Коблова Е. Ю. Домусульманские религиозные верования тюркоязычного населения Сибирского юрта в трудах отечественных историков - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Глава Школа 1 168.22kb.
Религиозные верования и литература в Индии 1 43.33kb.
Шайхутдинова Е. Н. Обрядово-ритуальная жизнь средневековых королей... 1 135.99kb.
Историко-философский анализ проблемы народовластия в трудах отечественных... 1 234.91kb.
Основные философские и религиозные верования китайцев: буддизм; 1 29.18kb.
Интегрированный урок в 5 классе по теме: «Религиозные верования древних... 1 129.68kb.
Экзаменационные билеты по мировой художественной культуре для проведения... 1 28.34kb.
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов 19 5135.19kb.
Примерные выступления учащихся на уроке 1 45.93kb.
Медиастилистика в мгу: «все флаги в гости к нам!» 1 45.71kb.
Родословная Антоновичей 1 101.65kb.
Ab Imperio "Татарская проблема" 3 520.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Коблова Е. Ю. Домусульманские религиозные верования тюркоязычного населения Сибирского - страница №1/1




Коблова Е.Ю.

Домусульманские религиозные верования тюркоязычного населения Сибирского юрта в трудах отечественных историков*
История домусульманских верований предков сибирских татар привлекала и привлекает внимание исследователей и относится к числу важных проблем в истории дорусских государственных образований региона. Одними из первых к данной проблеме обратились Г.Ф. Миллер и И.Э. Фишер. Они отметили, что на периферии Сибирского юрта1 тюркоязычное население достаточно долго продолжало поклоняться идолам2. В исторических трудах XIX–первой половины XX столетий сведений о религиозных представлениях населения Сибирского юрта приводилось крайне немного, в основном в них повторялись выводы предшественников3. Наиболее широко вопросы доисламских верований населения дорусских государственных объединений стали исследоваться во второй половине XX–начале XXI вв. Существенный вклад в решение этой проблемы внесли В.И. Соболев, Ф.Т. Валеев, А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, Г.Л. Файзрахманов, И.В. Белич и другие историки4.

Анализируя предшествовавшие мусульманству верования тюркоязычного населения Сибирского юрта, исследователи, как правило, ограничиваются определениями «древние» или существовали «до оформления на этой территории государственности», не уточняя хронологических рамок происхождения и эволюции этих процессов5. Это, на наш взгляд, может объясняться тем, что в исторической литературе на материалах других народов достаточно хорошо рассмотрены ранние формы традиционных верований6. В специальных работах, посвященных истории Сибирского юрта, формы религиозной жизни населения не разделяются хронологически, отражая синтетическое переплетение всех этих верований в период существования дорусских государственных образований.

Рассмотрим основные итоги изучения домусульманских верований на примере работ В.И. Соболева, Ф.Т. Валеева и других историков. Основываясь на этнографических источниках и применяя ретроспективный метод, исследователи полагают, что у тюркоязычного населения сибирских ханств существовали тотемистические представления. Об этом, по мнению Ф.Т. Валеева, В.И. Соболева, а также других исследователей, свидетельствуют названия тугумов7, а также связанные с этим запреты на убийство определенных животных и птиц8. Кроме того, они делают вывод о том, что среди предков сибирских татар были распространены фетишизм и элементы магии, т.к. археологическими и этнографическими источниками фиксируется поклонение священным местам, вера в обереги и т.д.9

Проанализировав материалы могильников Сибирского юрта, В.И. Соболев убежден, что можно реконструировать и другие верования населения этого государственного образования. Он полагает, что у предков сибирских татар существовал культ мертвых10, отдельные элементы которого связаны с другими традиционными культами. Например, ориентировка погребенных, по мнению исследователя, свидетельствует о культе определенной части света, месторасположение погребальных комплексов–о культе гор, высоких мест11, погребения с лошадью или конским снаряжением–о культе этого животного12. Все это, по мысли В.И. Соболева, говорит о многообразии различных религиозных представлений и культов среди тюркоязычного населения сибирских ханств.

Этот же исследователь склонен полагать, что у предков сибирских татар существовал культ домашних покровителей, а также промысловый культ. Именно с этими верованиями он связывает фигурки «идолов», найденные при раскопках археологических объектов времен сибирских ханств13.

В дополнении к этому важную мысль высказали А.Г. Селезнев и И.А. Селезнева. Рассматривая этнографические и письменные материалы о поклонении барабинцев идолу, они констатировали, что этот образ полисемантичен и полифункционален: с одной стороны, он–символ духа-предка, с другой–образ сначала родового, затем–семейного охранителя14, выявив, таким образом, хронологическую трансформацию его значения. Кроме того, проанализировав термины, которыми обозначаются у местного населения идолы, исследователи отметили их соотношение с шаманским культом. А.Г. Селезнев и И.А. Селезнева, выявили генетическую связь барабинского и алтайского шаманизма и предположили, что общие для этих этнических групп шаманистические представления сформировались еще в древней охотничьей среде15.

Ряд исследователей (Ф.Т. Валеев, Р.Х. Рахимов, Г.Л. Файзрахманов и др.) зафиксировал свидетельства предшествовавшего исламу тенгрианства16. Они отметили, что в народно-разговорном языке у всех групп сибирских татар сохранились термины «тэнгре» в значении «божество», «бог», «тангри» - «небо»17. Однако лишь Г.Л. Файзрахманов заметил, что тенгрианство распространялось на территории Западной Сибири по мере миграций древних тюрков18. Добавим, что этой веры придерживались многие тюркоязычные народы (кимаки, кыпчаки, гузы, карлуки, енисейские кыргызы и др.), монголы, чье влияние на средневековое тюркоязычное население региона нельзя отрицать. Неслучайно отдельные исследователи полагают, что тенгрианство представляло собой общий архаичный пантеон, сложившийся в среде кочевых племен Внутренней Азии19.

Упоминая о тенгрианстве, практически никто из исследователей не останавливается на анализе его сущности. Исключение составляют работы Г.Л. Файзрахманова, в которых отмечается, что в этой религии отсутствовало письменное изложение теологических основ, заповедей, запретов, канонических правил, текстов молитв. Вся эта вера, продолжает историк, была основана «на устной и визуальной базе, крайне простом и небольшом по количеству инвентаре», «держалась силой традиции». В то же время каких-либо развернутых аргументов, подтверждающих данный тезис, Г.Л. Файзрахманов не приводит20. Он же полагает, что тенгрианство по своему характеру было ближе к монотеизму, чем «классическое язычество» (в тенгрианстве существовала вера в единого верховного бога), и это, в свою очередь, облегчило принятие ислама местным населением21.

Отметим, что доисламские верования населения Сибирского юрта вряд ли следует противопоставлять тенгрианству, поскольку в пантеоне этой религии наряду с Тенгри (Тэнгри) упоминаются и другие божества, имена которых сохранились в исторической памяти сибирских татар (Умай, Йер-Су, Эрлик и др.22), культ предков, вера в различных духов, сезонное посещение святых мест, характерные и для других доисламских верований. К тому же это положение не противоречит утверждению о том, что тенгрианство сформировалось на основе народного мировоззрения, воплотившего ранние религиозные представления, связанные с отношением человека к окружающей среде23.

Характеризуя значение домусульманских религиозных представлений в жизни населения сибирских ханств, исследователи показали, что они играли важную роль: не только регламентировали повседневную жизнь, но и формировали мировоззрение, определяли духовную культуру24. Историки отмечают, что последующее распространение ислама среди предков сибирских татар привело к появлению особого культурного феномена–мусульманско-языческого синкретизма25.



Подводя итог, отметим, что в разрешии проблемы доисламских верований и представлений населения Сибирского юрта сделан ряд достижений: на основе этнографических и археологических материалов были выявлены эти верования, определены их характерные черты, поставлена проблема синтеза и трансформации доисламских и мусульманских воззрений. Однако в целом можно говорить о недостаточной изученности данной проблемы. К ней исследователи обратились сравнительно недавно, а это, наряду с отсутствием надежных источников, сказывается на том, что выводы историков по данной проблеме часто носят предположительный характер. Все это свидетельствует о необходимости продолжения изучения доисламских верований тюркоязычного населения сибирских ханств.


1* Работа выполнена при поддержке гранта на научные и экспедиционные исследования для аспирантов Тюменского государственного университета.

 Термины «Сибирский юрт» и «сибирские ханства» используются для обозначения дорусской государственности на территории средневековой Западной Сибири и объединяют историографические топонимы Ишимское, Тюменское и Сибирское ханства, а также Сибирское (Искерское) княжество Тайбугидов. См.: Исхаков Д.М. О культуре государственной жизни в Сибирском юрте в XV–XVI вв.//Сулеймановские чтения-2006: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2006. С. 38.

2 Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. М., 1999. С. 194–195; Фишер И.Э. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. С. 97.

3 Атласи Х. История Сибири/Пер. с тат. яз. А.И. Бадюгиной. Казань, 2005. С. 51–52; Огородников В.И. Очерк истории Сибири до начала XIX столетия. Ч. 1. История дорусской Сибири. Иркутск, 1920. С. 212, 232; он же. Очерки истории Сибири до начала XIX столетия. Ч. 2. Вып. 1. Завоевание русскими Сибири. Владивосток, 1924. С. 19 и др.

4 Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993; Соболев В.И. История Сибирских ханств (по археологическим материалам): Дисс. … докт. ист. наук. Новосибирск, 1994; Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004; Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары в составе Российского государства: Дисс. … докт. ист. наук. Казань, 2005. С. 390; Он же. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века). Казань, 2002. С. 164; Белич И.В. Культовые места сибирских татар как историко-этнографический источник//Роль Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987. С. 40–41 и др.

5 Соболев В.И. Указ. соч. С. 509; Рахимов Р.Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. Тюмень, 2006. С. 10.

6 Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Он же. Ранние формы религии. М., 1990; Эншлен Ш. Происхождение религии. М., 1954 и др.

7 Тугум (тухум) – род, фамилия, поколение родственников, происходящих от одного предка, потомков одного лица): медвежий, барсучий, лебединый и др., данные по именам покровителей, а, возможно, мифических прародителей отдельных этнических групп. См.: Валеев Ф.Т. Указ. соч. С. 182; Корусенко С.Н., Кулешова Н.В. Генеалогия и этническая история барабинских и курдакско-саргатских татар. Новосибирск, 1999. С. 66–68.

8 Соболев В.И. Указ. соч. С. 499; Валеев Ф.Т. Указ. соч. С. 150, 182; Еремин Г.И. Доисламские верования «заболотных» татар Западной Сибири (к вопросу об этногенезе)//Вопросы истории СССР. М.., 1972. С. 409–439.

9 Соболев В.И. Указ. соч.; Валеев Ф.Т. Указ. соч. С. 190–192, 487–491; Белич И.В. Культ «святых» и астана сибирских татар в истории Сибири//Влияние ислама на культуру народов Сибири. Тюмень, 1998. С. 36–39; он же. Культовые места… С. 40–41.

10 Соболев В.И. Указ. соч. С. 493.

11 См.: Соболев В.И. Указ. соч. С. 493–496; Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам…С. 18.

12 Соболев В.И. Указ. соч. С. 493–496.

13 Соболев В.И. Указ. соч. С. 491; Валеев Ф.Т. Указ. соч. С. 188; Молодин В.И., Соболев В.И., Соловьев А.И. и др. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск, 1990. С. 178–180.

14 Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам… С. 19.

15 Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам… С. 19–20.

16Тенгрианство (тэнгризм)–религия тюркоязычных и монголоязычных народов евразийских степей. Под воздействием других религиозных учений тенгрианство оформилось в качестве религиозной концепции и культовой практики. Для него были характерны общий архаичный центральноазиатский пантеон, культ неба и предков, сакрализация власти хана. См.: Безертинов Р.Н. Тэнгрианство–религия тюрков и монголов. Набережные Челны, 2000. С. 68; он же. Татары, тюрки–потрясатели вселенной (История Великих Империй). 2-е изд., исправл. Новосибирск, 2001. С. 267; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. С. 169–172.

17 Валеев Ф.Т. Указ. соч. С. 176–180; Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары… С. 389–394; он же. История сибирских татар… С. 163–164; Рахимов Р.Х. Астана в истории… С. 8–10; Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам… С. 18; Тушаков Р.М. Великий дух неба–Тэнгри (Тэгелэ) и Всевышний Аллах в жизни сибирских татар (сибирлар)//Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск–Омск, 2002. С.490–491; Гомбоева М.И. Тэнгризм как мировоззренческая основа комплиментарности тюркско-монгольского сегмента российской цивилизации (на примере семантики хоринских бурят)//Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск–Омск, 2002. С.37–38.

18 Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары… С. 390; он же. История сибирских татар…С. 164.

19 Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Указ. соч. С. 169–172.

20 Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары… С. 393; он же. История сибирских татар… С. 165–166.

21 Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары… С. 393; он же. История сибирских татар… С. 166.

22 Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам… С. 18; Валеев Ф.Т. Указ. соч. С. 176–180; Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары… С. 389.

23 Безертинов Р.Н. Тэнгрианство–религия тюрков и монголов. Набережные Челны, 1997. С. 68.

24Еремин Г.И. Указ. соч. С. 438–439; Соболев В.И. Указ. соч. С. 509; Рахимов Р.Х. Астана в истории… С. 10.

25 Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам…; они же. Духи и души в традициях народного ислама Сибири (к изучению религиозного синкретизма в малых локальных культурных комплексах)//Интеграция археологических и этнографических исследований: Сборник научных трудов. Омск, 2001. С. 229–236; Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: [в 3 тт.]. Т. 1. Источники и историография. Тюмень, 2007. С. 27, 53–55.





Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли. Козьма Прутков
ещё >>