История святых мест Подмосковья: историческая роль Коломны в борьбе с монголо-татарским игом - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разработка урока по теме: «Владимирская Русь под монголо-татарским... 1 130.74kb.
Соборная площадь – духовное сердце Коломны 1 40.33kb.
Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей... 1 151.36kb.
Разработка урока «Успенский Стромынский монастырь. Чудотворная Кипрская... 1 145.86kb.
Нашествие с востока 1 64.05kb.
Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли 1 155.41kb.
Борьба Руси против монголо-татарских захватчиков План 1 414.72kb.
«монголо-татарское нашествие» 1 92.94kb.
Монголо-татарское нашествие на Русь 1 153.46kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы М. Л. Магницкий и его роль в... 1 85.73kb.
Курсовая работа Канонизация святых в рпц 33 1 20.63kb.
Соборная площадь – духовное сердце Коломны 1 40.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История святых мест Подмосковья: историческая роль Коломны в борьбе с монголо-татарским - страница №1/1

Чернецкая А.,

студентка 3 курса ИЛиМК


История святых мест Подмосковья: историческая роль

Коломны в борьбе с монголо-татарским игом.

(Для учащихся 4 -5 классов).



Педагогические и воспитательные цели и задачи.
Внеклассное мероприятие, посвященное теме истории святых мест Подмосковья и истории России может быть проведено с ребятами любых возрастов и классов. Но лучше всего провести его с помощью старшеклассников для 4-5 классов, так как в этом возрасте ребятам особенно интересна история их родного края. Тем более, если она напрямую связана с великими событиями, произошедшими в их родном крае. Данному внеклассному мероприятию можно дать название «Коломна в борьбе с Золотой Ордой» либо – «Роль Коломны в победе на Куликовом поле». В процессе проведения этого мероприятия могут осуществляться следующие педагогические и воспитательные цели и задачи:

1. Расширение культурного кругозора. Ребята изучают историю России и родного края, узнают о малоизвестных фактах Куликовской битвы, о роли Православной Церкви в борьбе с татарами, а так же – об архитектуре города Коломны.

2. Патриотическое и нравственное воспитание. Задача – сформировать понимание того, что каждый из них является гражданином своего государства, каждый обязан о нем заботиться и защищать, независимо от того, какого он возраста (князю Дмитрию было всего 9 лет, когда он вступил на престол). Дети понимают, что русский человек может гордиться силой и могуществом России. Но также, – что эта сила и это могущество зависят как от государства в целом, так и от его отдельных областей и городов, что каждый может сыграть важную роль в развитии и процветании страны. Данное внеклассное мероприятие способствует пониманию ребенком свой роли и своих гражданских обязанностей.

3. В ходе данного мероприятия осуществляется воспитательная задача привлечения детей к традициям Православной Церкви. Все события Куликовской битвы и подготовки к ней сопровождаются участием Церкви (в частности, преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя Дмитрия Донского на победу в сражении, благословил двух воинов, Пересвета и Ослябю, в помощь князю, служил Литургию во время самой битвы и, тем самым, как будто сам присутствовал на поле сражения и помог русским войскам одержать победу). Много еще удивительных и божественных чудес скрывает в себе история Куликовской битвы (история об иконе Донской Богоматери, которую вынесли на поле битвы и которая помогла так же вселить уверенность в победу русским воинам). Эти факты показывают, что великие свершения русской истории, победы над врагом происходили по Божьему промыслу. Это помогает развить в ребенке духовную сторону его личности. Дети начинают задумываться о связи человека с Богом.


Подготовка к внеклассному мероприятию.
Внеклассное мероприятие «Коломна в борьбе с Золотой Ордой» условно можно разделить на две части:

Первая часть проходит непосредственно в городе Коломна, точнее, в коломенском кремле. Здесь учитель выступает в роли экскурсовода – он проводит увлекательную и познавательную экскурсию по святым местам Коломны, связанным с историческим событием. Эта экскурсия не должна содержать много исторических фактов, в ней должны заключаться только основные и самые интересные моменты, т.к. она рассчитана на учеников младших классов. Цель экскурсии – заинтересовать ребят и дать им материалы и знания, которые понадобятся им для проведения внеклассного мероприятия, а так же которые просто помогут лучше узнать историю города Коломны.

Вторая часть мероприятия проходит либо в классе (если мероприятие проводится с ребятами одного класса), либо в актовом зале (если проводится мероприятие сразу для нескольких классов, куда так же могут быть приглашены родители учеников). В состав этой части можно включить:

1. Соревнование учащихся старших классов (групп из одного класса) в постановке сцен по теме «князь Дмитрий Донской, Куликовская битва и Коломна». Два класса (две группы ребят из одного класса) отдельно друг от друга ставят костюмированные сценки, затем показывают их ребятам младших классов и родителям, которые оценивают выступление и вручают призы победителям. Наилучшим вариантом будет, если каждую команду похвалят и «победит дружба» – ведь ребята очень старались.

2. Разгадывание кроссворда по теме «князь Дмитрий Донской и Куликовская битва», которое так же может проходить в виде соревнования либо между командами (уже 4-5 класса), либо между отдельными ребятами, которые будут по очереди разгадывать слова. Конкурс может проходить с прибавлением очков, либо с поощрением в виде призов.

Приводим примеры экскурсии, сценариев и кроссвордов, которые могут быть использованы в данном внеклассном мероприятии.


Экскурсия.

(проводится для ребят всех классов)
Учитель-экскурсовод:

Ребята! Сегодня мы с вами совершим прогулку по памятным местам, связанным с именем великого русского князя Дмитрия Донского. Начнем мы ее у стен кремля, а закончим на Набережной Дмитрия Донского.

По дороге к кремлю, следует рассказать детям о князе Дмитрии и его связи с городом Коломна. Кем был князь Димитрий Донской? (Ответы: князь, полководец.) Верно, но ведь великий князь был великим русским святым. Это означает, что он послужил Богу и своему Отечеству, людям. Как же он послужил Богу? Дмитрий Донской был сыном Ивана Красного. В 9-летнем возрасте остался он без отца и вступил на престол. Девять лет это отрок – мальчик. И он еже в таком возрасте отвечал за Русь, за людей. Ему помогал митрополит Алексий – глава Русской Православной Церкви. Он был мудрым помощником юного князя. Юный князь Дмитрий начал военную подготовку для борьбы с Ордой. Он всячески пытался утвердить порядок внутри страны.

Наш город Коломна тесно связан с именем святого князя Дмитрия Донского. Коломна являлась одним из самых любимых городов князя. Здесь в 1366 году, 16-летний великий князь Московский Дмитрий Иванович венчался с суздальской княжной Евдокией. Надо отметить, что Коломна – наиболее древняя из московских рубежных крепостей. Выгодное ее положение – вблизи важных торговых и водных путей – не раз делало город объектом притязаний владимирских, рязанских, а затем и московских князей. Окончательно Коломна вошла в состав Московского княжества в 1306 году. Так она стала передовым форпостом в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями.

Именно в Коломне собирал князь Дмитрий войско для решающей битвы с Мамаевыми полчищами. Он призвал всех русских людей «главы своя положить за землю Русскую!». За городом состоялся смотр русских войск перед походом. «Великий князь хотел осмотреть все войско: никогда еще Россия не имела подобного, даже в самые счастливые времена ее независимости и целости: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды…» И смотр тот произошел на Девичьем поле. Местные жители города выходили из своих домов, чтобы проводить войско на Куликовскую битву. В жестокой сече пало много русских воинов, но победа была одержана. Она положила начало полному освобождению русского народа от золотоордынского ига. Вспомним дети, к кому ездил святой князь Дмитрий за благословением на битву? (В Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию. Преподобный дал в помощь двух иноков – воинов Пересвета и Ослябю. Пересвет открывал Куликовское сражение, выйдя на бой с татарским воином-богатырем Челубеем.)

Благодаря князю Дмитрию Донскому наш город приобрел большую историческую значимость. По его указу работали великие зодчие, возводя роскошные архитектурные строения. Поэтому и в настоящее время Коломна так красива, знаменита и не зря вызывает живой интерес у туристов.

(При подъезде к Коломенскому кремлю ребята выходят из автобуса.)

Учитель-экскурсовод показывает детям стены Кремля:

Каменный кирпичный кремль в Коломне начал строиться по указу Василия III


в 1525-1531гг. По размеру и богатству он не уступал московскому. По периметру кремля равномерно возвышалось 17 башен. Сегодня сохранились лишь 7 из них. Само строительство кремля началось с Пятницких ворот. Ворота и двухъярусная башня при них, которая была главной проездной башней на юго-востоке кремля, сохранились. Вход в нее был прочно защищен, а наверху находился колокол, в который ударяли при виде неприятеля.

Теперь обратите внимание на этот величественный пятиглавый кафедральный собор, являющийся сердцем кремля. Это Успенский собор. Сооружен он был в 1672-1682 гг. на месте собора того же имени, возведенного по указанию великого князя Дмитрия в память о его двух победах над золотоордынцами: в 1378 году на реке Вожже и спустя 2 года на Куликовом поле. Перед этой великой битвой было страшное предзнаменование. Каменный Успенский собор, который начали строить еще в 1379 году, неожиданно рухнул! Позже собор достроили, однако в 17 веке он был вновь перестроен. Таким мы видим его сейчас. Нужно отметить, что полное название собора – Успенский собор Донской иконы Богоматери. И вот почему: существует предание, что на Куликово поле перед сражением с Мамаем прибыл отряд донских казаков с Донской иконой Богоматери. Князь Дмитрий поместил икону среди войск на поле. Когда Мамай был разбит, то чудотворную икону князь привез в Коломну и водрузил на иконостас Успенского собора. После мамаева побоища она почиталась, как верная защитница русских в борьбе с татарами.

В 30-е гг. XX века собор был разграблен: атеисты снимали со стен храма уникальные иконы и тут же на площади бросали их в костер. Очевидцы рассказывали, что некоторые иконы собравшимся верующим удалось спасти от огня. Изумительной красоты резной иконостас был практически уничтожен. В последующие годы собор использовался как склад. Только в 1993 г. в храме начались реставрационные работы. В 1999 г. Коломну посетил Святейший патриарх Алексий II и освятил Успенский собор. Внутри, вследствие реставрации, собор, к сожалению, заметно изменился. От бывшей росписи почти ничего не осталось. Обратите внимание на колокольню Успенского собора, которая стоит в отдалении. Она построена в 1692 г. по инициативе архиепископа Никиты на месте обветшавшей каменной с шатровым верхом колокольни. Это самая уникальная по архитектуре колокольня Коломны. К Успенской колокольне примыкает собор Тихвинской иконы Божьей Матери, построенный в 1776 г. на благотворительные средства (повторяем понятие «благотворители»). Внутри храма роспись интерьера и иконы выполнены местными иконописцами уже в последние годы. Одна из икон иконостаса – святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Рядом с собором – Церковь Воскресения Словущего 15-17 вв. Воскресенская церковь в кремле – одна из наиболее древних церквей в Коломне. Великий московский князь Дмитрий, бывая в городе, часто останавливался в кремле в великокняжеском дворце, который был соединен галереей с Церковью Воскресения. Стоящий как бы позади Успенского собора, храм был домовым у князя и соединялся переходами с дворцом (будучи деревянным, он не сохранился). Именно здесь, в первом каменном храме, Дмитрий Донской венчался с Евдокией Суздальско-Нижегородской. 18 января 1366 года в летописях появилась запись: «Тое же зимы месяца генваря в 18 день... женился князь великий Дмитреии Ивановичь. У князя у Дмитрия у Константиновича у Суздальскаго, поялъ за ся дщерь его Овдотью, и бысть князю великому свадьба на Коломне». Свадебные торжества справлялись на расположенном рядом государевом дворе. Существующее в настоящее время кирпичное здание было сооружено на месте прежней церкви в первой половине XVI века.

Посмотрите, на левом берегу Москвы-реки стоит Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь. Он так же построен по указанию великого князя Дмитрия Ивановича Донского после победы на Куликовом поле. Инициатором и активным участником строительства этого монастыря был воевода московского князя Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Почин основания монастыря принадлежит именно ему, а реализовал эту идею князь Московский. Монастырь – духовный центр, а также сторожевой пункт – крепость. Уникальное название получено в честь опытного военачальника и смелого воина-воеводы Д.М. Боброк-Волынского. С установлением в 1917 г. советской власти монастырь стал разрушаться, терпел всяческие притеснения, лишился многих предметов церковного убранства. В 1929 г. Бобренев монастырь закрыли и передали строения близлежащему совхозу «Сергиевский». Началось разрушение исторических мест обители. К 1980 г. начались реставрационные работы. В 1991 г. он был возрожден. В Богородице-Рождественском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери «Федоровская». Икона прославлена чудесами: по молитвам людей, с верой обращавшихся к Богородице, она помогала роженицам, спасала от самоубийств. Богородице-Рождественский монастырь притягивает внимание красотой своего архитектурно-художественного комплекса.

Перед нами еще один монастырь, построенный по указу Дмитрия Донского. Он основан во второй половине 14 века по совету Сергия Радонежского. Название его – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. В те времена монастырь являлся оборонительным форпостом Коломны и всего Московского княжества на его юго-восточных рубежах. Именно из этих соображений было выбрано место для строительства: при слиянии рек Москвы и Оки. В настоящее время в монастыре сохранились Богоявленский собор 18 века, Сергиевская церковь. Здесь находится духовная семинария.



Учитель-экскурсовод:

А теперь мы направимся к одному из самых значимых исторических мест в России – Девичьему полю. Поле это находится на живописном левом берегу величественной реки Оки. Это одно из самых красивых мест на Оке. Существует легенда, что именно на этом поле золотоордынские баскаки собирали самых красивых девушек с золотыми волосами и голубыми глазами для отправки в гаремы хана. При этом вся окрестность наполнялась девичьими стенаниями о своей тяжелой доле.

Излука левого берега Оки у старинного села Протопопово, что входит в пределы города Коломны, – красивый крутояр. Место это издавна называлось Девичьим полем, и знаменито оно стало в 1380 году, когда московский князь Дмитрий собрал здесь 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, русские рати, ведомые удельными князьями, еще недавно враждовавшими друг с другом. Можно сказать, победа 21 сентября в день Рождества Богородицы на поле Куликовом закладывалась на поле Девичьем. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу Великого Князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего воеводу. Девичье поле это место, где «замерла вражда» между русскими княжествами, поле примирения и объединения. Потом еще много раз на поле Девичьем происходили сборы и смотры русских ратей.

Существует предание о том, как плыл преподобный Сергий Радонежский по Оке освящать Голутвин монастырь, сошел у красивой излуки реки на берег, пить. Взошел преподобный на крутояр, ударил посохом о землю – и забил родник… С тех пор святым его называют. До революции часовенка над ним стояла, и на Троицу от местной Троицкой церкви шел к нему крестный ход с иконой Сергия Радонежского. Чуть не погиб родник во времена безбожной власти, но в последнее время усилиями энтузиастов ожила серебряная струйка, несущая святую и целебную воду. В те годы сильно пострадали храмы на Девичьем поле: власти сравняли с землей церковь Живоначальной Троицы, разрушили церковь Федора Стратилата, исчезла часовня над святым колодцем. В середине 80-х начали было сносить дома и сады села Протопопова. Для жителей Коломны это было настоящей трагедией. На Девичьем поле стоит памятный знак, посвященный историческому сбору русских ратей в 1380 году (работа скульптора Владимира Потлова, уроженца Коломны). Памятник был торжественно открыт 6 октября 1990 года.

Именем великого князя Дмитрия Донского в Коломне названа Набережная. В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых. А в 2007 году в Дни славянской письменности и культуры в Коломне был открыт памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

И, в заключение, обращаем внимание школьников на то, что архитектура прошлых веков устанавливает связь между нами и нашими предками, оставившими нам свое наследство. Одним из них и был святой князь Дмитрий Донской. Мы все должны помнить о его заслугах перед нашим родным городом Коломна. На этом наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь, что впечатления от знакомства с городом и его уникальными постройками, связанными с именем святого Дмитрия Донского, останутся в вашей памяти надолго.

(Домашнее задание.)
Список литературы:
1) Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва, «Просвещение», 2002.

2) Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв. Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. Москва, «Александрия», 2001.



3) Маевский И., Рябкова Л. Короткое путешествие по Коломне. Издательство Коломенского краеведческого музея, 2000.

4) Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие. М., 2005.




Судьба дарует нам желаемое тогда, когда мы уже научились без него обходиться. Кароль Ижиковский
ещё >>