«Изображение предметного мира натюрморт» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Изображение предметного мира натюрморт» 1 58.26kb.
Изображение предметного мира натюрморт 1 78.06kb.
Лингвокультурный концепт как отражение языковой картины мира 1 25.64kb.
«Натюрморт. Рисование с натуры предметов в группе» 6 класс 1 67.13kb.
Натюрморт из яблока и крынки 1 60.39kb.
Натюрморт 1 54.57kb.
Осенний натюрморт 1 52.19kb.
Классный час «Игры мира» 7 класс Усанова Светлана Анатольевна Учитель... 1 51kb.
Название. Антистрессовая техника "Словесный натюрморт" 1 77.24kb.
Образовательная программа (дополнительное образование детей) 4 734.87kb.
Программа дисциплины История. Ч. I. История России Для направления... 1 324.36kb.
«Натюрморт» 1 11.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Изображение предметного мира натюрморт» - страница №1/1

Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт»

(Л. В. Пашигорева)


Предмет: ИЗО.

Класс: 6.

Дата: 14.02.2011.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом.

Задачи: дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства; учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта; узнать о понятиях «колорит», «контраст», «нюанс»; развивать навыки отбора элементов изображения в соответствии с идейным замыслом, навыками колористического решения натюрморта.

Оборудование: гуашь, кисти, бумага; презентация «Натюрморт»; работы обучающихся по теме «Натюрморт».
Ход урока


  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.




  1. Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление доски. Мы видим здесь работы наших учеников, очень сильно различающиеся по технике работы, по стилю. Но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик. Это натюрморты.

Учитель. И тема нашего урока сегодня – натюрморт, изображение предметного мира.



Открывается лист с названием урока, до этого прикрытый одной из работ.

- Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится?



Начинается показ мультимедийной презентации.

Ученик. Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка.

Учитель. Верно. А вот в переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь». Звучит очень поэтично. Как же возник и развивался этот жанр? Давайте посмотрим.

Меняется слайд.

- Ещё художники античности проявляли интерес к предметному миру. Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей. Но долгое время изображение предметов играет второстепенную, вспомогательную роль.

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Смена слайда. Показ натюрмортов голландских художников XVII века.

Учитель. Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами».

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Посмотрим, как развивался, как менялся натюрморт.



Показ слайда с натюрмортами Ван Гога и П. Гогена.

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века.

Давайте рассмотрим эти произведения. В чём же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Ученики. Нет. Художник преображает предметы, передаёт своё впечатление, своё восприятие красоты.



Показ слайда с натюрмортом А. Матисса.

Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ученики. Словно его рисовал ребёнок.

Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ученики. Нет. Художник передал своё впечатление.

Показ слайда с натюрмортами художников-кубистов – Пикассо и Гриса.

Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим ещё больший уход от материальности, естественности. Перед нами не сами предметы, а восприятие их художником. Натюрморт стал более декоративным.

- Мы увидели, как менялось отношение художника к изображаемому, как развивался жанр натюрморта.

А теперь давайте попробуем выразить, о чём же рассказывает натюрморт? Рассмотрим работы.



На слайде – картины Р. Дюфи «Натюрморт со скрипкой» и Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств».

Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ученик. Скрипка и ноты на одном из натюрмортов принадлежат музыканту. Палитра, кисти, бумага и другие вещи на втором натюрморте принадлежат художнику.

Учитель. Так о чём же рассказывает натюрморт?

Ученик. О человеке.

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ученик. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. К тому же предметы в натюрморте могут иметь символическое значение. Так было ещё в XVII веке, в работах «малых голландцев».



Показ слайда с фрагментами натюрмортов.

Учитель. Например, наполовину пустой кубок символизирует хрупкость человеческой жизни, её скоротечность. А ещё какие из показанных здесь предметов имеют сходное значение, так же говорят о скоротечности жизни?

Ученики. Череп, огарок свечи.

Учитель. А что может означать изображение яблока? Его истолкование связано с библейской притчей.

Ученик. Искушение, грехопадение.

Учитель. Разное значение придавали цветам в натюрморте. Например, гвоздика символизировала доблесть и отвагу, белая лилия – чистоту. А как вы думаете, что могло значить изображение подсолнуха? С чем мы связываем этот цветок?

Ученик. С солнцем.

Учитель. Верно. Кроме того, подсолнух символизировал верность, так как он всё время поворачивается к солнцу.

А теперь давайте вместе сформулируем, что же помогает художнику сделать натюрморт выразительным?

Ответы учащихся.

Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Музыка».

Ученик. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. Что мы делаем дальше?

Ученик. Размещаем предметы на листе.

Учитель. Как мы выделим главное в натюрморте, его композиционный центр?

Ученик. Размером, положением на листе.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ученик. Цвет.

Учитель. Верно. Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов, цветовой строй. Колорит может быть тёплым или холодным. Цвета могут или резко различаться, и тогда мы называем их контрастными, противоположными; или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: тёплые или холодные? Построим ли мы работу на цветовом контрасте или на нюансах цветов?

Ученик. Будут преобладать тёплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ученик. Мы выберем холодный колорит, нюансное сочетание цветов.

Учитель. Передать ощущение энергии или, наоборот, спокойствия мы можем не только с помощью цвета, но и по-разному располагая предметы на листе. Мы можем создать ощущение движения – такая композиция будет динамичной. (Понятие «динамика» как раз образовано от слова «движение».) А можем создать ощущение устойчивости, спокойствия – такая композиция называется статичной (от понятия «статика»).

Смена слайда.

Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение (определение композиционного центра, динамичная или статичная композиция), колорит (тёплый или холодный, построенный на контрасте или на нюансе).




  1. Практическая работа.

А теперь – задание: сегодня мы создадим натюрморт на тему «Атрибуты искусства». Мы не будем пытаться передать объём и материальность предметов. Наш натюрморт будет более декоративным, он будет состоять из плоскостных изображений предметов.

Главное для нас сегодня – передать настроение.

На ваших столах лежат разноцветные квадратики из цветной бумаги. Выберите себе один.

Открывается доска с разноцветными листами, на которых записаны темы:


  • Мир художника;

  • Классическая музыка;

  • Современная музыка;

  • Мир театра;

  • Поэзия;

  • Декоративно-прикладное искусство.

Учитель. Посмотрите, какой цвет соответствует выбранному вами квадратику, и прочтите свою тему.

Давайте обсудим, какие предметы можно выбрать для вашего натюрморта?



Обсуждается отбор изображения, потом учащиеся приступают к работе.


  1. Итог урока.


Обсуждение работ, обоснование выбранных средств выразительности.




Только ведущий аукциона может беспристрастно и одинаково восхищаться всеми школами искусства. Оскар Уайльд
ещё >>