Исследовательская работа Самовар Его прошлое и настоящее Работу - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа. Эпистолярный жанр: прошлое, настоящее,... 1 154.55kb.
Научно-исследовательская работа преподавателей техникума включает... 1 38.93kb.
Научно-исследовательская работа по физике Прошлое, настоящее и будущее... 4 606.82kb.
Исследовательская работа по теме «Прошлое и настоящее исчезающей... 1 185.34kb.
Исследовательская работа по предмету истоки Работу 1 138.58kb.
Исследовательская работа Смешное в рассказах М. М. Зощенко Работу 1 88.49kb.
Исследовательская работа по географии на тему «Япония» Работу Учащаяся... 1 113.03kb.
Научно-исследовательская работа по теме «Тригонометрия и тригонометрические... 1 163.36kb.
Исследовательская работа по географии на тему: «Индия» Работу Ученица... 1 106.55kb.
Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее 1 133.98kb.
Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее 1 130.82kb.
Архитектурный облик любого города 1 83.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа Самовар Его прошлое и настоящее Работу - страница №1/1

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Исследовательская работа




Самовар

Его прошлое и настоящее

Работу выполнила

Кузьмина Юлия Юрьевна

19.07.1995 года рождения

662334 д. Едет,

Шарыповского района,

ул.Щетинкина, 45а

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

9 класс школьный музей

п. Инголь, квартал Путейский, 35

Руководитель

Мальгина Ангелина Константиновна

Инголь 2011
Содержание


  1. Введение стр.2

  2. Глава 1 Исторические корни самовара стр.3

  3. Глава 2 Устройство самовара стр.4

  4. Глава 3 Тула - самоварная столица стр.6

  5. Глава 4 Современный самовар стр.12

  6. Глава 5 Самовары, как экспонаты нашего музея стр.13

  7. Глава 6 Чаепитие стр.15

  8. Глава 7 Свита самовара стр.19

  9. Заключение стр.21

  10. Приложение стр. 23

1. Эксплуатация жарового самовара

  1. Схема устройства самовара

  2. Фотографии

  1. Список используемой литературы

- 1 -
Введение


В нашем музее имеется пять старинных самоваров. Этот предмет старины невольно привлекает внимание своим размером, формой. И глядя на самовары, возникает много вопросов: а сколько им лет? А откуда они? А из чего они? И я решила найти ответы на эти вопросы.

Объектом моего исследования стала история самоварного производства. Предметом были выбраны самовары из нашего музея.

Цель: привлечь внимание к предметам старины, показать их роль в жизни людей.

Задачи

1.Исследовать исторические корни самовара.

2. Исследовать, как устроен жаровой самовар

3. Узнать, где изготавливают самовары

4. Выяснить, какую ценность имеют самовары нашего музея

Методы:

1. историографический метод

2. метод сбора информации в области физики и химии

3. исследование отдельного предмета

4. беседы со старожилами посёлка

Глава 1. Исторические корни самовара

«Самовар, самоварчик, самоварец — так на Руси ласково называли специальный сосуд для кипячения воды. Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного сосуда достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го». Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи. В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (автепса и цеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток, через проведенную с левой стороны горизонтальную трубку он выливался, через отвесную отводную трубочку, соединенную с первой, выходил пар. С правой стороны, через трубку с воронкой, имеющую вид чаши, напиток добавляли. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.

Так что русский самовар явился продолжением в цепочке похожих приборов.

- 3 -

В России самовар появился во времена Петра Первого. Многому Пётр



Великий научился в Голландии. И первый самовар он привёз оттуда. Именно в период царствования Петра начался промышленный подъём Урала, на котором возникает множество металлургических и медеплавильных заводов. На этих заводах осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления «сбитенников» - приборов для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. Сбитенник представлял собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно сбитенник дал начало русскому самовару.

Самовар какое-то время использовался и как современная скороварка, так называемый «самовар-кухня» в нем варили каши, щи, напитки типа сбитня.

Первый документ, в котором упоминается самовар, относится к 1746 году. Где и когда появился первый самовар с точностью сказать невозможно. Но достоверно, что к концу XVIII века вполне сложилось устройство самовара, принципы работы которого остаются неизменными.
Глава 2. Устройство самовара

По конструкции самовар представляет собой сосуд в сосуде. Внутренний сосуд является трубой для растопки, во внешнем сосуде нагревается вода. Кроме того, самовар является еще и химическим реактором по очистке воды: при кипячении накипь оседает на стенках и опускается на дно, вода умягчается, а носик расположен так, что в чашку попадает только чистая вода без жестких осадков. Конечно, время от времени его надо чистить от этой накипи.

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения). 

- 4 -


Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли).

Шейка (низ самовара).

Поддон (основание самовара).

Ручки.

Репеёк (фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран).

Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм с декоративными украшениями).

Донышко.

Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды).

Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек).

Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой).

Заглушка (колпачок , чтобы закрывать кувшин).

Итак, самовар – это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально

пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается

топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части

самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки или с помощью сапога, который одевался на трубу самовара, так называемым «крестьянским способом». Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

- 5 -


Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость. Кстати, стоимость самовара определялась его весом: чем тяжелее самовар, тем он был дороже: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд. За фунт самовара в 1872 году платили от 55 до 60 копеек, если же кованую шейку самовара (узкая часть самовара между поддоном и туловом) заливали смесью свинца и олова, стоил такой самовар от 40 до 50 копеек. Медные и томпаковые самовары стоили дороже: 25-27 рублей и 35-40 рублей за пуд соответственно.

Глава 3. Тула – самоварная столица

О появлении первых самоваров в России, а точнее в Туле известно следующее. В 1778г. оружейники Иван и Назар Лисицыны подали прошение на высочайшее имя, то есть императрице Екатерине II, с просьбой разрешить им открыть фабрику самоваров. Их отец, оружейник Федор Иванович Лисицын, более 30 лет «упражнялся в оружейном деле в медном цеху», так записано было в архивных документах. Разбогатев, он открыл небольшую фабрику медных изделий. Детей своих, Назара и Ивана, с ранних лет приучал

к мастерству, работе по металлу. После смерти Федора Ивановича фабрика медных изделий досталась его сыновьям, и в 1778 году одному из них пришла в голову счастливая мысль: заняться самоварным производством, довольно прибыльным и новым для того времени.

- 6 -


Итак, в 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. И уже через 25 лет на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей и доход — до 1500 рублей.

В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, через 2 года — самоварное заведение у Ф. М. Попова, а через 10 лет Михаил Медведев открыл самоварную фабрику. В 1808 году в Туле работало уже восемь таких фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, который вместе со своим братом Иваном выпускал самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получил высокую известность. В 1826

году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, когда Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук. Тульские изделия сбывались преимущественно на Нижегородской ярмарке, а также на Ирбитской и Харьковской ярмарках, откуда они расходились по всей стране. Самые крупные поставщики на Нижегородскую ярмарку были Лялины, Гудковы, Уваров и Ломов. Фабрики Баташева, Сомова и Воронцова сбывали свои изделия в Москве, Маликова - в Москве и Петербурге.

Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики.

Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

- 7 -


Первое серийное производство самоваров было налажено на Демидовских заводах на Урале, но популярность и расцвет пришелся на тульские самовары. К середине XIX века понятия "Тула" и "самовар" слились воедино. Не была Тула родиной самовара, но стала "самоварной столицей". 19 век является золотым веком самоварного дела.

Первоначально основными металлами для изготовления самоваров были медь и латунь, но потом их стали делать даже из золота и серебра, правда, только в Москве, а потом вообще из керамики, дерева, соломы, папье-маше, но это, конечно, были уже декоративные изделия. Наиболее характерными свойствами меди является высокая теплопроводность, чем и объяснялось соответствующее применение её в практике. Благодаря высокой пластичности красная медь может легко обрабатываться, т. е прокатываться, коваться, что позволяло придавать самовару любую форму.

Формы же самоваров весьма разнообразны. В одной только Туле их насчитывалось около 150 видов. В начале своего существования самовары нередко повторяли устоявшиеся образцы русской медной посуды: чаши, братины. В конце XVIII века самовары имитируют формы античных сосудов: амфоры, урны, появляются яйцевидные формы - в моде классический стиль.

В начале XIX века, в эпоху господства стиля "ампир", пышного, помпезного, выпускают самовары "ампир" или самовары в виде бочонка, 4,6,8-гранные - формы, связанные с устоявшимися образцами бытовых изделий из меди и дерева. Наибольшего разнообразия достигли самоварные формы в середине и второй половине XIX века: "ваза, "рюмка", "банка", "шар", "желудь", "яйцо"; гладкие, гранёные, с овалами или витыми колонками, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расчеканенные ложчатым или рокайльным орнаментом; украшенные в русском","византийском" стиле или в модных тогда "исторических" стилях "неогрек", "рококо", "барокко", "ренессанс". В начале XX века появляются самовары с растительным

- 8 -

орнаментом в манере "романтического" модерна. Так, прейскурант Паровой самоварной фабрики наследников П.Н.Фомина предлагал покупателям 45 вариантов. Пользуясь прейскурантом фабрики, можно было заказать самовар



с серебрением или золочением, с гравировкой инициалов и надписей. Заказчик мог выбрать материал для ручек и "шишек" (хваток на крышке): яблоневое, ореховое, пальмовое дерево или кость. Наследники В.С.Баташева предлагали натуральную слоновую, моржовую и даже мамонтовую кость.

К изготовлению самоваров привлекались известные художники и скульпторы. И настолько художественно это было выполнено, что художники 19 века и современные художники в своих произведениях уделяли внимание самовару.

Существовало множество крупных и мелких фабрик, выпускающих самовары. Чтобы можно было распознать фирму производителя, на крышках самовара стали ставить клеймо, разработанное каждой фабрикой. Клеймо являлись товарным знаком, который сохранялся на протяжении всей истории существования фабрик.

В конце 19 начале 20 вв. начали проводить состязания самоваров. На многочисленных промышленных и кустарных выставках России, международных выставках тульские самовары занимали почетные места, а

фабриканты поощрялись наградами. Не только крупные фабриканты, но и средней руки, как, например, фабрики Е.Ваныкина или В.Д.Салищева, и маленькие кустарные заведения ставили оттиски всех своих наград, полученных на выставках. Демонстрация оттиска любой медали на самоваре, даже поощрительной " за усердие" или "за трудолюбие и искусство", было делом насущной важности для фабриканта: чем больше наград, тем больше слава, а известность производителя соответствовала количеству его покупателей. Увы, случаи подделок наград и самоварного клейма тоже были нередки! Причем, побеждали зачастую не самые красочные и дорогие самовары, а самые большие.

- 9 -


Примерно в конце XIX — начале XX века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрёл инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°.

В 1870 году фабрика русского подданного Рейнголда Тейле начала выпуск керосиновых самоваров с резервуаром для топлива, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе.

Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не было воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко», как о хорошем подарке к празднику, ведь работал он на любом топливе. Кстати, это единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°».

Самыми крупными и известными фабриками Тулы начала XX века были: "Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С.Баташева", "Торговый дом Б.Г.Тейле с сыновьями" и "Торговый дом братьев

Шемариных", продукция которых расходилась по всем городам необъятной России и за рубежом. Прекрасно оборудованные не только паровыми, но и

нефтяными и электрическими двигателями, с огромным для самоварных фабрик числом рабочих - до 500 человек, выпускали эти предприятия не только обыкновенные жаровые самовары, но и самовары-кофейники и особые конфорки-регуляторы к самоварам (наследники В.С.Баташева), керосиновые самовары (Б.Г.Тейле с сыновьями), спиртовые самовары (бр.Шемарины). Основная доля продукции приходилась на самовары

- 10 -


стандартных форм "банка" или "рюмка", для более взыскательной публики предлагались более затейливые изделия с массой декоративных элементов. Особенно отличалась в этом отношении фабрика наследников В.С.Баташева, предлагавшая 54 варианта самоварных форм. Продукция этой фабрики получила более 20 наград всевозможных выставок, среди них Гран-при выставок в С.- Петербурге (1904г.), Париже (1904г.), Турине (1911г.) и высочайшую награду, право ставить изображение государственного герба России, полученную на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896г

По размерам они также весьма сильно различались — начиная с огромных 5-ведерных самоваров, до самовара на 1,5 — 2 стакана. Самовары начали использоваться очень широко, существовали даже специальные складные дорожные самовары, их возили вместе с «чайным погребцом», в который входили 2 чашки, 2 ложки и спиртовка. Довоенный период, а именно 1913 год, соответствовал наибольшему расцвету самоварной промышленности в старой Туле. По данным промышленной переписи 1912-1913 годов, число самоварных фабрик Тулы достигло 50 с ежегодным выпуском в 660000 штук.

Революция внесла свои коррективы. Самоварная промышленность почти прекратила свое существование. Но, в 1918 году происходит национализация

самоварных предприятий. В 1919г. все самоварные фабрики были национализированы, многие из них прекратили свое существование. Бывшая фабрика наследников В.С.Баташева была присоединена к тульскому Патронному заводу, и продолжала работать уже как отдельный цех завода. Постепенно все самоварное производство в Туле сосредоточилось на Патронном заводе, который с 1943 года стал называться «Штамп».

С 1956 года завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары, пришедшие на смену угольным.

- 11 -
Глава 4. Современный самовар


В середине 1950-х появились техническая новинка – электрический самовар. Появление его было вызвано изменениями в условиях жизни россиян. Во 2-й половине ХХ века в Советском Союзе началось массовое строительство жилых домов, пусть не очень комфортабельных, но зато миллионы людей смогли переехать в новые дома с централизованным паровым отоплением. И в таких квартирах жаровому самовару уже не было места, без печи с системой дымохода и отдушниками растапливать такие самовары было невозможно. В 1957 году на тульском заводе «Штамп» разработали самовар, в котором вместо жаровой трубы стоял электрический нагреватель. Электрические самовары и сейчас являются самым массовым продуктом самоварной промышленности. В Туле их выпускали 14 видов: в форме груши, шара, вазы, желудя, банки, конической и овальной, с емкостью от 1,5 до 10 литров (так называемого буфетного).

Несмотря на появление электросамовара, любовь к старинному жаровому самовару не ушла. В 1970-е годы на том же «Штампе» выпускали 9 видов

жаровых самоваров, 5 и 7-литровых. К тому же, в 1960-х годах был разработан комбинированный самовар, с жаровой трубой и трубчатым

электронагревателем вокруг нее, своеобразный синтез жарового и электрического самовара.

Еще одна метаморфоза с самоваром произошла в самом конце ХХ столетия. Самовары начали покрывать художественной росписью различной тематики.

Под роспись изготавливали самовар-рюмку с гладкой поверхностью, затем художники покрывали поверхности корпуса и крышки самовара многоцветной росписью специальными термостойкими красками, самовар высушивали в печах, и как заключительный этап – поверхность лакировали двойным слоем лака.

- 12 -

Самовары очень широко отражены в различных видах искусства. Например, в декоративно-прикладном. Возможность красиво декорировать корпус самовара, украсив тем самым процесс семейного чаепития, так же сыграло не последнюю роль в росте популярности самовара в России. Также и в литературе, и в живописи, и даже в анимации. Мультфильм про паровоз и сову-Дусю, в котором одним из героев был САМОВАР».


Глава 6. Самовары, как экспонаты нашего музея
В нашем музее имеется 5 жаровых самоваров и 5 электрических. Жаровые самовары имеют форму «банка», а электрические – «рюмка». Жаровые или топочные самовары различаются по размеру, объёму, материалу, а также оттисками, которые имеются на корпусе и на крышке самовара.

Начну с самого молодого самовара. Дата его выпуска 1991 год. Эту информацию прочитала на дне самовара. Там же прочитала, что его ёмкость 9л. Самовар изготовлен на Тульском самоварном заводе.

Высота самовара 50см. Изготовлен он из латуни. Ручки, репеёк и ветка крана – формованные. Ручки и шишки изготовлены из пластмассы.

- 13 -


Душничёк, как отдельная часть отсутствует. Самовар действующий.

С помощью берёзовых лучинок в самоваре вскипятили воду, заварили чай. Чай был с запахом дыма.

Следующий самовар имеет оттиск «Тульский Краснознамённый Патронный завод». Такое название имел завод до 1943года. Следовательно, был изготовлен до Великой Отечественной войны.

- 14


Высота самовара 50см. Ёмкость – 9л. Вес – 6кг. Ручки, репеёк, ветка крана и душничёк самовара кованые. Ручки и шишки изготовлены из дерева. Сохранилась дверка в поддоне самовара. Изготовлен самовар из латуни. В наш музей передал житель нашего посёлка Сергеев Валерий Геннадьевич. Этот самовар принадлежал его родственнице проживающей в д. Садат

Следующий самовар отличался размерами. Высота самовара – 53см. Вес

самовара -6,500кг. Ёмкость самовара измеряли с помощью формулы, т.к. дно

самовара было повреждено. Ёмкость самовара – 10л. Изготовлен самовар из латуни. У самовара отсутствует кран. Ручки самовара кованые. Ручки и шишки изготовлены из дерева. Оттиск на самоваре «Тульский патронный завод». Следовательно, самовар был изготовлен до того, как завод получил звание Краснознамённый.

Один из самоваров был изготовлен не в Туле. Об этом мы читаем на оттиске: «Госпром. цветмет. Завод в Кольчугине», который функционировал с 1922 года. Его параметры: высота – 50см., вес – 6кг., объём – 9л. Самовар изготовлен из латуни. Детали самовара кованые. Ручки и шишки изготовлены из дерева. Как экспонат он использовался в 2002 году на «Музееаде -5».

- 15 -


И, наконец, самовар, которому более ста лет. Об этом говорит клеймо «Товарищество торгового дома Бр. Шемариных въ Тулъ». В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. На самоваре выбиты следующие медали:

* Клеймо Поставщика Двора Его Императорского Величества Шаха

Персидского.

* Николай II Император и самодержавец Всероссийский. Всероссийская

художественная выставка. 1896 год.

* За успехи в сельском хозяйстве и промышленности. Роменское общество сельских хозяев.

* Франко - Русская выставка 1899 года. Санкт - Петербургъ.

* Псковское общество сельского хозяйства

* Сельскохозяйственное общество Боровическаго уъзда.

- 16 -

Его параметры: высота – 40см., объём – 3л., вес – 4,500кг. Изготовлен самовар из латуни, но имеет хромовое напыление. Ручки, репеёк, ветка крана самовара кованые. Ручки и шишки изготовлены из дерева.



Беседуя с жителями деревни Едет о самоварах я узнала следующее. Галина Степановна Катюшкина уроженка деревни Дубинино вспоминает: «Самовар впервые я увидела у свекровки в деревне Едет. Самовар использовали при побелки для светления. Светление-это придача потолку блеска при помощи пара.» Также с этой целью использовали самовар в семьях Коротцевых, Кудашкиных, Коленко и других.

Коротцева Татьяна Степановна 1935 года рождения уроженке д.Едет уточнила, при светлении, когда использовали самовар, можно было отравиться угарным газом, что с ней и произошло. С её слов я узнала, что самовары чистили древесной золой, в отличии от чугунков, которые чистили речным песком. Это говорит о бережном отношении к самовару.

Лидия Васильевна Коротцева в детстве жила с бабушкой. У них был большой ведёрный самовар. Она рассказала об устройстве самовара и о том, как им пользовались в доме. В русской печке было специальное отверстие для трубы от самовара.



Лидия Васильевна показывает, где в русской печке было отверстие для самоварной трубы.

- 17 -


Колееко Александр Феоктистович рассказал, что один из самоваров, которые находятся у нас в музее, был подарен ими. Это было несколько лет назад, в то время, когда их дети Коля и Валера учились в нашей школе.

Кудашкина Лидия Фёдоровна рассказала, что у неё был старинный самовар, которому предположительно было около 100 лет. Ей самовар достался от её свекрови. Свекровь получила этот самовар, как дар за то, что обмывала и одевала покойницу. Также Лидия Фёдоровна рассказала, что самовар использовали для варки яиц. Яйца заворачивали в полотенце и закладывали в самовар. В результате и чай был готов и яйца.



Также я многое узнала о самоваре у своей мамы, Кузьминой Рагиды Кавеевны уроженки д.Кучуково Учалынского района Респулики Башкоркостан. В их доме было 2 самовара: маленький 3-5 литров, сделанный из меди и большой 9 литров, сделанный из латуни. Медный самовар передовался в их семье как реликвия. Самовары были в каждом доме, и почти каждый вечер они устраивали чаепитие, собирая за столом семью,

- 18 -

друзей, соседей. Топили самовар древесными углями (после не полного сгорания берёзовых дров, собирали в чугунный казан и накрывали крышкой до полного остывания). Когда ставили самовар, в него закладывали подожжённую лучину и кидали уже остывшие древесные угли. Древесные угли горят дольше, чем дрова, поэтому вода долго остаётся горячей. Чаще всего в их семье заваривали индийский чай. Чай пили из касиюшек, так называют пиалы в их местности. С 10-11 лет в обязанность девочек входила чистка самовара. Самовар чистили песком возле колодца.



Для себя я отметила, что самовары служили людям в течении многих десятилетий и вполне могут быть использованы и сейчас, т.к. были изготовлены из экологически чистого материала. Сейчас мы пьём чай из чайника, который изготовлен из пластмассы. Даже если чайник изготовлен из качественного материала, он служит не более двух лет, т.к. дальнейшая эксплуатация его вредно для здоровья.



Беседа за чашкой чая
- 19 -
Глава 6. Чаепитие

Самовар и чай – эти два слова взаимосвязаны.

Чай - для народа угощение,
в нём аромат от трав идёт.
Говаривал один "светило",
Почтенный, сельский эскулап.
- Не выпил чай, какая сила!
А выпил
- так совсем ослаб!
От тульских "братьев Баташовых"
Оглядываю самовар.
Ручной работы и не новый
Кипит и чувствуется жар!!!
Начищен, с блеском отражения,
где вижу все черты лица.
И в нём бурлит "фонтан сражения»

за тонкой стенкой до конца.


На нём четырнадцать медалей,

И все медали разных лет.


Вы где-нибудь сие видали?!
Не самовар,
- сам раритет!!!
Вот, оно русское наследие,
великих тульских мастеров!
Изделие из чистой меди,
чтоб был народ всегда здоров!
Заварим чай из самовара
с кипящей ключевой водой…

- 20 -


В нём угли от искрятся жаром
и в поддувало...
На покой.
*
Вот так-то вот,
мой друг любезный!
Я речь свою веду о том
- Из самовара чай полезный,
и пахнет от него дымком!
(А. Лихачёв)
В чем заключается притягательная сила самовара? Почему он остался устойчивым атрибутом домашнего уюта? Это можно понять, только узнав особенности русской традиции — чаепития.

Самовар играл огромную социальную функцию, он объединял и примирял людей. Если друзья или родственники находились в ссоре, они собирались на чаепитие и вели примирительные беседы при посредничестве самовара. Вообще, философское наполнение русского чаепития коренным образом отличается от чаепития восточного. На востоке питие чая — это индивидуальная медитация, способ познать себя, а чаепитие на Руси — это соборное, объединяющее действо.

Кстати, в 19 веке было общепризнанным, что в России пьется более качественный чай, чем в Европе. Так, например, Александр Дюма-отец, который, оказывается кроме «3-х мушкетеров» еще и составил первый чайный справочник, считал, что лучший чай пьется в России. Он объяснял это более тесными связями с Китаем, возможностью сухопутных поставок,

когда чай не подвержен воздействию влаги, как при морской транспортировке.

Общеизвестно, что чай прибыл в Россию с Востока. Чай также заготавливали

- 21-


из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для разного назначения — лечебных и тонизирующих. До сих пор сушеные ягоды малины пьют при простуде, мята — для поднятия тонуса, зверобой — как укрепляющее организм средство, чага (нарост на березе) — как чай тонизирующий и как лекарство от опухолей.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура – культура чаепития. Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Постепенно сложился свой, русский, обычай приготовления чая: в отдельном сосуде готовили крепкий настой чая (заварку), который затем разводили определенным количеством кипятка. Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.

Новый водогрейный прибор быстро завоевал популярность. Для использования самовара годятся не только древесные угли, но и просто

щепки и чурбачки, хотя их коэффициент полезного действия ниже, чем у березового угля. Скорость закипания воды в самоваре гораздо выше, чем в чайнике. К тому же температура воды в самоваре долго остается высокой, и хозяйке не нужно суетиться с приготовлением новой порции кипятка; и, наконец, разливать чай во время чаепития из самовара, гораздо, удобнее. Все эти причины, вместе взятые, и привели к тому, что в самовар стал самой популярной частью домашней утвари.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением, как в России. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.

- 22 -


Чай в Англии, как и в Европе, заваривали в одном чайнике, достаточно крепко (на 1л. кипятка 30-35г. сухого чая), откуда разливали по чашкам. Именно англичане ввели моду на чай с молоком. Молоко или сливки подавали в маленьких кувшинчиках с широким горлом, на верхнем крае которого был широкий выступ в форме «язычка» - чтобы удобнее разливать молоко по чашкам. Обычай пить чай с молоком приняли и в России. Но, как обычно, переиначили: если англичане сначала наливают молоко в подогретую чашечку, и затем дополняют чаем из чайника, то россияне сначала наливают крепкого чаю, затем добавляют кипяток из самовара и

только потом молоко. Молочник или сливочник, фарфоровый или серебряный, также перекочевал в состав русской чайной посуды.



Глава 7. Свита самовара
Самовар на столе был не одинок. Его окружала целая свита – не только чайные чашки и блюдца, но и многое другое, не менее полезное и необходимое. Обычно, к самовару прилагался поднос, чтобы стол не нагревался от горячей поверхности самовара. Вариантом самоварного подноса был поднос «петербуржский» комбинация круга с прямоугольником. К дорогим заказным самоварам заказывали также и сервиз.

Полоскательница – обязательная часть самоварного сервиза. Это низкая и широкая чаша была служебным предметом. В нее сливали остаток воды из самовара, остатки заварки из чашек, ее ставили под самоварный кран, чтобы не набегала лужица на поднос, выплескивали первую жидкость из заварника при заваривании чая.

Заварочный чайник – непременный атрибут русского чаепития. Именно в нём готовили собственно чай – заварку, очень крепкий настой. Объём заварочного чайника составлял обычно 1 литр. Европейская и российская культура чаепития формировалась в течении многих лет и выработала

- 23 -


немало тонкостей приготовления и потребления этого напитка. Этим тонкостям соответствовало немало специальных чайных принадлежностей, таких, например, как чайница. Вначале чай хранили в небольших фарфоровых горшочках. Они поставлялись вместе с чаем из Китая.

В 1770г. В Англии появились специальные маленькие ложечки для чайниц с короткой ручкой. Такими ложечками набирали сухой чай и хранили вместе с чаем в чайницах.

В 19 – начале 20 веков в России применяли чайные колпаки, так называемые «баба», т.к. были выполнены в виде тряпичной куклы с широкой, толстой простеганной юбкой.

В конце 18 в. появились чайные ситечки, которые использовали для отцеживания чайных листьев при разливании заварки. Это были ложечки с сетчатым донцем или шарик на цепочке. В это же время появились чайные ложечки, как модная европейская новинка. Такие ложечки, обычно серебряные, выдавались хозяйкой только для почётных гостей. Сахар для чаепития использовали только кусковой. Кусковой сахар дробили на мелкие части с помощью щипчиков.

Если чай с молоком – это британский обычай, то чай с лимоном – российский. Для лимонов подавали короткую двузубую вилочку. И ещё один русский обычай – пить чай в тонких стаканах в подстаканниках. Сейчас они остались в быту только как примета дальнего путешествия. В поездах дальнего следования чай подают по-прежнему в стаканах с подстаканниками.

Фарфоровый чайный сервиз, лимон и китайский или цейлонский чай — это необходимые составляющие русского чаепития. Замечательно, если у вас на столе будет и настоящий самовар. Это украсит стол и создаст атмосферу уюта и покоя. Обязательно необходимо наличие варенья, меда. И, конечно же, блины, пироги, плюшки, баранки или сушки. Сидя за таким столом и наслаждаясь обжигающей крепостью чая и вкушая вкусности и сладости, вы начинаете смотреть на мир более благожелательно.

- 24 -

Заключение
Конечно разве не чудо, что самовар, этот «прибор для нагревания и кипячения водицы», как пишут в словарях, прошел без изменений через три века бурной русской истории? Его не вытеснили из обихода ни современные электрические чайники, ни термосы, ни чаёк в пакетиках. И русские цари, и послереволюционные правители России, начиная с Ленина и заканчивая Горбачевым, отдавали и отдают предпочтение самовару. К нему с любовью принадлежит и писатели, и художники, и просто обыватели. Американский бизнесмен Дари Догерти, приехав в Россию, с удовольствием пьет чай из самовара. И писатель Солженицын, приехав на родину после двадцати лет изгнания, встречался с людьми у самовара. Все, кто покидает навсегда Россию, берет с собой самовар как память о доме.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что самовар – это не тот предмет быта, который должен уйти в прошлое. С эстетической точки самовар может украсить любой интерьер. Но он ещё несёт и психологический аспект. Ведь там, где самовар, там душевная беседа, мир и уют.

- 25 -

Приложения 1

Эксплуатация жарового самовара


Если вы приобрели старинный жаровой самовар помните о

1.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Самовар нагревайте только в помещениях, имеющих вытяжные устройства, или на открытом воздухе.

1.2 Не нагревайте самовар без воды.

1.3 Нельзя устанавливать самовар во время сгорания в нем топлива вблизи легковозгораемых предметов и не оставляйте его без присмотра.

1.4 Нельзя устанавливать самовар на стол с горящим в трубе топливом.

2. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

2.1 При необходимости удалите с наружной поверхности самовара смазку, промыв его горячей водой, и протрите мягкой тканью.

2.2 Тщательно протрите гнездо в кране (8) и пробку крана (7), не допуская попадания посторонних частиц на их поверхность.

2.3 Смажьте пробку крана и гнездо крана тонким слоем пищевого растительного масла или топленого животного жира.

Установите пробку в гнездо крана. При этом рекомендуется произвести несколько вращательных движений пробки в кране для плотного прилегания сопрягательных поверхностей.

2.4 Наполните самовар водой.

2.5 Наденьте крышку и конфорку.

2.6 Подожгите приготовленные лучины и опустите их в трубу (6).

2.7. На трубу самовара наденьте вытяжную трубу, соединив ее с вытяжным устройством.

2.8. Убедившись, в том, что лучины разгорелись, добавляйте в трубу нужное количество древесного топлива.

2.9. Закипевшую воду слейте через кран, не употребляя ее в пищу. Промойте внутреннюю поверхность самовара.

После этого самовар готов к эксплуатации.

2.10. Для регулирования интенсивности кипения воды при несгоревшем полностью топливе пользуйтесь заглушкой (2): при плотно надетой заглушке кипение прекращается, при зазоре между заглушкой и трубой вода продолжает кипеть.

2.11. Для обеспечения хорошей тяги воздуха через решетку (9) перед нагреванием освобождайте самовар от золы и несгоревшего топлива вытряхиванием, перевернув самовар трубой вниз.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

3.1. Содержите самовар в чистоте, регулярно протирайте наружную поверхность до блеска чистой мягкой тканью с использованием специальных паст, предназначенных для чистки никелированных поверхностей.

3.2. Удаляйте своевременно накипь с внутренней поверхности самовара. При этом не применяйте наждачных полотен и металлических предметов, чтобы не повредить покрытие.

3.3. Эксплуатируйте самовары при температуре окружающей среды от 1 С до 40 С.

3.4. Перед установкой самовара на хранение протрите его внутренние и наружные поверхности сухой тканью и смажьте пробку крана растительным маслом или животным жиром.

3.5. Храните самовар в сухом отапливаемом помещении с температурой от 5 С до 40 С.

3.6. Не допускайте хранения самовара в одном помещении с веществами, вызывающими коррозию (кислотами, щелочами)

Приложение 2

Схема устройства самовара



  1. Фотографии

4. Беседа за чаем

Приложение 3









Литература


Самовары России. Популярная энциклопедия ООО «Агентство» 2010

Иванова Е.Л Русские самовары « Художники РСФСР» 1971



Гилодо А.А. Русский самовар «Советская Россия» 1991

Тихонова А. Тульский самовар Tula samovar




Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание. Лев Толстой
ещё >>