Кодекс Республики Беларусь 14 июля 2000 г. №420-з принят Палатой представителей 8 июня 2000 года Одобрен Советом Республики 30 июня - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. №427-з о средствах массовой... 3 451.15kb.
Закон республики беларусь 1 июля 2010 г. №153-з об оказании психологической... 1 170.53kb.
Кодекс республики беларусь о земле 23 июля 2008 г. N 425-з принят... 7 1730.06kb.
Кодекс приднестровской молдавской республики закон президент приднестровской... 3 590.14kb.
Кодекс республики беларусь принят Палатой представителей Одобрен... 5 921.55kb.
Закон республики беларусь 30 декабря 1997 г. N 114-з о массовых мероприятиях... 1 216.68kb.
Кодекс республики беларусь 26 июля 1999 г. N 296-з принят Палатой... 1 46.77kb.
Закон республики беларусь 10 ноября 2008 г. N 455-з об информации... 1 380.35kb.
Закон республики беларусь 23 июля 2008 г. N 423-з о мелиорации земель... 1 383.92kb.
Закон республики беларусь 28 декабря 2009 г. №113-з об электронном... 1 176.82kb.
Кодекс республики таджикистан 12 2675.74kb.
Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог осн 02. 4 629.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кодекс Республики Беларусь 14 июля 2000 г. №420-з принят Палатой представителей 8 - страница №1/4

Лесной кодекс Республики Беларусь

14 июля 2000 г. № 420-З



Принят Палатой представителей 8 июня 2000 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2000 года

Изменения и дополнения:Закон Республики Беларусь от 27 февраля 2004 г. № 271-З с дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 4 августа 2004 г. № 310-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 39, 2/1020; № 123, 2/1059) ;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 42-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1139)

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности (насаждений), земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 Основные положения

Статья 1. Основные понятия и их определения

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия и их определения:

лес – совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях;

древостои – совокупность деревьев в лесу, обладающая определенными хозяйственными и иными свойствами;

лесные ресурсы – запасы древесины, других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса в сочетании со средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, рекреационными и иными функциями леса;

продуктивность леса – запас всех компонентов леса на единице площади в определенном возрасте (обычно в возрасте спелости);

возраст рубок – возраст древостоев, при достижении которого разрешаются рубки главного пользования;

лесосечный фонд – запасы спелых и перестойных древостоев, предназначенных для заготовки древесины;

расчетная лесосека – норма ежегодной заготовки древесины, устанавливаемая для рубок главного пользования;

рубки главного пользования – рубки спелых и перестойных древостоев для заготовки древесины;

воспроизводство лесов – комплекс мероприятий по созданию лесных насаждений на не покрытых лесом землях, где лес ранее произрастал (лесовосстановление), улучшению породного состава лесов, повышению продуктивности лесов и усилению их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций;

лесоразведение – комплекс мероприятий по созданию лесных насаждений на землях, где лес ранее не произрастал;

рубки промежуточного пользования – рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки и рубки реконструкции, а также рубки обновления и формирования (переформирования) насаждений;

рубки ухода за лесом – рубки, заключающиеся в периодическом удалении из насаждений деревьев и кустарников, мешающих росту и развитию перспективных древостоев, с целью формирования высокопродуктивных лесных насаждений целевого породного состава;

выборочные санитарные рубки – вырубка сухостойных, усыхающих, ослабленных, поврежденных и больных деревьев, проводимая в целях оздоровления лесных насаждений и приведения их в надлежащее санитарное состояние;

рубки реконструкции – рубки, проводимые в целях замены малоценных лесных насаждений, а также насаждений, теряющих средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и иные экологические функции;

рубки обновления – рубки, направленные на омоложение древостоев путем удаления в них перестойных и спелых деревьев на участках леса, где рубки главного пользования не допускаются и обеспечивается естественное или искусственное лесовосстановление;

рубки формирования (переформирования) – рубки, проводимые в целях создания разновозрастных, сложных и смешанных по породному составу древостоев на участках леса, где рубки главного пользования не допускаются;
прочие рубки – рубки, проводимые при расчистке лесных площадей для строительства трубопроводов, дорог, прокладки просек, создания противопожарных разрывов и других объектов, а также сплошные санитарные рубки, уборка захламленности (уборка деревьев в местах группового вывала леса, образования ветровала, бурелома, снеговала и снеголома);

сплошные санитарные рубки – вырубка насаждений, поврежденных или погибших в результате воздействия на них очагов вредных насекомых, болезней леса, пожаров, буреломов и других неблагоприятных факторов окружающей среды;

лесопользование (лесные пользования) – использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях;

лесопользователь – юридическое или физическое лицо, которому в установленном законодательством Республики Беларусь порядке предоставлено право пользования лесом (лесными ресурсами);

лесорубочный билет, ордер, лесной билет (разрешительные документы) – документы, дающие право на краткосрочное пользование участками леса (лесорубочный билет – на рубку древостоя; ордер – на рубку части древостоя или отдельных деревьев; лесной билет – на заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование);

охрана леса – комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу;

защита леса – система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды;

лесное хозяйство – отрасль экономики, задачами которой являются обеспечение потребностей республики в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций леса.


Статья 2. Лесное законодательство Республики Беларусь

Лесное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.


Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о растительном мире.

Отношения в области охраны и использования животного мира в границах лесного фонда регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, если эти отношения не урегулированы законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира.

Отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.

Отношения, связанные с лесами как объектом концессии, регулируются законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности и лесным законодательством Республики Беларусь.

Отношения в области охраны и использования вод, недр, атмосферного воздуха, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, регулируются водным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха и иным законодательством Республики Беларусь.
Статья 3. Задачи лесного законодательства Республики Беларусь

Лесное законодательство Республики Беларусь направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, повышения их ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Статья 4. Лесной фонд

Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли.


Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 5. Древесно-кустарниковая растительность (насаждения), не входящая в лесной фонд

В лесной фонд не входят:

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.
Статья 6. Состав земель лесного фонда

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.


К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.


Статья 7. Право собственности на леса и лесную продукцию

Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства.

Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 8. Объекты лесных отношений

Объектами лесных отношений являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда, права пользования ими.


Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Статья 9. Субъекты лесных отношений

Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства.

Глава 2
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Статья 10. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы и другие государственные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.


Специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Статья 11. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Правительство Республики Беларусь в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов:


определяет государственную политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
утверждает республиканские программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;
принимает в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, решения о передаче участков лесного фонда юридическим лицам для ведения лесного хозяйства и об их изъятии;
принимает решения о распределении лесов на группы и категории защитности, а также о переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую;

принимает решения о предоставлении участков лесного фонда для нужд обороны, науки, образования и иных целей;


принимает в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, решения об изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства;
утверждает возраст рубок леса и Правила отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь;
определяет таксы на древесину на корню и живицу, а также размер минимальной платы за пользование участками лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства;
определяет порядок ведения лесоустройства, государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;


осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 12. Полномочия специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в пределах своей компетенции:


проводит единую государственную политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
разрабатывает республиканские программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов и организует их выполнение;
проводит единую научно-техническую политику в области лесного хозяйства, координирует прикладные научные исследования по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;
разрабатывает на научной основе нормативные правовые акты по ведению лесного хозяйства в лесном фонде;
по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждает расчетную лесосеку;

утверждает формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи;

определяет порядок проведения лесных аукционов;

выдает в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании, специальные разрешения (лицензии);


принимает решения о предоставлении участков лесного фонда для осуществления лесопользования в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

организует работы по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесах, находящихся в его ведении;

утверждает Правила рубок леса, Правила подсочки и заготовки живицы, Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования и другие нормативные правовые акты;

ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и мониторинг лесов;


организует ведение лесоустройства и охотоустройства, а также участвует в ведении государственных кадастров и мониторингов животного и растительного мира;
осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 13. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Местные Советы депутатов в пределах своей компетенции:

утверждают местные программы и мероприятия по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;
принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов о передаче участков лесного фонда в пользование, в том числе в аренду, об изъятии земельных участков, относящихся к землям лесного фонда и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства в лесах второй группы, переводе лесов в пределах одной группы из одной категории защитности в другую в случаях их несоответствия требованиям законодательных актов Республики Беларусь;
осуществляют контроль за использованием лесного фонда;
осуществляют иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:

организуют разработку и реализацию местных программ и мероприятий по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;


утверждают таксы за побочные лесные пользования и заготовку второстепенных лесных ресурсов, а также за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;
принимают по согласованию со специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь решения о передаче в аренду участков лесного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
принимают решения о переводе лесов в пределах одной группы из одной категории защитности в другую;

утверждают перечень особо защитных участков лесного фонда;


принимают по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, решения о предоставлении в пользование земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, для сельскохозяйственных целей (сенокошение, пастьба скота и др.) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
принимают по согласованию со специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов решения об изъятии земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами второй группы, и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусь;
совместно с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, организуют проведение аукционов на осуществление лесопользования;

принимают решения об ограничении, приостановлении или прекращении лесопользования юридическими и физическими лицами;

принимают решения об ограничении посещения лесов гражданами при высокой пожарной опасности, а также при стихийных бедствиях в лесах;
организуют работы по благоустройству, охране и защите городских лесов и зеленых зон;

информируют граждан об изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для размещения объектов, деятельность которых затрагивает их интересы;


осуществляют контроль за использованием лесного фонда;
осуществляют иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Глава 3
Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в рассмотрении вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Школьные лесничества

Статья 14. Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в рассмотрении вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов

Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, через местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах. Органы государственного управления должны предоставлять необходимые сведения по этим вопросам и способствовать проведению таких референдумов и собраний в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления проводят работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, недопущению уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, уничтожения и повреждения отграничительных, лесоустроительных и других знаков на землях лесного фонда.
Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления оказывают содействие органам государственного управления лесным хозяйством, местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам в проведении мероприятий по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, участвуют в проведении работ по приведению лесов в надлежащее санитарное состояние, а также в предотвращении и при необходимости тушении лесных пожаров.
Статья 15. Школьные лесничества

Школьные лесничества создаются в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.

Школьные лесничества оказывают помощь юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов, участвуют в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, охране и подкормке диких зверей и птиц и т.п.

Положение о школьных лесничествах утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.



следующая страница >>



Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история. Генрих Гейне
ещё >>