Классный час «По страничкам мудрых книжек» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час в 10 классе Форма проведения: беседа Цель 1 69.78kb.
Классный час посвящённый Дню Героев Отечества Наш классный час 1 67.41kb.
Классный час для классного руководителя. Классный час о наркотиках... 1 85.71kb.
Классный час «Язык моей малой Родины» 1 63.17kb.
Классный час «Тест для будущих мужчин» 22. 02. 2013 7 класс Половникова Л. 1 28.18kb.
Классный час «Как подготовиться к сдаче экзаменов?» 1 96.87kb.
Классный час «Вернулся я домой в час ночи » 1 52.23kb.
Классный час к Дню Знаний «Край ты мой милый-моё Подмосковье! 1 42.62kb.
Классный час: 4 б класс Классный Шидерская Инна Владимировна 2010... 1 76.15kb.
Классный час «подвиг доблести и чести» 1 70.33kb.
Классный час, посвященный Году молодежи «За нами будущее!» 1 29.64kb.
Решение линейных уравнений 1 74.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классный час «По страничкам мудрых книжек» - страница №1/1

Классный час «По страничкам мудрых книжек»

Цель:

  1. Показать значение в жизни человеческого общества;

  2. Доказать, что чтение книг – это один из путей самосовершенствования;

  3. отметить, что начитанность человека помогает не только в выборе профессии, но в продвижении по службе, возможности карьерного роста.

Форма проведения:

Беседа с элементами драматизации. Групповая работа.



Подготовка:

  1. Активизировать ребят в поисках необходимого материала по обсуждаемой теме.

  2. Отрепетировать сценку.

  3. Оформить класс.

Ход мероприятия.

Организационный момент:

Класс делится на две рабочие группы:

Первая: Никита, Ваня, Денис, Настя Ф, Кристина К, Ирина, Настя Д, Ламия

Вторая: Илья, Миша, Витя, Алла, Ксения, Настя Р, Кристина Ф

Ведущий: Ещё в древности люди создавали чудеса. Человечеству современному наиболее известны семь из них. Известны ли они вам? Приведите пример. Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк в Форосе, Мавзолей в Галикарнасе. Но есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью.

А это чудо света лежит под рукой, и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Как вы думаете, что это за чудо?

- Книга.


Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение позволяет жить в собственной голове лучшее, ибо то, что на страницах книг другие действуют за нас, а мы это оцениваем.

Чтение даёт больше чем кинофильмы: кинофильмы – конкретные версии с лицами и голосами актёров и актрис, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонажа с собственной точки зрения.

Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.

Мы разделились на две группы. Но мы сегодня не соревнуемся, мы ведем коллективный разговор. А разговор наш будет посвящен книгам, чтению и их пользе.



Часть первая. «Посланцы Великой Порты»

( по мотивам Вольтера «О страшном вреде чтения»)

(Раздать каждой группе копию приказа)

Ведущий: Ребята, мы с вами собрались обсудить, что значит в жизни человека чтение книг. На выходных и Ирины и Аллы было особое домашние задание, они узнали о существовании одной страны – Великой Порты и у них есть для нас интересное послание:

1-й: Мы посланцы Великой Порты – страны глупости 7 луны Мухарема года 1143 хиджры.

2-й: Мы пришли осудить, изгнать зловредное книгопечатание, которое ввели в нашем государстве, не спросив совета наших братьев и особенно факиров, известных своим усердием в борьбе с разумом. И хотим предупредить и вас.

1-й: Мы считаем, что такое зловредное изобретение, как чтение книг, следует предать анафеме по следующим причинам:

Приказ из страны глупости.


  1. Легкость распространения мыслей ведет, очевидно, к уничтожению невежества, охраняющего и спасающего все цивилизованные государства.

  2. Следует опасаться, что среди книг, привезенных с Запада, найдутся книги по земледелию и по средствам распространения механических искусств, а эти сочинения могут, сохрани Аллах, пробудить гений наших земледельцев и наших фабрикантов, развить промышленность, увеличить их богатства и поднять их когда-нибудь в будущем на духовную высоту, внушить им любовь к общему благу – чувства, противоречащие здравому смыслу.

  1. Возможно, что у вас появились бы исторические книги, свободные от чудесного, благодаря которому, нация не выходит из состояния блаженной глупости. Такие книги неосторожно могли бы воздать должное хорошим и дурным поступкам и рекомендовать людям справедливость и любовь к Родине, что несогласно с законами нашей страны.

  2. Они могут уменьшить число паломников в Мекку и Медину и нанести этим страшный вред спасению душ.

  1. Случилось бы, конечно, что, прочтя у иностранных авторов про заразные болезни и про то, как их предупредить, мы, к нашему несчастью, получили возможность оградиться от чумы, что было бы ужасным покушением на волю провидения.

1-й: По этим и другим причинам, в назидание правоверным, ради блага их души воспрещаем читать книги под страхом вечного проклятия.

2-й: И, опасаясь, что, поддавшись дьявольскому искушению, они стали бы просвещаться, мы запрещаем отцам и матерям учить детей читать и писать.

1-й: И дабы предупредить всякое нарушение нашего приказа, мы строго воспрещаем им думать под страхом тех же наказаний.

2-й: Ребята, надеюсь, вы поняли, что это шуточное послание.

1-й: А «приказ» этот называется «О страшном вреде чтения», и написан он в 1765 году великим французским философом, просветителем, поэтом, сатириком и критиком Вольтером.

Ведущий: Что же все-таки хотел сказать великий философ в своем сатирическом послании? Подумайте над текстом приказа. (пренебрежительное отношение к чтению книг порождает в людях невежество, чтение, просвещение ведет к развитию земледелия, промышленности, процветанию страны, чтение способно поднять человека на более высокую духовную ступень, просвещение способствует развитию знаний в области медицины, чтение книг развивает мыслительные способности человека).

Ведущий: А сейчас давайте узнаем, насколько вы любите читать, для этого проведем небольшую разминку.



  1. Наша Таня громко плачет:

(Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке мяч)


  1. Идет бычок, качается:

(Вздыхает на ходу:

«Ох, досточка кончается,

Сейчас я упаду»)


  1. Уронили Мишку на пол:

(Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший)


  1. Муха, муха – цокатуха:

(позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла).


  1. Зайку бросила хозяйка:

(Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок).

Часть вторая: «Гимн книгам»

Ведущий: Из всех великих достижений ХIХ столетия ни одному не должны мы быть столь благодарны, сколь свободному доступу к книгам. В 1891 году Джон Леббок – английский ученый и писатель, составил известный список «Сто лучших книг», который много раз переиздавался. А мог бы кто-то из вас сотавить подобный список? Почему?

Вам даны высказывания о книге. Ваша задача, прочитать их выразительно, донести до слушателей их смысл.

(Каждая группа получает текст высказывания. Задача – прочитать четко, выразительно.)



  1. «Тому, кто любит книги,- заметил Исаак Барроу, - не нужен ни преданный друг, ни разумный советчик, ни доброжелательный утешитель. Наукою, чтением, размышлением любитель книг развлечет себя и поймет свои мысли и в бурную погоду, и встретившись с превратностями судьбы».

  2. «Книги, - писал Джереми Кольер, - наши руководители в юности и утешители в старости. Они поддержка одинокому, и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями. Когда наскучат нам живые люди, мы обращаемся к мертвецам, коим чужды злоба, предвзятость и высокомерие в беседе с нами».

Ведущий: Книги для человечеств – то же, что память для человека. В них наша история. В них – открытие истины, в них – накопленные знания и вековой опыт.

Общество книг обычно сравнивают с обществом друзей. Но друзья не всегда с нами, они могут исчезнуть по каким-то причинам из нашей жизни, друзей не так легко найти. С книгами все наоборот. Выбор книг, как и выбор друзей, задача серьезная. Мы же ответственны за то, что читаем, как за то, что мы делаем. Чтобы получить от книг наибольшее удовольствие и пользу, мы должны читать для образования, а не для развлечения.
Давайте проверим, насколько книги полезны для нас и нашего образования. Для этого попробуйте ответить на вопросы из различных областей знаний.

Естествознание:


  1. - Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки опадают те иголки… (лиственница)

  1. - Ничто не летало, ничто не пугало,

А вся встрепенулась и вся задрожала… (осина)

  1. - Без лилового цвета – ни весны, ни лета:

Лиловый кустик весну отпустит, а лето позовёт... (сирень)

  1. - Каким насекомым хлопают в ладоши?

Комар, моль.

  1. - Родилась в воде, живёт на земле.

Лягушка.

  1. - У кого каждый день растут зубы?

Бобра, зайца

  1. - Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

Одинаковые.

Литература:

  1. - В какой стране родился и жил Г. Х. Андерсен?

Дания.

1. - Создатель «Толкового словаря живого великого языка»?

В.И. Даль.

2. - Русский писатель, который создал свою самую знаменитую сказку «Конёк – горбунок» в 17 лет?

П.П. Ершов

- Узнай автора.

1. «Мороз и солнце;

День чудесный …» А.С.Пушкин

2.«белеет парус одинокий

В тумане моря голубом …» М.Ю.Лермонтов



  1. «Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит …» Ф.И.Тютчев

- Из какого произведения строки? Назови автора.

2. «Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят двенадцать братьев …»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

- Вспомни кто …

1. Был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие с гусями.

Нильс. С. Лагерлёф «Удивительные приключения Нильса с дикими гусями»

Русский язык.


  1. - Какие сто букв могут остановить движение транспорта?

100П

- Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведённых выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации?



1. Месяц май.

2. Апрель месяц.

1. Два рубля денег.

Вспомните, как называется в народе такой человек:

2. Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

Болтун.


  1. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

Самоуверенный.

  1. Ел да устал, спал да намаялся.

Лентяй.

  1. Подал ручку, да подставил ножку.

Ведущий: Вы молодцы. Знаете довольно много. Но все ли вопросы показались вам легкими? Почему? Где можно добыть знания для подобных вопросов?

Ведущий: Сегодня очень уместно вспомнить о Николае Александровиче Рубакине – великом книжнике, энциклопедисте, популяризаторе знаний. Он был знаком с Лениным и Плехановым, с толстым и Ролланом Красиным, Луначарским. Он заведовал изданием научно-популярных книг в фирме Ивана Сытина. Рубакин неотделим от книг. Они были, начиная с детских лет и кончая глубокой старостью – его главной привязанностью. Он их любил физически, относился к ним как к живым существам. Когда его никто не видел, он подходил к книжным шкафам и гладил корешки любимых книг… Знакомство с каждой новой книгой было для него подобно знакомству с новым человеком. Он был трогателен в этой любви, и никто не воспринимал как старческое чудачество, когда он ссорился даже с близкими из-за запачканной страницы, погнутой обложки. Он не был библиофилом и никогда не дрожал над книжными сокровищами. Всю свою жизнь он книги раздавал всем, кто в этом нуждался – рабочим, профессорам, неизвестным крестьянам и известным политическим деятелям. Он создал самую лучшую частную библиотеку в России, а собрав 100 тысяч книг полностью и безвозмездно передал Петербургской Лиге образования. Он требовал от читателей одного – бережного возвращения книг и ни для кого не делать исключения. Новую библиотеку он собрал уже в Швейцарии. Ею пользовались все словисты мира. Десятки тысяч книг из неё он послал советским военнопленным, бежавшим из плена и интернированных швейцарским правительствам.

Рубакин жил долго – 84 года. Незадолго до смерти он составил кратенькую записку из сделанного: прочитано 250 тысяч книг, собрано 230 тысяч книг, написано 280 научно-популярных книг, 15 тысяч программ по самообразованию, опубликовано 350 статей в 115 периодических изданиях.

Как, по-вашему, реально ли сделать столько за жизнь? Почему?



Часть третья. Народные пословицы. Поговорки.

Ведущий: Мудрость народа не обошла стороною тему о книгах, о чтении. Можете ли вы привести пример пословиц, поговорок, а может быть загадок о книге или чтении.

(Смотри приложение)

Задание каждой группе: сложи пословицу. (Каждая группа получает конверт. В нем разрезанные пословицы. После выполнения задания, пословицы зачитываем вслух.)

Пословицы:


  1. Будешь книги читать – будешь все знать.

Испокон века книга растит человека.

С книгой поведешься – умом наберешься.



  1. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Ведущий. А сейчас объявляется аукцион! В нем будет все один лот – главная героиня нашего классного часа – книга. А деньгами станут ваши знания. В аукционе может принять участие каждый из вас. Для этого вам нужно вспомнить писателей и поэтов, тот, чье слово окажется последним выигрывает. По очереди, без подсказок сопернику, поднимаем руку и называем имя, фамилию, отчество писателя или поэта. Начинаем с любого участника аукциона.

Победителю вручается книга.

Ведущий: Настало время подвести итог в нашей беседе

Ответьте на вопрос «Что значит в вашей жизни чтение книг?»

Вспомните и назовите, какие книги или произведения прочитали вы за последнее время.

Ведущий: Любопытное исследование было проведено среди жителей США и Канады, которое подтвердило важность чтения для развития детей. Согласно его результатам, у людей, которые любили читать в детстве, больше шансов сделать карьеру и достичь материального достатка. Сами любители книг называют себя инициативными и остроумными людьми с богатым воображением.

У исследования есть определенные результаты и сейчас мы их выясним на примере нашего класса. Если среди вас те, кто любит читать, например:

- книги по истории? – любители таких книг в большинстве случаев становятся водителями грузовиков или менеджерами.

- книги о таинственном и загадочном? Возможно, вы станете бухгалтером.

- художественную литературу? – военные

- волшебные сказки? – специалисты в области торговли и инженеры.

- автобиографии? - педагог

Ведущий: Выводом нашей с вами беседы может стать следующая фраза - большая радость в жизни – это радость чтения, и она доступна всем. Я думаю, вы со мной согласитесь.

Раздаточный материал.

Приказ из страны глупости.


  1. Легкость распространения мыслей ведет, очевидно, к уничтожению невежества, охраняющего и спасающего все цивилизованные государства.

  2. Следует опасаться, что среди книг, привезенных с Запада, найдутся книги по земледелию и по средствам распространения механических искусств, а эти сочинения могут, сохрани Аллах, пробудить гений наших земледельцев и наших фабрикантов, развить промышленность, увеличить их богатства и поднять их когда-нибудь в будущем на духовную высоту, внушить им любовь к общему благу – чувства, противоречащие здравому смыслу.

  3. Возможно, что у вас появились бы исторические книги, свободные от чудесного, благодаря которому, нация не выходит из состояния блаженной глупости. Такие книги неосторожно могли бы воздать должное хорошим и дурным поступкам и рекомендовать людям справедливость и любовь к Родине, что несогласно с законами нашей страны.

  4. Они могут уменьшить число паломников в Мекку и Медину и нанести этим страшный вред спасению душ.

  5. Случилось бы, конечно, что, прочтя у иностранных авторов про заразные болезни и про то, как их предупредить, мы, к нашему несчастью, получили возможность оградиться от чумы, что было бы ужасным покушением на волю провидения.

Высказывания:

  1. «Тому, кто любит книги,- заметил Исаак Барроу, - не нужен ни преданный друг, ни разумный советчик, ни доброжелательный утешитель. Наукою, чтением, размышлением любитель книг развлечет себя и поймет свои мысли и в бурную погоду, и встретившись с превратностями судьбы».



  1. «Книги, - писал Джереми Кольер, - наши руководители в юности и утешители в старости. Они поддержка одинокому, и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями. Когда наскучат нам живые люди, мы обращаемся к мертвецам, коим чужды злоба, предвзятость и высокомерие в беседе с нами».

Пословицы:

Будешь книги читать – будешь все знать.

Испокон века книга растит человека.

С книгой поведешься – умом наберешься.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Приложение.

Загадки.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

(Книга)

Черные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд – сейчас говорят.



(Буквы)

Без души родился, народу пригодился. Дам пить – пьет, попрошу – отдает.

(Перо)

Черные чернизины, как они нанизаны; засмотрелся Фома, понабрался ума.



(Буквы)

Пословицы. Поговорки.

Будешь книги читать – будешь все знать.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

Испокон века книга растит человека.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга – лучший товарищ.

Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда читают.

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.

Хорошая книга – искренний друг.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

С книгой поведешься – умом наберешься.

Чтенье – лучшее ученье.

Кто много читает, тот много знает.

Читать не размышляя, что есть не пережевывая.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Грамота не болезнь, годы не уносит.



Век живи, век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.




В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд
ещё >>