Жанровый диалог как средство формирования коммуникативной компетентности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Актуализации коммуникативной компетентности студентов техникума Т. 1 71.88kb.
«Диалог культур» (В. С. Библер, сю. Курганов) Курганов Сергей Юрьевич 1 97.68kb.
Обучение иностранным языкам как средство формирования межкультурной... 1 232.53kb.
Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникативной... 1 37.73kb.
Проектирование современного обществоведческого образования как средство... 1 131.32kb.
Урок как средство формирования межкультурной компетентности 1 56.52kb.
Комплексно – ориентированные задания как средство формирования икт... 1 130.94kb.
Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо. 1 101.88kb.
Использование активных форм обучения как средство достижения правовой... 1 66.17kb.
1. методологические основы курса 1 174.47kb.
Абсатова М. А. доктор педагогических наук, и о. профессора 1 63.68kb.
Диалог сознательного (убежденного) трезвенника с самим собой 1 16.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Жанровый диалог как средство формирования коммуникативной компетентности - страница №1/1

С.А. Минеева (Пермь)

ЖАНРОВЫЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Компетентностьмодный термин, определяемый по-разному в связи с контекстом научного и практического рассмотрения. С точки зрения теории деятельности компетентность не сводима к обобщенному способу действия, не может быть сформирована как навык или умение: она обретается в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность. В культуре компетентность представлена в виде прецедентов, т.е. реальных персонализированных образцов компетентного действия.

Ключевые компетентностикомпетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности. Исследователи называют разный набор таких компетентностей, чаще всего фигурируют: коммуникативная, информационная и разрешения проблем.

Для уточнения понимания «коммуникативной компетентности» требуется развести два понятия «коммуникация» и «общение».

Коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту, даже если он интересует передающего (скорее, как получатель, реципиент). Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги, телефонного аппарата и др. Общение – реальное взаимодействие людей как субъектов; всегда диалог. Главное в процессе коммуникативного акта – точно донести информацию, а в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора.

В коммуникативной компетентности две сущности: одна, связанная с передачей сообщения (в том числе, через разные каналы, включая современные информационные возможности); другая – с приобщением к ценностям, взаимодействием равноправных и равноценных субъектов.

Своеобразным объединителем двух сущностей «коммуникативной компетентности» является понятие «грамотность чтения» [2].

«Грамотность чтения»  способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.

Риторика диалога – инструмент развития и совершенствования всех речевых форм общения: интимно-личностного (в неформальной среде, с друзьями и в семье) и социально-ориентированного или социально-ролевого (в деловом и профессиональном взаимодействии) и «грамотности чтения», поскольку риторика диалога развивает способности, связанные со всеми действиями с текстом (создание, исполнение письменно или устно, понимание текстов и т.д.).

В чем привлекательность такого инструмента? Прежде всего, в его системности: риторический текст (РТ), риторическая деятельность (РитД) и жанровый диалог (ЖД) – составляющие системы, взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга. Во-вторых, практические действия могут предшествовать (затем осмысливаться и выводить на запрос теоретических знаний); могут сопровождать освоение теории (совершенствуя отдельные риторические действия, по мере выявления в качестве проблем и трудностей в ходе их осмысления); могут следовать за изучением теории (будучи ее применением в реальной или учебной ситуации влиятельного общения). В-третьих, сам по себе инструмент состоит из совокупности способов выполнения конкретных риторических действий в модельном или реальном вариантах. В-четвертых, способы легко переносятся как в реальные ситуации общения, так и в учебную деятельность на любом предмете, при условии, если это не запрещается окружающими и учителем. В-пятых, инструмент может использоваться в любой предметности. Кроме того, риторические действия органично сочетаются, сопровождают, обеспечивают и т.п. практически любую разновидность человеческой деятельности.

Риторическое понятие «жанр» отражает единство содержания РТ и формы его материального (устного или письменного) воплощения. Это единство обеспечивается, прежде всего, тем, что разновидность жанра определяется по ведущему элементу содержания РТ – целевой установке (задаче). Поскольку РТ – всегда диалог, может иметь форму потенциального диалога (адресный монолог), потенциального диалогизированного монолога (адресный монолог, включающий различные точки зрения, бытующие в аудитории, а также приемы и способы реального диалога) или реального диалога (разных видов (обсуждение, спор) и жанров: беседа, дебаты и др.), который создается равноправными участниками общения на одну тему для обсуждения проблемы, доказательства истинности или ложности тезиса. Соответственно, можно утверждать, что РТ – всегда жанровый диалог [Минеева С.А., 2007: 150-160]. По-существу, риторика диалога есть риторика жанрового диалога, которая успешно реализуется в риторическом образовании [Горбач Л.В., Черемных М.В., 2006].


Библиографический список

  1. Горбач, Л.В., Черемных, М.В. Программа по риторике (сквозной курс).  Пермь, 2006.

  2. Исследования: PISA Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in the New Millennium (Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии), осуществляемая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

  3. Минеева, С.А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. – Пермь: ЗУУНЦ, 2007.





В уединении можно приобрести все, что угодно, кроме характера. Стендаль
ещё >>