История создания военных песен - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час на тему : История песен военных лет. Классный руководитель... 1 36.01kb.
Внеклассное мероприятие для 6-11 классов Цель : ознакомление учащихся... 1 71.76kb.
Урок "Песни военных лет" 1 84.01kb.
Великой Отечественной войны, документальные хроники военных событий... 1 58.51kb.
Закон "О военных судах рф" принят в рамках военно-судебной реформы. 1 77.69kb.
Взгляды военно-политического руководства нато на проблему создания... 1 84.61kb.
1 История создания атэс 7 8 1001.61kb.
I. атэс. История создания, характер деятельности. 8 История создания... 1 306.54kb.
Учителя начальных классов. Участники мероприятия 1 66.15kb.
Музыкально-поэтический вечер «песни, которые нельзя забыть» 1 150.69kb.
I основная часть. История создания ООН а Лига Наций как предшественник... 1 149.46kb.
Песни огненных лет. Тексты стихотворений 1 236.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

История создания военных песен - страница №1/1











Интегрированный урок истории и музыки в 8 «В» классе

Дата: 29.04.10г.

Тема: История создания военных песен.

Цели:

  • Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную до войны, в годы войны, после войны;

  • Знакомство учащихся с героическим историческим прошлым нашей страны через творчество композиторов А. В. Александрова, К. Листова, М. Блантера, Д. Тухманова;

  • Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством исполнения, слушания и анализирования музыкальных произведений, асознативных связей музыки с историей, литературой, географией и т.д.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Сообщение темы урока:

Учитель музыки:

Начало мая.


Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.
Учитель истории:
Когда опять подходят даты эти.
Я почему-то чувствую вину -
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Учитель музыки:
Никто из нас за это не в ответе.
Сама с собой веду я разговор:
Так много было войн на белом свете,
Так много лет уже прошло с тех пор.
Учитель истории:
Идут по телевизору парады,
Горят в архивных фильмах города.
Тем, кто остался, раздают награды.
И кажется, что было так всегда.
Учитель музыки:
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Учитель истории:
Когда придем, на майские, на митинг,
Веселые, довольные вполне,
Давайте скажем что-то о Победе
И вспомним, хоть немного, о войне.

Учитель музыки: Итак, как вы все уже догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о Великой Отечественной войне, а если быть точной, то о песнях Великой Отечественной войны.

Учитель истории: Но так как урок у нас сегодня необычный, то песни мы будем рассматривать не только со стороны музыкального искусства, но и рассмотрим исторический аспект данной темы.

  1. Работа над музыкальными произведениями (систематизация имеющихся знаний).

Учитель музыки: Работы у нас на сегодняшний урок запланировано очень много, чтобы наиболее рационально использовать время, отведенное нам, мы с Ириной Владимировной разделим вас на группы.

Учитель истории: 1 ряд – Историки, 2 ряд – Музыковеды, 3 ряд – Очевидцы. Я думаю вам понятно чем будет заниматься каждая группа на уроке.

Первыми будут выступать Музыковеды, которые должны:

Раскрыть характер музыкального произведения:

а) Определить эмоциональный фон произведения,

б) Музыкальный образ данного произведения;

в) Установить принадлежность данного произведения к легкой или серьезной музыке;

Затем высказываются Очевидцы, которые представят себя в том времени, в котором было сочинено произведение и поведают нам о своих впечатлениях от прозвучавшей музыки, им нужно:


  1. Определить (приблизительно) этап времени создания песни (до войны, во время войны, после войны) обосновать свой выбор;

  2. Определить род войск, о котором идет речь в песне;

После Очевидцев эстафету принимают Историки (историки на прошлом уроке получили задание подготовить сообщения по истории создания военных песен) Они должны рассказать:

1. Историю создания данного произведения;

а) Определить этап времени создания песни (до войны, во время войны,

после войны);

б) Назвать авторов;

в) Назвать первых исполнителей;

2. Вместе с Историками будет работать и учитель истории Ирина Владимировна, которая представит небольшие исторические справки, созвучные тем произведениям, которые мы сегодня исполним и услышим.

Чтобы вам было легче сориентироваться, на столах у каждого из вас алгоритмы выполнения работы каждой группы. А у музыковедов ещё и словари эмоциональных терминов.

Независимо от того, в какой группе вы состоите, вы будете ещё и артистами, а также не забываем, что мы ещё и ученики и обязательно должны в тетради делать следующие записи:



  1. Название песни;

  2. Время создания произведения;

  3. Авторы произведения;

  4. Первые исполнители;

Учитель музыки: Итак, пожалуй, начнем!

Как вы думаете с какой песни мы должны были бы начать эту работу?



Уч-ся: «Священная война»

Учитель музыки: Почему?

Уч-ся: Так как она призывает встать на защиту Родины.

Учитель музыки: Сели все правильно: руки положили на колени, спины выпрямили.

Исполнение песни «Священная война»

Музыковеды: 1. Характер данной музыки решительный, воинственный, твердый, маршевый и т.д.

2. Образ войны, образ вероломного врага, стойкого решительного защитника, образ Родины.

3. Безусловная принадлежность данного произведения к серьезной музыке.

Очевидцы: 1. Это песня написана в самом начале войны;

2. В данной песне говорится обо всех родах войск;



Историки: Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» 
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова: 
Не смеют крылья черные 
Над Родиной летать... 
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: 
– Будем разучивать новую песню – «Священная война». 
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен.

2. Историческая справка о начале войны.



Учитель музыки: Молодцы! Следующим объектом нашего исследования предлагаю сделать ещё одну очень известную военную песню «В землянке» Исполнение песни «В землянке» Музыковеды: 1. Характер произведения спокойный, проникновенный, искренний, тоскующий, лирический.

2. Лирический образ (образ любви, жизни, смерти)

3. Безусловная принадлежность данного произведения к серьезной музыке. Музыке, заставляющей думать.

Очевидцы: 1. Песня написана во время войны, потому что нас не покидает ощущение присутствия в той землянке.

2. Род войск – пехота (а до смерти четыре шага)



Историки:  

 1. «В землянке»,— по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова , суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».


«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно,—вспоминал Сурков.—Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»

Дотошные исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве,—27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.


«Так бы и остались эти стихи частью письма,—продолжает Сурков свои воспоминания,—если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова.

2. Историческая справка о битве за Москву.



Учитель музыки: Хорошо! Следующим объектом для исследования предлагаю сделать очень известную песню «Катюша».

Исполнение песни «Катюша»

Музыковеды: 1. Танцевальная, лирическая, хороводная, полетная, звонкая, яркая. 2. Лирический –Эпический 3. Отнести данное произведение к какой-то одной музыкальной сфере невозможно, налицо взаимопроникновение легкой и серьезной музыки ( в зависимости от слов в куплете). Очевидцы: 1. Песня написана до войны. (нет боевых действий, ощущение, что все ещё впереди)

  1. Пограничные войска.

Учитель музыки: Ребята, а как вы думаете, почему мы с вами рассматриваем эту песню как военную, если в ней не описаны конкретные военные действия? (потому что эта песня стала популярной в годы Великой Отечественной войны и потому что в период Вов появилось одноименное оружие) Хорошо, послушаем историков, чтобы удостовериться в нашей правоте!

Историки: 1. Авторы «Катюши» композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский. Мелодия песни была написана композитором в 1938 году, однако слова для «Катюши» ограничивались первыми восьмью строчками. Но в последствии Михаил Исаковский сочинил несколько вариантов продолжения песни. Тематику песни Михаил Васильевич Исаковский объяснил так: «Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню бойца-пограничника, которого Катюша любит и ждет, которому она дает наказ зорко беречь родную землю. Дело в том, что время тогда было все-таки тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, не только предчувствовали, но, в известной мере, уже переживали ее: ведь в 1938 году еще полыхало пламя войны в Испании, В том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Вот почему тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была самой важной, первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне». Впервые «Катюша» прозвучала в Колонном зале Дома союзов осенью 39-го. Первой исполнительницей песни стала двадцатидвухлетняя солистка Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого Валентина Батищева.

2. Историческая справка о ракетно-реактивном комплексе «Катюша»



IV. Проверка домашнего задания

Учитель музыки: Ребята, скажите, пожалуйста, на войне пользовалась популярностью только серьезная музыка? (нет) Назовите примеры легкой музыки, которую любили во все времена, даже в Великую Отечественную войну. (Частушка)

На прошлом уроке у вас было творческое задание «Продолжи частушку» Перед уроком ко мне подошла творческая группа класса и представила то, что у них получилось, но они признались, что в сочинении участвовал весь класс, поэтому петь частушки тоже будет весь класс.

1. От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько, Гитлер, не воюй,
А победа русская.

2. Ночь полярная длинна


Но фашистам не до сна.
Летом мы их били днем…

(А зимою, ночью бьем)

3. Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка
Скоро русские придут…

(И фашистам крышка)

4. Под огнем, под кипяточком
Немцам стало горячо.
Это только лишь цветочки…

(Будут ягодки ещё)

5. Налетели вражьи птицы
На советские границы.
Им от наших от ворот…

(До Берлина поворот)



  1. То не звездочка упала,
    Не костер вдали горит.
    Это, шлепнувшись на сопки….

(Мессер - Шмидт вовсю дымит)

Учитель музыки: Как вы думаете, почему такая серьезная тема нашла отражение в жанре частушки?

Уч-ся: шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для дальнейшей борьбы с врагом

Учитель истории: Ребята, а как вы думаете, какую песню мы обязательно должны проанализировать в конце нашего урока?

Уч-ся: День Победы

Исполнение песни «День Победы»

Музыковеды: 1. Торжественная, решительная, бодрая, звонкая, маршевая.

2. Образ Победы.

3. Серьезная музыка

Очевидцы: 1. Песня была написана после войны;

2. В песне упоминалась пехота;



Историки: Песню «День Победы» любят все — и стар и млад.
Автор ее стихов
Владимир Гаврилович Харитонов из когорты тех советских поэтов, «кому пришлось сразу же после получения аттестата зрелости сдавать труднейший, опаленный огнем и омытый кровью экзамен на гражданскую зрелость, на солдатское мужество» «День Победы», как не однажды говорил сам поэт, стала его главной песней.
«Песня эта очень мне дорога, — рассказывал Владимир Гаврилович. — О такой песне я давно мечтал. И вот однажды в 1975 году — звонок из музыкальной редакции радио.
— Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы, веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез…

Стихи сложились, и поэт отдал их молодому композитору Давиду Федоровичу Тухманову К тому времени они вместе уже написали несколько песен, ставших популярными в особенности среди молодежи, — это «Вечное движение», «Как прекрасен этот мир», уже упоминавшаяся «Мой адрес—Советский Союз».



«Получил от Владимира Гавриловича стихи, — вспоминает композитор, — и мне сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша.

Впервые эта песня прозвучала в праздничной передаче телевизионного “Голубого огонька”, посвященной 30-летию Победы в исполнении Леонида Сметанникова, но прошла незамеченной и потом довольно долго не звучала ни по радио, ни по телевидению. Но мы сейчас по прошествии 65 лет после того великого дня, не представляем 9 мая без этой всенародно любимой песни!!!

2. Историческая справка о Дне Победы.



V. Итог урока:

  • Учитель музыки: В какой этап времени были созданы произведения, которые мы анализировали на данном уроке? (до войны, во время войны, после войны) С какими композиторами мы с вами познакомились на сегодняшнем уроке? (А. В. Александрова, К. Листова, М. Блантера, Д. Тухманова)

  • Учитель истории: Назовите дату начала ВОв? (22.06.41г.); Почему эта война получила название «Великая»? (в ней принимали участие 56 государств); С какими сражениями ВОв мы познакомились на этом уроке? (Оборона Брестской крепости, Битва за Москву) ; Каковы итоги победы ВОв? (1. Наш народ отстоял свою свободу и независимость.
    2. Победа Советского Союза внесла решающий вклад в спасение всего мира от фашизма.
    3. Значительно укрепился авторитет Советского государства в мире.)

VI. Выставление оценок



VII. Д.з проанализировать с музыкальной и исторической точки зрения песню «Дороги»


  1. Рефлексия: А теперь мы вас попросим заполнить небольшой тест, чтобы узнать ваше мнение о прошедшем уроке.

А пока вы работаете с тестами, для вас поет песню «Подари улыбку миру» Байдельдинова Эльвира, а мы желаем вам сохранить ощущение праздника не только до Великого Дня Победы, но и на много лет вперёд.









Если человеку ничего не надо, значит, у него чего-то не хватает. Михаил Генин
ещё >>