Изложение по аудиозаписи. В программе для анализа текстов взяты отрывки (письма) из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и п - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. С. Лихачев: достояние человечества 1 62.72kb.
Книга «Письма о добром и прекрасном» 20 1492.57kb.
Творческая работа по составлению частного письма. Наглядность: раздаточный... 1 104.37kb.
Отправитель письма запросил подтверждение о прочтении письма 1 181.59kb.
Part 4 writing раздел 4 письмо 1 11.3kb.
Письма по-английски на все случаи жизни. Пономарёва С. Л 4 605.45kb.
Наставления, поучения, письма 1 256.59kb.
Б. Д. Дандарон письма о буддийской этике 23 5105.94kb.
«Фронтовые письма свидетели истории». (8 класс) 1 153.16kb.
Б. Д. Дандарон письма о буддийской этике 23 5132.89kb.
Творческая работа по составлению частного письма. Наглядность: раздаточный... 1 145.78kb.
Виды учебных программ, используемые в моу сш с. Старый Хопёр 3 402.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Изложение по аудиозаписи. В программе для анализа текстов взяты отрывки (письма) - страница №1/1





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЗЬМИЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕВЯТИКЛАССНИКА».

Автор:


учитель русского языка и литературы

Колобродова Л.И.

Волгоград 2012

Пояснительная записка

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе включает две творческие работы: краткое изложение и сочинение-рассуждение. В 2012 году изменились условия проведения задания С.1. Новшеством является аудио запись, которую прослушивают учащиеся непосредственно перед написанием сжатого изложения.

В связи с введением данного новшества возникли и новые трудности: аудиозапись с голосом диктора длится около полутора минут. При таком быстром темпе чтения около 70% учащиеся не успевают набрать полноценный языковой материал для своей работы. Проблемы возникают еще и потому, что тексты, представленные на экзамене публицистического стиля, самого сложного для восприятия учащихся. Нравственные темы зачастую запутывают девятиклассников.



Целью данной работы является развитие речи девятиклассников. Факультативные занятия должны помочь ученикам подготовиться к творческому заданию С.1

Задачи:

- обобщение и систематизация знаний о тексте, его структуре;

- изучение текстов публицистического стиля («Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева);

- обучение сжатому изложению (зрительный уровень, отрывки, слуховое восприятие, аудиозапись).

Данная программа рассчитана на 17 часов и состоит из 3 блоков:

1. Теоретические сведения о тексте. Зрительное восприятие текста. Методы сокращения.

2. Речеведческие понятия. Восприятие текста на слух (чтение учителем).

3. Текст. Основы скорописи. Сжатое изложение по аудиозаписи.

В программе для анализа текстов взяты отрывки (письма) из произведения Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Ожидаемые результаты.

    Систематизированные, углублённые знания по развитию связной речи, сформированных умений, которые школьники должны продемонстрировать как при написании сжатого изложения, так и частично при выполнении тестовых заданий, составленных на основе текста, при создании сочинения- рассуждения:

- умение адекватно понимать информацию (тема, проблема, основная мысль);

- умение определять и формулировать микротемы, составлять тезисы текста;

- умение определять и уместно использовать средства и способы связи предложений, абзацев в тексте;

- умение сжато излагать содержание прочитанных и прослушанных текстов.


Тематическое планирование факультативного курса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Тема, тематика, проблема, проблематика, основная мысль (идея) текста

1

2

Анализ текста «Большое в малом»

1

3

Абзац, микротема, композиция, тип речи, описание, повествование, рассуждение. Языковые способы и приёмы сжатия текста

1

4

Анализ текста «Молодость – вся жизнь»

1

5

Синонимы, контекстуальные синонимы, анафора, риторический вопрос, цепная и параллельная связь

1

6

Анализ текста «В чем смысл жизни». Подготовка к сжатому изложению при зрительном восприятии текста

1

7

Способы связи предложений в тексте, языковые средства. План, тезисы, конспект. Языковые способы и приёмы сжатия текста

1

8

Анализ текста «Что объединяет людей».

1

9

Анализ текста «Честь истинная и ложная»

1

10

Анализ текста «О дурных и хороших влияниях». Подготовка к сжатому изложению при слуховом восприятии текста.

1

11

Анализ текста «Про зависть».

1

12

Анализ текста «Как говорить».

1

13

Повторение речеведческих понятий, способов сжатия текста.

1

14

Сжатое изложение по аудиозаписи «Нравственность»

1

15

Сжатое изложение по аудиозаписи «Искусство»

1

16

Сжатое изложение по аудиозаписи «Сострадание»

1

17

Сжатое изложение по аудиозаписи «Самовоспитание»

1

Итого

17



Приложение

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.


Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
Письмо пятое

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Письмо седьмое

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.



Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
Письмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.



«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.


Письмо четырнадцатое

О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, – иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.



Письмо пятнадцатое

ПРО ЗАВИСТЬ

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.


Письмо девятнадцатое

КАК ГОВОРИТЬ?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Список использованной литературы


1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. 8 класс. От слова к словесности. М.: Дрофа, 2001 г

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. М.: Баласс, 2006.

3.Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973.

4.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Просвещение, 1981.

5.Григорьева-ЕршоваТ.И.Стилистика русского языка. Учебное пособие для учащихся старших классов гуманитарного профиля. Тольятти: Фонд«Развитие через образование», 2003.

6.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л. Сборник текстов для изложений с лингвистическим  анализом.5-9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение,1991.

7.Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980.

8.Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук, Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2007.

9.Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М.: Просвещение,1984.

10.Рубайло А.Т. Художественные средства языка М.: Учпедгиз, 1961.

11. Плёнкин  Н.А.. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

12. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Львова С.И., Роговик Т.Н. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной  итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010.

13. Сивокозова Т.Ф. Русский язык. Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности. Волгоград: Учитель, 2007.

14.Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов и университетов. Самара: Самарский университет, 1993.



15.Степанова Л.С., Маслова И.Б., Терентьева А.В. ГИА  2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо, 2009.

16. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980.




Следствием чистки в аду, вероятно, становится ссылка в рай. Лешек Кумор
ещё >>