Классный час по теме «Праздник, обещающий чудо» в 8-ых классах - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час в 11А, 11В классах по теме «Спорт как альтернатива пагубным... 1 76.45kb.
Классный час по соответствующей теме. Урок по теме «Великие открытия... 1 155.71kb.
Классный час: «Праздник смеха и шуток!» 1 51.91kb.
Классный час «Минздрав предупреждает» 1 112.75kb.
Классный час Праздник казахского народа Наурыз. 6 «Г» класс Классный И. 1 106.67kb.
Классный час по теме: «Отечественная война 1812 года» 1 29.26kb.
Классный час в 3-а и в 3-б классах «доброта творит чудеса!» 1 109.14kb.
Классный час по теме: «День Святого Валентина» 1 66.81kb.
Классный час по теме: «Широкая Масленица» 1 244.5kb.
Классный час в 1-4 классах по теме: «Серафим Саровский» 1 56.65kb.
Классный час посвящённый Дню Героев Отечества Наш классный час 1 67.41kb.
Зимние святки. В центре зала стоит новогодняя елка. Дети в русских... 1 37.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классный час по теме «Праздник, обещающий чудо» в 8-ых классах - страница №1/1

МОУ – Криводановская средняя общеобразовательная школа №23

Новосибирского района Новосибирской области

Открытый классный час

по теме «Праздник, обещающий чудо»


в 8-ых классах

Составили:

классные руководители

Шевцова О.В., Голикова Т.Г.

библиотекарь Тарабанова В.И.

учитель музыки Кальянова Е.Н.

с.Криводановка

2010 г.

Праздник, обещающий чудо
Ребята, недавно мы отметили два великих христианских праздника: Рождество и Крещение. Сегодня на классном часе мы поговорим об истории происхождения этих праздников и о различных обрядах и традициях с ними связанных.

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».


Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Рождественская звезда
Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.


Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.


Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.


А рядом, неведомая перед тем,

Застенчевей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.


Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то.

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.


Стояли в тени,

Словно в сумраке хлева.

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево,

От яслей рукой отодвинул волхва.

И тот оглянулся.

С порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Борис Пастернак
Рождество Христово

До 1917 года этот праздник был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую елку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран сравнительно недавно—при Петре 1. Вечная зелень ели была символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы. Не случайно Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Действительно, рождением Иисуса Христа—сына Божьего, Спасителя мира—начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресенье. Значение этой святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведем мы от Рождества Христова.

В ночь с 24 на 25 декабря—рождественский сочельник, который подводил черту под прожитый год , завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества—святки.
Празднование святок

Святки отмечаются в течение двух недель между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января.

«Святки» - святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.

Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Помните у А.С.. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»?

Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.

Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем


Пришла коляда
Накануне рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и другие. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился из рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим весельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля».

Аксессуарами святочных празднеств были сноп, связанный с месяцем жатвы – августом, соломенная кукла – март или июнь, маски тура – январь или апрель, коня – апрель или июнь, медведя – март. Все, кто «рядился» в маски, должен был потом искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех.

Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает. Вот как писал об этом В.А. Жуковский в балладе «Светлана».


Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам – значит еще рано выходить замуж, а если в другую сторону, то оттуда жди жениха. Гадали на воске: сначала его растопят, а потом выльют в сосуд с водой, если увидят колечко – к замужеству, а развалины – к худу. Смотрели на небо, в какой стороне звезда упадет, там и твой ряженый-суженый. У прохожего имя спрашивали, как прохожего зовут, так будут звать будущего жениха. Ходили слушать под окна чужих домов и, внимая разговору, веселому или скучному, предрекали себе такую же жизнь в замужестве.

А каков будет суженый-ряженый? Для этого бросали ночью пригоршнями снег: если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если упадет тихо и неплотно – быть за старым или глухим. Ходили в темноте в дровяной сарай, брали полено из поленницы и потом в покоях смотрели: если оно гладкое, то муж будет хорошим, а суковатое, особенно если с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее было приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца: золотые, серебряные, медные. Если курица будет пить воду, то муж будет пьяницей, если есть хлеб, то муж будет бедняк, если возьмет кольцо золотое – будет богач, серебряное – муж ни богат, ни беден, медное – нищий.

Хозяева пытались разведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай, благополучие. В рождественский вечер шли на гумно, вынимали из стога соломинку. Попала с колоском – будет урожай, пустой – опасайся недорода. Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание, что показывала тень на стене от сожженной бумаги, то и рисовала фантазия. В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало, что почудится, то и сбудется. Наводили зеркало на луну, чтобы много увидеть. Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку. Также примечали погоду в каждый день (12 дней) святок. Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй – в феврале и так далее. Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими.

Святочных гадания совершались во все дни святок, но наиболее значимыми, важными считались гадания накануне Рождества, Нового года (по старому стилю) и в особенности Крещения.

Святочные гадания


Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну и конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет, эта любовь. Как раз в эти дни можно попытаться кое-что разузнать об этом. Ведь в святки принято гадать:

на скорлупе грецких орехов

Девушки берут по половинке скорлупы грецкого ореха, вставляют в них кусочки свечи и пускают плавать в чашку с водой. Затем каждая зажигает свою свечку. Чем быстрее сгорит свечка, тем быстрее ее хозяйка выйдет замуж, чем дольше пламя не будет тухнуть, тем меньше надежда на скорое замужество.



на расческе

Ложась спать, под подушку кладут расческу и говорят: "Суженый, ряженый! Причеши мне голову!". Кто приснится, тот и будет мужем.



на картах

Перед сном кладут под подушку четырех королей и говорят: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне". Жених приснится в виде какого-нибудь короля.



на луковицах

Берут несколько луковиц и намечают каждую из них. Эти луковицы сажают в 75<;N: чья раньше даст росток, та девушка и выйдет замуж вперед других.



на воске

Свечку измельчают и складывают кусочки в металлическую ложку. Расплавляют воск над огнем и быстро выливают в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: "кто что увидит".



с лодочкой

Берут таз, наполняют его водой, но не до краев. По краям этого таза вешают согнутые пополам полоски бумаги, на которых написаны имена гадающих или интересующие события. Затем берут половинку скорлупы от грецкого ореха, вставляют в нее маленький кусочек свечи. Готовую лодочку отпускают в "свободное плавание" в середине таза и зажигают свечу. В зависимости от того, к какому краю она подплывет и какую бумажку подожжет, судят о будущем.



по кольцу

В обыкновенный стеклянный стакан наливают на 3/4 воды и осторожно опускают на середину дна обручальное кольцо. Затем смотрят сквозь воду в середину кольца, где должно появиться изображение суженого.



по теням

Газету мнут руками до получения бесформенной массы с произвольными очертаниями (но не шара). Затем измятую бумагу кладут на дно опрокинутой тарелки и поджигают. Остов сгоревшей бумаги осторожно, чтобы не разрушить форму пепла, подносят к стене и вращают до тех пор, пока на стене не появится тень, по очертаниям которой можно судить о будущем.



на зеркалах

Берут два зеркала равной величины, если можно, большие, и устанавливают одно против другого, освещая их при помощи двух свеч с того и другого края. Лучше всего держать зеркало против освещенного стенного зеркала и держать в руках так, чтобы из направленных зеркал в стенном образовался длинный коридор, освещенный огнями. Разумеется, нужно, чтобы зеркала были безукоризненно чисты. Когда они будут установлены одно против другого и освещены двумя свечами одинаковой высоты, то гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало, пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал, направленных стеклами одно против другого. Время для гадания определить нельзя, можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне видеть многое, но вообще говорят, что зеркало пред началом видения тускнеет, свечи также теряют свой свет и вот тут-то нужно обратить усиленное внимание, чтобы в скорости увидеть что-нибудь.

   Ко всему вышесказанному остается добавить, что гадают обычно после захода солнца, а лучше ночью. Что бы вам не выпало в гадании, помните - хорошее сбудется, а в плохое верить вообще не стоит. И не нужно полагаться только на судьбу и ждать принца, ничего не предпринимая для встречи с ним. Попробуйте сами устроить вашу жизнь так, как вы ее видите в мечтах - у вас обязательно получится, ведь главное - быть уверенной в своем счастье.

Период новогодних празднеств (а Новый год раньше проходил во время святок) включал и другие обычаи, среди которых большое место занимали вечеринки молодежи, посиделки, различные игрища. Все сопровождалось песнями, плясками, ряженьем, ибо «Всякая душа празднику рада», тем более «В день свят суеты спят», или «День свят, и дела наши спят», кроме того «Лето для старания, а зима – для гуляния». Умел русский народ повеселиться!

Испокон веков пышно и весело, соблюдая все традиции, праздновали Святочные дни – начиная с Рождества Христова и завершая праздником Крещения Господня. В старину на Святки, которые длились ровно две недели, строго запрещалось работать – разве что живности корм задать да базы почистить. А вот, скажем, стирать, носки вязать или дорожки ткать – не дай боже. В эти дни ходили в церковь и по гостям да катались на санках. К празднествам готовились задолго: принято было не только обилие на столах, но и непременная обнова для каждого члена семьи – от мала до велика. Казачки под новые шали непременно шили себе и наряды, а мужчины старались ежели не сапоги купить, так уж рубаху обязательно.

К Рождеству готовились 40-дневным постом, особенно строгим в канун праздника. В этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом). Рано утром вся семья спешила в церковь, но еще раньше, до колокольного звона, уходили из дому парни и мальчики лет от четырех славить Христа. Не принять их в доме считалось грехом. Если «христославили» совсем маленькие мальчики, то они просили за свое пение «и копеечку, и курочку, петушка, и пшенички два мешка». Обычно их наделяли пряниками, пирогами, конфетами, иногда деньгами. Вечерами по домам ходили уже старшие колядовщики. Их тоже одаривали продуктами, в том числе салом, колбасой, да еще «бумажными» деньгами.

Перед главными праздниками Святок – Рождеством, Старым Новым годом и Крещением – готовили специальные блюда, главное из которых кутья. Рецепт ее прост: пшеницу, желательно горновку, промывают, заливают холодной водой, дают набухнуть 1–2 часа и варят до мягкости. Отвар сливают, разводят в нем мед, охлаждают и заливают этим «сочивом» сваренную пшеницу.

Взвары – компоты – варят из сухофруктов: яблок, груш, сушеных слив. На Дону взваром заливают и сваренную пшеницу, получается очень вкусная кутья. Бывает на праздничном столе и запеченный в тесте окорок. Для того чтобы он был вкусным, надо пару часов проварить его в воде, затем остудить, посолить, посыпать разными специями, а чесноком не только натереть, но кусочки его вдавить поглубже в кожицу. После хозяйки раскатывают огромную лепешку, тщательно заворачивают в нее окорок и запекают в духовке до тех пока, пока не зарумянится, – за милую душу гости съедают не только мясо, но и тесто.

К празднику стараются подать поросенка, который символизирует богатство и благополучие, счастье в будущем году. Неизменно остаются на казачьем столе пироги – с рыбой, мясом, капустой и, конечно же, сладкие, с распаренными сухофруктами. На угощение, как водится, жаренная с лучком картошечка, соленые огурчики, помидоры и капуста – все из собственных запасов, по своим, прабабкиным, рецептам сготовленные.

В старину в дни Святок состоятельные граждане старались как-то помочь бедным – давали одежду или продукты. Сегодня на Дону эта традиция возрождается – горожане, среди которых много не только состоятельных граждан, но людей пожилого возраста, выкраивающих копейки из своих скромных пенсий, жертвуют деньги на благотворительность.


Ночной дозор или кого бояться в святочные вечера

Именно святки — "привилегированные дни" всяческой нечисти: колдуны, духи, мертвецы и т. д. свободно разгуливают по белу свету до самого Крещенья, и проказы их далеко не так безобидны, как у обаятельных гоголевских героев. Так кого же боялись наши предки в долгие святочные вечера и ночи ?



Оборотни в святки не дремлют, и могут принять вид и сороки, и любого домашнего животного или даже какого-нибудь парня или девушки. Раз в святки глянула одна девица (не благословясь!) на улицу и увидела там парня, который ей нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал — и враз неразумная с ума сошла. В святки вообще все надо делать благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. Как-то гадали девицы в нежилой (и неосвещенной!) избе и услышали, что печь жуткие звуки издает. Бросились они бежать, а печь за ними едет, воет и страшным синеватым огнем светится. Еле успели добежать до избы и, перекрестив, закрыть окна и двери — это-то печь в дом и не пустило. В святки было принято ставить кресты на окнах и дверях и, конечно, на чердаках — излюбленном месте высадки "ночного десанта" чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом не только суеверные деревенские жители, но и горожане.

А вот каверзы городской нечисти были гораздо замысловатей и изысканней, чем у их деревенских собратьев. Особенно опасны были маскарады. Увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша прелестной маской, последует за ней, а она его приведет на кладбище к склепу, или извозчик обратит к нему лицо, и — ах! — вместо извозчика — мертвец или черт. Или вдруг на святочном балу-маскараде обнаруживается, что у всех танцующих вместо ног — копыта, а под масками — страшные бесовские рожи; или, например, с первым криком петуха танцующие превращаются в скелеты. Жуть!

Но вернемся к духам святок. Не счесть числа проискам злых сил, но существуют еще, оказывается, и добрые духи. Они предупреждают об опасности и могут даже уберечь от козней нечисти. Так, в одной старинной былине рассказывается о том, как добрые духи увели девушек от опасного, нечистого места, позвав их материнским голосом домой, а на этом месте потом образовалась страшная трясина. Так что, как ни сильны злые силы, но добро сильней. И поэтому закончим словами еще одного персонажа из
"Рождественской песни в прозе": "...Но Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует Рождество!".
Ночь перед Рождеством. Н.В. Гоголь. (инсценировка)

Через трубу одной хаты клубами повалил дым, и пошел тучею по небу и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

А ведьма между тем поднялась так высоко, что только одним черным пятнышком мелькала вверху, но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другой, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав.

Вдруг с противной стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже это было не пятнышко, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей.

Между тем черт крался к месяцу и уже протянул руку, чтобы схватить его. (Черт хватает месяц, дует, хватает обеими руками и прячет в карман.)

Как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось темно.

Ведьма, увидевши себя в темноте, вскрикнула. Тут черт подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду.

Черт с Солохой идут в избу, черт с ужимками крутиться около Солохи.

Голос Головы и стук: Солоха, открой!

(Черт прячется в мешок)

Солоха: Проходи, будь ласка.

Голова: К дьяку я не пошел, потому что метель поднялась. Смотрю, свет в твоей хате, и намерен вечер провести с тобой.

Стук в дверь.

Солоха: Ой, дьяк это!

Голова: Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь встретиться с дьяком.

Солоха прячет Голову в большой мешок. Входит дьяк, потирая руки.

Дьяк: Ко мне никто не пришел и сердечно рад этому случаю погулять немного у тебя.

Дьяк: А что это у вас, несравненная Солоха?

Солоха: Шея, а на шее мониста.

Стук в дверь.

Дьяк в испуге: Ах, боже мой, стороннее лицо. Что если застанут особу моего звания? Дойдет до отца Кондрата!

Но опасения дьяка были другого рода: он боялся более того, чтобы не узнала его половина, которая и без того страшною рукой сделала из его толстой косы самую узенькую.

Дьяк: Ради бога, добродетельная Солоха! Ваша доброта, как говорит писание Луки, глана трина… трин. Стучаться, ей богу стучаться! Ох, спрячь меня куда-нибудь!

Солоха в третий мешок прячет.

Чуб: Здравствуй, Солоха! Ты может и не ожидала меня? Может вы тут забавлялись с кем-нибудь? Может ты кого-нибудь спрятала уже, а? Ну, Солоха, дай мне теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замерзло от проклятого мороза. Послал же бог такую ночь перед Рождеством!

Голос и стук: Отвори!

Чуб: Стучит кто-то.

Голос: Отвори.

Чуб: Это кузнец. Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему, набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиной!

Солоха прячет его в мешок с дьяком.

Еще стук, Солоха уходит.

Входит кузнец.

Кузнец: Зачем тут лежат эти мешки, их давно пора убрать. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь, отнесу ка я их в кузню. Кой черт, мешки стали как будто тяжелее прежнего.

Кузнец взвалил себе на плечи мешки, которые не понесли бы и два дюжих человека.


Литература:



Подари себе праздник: Энциклопедия. /Сост. Н.Л.Вадченко, Н.В.Хаткина, - Д.:Сталкер, 1997г.




Один лишний палец всю руку портит. «Пшекруй»
ещё >>