«Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине» писал Н. Г. Чернышевский - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовно-религиозная концепция патриотизма ивана ильина и современность 3 443.75kb.
Урок литературы «Веселое лукавство ума» 1 40.67kb.
Реферат «Всемирно-историческое значение первого полёта человека в... 1 237.7kb.
Книга о моей родине 1 310.24kb.
Вопросы викторины к 185-летию Н. Г. Чернышевского в каком городе... 1 27.7kb.
Классный час «я родине своей служить готов!?» 1 70.36kb.
Программа по литургике для регентского отделения 4-го курса кду великопостное... 1 24.11kb.
Значение Н. В. Гоголя в истории развития русского литературного языка 1 119.69kb.
Григорьев борис Дмитриевич 1 35.79kb.
Династический кризис 1 64.72kb.
Революционно-романтические тенденции в поэзии 20-х годов и её историческое... 1 329.8kb.
«Юные таланты Московии» в жанре «Конкурс юных краеведов» 2011 год... 1 73.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами - страница №1/1

Калинина Е.М.
История России в лицах. VIII-XVIII вв.

в форме викторины «Умницы и умники». (10класс)

«Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине» - писал Н.Г.Чернышевский.


Этим великим историческим деятелям, которые стяжали славу нашему Отечеству, и посвящены викторины «История в лицах.VIII-XVIII вв.»

. Она направлены на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям, личностей, а также предполагают ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории России соотечественниками. Это императоры и великие князья, деятели культуры и деятели церкви, поэты и историки, государственные деятели и полководцы .

Викторина построена по принципу телевизионной игры «Умницы и умники», но условия ее немного изменены и адаптированы к школьным. В игре принимают участие три команды произвольной численности. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с правилами игры, дает список рекомендуемой литературы. После отборочного тура для участия в третьфинале каждая команда выдвигает по три лучших ученика (или это может сделать сам учитель ), из которых формируются игровые тройки. В каком именно третьфинале примет участие каждая команда решит жребий.

Можно сделать три отборочных тура, после каждого для продолжения игры в третьфиналах, выходят по три лучших игрока

Для выхода в третьфинал, а затем и в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса. «Красная дорожка» является самой короткой, содержит два вопроса и не дает права на ошибку. «Желтая дорожка» содержит три вопроса и позволяет участнику один раз ошибиться. «Зеленая дорожка» содержит четыре вопроса, на два из которых можно дать неправильный ответ. Побеждает игрок, первым достигший линии финиша. Если игрок дал неправильный ответ, то вопрос передается зрителям. Зрители за правильный ответ получают один орден умника, и в конце игры зрителю, набравшему больше всех орденов, вручается приз или выставляется оценка. В число зрителей входят игроки, не прошедшие отборочные туры.

На долю России выпало много тяжелых и опасных войн. Славной деятельности великих полководцев мы обязаны тем престижем великой державы, который имеет Россия в настоящее время, и первый тур посвящаем им.


Первый отборочный тур

Тема: «Великие полководцы»


Задание на выбор дорожки. (Команды выполняют на время одно и тоже задание: команда, первая выполнившая задание , имеет право первыми выбрать дорожку; Вторая – вторыми; третья команда соответственно ту дорожку, что останется).

Первый генералиссимус России. Царь очень ценил военачальника, удостоив

чести собственноручно отрезать ему бороду. Назовите его имя.

А) А.А Меншиков; б) А.С. Шеин; в) Ф.М. Апраксин.



Алексей Семенович Шеин.

«Зеленая дорожка»: Румянцев Петр Александрович



1.За какую блестящую победу П.А. Румянцев получил звание генерал-фельдмаршала и добавление к своей фамилии «Задунайский». (Битва при р. Кагул)

2.Он заставил трепетать великого полководца, короля Пруссии, который дал Румянцеву высокую оценку «Да будет герой этот долгое еще время ангелом –хранителем России». Назовите его имя. ( Фридрих Великий)

3.Кто из русских императоров в день смерти полководца велел ввести военный траур на три дня. (Павел I).

4. «……..не терпят, чтобы сносить присутствие неприятеля, стоящего в виду нас, не наступая на него»,- говорил П.А. Румянцев. О чем говорил полководец? (Слава и достоинство наше.)



«Желтая дорожка»: Суворов Александр Васильевич



1. Кто благославил 11-летнего Суворова в солдаты? («Арап Петра Великого», Абрам Ганнибал)

2.После какого события Екатерина II сказала А.В. Суворову: «Вы знаете, что я без очереди не произвожу в чины. Но вы сами произвели себя в фельдмаршалы».



(После взятия предместья Варшавы во время подавления восстания

Т.Костюшко).

3.Суворов с неодобрением встречал перемены в армии по образцу прусской, наступившие при Павле I. После одного высказывания Павел отправил А .В. Суворова в ссылку. Какие же слова не понравились Павлу I? («Русские прусских всегда бивали, что же тут перенимать»



«Красная дорожка»: Князь Александр Невский



1.Кто из татарских ханов мог произнести следующие слова: «Правду мне говорили мне о нем: нет князя, ему равного. Это враг опасный, сильный, умный». (Хан Батый)

2.По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, господствующим в египетской земле, по силе- с ветхозаветным судиею Самсоном, по мужеству- с древнеримским императором Веспасианом, а по уму - с израильским царем ..? .Назовите его имя? (Соломон)





Роль, сыгранная казачеством в общей драме русской истории, была огромна, и второй отборочный тур мы посвящаем казакам.
Второй отборочный тур.

«Герои казацкой вольницы».

Задание на выбор дорожки.

Какой русский царь, оценив казачью силу, впервые стал оказывать поддержку пограничному воинству, принимая казаков под свою руку?


А) Иван IV Грозный; б) Федор Иванович; в) Борис Годунов.

Иван IV Грозный.
«Зеленая дорожка». Ермак Тимофеевич



1.В 1579г. ватага казаков под предводительством Ермака была взята на

службу купцам. Назовите фамилию купцов. (Строгановы).

2. Казаки на сорока стругах, нагруженных запасом и продовольствием, двинулись

за Каменный Пояс. Что называли Каменным Поясом? (Уральские горы).

3.Ермак с казаками, разбив Кучума, покорил весь край до Оби, и только тогда

послал атамана Ивана Кольцо в Москву бить челом великому государю и

кланяться ему новым царством. О каком царстве идет речь? (Западная Сибирь).

4.Как отблагодарил Ермака царь Иван IV? (Подарил ему воинские доспехи).





«Желтая дорожка». Степан Тимофеевич Разин



1.Степан Разин всюду рассылал «прелестные письма», которые начинались

словами: «Не хочу быть царем, хочу…». Продолжите предложение. (..жить с



вами как брат).

2.В подавлении восстания С. Разина, царем был использован первый боевой

корабль. Как назывался этот корабль? («Орел»).

3.В крестьянской песне XVII века поется:



Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванью….Продолжите. (Стенька Разин).


«Красная дорожка». Емельян Иванович Пугачев



.Группа казаков подошла к стану Пугачева. Тот обратился к ним: «Соединяйтесь, детушки с моим воинством. Будьте верны мне, государю. Я ваш отец и царь ваш».

Каким царем представлялся Пугачев? (Императором Петром III).

2. Кто из русских поэтов ездил на Урал собирать пугачевский фольклор, общался с казаками, которые лично знали Пугачева? (А.С.Пушкин).




Фаворитизм – это оборотная сторона любой монархии. И хотя фаворитизм –зло для государства, среди знаменитых русских временщиков можно найти людей выдающихся, сделавших свои имена символами современных им эпох.
Третий отборочный тур

«Фавориты русского двора»

Задание на выбор дорожки.



Граф, фельдмаршал, фаворит Елизаветы Петровны, который помог взойти ей на престол, и с ним она тайно была обвенчана.

А) Г.Орлов; б)А.Разумовский ; в) И.Шувалов.



Алексей Петрович Разумовский.


«Зеленая дорожка». Александр Данилович Меншиков



1.Петр I говорил о нем: «.. в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в

плутовстве скончает жизнь свою; если не исправится,…». Продолжите.



(..быть ему без головы).

2.При Петре I стал светлейшим князем, при Екатерине I получил высшее

воинское звание. Назовите это звание.(Генералиссимус)

3.При следующем императоре лишен всех званий, наград, имущества, и

отправлен в ссылку. Назовите имя императора. (Петр II).

4.Кто написал о нем следующие строки?



И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин. (А.С.Пушкин)

Желтая дорожка”.Потемкин Григорий Александрович.

1.А.С.Пушкин писал: «Имя странного Потемкина будет отмечено рукой истории.

Ему мы обязаны..». Чем, по словам Пушкина, мы обязаны Потемкину? (Черным



морем).

2.Один из великих полководцев, его современник, так сказал о нем: «Он честный

человек, он добрый человек, он великий человек! Счастье мое за него умереть!».

Кто дал столь высокую оценку? (А.В.Суворов).

3.Руководил несколькими военными сражениями, получил титул князя

Таврического. За какие заслуги ему присвоен этот титул? (За присоединение и



освоение Крыма (Тавриды).
«Красная дорожка». Эрнст Иоганн Бирон



1.Малоизвестный период русской истории, когда ничтожный служитель(конюх)

крохотного двора курляндской герцогини Анны Иоанновны, неожиданно для всех

стал правителем Российской империи, получил название. Как называется этот

период? (Бироновщина).

2.Перед смертью Анна Иоанновна составила завещание, в котором не обидела

всесильного временщика. Кем же был назначен Бирон? (Регентом при императоре - младенце Иване VI Антоновиче).





Долгим и противоречивым был путь формирования России, не сама собой


появилась на свет эта великая страна, и в этот процесс князья и цари из

династии Рюриковичей внесли свой вклад.


Первый третьфинал

Тема: « Рюриковичи: от великих князей до царей».

Задание на выбор дорожки.




Русский князь, имевший прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается и сегодня. Совершил 83 дальних похода и надолго обезопасил Русь от разорительных набегов половцев. Назовите его имя.

А) Святослав; б) Владимир Мономах; в) Владимир Святой.



Владимир Мономах.



«Зеленая дорожка»: Князь Ярослав Мудрый



1.Летопись рассказывает об установлении Ярославом особого порядка наследования княжеской власти и вотчин. Назовите этот порядок наследования. (Ряд Ярослава)

2.Семнадцать статей сборника древних законов принадлежат перу Ярославу. Назовите первый свод письменных законов. («Русская Правда»)

3.Князь боролся против язычества, и следствием этого явилось…Продолжите предложение.(Избрание впервые русского монаха митрополитом)

4.Был грамотен и учредил первую школу, любил книги и для хранения книг учредил первое публичное хранилище книг. Как называется это хранилище? (Публичная библиотека).




«Желтая дорожка» : Князь Иван III Великий



1. В его царствование были приняты атрибуты царской власти. Назовите их. (Двуглавый орел в качестве герба и шапка Мономаха для обряда венчания).

2.К его титулу великого князя и государя прибавляются новые слова. Назовите их.



(Всея Руси).

3.Он пригласил знаменитого итальянского архитектора в Москву, и при нем была начата перестройка Кремля, были воздвигнуты Успенский и Благовещенский Собор.

Назовите имя архитектора. (Аристотель Фиорованти).


«Красная дорожка»: Царь Иван IV Грозный


1.Историк Н.М.Карамзин писал: «Может быть, это был своего рода великий человек, но только …..». Продолжите предложение. ( слишком рано явившийся России).

2. Иван IV отличался жестокостью. Первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нем господствовала формула. Назовите ее. ( «Царь указал, а бояре приговорили»)




В XVII в. утвердилась новая династия Романовых, а XVIII в. вошел в историю как эпоха женщин- императриц, в правление которых произошла самая настоящая “галантная революция”.



Второй третьфинал

Тема: «Романовы. От Тишайшего до эпохи императриц»

Задание на выбор дорожки:


В честь какой женщины Петр I учредил первый женский орден, в девизе которого можно было прочесть: «За любовь».


А) Екатерины I; б) Елизаветы ; в) Евдокии.

В честь своей супруги Екатерины I


«Зеленая дорожка»: Царь Алексей Михайлович



1.В.О. Ключевский: «Вступивший на престол после Михаила Романова его сын Алексей Михайлович прошел полный курс древнерусского образования под присмотром своего деда……». Назовите имя его деда. (Патриарх Филарет)

2.Английский историк Т. Карлейль написал о нем: «Подданные чтят его почти

наравне с..…». Наравне с кем чтят царя его подданные? (С Богом).

3.Историк С.М. Соловьев написал о нем : «Любимым развлечением царя была …»вите любимое развлечение царя.(Соколиная охота).

4.Алексей Михайлович имел прозвище «Тишайший», но именно время правление этого царя современники назвали . Как назвали время его правления?( «Бунташным веком»).


«Желтая дорожка»: Императрица Елизавета Петровна



1.Посаженная на трон гвардейскими полками, Елизавета поклялась никого не казнить, и клятву сдержала. Каким образом Елизавета сдержала свою клятву? (Отменила смертную казнь).

2. Однажды, неудачно покрасив волосы, она вынуждена была их сбрить, и чтобы придворные дамы не могли шутить над ней, она издала указ. Какой был издан указ.



(Указ предписывал придворным дамам обрить головы и надеть парики).

3. Бездетная императрица вынуждена была позаботиться о наследнике, и для этого

предприняла следующий шаг. Какой шаг предприняла Елизавета? Выписала из Голштинии своего племянника, будущего ПетраIII).



«Красная дорожка»: Императрица Екатерина II



1.Писатель А.П.Сумароков написал: «Петр дал нам бытие, Екатерина -…». Что же , по словам Сумарокова, дала России Екатерина. (Душу).

2.Период увлечения Екатерины идеями просвещения, период реформ, обусловленных заботой об «общественном благе» получил свое название. Назовите его. (Просвещенный абсолютизм).





Глядя на произведения изобразительного искусства XV-XVII вв. понимаешь: возник не просто национальный иконописный стиль, произошло нечто большее – родилось русское православие.

Третий третьфинал.

Тема: «Золотой век русской живописи».
В XVII в. иконопись стала все больше внимания уделять внутреннему индивидуальному миру человека. Это проявилось в работе иконописца…,

особенно в его иконе «Спас Нерукотворный». Назовите имя иконописца.

А) С.Ушаков; б) Д.Черный; в) И.Владимиров.

Симон Ушаков.

«Зеленая дорожка». Андрей Рублев





1. Философ П.А. Флоренский писал: «Есть «…..» Рублева, значит, есть Бог». О каком известном произведении идет речь? («Троица»)

2.Именем художника назван музей в Москве. Какой музей носит имя А. Рублева. (Музей древнерусской культуры ).

3.Предполагается, что он учился и работал в знаменитой стране, где и научился духовной живописи. Назовите эту страну. (Византия).

4.Помимо иконописи, А. Рублев делал зарисовки в книгах. Как называется данный жанр. (Книжная миниатюра).





«Желтая дорожка»: Феофан Грек

1.Историк Н.А. Федорова писала: «Византийский мастер в этой стране нашел вторую Родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению здешних людей». Где Ф. Грек нашел вторую Родину? (На Руси).

2.Благовещенский Собор Московского Кремля Ф. Грек расписывал вместе с другим художником. Назовите его имя. (А. Рублев).

3.Он появился в русских землях уже взрослым человеком. Что принесло известность Ф. Греку в Европе? (Роспись сорока каменных церквей в Византии).


«Красная дорожка» : Дионисий

1.Современники называли его лучшим и искуснейшим живописцем в Русской земле.Где хранятся его знаменитые иконы «Спас в силах», «Митрополит Алексей»?



(В Третьяковской галерее)

2.Дионисий дружил с выдающимися людьми своего времени, некоторые из них были его идейными противниками. Назовите этих людей. (Иосиф Волоцкий,



Нил Сорский).
«В трудные для церкви времена, Бог посылает на землю своих особых избранников»-писал архиепископ Никон о Сергии Радонежском, не подозревая , что XVII век готовит церковный раскол, и он сам будет главным действующим лицом.

Финал.

Тема: «Отцы святой церкви»

Задание для выбора дорожки.


Был первым русским по происхождению киевским митрополитом. Автор «Слова о законе и благодати». Назовите его.

А) Антоний; б) Филофей; в) Иларион.



Иларион

«Зеленая дорожка»: Сергий Радонежский



1.Сергий основал пустынь на берегу реки, которая впоследствии стала самым знаменитым и почитаемым в России монастырем. На берегу какой реки был основан монастырь? ( река Кончура)

2.По преданию, русский князь накануне важнейшей битвы получил его благославение.

Назовите имя князя .(Дмитрий Иванович накануне Куликовской битвы).

3. Русский царь, перед походом на Казань, ездил в Радонеж, чтобы поклониться мощам

Сергия Радонежского. Назовите имя царя. (Иван Грозный).

4.Философ Г.П.Федотов писал: «Вмешательство преподобного Сергия в судьбу молодого государства, благословение им национального дела было одним из оснований, почему чтили как небесного покровителя». О каком молодом государстве идет речь? (Московское государство).




«Желтая дорожка»: Протопоп Аввакум Петрович

1.Царь всегда спрашивал его благословения, и даже пригласил во дворец и предложил

место. Какое место ему было предложено? (Место Духовника царя)

2.Аввакум написал в своем «Житии»: «И привезше к Москве, отвезли под начал в Боровск». Где в Боровске в заточении находился Аввакум? (Пафнутьево-Боровский монастырь).

3. Среди его последователей была знаменитая боярыня, родственница царского семейства, сосланная в Боровск, героиня одноименной картины В.И. Сурикова, не отрекшаяся под страхом смерти от старообрядчества. Назовите ее имя.

( Боярыня Ф.П. Морозова).
«Красная дорожка»: Патриарх Никон



1.Его честолюбие простиралось настолько далеко, что он демонстративно

подчеркивал превосходство церковной власти над светской, называл себя так же,

как и царь. Как же величал себя Никон? (Великий государь).

2.Восемь лет продолжалась тяжба между патриархом и царем, завершившаяся

низложением патриарха. Какова дальнейшая судьба Никона? (Его отправили в монастырь простым монахом).



Викторина «История в лицах. XIX век »
Г.И.Чулков в своей книге «Императоры XIXв.» пишет, что обращение к психологическим портретам таких разных и непохожих императоров из

династии Романовых, вызвано желанием раскрыть «внутреннюю трагедию

павшей монархии».

Отборочный тур.

Тема: Императоры XIX века

Задание на выбор дорожки



Провозгласил себя гроссмейстером Мальтийского ордена, объявил войну Франции, отправил 40 полков донских казаков для завоевания Индии. Назовите имя этого императора.

А) Павел I; б) Николай I; В) Николай II.



Павел I



«Зеленая дорожка» : Император Александр I



1.М.М. Сперанский говорил, что Александр “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть….”. Продолжите предложение Сперанского. (управляемым).

2.А.С. Пушкин в своей эпиграмме на Александра I писал:



Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовой профессор!…..

Как вы понимаете последнюю строчку? ( Фрунт – парады, разводы, манервы. Любовь к ним Александра I была общеизвестна).

3.Александр I в разговоре с генералом П.М. Волконским в 1825г. сказал: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком…Я отслужил 15 лет, и солдату в этот срок дают отставку». Найдите в словах Александра I ошибку.( 25 лет - таков

был в России срок солдатской службы, почти столько же, к моменту разговора

с Волконским, правил и Александр I)

4.А.И. Герцен сравнил Александра I с героем трагедии В.Шекспира и назвал его

«коронованным…..». С каким шекспировским героем сравнил А.И. Герцен

императора? (с Гамлетом).



«Желтая дорожка»: Император Николай I



1.В его правление разработана национальная идея, основанная на принципах.

Назовите эти принципы.(Православие, самодержавие, народность).

2.К.В.Нессельроде пишет: «..император только отстаивал свой собственный дом,

утушая пожар у соседей..».Как вы понимаете его слова?(Он пишет об участии



России в подавлении революций в Европе).

3.Историк Б.Н.Чичерин пишет: «Из всех европейских государств одна Россия оставалась при….». Продолжите предложение.(при старых порядках)





«Красная дорожка»: Император Александр II



1 А.И.Герцен сказал о нем: «..Мы приветствуем его именем….. ». Продолжите предложение. (Освободителя).

2. Л. Гроссман пишет: «1880год. Царственный юбиляр принял своего «ближнего боярина» совершенно запросто в своей рабочей комнате ». Кто такие «царственный юбиляр» и «ближний боярин»?



( Александр II, праздновавший 25-летие вступления на престол и министр внутренних дел М.Т. Лорис- Меликов, которого завистники называли

«ближним боярином»).


В силу многих причин российская политическая система склонна к застою.

Реформаторам и передовым государственным деятелям в России было нелегко
Первый третьфинал.
Тема: Государственные деятели
Задание на выбор дорожки:

1.Николай I охотно назначал на государственные посты немцев, потому что после восстания декабристов опасался русского дворянства. Но среди перечисленных ниже немцев только одного можно назвать государственным деятелем в полном смысле этого слова. Назовите его.

А) А.Х. Бенкендорф; Б) П.А. Клейнмихель; в)Е.Ф. Канкрин.

: Е.Ф. Канкрин – министр финансов, автор денежной реформы в России.
«Зеленая дорожка»: Михаил Михайлович Сперанский



1.Государственный деятель А.А. Аракчеев говорил: «Если бы у меня была треть ума Сперанского, я был бы …….». Продолжите предложение. (великим человеком)

2.Во время эрфуртской встречи императором Александра I и Наполеона, последний под сильным впечатлением от беседы со Сперанским, сопровождавшим Александра,настолько высоко оценил достоинства реформатора, что спросил царя. Что же спросил Наполеон? («Не согласились бы Вы обменять этого молодого человека на любое королевство?»)

3.Известно, что Государственный Совет одобрил «Свод законов», а Николай I лично оценил работу М.М.Сперанского. Как оценил император деятельность Сперанского?( Снял с себя высший орден России – орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского).

4. П.А.Вяземский в эпиграмме назвал его жертвой обманчивого счастья…

Поясните, что хотел сказать П.А.Вяземский.( Сперанский начинал с конституционных проектов, затем находился

в изгнании, обвиненный в государственной измене, и закончил составлением «Свода законов» самодержавного государства).


«Желтая дорожка»: Александр Михайлович Горчаков



1.Из Записки министра иностранных дел России А.М. Горчакова императору Александру II «Берлинский конгресс есть самая блестящая страница в моей служебной карьере». Царь пометил на полях: «И в моей также». Найдите ошибку в документе.( не блестящая страница, а черная страница).

2.У русского дипломата А.М.Горчакова было прозвище «Бархатный канцлер».

Объясните, почему он получил такое необычное имя. (За умение использовать дипломатические средства вместо оружия, за результативность такой политики и был прозван «бархатный»).

3.Кто из поэтов, его лицейских друзей посвятил Горчакову строки:…Удел назначен нам неравный,



И розно наш оставим в жизни след.

Тебе рукой Фортуны своенравной

Указан путь и счастливый, и славный-

Моя стезя печальна и темна…(А.С. Пушкин).

«Красная дорожка»: Дмитрий Алексеевич Милютин



1.Канцлер Германии так оценил его деятельность: «Руководящим военным

министром, насколько таковой ныне имеется в России, стал Милютин».

Назовите имя канцлера, который дал высокую оценку Милютину.

(Отто фон Бисмарк)

2.С поста военного министра Д.А. Милютин был уволен по собственному желанию. Офицеры и генералы армии создали добровольный денежный фонд. С какой целью создан этот фонд? (Для учреждения стипендии его имени для выпускников юнкерских училищ).




Духовный образ России, быть может с наибольшей полнотой воплотился в русской поэзии. Часто поэты совмещали поэзию с другими видами деятельности.
Второй третьфинал

Тема: «Поэт в России больше чем поэт»

Вопрос для выбора дорожки:

Поэт, бывший крепостной, которого выкупили на деньги, вырученные от продажи портрета В.А. Жуковского, написанного художником К.И. Брюлловым.

А) Ф.И.Тютчев; б) Т.Г.Шевченко; в) Н.А.Некрасов.

Тарас Григорьевич Шевченко
«Зеленая дорожка»: Денис Васильевич Давыдов



1.Беседуя с 9-летним Денисом Давыдовым, великий русский полководец сказал:

«Этот по всем статьям будет военным. Я еще не умру, а он выиграет три сражения».

Какой полководец прозорливо сказал о будущем Давыдова. (А.В.Суворов).

2.Начинал юнкером, но затем был переведен из столицы в Киевскую губернию и

изгнан из гвардии. За какую провинность Давыдов попал в немилость?

(За свои политические басни).

3. В годы Отечественной войны 1812г. в стране ходил лист с описанием предмет Давыдова и резолюцией: «При задержании – расстрелять на месте». Кто наложил

столь суровую резолюцию? (Наполеон Бонапарт).

4.По его инициативе в 1839г. был перезахоронен на Бородинском поле генерал, геройски погибший во время Бородинской битвы, адъютантом у которого служилДенис Давыдов. ( П.И.Багратион).



«Желтая дорожка»: Вильгельм Карлович Кюхельбекер

1.Учился в Царском Лицее, затем стал преподавателем благородного пансиона.

Состоял в качестве домашнего учителя при мальчике, ставшем впоследствии великим композитором, основоположнике русской национальной музыки. Назовите имя воспитанника Кюхельбекера.( Михаил Глинка).

2. За участие в восстании отбыл десятилетний тюремный срок выслан на вечное поселение в Сибирь. О каком восстании идет речь? ( Восстание декабристов



14 декабря 1825года)

3.Первая строчка последнего в жизни стихотворения: «Горька судьба …..всех земель»

О чьей горькой судьбе идет речь в стихотворении Кюхельбекера? (Поэтов).
«Красная дорожка»: Василий Андреевич Жуковский



1.В 1812г. добровольно записался в ополчение и, находясь в Тарутинском лагере,

написал самое известное свое стихотворение об Отечественной войне. Назовите его.



( «Певец во стане русских воинов»).

2. В.А.Жуковский долго находился на государственной службе, и главной

своей обязанностью, своим долгом считал….Продолжите предложение.

(Воспитание будущего императора, наследника Александра II ).



Мироощущение русского народа насквозь музыкально, и его разнообразный опыт выразился в бесконечном множестве музыкальных тем и произведений.
Третий третьфинал

Тема: «Гордость русской музыки»

Задание на выбор дорожки:



Он первый создал неувядаемые образцы новой национальной русской музыки,

Написал ряд замечательных романсов, среди них: «Я помню чудное мгновенье».

Назовите имя композитора.

А) А.С. Даргомыжский; б) М.И. Глинка; в) А.А.Алябьев.



Михаил Иванович Глинка



«Зеленая дорожка»: Николай Андреевич Римский – Корсаков.

1.Закончив Петербургский морской корпус, стал мечтать о повторении пути адмирала и путешественника И.П. Крузенштерна. И один подвиг ему удалось повторить. О чем идет речь? ( Об участии в кругосветном путешествии).

2.За годы жизни создал 15 опер, среди них две – по произведениям Н.В.Гоголя.

Назовите их. («Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством»).

3.Был исключен из профессоров Петербургской консерватории. Укажите причину изгнанья. ( За критику государственных порядков).

4.Он привел в порядок рукописи незаконченной оперы «Хованщина», принадлежащее другому композитору, по возможности доработав его произведение. Кому принадлежала опера «Хованщина»? ( М.П. Мусоргскому, который умер,



не закончив оперу).
«Желтая дорожка»: Петр Ильич Чайковский



1.Композитор С.В. Рахманинов: «Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как…..». Продолжите предложение. («…очень немногие»).

2.П.И.Чайковский хотя и занимался музыкой с 5лет, посвятить себя любимому занятию решился не сразу. Когда же это произошло? (Когда служил в министерстве чиновником).

3. Среди главных произведений композитора - оперы, написанные по произведениям А.С.Пушкина. Назовите их. ( «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»)



«Красная дорожка»: Модест Петрович Мусоргский



1.Историк искусств В.В.Стасов писал: «Мусоргский умер, далеко не выполнив всего, что обещала богатая его натура, но и далеко не вполне оцененный своим Отечеством.

И одно из величайших творений композитора..».О каком произведении идет речь?



(Опера «Борис Годунов»).

2.В последние дни жизни, которые композитор провел в военном госпитале,

известный художник написал знаменитый портрет М.П. Мусоргского.

Назовите имя художника. (Илья Ефимович Репин).




«Все, - вспоминал Пушкин, - даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом..».
Финал

Тема: «Колумбы российских древностей». Русские историки

Вопрос для выбора дорожки: Историк, заведовал кафедрой русской истории в Московском университете, Издавал журнал «Московитянин». Назовите его имя. Михаил Петрович Погодин.

«Зеленая дорожка»: Николай Михайлович Карамзин



1.После назначения Н.М. Карамзина на должность официального историографа

он делал обязательные светские визиты. В одном из домов, не застав хозяина, он приказал лакею записать свое имя и звание: «Историограф Карамзин». Потом полюбопытствовал как лакей записал, и, взяв книгу визитов, прочел:..Что же прочел Карамзин в книге визитов? ( Карамзин, граф истории).

2.В записке «О древней и новой России» Карамзин написал: «России нужны 50 дельных губернаторов, а не…..».Продолжите предложение. (Конституция).

3.Его главный труд А.С.Пушкин оценил как «не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». О каком труде идет речь? (Об «Истории Государства Российского» в 12 томах).

4.В.О. Ключевский писал о нем: «Конечно, он много помог русским людям лучше понимать свое прошлое; но еще больше он заставил…».Продолжите предложение.

(..любить его).



«Желтая дорожка»: Василий Осипович Ключевский

1.Ключевский вел тихую размеренную жизнь кабинетного ученого. Он говорил:

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события - …». Продолжите предложение. (..мысли).

2.Он писал : «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а

только…..». Продолжите предложение. (..наказывает за незнание урока )

3.Преподавал историю сыну Александра III Георгию, но выступление в память царя в

1894году закончилось для него неожиданно. Каким образом завершилось его выступление? ( Закончилось провалом – студенты освистали его).
«Красная дорожка»: Сергей Михайлович Соловьев

1.Профессиональных историков давно уже не удовлетворял труд Н.М. Карамзина, так как было выявлено много новых источников по истории России, поэтому в 1851г. вышел первый том истории С.М. Соловьева. Как называлось новое произведение по истории? ( «История России с древнейших времен »).

2.Учился в Московском университете , 34 года преподавал в нем, а 6 лет был….

Кем же был С.М. Соловьев 6 лет в Московском университете? ( Ректором университета).


Литература

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1991.

Рыжов К.В. Сто великих Россиян. М., «Вече», 2000

Каргалов В.В. Полководцы .XVII век. М., «Патриот», 1990.

Чулков Г.И. Забытая книга. Императоры XIXв. М.,1993.

Степанищев А.Т. Дидактические материалы. 300 задач по истории с древнейших времен до наших дней. М., «Дрофа», 1999.

Ляшенко Л.М. Дидактические материалы. История России. 19век. М., «Дрофа», 2000

Шегало Н.Б. История Отечества. М., ТЕИС, 1998.

Соловьев Вс.С. Капитан гренадерской роты. М., 1990.

История СССР в художественно- исторических образах с древнейших времен

До конца 18в. под ред. А.В.Шестакова. М., 1985.




Чем хуже у тебя идут дела, тем лучше ты должен одеваться. Английское изречение
ещё >>