Историко-культурные памятники – основа развития регионального туризма на примере Владимирской области Лебедев Евгений Николаевич - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И нформация департамента культуры и туризма администрации Владимирской... 1 15.45kb.
Состав президиума Комитета тпп владимирской области по предпринимательству... 1 34.25kb.
Методическое пособие по организации средств размещения типа «гостевой... 4 683.61kb.
Интернет ресурсы для регионального компонента в биологии 2 455.69kb.
Традиции казаков оренбуржья, как основа молодёжного туризма title... 1 69.14kb.
Указ Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2012 г. 4 857.01kb.
2012 Оглавление Историко-культурные этапы развития Самары 5 7 1078.97kb.
«Историко-культурные памятники моего района» 1 145kb.
908, 911. 5 Особенности формирования и специфика изучения сакрального... 1 82.76kb.
Пути развития делового туризма в россии the way soffuture tourism... 1 56.88kb.
Эколого-экономическая оценка устойчивости регионального развития... 3 713.15kb.
Работа по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия... 1 49.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Историко-культурные памятники – основа развития регионального туризма на примере - страница №1/1

УДК 796. 50: 930. 26

Историко-культурные памятники – основа развития регионального туризма на примере Владимирской области

Лебедев Евгений Николаевич, соискатель кафедры общественных наук, lebedev55@mail.ru, Институт туризма и гостеприимства, фи­лиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

In this article the influence of historical and cultural objects on the creation of a touristic image of a region on the model of Vladimir region is investigated. In this connection the problems of the development of the tourism industry in Vladimir region are considered. On the author’s opinion historical territories of the region have a colossal tourist potential, but nowadays it is not used efficiently enough. It is explained partly by the destruction of the unified system of tourist industry organization, by commercialization of tourist structures, decrease in the level of scientific research of the industry problems, deterioration of service and tourism specialists` training quality and so on. At the same time there are tendencies towards globalization in the tourism industry.
В статье исследуется влияние историко-культурных объектов на создание туристического образа региона на примере Владимирской области. В этой связи рассматриваются проблемы развития туристической индустрии указанного региона. По убеждению автора, исторические территории Владимирской области имеют колоссальный туристический потенциал, но сегодня он используется недостаточно эффективно. Это объясняется, в частности, разрушением единой системы организации туристической индустрии, ком­мерциализацией туристских структур, снижением уровня научных исследований отрас­левых проблем, ухудшением качества подготовки специалистов в сфере сервиса и ту­ризма и т.д. Вместе с тем отмечается, что в туризме имеют место тенденции глобализации.

Keywords: tourism resources, historic and cultural objects, tourist product, cultural tourism

Ключевые слова: туристские ресурсы, историко-культурные объекты, турист­ский продукт, познавательный туризм
Главное достоинство туризма заключается в многообразии форм и доступности, независимо от возраста и интересов людей. В XX веке туризм стал одной из ведущих отраслей мировой и региональной экономики. В данной статье остановимся на одной из форм этого вида деятельности – познавательном туризме. Российская туристская отрасль имеет в своем активе более 8 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 140 тыс. памятников истории и культуры, 103 музея-заповедника и 142 национальных парка [1]. Немалая часть их приходится на Владимирскую область. Многие люди стремятся увидеть новое и интересное, обогатить свои знания об истории и культуре того или иного региона России. Какое влияние оказывает исторический и культурный потенциал Владимирской области на развитие туризма в регионе? Какие проблемы характерны для познавательного туризма? Эти и другие вопросы рассмотрены в статье.

В результате динамичного развития туризма как отрасли экономики он стал объектом научного исследования. Большое значение для развития туризма имеют научные ис­следования проблем его организации. В советский период существовала обширная сеть научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами туризма. В их числе − Институт географии АН СССР (географические проблемы), Всесоюзная лаборатория по туризму и экскурсиям Центрального совета по туризму и экскурсиям (вопросы эконо­мики, социологии туризма, территориальные и комплексные проблемы туристско-экскур­сионного обслуживания населения), Институт повышения квалификации работни­ков ту­ристско-экскурсионных организаций и др.

Изучением отдельных проблем в ту­ристиче­ской отрасли занимались также некоторые вузы, в частности, Ростовский госу­дарствен­ный университет, а также ведомственные учреждения.

С распадом Советского Союза была разрушена единая система организации туристической отрасли, значительно сократилась сеть научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами туризма, а также снизился уровень научных исследований и уровень подготовки кадров в отрасли. Были утрачены традиционные ценности, произошла коммерциализация туриндустрии. В результате, как отмечает Д.А. Аманжолова, туристские структуры совершенно не стимулируются «извне», ориентированы в основном на богатых клиентов с целью достижения быстрой прибыли без дополнительных затрат и усилий на освоение новых маршрутов и совершенствование материальной базы [2, с. 59]. Если в дальнейшем события будут разворачиваться подобным образом, то России придется уповать лишь на развитие экстремального туризма. Благо и трудностей в нашей современной действительности предостаточно и любителей их преодолевать появляется все больше, в том числе среди иностранцев, и главное для этого не потребуется значительных инвестиций для развития отрасли, уповая на природные богатства страны – реки, озера, дремучие леса и др. Но как тогда быть с культурно-историческим, познавательным туризмом? О нравственной составляющей туристической индустрии при этом придется и вовсе забыть.

Вместе с тем сегодня в российском туризме идут процессы, аналогичные общемировым. В частности, тенденции глобализации туризма привели к попытке возрождения единого туристического пространства СССР. В октябре 1991 года была создана Международная ассоциация по туризму «АСТУР», объединившая более 200 туристских организаций России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении и др. Основными направлениями ее деятельности являются создание информационной сети, разработка нормативно-правовой базы, введение системы стандартизации оказываемых услуг. По данным Всемирного Совета по пу­тешествиям и туризму, Россия относится к странам со стабильным ростом туризма [5, с. 195]. По оценке Всемирной туристской организации, наша страна может ежегодно принимать до 40 млн иностранных туристов и обеспечивать полноценным отдыхом до 50 млн российских граждан [1]. По своему природному и культурно-историческому потенциалу Россия может войти в число ведущих туристических держав мира.

Наряду с отдыхом на морских курортах юга России, приоритетным остается развитие познавательного туризма в средней полосе страны, в том числе во Владимирской области. Указанный регион относится к Центральному району в отраслевой территориальной структуре, считается развитым в туристическом отношении по сравнению с соседними областями (Тверской, Смоленской, Тульской и др.). Однако по отношению к мировым ту­ристским рынкам такого не скажешь. В настоящее время Владимирская область относится к субъектам, характеризующимся высоким уровнем совокупного туристского потенциала, в том числе колоссальным историко-культурным потенциалом, и недостаточно высокой долей посещения иностранными туристами – менее 50% от общего числа туристов [5, с. 73]. Для реализации имеющегося потенциала особенно в интересах развития международного туризма необходимо создать соответствующие условия. Это касается обеспечения законодательных гарантий, создания климата инвестиционной привлекательности в туристской отрасли и др.

Произошедшая в последние десятилетия переориентация российского туризма на внутренний рынок привела к возникновению новых видов туристского продукта. Теперь

стали появляться оригинальные туры на основе русских народных традиций с использованием фольклора, праздников. Такое направление получило развитие и во Владимирской области, в том числе в Александрове. Проводятся народные гуляния с катанием на санках, гаданиями на суженого, выступлениями фольклорных музыкальных коллективов.

Состояние туристской инфраструктуры в целом не соответствует современным требованиям, многих отдыхающих не удовлетворяют стоимость и качество услуг, что является основной причиной, сдерживающей рост внутреннего и въездного туристских потоков. «В ближайшее время на этих направлениях государство сосредоточит свои усилия, пре­жде всего, это улучшение инфраструктуры туризма, повышение качества оказываемых услуг, соотношение цены и качества, подготовка квалифицированных специалистов для отрасли, – подчеркнул глава Ростуризма В.Л. Мутко. – Мы будем идти по пути формирования туристских кластеров, которые будут создаваться в стране, причем межрегиональных» [1]. Министерством разработана концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)», которая утверждена Правительством РФ. Эта Программа станет эффективным инструментом и правовой базой государственной поддержки отрасли, и впервые за последние годы туризм получит возможность мощного развития.

Важное место в научно-исследовательской деятельности принадлежит изучению туристских ресурсов. С помощью изучения последних можно определить ценность тех или иных территорий для туризма.

В данном случае нас интересуют социально-экономические ресурсы, прежде всего, историко-культурные объекты как непосредственные туристические ресурсы. По месту их расположения прокладываются обычно туристские маршруты, проводятся экскурсионные программы. Экскурсия как неотъемлемая часть туристского путешествия стала эффективным средством повышения культурного уровня людей. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионные маршруты. Их проведение требует, в первую очередь, качественных дорожных сетей. Дороги, как известно, − исконная беда России. Например, в Александрове принята городская программа развития туризма, но основным сдерживающим моментом для превращения города в туристический центр является чрезвычайно низкое качество дорог. Между тем, Александров известен как усадьба московских князей с конца XV века, опричная столица Ивана Грозного, знаменит своим храмовым комплексом, а также входит в популярный туристический маршрут «Золотое кольцо России». Среди сохранившихся здесь памятников истории выделяются Троицкий собор (1513 год, фрески XVI века), Покровская церковь (середина XVI века, фрески XVI века) с трапезной, Распятская церковь-колокольня (1560-е годы), Успенская церковь (XVI века), остатки Успенского монастыря, основанного на месте царской слободы в XVII веке [6, с.151].

Не менее важной проблемой является сохранение и реставрация историко-культурных памятников в качестве объектов туризма. В этом отношении многое делалось в советское время.

Показателен здесь пример Суздаля. До середины XX столетия архитектурная сокровищница города (гармоничное сочетание многочисленных храмов с холмистым сводным ландшафтом) недостаточно эффективно использовалась для привлечения туристов. Но в 1945 году в городе была создана специальная научно-реставрационная мастерская. В 1967 году было принято постановление Совета Министров СССР «О создании туристского центра в городе Суздале». В 1968−1971 годы здесь были проведены работы по реставрации памятников истории и культуры, а также строительство гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства [3, с. 53]. При этом Суздаль не утратил своей индивидуальности и превратился в город-музей под открытым небом, важный объект туризма.

Сегодня в городе действует комплекс музеев, гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов со старинной русской кухней, множество сувенирных лавок. Среди многочисленных суз­дальских достопримечательностей выделяются собор Рождества Богородицы (XIII век), архиерейские палаты (XV–XVIII века), надвратная Благовещенская церковь (XVI век), ан­самбль Спасо-Евфимиева монастыря (XVI век, крепостная стена с 12 башнями), Покров­ский собор (XVI век), Преображенский собор (XVI век), Успенская трапезная церковь (XVI век), Лазаревская церковь (XVII век), двухшатровые «Святые ворота» (XVII век), Антипьев­ская церковь (XVIII век), Цареконстантиновская церковь (XVIII век), Косьмодемьянская церковь (XVIII в.), ряд деревянных церквей XVIII–XIX века, торговые ряды (XIX век) и др. [6, с. 453].

Сегодня в плане сохранения и реставрации историко-культурных памятников в России в целом и во Владимирской области в частности, сделан существенный шаг назад. Это связано с ограничением государственной поддержки туриндустрии, низкой социальной ответственностью местных органов власти и бизнеса. В этом отношении Александров оказался не на лучшем счету среди городов Владимирской области. Здесь эксплуатируется созданная исключительно в советское время материальная база. Тогда находились средства для раскопок, прежде всего, на территории Александровского монастыря, для функционирования историко-архитектурного музея-заповедника «Александровская слобода», других музеев и для обеспечения деятельности городского бюро путешествий и экскурсий. Пришедшие на смену последнему турагентства озабочены исключительно извлечением прибыли, а не удовлетворением культурных запросов и интересов людей (значительно снизившихся за последние два десятилетия из-за материальных проблем). В общегородской программе развития туризма деятельного участия они не принимают. Турагентства занимаются в основном организацией отдыха на зарубежных курортах, а внутренний российский туризм считают неконкурентоспособным и ничего не предпринимают для улучшения ситуации на нем. То есть социальная, культурная и нравственная составляющие деятельности этих туристических предприятий фактически преданы забвению в угоду интересам коммерции.

В настоящее время в значительной степени утрачена индустриальная составляю­щая городского хозяйства. Многие александровцы вынуждены ездить на работу в столицу и близлежащие города Московской области. Город в экономическом отношении является дотационным с ярко выраженным депрессивным началом. Ежегодно образуются значительные долги по оплате коммунальных услуг, вызывающие отключения электроэнергии и особенно горячей воды. Средства для развития туризма отсутствуют, а редкие возможности для пополнения муниципального бюджета должным образом не используются. Примером безответственного отношения администрации Александровского района к историко-культурному достоянию служит чиновничья волокита с юридическим оформлением статуса мемориальной зоны для Каринского поля. Сражение на Каринском поле, по мнению ряда историков, было переломным во времена Смуты.

На Каринском поле ежегодно проводится фестиваль «Отчизны верные сыны», но никакого даже подобия памятника здесь не существует, да и нормальной подъездной дороги к нему тоже нет. Между тем, присвоение статуса мемориальной зоны позволило бы городу стать участником федеральных программ, созданных для поддержки подобных проектов. Но для местных органов власти, видимо, это слишком хлопотное занятие. Кроме того, в районе имеются и другие природные исторические ландшафты, до сей поры, неиспользованные качестве туристических ресурсов, например, Немецкие горки, где в 1689 году юный Петр I вместе с генералом П. Гордоном проводил маневры потешных полков [4, с. 15].

В целом Владимирская область, несмотря на все сложности, являет собой освоенный в туристическом отношении регион. Наряду с Суздалью выделяется в этом плане областной центр Владимир. Успенский собор Владимира (1158 –1160 гг.) стал классическим образцом для подражания, а Дмитриевский собор (примерно 1194–1197 годы) – прообразом шедевров древнерусского зодчества Рождественского собора в Суздале и Георгиевского – в Юрьеве-Польском. Значительным туристическим потенциалом обладают город-воин Муром, город-страж Гороховец, древние Александров, Юрьев-Польский и др. Однако большинство исторических городов области, исключая Владимир, Суздаль, Муром, сейчас не обеспечены соответствующей инфраструктурой (гостиницами, дорогами).

Актуальной остается и проблема подготовки кадров для туриндустрии. Представляется целесообразной организация подготовки и обучения специалистов в сфере туризма и сервиса на базе Владимирского государственного университета или Владимирского государственного педагогического университета, в том числе с использованием различных форм кооперации и сотрудничества с ведущими вузами, например, Российским государственным университетом туризма и сервиса. Особое внимание нужно обратить на качество общегуманитарной подготовки специалистов отрасли, в частности, на нравственный аспект и роль историко-географической составляющей этого процесса.

Литература

1. http://tourism.minstm.gov.ru/news/99.shtml/xPages/entry.3945.html (дата обращения: 10.10.2010).

2. Аманжолова Д.А. Инновационное развитие сервиса и туризма: миф или реаль­ность? // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 4. С. 57–60.

3. Варганов. А.Д. Суздаль. Очерки по истории и архитектуре. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1971. 184 с.

4. Заговор вокруг Каринского поля? // ВДВ Александров. № 9. 9 марта 2011 г. С. 15.

5. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. М.: Кнорус, 2008. 400 с.



6. Энциклопедия туриста / Редколлегия: Е.И. Тамм (гл. ред.), А.Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 607 с.




Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Иммануил Кант
ещё >>