Историческая семасиология в этнокультурном аспекте - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Журналистика в этнокультурном взаимодействии 4 курс, дневное отделение... 1 8.28kb.
1. Лексикология 1 196.49kb.
Её отношение Православной Церкви к инославию в аспекте благодатности... 3 423.59kb.
Советская историческая наука середины ХХ века: синтез трех поколений... 4 602.53kb.
Военно-историческая реконструкция «Холмский котел», 21—22 февраля... 1 24.8kb.
«Спиридон Солнцеворот» (Сладкая сказка) Историческая справка 1 52.85kb.
К вопросу о гендерном аспекте депортации, «трудармии» и спецпоселения... 1 45.2kb.
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History... 1 328.79kb.
«Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» : историческая, фольклорная, нравственная... 1 69.52kb.
Контрольная работа является неотъемлемой частью курса. Допуск к экзаменационному... 1 131.27kb.
Программа спецкурса «История экономической мысли в демографическом... 1 31.82kb.
Учебное пособие, часть 1 тема 1 Религия, ее сущность и структура 1 332.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Историческая семасиология в этнокультурном аспекте - страница №1/1



Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕМАСИОЛОГИЯ

В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ
Учебная программа для специальности

1-21 05 02 Русская филология

(специализация 1-21 05 02 01 «Языкознание»)

2010


Составитель:

Е.И. Холявко — доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат филологических наук, доцент.


Рецензенты:

А.А. Станкевич — зав. кафедрой белорусского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины», доктор филологических наук, профессор;

С.Б. Кураш — заведующий кафедрой русского языка УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина», кандидат филологических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой русского, общего и славянского языкознания УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 2010_);
Методическим советом филологического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № _9_ от _19_ __мая__ 2010_);

Ответственный за редакцию: Е.И. Холявко

Ответственный за выпуск: Е.И. Холявко
Пояснительная записка
Материал спецкурса «Историческая семасиология в этнокультурном аспекте» позволяет исследовать языковые факты в историко-культурном контексте, рассматривать лексику сквозь призму этнопсихологии и мифологии, приобщиться к истокам народной духовной культуры, увидеть в слове продукт архаического миросозерцания. При изучении данного спецкурса студенты приобретут навыки семантической реконструкции, восстановления утраченных смысловых связей между генетически едиными лексемами, выделения в семемном составе архи- и архесем, описания семантической структуры слова.

Целью спецкурса является овладение основами семантического развития слов, функционирующих в русском и белорусском языках. Для изучения отобраны такие языковые единицы русского, в семантической эволюции которых ключевую роль сыграл этнокультурный компонент. Задачи спецкурса:

- ознакомление с основной проблематикой современной семасиологии;

- изучение основных понятий исторической семасиологии и этнолингвистики;

- исследование роли этнокультурного компонента в развитии семантики слова;

- формирование навыков семантической реконструкции.

В результате изучения спецкурса студент должен знать

- этапы развития исторической семасиологии;

- исторические законы семасиологии;

- роль этнолингвистического компонента в формировании семантики слова;

- факторы взаимодействия языка и культуры.

Студент должен уметь

- использовать теоретические сведения, полученные при работе с научной литературой, для анализа конкретных языковых фактов, объяснения причин языковых изменений;

- реконструировать семантику современных русских языковых единиц;

- восстанавливать утраченные смысловые связи между генетически едиными лексемами и комментировать семантические изменения;

- описывать семантическую структуру слова.

Студент должен владеть

- основными понятиями исторической семасиологии и этнолингвистики;

- базовыми лингвистическими понятиями;

- основами сравнительно-исторического анализа лингвистических фактов;

- методикой описания семантической структуры слова.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким курсам, как «Славянская мифология», «Современный русский язык», «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка».

Спецкурс «Историческая семасиология в этнокультурном аспекте» предназначен для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Русская филология» специализации «Языкознание» дневной формы обучения.

Общее количество часов – 110; аудиторное количество часов — 68, из них: лекции — 36, практические занятия — 18, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — 14. Форма отчётности — зачет и зачет.

Примерный тематический план




№ п/п

Название темы

Лекции

Практические

Семинары

Лабораторные занятия

СУРС

Всего



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ




















1.

Взаимодействие языка и культуры


2













2

2.

Предмет исторической семасиологии


2

2










4

3.

Этнопсихологические основы формирования семантики цвета


2

2










4

4.

Значимость идеи целостности для архаического мировосприятия

2

2










4

5.

Отражение неконвенционального отношения к языковому знаку в семантике слова

4

2










6

6.

Лексемы, отражающие особенности русского национального характера

2

2










4

7.

Лексемы, отражающие христианский нравственный идеал

4

2










6




Раздел 2. ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ КУЛЬТОВ В ЛЕКСИКЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА



















1.

Культ предков и его значение для народной духовной культуры

2

2







2

6

2.

Культ огня и света

2

2







2

6

3.

Дуалистический анимизм и его роль в формировании лексики и фразеологии

2










2

4

4.

Зоолатрия и фитолатрия

2










2

4




Раздел3 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИКИ НА ОСНОВЕ БИНАРНЫХ ОППОЗИЦИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ АРХАИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ



















1.

Отражение оппозиции свой - чужой в лексике современного русского языка

2










2

4

2.

Формирование переносной семантики на основе оппозиции прямой- кривой

4













4

3.

Оппозиция правый – левый

2

2







2

6

4.

Отражение оппозиции четный- нечетный, мужской- женский в народных традициях, формулах этикета, в лексике русского языка

2










2

4




Итого

36

18







14

68


Содержание учебного материала



Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ
Тема 1 Взаимодействие языка и культуры

Языковая картина мира и культура. Связь мифа с языком и другими явлениями культуры. Мифологическое мышление и его роль в развитии языка. Миф и метафора. Лексическая семантика и семантическая реконструкция.



Тема 2 Предмет исторической семасиологии

Задачи исторической семасиологии. Основная проблематика. Этапы развития исторической семасиологии. Связь с другими научными дисциплинами. Исторические законы семасиологии, сформулированные М.М. Покровским.


Тема 3 Этнопсихологические основы формирования семантики цвета

Внутренняя форма цветовых прилагательных. Основные семантические модели. Происхождение некоторых фразеологизмов с компонентами цветообозначениями. Эволюция цветовой семантики. Цветовые прилагательные в «Слове о полку Игореве». Символика цветовых прилагательных в произведениях русских писателей.


Тема 4 Значимость идеи целостности для архаического мировосприятия

Вербальные и невербальные способы выражения идеи целостности в современных коммуникативных актах. Ритуальные функции поцелуя. Целительная сила поцелуя. Обоснование генетических связей лексем с исходным корнем *cel-.


Тема 5 Отражение неконвенционального отношения к языковому знаку в семантике слова

Вера в духовную силу написанного знака и звучащего слова. История семантики лексем, обозначающих понятия буква, слово. Лингвокультурологический комментарий. Фасцинирующее воздействие речи. Его отражение в семантике современных слов.


Тема 6 Лексемы, отражающие особенности русского национального характера

Особенности русского национального характера. Основные концепты. Лексические средства выражения понятий воля, счастье, судьба. Мифологические истоки семантики. Эволюция концептуальной семантики.



Тема 7 Лексемы, отражающие христианский нравственный идеал

Взаимосвязь языка и религии. Следы христианского влияния в семантике современных слов. Христианский нравственный идеал и лексическая семантика. Культурная семантика и семантическая реконструкция. Лексические средства выражения понятий совесть, смирение, любовь.


Раздел 2 ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ КУЛЬТОВ В ЛЕКСИКЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема 1 Культ предков и его значение для народной духовной культуры

Своеобразие коннотаций лексем, связанных с данным культом. Внутренняя форма и вторичная семантика названий-древнейших терминов родства и свойства. Лексемы с этимологическим корнем род-. Происхождение устойчивых выражений с компонентом чур.



Тема 2 Культ огня и света

Место культа огня и света в народной духовной культуре. Отражение мифологических функций огня в переносной семантике языковых единиц. Своеобразие коннотаций. Взаимосвязь культа огня с культом воды. Отражение этой взаимосвязи в семантике современных слов. Развитие вторичных семантических связей в словообразовательных гнездах с исходными корнями *gor-/*gar-, *kup-, *kres-, *kras-. Обоснование генетического единства лексем лысый, луна, луч.


Тема 3 Дуалистический анимизм и его роль в формировании лексики и фразеологии

Названия мифологических персонажей. Происхождение затемненных лексем. Особенности переносной семантики. Своеобразие коннотаций. Наименование лиц, занимающихся магической деятельностью.


Тема 4 Зоолатрия и фитолатрия

Место в народной духовной культуре. Отражение обрядовых функций отдельных животных и растений в семантике русского слова. Культурная семантика и семантическая реконструкция. Своеобразие коннотаций. Особенности вторичной семантики.


Раздел 3 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИКИ НА ОСНОВЕ БИНАРНЫХ ОППОЗИЦИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ АРХАИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Тема 1 Отражение оппозиции свой - чужой в лексике современного русского языка

Отражение оппозиции свой - чужой в фольклоре. Научные исследования О.Н. Трубачева. Лексемы с исходным значением ‘свой’, ‘чужой’. Вторичная семантика. Формирование семы свободы, чуда в эволюции семантики родственных слов.


Тема 2 Формирование переносной семантики на основе оппозиции прямой- кривой

Место оппозиции в народной духовной культуре. Основные направления семантического развития лексем с исходным значением кривизны. Лексемы со значением ‘болеть, умирать’, ‘подчинять своей воле', ‘пьянствовать’, ‘лгать’, ‘упрямиться’, ‘лениться’, ‘скупиться’. Абстрактная лексика, сложившаяся на основе представлений о кривизне, изогнутости. Мифологическая значимость узла. Соотнесение завязывания узла с другими магическими действиями. Отражение магического завязывания в семантике русского слова. Лексика, связанная с любовно-брачными отношениями.


Тема 3 Оппозиция правый – левый

Отражение оппозиции в народных традициях, поверьях, приметах и в языке. Этимологические гипотезы. Семантическая эволюция базовых прилагательных. Вторичная семантика. Отражение полисемичного потенциала на судьбе дериватов.


Тема 4 Отражение оппозиции четный- нечетный, мужской- женский в народных традициях, формулах этикета, в лексике русского языка

Обзор научных работ Н.И. Толстого, В.В. Иванова, В.Н. Топорова. Краткие сведения из нумерологии. Семантика производных единиц с этимологическим корнем *lik-. Формирование любовно-брачной семантики. Лексическая семантика и семантическая реконструкция.



Информационно-методическая часть




Примерный перечень практических занятий





  1. Предмет исторической семасиологии.

  2. Этнопсихологические основы формирования семантики цвета.

  3. Значимость идеи целостности для архаического мировосприятия.

4. Отражение неконвенционального отношения к языковому знаку в семантике слова.

5. Лексемы, отражающие особенности русского национального характера.

6. Лексемы, отражающие христианский нравственный идеал.

7. Культ предков и его значение для народной духовной культуры.

8. Культ огня и света.

9. Оппозиция правый – левый.




Рекомендуемые формы контроля знаний





  1. Реферативные работы


Рекомендуемые темы реферативных работ





  1. Культ предков и его значение для народной духовной культуры.

  2. Культ огня и света.

  3. Дуалистический анимизм и его роль в формировании лексики и фразеологии.

  4. Зоолатрия и фитолатрия.

  5. Отражение оппозиции свой - чужой в лексике современного русского языка.

  6. Оппозиция правый – левый.

  7. Отражение оппозиции четный - нечетный, мужской - женский в народных традициях, формулах этикета, в лексике русского языка.


Рекомендуемая литература



Основная

  1. Афанасьев, А.Н. Древо жизни / А.Н. Афанасьев.- М.: Современник, 1982. – 464 с.

  2. Будагов, Р.А. История слов в истории общества / Р.А. Будагов.- М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 429 с.

  3. Валодзіна, Т.В. Семантыка рэчаў у духоўнай спадчыне беларусаў / Т.В. Валодзіна.- Мн.: Тэхналогія, 1999. – 167 с.

  4. Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая.- М.: Наука, 1978. – 105 с.

  5. Иванов, В.В., Топоров, В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. -- М.: Наука, 1974. –342 с.

  6. Иванов, В.В., Топоров, В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: Древний период / В.В. Иванов, В.Н. Топоров.-- М.: Наука, 1965. – 251 с.

  7. Коваль, В.И. Восточнославянская этнофразеология: Деривация, семантика, происхождение / В.И. Коваль.- Гомель, 1998. – 213 с.

  8. Коваль, У.І. Чым адгукаецца слова / У. І. Коваль. – Мн.: Народная асвета, 1994.—48 с.

  9. Коваль, У.І. Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы / У. І. Коваль. - Гомель, 1995. – 180 с.

  10. Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси / В.В. Колесов.- Л.: ЛГУ, 1986. – 311 с.

  11. Ларин, Б.А. История русского языка и общее языкознание Б.А. Ларин. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.

  12. Маслова, В.А. Введение в лингвокультурологию / В.А. Маслова. – М.: Наследие, 1997. – 207 с.

  13. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т.- М.: Советская энциклопедия, 1987-1988.

  14. Мокиенко, В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии / В.М. Мокиенко. – М.: Наука: Флинта, 2007. – 464 с.

  15. Носова, Г.А. Язычество в православии / Г.А. Язычество в православии. – М.: Наука,1975. – 152 с.

  16. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию / М.М. Покровский. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 382 с.

  17. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1975. – 147 с.

  18. Потебня, А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. – М.: Правда, 1989. – 622 с.

  19. Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976. – 380 с.

  20. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки В.Я. Пропп. – Л.: ЛГУ, 1986. – 364 с.

  21. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М: Наука, 1987. – 783 с.

  22. Толстой, Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый-левый, мужской-женский / Н.И. Толстой // Языки культуры и проблемы переводимости. – М.: Наука, 1987. – С.169-183.

  23. Толстой, Н.И., Толстая, С.М. К реконструкции древнеславянской духовной культуры (лингво-географический аспект) / Н.И. Толстой, С.М. Толстая // Славянское языкознание. VIII Межд. съезд славистов. Доклады сов. делегации. – М.: Наука, 1978. – С.364-385.

  24. Трубачев, О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования / О.Н. Трубачев. – М.: Наука, 1991. – 269 с.

  25. Холявко, Е.И. Отражение мотива кривизны во вторичной семантике русского и белорусского слова / Е.И. Холявко. – Гомель, 2002. – 176 с.


Дополнительная

  1. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре / А.К. Байбурин. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.

  2. Валодзіна, Т.В. Дыхатамія “свой-чужы” ў сферы ўяўленняў наіўнай антрапалогіі / Т.В. Валодзіна // ХІІІ Міжнародны з'езд славістаў (Любляна, 2003). Даклады беларускай дэлегацыи. – Мн: Беларуская навука, 2003. – 39 с.

  3. Керлот, Х.Э. Словарь символов / Х.Э. Керлот.– М.: REFL-book, 1994. – 608 с.

  4. Левкиевская, Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура / Е.Е. Левкиевская. – М.: Индрик, 2002. – 336 с.

  5. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Картина мира и миры образов / М.М. Маковский. – М., 1996. – 416 с.

  6. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. – М.: Наука, 1988. — 216 с.

  7. Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н. Караулов, Ю.С. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. – Кн. 1–6. – М., 1994–1998.

  8. Словарь образных выражений русского языка / под ред. В.Н. Телия. – М.: Отечество, 1995. – 368 с.

  9. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е испр. и доп. / Ю.С. Степанов. – М.: Академический Проект, 2004. – 992 с.

  10. Толстая, С.М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе / С.М. Толстая. – М.: Индрик, 2008. – 528 с.

  11. Толстой, Н.И. Очерки славянского язычества / Н.И. Толстой. – М.: Индрик, 2003. – 622 с.








Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое. Альфонс Карр
ещё >>