Из истории опросов общественного мнения в США - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дмитрий Владиславович Кузнецов 1 274.03kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" Институциональные... 1 46.06kb.
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного... 1 219.08kb.
Пояснительная записка курс «фактор общественного мнения в современных... 3 442.79kb.
Организация и проведение социологических опросов по выборной тематике... 1 202.72kb.
Представления о китае по данным опросов общественного мнения, 1935-2000 гг 9 1701.81kb.
Ознакомиться с работой, а так же при желании приобрести ее полную... 1 50.1kb.
Iii международная социологическая конференция "Продолжая Грушина" 3 444.37kb.
Повторный триумф Ариэля Шарона. Анализ итогов выборов в Кнессет и... 4 490.68kb.
Дисциплины опд. Ф. Социологические проблемы изучения общественного... 6 702.02kb.
Азагель Нетлтон: забытый евангелист 1 290.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Из истории опросов общественного мнения в США - страница №1/2

ИЗ ИСТОРИИ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В США

Обращаясь к истории опросов общественного мнения в США, важно подчеркнуть, что именно в этой стране еще в 1935 г. был проведен фактически первый опрос общественного мнения, по крайней мере, в том виде, в каком мы знаем его сейчас.

Вместе с тем, становление института опросов общественного мнения в США относится еще к XIX в., когда, начиная с 1824 г. проводились так называемые «соломенные опросы» (Straw Polls), т.е. «неофициальный подсчет голосов избирателей с целью определения расхождения по взглядах общественности по вопросам, представляющим общественный интерес, а также в отношении кандидатов на государственные должности»1. Согласно «Новому политическому словарю», автором термина «соломенные опросы» стал известный английский юрист, а также политик и ученый, один из наиболее эрудированных людей своего времени Дж. Селден, который подчеркивал: «…Возьмите солому и подбросьте ее в воздух – Вы сможете увидеть, куда дует ветер».

По мнению некоторых исследователей, отдельные элементы, которые впоследствии составили основу для появления в США института опросов общественного мнения, возникли раньше 1824 г. Как указывает Б.З. Докторов, еще когда США были небольшой и малонаселенной страной, городское собрание (Town Meeting), как форма городского самоуправления, возникшая в Новой Англии, фактически являлось местом выработки и выражения общественного мнения по проблемам, волновавших первых переселенцев. В XVII и XVIII вв. в США существовали книги голосований (Poll Books) – особый вид регистрационных документов, куда записывали участников выборов и то, как они голосовали2.

Что же касается «соломенных опросов», которые в XIX в. широко вошли в практику общественно-политической жизни, то чаще всего они проводились в преддверии проходивших выборов Президента США, когда пресса интересовалась у граждан, кого из кандидатов они хотели бы видеть на этом посту3.

Примечательно, что эти зондажи мало походили на современные опросы общественного мнения, не были тщательно спланированы и научно подготовлены, вследствие чего их и поэтому назвали «соломенными». Считается, что впервые в истории попытку замерить градус общественного мнения предприняло издание Harrisburg Pennsylvanian в 1824 г., т.е. в канун президентских выборов в США. Ее опрос, проведенный среди избирателей Уилмингтона (штат Делавэр) и опубликованный 24 июля 1824 г., показал, что победу должен был одержать кандидат Э. Джексон, набрав вдвое больше голосов в Коллегии выборщиков, чем его оппонент Джон К. Адамс (335 голосов против 169 голосов), чего, однако, так и не случилось. Проведенное исследование дало неточный результат.

Последнее, в свою очередь, предопределило развитие института опросов общественного мнения на ближайшие десятилетия: достаточно долгое время они, даже несмотря на то, что «соломенные опросы» периодически проводились в течение 1824-1916 гг., оставались фактически на обочине большой американской политики. Их организовывали, в основном, небольшие локальные издания (например, New York Herald Tribune, которая регулярно проводила опросы в связи с местными, штатными и общенациональными избирательными кампаниями), а их результаты воспринимались в основном скептически4.

Дж. Конверс, автор книги «Опросы в США: корни и возникновение»5, подчеркивает, что первый общенациональный по своему характеру опрос общественного мнения в США провел в 1916 г. крупный, появившийся в 1890 г., журнал Literary Digest. Оценивая его с позиций сегодняшнего дня, можно утверждать, что технология этого опроса была примитивной и ненаучной.

Дело в том, что Literary Digest стремился увеличить количество своих подписчиков, для чего стал в большом количестве рассылать открытки, содержащие следующую информацию: на одной стороне печатался бланк подписки на журнал, а на другой – вопрос. В 1916 г. вопрос звучал так: «Кто станет следующим Президентом США – Вудро Вильсон, Чарльз Хьюз или Аллен Бенсон?». Помимо того, что на открытке были перечислены имена трех главных претендентов на Белый дом, напротив фамилии предполагаемого победителя потенциальным подписчикам издания следовало поставить крестик или галочку. Получатель открытки мог бесплатно отослать ее обратно в журнал.

Результаты этого эксперимента оказались ошеломляющими: Literary Digest получил несколько тысяч новых подписчиков, но, в первую очередь, десятки тысяч ответов на заданный вопрос. Журналисты предположили, что человек выскажется в пользу политика, за которого проголосует сам и на основании этого заключения был сделан вывод, что следующим Президентом США станет кандидат от Демократической партии Вудро Вильсон, что и произошло в действительности.

Сделанное в 1916 г. за несколько месяцев до момента президентских выборов «предсказание» Literary Digest относительно исхода голосования произвело большое впечатление на представителей периодической печати США. Многие газеты и журналы, а затем и радиостанции знакомили свои аудитории с полученными результатами. При этом, Literary Digest не ограничивался тем, что пытался предсказать результаты президентских выборов, но и старался выяснить состояние общественного мнения США по каким-либо другим актуальным проблемам. Так, например, это касалось введенного еще в 1917 г. «сухого закона», что позволило достаточно точно выявить тенденции в настроениях общественности в тот период времени.

В течение 1916-1936 гг. Literary Digest продолжил свои исследования, практически в мониторинговом режиме рассылая по почте открытки, содержащие вопросы, касающиеся результатов предстоящих президентских выборов. В результате, на основе полученных данных он точно называл имена будущих Президентов США на выборах 1920, 1924, 1928 и 1932 гг.

Однако в 1936 г. произошла настоящая катастрофа, которая, де-факто, привела к созданию современной «индустрии» опросов общественного мнения. Тогда Literary Digest разослал около 10 млн. открыток и получил рекордные 2,3 млн. ответов. За неделю до дня голосования на страницах издания был опубликовал прогноз: следующего Президента США зовут Альфред Лэндон. За него отдали свои голоса 57,1 % из числа тех, кто прислал в редакцию открытки.

Представления Literary Digest о грядущих событиях имели вполне определенные основания. Дело в том, что кандидат-республиканец Альфред Лэндон, в ту пору являвшийся губернатором штата Канзас, выиграл выборы в штате Мэн – тогда в этом штате выборы происходили в сентябре, а на всей остальной территории США (как и сегодня) в ноябре. Выборы в Мэне проходили под лозунгом: «Как голосует Мэн, так голосует и весь народ» – эта закономерность неоднократно подтверждалась на практике (в 1957 г. выборы в Мэне стали проходить одновременно с остальными США). Таким образом, шансы Альфреда Лэндона на победу не стоило недооценивать.

Тем не менее, оказалось, что Literary Digest катастрофически ошибся, поскольку в 1936 г. президентские выборы вновь, как и в 1932 г. выиграл Франклин Д. Рузвельт, получивший почти 62,5 % голосов избирателей и 523 голосов выборщиков. История, произошедшая с Literary Digest стала самым ярким примером фиаско в истории опросов общественного мнения, а ошибка, допущенная в предсказании исхода голосования (19,6 %), оказалась самой высокой из когда-либо зафиксированных при общенациональном опросе населения накануне президентских выборов6.

Одновременно с этими событиями, также в 1936 г. мировую известность приобрел Джордж Х. Гэллап (1901-1984 гг.)7. Тогда – уже в сущности зрелый ученый, он долгое время (фактически с момента, когда закончил Университет штата Айова) изучал способы измерения общественного мнения в различных университетах страны. Впоследствии (в 1932 г.) он стал первым в истории США директором по маркетинговым исследованиям в крупном, созданном еще в 1923 г. и действующем до сих пор рекламном агентстве Young & Rubicam.

Свою деятельность в области маркетинговых исследований рекламное агентство Young & Rubicam начало еще в 1920-е годы, когда в США наблюдался бурный рост экономики страны, вследствие чего значительно вырос потребительский спрос, что вызвало необходимость более углубленного изучения рынка. Тогда многие американские корпорации проводили собственные исследования в области маркетинга, привлекая к ним потенциальных покупателей, с целью повысить уровень своих продаж. Джордж Х. Гэллап возглавлял рекламное агентство Young & Rubicam до 1947 г.

К началу 1930-х годов исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятности, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборке и сделать это с достаточной степенью точности. Чтобы получить представление о том, каково отношение населения к какому-либо вопросу, вовсе не обязательно опрашивать все население или большие его группы, как это делал, к примеру, Literary Digest, рассылая миллионы бюллетеней, а достаточно составить выборку (от 1500 до нескольких тысяч человек), чтобы с точностью до 3 % определить реакцию всего населения. Такая выборка, правильно составленная, дает более верные результаты, чем «соломенные опросы»8.

Именно в этом направлении и стал работать Джордж Х. Гэллап, который в течение 1933-1934 гг. неоднократно предпринимал попытки, чтобы опробовать свой метод, постоянно стремясь к его совершенствованию.

В 1935 г., т.е. за год до президентских выборов Джордж Х. Гэллап создал свою собственную фирму – Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion. Это было фактически первое в стране учреждение, которое стало в массовом порядке проводить опросы общественного мнения, благодаря которым выяснялось отношение жителей США к каким-либо актуальным в определенный момент времени проблемам9.

Уже 20 октября 1935 г. Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion, основываясь на данных опроса общественного мнения, проведенного в США 10-15 сентября 1935 г.10, распространил в ряде изданий, выходящих по воскресеньям свой первый отчет о результатах исследования предвыборной ситуации в США, а вскоре еженедельная колонка Джорджа Х. Гэллапа «America Speaks», содержащая результаты опросов общественного мнения стала публиковаться во многих американских периодических изданиях.

За неделю до публикации прогноза Literary Digest, Джордж Х. Гэллап обнародовал свои результаты, полученные в результате опроса общественного мнения, выборка которого составила всего лишь 5 тыс. человек, правда, подобранных на основе жестких критериев демографической выборки. В результате, Джордж Х. Гэллап предсказал победу Франклина Д. Рузвельта.

В 1940 и 1944 гг. американцы вновь выбрали Франклина Д. Рузвельта в качестве Президента США, и оба раза прогнозы Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion были безукоризненны: ошибка составила около 3 % и 2 %, соответственно. В 1936 г. наряду с Джорджем Х. Гэллапом точный прогноз относительно исхода президентских выборов дали также Э. Роупер и А. Кроссли, которые первоначально также занимались исследованиями рынка, но с 1936 г. обратились к проведению опросов общественного мнения в политической сфере11.

В 1936 г. Джордж Х. Гэллап также точно угадал, какой прогноз опубликует Literary Digest, который так и не оправился от этого удара – его репутация была подорвана. Через два года он обанкротился и был приобретен ныне существующим журналом Time.

В дальнейшем, Джордж Х. Гэллап также объяснил, в чем заключалась фундаментальная ошибка Literary Digest. Журнал выбирал адресатов на основе простого имущественного показателя: используя данные о регистрации автомобилей и телефонные книги, он рассылал открытки владельцам автомобилей, имеющих при этом телефон, т.е. людям, которые могли позволить себе подписку на Literary Digest. Таким образом, на вопрос ответили лишь состоятельные американцы, в наименьшей степени пострадавшие от Великой депрессии – крупнейшего в истории США экономического кризиса. Поэтому их воззрения лишь в минимальной степени отражали взгляды всего американского общества.

Начиная с 1936 г. опросы общественного мнения окончательно стали признанным способом определения подлинных настроений, существующих в обществе, хотя отношение к ним представителей американских СМИ первоначально являлось весьма скептическим. Так, в редакционной статье The New York Times от 13 ноября 1936 г. подчеркивалось, что опросы общественного мнения будут серьезным образом воздействовать на мнение избирателей и это, в свою очередь, затруднит нормальное функционирование правительства. «Наша политика – это "представительная" демократия, и потому предполагается, что выбранные "представлять" нас будут думать самостоятельно, наилучшим образом используя свое индивидуальное понимание ситуации, и действовать, ориентируясь на непопулярные аргументы, если они серьезно убеждены в том, что это отвечает долгосрочным интересам страны»12. В этом случае опросы общественного мнения превратятся в серьезную угрозу принципу представительной демократии.

Тем не менее, даже на этот, исходящий, главным образом со стороны американских СМИ скепсис, в течение 1936-1939 гг. в США, при активном участии Джорджа Х. Гэллапа происходило укрепление института опросов общественного мнения. Их результаты стали публиковаться в периодической печати США, а также на страницах специализированного журнала Public Opinion Quarterly, который стал выходить с 1937 г.

Тогда же, фактически впервые в центре внимания проводимых опросов общественного мнения оказались проблемы внешней политики, тогда как ранее, как уже говорилось выше, это были в основном вопросы, связанные с исходом предстоящих президентских выборов. Исключение составляет разве что период Первой мировой войны 1914-1918 гг., во время которой в США несколько раз, посредством проведения «соломенных опросов» была предпринята попытка выяснить существующие в обществе настроения, в частности, относительно вероятного участия страны в этом вооруженном конфликте.

Обращение исследователей, деятельность которых была связана с изучением состояния общественного мнения в США, к проблемам внешнеполитического свойства во многом было обусловлено тем, что именно тогда, т.е. в конце 1930-х годов, в мире происходило самое серьезное с 1918 г. ухудшение обстановки на международной арене, результатом чего явилось начало Второй мировой войны 1939-1945 гг.13.

Однако, факт, что уже в 1936-1939 гг. проблемы внешней политики стали одним из важнейших объектов общественного мнения США, свидетельствует не столько об их актуализации в представлении американцев, сколько о своеобразной «продвинутости» в этом вопросе Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion, сотрудники которого во главе с Джорджем Х. Гэллапом смогли достаточно оперативно ответить на возникшие тогда вызовы. Это, кстати, подтверждается еще и тем, что с началом Второй мировой войны далеко не сразу внимание американцев оказалось приковано к событиям, связанным с ведением военных действий, а только с 8 декабря 1941 г., т.е. на следующий после знаменитой атаки японцев на базу ВМФ США в Пёрл-Харборе (Гавайские острова) день.

Тем не менее, с учетом того обстоятельства, что с этого момента США оказались непосредственно вовлечены в военные действия, во время Второй мировой войны интерес к изучению общественного мнения в США продолжал нарастать, что во многом связывалось и с усилением внимания к этому институту со стороны руководства страны. В чрезвычайных условиях государство было крайне заинтересовано в том, чтобы в мониторинговом режиме выявлять существующие в американском обществе настроения.

К 1945 г. в США действовали три крупных учреждения, занимавшиеся изучением общественного мнения – компании, возглавляемые Джорджем Х. Гэллапом (Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion), а также Э. Роупером14 и А. Кроссли15. Институт опросов общественного мнения в США достаточно прочно «встал на ноги», а в дальнейшем, опросы общественного мнения превратились в США и вовсе в настоящую «индустрию», охватывая практически все сферы жизни общества – политику (внутреннюю и внешнюю), экономику, социальные отношения, идеологию, культуру и др.16.

На популярность опросов общественного мнения не влияли даже периодически возникающие серьезные ошибки исследователей. Пожалуй, самый серьезный удар по качеству социологических прогнозов был нанесен в 1948 г. в условиях очередных президентских выборов, проходивших в США. На них конкурировали действующий глава государства Г. Трумэн и Т. Дьюи, причем первый воспринимался как весьма слабый кандидат, а его шансы считались низкими. Социологи, в том числе и из Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion предсказывали, что Г. Трумэн не сможет набрать более 35 % голосов избирателей и, соответственно, потерпит поражение, однако произошло противоположное17. В анналы истории вошла фотография улыбающегося Г. Трумэна, держащего в руках номер газеты Chicago Tribune. Эта газета, основываясь на прогнозах социологов, заблаговременно сообщила о его поражении, вынеся на первую полосу заголовок: «Дьюи победил Трумэна». Это был крупнейший кризис в истории института опросов общественного мнения в США. Социологи вынуждены были признать ошибку и пообещать более ответственно относиться к методикам своих исследований.

В связи с вышеуказанным, важно подчеркнуть, что уже в течение достаточно длительного периода Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion ведет подсчет процента неточности, т.е. расхождений между результатами проведенного опроса общественного мнения и результатами голосования на выборах Президента США (с 1936 г.) и Конгресса США (с 1950 г.).

Как видно из представленных ниже таблиц (табл. 1, табл. 2), процент неточности составляет в среднем всего несколько процентов. При этом, Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion в подавляющем большинстве случаев верно называл имя победителя.

Таблица 1

Сводные данные о точности прогнозов результатов выборов Президента США: 1936-2012 гг.


Год

Кандидаты

Прогноз

(в %)


Результаты голосования

(в %)


Точность прогноза

(+ - %)


1936

Франклин Д. Рузвельт

А. Лэнгдон



56,0

44,0


60,8

36,5


4,8

7,5


1940

Франклин Д. Рузвельт

В. Виллки



52,0

48,0


54,7

44,8


2,7

3,2


1944

Франклин Д. Рузвельт

Т. Дьюи


51,5

48,5


53,6

46,0


2,1

2,5


1948

Г. Трумэн

Т. Дьюи


44,5

49,5


49,6

45,1


5,1

4,4


1952

Д. Эйзенхауэр

Э. Стивенсон



51,0

49,0


55,1

44,4


4,1

4,6


1956

Д. Эйзенхауэр

Э. Стивенсон



59,5

40,5


57,6

42,1


1,9

1,6


1960

Дж. Ф. Кеннеди

Р. Никсон



51,0

49,0


49,9

49,8


1,1

0,8


1964

Л. Джонсон

Б. Голдуотер



64,0

36,0


61,3

38,6


2,7

2,6


1968

Р. Никсон

Х. Хэмфри



43,0

42,0


43,4

42,7


0,4

0,7


1972

Р. Никсон

Дж. МакГоверн



62,0

38,0


60,7

37,6


1,3

0,4


1976

Дж. Картер

Г. Форд


48,0

49,0


50,1

48,0


2,1

1,0


1980

Р. Рейган

Дж. Картер



47,0

44,0


50,8

41,0


3,8

3,0


1984

Р. Рейган

У. Мондэйл



59,0

41,0


58,8

40,6


0,2

0,4


1988

Дж. Буш

М. Дукакис



56,0

44,0


53,4

45,7


2,6

1,7


1992

Уильям Дж. Клинтон

Дж. Буш


Р. Перо

49,0

37,0


14,0

43,0

37,5


18,9

6,0

0,5


4,9

1996

Уильям Дж. Клинтон

Р. Доул


52,0

41,0


49,2

40,9


2,8

0,1


2000

Дж. Буш-младший

А. Гор


Р. Нэйдер

48,0

46,0


4,0

47,9

48,4


2,7

0,1

2,4


1,3

2004

Дж. Буш- младший

Дж. Керри



49,0

49,0


50,7

48,3


1,7

0,7


2008

Б. Обама

Дж. Маккейн



55,0

44,0


53,0

46,0


2,0

2,0


2012

Б. Обама

М. Ромни


48,0

49,0


51,0

47,2


3,0

2,2


следующая страница >>



Он учился на ошибках, но его обошли те, кто учился по книгам. Владислав Катажиньский
ещё >>