Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Концептуальная модель Воспитательной системы мбоу покатеевская сош 1 60.85kb.
Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети 1 165.87kb.
Андрей Плигин Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного... 11 2836.04kb.
Правила торговли изменились 1 153.58kb.
Тема Введение. Понятие муниципального уровня. Предмет, цели и задачи... 1 36.12kb.
«Организационное построение розничной торговой сети» 2 331.07kb.
Апреля проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию 1 52.65kb.
Динамика оборота розничной торговли 1 108.69kb.
Чернышев Н. А. «Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия... 1 14.17kb.
Мясо. Мясная продукция Фарш мясной 6 952.49kb.
Пищевая ценность и технология производства подсолнечного масла 3 8 934.83kb.
Порядок сдачи статьи ответственному редактору 1 118.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической - страница №1/1


На правах рукописи
ГОНЧАРОВ ЖАНИК ВАЛЕРЬЕВИЧ

ИЗУЧЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХА
И НЕУДАЧИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ
РОЗНИЧНОЙ СЕТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ


Специальность 14.04.03 – организация фармацевтического дела

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата фармацевтических наук


Москва – 2013

Работа выполнена в Пятигорском филиале Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России



Научный руководитель:

кандидат фармацевтических наук




Бережная Елизавета Сергеевна


Официальные оппоненты:

Скулкова Раиса Сергеевна



доктор фармацевтических наук, профессор консультант РЦ «Фармединфо» Минздрава России




Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич


кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Ведущая организация:

ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет Минздрава России


Защита состоится «____» ______ 2013 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 208.040.09 при ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России по адресу: 119019, г. Москва, Никитский бульвар, д. 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России по адресу: 117997, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 49.
Автореферат разослан «______» _____________ 2013 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор фармацевтических наук,

профессор Садчикова Наталья Петровна
Общая характеристика работы

Актуальность темы. Аптечный сегмент фармацевтического рынка является одной из важнейших и социально-значимых составляющих фармацевтической отрасли. Вместе с тем, государственная политика в области аптечного бизнеса, связанная с регулированием цен на ЖНВЛП (жизненно необходимые и важные лекарственные препараты) и налоговым регулированием поставила аптечный ритейл в рамки необходимости серьезных преобразований.

Начиная с 2010 г., доходность отдельно взятой аптеки снижается, так в 2011 г. среднероссийский показатель рентабельности отрасли составил – 0,7%, в Москве средняя рентабельность аптек составила в этот период – 2,4%, а в некоторых регионах этот показатель упал ниже 20,0% от нуля.

Меры государственного регулирования, прежде всего, поставили в невыгодные условия работы государственные и муниципальные аптечные организации. Из-за низкой рентабельности социальных услуг государственные аптеки выплачивают заработную плату размером в два раза меньше, чем коммерческие, а в некрупных коммерческих аптеках зарплаты сотрудников ниже, чем в аптечных сетях. То есть, и коммерческие аптеки также испытывают определенные трудности, связанные со сложной конкурентной средой, нехваткой квалифицированных кадров, зачастую не соблюдением в работе надлежащих стандартов аптечной практики (GPP), преследованием исключительно коммерческих целей, игнорированием в работе принципов клиенто-ориентированной и персонал-ориентированной политики.

Преимущество крупных аптечных сетей очевидно. Благодаря товарным кредитам они доводят нелекарственный ассортимент до 40,0%. Крупные аптечные сети в последнее время делают ставку не на количество открывающихся точек, а на повышение качества работы отдельных аптек и максимальную ориентацию на нужды потребителя. Они широко используют новые стандарты работы: концентрацию аптечного бизнеса, расширение сети аптек-дискаунтеров, увеличение числа интернет-аптек, выстраивают эффективные взаимоотношения с производителями ЛП, осваивают производство товаров под собственной торговой маркой (CTM-private label).

Все выше перечисленное подводит исследовательскую мысль к мнению, что в сложившихся условиях иметь основополагающие представления об успешности и неудачах деятельности аптечной организации – означает эффективно работать в сложившихся условиях ситуационной конкуренции на региональном фармацевтическом рынке.

В исследованиях, которые проводились до настоящего времени, рассматривались различные аспекты управления хозяйственно-финансовой деятельности аптек в новых экономических условиях, оценки роли организационной культуры в управлении персоналом. По отдельным направлениям сложились научные школы Сбоевой С.Г., Глембоцкой Г.Т., Мошковой Л.В., Лоскутовой Е.Е., Раздорской Н.М., Ягудиной Р.И., Андриановой Г.Н., Комиссинской И.Г., Кныш О.И., Неволиной Е.В. и других ученых. В то же время целостные системные исследования в области определения степени успешности коммерческой деятельности аптечной организации до настоящего времени отсутствовали.

От фармацевтической науки требуется решение проблем, связанных с управлением и развитием аптечного бизнеса через анализ детерминант успеха и неудач, что является актуальным и значимым в теоретическом и практическом отношении.

Цель и задачи исследования. Целью исследования явилось научное обоснование и практическая реализация методического подхода к изучению феномена успеха и неудач в работе региональных аптечных сетей для выделения из них наиболее значимых, способных нацелить коллектив аптеки на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить и теоретически обобщить отечественные и зарубежные литературные данные по объективным и субъективным факторам, способным влиять на успех деятельности аптечной организации;

разработать методический подход к исследованию внешней и внутренней среды, способствующей успеху аптечного бизнеса;

провести диагностику организационной культуры розничных фармацевтических организаций региона;

изучить взаимосвязь субъективных и объективных факторов, определяющих успешность работы аптечной организации;

исследовать влияние факторов групповой мотивации персонала аптек и социально-психологических аспектов управления, типов организационной культуры на успешность деятельности аптеки;

разработать рекомендации по комплексной диагностике состояния внешней и внутренней среды аптечной организации, жизненного цикла ее развития и внесению изменений в организационную культуру аптечной организации, способствующей успеху ее деятельности и оценить влияние этих изменений на социальную и экономическую эффективность работы;

разработать рекомендации по формированию правил корпоративного поведения как составляющей успеха аптечного ритейла на региональном фармацевтическом рынке.

Методическая основа и методы исследования диссертационного исследования составили положения теории современного менеджмента: принцип детерминизма, теория отношений, теория жизненных циклов организации, эмпирическая теория мотивации и принятия решений, общая теория ожидаемой полезности; работы зарубежных ученых в сфере управления человеческими и материальными ресурсами: труды отечественных ученых в сфере управления персоналом фармацевтических организаций.

В процессе исследования использовались социологические методы: интервьюирования, анкетирования для исследования организационной культуры по методу ОСАI (Кэмерон, Куинн), для определения субъективной успешности по принципу теста «Идеального и реального Я» (Butier&Haigh), а также метод группировки, математические статистические методы обработки данных с использованием Microsoft Office Excel, Access, Statistica 06 for Windows, которые включали корреляционный анализ, логико-статистический анализ обнаружения закономерных связей с помощью программной системы «Gene Discovery».



Объекты исследования. Объектом исследования стала деятельность региональной аптечной сети в условиях ситуационной конкурентной борьбы за потенциального потребителя. Предметом исследования являлась внешняя среда развития и внутренние особенности функционирования аптечной организации в современных условиях.

Исходной информацией служили: статистическая и аналитическая отчетность Федеральной службы государственной статистики о демографическом и экономическом развитии региона КМВ в 2008-2011 гг., данные Лицензионного комитета Ставропольского края за 2008-2011 гг., бухгалтерская отчетность аптечных организаций г. Пятигорска за 2009-2011 г. (42 аптеки), результаты анкетирования (732 анкеты) руководителей и фармацевтического персонала аптек; анкеты потребителей (412 анкет).



Научная новизна. Впервые научно обоснован и разработан методический подход к исследованию успешности аптечной организации, создана методическая основа для его реализации, включающая систему рабочих гипотез и алгоритмов. Впервые обобщены научные представления о взаимосвязи типа организационной культуры аптечных компаний, развитие их жизненного цикла и их успешности на фармацевтическом рынке.

Выделены и систематизированы критерии оценки успешности деятельности аптечных организаций. Установлено, что успешность аптечных организаций определяется в системе объективных (финансовые показатели) и субъективных (соответствие достижений ожиданиям) критериев. Установлены узловые факторы успешности, связанные с групповыми и базовыми ценностями организационной культуры аптечной организации. Установлена тесная взаимосвязь между провозглашаемыми ценностями и финансовыми показателями аптеки (товарооборот, прибыль аптечной организации выше в тех аптеках, которые настроены на успех).

С помощью программной системы «Gene Discovery» установлена тесная взаимосвязь между объективными показателями успешности и возрастом фирмы, возрастом руководителя, типом организационной культуры.

Предложены рекомендации по усилению клановой, рыночной, иерархической и адхократической культуры для компаний, находящихся в стадии роста, успеха, возрождения и упадка. Доказано, что мероприятия по усилению клановой и адхократической культуры в рыночно-ориентированной компании позволяют добиться успеха системы, измеряемого в показателях объективных и субъективных критериев.



Практическая значимость и внедрение полученных результатов исследования . Выполненная работа дает возможность оптимизации управления формированием условий успешной деятельности аптечной организации на фармацевтическом рынке. С помощью разработанных методических подходов можно проводить диагностику успешности аптечной организации, выявлять тормозящие развитие компании факторы, успешно управлять изменениями факторов, как внешней, так и внутренней среды, влияющих на конечный результат работы и достижения.

По результатам проведенных исследований разработаны и внедрены в фармацевтическую практику:

методические рекомендации по диагностике жизненного цикла аптечной организации и внесению изменений в ее составляющие организационной культуры (акты внедрения: Министерства здравоохранения Ставропольского края (от 18.04.2012 г.); ООО «Биофарм-Ставрополье» г. Ставрополь (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Вита+» г. Пятигорск (от 11.09.2012 г.); аптечная сеть ООО «АВ-ФАРМ», г. Пятигорск (от 05.05.2012 г.); ООО «Медком-МП» ОП г. Пятигорск (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Флора», г. Кизляр (от 15.06.2012 г.); аптека «Виктория», г. Железноводск (от18.05.2012 г.); ОАО «Центральная городская аптека» г. Пятигорск (от 17.04.2012 г.).

стандарт «Правила корпоративного поведения персонала фармацевтической компании» (акты внедрения: Министерства здравоохранения Ставропольского края (от 18.04.2012 г.); ООО «Биофарм-Ставрополье» г. Ставрополь (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Вита+» г. Пятигорск (от 11.09.2012 г.); аптечная сеть ООО «АВ-ФАРМ», г. Пятигорск (от 05.05.2012 г.); ООО «Медком-МП» ОП г. Пятигорск (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Флора», г. Кизляр (от 15.06.2012 г.); аптека «Виктория», г. Железноводск (от18.05.2012 г.); ОАО «Центральная городская аптека» г. Пятигорск (от 17.04.2012 г.);



Апробация результатов исследования. Основные фрагменты диссертационной работы доложены и обсуждены на 65-й межрегиональной научной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров «Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции» (г. Пятигорск, 2010 г.); межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы фармацевтической науки и практики» (г. Владикавказ, 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки» (г. Владикавказ, 2011).

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ кафедры Управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (номер государственной регистрации 01.2.001455).

Публикации. Опубликовано 11 печатных работ, в которых отражено основное содержание диссертационных исследований, в том числе 2 – в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК, 1 статья в сборниках конференций с международным участием.

Личный вклад автора. Экспериментальные исследования, анализ и обобщение полученных результатов выполнены автором лично. Изучены особенности типа организационной культуры на успех предпринимательской деятельности аптечных организаций, детерминанты, характеризующие успех аптечной организации и методики их определения, внедрен единый корпоративный стандарт поведения персонала аптечной организации.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют форме специальности 14.04.03 – организация фармацевтического дела. Результаты проведенного исследования соответствуют области исследования специальности, конкретно пункту 1 и п. 8 паспорта специальности организация фармацевтического дела.

Положения, выдвигаемые на защиту. На защиту выносятся:

методический подход к исследованию успешности аптечных организаций, алгоритмы и рабочие гипотезы для его реализации;

результаты анализа состояния и диагностики развития фармацевтического рынка среднего российского города;

результаты комплексной диагностики влияния типа организационной культуры на успех предпринимательской деятельности аптечных организаций;

детерминанты, характеризующие успех аптечной организации и методики их определения;

методический подход к проведению изменений корпоративной культуры аптечной организации и единый корпоративный стандарт поведения персонала аптечной организации.

Объем и структура диссертации Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Диссертационная работа изложена на 132 странице текста компьютерного набора, содержит 16 таблиц и 16 рисунков. Библиографический указатель включает 175 источников, в том числе 33 на иностранных языках.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ КРИТЕРИЕВ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ


Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам регулирования управлением фармацевтической деятельности показал, что в условиях ограниченности финансовых и кадровых ресурсов повысилась значимость исследований, посвященных вопросам успешности работы аптечных организаций.

Решением подобных проблем с феноменологической точки зрения занимались психологи, рассматривая стремление к успеху, как сильный мотивирующий фактор, связанный с самоактуализацией личности.

Экономическая теория принятия решений, рассматривает успех с позиции модели ожидаемой полезности (Д. Канеман). Интересный результат получен после объединения этих двух научных направлений в виде экономической психологии (М. Кейс де Врис, Д. Миллер). Авторы разработали типологию организаций, основанную на потребности достижения успеха. Российские исследователи аптечного бизнеса связывают успех работы аптек только с внешними факторами, ключевыми из которых являются: место расположения аптечной организации, продвижение бренда аптеки и его реклама, ассортимент товара, цена, персонал и его взаимоотношение с клиентами. Ввиду ограниченности возможностей первых четырех факторов, все больше внимания уделяется управлению персоналом. Проведенные Пак Т.В. исследования выявили, что успех работы аптечной организации связан с активностью и способностью сотрудников обучаться и своевременно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию на фармацевтическом рынке. Отводя первостепенную роль совершенствованию организационной культуры аптечной организации, исследователь уделил недостаточно внимания изучению вопросов роли корпоративной культуры организации, жизненного цикла ее развития, личности руководителя, менеджеров и самих работников аптечных организаций для обеспечения успешной деятельности аптечной организации.

ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД


На основании обобщения существующих методических подходов к исследованию вопросов успешной деятельности аптечных организаций с учетом задач диссертационной работы разработана методология изучения влияния внешней и внутренней среды на принятие решения, способствующая успешности предпринимательской деятельности аптечных организаций.

Методический подход к проведению исследований включал несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых предполагал решение нескольких задач, направленных на получение результатов, способствующих достижению основной цели, а именно установление наиболее значимых факторов, способствующих повышению эффективности работы аптечных организаций с позиции успеха (рисунок 1).

Теоретической базой методических подходов служил комплекс взаимосвязанных теоретических положений об экономическом поведении организации, рассматриваемых в экономической психологии и касающихся понятий, относящихся к предмету настоящего исследования: успех, неудачи, организационная культура (ОК), жизненный цикл (ЖЦО).

Под успехом с учетом смысловой многовариантности понимали удачу в достижении намеченных целей, общественное признание, хорошие результаты деятельности, зависящие, прежде всего, от управленческих решений, которые принимает руководитель.

Под организационной культурой подразумевали специфическую, характерную для аптечной организации систему связей, отношений, а также устойчивую совокупность коллективных ценностей и представлений, формирующихся в ходе осуществления совместной фармацевтической деятельности и адаптации аптечной организации к изменениям окружающей среды.


взаимосвязь
I ЭТАП

II ЭТАП

III ЭТАП

IV ЭТАП

V ЭТАП

VI ЭТАП

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВНЕШНИМ
ПРИЗНАКАМ И САМООЦЕНКА


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТИПОЛОГИЙ АПТЕЧНЫХ КОМПАНИЙ

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
УСПЕШНОСТЬ
АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА МЕТОДАМИ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХА И РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ИЗМЕРЕНИЯ

SWOT-АНАЛИЗ УСПЕШНЫХ КОМПАНИЙ

ДИАГНОСТИКА КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ УСПЕШНЫХ КОМПАНИЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ
УСПЕШНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ,
ВЫЯВЛЕНИЕ ГРАНИЦ НЕУСПЕШНОСТИ


РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
УСПЕШНОСТИ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рисунок 1 – Методический подход к изучению детерминант успеха
и неудачи в аптечной организации

Модель жизненных циклов организации заключается в том, что организация в своем развитии проходит внутренне последовательные и существенно отличающиеся друг от друга этапы, характеризующиеся специфичностью используемой стратегии, структуры, контекста и стиля принятия решений.

Кроме того, в исследованиях опирались на ряд теорий, которые рассматривают стремление к успеху, как сильный мотивационный фактор, связанный с самоактуализацией.

Для исследований выбран административный центр СК ФО г. Пятигорск, с численностью населения около 300 тыс. человек. По типологии социально-экономического развития относится к благополучным городам Российской Федерации. Лекарственное обеспечение населения, медицинских организаций и курортных учреждений в г. Пятигорске осуществляют 209 аптечных организаций, принадлежащих 47 компаниям. Изучение дислокации аптечных организаций по районам города позволило установить, что количество открываемых аптек в том или ином районе г. Пятигорска определяется средним уровнем благосостояния проживающих граждан. Наиболее объективным показателем благосостояния населения района считается стоимость одного кв.м. жилья. Нами установлено, что чем дороже стоит жилье, тем больше аптек функционирует в районе города, что сказывается на числе жителей на 1 аптеку. Наиболее густая сеть аптек располагается в центре, курортной зоне и новостройках (рисунок 2).


Рисунок 2 – Соотношение количества жителей районов и уровня их жизни на одну аптеку в г. Пятигорске

Чтобы исключить фактор конкурентного преимущества месторасположения, были отобраны 35 аптечных организаций, принадлежащих 10 компаниям, расположенных в центральной части города, то есть условия работы у них равноценны.



Диагностику организационной культуры по всем параметрам, а также субъективную оценку успешности компаний выполняли методом анкетирования, инструментарием служили два вида анкет и опросник, разработанной К.Камероном и Р. Куинном (методика «OCAI») и «Идеального и реального Я» Батлера. Характеристики различных видов корпоративной культуры приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика различных видов корпоративных культур
(по Р. Куинну)


Клановая культура

Адхократическая культура

Работа, где люди имеют много общего и доверяют друг другу, сплочены.

Связующая сущность организации: традиции; обязательность и преданность сотрудников.

Управление наемными работниками: организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.

Динамичное и творческое место работы. Люди готовы идти на риск, внедряя новшенства.

Связующая сущность организации: преданность экспериментированию и новаторству.

Управление наемными работниками: организация поощряет личную инициативу и свободу.

Иерархическая культура

Рыночная культура

Очень формализованное и структурированное место работы, деятельность людей управляется инструкциями.

Связующая сущность организации: формальные правила и официальная политика.

Управление наемными работниками: акцент – на гарантии занятости в долгосрочной перспективе.

Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой.

Связующая сущность организации: организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать.

Управление наемными работниками: поощрение внутренней конкуренции.

Для градации субъективной успешности аптечные организации были разделены на 3 группы по количеству набранных баллов: <10 – успешные;
>10–<20 – требующие самосовершенствования и > 20 не успешные (таблица 2).

Таблица 2 – Характеристика ведущего типа организационной культуры
обследованных аптечных сетей и сопоставление их с субъективной
оценкой успешности


Компания

Тип
организационной
культуры


Возраст (лет)

Число
аптек


Определение
степени
успешности


руководитель

компания

Компания № 1

рыночная (62,0%), с элементами адхократии (18,0%)

32

>10

21

9 – успешная

Компания № 2

иерархическая (68,0%), с элементами клановой (15,0%)

54

<10

14

16 – требующая
самосовершенствования

Компания № 3

иерархическая (62,0%), с элементами рыночной (23,0%)

49

≈10

12

13 – требующая
самосовершенствования

Компания № 4

клановая (55,0%), с элементами рыночной (26,0%)

60

>15

11

12 – требующая
самосовершенствования

Компания № 5

рыночная (61,0%), с элементами иерархической (25,0%)

40

≈5

10

15 – требующая
самосовершенствования

Компания № 6

рыночная (55,0%), с элементами иерархической (38,0%)

42

>15

20

16 – требующая
самосовершенствования

Компания № 7

рыночная (70,0%), с элементами клановой (18,0%)

60

>10

1

11 – требующая
самосовершенствования

Компания № 8

иерархическая (50,0%), с элементами рыночной (38,0%)

50

>15

1

17 – требующая
самосовершенствования

Компания № 9

рыночная (80,0%), с элементами клановой (15,0%)

40

3

5

10 – успешная

Компания № 10

клановая (53,0%), с элементами рыночной (27,0%)

50

<5

3

21 – неуспешная

Анализ данных таблицы 2 показал, что компании, работающие на розничном фармацевтическом рынке г. Пятигорска, наполовину рыночно-ориентированные и на треть – с бюрократической формой управления. Меньше всего представлены клановые культуры и практически отсутствуют адхократические культуры в управлении аптеками.

Компании при доминировании одной корпоративной культуры в аптеках имели признаки и других организационных структур. Субъективно себя как «успешные» оценивали только 2 фармацевтические компании и «неуспешной» – одна. Все остальные считают, что они далеки до идеальной организации, то есть самоактуализация у основной части руководителей аптечных организаций средняя.

Для анализа связи между субъективными показателями успешности и типом организационной культуры, а также объективными критериями (возраст руководителя и фирмы, количество аптек в сети и показателями финансово-хозяйственной деятельности), которые характеризуют эффективность работы предприятия, использована программная система «Gene Discovery», реализованная на языке С++ в среде MS SQL Server в операционных системах Win9x|NT|2kXP. Технология анализа данных программной системы находит логико-статистическими правилами значимые закономерности в языке первого порядка. Удалось установить тесную взаимосвязь в матрице математической модели обследованных аптечных организаций между следующими показателями:

1) предполагаемым типом организационной культуры и возрастом руководителя: преобладает возраст руководителя в диапазоне от 49 до 54 лет и чаще встречается в структурах с иерархической и рыночной организационной культуры (Ficher Criterion – 0,034496);

2) степенью доминирования типа организационной культуры и характером ее проявления: чтобы организации придать тот или иной тип культуры, как минимум, она должна иметь 68,0% признаков основной корпоративной культуры (Ficher Criterion – 0,0408590);

3) возрастом компании и товарооборотом аптечной организации: организации возрастом до 10 лет в основном мелкого формата с товарооборотом от 500 до 1000 тыс. руб. в год (Ficher Criterion – 0,023014);

4) рентабельностью аптечной организации и стремлением руководства к стабильному процессу ведения бизнеса и осуществлению его контроля при иерархической ОК (Ficher Criterion – 0,023014). Эти же признаки связаны с возрастом фирмы – наиболее продуктивный возраст 10 лет.

В то же время установлено, что субъективная оценка успешности руководителей аптек не связана ни с одним признаком, объективно характеризующим успешную деятельность организации. Субъективность успешности имеет значение только для организаций руководители, которых имеют возраст 35-45 лет, т.е. для молодых руководителей важно понимать, что они успешны.

Большинство ученых, занимающихся организационными проблемами, ныне осознает, что культура производства оказывает мощное влияние на производственные показатели деятельности и долгосрочную эффективность предприятий, она является определяющим фактором долгосрочного финансового успеха.

Поэтому с помощью программной системы «Gene Discovery» найдены закономерности взаимоотношений между типами организационных культур и экономическими показателями. Так, установлено наличие связи между:

типом организационной культуры и величиной товарооборота: максимальный товарооборот 2950-3300 тыс. руб. на одного человека в год обеспечивает рыночная и иерархическая культуры, ориентированные на стабильность (Fisher Criterion = 0,041893);

типом организационной культуры и прибылью на одного специалиста: рыночная и иерархическая культуры также обеспечивают максимальную прибыль на одного специалиста – от 159 до 163,5 тыс. руб. (Fisher Criterion = 0,041893);

типом организационной культуры и текучестью кадров: наивысшая текучесть кадров от 15,3% до 19,3% характерна при рыночной и иерархической культуре; при клановой культуре – она минимальна до 1,0% (Fisher Criterion = 0,026895);

клановой культурой и выделенным временем на обучение персонала (Fisher Criterion = 0,025573);

Следующим этапом наших исследований явилось изучение проблемы трудовой мотивации в аптеках в зависимости от типа организационной культуры, которая ранее в едином контексте для аптечных организаций не рассматривалась. Для этого использовали опросник Майера.

Сравнение степени удовлетворенности трудовых мотивов персонала компаний с различным типом организационной культуры приведено в таблице 3.



Таблица 3 – Степень удовлетворенности трудовых мотивов персонала
компаний с различным типом организационной культуры (в баллах)


Фактор/тип культуры

A

B

C

D

Оплата труда, вознаграждения и льготы

5

6,0

6,5

6,0

Отношение администрации к нуждам работников

3,0

3,5

5,0

4,0

Организация труда

2,0

4,0

5,5

4,5

Возможность карьерного роста

2,0

5,0

6,0

6,0

Объективность оценки работы руководителем

2,0

3,7

3,0

5,5

Стиль и методы работы руководителя

3,0

3,0

4,0

4,0

Информированность о делах в организации

4,0

5,0

5,0

6,0

Возможность влиять на дела в коллективе

6,0

4,0

5,0

6,0

Морально-психологический климат в коллективе

5,5

5,5

6,0

5,0

Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности

5,0

1,5

5,0

6,0

Возможность ощутить собственную значимость

6,0

2,4

7,0

7,0

Возможность профессионального роста

4,5

7,0

6,0

7,0

Средний балл

4,0

3,8

5,3

5,5

A – компании с рыночным типом организационной культуры. B – компании с иерархическим типом организационной культуры. C – компании с клановым типом организационной культуры. D – компании с адхократическим типом организационной культуры.

Из приведенных данных следует, что степень удовлетворенности трудовых мотивов выше в компаниях с ведущим типом клановой культуры и с элементами адхократической культуры (в чистом виде отсутствовала). Соответствующие оценки составили 5,3 и 5,5 баллов.

В то же время, работники организаций с ведущим типом рыночной и иерархической культур в наименьшей степени удовлетворены существующей в этих организациях системой стимулирования труда.

На основании проведенных исследований сформулирована гипотеза о том, что организационная культура фирмы может влиять на выбор стратегии развития и выживание в условиях конкуренции на рынке. Наиболее активны в конкурентной борьбе фирмы с рыночной организационной культурой, которые, нацелены на успех. Для подтверждения данной гипотезы необходимо было разработать оценочные критерии, позволяющие сравнить позиции нескольких компаний с точки зрения их успешности работы на рынке.

В целях построения субъективной шкалы успешности использована специально разработанная нами методика, основанная на совмещении шкалы рейтинга (слабейший – 0,1, сильнейший – 1); и средневзвешенного рейтинга успеха. В качестве такового предложен интегральный индексный показатель, полученный математическим преобразованием факторов успеха. Методом Дельфи среди 26 специалистов выявили наиболее значимые для успешности аптечной организации 9 факторов, для которых автономно расставили рейтинги.

Для расчета интегрального показателя рейтинга успешности аптечной организации использовали математическое выражение:

(1)

где Y – интегральный показатель;

Ki – коэффициент значимости показателя;

P – средняя балльная оценка эксперта;

Npi– балльная оценка эталонного предприятия;

n – число факторов, использованных для исследования.



Эталонное предприятие имело максимальную величину суммы рейтинга – 1,0. Среди аптечных компаний г. Пятигорска были обследованы наиболее типичные представители основных корпоративных культур (таблица 4).

Таблица 4 – Детерминанты успеха фармацевтических организаций

Факторы
успеха


Балльные оценки показателей

эталонная компания

аутсайдер

исследуемые компании

1

2

3

4

Способность конкурировать по цене

0,25

0,025

9 (0,225)

5 (0,125)

6 (0,15)

7 (0,18)

Организационная культура и система ценностей

0,25

0,025

10 (0,25)

8 (0,2)

6 (0,15)

7 (0,18)

Выгодное месторасположение

0,10

0,01

8 (0,08)

6 (0,06)

7 (0,07)

6 (0,06)

Деловая репутация, имидж

0,10

0,01

9 (0,09)

9 (0,09)

6 (0,06)

7 (0,07)

Наличие оборотного капитала

0,08

0,008

5 (0,05)

7 (0,056)

4 (0,04)

5 (0,05)

Стоимость закупаемых товаров

0,10

0,01

5 (0,05)

5 (0,05)

4 (0,04)

5 (0,05)

Маркетинговые коммуникации

0,05

0,005

10 (0,05)

8 (0,04)

4 (0,02)

4 (0,04)

Техническое оснащение

0,05

0,005

9 (0,045)

9 (0,045)

6 (0,03)

5 (0,025)

Структура организации

0,02

0,002

8 (0,016)

5 (0,01)

5 (0,01)

5 (0,01)

Средневзвешенный рейтинг успеха

1,0

0,1

0,856

0,676

0,570

0,665

Данные таблицы 4 показывают, что из четырех аптечных компаний по успешности к эталонному предприятию приближаются аптечные компании: Компания № 1 (рейтинг 0,856) и Компания № 2 (рейтинг 0,676), так как их итоговый рейтинг наиболее близок к 1,0.

После способности конкурировать по цене, как следует из данных таблицы 4, высокую позицию среди детерминант успеха, влияющих на общий рейтинг фирмы, занимает организационная культура.


Глава 3 РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Дальнейшие исследования организационной культуры фармацевтических фирм мы связали с теорией жизненных циклов. Для этого нами адаптирована пятиэтапная модель организационного жизненного цикла, предложенная группой ученых (Lester, Parnell, Carraher, 2003) (таблица 5).

Таблица 5 – Характеристика этапов жизненного цикла

Этап
жизненного
цикла


Ситуация

Структура

Стиль принятия
решений


Стратегия

Существование
< 5 лет

Небольшие размеры фирмы

Молодой возраст




Неформальная

Простая


Доминирование владельца

Централизованный

Метод проб и ошибок



Разведчик / Первый вход

Выживание, рост
> 5 лет

Средний размер фирмы

Более конкурентная окружающая среда



Функциональная

Некоторая формализация



Некоторое делегирование полномочий

Начало формальной обработки информации



Аналитик / Второй вход / Дифференциация

Успех = 10 лет рост

Разнородная окружающая среда

Более крупный размер организации



Формальная

Бюрократическая

Функциональная


Опора на внутреннюю обработку информации

Защитник / Контролируемый сегмент

Возрождение

> 15 лет рост



Очень разнородная окружающая среда

Очень крупный размер организации



Дивизиональная

Иногда матричная



Выработанный контроль деятельности

Формальный анализ в принятии решений



Аналитик / Комбинирование стратегии дифференциации и низких издержек

Упадок, нет роста

Разнородная и конкурентная окружающая среда

Формальная

Бюрократическая

Обычно функциональная


Умеренная централизация власти

Менее выработанная обработка информации



Реактор / Расширение ассортимента / Низкие издержки

Группа А (стадия 1) состоит из молодых фирм небольшого размера, возрастом до трех лет, числом работников – до 10 человек среднегодовым объемом продаж до 30 млн. руб.

Группа В (стадия 2) включает в себя фирмы средним возрастом – 7,36 года, со средней занятостью – 23,64 служащего, среднегодовым объемом продаж – до 85 млн. руб. Фирмы показывают наиболее высокие темпы роста продаж.

Группа С (стадия 3) включает фирмы возрастом около 10 лет в фирме работает служащие до 63 человек, средние ежегодные продажи достигают до 250 млн. руб.

Группа D (стадия 4) ключает фирмы возрастом более 16 лет, со средним числом занятых до 36 человек. Среднегодовой объем продаж достигает 120 млн. руб.

Группа Е (стадия 5) средний возраст фирмы более 18 лет, работает до10 служащих. В эту группу попадают единичные аптечные организации независимо от возраста их развития. Среднегодовой объем продаж до10 млн. руб.

Модель жизненных циклов подтвердила правильность полученных нами результатов о связи эффективности работы предприятия, стилей его управления с возрастом фирмы и что наиболее успешны – фирмы возрастом около 10 лет. При большей истории существования бизнеса необходимо вносить изменения в работу с целью возрождения ее потенциала и предотвращения упадка и разрушения.

Одним из вариантов таких изменений мы рассматриваем изменение организационной культуры компании. Изменения планировали, прежде всего, на уровне провозглашаемых ценностей и способа принятия решения. Были разработаны мероприятия по усилению всех типов организационных культур с тем, чтобы снизить их отрицательное влияние на эффективность работы аптек и усилить положительные стороны, которые нашли отражение в «Стандарте корпоративного поведения сотрудников фирмы». Для управления результатами изменения организационной культуры были выбраны ключевые показатели эффективности: рентабельность, чистая прибыль, среднее количество посещений и средняя стоимость покупки по сравнению с периодом до проведения мероприятий.

Как показали наши исследования, мероприятия, направленные на усиление кланового типа организационной культуры в Компании № 1: достижение согласованности и сотрудничества персонала, формирование профессиональной команды; разработка стандарта корпоративной культуры, а также внедрение управленческих инноваций положительно отразились на деятельности компании. Рентабельность повысилась с 2010 по 2011 гг. на 2,0%, и достигла 6,2%, чистая прибыль – на 52,8%, валовая прибыль – на 42,3%, прирост средних показателей производительности труда работников первого стола – 65,0-70,0% (таблица 6).



Таблица 6 – Результаты экономической эффективности
работы «первостольников» в ходе организационных изменений



Показатель

До изменений
2009г.


После изменений
2011 г.


%

1. Средний чек по аптечной сети, руб.

363,041,2

620,063,0

70,8

2. Среднее число покупок, шт.

355,0,025,0

547,082,0

54,0

3. Максимальная сумма ежедневных продаж, руб.

128865,0

339140,0

263,2

В результате исследования выявлена четкая зависимость между объективными показателями деятельности аптечных сетевых компаний и организационными изменениями, связанными с формированием корпоративной культуры в организации.

Таким образом, практическая реализация предложенного методического подхода позволяет обеспечивать успешность работы аптеки с определенным типом ОК, а методические рекомендации по внесению изменений в корпоративную культуру, позволяют аптекам нацеливаться на достижение успеха в своей работе, а вектор неудач вовремя нейтрализовать.


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ


  1. Анализ и обобщение отечественных и зарубежных литературных данных позволил обосновать необходимость разработки методических подходов к исследованию успеха аптечного бизнеса под влиянием внешних и внутренних факторов, среди которых все большее внимание уделяется развитию организационной культуры.

  2. Научно обоснованы методический подход к исследованию организационной культуры аптечных компаний и концепция условий достижения успешности аптечной организации, обусловленных множеством внутренних и внешних факторов, характеризующих, соответственно, групповые и базовые ценности компании, и условия развития организации.

  3. Для системного и комплексного исследования детерминант успешности аптечных организаций разработаны методики субъективного и объективного определения успешности аптечных сетевых компаний. Методом математического моделирования с помощью программной системы «Gene Discovery» выявлены тесные связи между типом организационной культуры и возрастом фирмы, возрастом руководителя, результатами хозяйственно-финансовой деятельности, товарооборотом, величиной прибыли. Показано, что успешнее на фармацевтическом рынке работают компании, рыночно ориентированные и жестко формализованные.

  4. В работе компаний возрастом 10 лет отмечены наилучшие финансовые показатели, достигаемые путем ориентации на долгосрочную стабильность; регламентации производственных процессов; контроля параметров бизнеса; клиенто-ориентированности в работе. Эти факторы являются базовыми ценностями рыночной и иерархической организационных культур.

  5. Выявлена высокая корреляция между производительностью труда и величиной прибыли аптечной организации при рыночной и иерархической корпоративных культурах, однако, высокая текучесть кадров при этих же культурах снижает эффективность работы коллективов, в которых персонал не принимает участие в управлении.

  6. Предложена адаптированная к фармацевтическим компаниям модель по Лестеру с целью определения этапа жизненного цикла аптечных организаций: существования, роста, успеха, возрождения и упадка. Определено, что на стадии успешности находится 1 компания возрастом 10 лет с числом сотрудников 70 человек, объемом продаж более 250 млн. руб. в год, числом организаций около 20. Риск попасть в неуспешные имеют организации на стадиях существования (до 3-х лет) и упадка (более 18 лет).

  7. Эмпирически установлено, что стадии жизненного цикла организации существенно отличаются друг от друга и не связны между собой детерминированной последовательностью. Для перехода организации с одной стадии на другую требуется внесение изменений в корпоративную культуру. Разработан методический подход к проведению изменений корпоративной культуры аптечной организации в двух вариантах: с ориентацией на внешнюю среду (клиенто-ориентированность); и на решение внутренних проблем (персонал-ориентированность).

  8. Разработан стандарт корпоративного поведения сотрудников аптечной компании с клиенто- и персонал-ориентированностью, отражающий концепцию бренда аптечной сети, в соответствии с чем проведены организационные изменения в одной из фирм, которые привели к повышению показателей финансовой деятельности: с 2009 г. по 2011 г. повысилась стоимость среднего чека (на 70,8%), увеличилось число покупок (на 65,7%), ежедневная выручка выросла (в 2,4 раза), достигнута рентабельность аптечной сети (6,2%).

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


  1. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Габриелян Н.В., Былим А.И., Манар А., Бондарева Т.М. Мониторинг аптечных продаж назальных препаратов в городах Кавказских Минеральных Вод. // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сборник научных трудов – Пятигорск, 2009. – Вып. 64. – С. 694-697.

  2. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Габриелян Н.В., Андреева И.Н., Манар А. Мониторинговые исследования лекарственных средств от укачивания в аптечных учреждениях городов региона Кавказских Минеральных Вод. //Человек и лекарство: тезисы докладов 16 Российского национального конгресса 6-10 апреля 2009 г. – г. Москва, 2009. – С. 571.

  3. Гончаров Ж.В., Бережная Е.С., Габриелян Н.В., Чизмичян Е.Э., Данилова М.А., Бондарева Т.М . Состояние регионального рынка лекарственных средств, применяемых для лечения ожирения и избыточного веса // Современные аспекты реабилитации в медицине: материалы 4 Международной конференции 22-24 сентября 2009 г. Ереван-Агверан: -г. Ереван. – 2009. – С. 33-36.

  4. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Бережная Е.С., Габриелян Н.В. Анализ и оценка успеха деятельности фармацевтической розничной сети. //Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сборник научных трудов. – г. Пятигорск, 2010. – Вып. 65. – С. 540-541.Вып. 65. – С. 697-698.

  5. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Бережная Е.С., Габриелян Н.В. Некоторые параметры успешной деятельности фармацевтической организации . // Фундаментальные науки и практика: сборник научных работ с материалами трудов участников 3 Международной телеконференции– г.Томск: СГМУ, 2010. – Т.1. – № 4. –С. 111.

  6. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Габриелян Н.В. Формирование детерминанты успеха деятельности фармацевтической организации. //Фармация и общественное здоровье: материалы ежегодной конференции – 25 февраля 2010 г. – г.Екатеринбург: УГМА, 2010. – С. 362-365.

  7. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Бережная Е.С., Габриелян Н.В. Маркетинговый анализ управления персоналом залог успеха фармацевтических организаций. //Актуальные проблемы фармации: сборник статей межрегиональной научной конференции – г.Владикавказ: СОГМА, 2010. – С. 84-87.

  8. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А. Выявление и изучение факторов успеха, влияющих на эффективную систему управления персоналом в фармацевтических организациях. // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сборник работ 2 Международной научно-практической конференции. – г.Владикавказ, 2010. – Ч. 1. – С. 108-109.

  9. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Бережная Е.С., Габриелян Н.В. Оценка успеха деятельности фармацевтической розничной сети. //Медицинский вестник Северного Кавказа. – г. Ставрополь, 2010. – № 4. – С. 62-64.

  10. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Бережная Е.С., Габриелян Н.В. Исследование атрибуции успеха и неудачи в деятельность фармацевтической фирмы. // Актуальные проблемы фармацевтической науки и практики: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции 28-30 октября 2009 г. – г.Владикавказ: СОГУ, 2010. – С. 108-110.

  11. Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Габриелян Н.В. Изучение мотивации фармацевтического персонала в коммерческой аптечной сети Кавказских Минеральных Вод // Вестник Российской военно-медицинской академии. – г. Санкт-Петербург 2011. – № 1(33). – С. 103-104.



ГОНЧАРОВ ЖАНИК ВАЛЕРЬЕВИЧ

ИЗУЧЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХА
И НЕУДАЧИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

14.04.03 – организация фармацевтического дела



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук


Подписано в печать:___________2013 г. Формат бумаги 60х84 1/16



Бумага книжно-журнальная. Печать ротапринтная. Усл. печ. л. 1,0.

Тираж 100 экз. Заказ №_____




Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать. Хаим Вейцман
ещё >>