Журналистские этика и стандарты - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Становление ценностной структуры научной деятельности: этика знания... 1 77.11kb.
Стандарты и управление проектами 1 104.65kb.
К вопросу о понятиях «светская этика» И«религиозная этика» 1 60.43kb.
Рабочая программа по курсу «Христианская этика» Тема Понятие: «христианская... 1 153.74kb.
Что такое профессиональная этика 1 57.39kb.
Вопросы к зачету по этике 1 20.79kb.
Стандарты качества работ в багетной мастерской 1 90.22kb.
Константин Сергеевич Станиславский Этика 3 406kb.
«Информационное общество». 2010.№5. С. 6-15. Информационная этика... 1 218.99kb.
Нормативные и методические документы по технической защите информации... 1 11.18kb.
Рабочая программа (аннотация) по дисциплине «Профессиональная этика» 1 31.67kb.
Программа: Медиа и коммуникация Код курса : 04. 2 1 Название курса... 1 372.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Журналистские этика и стандарты - страница №1/1

Журналистские этика и стандарты

Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Содержание

  • 1 Нормативы

  • 2 Профессиональная мораль

  • 3 Источники информации

  • 4 Служебная этика

  • 5 Примеры

  • 6 См. также

  • 7 Примечания

  • 8 Ссылки

Журнали́стские э́тика и станда́рты (англ. Journalism ethics and standards) — этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести»[1], который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Профессиональная этика — это юридически не оформленные, но тем не менее известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные обществом.

Речь прежде всего о правдивости информации, её точности и объективности[2][3][4][5].

Существенный фактор — сведение к минимуму возможного репутационного ущерба для объектов публикации [6].

В Европе[7] придают особое значение бережному обращению с информацией, которая может быть трактована как дискриминирующая по национальным, конфесиональным или медицинским параметрам[8].



Новая журналистика и гонзо-журналистика отрицают базовые представления о профэтике.



Нормативы

Международные и региональные организации, в ряды которых входят 400 тысяч журналистов в разных странах мира, объединились после консультативных встреч, проведенных под эгидой ЮНЕСКО в 1978 году.

Международные принципы были утверждены на консультативных встречах ряда организаций в период с 1978 по 1983 год. Это Международная организация журналистов (JOI-МОЖ), Международная федерация журналистов (IFJ-МФЖ), Международный католический союз прессы (UCIP), Латиноамериканская федерация журналистов (FELAP), Латиноамериканская федерация работников прессы (FELATRAP), Федерация арабских журналистов (FAJ), Союз африканских журналистов (UAJ), Конфедерация журналистов АСЕАН (CAJ).

Международная федерация журналистов не принимала участие в заключительной встрече в Париже ноябре 1983 года, где был принят данный манифест.

Общие правила описаны в таких документах как «Международная декларация принципов поведения журналистов» (которая была принята Конгрессом Международной федерации журналистов в 1954 году и отредактирована на сессии Конгресса МФЖ в 1986 года) и «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций в Париже 20 ноября 1983 года).

Вторая консультативная встреча (в Мехико в 1980 году) одобрила Декларации ЮНЕСКО об Основных принципах вклада средств массовой информации в укрепление мира, международного взаимопонимания, развития прав человека и противостояния апартеиду, расизму и призывам к войне.

На четвёртой консультативной встрече в 1983 году (в Париже и Праге) была конкретизирована роль, которую «информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов».

Там были выработаны принципы профессиональной этики [9]:



  • Принцип № 1. Право граждан на достоверную информацию

  • Принцип № 2. Объективное освещение событий — долг журналиста

  • Принцип № 3. Социальная ответственность журналиста

  • Принцип № 4. Профессиональная честность журналиста

  • Принцип № 5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ

  • Принцип № 6. Уважение частной жизни и достоинства

  • Принцип № 7. Уважение общественных интересов

  • Принцип № 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур

  • Принцип № 9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству

  • Принцип № 10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка:

Журналист работает в современном мире в условиях продвижения к новым международным отношениям в целом и новому информационному порядку, в частности. Будучи частью Нового Международного Экономического Порядка, он нацелен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации как на национальном, так и на международном уровне. Базой для нового устройства призвано служить мирное сосуществование между народами и полное уважение их культурной самобытности. Долг журналиста — способствовать демократизации международных отношений в области информации, в частности, защищать и развивать мирные и дружеские отношения между странами и народами.

В России на базе указанных манифестов разработаны два кодекса: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года).



Профессиональная мораль

Профессиональная мораль сводится к конкретизации общепринятых стандартов нравственности применительно к репортёрской работе с учётом своеобразия социальной роли данной профессии и регулирует поведение журналиста.

Журналистское сообщество по определению числится носителем установки на общественно полезное поведение, поэтому профессиональное чувство долга регулирует поведение работника СМИ.

Нормы поведения российского журналиста проговорены в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве.



Источники информации

Умалчивать о своей профессиональной принадлежности репортёр вправе только до конкретного вопроса о характере его деятельности (Закон «О СМИ», ст.49 п. 9).



Служебная этика

Этика служебных взаимоотношений не тождественна профессиональной этике. Репортёр в идеале должен не забывать о престиже профессии, соблюдать нормативы редакционных отношений, а редактор обязан уважать право на мотивированный отказ от задания.



Примеры

Джордж Оруэлл отмечал[10]:

Главную опасность для свободы мысли и слова представляет вовсе не прямое вмешательство Министерства информации или какого-нибудь другого официального органа. Если издатели и редакторы так стараются не допустить в печать некоторые темы, то не потому, что опасаются преследования, а потому, что боятся общественного мнения. Самый худший враг, с которым у нас в стране сталкивается писатель или журналист, — это интеллектуальная трусость



  • Газета The Washington Post в годы холодной войны, невзирая на протест властей опубликовала статью о подслушивающем устройстве, которое Пентагон разместил под советским подводным кабелем. И как заметил редактор[11]:



Мы опубликовали материал. И знаете что? Солнце на следующий день встало как обычно.



  • В этой же газете в 1980 году журналистка Джанет Кук опубликовала статью «Мир Джимми», «в которой рассказала о трагедии семилетнего наркомана, подсаженного на героин». Материал был номинирован на Пулитцеровскую премию, а мэр американской столицы Мэрион Барри заявил, что мальчик найден и ему уже оказана медицинская помощь. «После этого юного героя действительно стали искать. И… не нашли. Ибо бедолаги не существовало в природе» [12]. Тем самым были нарушены Принципы № 1-4 (см. выше: раздел «Нормативы»).

  • В 1998 году репортёр The New Republic Стивен Глэсс написал о школьнике-хакере, «взломавшем защитные коды компьютерной корпорации, боссы которой решили трудоустроить юное дарование». Но коллеги из Forbes разоблачили авантюриста от журналистики: «юный гений — очередной журналистский миф»[13].





Исключения не всегда подтверждают правило — они могут предвещать другое, еще не известное правило. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>