«Жертвы концлагерей в годы Второй мировой войны» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час, посвященный узникам фашистских концлагерей 1 53.56kb.
Лекция пятая. Великая отечественная война. Ссср во второй мировой... 1 213.69kb.
О начале выплат очередных траншей сумм материальной помощи гражданам... 1 28.48kb.
Методические указания по курсу «Великая Отечесвтенная война советского... 32 6465.95kb.
Холодная война 1 179.96kb.
Доклад по теме: " холодная война" введение истоки холодной войны 1 175.27kb.
17. Международные конференции руководителей стран-союзниц в годы... 1 311.12kb.
Советские военнопленные в норвегии в годы второй мировой войны 3 417.9kb.
Крупномасштабный российско-германский исследовательский проект "Российские... 1 72.32kb.
Деятельность оун-упа в годы Второй мировой войны и их отношение к... 1 118.79kb.
Вопрос о рыболовных концессиях в системе русско-японских отношений... 1 72.7kb.
Виктор Франкл «Без пользы жить безвременная смерть» 1 28.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Жертвы концлагерей в годы Второй мировой войны» - страница №1/1

Тема урока: «Жертвы концлагерей в годы Второй мировой войны»


Ляхова Галина Анатольевна,

учитель истории СОШ №2

Урок-игра
Задачи урока: воспитание чувства патриотизма, пропаганда знаний о Второй мировой войне, о ужасах войны; затронуть вопросы создания первых концлагерей на территории Европы и осуществления руководства над ними.
Базовые понятия: имена, замученных в концлагерях людей (Эрнст Тельман, Дмитрий Карбышев, Мусса Джалиль), гестапо, концентрационные лагеря, жертвы войны, отряды СА, СС.
Сценарий урока-игры можно провести в форме концертно-игровой программы, с сопровождением концертными номерами, подготовленными творческими коллективами школы. На игру мы всегда приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Урок проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трёхцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета (красная, жёлтая, зелёная). В начале каждого тура игроки по очереди вращают колесо, и в случае совпадения цвета кареты и сектора игроку прибавляется 100 вёрст. Каждый вопрос оценивается в 100 вёрст. За игру победителю необходимо набрать 1000 вёрст.

За месяц до начала игры ребятам предлагается список рекомендуемой литературы, оформляется стенд с необходимой информацией. В кабинете тоже оформляется три сектора определённого цвета, болельщики садятся за спиной своего игрока. Во время обсуждения игрок может советоваться со своими болельщиками. Только в суперигре игрок остаётся один на один со своими знаниями. Количество вопросов в суперигре зависит от того, сколько верст на счету игрока за три тура. Если он набрал 900 вёрст, то ему задаётся один вопрос, если меньше то не более трёх, но до первой ошибки. Как только игрок ошибётся, игра прекращается.

Оборудование: карта с обозначением на ней концентрационных лагерей в годы войны, карточки с заданиями, музыкальный центр.

Эпиграф к уроку:

Памяти жертв концлагерей в годы
Второй мировой войны посвящается…


Учитель:

Чем круче поступь у Победы,


Тем всенародней торжество,
Но в сорок первом враг не ведал,
Что в сорок пятом ждёт его.
Он полон был бульдожьей спеси,
Пока её не порастряс!
Придёт Победа с новой песней,
А в тот суровый, грозный час…

Начнем I тур


1. Придя к власти в 1933 году, фашисты начали с массовых арестов противников Гитлера среди всех слоёв населения. Однако террор был направлен прежде всего против коммунистов, которые, являясь ведущей политической силой, организовали антифашистское национальное движение сопротивления фашистскому режиму.

Первые концентрационные лагеря были созданы отрядами СА в 1933 году. В 1934 году руководство над всеми концлагерями взяли на себя войска СС.



1 вопрос. Кто осуществлял руководство охранных отрядов (СС)?

1. Геринг.


2. Борман.
3. Гиммлер.
4. Геббельс.

2. Были созданы крупные концлагеря Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенбрюк. Лагеря, куда были брошены противники гитлеровского нового порядка из всех европейских стран.



2 вопрос. Когда был создан концентрационный лагерь Бухенвальд?

1. август 1934 года.


2. июнь 1935 года.
3. июль 1936 года.
4. июль 1937 года.

(В июле 1937 года рядом с г. Веймара, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности Бухенвальд).

3. Крематорий – последний этап убитых и замученных. Над его трубой днём и ночью стояли гарь и дым.

3 вопрос. В этом месте эсэсовцы убили и сожгли.

1. Эрнста Тельмана,


2. Генерала Карбышева,
3. Рудольфа Брейтшейда,
4. Николая Кузнецова.

(Председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман был привезён гестаповцами в ночь с 17 на 18 августа 1944 года в Бухенвальд из Баутцена и был убит в крематории).

11 апреля 1945 года подпольный Интернациональный комитет лагеря дал приказ начать вооружённые действия. Военная организация движения сопротивления, состоявшая из 178 групп, которые насчитывали около 850 бойцов, выполнила приказ. 21000 человек были освобождены.

Звучит песня «Бухенвальдский набат»

Музыка В. Мурадели

Слова А. Соболева.

(На фоне “Реквиема” Моцарта)

В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концентрационных лагерях людей.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

И так II тур


1 вопрос. Как называется единственная в мире газета о бывших узниках фашизма?

  1. “Правда о фашизме”.

  2. “Судьбы”.

  3. “Холокост”

  4. “Жертвы нацизма”.

2. На территории лагеря Маутхаузен был заживо заморожен фашистами 70-летний Дмитрий Михайлович Карбышев, попавший в плен с тяжёлым ранением. Он выдержал все нечеловеческие ипытания фашистского застенка. Он принял мученическую смерть и был верен присяге и долгу, Родине. Сначала его поливали холодной водой, потом горячей, а на улице был мороз! Постепенно застывая, превращаясь в груду льда, он произнёс посиневшими губами: «Думайте о родине, и мужество не покинет вас». Он чувствовал, что его видят заключённые сквозь щели барака, и обращался к ним.

2 вопрос. Кем по специальности был Дмитрий Михайлович Карбышев?

  1. Врач.

  2. Лётчик.

  3. Военный инженер.

  4. Журналист.

3. Судьбы Боброва Николая Изотовича, Крепкова Семёна Егоровича, проживающих в посёлке Горноправдинск и Южакова Сергея Фёдоровича, проживавшего в посёлке Бобровский, похожи на судьбу Соколова Андрея, описанную Михаилом Александровичем Шолоховым в рассказе «Судьба человека». По полной мере, с лихвой, испытали они на все ужасы фашистского застенка, ужасы, которые выпали на долю узников концлагерей. Как выдержали эти люди такие тяжкие нечеловеческие испытания, приходится только удивляться. Удивляться их мужеству, стойкости, их умению сохранить своё человеческое достоинство.

Предлагаем вашему вниманию сцену из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (инсценировка)

Утром и вечером тысячи узников Бухенвальда проходили через ворота, а на их железной решётке надпись.

3 вопрос. Какая надпись была сделана на этих воротах?

1. Добро пожаловать.


2. Посторонним вход воспрещён
3. Каждому – своё.
4. Что посеешь, то и пожнёшь.

Мы дошли до III тура


Звучит стихотворение Е. Евтушенко «В ночи гудели печи, не стихая»

Звучит песня «Облака».

Имя Муссы Джалиля, поэта-борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Муссы не оставляет равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненый он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создаёт подпольную антифашистскую организацию, которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.

Звучит стихотворение М. Джалиля «Варварство»



1 вопрос. На территории какого государства расположен был концлагерь Маобит?

1. Германии.


2. Польши
3. Бельгии.
4. Австрии.

Агенты гестапо и СД существовали во всех лагерях для военнопленных. Мюллер в своей директиве от 17 июля 1941 года предписывал им выявлять «все политические, уголовные и другие по каким-либо причинам нежелательные элементы», а также «всех лиц, которые могли бы быть использованы для возрождения оккупированных территорий, с целью их устранить или подвергнуть «специальному лечению». Приказ рекомендовал агентам подбирать среди военнопленных также и тех, кто «заслуживает доверия», для организации шпионажа внутри лагеря и выявления тех военнопленных, кого следовало устранить.

Кадр из кинофильма «Вечный зов» (Максим стал предателем).

2 вопрос. Кто контролировал деятельность гестапо в концлагерях?

1. Гиммлер.


2. Геринг.
3. Мюллер.
4. Кейтель.

Звучит стихотворение Н. Фомичева «Арийская культура»

В сентябре 1944 года с инспекцией в Маутхаузен прибыл Гиммлер. В качестве развлечения ему показали казнь 50 советских офицеров. Такова странная природа германской «военной чести», которая была прекрасно описана в книге «Майн Капф».

3 вопрос. Кто был автором книги «Майн Капф»?

1. Гиммлер


2. Гитлер
3. Геринг

4. Геббельс.

Звучит песня «Как молоды мы были»

Музыка А. Пахмутовой

Слова Н. Добронравова.

Подведение итогов

Финал


Вопрос. Кто построил чудовищный механизм уничтожения людей под названием гестапо?

Три портрета


Гитлер     Гиммлер      Геринг

«У Геринга душа убийцы, он наслаждается ужасом жертв…»


Супер-игра


Вопрос. Как назывался судебный процесс над фашизмом, когда и где он проходил?

(1946 год. Нюрнбергский процесс)



Награждение победителя

Учитель:

Мы дождались хохота, смеха.


Гром, огонь и смерть позади.
Но войны тяжёлое эхо
Всё поёт ещё в нашей груди.
Всё поёт ещё голосом фронта,
Над строкой, пролетая гроза.
И порой к черте горизонта
Поднимаем с опаской глаза…

Звучит песня “Горячие точки планеты”

Горячие точки планеты,


Где кровью решается спор.
Там дышат тревогой рассветы,
Там ночи как выстрел в упор,
Меня ваша боль убивает,
Горячие точки земли.
Страданий чужих не бывает
И все ваши слёзы – мои!

Горячие точки планеты


Враждой небывалой больны,
Не ласкою солнца согреты,
А страшным дыханьем войны.
Безжалостно смотрят ракеты,
Огнём полыхает простор.
Горячие точки планеты,
Вы всем равнодушным – укор!

Горячие точки планеты:


Всё шире зловещая тьма.
Как руки в проклятье воздеты –
Сожженных кварталов дома.
Пока солнце светит в зените
И дым небеса не затмил,
Трубите тревогу, звоните,
Весь мир поднимите за мир!

На этом наша игра подошла к концу, спасибо за внимание.




Р.S. Можно во время проведения урока-игры предложить слово ветеранам или после игры. Также, по усмотрению учителя, в ходе урока дать слово творческим коллективам.
Вариантов проведения данного урока-игры может быть множество.




Не загораживай путь к отступлению своим крестом! Станислав Ежи Лец
ещё >>