Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Развитие интеллекта и мелкой моторики дошкольников через кинезиологические... 1 48.86kb.
Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиология 1 33.24kb.
Кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе с... 1 17.83kb.
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие 1 27.63kb.
Использование игр и упражнений с элементами триз в развитии фонематических... 1 173.29kb.
Коллекционирование как способ развития познавательной активности... 1 52.6kb.
Организация проектной деятельности в семье с целью формирования личностной... 1 95.04kb.
Кинезиология общее понятие, истоки возникновения 1 122.59kb.
Жан Пиаже. Психология интеллекта 10 2290.22kb.
Книга под названием "Психология интеллекта" 10 2290.09kb.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников... 1 223.74kb.
«Развитие интеллекта и мелкой моторики дошкольников через кинезиологические... 1 48.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников - страница №1/1



КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Выполнила

Воспитатель Доскаль Евгения Александровна

Анжеро-Судженск, 2013



ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..………....3

Глава 1. Теоретические основы развития интеллекта старших дошкольников.

    1. Состояние проблемы развития интеллекта старших дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………6-13

    2. Кинезиология, ее влияние на совершенствование взаимодействия правого и левого полушарий…………………………………………………………14-19

    3. Кинезиологическая программа в развитии интеллекта старших дошкольников………………………………………………………..........20-28

Выводы по первой главе ……………………………………………….............29

Глава 2. Экспериментальная проверка кинезиологической программы в образовательном процессе ДОУ.

2.1 Актуальный уровень развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….……….............................30-35

2.2. Реализация кинезиологической программы …………………………………………………………………………………..36-37

2.3. Динамика в развитии интеллекта старших дошкольников……………38-39

Выводы по второй главе………………………………………………………...40

Заключение …………………………………………………………………..........41

Список литературы ……………………………………………………...............43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важнейшими функциями, которые выполняет кинезиология, как наука о развитии головного мозга через движение. Дело в том, что для детей старшего дошкольного возраста основной средой жизнедеятельности является ДОУ, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ними ДОУ, оно должно предполагать создание условий развивающе-воспитательной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья, что является базой для формирования способностей, памяти, речи, мышления и моторики старших дошкольников.

Развивающая кинезиологическая программа как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается многолетним опытом, описанным в трудах лучших педагогов.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.И. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Сегодня педагоги ДОУ хорошо понимают необходимость развития интеллекта дошкольника. Однако, в практике работы наблюдается, что в ДОУ отсутствуют современные системы кинезиологических упражнений. В связи, с чем возникает противоречие: между ролью кинезиологических упражнений в развитии интеллекта старших дошкольников и отсутствием системы в работе воспитателей по их использованию.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: Какого влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта старших дошкольников?

Актуальность проблемы помогла определить тему исследования: кинезиология в развитии интеллекта старших дошкольников.

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить, как влияют кинезиологические упражнения на развитие интеллекта старших дошкольника.

Объект исследования: развитие интеллекта старших дошкольников.

Предмет исследования: кинезиологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников.

Гипотеза исследования: работа по развитию интеллектуальных процессов дошкольника будет более эффективной, если:

--работа проводится на диагностической основе, воспитатель выявляет актуальный уровень развития интеллектуальных процессов дошкольников;

--используются кинезиологические упражнения систематически, последовательно с усложнением заданий.

--воспитатель учитывает индивидуальные особенности детей.

Необходимо решить следующие задачи:


  1. Изучить основные теоретические аспекты состояния проблемы развития интеллекта старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;

  2. Разработать критерии и показатели уровня развития интеллекта старших дошкольников;

  3. Выявить и экспериментально проверить как влияют кинезиологические упражнения на развитие интеллекта старших дошкольников;

  4. Разработать методическую рекомендацию для воспитателей.

Методы исследования:

1.Теорические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ имеющихся программ развития интеллекта дошкольников, обобщения, абстрагирование, моделирование.

2.Эмпирические: наблюдения, беседы с детьми, беседы с воспитателями, диагностические методы, эксперимент.

3.Методы математической обработки результатов.

Этапы исследования:

1.Констатирующий эксперимент

Сроки проведения: апрель 2012 года

Цель: выявить уровень развития интеллекта старших дошкольников.

2. Формирующий эксперимент

Сроки проведения: с 1 сентября 2012 года по 1 марта 2013 года

Цель: реализация кинезиологической программы.

3.Контрольный (второй констатирующий) эксперимент

Сроки проведения: март 2013 года

Цель: выявить динамику в развитии интеллекта старших дошкольников.


Глава I Теоретические основы развития интеллекта дошкольника

1.1 Состояние проблемы развития интеллекта дошкольника в психолого-педагогической литературе


Принципиально важным для педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребёнка. В связи с этим в психическом развитии ребёнка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребёнка.

Ребёнок развивается в процессе общения с взрослым, в основе которого лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. [4, 112]

Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано, оно начинается с "заражения эмоциями" (Э. Сеген, А. Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого а в дальнейшем перерастает в "комплекс оживления". В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении со взрослым. [4, 113]

Л.С.Выготский предполагал что детям с нарушением интеллекта свойственна патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому, в отличие от нормально развивающихся сверстников, эмоциональный контакт со взрослым, а следовательно и потребность в общении с ним у них, как правило, не возникает, "комплекс оживления" либо отсутствует, либо чрезвычайно угнетён и выражен в рудиментарной форме.

В дальнейшем у детей с нарушением интеллекта не появляется интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Соответственно, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения - жестовая. Дети на первом году жизни не дифференцируют "своих" и "чужих" взрослых, не выделяют мать среди других людей, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии жизни. Среди аномальных детей, поступающих в дошкольные учреждения, часто наблюдается равнодушное отношение к матери. Следует подчеркнуть и недостаточное внимание его к улыбке взрослого. Улыбка, а также другие мимические движения человека остаются для него совершенно непонятными. Несвоевременность и затруднённость налаживания эмоционального контакта такого ребёнка со взрослым отрицательно сказывается и на становлении более сложных видов общения.

Также он писал что, неполноценное доречевое общение со взрослым, отсутствие предметных действий (манипулирование предметами), недоразвитие мелкой моторики (и вообще руки, как познавательного органа) к концу первого года жизни у ребёнка оказывается тесно связанным с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений. У дошкольников с нарушением интеллекта рука длительное время остаётся бездействующей, нерабочей, не участвующей в освоении предметной деятельности. Недоразвитие предметной деятельности в значительной степени обусловливает то, что отсталые дети с большим опозданием начинают лепетать. Ответный, интонационно насыщенный лепет, характерный для нормально развивающихся малышей конца первого года жизни, у их отсталых сверстников чрезвычайно обеднён: эти дети почти не лепечут. Не возникает у них и общения с помощью лепетных слов, вплетённых в ситуацию, жесты, мимические движения и др.

Ребёнок с нарушением интеллекта к раннему возрасту уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии.

По мнению Данилова Н.Н. эмоциональное общение со взрослым появляется лишь к концу первого - началу второго года жизни, так как оно является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью. У детей наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально - коммуникативных взаимоотношений со взрослыми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт, найти способы общения со взрослым, неумение привлечь его к совместной деятельности и согласовать с ним действия.

Поскольку у них мало собственных и совместных со взрослым действий, совсем не сформировано подражание, речь взрослого "повисает" в воздухе, не соединяясь с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. Дети не обращают внимания на многие предметы, а, значит, не запоминают их названий, ещё хуже овладевают названиями действий. Но потребность в общении, так или иначе появляется - этого требует социальная среда, однако речь ребёнка не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребёнку общественного опыта. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями.

Более половины детей 4-5 лет с нарушением интеллекта при поступлении в специальные дошкольные учреждения либо совершенно лишены речи, либо находятся на уровне произнесения отдельных (чаще всего лепетных) слов.

Крылова А.Л. утверждает что, в раннем детстве у детей с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Такие предпосылки лишь начинают возникать в дошкольном возрасте. Естественно, что личность ребёнка формируется с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное соотношение разных сторон личностного развития. К началу дошкольного возраста, когда у детей в норме на базе кризиса 3 лет начинает развиваться самосознание, появляются волевые проявления. У детей с нарушением интеллекта личностные проявления не появляются. Их поведение, как правило, оказывается непроизвольным. [4, 116]

Хотя ребёнок и пытается ориентироваться на взрослого, он не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл. Такое усвоение не может происходить в ходе деятельности, так как у него к началу дошкольного возраста практически нет деятельности. В то же время после 4 лет, когда у детей начинает развиваться интерес к окружающему, формируются действия с предметами появляется желание подчиняться взрослому, можно наблюдать возникновение у них первых проявлений самосознания, отделение своего "Я", которое находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, за неудачу. Систематические переживания неуспеха ведут к формированию патологических черт личности - к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию. У них появляется угодливость, негативизм, озлобленность.

Также Крылова писала что, совсем по-иному, чем в норме, складывается общение как со взрослыми, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения (как речевых, так и неречевых), непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что умственно отсталые дети в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении и вынуждены играть с детьми младшего возраста. В результате, лишённые возможности полноправно участвовать в играх, такие дети не могут удовлетворить потребность в игре, что приводит к глубокому психологическому конфликту. Желание самоутвердиться, характерное для детей этого возраста, приобретает патологические формы, они становятся озлобленными и могут вести себя жестоко по отношению к более слабым. Такое поведение может представлять собой и своеобразные, искажённые формы общения.

Одним из основных направлений коррекционной работы с аномальными дошкольниками является формирование у них положительного отношения к контактам с взрослыми и сверстниками. Надо дать ребёнку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребёнком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги.

Зная о том, что ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, родители должны стараться вызвать у ребёнка интерес к ней или просто к игровым действиям. Надо показать малышу заинтересованность взрослых в игре с ним.

Дети с нарушением интеллекта не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширят свой социальный опыт, у них появится чувство товарищества. Общение с нормально развивающимися детьми - это одна из ступеней социальной адаптации ребёнка с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять.

Вопрос об общении отсталого ребёнка с другими детьми, о его включении в коллектив сверстников легче решается в условиях специальных детских садов. Если ребёнок воспитывается и обучается в семье, то родители должны подумать о том, как предупредить его изоляцию от других детей.

Как отмечают Катаева, Стребелева дети на первом году жизни не дифференцируют "своих" и "чужих" взрослых, не выделяют мать среди других людей, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии жизни.

Несвоевременность и затрудненность налаживания эмоционального контакта умственно отсталого ребенка со взрослым отрицательно сказывается и на становлении более сложных видов общения.

Систематические переживания неуспеха ведут к формированию патологических черт личности - к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию. У них появляется угодливость, негативизм, озлобленность.

Дошкольники с проблемами интеллектуального развития длительное время не обнаруживают потребности в игре. Их не привлекает возможность действовать с игрушками, налаживать по этому поводу контакты со взрослыми и детьми, находящимися рядом. Оставшись один на один с игрушками, они могут достаточно длительное время сидеть без дела, или выполнять какие-то однообразные действия, или просто раскачиваться из стороны в сторону, получая от этого удовольствие. Включившись в игру под влиянием взрослого, они не проявляют интереса к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, малоактивно, подчиняясь требованиям взрослого.

Катаева предполагала, что ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у детей не формируется достаточного объёма знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр весьма бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей, которые ребёнок с интеллектуальной недостаточностью не может не только понять, но зачастую и увидеть, в отличие от нормально развивающихся сверстников старшего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста игровые действия детей с интеллектуальной недостаточностью достигают лишь уровня процессуальных действий, которые не дают возможности реализовать какой-либо сюжет. Дети многократно повторяют одни и те же действия (катание машины, кормление, укачивание куклы, однообразное раскладывание кубиков и т.п.), как правило, без эмоциональных реакций, безучастно.

Игровые действия детей с интеллектуальной недостаточностью, как правило, не сопровождаются речью. Они действуют молча, с большим трудом овладевая речевым содержанием, без которого невозможно протекание сюжетно-ролевой игры. В самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений и дополнений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик.

В процессе игры ребёнок вступает в реальные и ролевые отношения с другими её участниками. В играх детей с проблемами интеллектуального развития преобладают реальные отношения. Выполнение ребёнком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с четким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. Поэтому ребёнок часто обращается к партнёру то как к врачу (продавцу), то как к Пете, Маше. При этом обнаруживаются трудности в ролевом общении. Дети мало эмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью, ждут подсказки от педагога. Самостоятельно произносят отдельные слова или в лучшем случае воспроизводят дословно заученные на занятиях фразы.

В самостоятельных играх дети редко взаимодействуют друг с другом, хотя у некоторых из них к старшему дошкольному возрасту формируется привязанность к отдельным сверстникам. Взаимодействие начинается преимущественно по требованию или совету педагога, который подсказывает его возможные варианты. Возникающие при этом объединения малочисленны (2-3 человека), неустойчивы, ситуативны.

Дошкольники с проблемами развития не проявляют в играх инициативы и творчества. В играх редко раздаётся смех и плач "понарошку", интонации ровные, нет места сколько-нибудь выраженным чувствам. "Мамы" равнодушно и вместе с тем тщательно кормят детей, водители бесстрастно возят пассажиров, продавцы безразличны к покупателям, а врачи нейтральны к пациентам. Игры носят маловыразительный характер, эмоционально бедны. Как никакая другая, игровая деятельность должна, с одной стороны, воплощать эмоциональный опыт ребёнка, с другой - аккумулировать его, развивать, воссоздавая и уточняя разнообразные человеческие чувства и переживания, которыми столь богата жизнь.

Очень важным является общение взрослого с детьми в процессе игры, так как именно в ходе этого общения ребёнок овладевает социальным опытом. Взрослый показывает детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следит за реакциями детей, организует взаимодействие их друг с другом, учит адекватному эмоциональному общению в процессе игры. Таким образом, взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности детей вплоть до последнего года обучения в детском саду. Чем ярче выражены нарушения, тем больше необходимость в выполнении им этих функций. [8, 120]

Таким образом, современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Однако до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Д.И. Аугене, Ж.Н. Головина, Е.С. Сленович, не разработана система работы по развитию общения.



На сегодняшний день в воспитании детей с нарушениями интеллекта при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

1. 2 Кинезиология – влияние упражнений на совершенствование взаимодействия правового и левого полушарий


Ученые утверждают, что работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определенную функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребенка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объеме способны справиться с этой задачей [11, 156].

Работы Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н. Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движений тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий.

Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Логическое мышление – это психическая функция, которая обеспечивает обучение и жизнедеятельность ребенка. Развитие мышления связано с пониманием функционального назначения тех или иных предметов, с формированием представления о различии и сходстве, с пониманием причинно-следственных связей. Используется следующая структура работы при развитии логического мышления: [11, 157]

1) Устанавливаем связь «рисунок – предмет – слово»;

2) Устанавливаем связь между рисунком и событием; 

3) Учимся понимать смысл сюжетных картинок; 

4) Учимся понимать серии сюжетных картинок. 

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Существует основное требование к использованию кинезиологических методов. Это точное выполнение всех приемов и движений. Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от занятия к занятию.

Кинезиология играет значительную роль в развитии интеллекта, в частности, логического мышления у детей дошкольного возраста. Развивающая кинезиологическая методика оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, корректировку обучения, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.

Авторы практической кинезиологии  считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, именно гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения подростков , стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических  тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых: [11, 159]

-     развитие межполушарной специализации;

-     развитие межполушарного взаимодействия;

-     развитие моторики;

-     развитие способностей;

-     развитие памяти, внимания;

-     развитие речи;

-     устранение дислексии;

-     развитие мышления.

При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа:

-  воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

-  воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;

Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:


  1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

2. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстно-латерального характера). 

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной  асимметрии мозга.

3.Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера). 

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Выполнение кинезиологических упражнений требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга  новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Желательно, чтоб каждый дошкольник почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития подростка и переход её в зону актуального развития.

 Если кинезиологические  упражнения используются на предметных занятиях, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический    комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария  и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в развитии.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Рекомендуется реализовать кинезиологический цикл: [8, 104]



  • комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).

Перерыв (2 недели).

  • комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель).

Перерыв (2 недели).

  • комплекс упражнений для развития левого полушария  (6-8 недель).


1.3 Кинезиологическая программа использования кинезиологических упражнений в развитии интеллекта дошкольника


Комплекс кинезиологических упражнений (развитие межполушарных связей, логического, творческого мышления) [6, 15]

Цель

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи

Развитие мелкой моторики.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Устранение дислексии.

Продолжительность занятий – 20 – 25 мин.

Периодичность – ежедневно.

Время занятий – утро.

Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45 – 60 дней.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.



Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Комплекс № 1 [6, 17]

Упражнения для развития мозолистого тела
(комиссур, межполушарных связей) (8 недель)


1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно, поочередно, последовательно – указательный, средний и т. д.

http://www.pedlib.ru/books1/4/0402/image088.jpg

2. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

image090.jpg

3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется правая и левая рука в течение 6 – 8 смен позиций.

image092.jpg

4.«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Змейка». Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

image094.jpg

7. «Горизонтальная восьмерка».

8. «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения помере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Все быстрей делай так.

9. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладогью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - жвижения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

10. «Ищет птичка». Поочередное соединение всех ральцв с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве.

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!



11. «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Комплекс №2.

1 – я, 2 – я неделя занятий. Упереться языком во рту в зубы, «стараться их вытолкнуть наружу». Расслабить язык. Повторить 10 раз.

Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.

3,4,5,6 – я неделя занятий. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7 –я, 8 –я неделя занятий. Одновременно с глазами следить за движением пальцев по траектории «горизонтальной восьмерки» хорошо выдвинутым изо рта языком.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) (8 недель)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.



  1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно читая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

  2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

  3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, - 1 мин.

  4. Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей. – 20 раз.

  5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

Комплекс №3

Самомассаж:

1)Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед – назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.

2)Кисти и предплечья левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.

3)Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте тоже для другой руки.

4)Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх – вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Продлайте тоже для другой руки.

5)Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на лодони массажируемой руки. Поменяйте руки.

6)Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательными и средними пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейные» движения). Проделайте тоже для другой руки.

7)Движение, как при растирании замерзших рук.

8)Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте тоже для другой руки.



Словарь терминов

Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.

Аудиальный – относящийся к органам слуха.

Визуальный – относящийся к органам зрения.

Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».

Деменция – слабоумие.

Доминантное полушарие – полушарие, преобладающее в активности.

Депривация – недостаток удовлетворения человеческих потребностей.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Модальность – ведущий канал восприятия.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.

Синкинезии – дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.

Выводы по первой главе

Итак, рассмотрев теоретическое положение данной темы, следует подчеркнуть, что над проблемой развития интеллекта работало много выдающихся ученых таких как Л.С.Выготский, Пиаже, Бине, Гальтон, Дж.Терстон и др. Каждый из них дает свое определение интеллекта. Мы выяснили, что данная проблема является одно из актуальных проблем в педагогике и психологии. Наряду с ней так же возникает и проблема межполушарного взаимодействия. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что кинезиологические упражнения является очень эффективным средством, как в в развитии интеллекта, так и улучшении взаимодействия правого и левого полушария головного мозга.



Глава II Реализация кинезиологической программы в образовательном процессе ДОУ.


2.1.Уровень развития интеллекта старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы применение кинезиологических упражнений было наиболее эффективно, я провела психолого-педагогическое исследование. Работа проводилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №6, в старшей группе. Старшую группу я разделила на экспериментальную и контрольную, общее количество детей составляло 17 человек. В экспериментальной группа состоит из 8 человек, контрольная группа состоит из 9 человек.

В своем исследовании я поставила цель: выявить у детей уровень развития интеллекта по двум критериям: классификация и конкретизация.

Для того чтобы выявить уровень сформированости по методики умения классифицировать, мы использовали методику У.Ульяновой . Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Для обработки полученных результатов я выявила следующие показали:

-- понимание инструкции

-- количество правильно названных предметов

-- количество ошибочно названных предметов

-- проявление самостоятельности

-- эмоционально-волевая сфера

-- моторика (ведущая рука)

-- работоспособность

--время выполнения задания

Для проведения этой методики, я заготовила 16 карточек ( по 4 карточки в каждой группе). Ребенку давали инструкцию: «посмотри внимательно на карточки и разложи их на 4 кучки так. Чтобы предметы подходили друг к другу. Если ребенок справлялся с заданием, то переходили к следующему заданию: «теперь нужно сделать из 4 кучек 2 кучки так, чтобы картинки подходили друг к другу».

На основе представленных показателей мною были выявлены три уровня:

1.Высокий – Ребенок быстро устанавливает контакт, охотно отвечает на вопросы, работает с удовольствием, внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная. Ребенок легко справляется с заданием и правильно отвечает на поставленные вопросы. На выполнения задания уходит до 2 минут. К высокому уровню никто не относится.

2.Средний – Ребенок сразу вступает в контакт, работает бодро, но внимание недостаточно устойчивое, плохое переключение внимания. Ребенок самостоятельно раскладывает карточки на 1-м этапе работы, но только с помощью воспитателя объясняет свои действия, количество правильно названных ответов превышает количество ошибочно названных, инструкцию понимает, но требуется помощь, на время выполнения задания уходит до 3-х минут. К среднему уровню я отнесла 4 человек это Доскаль В., Богунов Л., Рутенко О., Рыбаченко К.

3.Низкий – в контакт вступает с трудом, не проявляет интереса, плохое переключения внимания, только с активной помощью воспитателя ребенок выполняет задание: ребенок раскладывает картинки в случайном порядке, ребенок просто играет с ними. Количество правильно названных предметов намного меньше ошибочно названных. Время выполнения более 4-х минут. К низкому уровню я отнесла 4 человек это Бронников Д.. Малинин К., Величко М., Шевцова Н.

Дети контрольной группы показали следующие результаты: высокий уровень – один ребенок, это Давыдова Ж.; средний уровень у 5 детей – это Великосельский В., Магасумов А., Шавалеев К., Швецов И., Хмелевской М; низкий уровень имеют 3 ребенка – Вичканова С., Попова И., Рыбина Н.

Следующая методика У.Ульяновой помогла мне выявить у детей уровень сформированости по второму критерию, т.е. способность к конкретизации понятий.

Ребенку предлагались картинки, он должен был назвать объекты, входящие в понятие наиболее широкого объема: игрушки, обувь, одежда, птицы, рыбы, животные.

Показатели данной методики являются такими же, как и в предыдущей. И на их основе были определены такие уровни:

1.Высокий – ребенок легко и быстро вступает в контакт, проявляет в ней заинтересованность, охотно отвечает на все вопросы, внимание устойчивое. Ребенок самостоятельно справляется с предложенными заданиями, называет все предложенные объекты, входящие в данный класс, понимает инструкцию, на выполнение работы уходит 3 минуты. На высоком уровне никого нет.

2.Средний – ребенок вступает в контакт не сразу, заинтересованность проявляет не сразу, внимание не устойчивое, ребенок самостоятельно решает задачи на более низком уровне: называет много объектов, но не делает попытки классифицировать предметы. Понимание инструкции не полное, требует разъяснения, время, затраченное на выполнение задания не превышает 4-х минут. К среднему уровню относится 4 человека (так же как по первой методике).

3.Низкий – ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте, плохое переключение внимания, в контакт вступает с большой неохотой. Ребенок пытается решать все задачи, но указывает малое количество предметов, причем в единственном числе. Не проявляет самостоятельности, не понимает инструкцию. На выполнение задания уходит более 5 минут. . К низкому уровню относятся 4 человека (так же как и по первой методике).

Дети контрольной группы показали следующие показатели: высокий уровень – один ребенок, это Давыдова Ж.; средний уровень у 5 детей – это Великосельский В., Магасумов А., Шавалеев К., Швецов И., Хмелевской М; низкий уровень имеют 3 ребенка – Вичканова С., Попова И., Рыбина Н.

Таким образом, проведенное исследование показало, что все дети имеют разный уровень развития.

По 1 методике



Экспериментальная группа контрольная группа

На высоком уровне - нет на высоком уровне-1чел

На среднем уровне -4чел(50%) на среднем уровне-5чел

На низком уровне -4чел(50%) на низком уровне-3чел

По 2 методике

Экспериментальная группа контрольная группа

На высоком уровне- нет на высоком уровне-1чел(11, 11%)

На среднем уровне- 4чел(50 %) на среднем уровне-5чел(55, 55%)

На низком уровне – 4чел(50 на низком уровне-3чел(33,33%)

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод уровень интеллектуального развития детей экспериментальной и контрольной группы разный. Исходя из гипотезы исследования, мы думаю, что кинезиологические упражнения позволят нам повысить интеллектуальные способности дошкольников. Для этого мы внедрим кинезиологическую программу, которая реализуется на этапе формирующего эксперимента.

Наглядно результаты можно представить в диаграмме:

Диаграмма 1.

Экспериментальная группа

Диаграмма 2.

Контрольная группа.



2.2. Реализация кинезиологической программы

Итак, при реализации формирующего эксперимента нашей целью являлось выявление и проверка влияния кинезиологических упражнений, систематизированных в кинезиологическую программу на развитии интеллекта старших дошкольников.

Данная работа проводилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательным учреждении детский сад № 6. Она заключалась в использовании комплексов кинезиологических упражнений ежедневно, 1 раз в день: утром перед занятиями. Продолжительность занятий – 10 минут. Занятие проводилось со всеми детьми экспериментальной группы, количество 8 человек. Длительность занятия по одному комплексу 2 месяца. Некоторые упражнения выполнялись на занятиях. В качестве физминуток. Занятия проводились в доброжелательной обстановке, от детей требовалось точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводились стоя либо за столом.

Детям предлагалась упражнения направленные на развитие мелкой моторики, растяжки, телесные упражнения, самомассаж. На первых занятиях детям очень сложно было привыкнуть к упражнениям, правильно выполнять их, работать в быстром темпе. Но после нескольких занятий уже можно было увидеть, как дети полюбили данные упражнения, как с нетерпением они ожидают следующих занятий и не хотят заканчивать.

При реализации первого комплекса кинезиологических упражнений нашей целью было развитие мелкой моторики, взаимодействие мехполушарных комиссур.

Комплекс включает в себя такие упражнения, как: колечко, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, зеркальное рисование, ухо-нос, змейка, горизонтальная восьмерка.

Среди этих упражнений для детей самыми сложными оказались кулак-ребро-ладонь и лезгинка, так как эти упражнения требуют при выполнении очень быструю смену позиции, различные виды позиций, а так же сложность их воспроизведения.

При реализации второго комплекса упражнения были направлены на развитие у детей навыков самомассажа, мелкой моторики.

Комплекс включает в себя упражнения направленные на тренировку техники самомассажа, дыхательной и зрительной гимнастики.

Для детей самыми сложными для выполнения упражнениями были такие как поза скручивания, так как оно требовало от детей большой гибкости, умение держать статическую позу небольшой промежуток времени. Лучше всех данное его выполняли Доскаль В, Рутенко О. Так же, одним из сложных упражнений, для детей было упражнение горизонтальная восьмерка, тогда когда дети должны были изображать восьмерку в воздухе двумя руками, они часто сбивались, не правильно изображали, при увеличении темпа практически все дети не смогли справиться с выполнением. Поэтому в дальнейшем упражнение выполнялось в среднем темпе.

Третий комплекс содержал в себе упражнения самомассажа. Особой сложности данные упражнения у детей не вызвали, темп упражнений увеличивался постепенно, лучше всех упражнения выполняли Доскаль В., Рутенко О., Шевцова Н.

Целью четвертого комплекса было развитие у детей навыков самомассажа, релаксации, дыхательной гимнастике.

После длительного проведения комплексов кинезиологических упражнений, мы считаем, что они действительно оказывают положительные изменения в развитии интеллекта старших дошкольников. Для выявления динамики развития интеллекта мы провели контрольную диагностику, результаты которой мы опишем в следующем параграфе.

2.3. Динамика развития интеллектуальных процессов дошкольников с нарушениями зрения
Для выявления динамики развития интеллекта старших дошкольников в МБДОУ детском сад № 6 мы провели контрольный эксперимент (II Констатирующий). Детям были предложены те же задания что и в I констатирующем эксперименте, результаты оценивались по следующим показателям:

понимание инструкции;

количество правильно названных предметов;

количество ошибочно названных предметов;

проявление самостоятельности при выполнении задания;

время выполнения задания;

После реализации контрольного эксперимента были получены следующие показатели:

Развитие интеллекта в экспериментальной группе на высоком уровне находится у 3 детей, это Доскаль В., Рутенко О., Рыбаченко К. Здесь можно увидеть положительную динамику, так как на этапе констатирующего эксперимента, на высоком уровне не было ни одного ребенка. Средний уровень выявлен в экспериментальной группе у 5 детей, это Богунов Л., Бронников Д., Величко М., Малинин К., Шевцова Н. Здесь так же можно проследить положительную динамику, так как на этапе констатирующего эксперимента они находились на низком уровне.

Низкий уровень в экспериментальной группе не был выявлен, что также говорит о положительной динамике.
Наглядно все результаты можно увидеть на диаграмме:

Таким образом, наглядно можно увидеть динамику развития интеллекта старших дошкольников в экспериментальной группе. Высокий уровень в экспериментальной группе повысился на 62,5%. На Среднем уровне в экспериментальной группе 37,5%. А низкий уровень в экспериментальной группе не был выявлен, так как все дети повысили уровень интеллекта до высокого и среднего уровня.



Вывод по второй главе

Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила нам сделать вывод о том, что комплекс кинезиологическую упражнений систематизированных в кинезиологическую программу повышает уровень интеллекта старших дошкольников. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что исследование проблемы интеллектуального развития очень актуальна как в современном обществе, так и в прошлом. Проблема изучения интеллекта, интеллектуальных операций и путей их становления у детей в норме и с особенностями психофизического развития занимает значительное место в психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых: С.Л. Рубинштейна (1958), Л.Ф. Обуховой (1972), Н.Н. Поддьякова (1977), Л.И. Тиграновой (1978), Д.Б. Богоявленской (1979), Л.С. Выготского (1982, 2000), Г. Айзенка (1995), Ж. Пиаже (1995), К.Г. Юнга (1995), А. Бине (1998), Ф. Гальтона (1999), Дж. Равена (1999), В. Штерна (1997) и др. Значительная часть этих исследований посвящена изучению интеллекта детей дошкольного возраста.

Развития интеллекта у старших дошкольников мы выявили по двум критериям: конкретизация и классификация и для обработки полученных данных мы определили следующие показатели:

понимание инструкции;

количество правильно названных предметов;

количество ошибочно названных предметов;

проявление самостоятельности при выполнении задания;

время выполнения задания;

При проведении диагностики выяснилось, что уровень развития интеллекта у всех детей экспериментальной и контрольной группы находится на разных уровнях развития. Для повышения уровня развития интеллекта в экспериментальной группе, нами был проведен комплекс кинезиологических упражнений систематизированных в кинезиологическую программу.

На этапе контрольного эксперимента мы увидели значительные изменения в данных полученных после проведения повторной диагностики. В экспериментальной группе у детей развитие интеллекта находятся на высоком и среднем уровне развития, низкий уровень не был выявлен.

Это позволяет нам сказать, что комплекс кинезиологических упражнений, систематизированных в кинезиологическую программу, является эффективным средством повышения интеллекта старших дошкольников. Поэтому мы рекомендуем шире использовать его в практике работы детских образовательных учреждений.

Список использованной литературы

1.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития{Текст} / И.А.Аршавский – М., 1996.

2.Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. {Текст}/ С.Ю.Афонькин, М.С.Рузина – СПб., 2002.

3.Анастази, Дифференциальная психология [Текст]/ Анастази.-Питер, Мастер Психология, 2007г.

4.Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Варенова .- Мн.: ООО «Асар», 2003 .- 288с .- ISBN 985-6572-99-1

5.Гордеев В.И. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. {Текст}/ В.И.Гордеев, Ю.С.Александрович – СПб.: Речь, 2001.

6.Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Д . Гонеев, Н.И Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. Сластенина .- М.: Издательский центр «Академия», 1999 .- 280 с .- ISBN 5-7695-0487-0

7.Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. {Текст}/ Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова – М.,1986.

8.Кузнецова, Л.В. Основа Специальной психологии [Текст] : учебное издание для студентов сред. пед. учебных заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Пемкин, Л.И. Солнцева и др. Под редакцией Л.В. Кузнецова .- М.: Издательский центр «Академия», 2002г .- 480 стр.

9.Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. {Текст}/Е.К.Лютова, Монина Г.Б. – СПб.: Речь, 2002.

10.Маллер, А.Р.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведенийМаллер А.Р., Цикото Г.В .- М.: Издательский центр «Академия», 2003 .- 208с .- ISBN 5-7695-1350-0

11.Нисканец, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.Г. Нисканец, О.А. Шаграева, Е.В. Родина .- Новосибирск: научно-учебный центр психологии МГУ,1996г.

12.Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры на малышей. {Текст}/ М.С.Рузина – СПб.: Речь, 2007.

13.Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. {Текст}/ П.В.Симонов, Ершов П.М. – М.: Наука, 1984.

14.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для воспитателей. {Текст}/ А.Л.Сиротюк – М.:Сфера, 2001.

15.Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиротюк . - М.: ТЦ Сфера, 2001 .- 48с.- ISBN 5-89144-181-0

16.Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у старших дошкольников. {Текст}/ Н.Б.Стамбулова – М., 1997.

17.Сухомлинский В.А. Самый отстающий в классе…//Воспитание школьников. {Текст}/ В.А.Сухомлинский – М., 1991.

18.Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. {Текст}/ Т.П.Хризман – М., 1991.

19.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. {Текст}/ В.В.Цвынтарный. СПБ., 1996.

20.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. {Текст}/ Г.Е.Шанина. Учебное пособие – М., 1999.

21. Психология умственно отсталого ребенка [Электронный ресурс] / w.w.w. allbest.ru

22.Умственная отсталость и органические поражения головного мозга [Электронный ресурс] / w.w.w. psixolodiya.org

23.Интеллект: определение и классификация [Электронный ресурс] / w.w.w. syntone.ru








Когда приходишь на встречу вовремя, жаль, если нет никого, кто бы это оценил. Франклин П. Джонс
ещё >>