Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Атмосферный воздух - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Климатические... 44 8290.97kb.
Закон об охране атмосферного воздуха принят 3 464.61kb.
Решение Расширенной коллегии Министерства природных ресурсов и охраны... 1 38.94kb.
Закон об охране атмосферного воздуха принят Государственной Думой 1 411.2kb.
Закон об охране атмосферного воздуха принят Государственной Думой 1 455.68kb.
Закон об охране атмосферного воздуха принят Государственной Думой 1 404.82kb.
Берестовицкая районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей... 1 67.83kb.
Охраны и восстановления водных ресурсов в Удмуртской Республике 1 322.24kb.
График проведения "прямых телефонных линий" и "горячих линий" работниками... 4 499.15kb.
Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей... 1 283.25kb.
Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов исполнительной... 1 25.95kb.
1 Атмосферный воздух 2 Общее состояние загрязнения атмосферного воздуха... 1 275.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Атмосферный воздух - страница №1/34



Часть 1. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов

1.1. Атмосферный воздух

1.1.1. Общее состояние загрязнения атмосферного воздуха в городах Хабаровского края

  1. Загрязнение воздуха определялось по значениям средних и максимальных разовых концентраций примесей. Степень загрязнения оценивалась при сравнении фактических концентраций с ПДК.

  2. ПДК-предельно-допустимая концентрация примеси для населенных мест, установленная Минздравсоцразвития России. (Гигиенические нормативы “Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест”).

  3. Среднегодовые концентрации сравниваются с ПДК среднесуточными, максимальные из разовых концентраций – с ПДК максимальными разовыми.

  4. В тексте используются три показателя качества воздуха – ИЗА, СИ и НП.

  5. ИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Поэтому этот показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

  6. СИ – наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК. Определяется из данных наблюдений на посту за одной примесью, или на всех постах рассматриваемой территории за всеми примеcями за месяц или за год.

  7. НП – наибольшая повторяемость (в процентах) превышения максимально разовой ПДК по данным наблюдений на посту за одной примесью или на всех постах территории за всеми примесями за месяц или за год.

  8. В соответствии с существующими методами оценки, уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, СИ <5, НП<20%, высоким при ИЗА от 7 до 13, СИ от 5 до 10, НП от 20 до 50% и очень высоким при ИЗА равном или больше 14, СИ >10, НП > 50%. Категория качества воздуха определяется по самому высокому показателю.

  9. Контроль за состоянием воздушного бассейна в Хабаровске осуществляется на 4 стационарных станциях Государственной службы наблюдений за состоянием окружающей cреды (ГСН) по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и по специфическим (сероводород, фенол, хлорид водорода, аммиак, формальдегид, хром (VI) загрязняющим веществам. В 2011 году начато определение сажи.

  10. Кроме того, производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и бенз(а)пирена, с дальнейшим анализом их в ФГБУ “НПО “Тайфун” г. Обнинск.

  11. Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (СП “Хабаровская ТЭЦ-1”, “Хабаровская ТЭЦ-3 ОАО “ДГК”), и по производству кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (ОАО “Хабаровский нефтеперерабатывающий завод”).

  12. Вклад автотранспорта в суммарный выброс составляет 49%.

  13. Как и в прошлом году, из основных примесей атмосфера более всего загрязнена взвешенными веществами, содержание которых, по сравнению с 2010 годом, возросло. Среднегодовое содержание составляет 1,9 ПДК (в 2010 году - 1,4 ПДК), максимальное-4,0 ПДК (в 2010 году - 2,2 ПДК). На станциях № 3 и № 5, расположенных в районах интенсивного движения транспорта, в связи с неудовлетворительной уборкой проезжей части улиц повторяемость концентраций выше 1 ПДК достигала в отдельные месяцы 36-37 %. Увеличение содержания данной примеси отмечается весной, в связи с увеличением уровня естественной запыленности и в октябре, в связи с началом отопительного сезона.





  14. Рисунок 1 - Годовой ход НП взвешенных веществ (в целом по городу)

  15. Среднегодовые концентрации других основных примесей не превышали уровня 1 ПДК, максимальные концентрации диоксида азота, оксида углерода составили, соответственно, 1,4 и 2,0 ПДК.



  16. Таблица 1

  17. Данные стационарных наблюдений ГУ “Хабаровский ЦГМС-РСМЦ” в целом по г. Хабаровску в 2011 году (основные примеси)

    Наименование примеси

    Среднегодовая

    концентрация



    Максимальная за год


    Повторяемость превышения

    1 ПДК (%)




    мг/м3

    ПДК

    (кратность)



    мг/м3

    ПДК

    (кратность)



    Взвешенные вещества

    0,28

    1,9

    2,0

    4,0

    16,5

    Диоксид серы

    0,029

    0,6

    0,200

    0,4

    0

    Оксид углерода

    3

    1,0

    10,0

    2,0

    2,8

    Диоксид азота

    0,03

    0,8

    0,27

    1,4

    0,2

    Оксид азота

    0,037

    0,6

    0,130

    0,3

    0

  18. Загрязнение бенз(а)пиреном (далее – БП), по сравнению с прошлым годом, понизилось. Среднегодовая величина составляет 2,3 ПДК (в 2010 году - 2,8 ПДК), максимальное из среднемесячных значений в январе на станции № 3 достигает уровня 4,8 ПДК (в 2010 году - 6,7 ПДК). В годовом ходе отмечается рост среднемесячных концентраций БП в зимнее время, когда наблюдаются неблагоприятные метеоусловия для рассеивания низких выбросов, поступающих от котельных и печных труб жилых домов.

  19. Из специфических примесей атмосфера наиболее загрязнена формальдегидом. Среднегодовое значение данной примеси возросло и составляет 4,0 ПДК (в 2010 году - 2,7 ПДК). Максимальная концентрация увеличилась незначительно - до 1,4 ПДК. Предполагаемой причиной роста концентраций формальдегида являются дорожные работы в районе станции № 5 в летний период времени. В эти месяцы повторяемость концентраций выше 1 ПДК на названной станции составляет 1,3 - 3,4 %.

  20. По другим специфическим примесям (фенол, сажа, хлорид водорода, аммиак, хром (VI)) среднегодовые концентрации не превышают 1 ПДК. Максимальные значения по саже и аммиаку составляют 1,1 ПДК, по хлорид водороду 1,0 ПДК, по сероводороду, фенолу и хрому (VI) не превышают предельно допустимых значений.

  21. Среднегодовые значения ароматических углеводородов (бензол, ксилолы, толуол, этилбензол, хлорбензол) не достигали уровня 1 ПДК. Максимальные значения превышали ПДК в 1,3 - 4,0 раза и отмечались на станции № 2, расположенной в зоне влияния выбросов ОАО “Хабаровский нефтеперерабатывающий завод”.

  22. Уровень загрязнения воздуха: высокий и определяется значением ИЗА 13, обусловленного повышенным средним содержанием формальдегида и БП и СИ равным 5 для БП.

  23. Тенденция за период 2002 - 2011 годов. Среднегодовые концентрации взвешенных веществ, формальдегида возросли.

  24. В г. Комсомольск-на-Амуре наблюдения проводятся на 4 стационарных станциях Государственной службы наблюдений за состоянием окружающей cреды.

  25. Станции подразделяются: 8 -“промышленная” вблизи предприятий, 9 - “авто” вблизи автомагистралей, 12 - городская фоновая “в жилом районе”. На станции 10, в связи с кражей павильона, отбор проб осуществляется только на оксид углерода. Дополнительно лабораторией ООО “РН-Комсомольский НПЗ” осуществляются стационарные наблюдения на ведомственных станциях 14 и 15 и подфакельные в зоне влияния выбросов данного предприятия.

  26. Кроме того, производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и БП, с дальнейшим анализом их в ФГБУ “НПО “Тайфун” г. Обнинск. Дополнительно лабораторией ООО “РН-Комсомольский НПЗ” осуществляются стационарные наблюдения на 2 ведомственных станциях и подфакельные наблюдения в зоне влияния выбросов данного предприятия.

  27. Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды (СП “Комсомольская ТЭЦ-3”, СП “Комсомольская ТЭЦ-2” филиала Хабаровская генерация ОАО “Дальневосточная генерирующая компания”), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (ОАО “Амурметалл”), производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (ООО “РН-Комсомольский НПЗ”).

  28. Вклад автомобильного транспорта в суммарный выброс составляет 45 %.

  29. Атмосфера города значительно загрязнена взвешенными веществами. Среднегодовое содержание, по сравнению с прошлым годом, понизилось до уровня 1,8 ПДК (в 2010 году - 2,1 ПДК), максимальное содержание возросло до уровня 6,0 ПДК (в 2010 году - 2,6 ПДК) и отмечалось в центральной части города на станции № 9 в декабре. Как и ранее, более всего загрязнена центральная часть города (станция № 9). При анализе годового хода загрязнения следует отметить, что увеличение содержания взвешенных веществ в воздухе отмечается в весенний период, в связи с увеличением уровня естественной запыленности, и в октябре с началом отопительного сезона.





  30. Рисунок 2 - Годовой ход НП взвешенных веществ (в целом по городу)

  31. Средняя за год концентрация оксида углерода находится на уровне прошлого года-1 ПДК. Максимальная из разовых концентрация и повторяемость концентраций выше 1 ПДК в целом по городу понизились. Максимальное содержание на станции № 9 в августе составляет 2,0 ПДК. В этом же месяце отмечается и наибольшая НП (29,6 %) на станции № 10 в связи с проведением дорожных работ и скоплением значительного количества автотранспорта.

  32. Среднегодовая и максимальная разовая концентрации диоксида серы и оксида азота не превышают 1 ПДК.

  33. Среднее за год содержание диоксида азота составляет 1,2 ПДК, максимальное содержание не превышает предельно допустимого значения.

  34. Таблица 2

  35. Данные стационарных наблюдений ГУ “Хабаровский ЦГМС-РСМЦ” в целом по

  36. г. Комсомольск-на-Амуре в 2011 году (основные примеси)

    Наименование примеси

    Среднегодовая

    концентрация



    Максимальная за год


    Повторяемость превышения

    1 ПДК (%)




    мг/м3

    ПДК

    (кратность)



    мг/м3

    ПДК

    (кратность)



    Взвешенные вещества

    0,27

    1,8

    3,0

    6,0

    2,8

    Диоксид серы

    0,015

    0,3

    0,130

    0,3

    0

    Оксид углерода

    3

    1,0

    13

    2,6

    2,1

    Диоксид азота

    0,047

    1,2

    0,190

    1,0

    0

    Оксид азота

    0,027

    0,5

    0,150

    0,4

    0



  37. Загрязнение БП понизилось, среднегодовая концентрация уменьшилась до уровня 1,9 ПДК (в 2010 году - 2,7 ПДК), максимальное из среднемесячных значений понизилось до 3,7 ПДК. Рост среднемесячных концентраций БП отмечается в зимнее время.

  38. По специфическим примесям сохраняется тенденция к снижению среднегодового содержания формальдегида. Средняя концентрация за год составляет 1,3 ПДК (в 2010 году - 1,7 ПДК), максимальное значение за год не превышает 1 ПДК.

  39. Загрязнение другими специфическими примесями и тяжелыми металлами незначительное.

  40. Уровень загрязнения воздуха: высокий, определяется значением ИЗА=8, обусловленного повышенным средним содержанием БП и значением СИ равным 6 для взвешенных веществ.

  41. Тенденция за период 2002-2011 годов. Среднегодовые концентрации взвешенных веществ, оксида углерода, оксида азота, аммиака возросли.

  42. В г. Николаевск-на-Амуре в течение года проводились маршрутные наблюдения на пересечении улиц Владивостокская – Советская. Производилось определение трех основных примесей-взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота.

  43. В 2011 году загрязнение взвешенными веществами возросло: среднегодовое содержание до уровня 1,8 ПДК (в 2010 году - 1,1 ПДК), максимальное из разовых до уровня 4,0 ПДК (в 2010 году - 2,6 ПДК) и отмечалось в октябре в связи с началом отопительного сезона. В этом месяце наблюдалась и наибольшая повторяемость концентраций выше 1 ПДК - 33 %.

  44. По диоксиду азота среднегодовое содержание превышало ПДК в 1,3 раза, максимальное составило 1,2 ПДК.

  45. Диоксидом серы загрязнение незначительное, среднегодовое и максимальное содержание ниже 1 ПДК.

  46. В п. Чегдомын основные источники загрязнения атмосферы котельные.

  47. Вклад автотранспорта в суммарный выброс составляет 15%.

  48. Концентрации основных загрязняющих примесей, кроме взвешенных веществ веществ ниже предельно допустимых значений.

  49. Средняя за год концентрация взвешенных веществ составляет 1,1 ПДК, максимальная из разовых находится на уровне 1,0 ПДК.

  50. Средняя за год величина БП составляет 1,9 ПДК, в январе отмечается максимум из среднемесячных концентраций 4,5 ПДК.

  51. Среднегодовая концентрация специфической примеси-формальдегида составляет 3,3 ПДК, максимальная из разовых не превышает 1 ПДК.

  52. Уровень загрязнения воздуха: высокий, определяется значением ИЗА–9, обусловленного повышенным средним содержанием формальдегида.

  53. Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.

  54. Высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы города формируется, в основном, под влиянием выбросов предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды, котельных и автотранспорта.


1.1.2. Нормирование в области охраны атмосферного воздуха

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, улучшения экологической ситуации в Хабаровском крае Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу в 2011 году проводилась работа по выявлению и учету источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также установлению индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (природопользователям) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю и по государственному учету установок очистки газа объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Таблица 3

Динамика рассмотрения и утверждения нормативных документов

в области охраны атмосферного воздуха

Наименования работ

Рассмотрено

Рассмотрено




2011 год

2010 год

Проектов предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферный воздух

452

311


Инвентаризаций источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

438

389


Разрешений на выброс ЗВ в атмосферный воздух

226


339

Выявление и учет источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

По состоянию на 01.01.2012 2754 объекта края имеет инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ. В 2011 году на территории края было утверждено 355 инвентаризаций, 65% из них - для предприятий, впервые поставленных на учет. Кроме этого в 2011 году продолжалась работа по аннулированию и переоформлению документации на вновь образовавшихся собственников, связанная с банкротством ряда предприятий края и изменением вида собственности.

Утверждение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводилось с целью регулирования качества атмосферного воздуха на территории Хабаровского края.

По состоянию на 01.01.2012 года для 2762 предприятий края установлены нормы ПДВ (ВСВ) (предельно-допустимых, временно согласованных выбросов). За рассматриваемый период 2011 года нормативы установлены для 351 предприятия края. Основными причинами отклонения от согласования предлагаемых к рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ), были: отсутствие технически грамотных решений по снижению выбросов загрязняющих веществ, неверный выбор параметров проведения расчетов рассеивания выбросов, а также представление на рассмотрение проектов, не соответствующих требованиям нормативных документов.

На период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов на территории Хабаровского края проводится работа по установлению временно согласованных выбросов (ВСВ) с одновременным утверждением плана мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий края осуществляется на основании установленных нормативов выбросов для предприятий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

За 2011 год Департаментом Росприроднадзора по ДФО (далее – Департамент) было рассмотрено 226 заявлений на выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, выдано 220 разрешений. К основным причинам отказов при выдаче разрешений относятся невыполнение, предусмотренных проектами нормативов ПДВ, мероприятий по снижению выбросов до установленных нормативов и окончание сроков действия нормативных документов.



      1. В рамках реализации полномочий по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух министерством природных ресурсов Хабаровского края выдано 171 разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Рассмотрено 6 планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целях достижения нормативов ПДВ.

В 2011 году в крае была продолжена работа по организации деятельности предприятий, осуществляющих сбор и утилизацию отходов, загрязненных нефтепродуктами и подлежащих уничтожению термическим способом. Деятельность предприятий (ООО «Адриатик», ООО «Сталкер»), оснащенных специальными установками (инсенераторами) для сжигания отходов позволяет решить проблему с повсеместным использованием отходов в качестве добавки к основному топливу котельных и иному их сжиганию не в специальных установках, запрещенному законодательством в области охраны атмосферного воздуха.

Однако, несмотря на проводимую Департаментом в 2011 году работу в области охраны атмосферного воздуха, по–прежнему, основными проблемами в крае, требующими решений, остались:

- рост количества индивидуальных источников теплоснабжения с низкими источниками выбросов;

- повсеместное размещение парковок, стоянок открытым способом, отсутствие по этому направлению грамотных архитектурных решений;

- низкий уровень оснащенности источников выбросов газопылеулавливающими установками, крайняя изношенность имеющегося пылеочистного и котельного оборудования предприятий и объектов теплоэнергетики;

- загрязнение атмосферы выбросами от хранения всевозможных отходов (производственных и бытовых), повсеместное сжигание этих отходов не в специальных установках, а также отсутствие наблюдений за диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, образующимися от горящих свалок бытовых отходов.

- продолжающееся использование этилированных видов топлива и слабый контроль за работой АЗС и нефтебаз.

- рост загрязнения атмосферного воздуха выбросами бенз(а)пирена, вследствии установки индивидуальных источников теплоснабжения при отсутствии отказов теплосетей от централизованного подключения.

Росту уровней загрязнения атмосферного воздуха способствуют не только перечисленные выше причины, но и использование некачественного топлива, отсутствие на автомобилях средств обезвреживания и систем снижения токсичности отработавших газов, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог.

Положительные тенденции в решении проблем в области охраны атмосферного воздуха ожидаются за счет реализации проектов намечаемой деятельности:

- реализации программ развития энергетики;

- исполнения программ газификации объектов энергетики (ТЭЦ) и крупных котельных, работающих на твердом и жидком топливе, что приведет к снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха, приблизив их к санитарным нормам;

- реконструкции, технического перевооружения и модернизации оборудования на предприятиях сырьевого комплекса (ОАО «Хабаровский НПЗ» НК «Альянс») в связи с исполнением правительственных решений об экологизации автотранспорта и переходом на евро-стандарты качества используемого топлива;

- реализации программы обеспечения качественным топливом северных территорий, включающей в себя эксплуатацию угольного терминала в порту Ванино;

- реализация проекта реконструкции и внедрение новых технологий на ОАО «КнААПО», в связи с исполнением новых заказов, в рамках программы создания воздушных судов нового поколения, реализующих требования евро-стандартов по шуму и выбросам загрязняющих веществ в атмосферу;

- ликвидации мелких котельных и перехода на централизованное теплоснабжение.

Улучшение состояния воздушной среды в крае связывается также с реализацией следующих мероприятий:

- улучшение условий транспортного движения в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре за счет строительства и реконструкции дорог и развязок;

- модернизация пылегазоулавливающего оборудования на предприятиях края;

- паспортизация газоочистных и пылеулавливающих установок;

- развитие и техническое переоснащение государственной наблюдательной сети мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха;

- размещение новых промышленных предприятий в экологически обусловленных местах;

- перевод сельских поселений на централизованное обеспечение электрической энергией от существующих линий электропередач;

- сокращение практики уплотнения городской застройки;

- проводимая органами муниципального управления работа по увеличению количества зеленых насаждений в крупных городах края.

По-прежнему требуют решения на федеральном уровне проблемы связанные с :

- отсутствием системы наблюдений за диоксинами и диоксиноподобными соединениями;

- отсутствием установок по очистке газовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- укреплением системы мониторинга, осуществляемого Росгидрометом, включая расширение сети постов контроля загрязнения воздушного бассейна в городах ДФО;

- отсутствием формы и порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников (автотранспорта, морского и железнодорожного транспорта) разработка которых возложена законом № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» (ст.14, п.2) на федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха;

- созданием автоматических систем контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- созданием на федеральном уровне эффективных механизмов (экономических, административных, правовых) ускорения обновления автомобильного парка за счет поступления в него автомобилей с экологическими характеристиками ЕВРО-3 и выше.

Реализация всех вышеуказанных проектов в сочетании с применением новых архитектурных решений по размещению парковочных мест на территориях городов края (строительство стоянок манежного типа, подземных, крытых), строительством автомобильных дорог и транспортных развязок, ужесточением контроля за использованием на территориях предприятий специальных установок для утилизации отходов, загрязненных нефтепродуктами, соответствием передвижных источников требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, закрытием дизельных электростанций по мере строительства линий электропередач к населенным пунктам, позволит значительно улучшить экологическую ситуацию на территории Хабаровского края в части снижения уровней загрязнения атмосферного воздуха по основному перечню загрязняющих веществ, предотвратит загрязнение атмосферного воздуха диоксинами и соединениями свинца, снизит концентрации формальдегидов, бензапирена, углеводородов и других канцерогенных веществ.

1.2. Водные ресурсы


следующая страница >>



Тот, кто желает вести народ за собой, вынужден следовать за толпой. Оскар Уайльд
ещё >>