Исследовательская работа тема детства в романе ф. М. Достоевского «братья карамазовы» Нещерет Елена - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа Образ ребенка в произведениях Диккенса и Достоевского 36 1 28.65kb.
Образ женщины в русской культуре 7 4 460.97kb.
Образ Алексея Карамазова и проблема свидетельства миру о Христе Богатейшая... 1 112kb.
Программа порядок проведения круглого стола 11. 30-12. 00 Открытие 12. 1 16.35kb.
Образ Ивана Бездомного в контексте романа Ф. М. Достоевского «Братья... 1 40.83kb.
Исследовательская работа «тема детства в повести л. Кассиля» Куклина... 1 158.06kb.
В. И. Язвицкий. Художественное произведение 1 91.96kb.
Исследовательская работа. «Хобби разных поколений» 1 104.44kb.
Контрольная работа по юридической психологии 1 13.69kb.
Н. В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует... 1 244.52kb.
П. Н. Бучина Реализм и романтизм в романе М. Ю. Лермонтова " Герой... 1 182.95kb.
Литературные родственники 1 25.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа тема детства в романе ф. М. Достоевского «братья карамазовы» - страница №1/1



Всероссийская научно-практическая видеоконференция

«Тема детства в мировой литературе»

Секция: литературоведческая


Исследовательская работа
ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Выполнила: Нещерет Елена,

обучающаяся 9 класса

МБОУ «Гимназия г. Болхова»


Научный руководитель: Калмыкова Р. П.,

учитель высшей категории

МБОУ «Гимназия г. Болхова»

г. Болхов

2012

Оглавление


Введение 4

1. Тема детства в романе «Братья Карамазовы». Описание детства главных героев. 5

2.Илюша Снегирев, его отношения с гимназистами. 8

3. Коля Красоткин. Его отношения с гимназистами и Илюшей Снегиревым. 9

Заключение 10

Использованная литература 11




Введение


В произведениях Достоевского тема детства занимает особое положение. Дети для Достоевского – воплощение красоты, доброты и невинности. «Деток можно любить даже и вблизи, даже и грязных и дурных лицом (мне, однако же, кажется, что детки никогда не бывают дурны лицом). О больших я и потому говорить не буду, что, кроме того, что они отвратительны и любви не заслуживают, у них есть возмездие: они съели яблоко и познали добро и зло, и стали «яко бози». Продолжают и теперь его есть. Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виноваты» - говорит герой романа «Братья Карамазовы» Иван Карамазов. (1 ч. стр. 298). Дети во многих произведениях Достоевского изображены страдающими, униженными, задумавшимися. За что же они, такие чистые и светлые, должны страдать? Ответ можно найти в Евангелии: «Сих есть Царство Божие» и в другом месте находим: «Царство мое не от мира сего» - дети недавно пришли в этот мир, который лежит во зле. И страдают дети от своего несоответствия этому миру. Душа ребенка стремится горнему, а мир диктует свои законы, основанные не на доброте.

Дети не ищут справедливости умом, они находят ее сердцем. В детстве всё происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях. «Чувство сострадания имеет свои корни в душе ребенка, это отчетливо видно на тех случаях, когда страдание ребенка развивается в таком направлении, в котором оно никак не могло бы определиться под влиянием старших, например, сострадание к животным» - пишет В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» (гл. 9). Именно потому, что сострадание имеет свои корни в душе ребенка, всякое чужое страдание сильно отзывается в его душе.

В романе «Преступление и наказание» (стр. 73) Достоевский подробно описывает сон Раскольникова, основанный на его детских переживаниях. В этом сне маленький Раскольников кидается с кулаками на мужика, который забил до смерти лошадь. А отец говорит маленькому Раскольникову – «Оставь, не наше дело!». Сердце, маленькое и возмущенное, не дает маленькому Роде Раскольникову пройти мимо. А отец его смотрит на всё с позиций разума, и его разум подсказал ему лишь одну фразу: «Оставь, не наше дело!». Видно, чтобы стать хорошим взрослым, нужна хоть капля детской непосредственности, которая берет начало из чистоты сердечной.

В «Неточке Незвановой» раскрыта тема детства через рассказ о себе главной героини. Из этого рассказа мы узнаем о нелегкой жизни ребенка, с самого рождения оказавшегося в среде явно не благоприятной для нормального развития. Воспитание Неточки в раннем детстве никто не занимается, мать и отчим постоянно ссорятся, и в душе бедного ребенка остаются далеко не радостные картины. Страдания ускоряют взросление. Ребенок начинает «составлять об окружающем мнение» не зная сам, откуда берет материал для составления этих мнений. Неточка любит отчима, потому что чувствует, что он страдает. Но откуда она может знать о том, что страдания он причиняет сам себе? Каждый ребенок знает: если человек плачет, значит его кто-нибудь обидел. И в силу своей сердечной чистоты не подозревает, что человек может «обидеть себя сам», придумать себе горе, в котором сам виноват.




1. Тема детства в романе «Братья Карамазовы». Описание детства главных героев.


Во многих других своих произведениях Достоевский касается темы детства. Его величайшее произведение – «Братья Карамазовы» - не исключение. Тема детства в романе – детство главных героев, главы «Связался со школьниками», «Надрыв в избе», «И на свежем воздухе». В четвертой части теме детства посвящена целая книга «Мальчики».

Большую роль играет описание детства главных героев. Достоевский особенно подробно описал детство Алеши Карамазова для того, чтобы полнее показать его характер. Также в романе есть главы, посвященные детству Ивана и Дмитрия Карамазовых, Смердякова. Из дальнейшего развития романа мы узнаем, что выросло из Смердякова. Характер человека формируется в раннем детстве. Обычно в раннем детстве люди чисты и невинны. Дети обычно сильно переживают все события своей жизни, их радует даже чужая радость.

В Святом Писании есть строки, написанные апостолом Павлом: «Многие из нас плачут с плачущими, но многие ли из нас радуются с радующимися?» Апостол писал об истинном сочувствии, которое должно быть у христианина. Но взрослые, не заботясь о своей душе, теряют ценную способность сорадоваться, которая говорит о любви к ближним. Только у детей встречается часто любовь ко всему миру. И поэтому особенно ужасен образ ребенка, который, не успев приобрести ничего в замен, почти с рождения утратил и эту любовь, и даже способность сострадать, о которой говорил педагог и философ В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства»: «Чувство сострадания имеет свои корни в душе ребенка, это отчетливо видно на тех случаях, когда сострадание развивается в таком направлении, в котором оно никак не могло бы определиться под влиянием старших, например, сострадание к животным».

У маленького Смердякова росток сострадания, видно, засох на корню. На стр. 129 находим: «Мальчик рос» безо всякой благодарности, как выражался о нем Григорий, мальчиком диким и смотря на свет из угла. В детстве он очень любил вешать кошек и хоронить их с церемонией. Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел и махал чем-нибудь над мертвою кошкой, как будто ходил. Всё это потихоньку, в величайшей тайне. Григорий поймал его однажды на этом упражнении и больно наказал розгой. Мальчик ушел в угол и косился оттуда с неделю. «Не любит он нас с тобой, этот изверг - говорит Григорий Марфе Игнатьевне, да и никого не любит. Ты разве человек, - обращался он вдруг прямо к Смердякову, - ты не человек, ты из банной мокроты завелся, вот ты кто…» Интересно, что маленького ребенка Достоевский называет в этом отрывке по фамилии. Может, хочет подчеркнуть, что ничего детского в нем уже не осталось?

В глазах Григория, приемного отца Смердякова, мальчик «не человек вовсе». Откуда же у Григория, любившего детей, такая оценка? Оттого, что он видит в маленьком ребенке полное отсутствие любви к кому-либо. Смердяков в детстве даже не мог вызвать любви ни у кого, потому что можно любить детей и грязных и дурных лицом, но нельзя любить детей, в которых с самого младенчества не осталось ничего детского.

Алеша Карамазов – прямо противоположен Смердякову. Он тоже «странен…с колыбели». Но его «странность» - это не презрение ко всем, как у Смердякова, а наоборот, любовь ко всем, которая осталась у него на всю жизнь. Вообще, если Смердяков в самом раннем детстве уже утратил детскую чистоту и невинность, то Алеша, наоборот, остался в этом смысле вечно ребенком. Таким образом, тема детства в романе (описывая детей, Достоевский прежде всего отмечает их невинность и простоту и эту же невинность и простоту особенно ценит во взрослых) сопутствует одному из главных героев. Алеша Карамазов удивителен тем, что он, выросши умом, остался детски чистым сердцем. Именно эту сердечную чистоту заметил в нем старец Зосима, который был духовным руководителем Алеши с прихода его в монастырь до самой своей смерти. Заметив и оценив эту удивительную «детскость» в Алеше, старец благословил его идти в мир, чтобы Алеша служил людям. Старец, возможно, предвидел встречу Алеши с гимназистами и знал, что он поможет им «найти себя».




2.Илюша Снегирев, его отношения с гимназистами.


Еще одна очень яркая личность в романе – Илюша Снегирев. Он сильно похож на Алешу сердечной чистотой и «ранним человеколюбием». Но если Алеша тих и кроток и не способен никому причинить боль – даже обидчикам (они ведь тоже страдают). Илюша не может всех любить так, как любит Алеша. У него нет Алешиной кротости и незлобия. Вернее, он кроток и незлобив, но при виде обиды возмущение в нем перерастает в кротость. Когда Митя Карамазов таскал за бороду его отца, Илюша, от природы кроткий и незлобивый, бежал рядом и со слезами умолял отпустить его отца. Обида, нанесенная его отцу, наполнила его душу возмущением, но последней каплей, чертой, за которой кончилась кротость, и наполнил душу «великий гнев», стали насмешки гимназистов. Через образ Илюши писатель показывает, что добро бывает и с кулаками. Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? Алеша не осуждает Илюшу, который укусил его и кидал в него камнями, потому что сразу понял, что Илюша так поступил не из-за природной испорченности, что им руководило что-то другое, когда он кинулся на Алешу как на личного врага. Потом, в разговоре с отцом Илюши, Алеша скажет: «Я, кажется, всё понял… Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, любит отца и бросился на меня как на брата вашего обидчика». (стр. 210).

То, что понял взрослый Алеша, не поняли маленькие товарищи Илюши. Детям не дано разумом понять чувства других. А сердцем чувствовать чужое горе дети могут, но не в школе. Это преимущество маленьких детей. А школьники – это дети, уже понявшие, что есть на земле и ложь, и поддельные, показные чувства, маски, которые надевают взрослые. И дети в школах часто становятся безжалостны не из-за дурных наклонностей или влияния среды, а из желания казаться взрослыми. В школе дети начинают презирать проявление жалости, сострадания, считают это слабостью. Потому-то они и дразнят Илюшу. В глубине души каждый, может быть, жалеет его: «Дети в школах народ безжалостный; порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, — тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с… И вот так-то детки наши — детки презренных, но благородных нищих-с, — правду на земле еще в девять лет от роду узнают-с. Богатым где: те всю жизнь такой глубины не исследуют, а мой Илюшка в ту самую минуту на площади-то-с, как руки-то его целовал, в ту самую минуту всю истину произошел-с. Вошла в него эта истина-с и пришибла его навеки-с». (стр. 213). Но такие дети, как Илюша – дети не этого мира. Они не живут, пришибленные этой «истиной» жизни. Всю жизнь свою, обычно короткую, они борются за правду и стремятся к свету.




3. Коля Красоткин. Его отношения с гимназистами и Илюшей Снегиревым.


Интересен друг Илюши Коля Красоткин. Он стремится командовать детьми, которые младше его и легко завоевывает уважение равных себе и старших. Он отчаянный шалун. Возможно, это от избалованности. Он непосредствен и прост, но боится своей простоты, считая, что из-за этой простоты его перестанут уважать. Вообще он очень добр, гордыня не заглушила в его душе добрых чувств. Но Красоткин страшно боится, что над ним будут смеяться, и поэтому не любит проявления чувств.

Их дружба с Илюшей, где кроткий и скромный Илюша занимает подчиненное положение, омрачается часто желанием Коли «воспитывать» Илюшу. Коля в этом уже возрасте – сильная натура. Такие помимо своей воли могут заставить любить себя. Кроме того он эгоистичен, это проявляется в его любви командовать «мелюзгой», в том, что он ужасно любит обращать на себя внимание окружающих.

Илюша, которому не нравится в Коле эта боязнь проявлять чувства, часто спорит с ним. Коля сам замечает это стремление «расшевелить» его: «примечаю, что в мальчике развивается какая-то чувствительность, сентиментальность, а я, знаете, решительный враг всяких телячьих нежностей, с самого моего рождения. И к тому же противоречия: горд, а мне передан рабски, - передан рабски, а вдруг засверкают глазенки и не хочет даже соглашаться со мной, спорит, на стену лезет. Я проводил иногда разные идеи: он не то что с идеями не согласен, а просто вижу, что он лично против меня бунтует потому, что я на его нежности отвечаю хладнокровием. И вот, чтобы его выдержать, я, чем он нежнее, становлюсь еще хладнокровнее, нарочно так поступаю, таково мое убеждение. Я имел в виду вышколить характер, выровнять, создать человека…» (стр. 217). Именно это Колино желание «вышколить характер» доводит Илюшу до того, что он в трудный момент, не видя около себя никого, кто поддержал бы его, бросается на Колю с ножиком. В отчаянии он заявляет Коле, что теперь всегда будет бросать собакам куски с иголками, хотя на самом деле его ужасно мучает совесть из-за этого поступка. Болезнь Илюши и его смерть очищают Колю от его эгоизма и желания красоваться.


Заключение


Достоевский, быть может, именно своим рассказом о смерти Илюши пытается вновь утвердить мысль об изначальной близости ребенка к Богу. Илюша очищает своей смертью родных, друзей-гимназистов, забывших у его постельки о «традиционной» детской жестокости. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Ф.М. Достоевский – человек глубоко верующий, и во всех его произведениях проповедуются евангельские истины. Отношение Достоевского к детям и к детству – восхищение и даже благоговение. Показывая детей в своих произведениях, он говорит вслед за Евангелием: «…таковых есть царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». (гл. 18, зач. 15,16).



Использованная литература


1. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»; Москва, «Советская Россия», 1987.

2. В.В. Зеньковский «Психология детства»; М., 1966.



3. «Евангелия от Луки».






Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться. Франсуа Ларошфуко
ещё >>