Исторические эпохи казачества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исторические деятели эпохи в оценке Толстого: Кутузов и Наполеон 1 28.49kb.
Государственная символика в культуре казачества восточных окраин... 1 81.59kb.
Развитие казачества в современном российском обществе (социальный... 3 631.09kb.
Классный час «Возрождение казачества это не ребячество» 1 126.56kb.
Из истории казачества у истоков казачества 1 31.75kb.
Викторина «Из древности земля» 1 42.85kb.
Мир казачества 11 2022.3kb.
Казачьему роду нет переводу! (Очерки истории казачества) 16 3171.49kb.
Тема№1 История экономики как наука 1 38.01kb.
Литературоведение как наука 1 261.62kb.
Город Японии Нара 1 170.2kb.
Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников» 1 49.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исторические эпохи казачества - страница №1/1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА

Исторический путь казачества не является обособленным от всего окружавшего мира всех веков и эпох, начиная с появления имени казака на исторической сцене и кончая нашей современностью. И как менялись события этих веков и эпох, так менялись и исторические эпохи казачества. Силой и ходом этих событий и исторических перемен, казачество на своем жизненном пути, конечно, отражало и отвечало непредотвратимым требованиям в веках своего существования.

В древние века этого своего существования казаки были теми «богатырями» былинного народного эпоса, которые охраняли свои степные просторы, а с ними и Русь, от басурманского «идолища поганого» и находились в постоянной борьбе с кочевниками южных степей. И недаром в русских народных былинах Илья Муромец именуется «старым матерым казаком» (из 201 былины в 132-х из них) и даже богатырь Добрыня Никитич часто называется «дончаком». В некоторых же былинах Илья Муромец прямо называется «донским казаком».

Если бы даже это наименование Ильи Муромца казаком и не отвечало исторической достоверности, то, во всяком случае, оно говорило о сознании русского народа спасительной роли казачества той древней эпохи. А эта спасительная роль, конечно, в большой мере обеспечила формирование Московского царства и его конечное закрепление на своих исторических позициях.

Но, роль казачества, как охранителя южных степей Руси от набегов диких орд кочевников, не ограничивалось только сторожевой службой: казаки были и защитниками веры православной, воюя за веру своих отцов и русских братьев еще в битве на Калке, на Куликовом поле, как и в последующие века борьбы с Речью Посполитой и Турцией. Могущество этих противников казачьего православия было тогда в значительной степени ослаблено казачьей силой, а в борьбе с Польшей эпохи Смутного Времени этот казачий отпор «ляхам» кончился избранием московского царя, предопределенным воинской силой атамана Межакова.

С этого времени началась новая эпоха истории русского народа, а с ней через полвека и новая эпоха казачества: казаки, как донские, так и запорожские, вошли в состав Московского государства. За ним последовали Яицкое, Терское и остальные казачьи Войска.

Это вхождение казачества в Московское государство, однако, не исключало его бытового уклада и самоуправления и своей вольностью привлекало к себе не только симпатии закрепощенных масс русского крестьянства, но и пополняло свои ряды русскими людьми, не хотевшими быть «рваной ноздрей» крепостнического быта Руси, чем и воспользовался Степан Разин в своих призывах к освобождению от крепостнической зависимости. И только в 1723 году с упразднением Петром Великим казачьей вольности, настает для казачества эпоха перехода его на положение военного сословия, переведенного из Посольского Приказа с «зимовыми станицами» в «Военную Коллегию», но с сохранением формы казачьей, оружия и станичного самоуправления. В 1835 году официально было установлено «Военное сословие» казаков, переименованное в 1875 году в «Казачье сословие».

С наступлением этой эпохи служения Российской Империи казачество не мыслило себя не только противником общеимперской идеи Русского государства, но и в зародыше не имело сепаратистских тенденций современного толка. Если и была мечта о восстановлении выборного начала атаманской власти, то она никаким образом не выявлялась в каких то «политических требованиях» революционного порядка и брожения. И казаки всех Войск приняли участие в строительстве Империи, как на бранных полях, так и в государственной жизни общей Родины. Исключением были «некрасовцы», но они ушли в Турцию еще в 1709 году. Да и образование Казачьих Войск — Астраханского (1776 год), Забайкальского (1858 год), Амурского (1858 год), Уссурийского (1883 год), Семиреченского (1867 год) и Оренбургского (1736 год) — говорит о полном слиянии жизни казачества с исторической жизнью Российской империи, рубежи которой охраняли эти Войска.

Подвиги казаков в военной истории России известны каждому казаку, как известно и каждому русскому человеку блистательное участие казаков атамана Платова в окончательном разгроме наполеоновских полчищ. А когда император Павел I объявил Донскому Войску о походе на Индию, все казачьи полки послушно двинулись в зимнюю стужу на восток. И во всех остальных войнах России казачьи Войска, как известно, покрыли славой не только свое оружие, но и оружие всей русской армии.

Что касается участия казачества в государственной жизни России ее имперской эпохи, то здесь страницы русской истории носят славные имена казаков во всех областях культурной жизни страны, начиная со штурмана Челюскина (1776 год) и кончая участием казаков в художестве, литературе, государственной деятельности, театре и во всех научных категориях.

Это участие казачества в строительстве Империи, ее величия, славы и могущества было оценено с одной стороны по достоинству всеми императорами, а с другой стороны вызвало вражду назревавших революционных кругов русского общества, наделившего казаков кличкой «нагаечников» и «царских опричников». Подавление революционных вспышек казаками вызвало уже не вражду, а просто ненависть к казакам революционной демократии. Верное присяге, казачество, в своей психологии вековой зашиты православия, видело в назревавшем атеизме революционной интеллигенции борьбу с православным царством, олицетворявшемся в русском царе, и, не вдаваясь в оценку политических программ будущих революций (приведших к гибели и России и казачества), стояло на стороне Империи, как хранительницы православия, за которое казаки клали свои головы, начиная с Куликова поля, поднеся чудотворную икону Божьей Матери Донской великому князю Димитрию Донскому.

Вековой инстинкт и государственный разум казачества привели его в 1917 году к той же борьбе за веру и быт казачий, которую казаки вели во все века своего исторического бытия.

Наконец наступил период той исторической эпохи, который начался с гражданской войны. В психике казака укоренено сознание не уступать ни пяди той земли, на которой он родился, жил и трудился веками. Море крови пролили казаки за свой родимый край, превратив голые степи и пустыри прошлых веков в цветущие края. И борьба с большевизмом была продолжением боевой казачьей традиции охраны рубежей сначала Руси, а потом и России. И казаки знали, что земли казачьи были закреплены за ними русскими царями и императорами. С гибелью Российской Империи погибало и самобытное казачество.

Наступила новая эпоха ухода с Дона и пребывание в разных краях на чужбине. Но эта эпоха на чужбине принесла и новые понятия о той военной силе, которой гордилось казачество во все века своего существования, — понятие воинской конницы исчезло в составе вооруженных сил всех великих держав. Кавалерийские полки стали теперь моторизованными частями современных армий. Конница отошла в историческую вечность. Казак был конным воином. Теперь понятие конного воина не существует. И как будто на этом кончается историческое воинское бытие казачества.

Но кроме воинского бытия у казаков было и осталось сознание незыблемости своего казачьего быта, уклада жизни, наполненного истинной, а не ложной демократичности, выкованной в вековом казачьем братстве, при котором казак — казаку всегда брат, какого бы он общественного или социального положения ни был. Ведь казачество являлось феноменом русской истории, не зная рабства крепостной зависимости, не зная 300-летнего татарского ига, заковавшего психику остального русского народа во мгле тяжкого даннического существования.

И теперь, в эту чужбинную эпоху своего существования, единственной целью казачества является сохранение своего свободолюбивого духа, своих казачьих традиций и своего его имени казака, уничтоженного в его родимом крае ненавистниками Казачества в лице советской власти.



Профессор П. Маргушин. США.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 64. Май-июнь 1966 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 1-2).




Исследования общественного мнения базируются на ложной предпосылке, что общественность имеет мнение. Тото
ещё >>