6.

Теория коммуникативного действия.

Концепция «колонизации жизненного мира»



Ю.Хабермас

(1999)


Введение дополнительных дуг взаимодействий в рамках модели ANP.


7.

Учет рисков, в т.ч. политических

У.Бек

(2009)


См. п.1


8.

Блоки политик.

Компоненты отраслевых политик



П.Бьянки, С.Лэбори

(2006)


Уровни «политики», «компоненты политики»


9.

Проблемы реализации крупных инфраструктурных проектов и пути решения

Б.Флювбьерг

(2006)


Подход о занижении затрат и завышении эффекта можно учитывать с помощью корректировки оценок сметы проекта с учетом статистического подхода.


10.

Принципы политического планирования

Г.Бенвенисте

(1994)


Реализация моделей AHP/ANP как непрерывно дорабатываемых с привлечением помимо экспертов представителей гражданского общества и т.п.


11.

Риски, возможности, издержки, выгоды

Т.Саати,

Кернс К.


(1991)

См.п.1 относительно рисков, возможности, издержки, выгоды учитываются в отдельных схемах или в интегральном критерии BOCR (benefits, opportunities, costs, risks).


12.

«Жесткие» и «мягкие» модели в планировании и управлении

В.И.Арнольд

(1997)


Построение моделей качественной теории дифференциальных уравнений для наиболее важных фрагментов моделей AHP/ANP.


13.

«Проблемные направления» (измерения, векторы) в управлении устойчивым развитием

Концепции управления



Дж.Фосс, Дж.Ньювиг, Б.Кастенс

(2007)


Новые уровни

14.

Типология экономических систем

Г.Б.Клейнер

(2011)


На стадии выбора уровней и их элементов (учет классификаций)




1 Приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 670 (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 апреля 2011 г. N 20554)

2 Курсив наш (авторы).

3 Основное мероприятие – это группа мероприятий (п.55).

4 Саати Томас Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 360 с.

5 См. книгу Decision-making on mega-project: cost-benefit analysis, planning and innovation (2008). В настоящей таблице в строке 2 указаны редакторы этой книги. В остальных разделах авторы также достаточно условно упомянуты, поскольку такие предложения выдвигались неоднократно. Первоисточник найти достаточно трудно.

6 Шмерлинг Д.С., Буссель Ю.Н. Стратегическое моделирование приоритетных национальных проектов: от учета ценностей российского общества к целевому планированию // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 2006-2007. № 4. C. 148—157.






У дьявола нет ни одного оплачиваемого помощника, тогда как у Противной Стороны их миллион. Марк Твен
ещё >>