Классный час «Передайте об этом…» Учителя истории высшей категории моу «лсош №2», г. Лихославль, Тверской области, Зверевой Светланы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час «Дети войны» 1 163.35kb.
Путешествие в страну олимпию 1 45.83kb.
Классный час в 7 классе Сарычева Елена Викторовна учитель музыки... 1 104.48kb.
Классный час, посвященный 775 -годовщине битвы на реке Сить. 1 86.65kb.
Их образа святые чтут потомки 1 155.13kb.
Реферат, выполненный ученицей 10 класса Мочаловой Марией. Моу «Тверской... 1 264.54kb.
Жалиловой натальи валентиновны, учителя музыки высшей категории моу... 1 41.68kb.
Урок истории в 12 летней школе» ( Всемирная история 7 класс) 1 78.11kb.
Программа: «Информационные системы в предметных областях (история) 1 185.53kb.
Подгайко Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 1 161.27kb.
Классный час в 5-6 классе "Великой Отечественной войне 1941-1945-х... 1 82.31kb.
Отчёт по прессе 15 апреля 66 публикаций, 3 печатные, 2 радиосюжета 3 491.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Классный час «Передайте об этом…» Учителя истории высшей категории моу «лсош №2» - страница №1/1

Классный час «Передайте об этом…»

Учителя истории высшей категории МОУ «ЛСОШ № 2», г.Лихославль, Тверской области, Зверевой Светланы Владимировны
Цели мероприятия:
- Расширение знаний по темам “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;
- закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “Холокост”;
- показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма.
- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация.
Мир слишком опасен, чтобы в нём жить,

- и не по вине творящих зло, а из – за тех,

кто стоит рядом и ничего не делает.

Альберт Энштейн

(слайд 2)
Учитель. Наш классный час неслучайно проходит 27 января, ведь сегодня Международный день памяти жертв холокоста – день светлой памяти всех узников концлагерей, обречённых на уничтожение нацизмом.

(звучит музыка «Реквием» Моцарта)

Чтец:

Души Холокоста. Автор: Анатолий Зусман

Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста...
Учитель. А что такое – Холокост?

Ведущий 1.

Холокост - непривычное греческое слово с двумя толкованиями: всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Термин, употребляемый обычно в США и Западной Европе для обозначения геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.


Ведущий 2. Аналогичный термин “Катастрофа” (Шоа) – несчастье, разруха (иврит) употребляется в Израиле.
Ведущий 1.

В 1921 году, несмотря на то, что евреи составляли менее 1 процента населения, Адольф Гитлер обвинил их в «поражении Германии», её «экономическом разорении» и стремлении «разрушить демократические режимы в Европе».


В 1923 в своей книге «Майн капф» (моя борьба) Гитлер пишет, что евреи

« не способны к продуктивной деятельности и не могут создать своего государства, поэтому они используют творческую энергию других наций и ставят своей целью поработить наиболее активные народы».


Ведущий 2.

С 1933 года в Германии начались активные притеснения евреев: ограничения их прав на собственность, образование, торговлю и участие в политической жизни страны. Бойкот еврейских врачей, адвокатов. Евреям запрещено работать на государственной службе.

10 мая организовано публичное сожжение книг еврейских авторов.
Ведущий 1. (слайд 3)

7 ноября 1938 года еврейский юноша Гершель Гриншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, решил отомстить за родителей, депортированных из Германии, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран. Нацистам, уже давно вынашивавшим планы еврейского погрома, этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждениях. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.



(слайд 4)

Чтец. Валерий Агаронов. Хрустальный звон
Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,


Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!


Где жестокость без границы,

Паранойи бред, смутьян!

Цель, направленность убийцы -

Государство-judenrein*!


Злоба и безумство массы

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!


Бей, насилуй, режь ничтожных!

Жги, безжалостно дави!

(Свой народ втравил безбожник,)

(Замарал в чужой крови!)


Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!


Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон!



(слайд 5)

Учитель.

Оккупировав Польшу в сентябре 1939 года, нацисты издали указ, согласно которому польские евреи должны были оставить свои дома и переехать в специально отведённые для них районы особо указанных городов. Первые гетто появились в начале 1940 года. А вскоре их стало несколько сотен по всей Польше и Восточной Европе. Переселение евреев в гетто облегчило работу исполнителей Холокоста.


Ведущий 2.

Крупнейший концентрационный лагерь - Освенцим (Аушвиц: комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в 1940—1945 годах на запад от Генерал-губернаторства, около города Освенцим, который в 1939 г. указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова. В мировой практике принято использовать немецкое название «Аушвиц», а не польское «Освенцим»).



(слайд 6, 7)

Ведущий 1.

Освенцим – был одновременно и "трудовым" лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов. Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения.



(слайд 8,9)

Ведущий 2. (слайд 10)

Среди узников был и Давид Олер. Он родился 19 января 1902 года в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Еще подростком, Олер выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина. В 1930 году Олер женился на Джульетте Вентура, и пара переехала во Францию, а вскоре у молодоженов родился первенец, которого назвали Александром.

После объявления войны Олер был призван в пехотную роту, а 20 февраля 1943 года он был арестован французской полицией во время облавы на евреев в Сенэтуаз. Сначала Олера поместили в тюрьму Дранси, затем депортировали в Аушвиц, где художник провел почти два года - с 2 марта 1943 года по 19 января 1945 года.

Ведущий 1.

В лагере смерти Олер определили в специальную рабочую группу (Sonderkommando), ответственную за очистку крематориев и извлечение останков из газовых камер. Олер наблюдал за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой неминуемой смерти, как сжигались тысячи "врагов Третьего Рейха", как фашистские ученые проводили медицинские эксперименты над пожилыми и немощными… Давид Олер стал одним из немногих пленников Аушвица, кому было суждено войти в темные помещения крематориев и газовых камер и выйти оттуда живым.



(слайд 11, 12, 13)
Чтец.

Я был в аду!.. Я видел печи...

Я в них сжигал тела родных,

Я друга нёс туда под плечи –

Его, и множество других.
Там человеческое тело

Кремировалось - ночью, днём,

И пеплом в облака летело,

Их озарив живым огнём.

Как скот, их гнали на закланье.

Немногим выжить удалось.

Концлагерей, приняв страданья,

Пройти сквозь Зону им пришлось.


Тела лежали в испражненьях,

«Дантисты»* рвали зубы им.

А мы, работники сожженья,

Шептали: - «Эль а-Рахамим»*


Что видел там? - На стенах пепел

И струйки жира на полу...

...............................................

И вдруг, я в груде тел заметил

Её, лежавшую в углу!

Моя жена! А рядом дети!!!

В глазах застыл последний миг...

Повисли руки, словно плети...

Сдавил мне горло хриплый крик!..

Я белым стал - мне было тридцать!

Враз поседела голова!

Страх, горе были в мёртвых лицах.

Я чудом не сошёл с ума!

Настал черёд - на нарах тело.

Мне горе разрывает грудь.

Там корчась в пламени, горела

Моя семья... Их не вернуть...
Учитель:

Работы Давида Олера представляют колоссальную документальную ценность, поскольку газовые камеры и крематории Аушвица не снимались на фотопленку, и лишь воспоминания Олера в рисунках и картинах дают реальное представление о том, что, на самом деле, происходило в лагере смерти. Именно Олер был первым очевидцем, выставившим на публику рисунки планов и структуры крематориев, объясняя, каким образом нацисты управляли своей фабрикой смерти. Талант Давида помог ему выжить - он разрисовывал цветами письма охранников домой. За это ему давали немного хлеба. Давид был так называемым "полезным евреем": его использовали как художника и переводчика. (Он знал польский, русский, идиш, французский, английский и немецкий) В последние дни войны, перед освобождением, Давида перевели в концлагерь в Мелке, где он работал в шахтах.



(слайд 14, 15,16, 17)
Ведущий 1.

Находясь в Аушвице, Олер не творил ради искусства, его принудительно заставляли делать иллюстрации, писать и декорировать письма СС. Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти.


Картины Олера многие критикуют, считают их страшными, кто-то считает, что их нельзя выставлять. Как вы думаете, должны ли люди знакомиться с работами Олера и почему?

Чтец.
Союзники бомбили города

Союзники бомбили города,

Неся врагу законное возмездье

За Ковентри, за Лидице, Полесье,

За жизнь людей, ушедших в никуда.

Союзники бомбили города,

Продуманно, умело, "на отлично",

А в это время немцы методично

В Освенцим отправляли поезда.

Разведчики писали рапорта,

И многие штабисты знали это,

Но шли и шли в Майданек поезда,

И продолжалась смерти эстафета.

И шел за эшелоном эшелон

Со многих европейских территорий,

И делал свое дело газ "циклон",

И день, и ночь работал крематорий.

Не прерывалась ни на сутки нить,

И лагеря не проявляли милость…

Союзники могли б все разбомбить,

Могли, могли… Но это не случилось.
Учитель. (слайд 19)

Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. выживших узников, а в частично уцелевших бараках – складах — 1 185 345 мужских и дамских костюмов, 43 255 пар мужской и женской обуви, 13 694 ковра, огромное количество зубных щёток и кисточек для бритья, а также другие мелкие предметы домашнего обихода. Более 58 тыс. заключённых были вывезены или убиты немцами.

Около 1 300 000 человек, из которых около 1 000 000 составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме в 1941—1945 годах.

На территории лагеря в 1947 году был создан музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


(20,21 слайд)

Чтец. Мне снятся Аушвица кошмары...

Я там, я снова на плацу.

Я в Серой Зоне* – печи, нары*...

Со смертью вновь лицом к лицу.

Десятки, тысячи разбитых

Сердец и судеб навсегда,

Униженных и позабытых -

Мне не вернуть их никогда...


Учитель. Сейчас, когда прошло уже много лет после тех страшных испытаний, всё чаще появляется вопрос «А был ли Холокост? Ведь, если есть люди, которые выжили, побывав в лагере смерти, значит, не было никакого уничтожения!» Я прошу вас написать рассуждение на тему: "Моё отношение к Холокосту". Все ваши работы будут представлены на школьной выставке.

(звучит Моцарт "Реквием")




Есть такие лестные для человека грехи, что исповедоваться в них значило бы впасть в грех тщеславия. Александр Арну
ещё >>