Класс: 10 Зачёт №2 «Творчество А. Н. Островского» Александр Николаевич Островский (1823-1886) 31. 03. 1823 г. Замоскворечье - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Александр Николаевич Островский (31 марта 1823 — 2 июня 1886) 9 2433.95kb.
Александр Николаевич Островский (1823–1886) 1 27.29kb.
А. Н. Островский – Колумб Замоскворечья «Главное в Островском – это... 1 53kb.
К 190-летию со дня рождения Колумб Замоскворечья Александр Николаевич... 1 353.36kb.
А. Н. Островский (1823-1886) 1 14.59kb.
Книги-юбиляры 2013 года 940 лет 1 36.56kb.
Леопольд (1823—1823) • Леопольдина (1824—1843) 1 41.45kb.
Книги-юбиляры 2013 года 105 лет Арсеньев В. К. «Дерсу Узала» 1 46.33kb.
А. Н. Островский тест жизнь и творчество что не является фактом биографии А. 1 20.19kb.
Александр Николаевич Островский 1 47.83kb.
Аксаков Иван Сергеевич(1823–1886) Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) 1 86.08kb.
А. Н. Островский. Пьеса «Гроза». Материалу к практическому занятию... 1 69.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Класс: 10 Зачёт №2 «Творчество А. Н. Островского» Александр Николаевич Островский - страница №1/1

Класс: 10

Зачёт № 2 «Творчество А.Н.Островского»
Александр Николаевич Островский (1823-1886)
31.03.1823 г. Замоскворечье. Отец – чиновник, мать – из семьи

священника;



1840-1843 гг. Юридический фак-т Московского ун-та; увлечение театром; канцелярист в совестном суде;

1845-1851 гг. Московский коммерческий суд; проба пера (пьеса «Свои люди – сочтёмся»)

1851-1854 гг. Сотрудник журнала «Москвитянин» (славянофильство); пьеса «Бедность не порок»;

1855-1860 гг. Сближение с революционно-демократическим лагерем писателей («Доходное место», «Гроза»); поездка по Волге;

1862 г. Гастроли с театром в Одессу («Женитьба Фигаро»);

1862-1865 гг. Заграничное путешествие (Германия, Франция, Италия);

1870-1886 гг. Наиболее плодотворный период жизни писателя («Лес», «Бешеные деньги», «Бесприданница»);

02.04.1886 г. смерть; похоронен в имении Щелыково Костромской губ.
Характерные черты художественной системы:

Яркие, «узнаваемые» типы, будничные ситуации, скрывающие в себе глубокие общественные коллизии и личные трагедии, острота нравственной проблематики, смягчаемая юмором, выразительность речи героев, их народное красноречие.



Периодизация творческого пути Островского:

  1. 1847-1851. Ранний. Проба сил, поиски своего пути.

«Свои люди – сочтёмся»

  1. 1852-1854. Москвитянинский (славянофильские настроения).

«Бедность не порок», «Не в свои сани»

  1. 1855-1860. Предреформенный. Сближение с журналом «Современник».

«Доходное место», «Гроза»

  1. 1861-1886. Пореформенный.

«Снегурочка», «Бесприданница».

РОД ЛИТЕРАТУРЫ




ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА

Рассказ стихотворение комедия

Повесть баллада трагедия

Роман сонет драма



Комедия – вид драмы, изображающий такие жизненные ситуации и характеры, которые вызывают смех.

Н.В.Гоголь «Ревизор», А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Трагедия – вид драмы, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, завершающиеся гибелью главных героев.

У.Шекспир «Гамлет», А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Драма – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, (узкий смысл) более приземлён и разрешим.

М.Ю.Лермонтов «Маскарад», А.Н.Островский «Гроза».

Черты поэтики пьес А.Н.Островского:

  • Сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую сигнализируются социальные стороны жизни

  • Преобладание социально-бытовых конфликтов

  • Напряжённая интрига и неторопливость развёртывания сюжета

  • Речь героев – почти самостоятельный объект художественного изображения.

Особенности пьес Островского:

    1. Изображение обычных людей из определённой социальной среды в их обычных поступках

    2. «перенаселённость» пьес персонажами, наличие действующих лиц, не участвующих в интриге, а создающих фон, свидетельствующих об укладе жизни (Феклуша – миротворец, охраняющий и поддерживающий правоту «тёмного царства»)

    3. Неторопливая экспозиция, создающая образ мира, подробнейшие ремарки; пьеса Островского не цельное, замкнутое в себе действие, а эпизод текущей жизни, фрагмент бытия, запечатлённый художником

    4. Открытее финалы драм

    5. Яркий язык и речь героев

  • * * 50 оригинальных пьес

Драма «Гроза»

Т. зр. Костромская история о самоубийстве молодой женщины в семействе купцов Клыковых:

Напечатано – 7.10.1859г.; самоубийство – 10.11.1859 г.

Почему «Гроза»?

Гроза –


  1. атмосферное явление

  2. символ Божьего гнева и Божьей кары

  3. «освежающее явление» (Добролюбов Н.А.)

Сюжет




  1. экспозиция (1-ое действие)

  2. завязка (2-ое действие)

  3. развитие действия (3-ое действие)

  4. кульминация (4-ое действие)

  5. развязка (5-ое действие)

Конфликт – столкновение, противоречие между характерами, характером и обществом.

Внешний – семейно-бытовой (любовный треугольник

Внутренный – конфликт Катерины с «тёмным царством»

«Тёмное царство» в пьесе «Гроза»

- это «великие», «большие» люди города Калинова:



Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова)

Дикой Савёл Прокофьевич

  • их основной принцип жизни: «всё шито да крыто – никто ничего не видит и не знает…»

  • главное качество – двуличие, двоедушие

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова)

Кулигин (д. 1 явл.3): «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Ханжа – лицемер, прикрывающийся добродетелью и набожностью.

. 1 явл.5) Властность; стремление оскорбить, унизить; невежественна.

Марфа – древнегреч. «хозяйка, владетельница».

Дикой Савёл Прокофьевич

(д.1 явл.1 Кудряш: «Пронзительный мужик!»

Капитал развязывает ему руки, даёт возможность беспрепятственно куражиться над бедными и зависимыми от него людьми.

САМОДУРЫ

Что их сближает?

Оба куражатся над близкими, стараются подавить их волю, не умеют сопереживать другим людям, боятся проникновения нового в жизнь, преследуют молодых; очень богаты.

Каковы различия?

Кабанова – во имя своих «идеалов» (формальное исполнение традиционного уклада).

Дикой делает это, чтобы показать свою власть над людьми, ради денег и личной выгоды (тип современного дельца {власть денег и грубой силы}.

«Тёмное царство» - мёртвое царство (двоемирие, две морали, два лица (улица и дом).

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Варвара Кабанова

Д.1 явл.5

Тирания, вечные нравоучения матери ей надоели: она не желает ей подчиняться. Она защищает Катерину, но не понимает её; Варвара практична, приземлена, при этом жизнерадостна и весела.

Д.2 явл.2

Основной принцип жизни Варвары:

«По-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Не способна бороться с «тёмным царством» - живёт по его законам.

Кудряш

Д.3 сцена 2 явл.2

Приказчик Дикого, хорошо знает нравы купеческой среды, весёлый и озорной, любит погулять.

Он понимает Катерину, боится, что Борис её «загубит». Его протест – озорство, а не смена нравов в городе: живёт одним днём.



Тихон Кабанов

Нерешительный, во всем подчиняется матери, пьяница, по-своему любит жену, но не способен услышать, понять её.

В финале (д.5 явл.1) слабый протест; бедою Тихона являются рождённые «тёмным царством» безволие и страх перед маменькой.

Борис Григорьевич

Не такой как все, приезжий, племянник Дикого; умный, прекрасно разбирается в людях, понимает своё положение, деликатен; трепетная любовь к Катерине.

Д.3 сц.2 явл.3 – свидание влюблённых.

Н.А.Добролюбов назвал Бориса: «Это такой же Тихон, только образованный… слабый, безвольный человек, не способный противостоять « тёмному царству».
КАТЕРИНА


  • жизнь Катерины до замужества (д.1 явл.7)

  • отношение к религии (д.1 явл.7)

  • черты характера Катерины (д.2 явл.2) («обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»)

Почему Катерина не может жить по законам «тёмного царства»?

Как решается тема суда в пьесе?

Внешний суд – суд калиновцев над Катериной

Внутренний – суд Катерины над собой

Смысл покаяния Катерины: её чуткая совестливость

«Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».
Смерть Катерины: победа или поражение?

Катерина смогла противостоять самодурству, поколебать устои «тёмного царства».



Художественные средства для создания образа Катерины:

  • фольклорные (истоки в народных песнях о горькой женской судьбе)

  • церковные образы в народном понимании

  • речевая характеристика (напевная, насыщена повторами, параллелизмами; песенный образ вольной птицы)

В чём сущность трагедии Катерины?

Трагедия Катерины в том, что жизнь, её окружающая, лишилась цельности и полноты, вступила в полосу нравственного кризиса. Душевная гроза, пережитая героиней, - следствие дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только и не столько перед Тихоном и Кабановой, сколько перед всем миром, ей кажется, что вся вселенная оскорблена её поведением.

Смерть Катерины наступает в тот момент, когда умереть для неё святее, чем жить, смерть оказывается единственным достойным спасением того высшего, что в ней есть. В смерти видится полнота жизни, которая окрыляет героиню в юности и которой не нашлось в мире Диких и Кабановых.

«Гроза» в русской критике»

Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского»

Сила и слабость Катерины

Н.А.Добролюбов

«самоотверженно идёт в неравной борьбе до конца и гибнет»




А.А.Григорьев




«Катерина – не протестантка, а если и протестантка, то бессильна, не вынесшая сама своего протеста»

Вывод Добролюбова: Островский не только выдвинул на первый план верность действительности и жизненную правду («пьесы жизни»), но и сумел воплотить общие стремления и потребности русского общества.

Вывод Григорьева: главный смысл пьес Островского заключается не в обличении самодурства, а в изображении ярких национальных характеров.

Значение А.Н.Островского в истории русского театра.

«Моя задача – служить русскому

драматическому искусству».

А.Н.Островский


  • 50 пьес

  • Теоретик передовой театральной мысли

  • Друг и наставник актёров, режиссёров и вдохновитель Малого театра


Темы сочинений:

    1. Анализ эпизода:

А) Анализ финальной сцены драмы «Гроза»

Б) Прощание Катерины с Тихоном (анализ сцены 2 действия пьесы «Гроза»)



В) Обед у Карандышева (анализ сцены из 3 действия пьесы «Гроза»)

    1. «Тёмное царство» в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха

    2. Как и почему понимают грех представители «тёмного царства», а как Катерина?

    3. Трагический ли характер у Катерины?

    4. Финал пьесы – не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи?

    5. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По драме Островского А.Н. «Гроза»)

    6. Смысл названия драмы «Гроза»

    7. В чём причина драмы Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»





В последний раз надоедаешь родственникам в день похорон. Юрий Авербух
ещё >>