Клей, ножницы, фломастеры, скотч и цветные карточки размером 20см  10 см, желательно двух разных цветов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Занятие оригами в гпд 1 33.13kb.
Учебные пособия и школьные принадлежности Предмет Название пособия... 1 39.55kb.
Творческая работа в микрогуппах, мозговой штурм 1 54.42kb.
Сценарий развлечения "День святого Валентина" 1 41.6kb.
Мастер-класс для родителей «Подарок папе!» 1 37.22kb.
Кружок «Умелые ручки» 1 55.39kb.
«Кошка и цветные клубочки» 1 35kb.
«Пейзаж с радугой» цветные карандаши, акварель или гуашь, фломастеры 1 85.4kb.
«В мире животных» 1 42.55kb.
Корней иванович чуковский 1 134.78kb.
N=2i где n – количество событий, а I 1 18.35kb.
Программа: главная сцена/сцена холла/сцена ii/детская площадка время... 4 704.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Клей, ножницы, фломастеры, скотч и цветные карточки размером 20см  10 см, желательно - страница №1/1

Урок мира
Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся ценностей культуры мира, толерантности и прав человека.

Задачи:

    • раскрыть что такое «культура мира», ее отличие от культуры войны, показать неоднозначность понятия «мир».

    • поднять проблему установления мира и гармонии в окружающей действительности и самом себе. Наметить пути решения этой проблемы


Предварительная подготовка:

Подготовить ватманы, иллюстрации, фотографии и рисунки по теме, клей, ножницы, фломастеры, скотч и цветные карточки размером 20см  10 см, желательно двух разных цветов.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Вначале урока учитель приветствует своих учеников словами: «Здравствуйте! Мир, Вам!». От этого приветствия можно «оттолкнуться» и задать вопрос: «А что такое «мир», и что такое «война»?»
2. Затем организуется дискуссия вокруг этих двух понятий ВОЙНА и МИР. Во время дискуссии учитель должен акцентировать внимание на том, что понятие мир многогранно. С одной стороны, мир – это все что окружает человека, с другой стороны, это отсутствие войны, также это общество, в котором живет человек (крестьянская община в XIX-XX веке называлась «мир»), ну и, наконец, мир – это гармония с самим собой и окружающими. Также необходимо показать, что война это конфликт, который стал вооруженным, но это совсем не означает, что общество должно развиваться без конфликтов. Насколько возможно вообще развитие без конфликтов и столкновения интересов? Это тоже важный дискуссионный вопрос.

4. Работа с понятием «культура мира»

Учитель знакомит учащихся с общим определением понятия «культура мира». Текст определения лучше поместить на классной доске, определение учитель делает сам, опираясь на справочный материал, приведенный в приложениях на том уровне, который соответствует возрасту учеников. В зависимости от возможностей учеников и наличия времени можно предложить ученикам раздаточные материалы, чтобы они сами сформировали определение или познакомились с основными принципами ценностей «культуры мира»

Далее учащиеся разбиваются на 3 мини-группы для обсуждения в течение 7 минут вопросов:



  1. Какими мы должны быть, чтобы, в том числе и в школьной среде, утвердилась культура мира?

  2. Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

  3. Каким должен быть мир, чтобы в нем царила культура мира? (Что свидетельствует о том, что в мире сейчас развивается культура мира?)

После этого каждая группа выступает с короткой презентацией (2 минуты) своего обобщенного мнения по обсуждаемому вопросу.
4. Практическая часть «Картина мира»

Учитель предлагает учащимся составить «Картину мира», который существует на принципах культуры мира. Те же мини-группы составляют коллаж из рисунков , фотографий, иллюстраций , заготовленных заранее и представляют его всему классу с устными комментариями. Учащиеся по своему выбору могут работать не только в группе, но и в парах или индивидуально, при этом могут нарисовать собственный рисунок. На них могут быть отражены самые важные вещи, ценности ребенка в данном возрасте: семья, друзья, природа и т.д.

Далее учитель обращает внимание на то, что каждый человек по-своему представляет себе этот мир, но существует обобщенная картина мира, который нас окружает. И предлагает учащимся составить ОБЩУЮ КАРТИНУ МИРА, которая складывается из работ учащихся.

(Комментарий: если подобные занятия пройдут в школе одновременно во всех классах и параллелях, то, возможно провести внутришкольную акцию, вывесив коллажи на всеобщее обозрение.)



«Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». (из Устава ЮНЕСКО)

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие превратностей судьбы, без которых жизнь невозможна, и которые подчас могут служить источником развития и прогресса.



Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы только первой и

второй мировых войн составляет 65 млн. человек.

Прозвучавшая из уст Генерального Директора ЮНЕСКО г-на Федерико Майора впервые на Международном конгрессе в Ямоссукро (Кот Д`Ивуар) в 1989 году идея "Культуры Мира" ("Culture of Peace"), означает на русском языке искусство, умение, культуру жить в мире.

Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира - не устранение конфликтов, (без которых невозможно развитие и контакты вообще), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах:



  1. Уважении прав, достоинства и жизни каждого человека – уважении всех прав и прав всех людей.

  2. Ненасилии, имея в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.

  3. Щедрости души: умении жить вместе без отчуждения и несправедливости.

  4. "Слушать чтобы слышать" – на свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.

  5. Сохранении планеты – уверенности, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

  6. Толерантности: осознании того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

  7. Равноправии мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

  8. Демократии, когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений.

Говорить о переходе к культуре мира возможно только при условии комплексного соблюдения всех принципов. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем культурой жить в мире и гармонии.

В каждой стране данный проект будет реализовываться по-своему, через независимые саморазвивающиеся национальные программы, разработанные в свою очередь на основе национальной концепции, определяющей свои приоритеты, и содержать соответствующие им акции.

10.11.98 Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2001-2010 гг. Международным Десятилетием за культуру мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Материалы взяты с сайта: http://peace.unesco.ru/concept.htm
2. Справочные материалы для педагогов и учащихся

Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайняя форма национализма – шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть. Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды.



Причины межнациональных конфликтов:

  • территориальные споры;

  • исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

  • политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

  • попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

  • стремление народов к созданию собственной государственности.

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

  • отказ от насилия и принуждения;

  • поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

  • признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

  • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.


Целостность современного мира, его противоречия.

На планете Земля живут более 6 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;

В современном мире существует более 200 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;

Государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей.

Многообразен религиозный облик современного мира.

Многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения также отличает современный мир.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Факторами целостности являются:

1) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;

2) развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;

3) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;

4) развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;

5) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы являются элементами глобализации, которые порождают серьезные проблемы:


  • представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались не состоятельными;

  • баланс природы и общества нарушен;

  • темпы технологического процесса непосильны;

  • назревает разрыв между развитыми странами и странами «третьего мира»;

  • усиливается тенденция к стиранию культурных, этнических ценностей.


Глобальные проблемы современности и пути их решения.

Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование.



Проблема предотвращения новой мировой войны продолжает оставаться актуальной и на сегодняшний день. Большую роль в решении данной проблемы должно было сыграть создание после Второй мировой войны ООН, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение.

Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб.

Причины возникновения глобальных проблем.

С одной стороны, – это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, – это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.
*Примечание. Использованы материалы из школьного курса «Обществознание» 8-11 класс

Политика и международные отношения**

1. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Сегодня человечество переживает один из самых крутых переломов в ходе мировой истории. Новые тенденции в развитии науки и техники, в межгосударственных отношениях, во взаимосвязях общества и природы, в характере мировых хозяйственных связей, во взаимоотношениях разных политических систем позволяют говорить, что современный мир коренным образом отличается от того, каким он был даже в середине ХХ в.

Современный мир становится все более тревожным и неустойчивым. Огромный размах и последствия приобретают в нем деструктивные, разрушительные процессы. Они касаются экономики, культуры, политики, физического и душевного здоровья человека. Все большую амплитуду набирают конфликты – от межличностных до крупных социальных, межнациональных, межгосударственных. Проблема сохранения, выживания цивилизации стала непосредственной, главной задачей дня на всех континентах планеты.

Мировое сообщество сегодня – это более 6 миллиардов людей, говорящих почти на 2800 языках, почти 200 стран, находящихся на разных ступенях исторического, экономического, социального, политического и культурного развития. Многие современные государства объединены в союзы, блоки, международные и региональные организации. Мировое сообщество представляет собой гигантскую макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии различные ее стороны, элементы и звенья.


Исходя из национальных интересов, можно определить основные функции внешней политики:

1) организация дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

2) обеспечение безопасности и обороны страны;

3) организация экономических связей и торговли с другими государствами;

4) организация культурных связей;

5) правительственно-информационная.

Достижение поставленных целей и осуществление функций во многом зависят от средств, используемых внешней политикой. Их набор весьма разнообразен (от договоров до военной агрессии).
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Говоря о современных межгосударственных проблемах, следует иметь в виду, что во второй половине ХХ века человечество столкнулось с проблемой выживания и самосохранения. Подобная угроза появилась в силу естественно-исторического развития мирового сообщества, когда перед человечеством встал целый ряд проблем, получивших название глобальных. Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества.

Глобальные проблемы человечества можно подразделить на четыре основные группы:

1. Проблемы преимущественно социально-политического характера: предотвращение ядерной войны; прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов; строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

2. Проблемы преимущественно социально-экономического характера: преодоление слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости; обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана.

3. Социально-экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением природной среды обитания людей. С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы; по гармоничному развитию живой и неживой природы; по рациональному использованию естественного потенциала планеты; по предотвращению вредного воздействия на природу военной деятельности.

4. Проблемы человека, включая человеческое измерение общественного прогресса: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод; ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности.
Глобальные проблемы современности возникли как закономерный результат развития, социального прогресса общества в целом. Их единый, системный характер полностью подтверждается практикой. Так, усиление военной опасности, наращивание гонки вооружений неизбежно усугубляют сырьевую, экологическую и другие проблемы. А шаги, направленные на ликвидацию отставания развивающихся стран в экономике, повлекут за собой удовлетворительное решение таких проблем, как продовольственная, энергетическая, сырьевая.
Из всех глобальных проблем прямо и непосредственно с политикой связана проблема сохранения мира, предотвращения ядерной катастрофы. Это не случайно, так как данная проблема возникла в результате противостояния политических сил в лице государств. Являясь средством достижения политических целей определенных социальных сил, продолжением их политики, война оборачивается трагедией для народов, о чем свидетельствует вся история человечества.
Продолжение данной политики ввергало народы в войны и вооруженные конфликты около 15 тысяч раз. Лишь всего 292 года из всей истории человечество обошлось без войн. За изученный наукой период истории человечества войны унесли более 3,5 миллиарда человеческих жизней. Причем по мере совершенствования средств уничтожения росли и масштабы войн. В ХХ в. вместе с локальными конфликтами реальностью стали и мировые войны. Если Тридцатилетняя (Европейская) война, которая велась в 1618–1648 гг., и оказалась первой войной, в которую были вовлечены почти все государства Западной Европы, унесла 600 тысяч человеческих жизней, то Первая мировая война 1914–1918 гг. – около 9,5 миллионов. Общее число жертв, включая убитых, погибших от голода, болезней и воздушных бомбардировок, во Второй мировой войне достигло 55 миллионов человек. По числу людей, погибавших ежедневно (в среднем), Вторая мировая война превзошла Крымскую (1853–1856 гг.) в 119 раз, Русско-японскую (1904–1905 гг.) – в 60 и Первую мировую – в 2,6 раза.
После Второй мировой войны, к великому сожалению, войны не прекратились. За время, прошедшее после этой войны, было развязано более 200 локальных войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло огромное количество людей в разных странах: Корея – 1,7 миллиона; Вьетнам – 3 миллиона; Алжир – 0,9 миллиона; Бангладеш – 3,5 миллиона и т.д. Огромное количество человеческих жизней унесли в последние годы вооруженные конфликты на территории бывших республик Советского Союза, бомбардировки США Ирака, Югославии.

Политика противостояния в течение последних десятилетий толкала правительства стран затрачивать огромные средства на создание специальных органов ведения войн, на создание и накопление оружия массового уничтожения.

Расходы государственного бюджета на оборону в процентах к валовому национальному продукту Израиля в 1989 г. составили 20%; СССР – 6,6%; Греции – 5,5% и т.д. И это в условиях, когда действовала наметившаяся в середине 80-х годов ХХ в. тенденция к сокращению военных расходов. В 90-х годах расходы на вооружение во многих странах значительно возросли. Об этом не раз открыто говорили лидеры ряда стран. Например, в январе 1999 г. тогдашний президент США Б. Клинтон в послании о положении страны сказал: «Пришло время обратить вспять тенденцию к сокращению военных расходов, которая проявилась в 1985 году». Военные расходы на душу населения в 1995 г. в России составляли 113 долларов США; в Португалии – соответственно 220; в Италии – 351; Бельгии – 396; Германии – 430; Греции – 447; Нидерландах – 454; Великобритании – 575; Франции – 739; Норвегии – 749; США – 1054. Ежедневные военные расходы всех стран достигают сегодня 1,5 миллиарда долларов.

Огромные ассигнования на оборону позволяли государствам накапливать большое количество не только обычного, но и ядерного, химического, бактериологического и иного оружия, новейшие виды которого распространяются по всему миру. По подсчетам ученых, в мире накоплено по 10 тыс. тонн взрывчатки на каждого живущего. Нет надежных гарантий против создания ядерного оружия многими странами. Детонаторами новой мировой войны могут стать любые локальные вооруженные конфликты, одни из которых удается ликвидировать, но возникают другие. Мировая война чревата не только неисчислимыми жертвами, но и разрушением среды обитания – почти моментальной экологической катастрофой и гибелью всего человечества. Поэтому наиважнейшая задача – сохранить мир, предотвратить термоядерную катастрофу.


Решение этой задачи реально, если все субъекты политики, все люди нашей планеты осознают грозящую опасность своего уничтожения в случае развязывания войны, поймут, что современный мир един, целостен и взаимосвязан. Ее достижение возможно на пути отказа от войн как средства решения политических вопросов во внутренних и международных отношениях, всеобщего разоружения, признания права свободного и самостоятельного развития всех народов. До утверждения такого состояния еще слишком далеко.

Решение проблемы сохранения мира, предотвращения угрозы термоядерной войны теснейшим образом связано с реализацией всех других глобальных проблем.


В настоящее время острота экологической проблемы усиливается в результате ее резкой политизации, ибо обостряется борьба за сырье, энергетические ресурсы, сферы влияния и т.д. Экологический кризис нельзя преодолеть путем решения каких-то частных проблем. Решение экологической проблемы – насущнейшая задача всего мирового сообщества и требует осуществления целого комплекса кардинальных мер. Реализация этой задачи во многом снимет остроту всех других глобальных проблем, прежде всего энергетической, сырьевой, продовольственной.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. В начале ХХ в. доля национального дохода, приходящегося на душу населения в развитых странах, превышала этот показатель в развивающихся в 6 раз, в 80-е годы – в 12 раз, а к 2000 году это превышение стало 13-кратным. При этом следует иметь в виду, что если в 1950 году в этих странах проживало 2/3 всего населения мира, в 80-е годы – 3/4, то к концу ХХ в. его доля составила 4/5. Растущее благосостояние одних на фоне безысходного положения других являет собой парадоксальную картину современного мира. На слаборазвитые страны нередко обрушивается голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Ежегодно только в африканских странах умирает от голода 13-18 миллионов человек. Получив политическую независимость, они оказались в прямой экономической зависимости от развитых стран (долги перед ними составили 1300 миллиардов долларов). Это превращает бедные страны в зону эпидемий и социальных конфликтов, чреватых социальными взрывами, опасными для всего человечества.

Положение усугубляется тем, что бедные страны не способны сами преодолеть свою отсталость и их отставание от высокоразвитых государств все увеличивается. Бесчеловечно, да и опасно высокоразвитым странам оставаться в стороне, не помочь этим бедствующим народам совместными усилиями. Они нуждаются не только в непосредственной гуманитарной помощи, но и в серьезной долгосрочной поддержке в развитии производительных сил. Обеспечить ее успех – ликвидировать причины страданий людей в бедных странах – можно только общими усилиями мирового сообщества.

К числу глобальных проблем современности, которые требуют неотлагательного решения, относятся также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил; рост преступности, особенно наркомафии; международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасным является государственный терроризм, направленный против народов и законных властей других стран.

Таковы основные глобальные проблемы современности. Они органически связаны и переплетаются с множеством других международных проблем. Сама сущность глобальных проблем современности, касающихся всего человечества, требует совместных действий в общемировом масштабе. Для их решения необходимо конструктивное, созидательное сотрудничество в масштабах всей планеты. Их решение, таким образом, требует совместных усилий всех государств.

**Примечание: использованы материалы из электронного издания «Плешаков А.П. Основы политологии. Учебное пособие для ВУЗов». – ИД «Равновесие», 2005.


Культура мира

Безопасность находилась в фокусе внимания политиков и общественности на протяжении всего ХХ в. По окончании Первой мировой войны безопасность сразу же стала расцениваться как явление более высокого порядка, нежели просто мир, поскольку она подразумевает не только отсутствие войны, но и создание условий для добрососедских отношений, стабильности и благоденствия народа.

Сегодня условия для стабильного процветания народов и государств резко изменились, однако мы зачастую продолжаем думать и действовать так же, как и в прошлом веке.

Вполне естественно желание мирового сообщества обладать четким пониманием того, какие вызовы бросает безопасности современная картина мира, какой сценарий наиболее предпочтителен для поддержания глобальной безопасности и из каких наиболее эффективных практических мер должен состоять новый подход к безопасности.

Новые вызовы безопасности

Международные организации впервые за всю историю их существования сходятся в том, что глобализация мировой экономики действует как обоюдоострый меч. С одной стороны, глобализация сопровождается высокими темпами технологического прогресса, информатизацией, мобильностью капитала, либерализацией торговли и демократизацией взаимоотношений, а следовательно, открывает уникальные возможности для постоянного развития, а с другой — создает значительные риски для некоторых стран и слоев населения, подталкивая их к краю пропасти.

Из 57 конфликтов, разгоревшихся после окончания «холодной войны», только три носили межгосударственный характер (Ирак—Кувейт, Индия—Пакистан и Эфиопия—Эритрея). Остальные конфликты имели внутреннюю природу. Их причинами явились отсутствие демократических структур, неспособность властей справиться с коррупцией, обеспечить соблюдение прав человека, создать условия для толерантности, взаимопонимания и солидарности между народами.

Ситуация была осложнена распространением по планете вооружений, в особенности оружия массового поражения. Возросшая миграция, нищета, распространение наркотиков и заболеваний также ведут к серьезным последствиям.

Хотя в современном мире существует только одна сверхдержава, мир остается мультиполярным. Полюса представлены государствами и региональными структурами, различающимися политическими, экономическими и культурными аспектами. Однако это не классическая многополюсная, но многоуровневая, высокомобильная всемирная система, в которой на передний план выходит экономика.

Еще одна новая опасность заключается в появлении на международной сцене новых игроков, которых нельзя недооценивать. Террористические атаки 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне продемонстрировали, что мировое сообщество, столкнувшись с качественно иным феноменом, должно принять новую парадигму безопасности. Некоторые государства считают главными угрозами собственной безопасности терроризм, международные криминальные организации и оружие массового поражения, то есть так называемые «жесткие угрозы». Однако большинство стран рассматривает в качестве наиболее опасных внутренние конфликты, болезни, нищету, загрязнение окружающей среды, или «мягкие угрозы». Важнейшей задачей для всего мира становится умение бороться с «жесткими» угрозами, не пренебрегая всеми остальными.



Стратегическая стабильность

Сегодня все страны едины в понимании безопасности как ключевой задачи по обеспечению мира и устойчивого развития. Президенты США, России и стран Европы считают своей основной целью именно стратегическую безопасность.

Концепция стратегической стабильности возникла в 1970-х гг. в ходе переговоров об ограничении стратегических вооружений. Суть этой концепции, касавшейся как наступательных, так и оборонительных вооружений, в соблюдении паритета ядерных потенциалов двух стран, их регуляции и уменьшении. В 70-х и 80-х понятие стратегической стабильности относилось исключительно к военной сфере, поскольку с идеологической точки зрения Советский Союз рассматривал стратегическую стабильность как помеху на пути к освобождению народов и развитию интернационального революционного движения. Лишь в ноябре 1991 г. СССР и США договорились расширить рамки стратегической стабильности на все виды международного сотрудничества, что обозначило необходимость в эволюционном, ненасильственном, демократическом изменении мирового порядка.

Новая интерпретация стратегической стабильности позволила приблизить ее к другой концепции — «безопасности во всех аспектах». Эта концепция была результатом продолжительных переговоров между Москвой и Вашингтоном и была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. (резолюция 44/21). Эта резолюция подразумевала, что безопасность должна рассматриваться во всех аспектах, в том числе в качестве личной защищенности не только от насилия, но и от голода, заболеваний и загрязнения окружающей среды. Соответственно резолюция была ориентирована на универсальный разносторонний подход к построению международной системы безопасности. Другими словами, в понимание безопасности было введено социоэкономическое измерение.

Следует упомянуть еще один важный аспект, добавленный к концепции стратегической безопасности европейцами. Рассматривая эту концепцию в качестве альтернативы политике силы, европейцы подчеркивают важность формирования структур, которые обяжут не только европейские, но и прочие государства планеты к соблюдению международного законодательства по правам человека. Кстати, важную роль в создании этого законодательства на рубеже ХХ в. сыграла именно российская дипломатия.

Методы контроля стратегической безопасности

На сегодняшний день основной вопрос, касающийся безопасности, это даже не столько «что делать?», сколько «как именно?». С ответом на последний вопрос связано то, насколько успешно будет функционировать новая концепция безопасности. В этой связи стратегическая безопасность должна рассматриваться в более широком контексте нового мирового порядка.

Война в Ираке и события 11 сентября со всей очевидностью ставят перед нами задачу формирования такого порядка, законного и демократичного по содержанию и культурно дифференцированного по форме.

Стратегическая безопасность подразумевает гарантии мира, стабильности и процветания не для избранных, а для всех народов. А это значит, что необходимо обеспечить безопасность не только в военно-политическом, но и в других аспектах: личную защищенность не только от насилия, но и от голода, болезней и экологической деградации.



Планетарное мышление

Смежной, но не тождественной проблеме безопасности является проблема создания на Земле культуры мира, являющаяся ядром деятельности ООН с момента создания этой организации. Однако после окончания «холодной войны» это направление получило новый импульс, а опыт последних лет в продвижении и развитии ООН культуры мира на Земле позволяет сделать некоторые наблюдения, касающиеся того, что можно предпринять в связи с чрезвычайно остро стоящими перед человечеством проблемами.

Культура мира должна принимать во внимание новый политический ландшафт. Преодолевая границы и сокращая расстояния, экономическая и технологическая глобализация вносит изменения в понятие «цивилизационная парадигма». Сегодня мы стоим на пороге нового глобального общества.

В последнее время сообщество наций нередко сравнивают со всемирной деревней. Я предпочитаю другую аналогию. Возможность путешествия к другим планетам позволяет взглянуть на нас как на пассажиров маленького космического корабля «Планета Земля». Не важно, в каком классе — первом, бизнес- или экономическом — мы путешествуем: каждый заинтересован в безопасном полете корабля сквозь Галактику. Чтобы добиться этого, нам необходимо изменить наше поведение во всех сферах жизни и перейти к новому планетарному мышлению.



Компромисс

Ядром нового планетарного мышления должно стать демократическое единство глобального общества, основанное на уважении к культурным различиям. Этого можно достичь за счет баланса интересов на всех уровнях взаимодействия. Баланс интересов — это, по сути, разумный, просвещенный эготизм (здоровое самолюбие) — мечта многих выдающихся мыслителей прошлого.

Несмотря на то, что соблюсти все интересы бывает совсем не просто, без достижения компромисса семьи не смогут мирно сосуществовать, общества не будут способны адекватно функционировать, а нации погрязнут в постоянных войнах.

Баланс интересов неотделим от чувства меры. Любая, даже самая достойная идея, доведенная до абсурда, приведет к противоположным результатам. Основанное на балансе интересов, новое планетарное мышление не оставляет места для экстремизма ни в политике, ни в этнической, религиозной, культурной или социальной сфере. (Под экстремизмом я имею в виду насилие и, естественно, терроризм.)

С точки зрения политического поведения культура мира должна поощрять появление поколения лидеров и топ-менеджеров, придерживающихся умеренных взглядов, невзирая на их культурную, идеологическую, политическую или религиозную принадлежность. Для таких лидеров демократия сильна лишь до тех пор, пока она основывается на власти закона, представляет народ и гарантирует всем гражданам правильное понимание и реализацию их прав.

Диалог

Настало время пересмотреть и расовую концепцию. Позволю себе напомнить, что в античности слово «раса» имело сугубо социальный смысл (аристократическая раса и раса плебеев). В начале XIX в. французский антрополог Гобино ввел понятие этнической расы. В эпоху зарождения глобального демократического общества нам следует задуматься о новом — психологическом — понимании расы. В современном мире не только лидеры, но и все люди вообще, вне зависимости от рода деятельности, могут быть разделены на «умеренных» и «экстремистов». Другими словами, водораздел проходит между теми, кто предпочитает власть закона, и теми, кто делает ставку на насилие.

Как свидетельствует опыт ООН, единственный способ создания культуры мира — продолжительное вовлечение в конструктивный диалог, сопровождающийся практическими действиями. Диалог должен, прежде всего, быть всеобъемлющим и охватывать все аспекты проблемы во всей системе координат. В вертикальной плоскости он должен проходить на всемирном, трансконтинентальном, региональном, локальном и семейном уровнях. В горизонтальной — между политиками, дипломатами, религиозными лидерами, внутри бизнес-сообщества и гражданского общества. Особенную важность представляет диалог между цивилизациями и как часть его — диалог между культурами, составляющими цивилизации.

Исторически термин «цивилизация» перегружен стереотипами и ложными смыслами. Цивилизованность одних обычно сравнивается с варварством других. Такой подход, как правило, приводит к своеобразному ранжированию цивилизаций и антагонизму между «господствующими» и «подчиненными» цивилизациями. Это, в свою очередь, становилось причиной постоянного пренебрежения и на протяжении всей мировой истории вело к многочисленным кровавым конфликтам и войнам. Нам следует бороться с архаическим видением проблемы, и только всесторонний диалог может позволить выявить подобные предрассудки и развеять их ради всеобщего благоденствия. Лишь диалог, признающий ценность прошлого, может вести к процветающему будущему для всего человечества и помогать людям разделить ответственность и жить вместе во взаимном уважении.

Я бы хотел подчеркнуть роль толерантности как активной положительной установки, обусловленной пониманием и уважением прав и свобод других людей. Забота о другом должна возобладать над презрением и бессердечностью, а попытка понять другого — занять место невежества, слепого предубеждения и дискриминации.

Конечно, может возникнуть вопрос: как принять другого и не проникнуться глубоким скептицизмом, поверив, что все истины и ценности относительны, а универсальность — только иллюзия? Должны ли мы оставить поиски истины во имя толерантности и солидарности и согласиться принять все, даже самое неприемлемое? Ответ может быть найден при помощи диалога, который позволит человечеству обрести общее восприятие вещей и событий и избавиться от существующих недопонимания и напряженности. Именно на пути разумного консенсуса, построенного на основополагающих демократических ценностях и уважении культурных различий, мы можем справиться с весьма разрушительным релятивизмом.

Встает вопрос: как конкретно должен проводиться диалог для создания культуры мира?

Диалог по определению построен на образовании. Соответственно само образование — основополагающий инструмент для развития диалога между культурами. Упор совершенно обоснованно делается на образовании юных поколений: в частности, ЮНЕСКО разработаны специальные программы детского обучения. ООН также придает особое значение преподаванию культуры мира парламентариям и властям на местах, поскольку они выражают голос народа и играют ключевую роль в применении законов и создании ответственной, прозрачной системы управления.

Преподавание культуры мира фокусируется на единых для всех цивилизаций и конфессий общечеловеческих ценностях, подразумевающих взаимное уважение между культурами, идеологиями и верованиями. Это свобода и справедливость, здравый смысл и духовность, законность и морально-этические принципы, права и ответственность.

Ценности разбиты на пары для того, чтобы подчеркнуть их принадлежность ко всем культурам без исключения. К примеру, если говорить о законности и морально-этических принципах, то, несомненно, юридическая точность требует морального обоснования. Касаясь традиционного для западной политической мысли спора между реалистами и идеалистами о том, насколько возможно примирить власть и гуманистические ценности, я уверен, что без моральных убеждений невозможно быть ни реалистом, ни идеалистом, поскольку чисто прагматический подход сужает пространство для маневра, предоставляя лишь весьма ограниченные возможности, в то время как моральность позволяет выбирать между многочисленными вариантами. Таким образом, именно разработка общих морально-этических стандартов должна стать краеугольным камнем кросс-культурного диалога.



Нельзя забывать: несмотря на то, что слова в политике играют весьма значительную роль, стоящий за ними смысл еще важнее. Если бы образ цели был нечеток, расплывчат и бессвязен, тогда и действия также носили бы общий и неопределенный характер. Там, где образ цели полон и детализован, действия оказываются специализированы и лучше подходят для решения конкретных задач. При создании и развитии культуры мира нам следует обращать предельное внимание не только на то, что мы хотим сказать, но и на то, как мы это делаем, поскольку способ изложения в огромной степени влияет на восприятие и принятие или непринятие нашего сообщения. Мы должны быть правильно поняты — не только наши слова, но и их глубинный смысл, а для этого нам необходимо придерживаться нейтральной и сбалансированной позиции, по возможности избегая двойных стандартов. Кроме того, нам следует меньше обобщать, нужно концентрироваться на практических достижениях и демонстрировать слушателям примеры того, как мир, стабильность и благополучие способны занять место конфликтов и ненависти.




Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний. Франсуа Ларошфуко
ещё >>