Исследовательская работа ученицы 8 класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа ученицы 1 «А» класса мобу сош №4 Трофименко... 1 73.91kb.
Исследовательская работа Сотова Анастасия, Бестужева Марина ученицы... 1 54.28kb.
Научно-практическая работа по английскому языку Тема: The Olympic... 1 161.63kb.
Исследовательская работа ученицы 9 класса гбоу гимназии №1505 города... 1 268.32kb.
Исследовательская работа Зубковой Кристины Олеговны, ученицы 9 класса... 1 111.28kb.
Исследовательская работа ученицы 10 класса школы 1505 города Москва... 1 153.58kb.
Исследовательская работа ученицы 10 класса гбоу сош №887 города Москвы... 1 359.69kb.
Исследовательская работа ученицы 7 класса школы 1 177.84kb.
Исследовательская работа ученицы 9Б класса Юдиной Светланы 1 213.73kb.
Исследовательская работа ученицы 10 класса школы №4 города Онега... 1 169.8kb.
Исследовательская работа Хоборовой Карины, ученицы 7 класса «Б» Батищева... 1 224.3kb.
Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического... 1 61.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа ученицы 8 класса - страница №1/1



Открытая научно-практическая конференция

для учащихся 6-11 классов "Вышгрод-2012"

Маркеловские чтения



«КОСТРОМСКАЯ СНЕГУРОЧКА»

Исследовательская работа

ученицы 8 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы», 8 класс

Усиковой Дарьи


Научные руководители:

Лищук Надежда Егоровна, учитель географии, почетный работник общего образования РФ; Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы

Виноградова Светлана Вячеславовна, учитель физики, педагог – психолог; Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы



2012


Оглавление

Стр.


  1. Введение 3

  2. Основная часть 4 – 8

- «Кострома - родина Снегурочки» 4 – 5

- Практическая часть 6 – 8

А) «Приезжайте в гости к нам» 6 – 7

В) Интерактивные игры 7 – 8



III. Заключение 9

  1. Список использованной литературы 10

  2. Приложение 11 - 16



Введение

Я живу в древнем русском городе - Костроме. В 2012 году Кострома будет отмечать очередной юбилей – 860 лет. Благодаря такому солидному возрасту в городе много памятников истории. Это Ипатьевский монастырь и Богоявленский собор, памятники Ивану Сусанину, музей Деревянного зодчества, реки Волга и Кострома. Но главное то, что в нашем городе живёт Снегурочка. Несколько лет в Костроме выбирают главную Снегурочку страны. На конкурс приезжают Снегурочки из разных городов. После этого она поселяется в своей резиденции в усадьбе Щелыково. В нашем городе у неё есть свой терем и гостиная. Она очень любит встречаться с детьми. Перед каждым новым годом мы первыми вместе со Снегурочкой встречаем главного Деда Мороза страны. Только после посещения усадьбы Щелыкова они вместе отправляются путешествовать по стране и на главную ёлку страны. В последние годы образ Снегурочки стал брендом нашего города. «Приобретение бренда позволит продвигать имидж Костромы далеко за ее пределами, выглядеть нашему городу достойно не только на региональном, но и на федеральном уровне» - сказала заместитель мэра города Юлия Смирнова. Реализация торговой марки также будет направлена на развитие сферы туристических услуг. Ведь именно туризм является одной из перспективных отраслей экономики города. Зарегистрированный бренд станет не просто красивой сказкой, он будет реальным финансовым аспектом в развитии нашего города, позволяющим увеличить доходную часть бюджета города, а также привлечет дополнительные инвестиции на рынок туристических услуг. Кроме бренда, присутствующим был представлен и одноименный городской туристический маршрут. По словам организаторов, автобусный однодневный тур с посещением Терема и Гостиной Костромской Снегурочки, Ипатьевского монастыря, «Музея-усадьбы льна и бересты», а также участия в игровых и конкурсных программах со Снегурочкой, имеет социальную и патриотическую направленность.

Туристы с разных уголков нашей Родины и, даже, других государств едут в гости к Снегурочке. Принимает их Снегурочка в своей городской резиденции. Но если мы хотим, чтобы этот образ стал действительно брендом города, то должны расширить перечень возможных экскурсий и праздников, которые будут связаны со Снегурочкой.

Цель: разработать программу мероприятий, по подтверждению бренда Костромы: «Кострома – родина Снегурочки»

Задачи: 1. Доказать, что Кострома является родиной Снегурочки на основе имеющегося литературного материала.

2. Для подтверждения бренда «Костромская Снегурочка» и привлечения туристов предложить варианты народных праздников, гуляний и обрядов.

Для написания работы я использовала следующие литературные источники:


  1. Большой Российский Энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия» и «Дрофа», 2003.

  2. Гусева Н. Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. - "Приложение" III

  3. http://etymolog.ruslang.ru/vasmer.php?id=155&vol=1 М.Фасмер, Этимологический словарь русского языка

  4. Интервью с Костромской Снегурочкой (Алла Задорова).

Основная часть

Кострома - родина Снегурочки

Первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу. Каждый житель нашего города знает, что название нашего города связано с именем древней богини, тесно связанной с языческими верованиями - Костромы. Кострома считалась, с одной стороны, аграрной богиней, своей смертью обеспечивавшей богатый урожай, с другой – воспринималась как заложный покойник, т.е. умерший не естественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века.

Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер (приложение 1) [5,6].

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа. Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы (приложение 2).

Второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле. Отец А.Н. Островского - коренной костромич Николай Фёдорович Островский - в 1847 году приобрёл в Кинешемском уезде Костромской губернии имение Щелыково. Оно стало главным творческим пристанищем Александра Николаевича, и именно в нём, была написана пьеса "Снегурочка". Первоначально образ сказочной Снегурочки возник в русских народных сказках как образ девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Вариантов жизни девочки Снегурочки много, но всегда она сначала погибает (пошла с подружками в лес за ягодами и потерялась, прыгала через костёр и растаяла, даже была убита подружками), но всегда воскресает [19]. Это подтверждается в сказке «Девочка-Снегурочка», написанной собирателем русских сказок среди народной среды В. И. Далем.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Источником сказки Островского стали, конечно, «Русские народные сказки» А. Н. Афанасьева (1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу»), которые были высоко оценены современниками. Вот как А. Н. Афанасьев рассказывает о Снегурочке: «Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега (приложение 3) [20].

В 1873 году, через тридцать три года после появления в литературе Деда Мороза, А. Н. Островский, вдохновленный идеями А. Н. Афанасьева, написал пьесу «Снегурочка», в которой существенно переработал образ Снегурочки (Снегурушки) из народной сказки. Однако затем Островский отходит от фольклорного источника и более не воспроизводит оригинал, а скорее подражает ему. В ней Снегурочка предстает как дочь Деда Мороза и Весны - Красны. Это прекрасная светловолосая девушка, одетая в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички), которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Она тает не только от солнца, но и от зародившейся в ее сердце любви. В «Снегурочке» прославляются силы природы, несущие людям счастье. В произведении два мира — реальный и фантастический. Снегурочка тянется к людям, к солнцу, постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, но одновременно приводят ее к гибели, поскольку само существование Снегурочки — нарушение законов природы. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы» [15]. Но пьеса Островского, поставленная в Большом театре, первоначально не имела успеха у публики. Обессмертила ее опера Н. А. Римского-Корсакова, которую композитор написал в 1882 году. «В зиму 1879—1880 годов,— как вспоминал композитор,— я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту... Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...» Летом 1880 года композитор приступил к созданию оперы, которая давалась ему с легкостью и быстротой. А в конце января 1882 года ее премьера с большим успехом прошла в Мариинском театре [14].

Третье рождение – съемки фильма «Снегурочка проходили в Костроме в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» (как определил жанр фильма сам режиссер Павел Кадочников) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк «Берендеевка». Позднее в этом месте, в Берендеевке, снималась телевизионная версия фильма «Снегурочка» (приложение 4).

Четвёртое: В Беловежье (не костромичи) считают, что место рождения снежной красавицы — усадьба Щелыково неподалеку от Костромы. И не только потому, что там — родовое имение Островского — литературного «отца» Снегурочки. Поражает и безошибочность выбора места рождения холодной красавицы. Здесь проходит водораздел: часть ручьев и речушек течет на север, часть — на юг; сходятся все четыре ветра, а потому за каждым леском своя погода. В один и тот же день и час костромичи в разных районах могут изнывать от жары и прятаться по избам от неожиданной в летнюю пору пурги.

Это только подтверждает следующую версию. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Так как Щелыково является водоразделом, то вероятность того, что именно здесь родилась Снегурочка, значительно возрастает. Очевидно, именно Голубой ключик, даёт начало притокам Северной Двины. Хотя в последние годы место постоянной «прописки» Снегурочки оспаривают и работники подмосковного Музея-заповедника «Абрамцево» и Приозерский район Ленинградской области (приложение 5) [12].



Практическая часть

«Приезжайте в гости к нам»

Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его еще более любимым в народе. Сегодня сказочная Снегурочка – это любимый образ из детства, который привлекает как детей, так и взрослых. Со времен рождения на костромской земле сказочной героини прошло несколько веков. Но сердце ее продолжает биться в одном из уголков музея-заповедника – на дне не замерзающего даже зимой родника Голубой ключик. Если у Деда Мороза домов много – и палаты в Великом Устюге, и хоромы в одном из архангельских сел, то у внучки его – Снегурочки – дом всего один. Родом она из Костромской области, где в своей усадьбе Щелыково А.Н. Островский написал одноименную пьесу с подзаголовком «Весенняя сказка». И, несмотря на свой громкий музейный статус, Щелыково – это живая, жилая усадьба (Приложение 6). На ее территории, в Доме творчества Всероссийского театрального общества, есть жилые корпуса, где может остановиться каждый желающий. Здесь нет ни заборов, ни ограждений. От жилых корпусов в любое время суток по очаровательным аллеям можно прийти к усадебному дому-музею, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», возвышающуюся над обрывом Ярилиной долины, зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика, или пройти деревянными мостками и каскадом лестниц к последнему приюту самого драматурга (приложение 7).

Есть в Костроме сюрприз для тех, кто мечтает полюбоваться на внучку Деда Мороза не только в новогодние праздники, но и, скажем, в разгар летних каникул. На живописном берегу Волги стоит современный гостиничный комплекс, названный в честь сказочной героини – «Снегурочка», а также Терем Снегурочки, в котором дочка Мороза и Весны ждет гостей круглый год. Посетив Терем Снегурочки, вы лично познакомитесь не только с самой Снегурочкой, но и встретитесь с Домовым и Кикиморой, послушаете истории и отгадаете загадки Кота-Баюна, посетите ледяную комнату, своими глазами увидите волшебное зеркало Снегурочки и ее рабочий стол, где она отвечает на письма ребят. Снегурочка сама проведет для вас экскурсию по своему Терему, познакомит вас со своими друзьями – сказочными персонажами, а прощаясь, посыплет вас волшебным снегом, что считается залогом счастья и благополучия на весь последующий год (приложение 8).

Интересен будет гостям и парк «Берендеевка». 5 сентября 2009 в Костроме начали возрождение парка "Берендеевка", известного тем, что здесь снимались некоторые эпизоды из сказки "Снегурочка. В красивейшем парке Костромы среди берез и сосен, на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. Берендеи – сказочный, веселый, поэтичный, романтичный народ, оживший под пером русского драматурга А.Н. Островского, вдохновленного мотивами народных сказок и красотой костромской природы. Основу экспозиции парка Берендеевка составили деревянные декорации телевизионной сказки «Снегурочка» (приложение 9).

Приезжайте на родину Снегурочки – в Кострому – и познакомьтесь со сказочной героиней лично!

Так Кострома стала полноправной родиной этого волшебного персонажа. Со временем образ Снегурочки, конечно, изменился. Сегодня это - молодая веселая девушка, внучка Деда Мороза, его верная помощница, которая играет с детьми на Новогодней ёлке, пока Дед Мороз отдыхает с дороги. Множество конкурсов и фестивалей, связанных с именем Снегурочки, ежегодно проводят в старинной Костроме. Это смотр детского творчества «Волшебный мир Костромской Снегурочки», межрегиональный конкурс «Русская краса – Снегурочка», городская ярмарка «Сказочная Кострома – родина Снегурочки». Самым ярким мероприятием из этого списка по праву можно назвать общероссийский конкурс «Русская краса – Снегурочка». Традиционно он проводится в преддверии главного праздника зимы – Нового года. Попробовать себя в роли сказочной героини и побороться за звание самой любимой внучки Деда Мороза приезжают десятки конкурсанток. Несмотря на молодой возраст, конкурс Снегурочек получил большой отклик и у его участниц, и у зрителей. Обязательным условием проводимого конкурса является наличие традиционного костюма Снегурочки, широкий кругозор, юмор и творческие способности. В ходе конкурсной программы девушкам предлагают поучаствовать в новогодней викторине «Давайте верить в чудеса» и театрализованной музыкальной композиции, «Зимняя сказка». Жюри смотра-конкурса традиционно оценивает конкурсанток по 10-балльной системе. Победительнице присваивается звание «Костромская Снегурочка» (приложение 10).

Наша Снегурочка полна забот весь год: она помогает детям из детских домов, участвует в «Тимуровском автопробеге», ездит на открытия выставок и ярмарок, борется за чистоту русского языка. Костромская Снегурочка сама стала организатором акции «Дорогою Добра» для социально-незащищенных детей города Костромы и области и планирует с помощью спонсорской поддержки вывести эту акцию на всероссийский уровень — чтобы все дети чувствовали заботу и любовь, и не только на праздники, но и весь год. В рамках этой акции Снегурочка со своими помощниками организует выезды с игровыми программами и подарками для детей. В этом году к 1 сентября под эгидой «Дорогою Добра» ребята разносили в школы письма от Снегурочки с поздравлениями. Также планируется все больше детей вывозить летом в оздоровительные лагеря. Этим летом 20 ребят из детских домов города Костромы уже отдохнули в оздоровительном лагере «Дружба», который находится в Великом Устюге на вотчине Деда Мороза. В плотном графике добрых дел Снегурочка нашла несколько минут, чтобы ответить на наши вопросы (приложение 11).

Интерактивные игры

Я считаю, что для повышения интереса к образу Снегурочки недостаточно только рассказов. Туристы с большим интересом могли бы стать сами непосредственными участниками проводимых народных праздников и гуляний с песнями, причитаниями и костюмами. Для этого можно предложить один зимний и два летних праздника, которые можно провести в селе Щелыково и парке Берендеевке среди красивой русской природы. Это День Деда Мороза и Снегурочки, Красная горка, Зелёные святки, День Ивана Купалы.



Дед Мороз и Снегурочка - это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья, не все знают, что в Древней Руси 30 января - был одним из популярных праздников зимы - Днем Мороза и Снегурочки. В этот день славяне почитали противника Перуна - Мороза - одну из ипостасей могучего бога Велеса. Можно сказать, что Мороз - это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) - весенняя. В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого устраивали обряд кормления Мороза: накануне Рождества в каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: "Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!” Затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить. Также часто устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски - для изображения духов. "Духи" стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный из колядующих назывался Дед. Это древний прообраз современного Дедушки Мороза - Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих - может и заморозить своим волшебным посохом, он обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец. В эти дни обычно рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы.

22 апреля (5 мая) Кра́сная го́рка — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён, в первое воскресенье после Пасхи. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года. Красная горка — это праздник веселья, хороводов. Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы

23-24июня. Праздник летнего солнцеворота. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава и другие). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. В день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнце играло...»; «Солнце сходить грае...».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (Купалы), который следует, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния (приложение 12).



15 июня «Зелёные святки». Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ (приложение 13). Цикл зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

Заключение

В своей работе я постаралась собрать доказательства того, что именно Кострома – по праву считается родиной Снегурочки. Это возникновение образа из обряда похорон Костромы, написание пьесы «Снегурочка» А. Н. Островским в имении Щелыково, съёмки фильма «Снегурочка П. Кадочниковым. В Беловежье, где имеется резиденция Деда Мороза, утверждают, что именно Щелыково, родина Снегурочки. «Поражает и безошибочность выбора места рождения холодной красавицы. Здесь проходит водораздел, сходятся все четыре ветра, а потому за каждым леском своя погода. В один и тот же день и час костромичи в разных районах могут изнывать от жары и прятаться по избам от неожиданной в летнюю пору пурги» - говорят они. Из всего сказанного следует, что нашему городу надо не только гордиться тем, что именно Кострома – родина Снегурочки, но стараться подтверждать это. Для этого надо активнее привлекать туристов. Мы видим, с каким интересом проходят сейчас народные гуляния и праздники. Людей привлекает их прошлое. Все, и взрослые, и дети с радостью встречаю Снегурочку или гостят у неё в тереме, слушают рассказы Кота-Баюна. Поэтому, те народные праздники с проведением интерактивных игр, которые мы предлагаем, могут вызвать у них большой интерес. Так праздник Деда Мороза и Снегурочки будет хорошим завершением новогодних праздников, и проведение его в парке Берендеевка будет хорошей рекламой Костромской Снегурочки. Интерес вызовут такие летние праздники как Ивана Купалы, Кресеня, Зелёные святки, Красная горка. Их лучше проводить в усадьбе Щелыково, где продолжает биться в одном из уголков музея-заповедника – на дне не замерзающего даже зимой родника Голубой ключик сердце Снегурочки. Наличие реки, пойменных лугов, леса сделают эти праздники особенно привлекательными.

Изучая этот материал, я встретила ещё одно доказательство, что Снегурочка костромская. В Велесову седмицу поминают Вольгу, князя берендеев. В его честь и в честь дочери его Волгани названа река Волга. Значит город Кострома, расположенный на Волге дал рождение сказочному образу.
Данный материал можно использовать при изучении литературы родного края, творчества А. Н. Островского «Снегурочка»; на уроках предмета «Истоки» при изучении обрядовых праздников. Можно использовать данный материал на внеклассных мероприятиях при подготовке к Новому году; при проведении классного часа «Кострома – душа России». Можно использовать данный материал на уроках географии в 8 классе при изучении географии Костромской области.
Список использованной литературы


  1. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1982.

  2. Большой Российский Энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия» и «Дрофа», 2003.

  3. Даль В.. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4.

  4. Лобанов М.. Островский. Серия «Жизнь замечательных людей». Москва. «Молодая гвардия», 1989 год.

  5. Гусева Н. Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. - "Приложение"

  6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. –

  7. http://etymolog.ruslang.ru/vasmer.php?id=155&vol=1 М.Фасмер, Этимологический словарь русского языка

  8. russkay-literatura.ru›russkie-narodnye-pesni/74-…

  9. vospitatel.edu54.ru›node/79060

  10. clubochek.ru›articles.php?id=172

  11. http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post117410364/Елена Горбунова, 2008

  12. http://supercook.ru/slav/slov-mif-14.html

  13. Интервью с Костромской Снегурочкой (Алла Задорова)

  14. Зуева Т. В., Кирдан Б.П., Русский Фольклор: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд. - М:, Флинта: Наука, 2003

  15. Малоземова Л. Ю., «Снегурочка», «весенняя сказка» А. Н. Островского// Литература в школе, 1994 №5

  16. Миронов А. В., Великий чародей в стране берендеев. - Ярославль, Верх.-Волж. кн изд., 1973

  17. Островский А.Н., Снегурочка: Пьеса/Вступительная статья, подготовка текста и примечания Л.М. Лотман. - Л.: Советский писатель, 1989

  18. Ревякин А.И., Искусство драматургии А.Н. Островского. - М., Просвещение, 1974

  19. Островский А. Н. Снегурочка. М., «Детская литература».

  20. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Современный писатель. М., 1995

Приложение 1

Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. Поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника.



Приложение 2

Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве. Чтобы смыть позор, Кострома бросилась в лесное озеро, а Купала кинулся в костер. В память о случившемся небожители вернули к жизни несчастных влюбленных в образе цветка, который прежде звался Кострома-да-Купала, а затем был переименован в Ивана-да-Марью. Кострома стала русалкой или мавкой.



Приложение 3

Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил на печку – и явилась прекрасная девочка. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит на землю в этот мир, заселенный людьми, и поражает всех своею нежною белизною... С приходом же лета она принимает новый воздушный образ и, удаляясь с земли на небо, носится там с другими легкокрылыми нимфами». Не менее важен другой персонаж, Ярило, хотя он и не появляется на сцене. О Яриле А. Н. Афанасьев пишет: «Значение Ярила вполне объясняется из самого его имени и сохранившихся о нем преданий. Корень -яр- совмещает в себе понятия: а) весеннего света и теплоты, б) юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы, в) любовной страсти и плодородия: понятия, неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений. Ярило – бог берендеев – жестокое и суровое божество, «палящий бог». Он благ как податель тепла, плодородия земли и умножения стад и людей, но «яр», горяч, беспощаден.



Приложение 4

Из словаря. Не все говорят о берендеях, как о весёлом и романтичном народе. Так в Википедии читаем: Беренде́и, берендичи, берендии (др.русск. береньдѣи, береньдичи, точная этимология не установлена), также встречаются названия бродники, берладники — люди разного происхождения, возможно тюркского, жившие и кочевавшие в южнорусских степях (XI—XIII вв.); в 1097 г. заключили союз с печенегами, в 1105 г. потерпели поражение от половцев и с 1146 г. (в составе чёрных клобуков) стали данниками (вассалами) русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в. Часть берендеев в XII веке переселилась из Киевского княжества во Владимирское, в район между Москвой и Переславлем-Залесским. Берендеи состояли на службе у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других. Так как Юрий Долгорукий является основателем нашего города, то берендеи могли жить в наших краях. Поэтому в тереме Снегурочки гостям рассказывают о своей хозяйке как о дочери деда Мороза.

Приложение 5

ВАРУН. В русской традиции Варуна – грозный бог ночного неба - св. Николай, а в его зимней ипостаси — Дед Мороз. Зима — царство владыки ночного неба, космического закон всех вод во Вселенной — Варуны (Деда Мороза). А рядом с Морозом стоит богиня застывших вод, их воплощение Ардвисура. Она действительно Снегурочка, ведь Двина это и текущие воды, и лед, и снег, и туман, и иней.

Приложение 6 Приложение 7

Голубой дом в Щелыково Фото голубого ключика



Приложение 8

Терем Снегурочки



Кот-Баюн терема

Много интересного можно узнать о Снегурочке при посещении её терема. Так кот Баюн поведал нам (я ходила на экскурсию вместе с классом), что Снегурочка именно из наших мест, так как именно в царстве Берендеев она родилась. Дед Мороз принадлежал именно к этому племени. И был он вовсе не дедом, а ворчливым молодым мужчиной (в этом племени ворчливых людей звали «дедами»), который влюбился в красавицу Весну. Родилась у них красавица Снегурочка, на радость своим родителям. Всё было хорошо, но влюбилась она в красавца Леля. Однажды, когда молодёжь веселилась, уговорили они и Снегурочку прыгать с ними через костёр. Не хотелось девушке показаться слабее других перед Лелем, и она прыгнула. И исчезла Снегурочка. Но Лель любил Снегурочку, поэтому много грустил и плакал. Сжалились над ним духи леса и оживили Снегурочку. До сих пор продолжает она радовать нас своей красотой.



Приложение 9

Берендеевка

Приложение 10

Конкурс Снегурочек



Приложение 11

Интервью Снегурочки

В плотном графике добрых дел Снегурочка нашла несколько минут, чтобы ответить на наши вопросы:

Где нужно учиться, чтобы стать Снегурочкой?

— Самое главное — это любовь к людям. Этому нельзя научиться, это должно быть внутри. Вокал, танцы, проведение игровых программ, всему этому я научилась в музыкальной школе, с детства занимаюсь в танцевальном коллективе, закончила филологический факультет.

В чем заключается работа Снегурочки?

— Работаю я круглый год, а не только в зимние праздники — провожу экскурсии в Гостиной Снегурочки, участвую в городских и областных мероприятиях, провожу благотворительные акции, путешествую по другим городам. Работы много круглый год.

Быть Снегурочкой — это детская мечта?

— Когда я была еще совсем маленькая, я уже участвовала в елках в качестве маленькой Снегурочки. Но не мечтала стать настоящей общероссийской внучкой деда Мороза. На самом деле, я мечтала стать ведьмой. Хотя, Снегурочка, конечно, тоже волшебница, может быть мечта и сбылась.

Если сравнивать начало вашей работы и настоящее время, как считаете, дети меняются?

— Дети сейчас быстрее взрослеют. И конечно, вместе с современными технологиями надо развиваться и Снегурочке, чтобы оставаться нужной детям. Всегда радостно слышать, что Снегурочка не просто милая, красивая, добрая, но и «классная»!

Наверняка вы и Новый год справляете в костюме Снегурочки. Как удается отметить его с близкими людьми?

— Новый год я провожу на главной площади нашего города, где веду праздничную дискотеку с играми для костромичей. Мои друзья почти всегда также приходят на площадь.

Что больше всего вас привлекает в этой работе, а что наоборот не нравится?

—. В праздники я всегда работаю, но я к этому уже привыкла. И еще мне не нравится, когда путают образ Снегурочки и Аллу Задорову. Снегурочка — это идеальный сказочный герой, а я — реальный человек. Нравится возможность путешествовать, встречать разных интересных людей. Еще это не рутинная офисная работа [13].

Приложение 12

22 апреля (5 мая) Кра́сная горка

Воскресенье после Пасхи -

Красной горки яркий свет,

Этот праздник молодые

Отмечают много лет.

Свадьбы многие гуляют,

И весна стучится в дверь!

Поздравляю и желаю,

Чтоб счастливым был теперь.

Этот день, он много значит,

Ты его запоминай,

И ему с годами только

Позабыться не давай.

Пусть все счастье, что сегодня

Заполняет целый свет,

Сохранится в твоей жизни

На десятки, сотни лет. [14,8]



Приложение 13

23-24июня Праздник летнего солнцеворота

Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора-два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под де-ревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями - волхвами, жрецами. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»):



«Во поле было во поле,

Стояла берёза.

Она ростом высока,

Листом широка.

Как под этой берёзой

Лежал Кострома;

Он убитый - не убитый,

Да убрусом покрытый.

Девица – красавица

К нему подходила,

Убрус открывала,

В лице признавала:

«Спишь ли, милый Кострома,

Или чего чуешь?

Твои кони вороные

Во поле кочуют».



После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют:

Ой на святого

Ой на Купалу

Девки гадали

Венки кидали

Кидали в воду

В воду быструю

Скажи (название реки)

Про жизнь молодую

С кем наша (река)

Век вековати

Кого наша (река)

Любым назвати

Долго ль я житии

Долго ли буду

Неси (река) венок

Не дай потонути.»




Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

День Ивана Купалы — народный славянский праздник, отмечаемый 7 июля. До принятия христианской веры праздник называли в честь бога плодородия — Купало. По сказаниям этот статный молодой юноша был разлучен с сестрой. Спустя годы они поженились, не зная о том, что являются родственниками. Не желая быть в разлуке, пара утопилась. Возможно поэтому, народные купания – одна из традиций праздника. Разжигались костры, народ пел песни, водил хоровод. Молодежь под вечер начинала прыгать через огонь. С этим праздником связывают много традиций, обычаев, примет. Одним из растительных атрибутов является папоротник. Считается, что только раз в год папоротник цветет. Тот, кто его найдет, сможет увидеть клады, как бы глубоко их не прятали. По традиции девушки накануне народных гуляний, плетут венки из разнотравий, опускают на воду с зажженными свечами и пускают по течению. Чем дольше плывет венок и горит лучинка, тем счастливее жизнь будет. Красивы и обрядовые песни, которые пели девушки [14, 8].



Приложение 14

15 июня «Зелёные святки»

Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний. В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой. Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов. После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон. Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием. Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям [9].







Рок-журналистика: парней, не умеющих говорить, интервьюируют парни, не умеющие писать, чтобы было что почитать парням, не умеющим читать. Фрэнк Заппа
ещё >>