Исследовательская работа Работу ученица 9 класса Хадаева Ирина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа «За гранями самоцветов…» 1 13.99kb.
Исследовательская работа по географии на тему: «Индия» Работу Ученица... 1 106.55kb.
Исследование экологического состояния родников д. Кельмаксола. 1 206.55kb.
Научно-исследовательская работа по истории Работу Белоусова Екатерина... 1 129.05kb.
Исследовательская работа 12 апреля 1961 года в воспоминаниях сузунцев... 1 141.63kb.
Исследовательская работа по географии на тему «Япония» Работу Учащаяся... 1 113.03kb.
Исследовательская работа Альбова Оксана ученица 9 класса Дубровина Л. 1 52.84kb.
Исследовательская работа Волшебная техника «Декупаж» Козлова Ксения... 1 109.45kb.
Работу выполнила ученица 8А класса 1 62.19kb.
Научно-исследовательская работа по социологии «политическая культура... 3 513.85kb.
Научно-исследовательская работа. Звук. Звуковые волны ученица 9 класса... 1 290.04kb.
Авраамий Завенягин 1 182.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа Работу ученица 9 класса Хадаева Ирина - страница №1/1



МБОУ Жаровская общеобразовательная основная школа
Проектно- исследовательская работа


Работу выполнила:

ученица 9 класса

Хадаева Ирина

Руководитель: Кукина Г.А
село Ножкино

2012 год



План


I. Введение – стр.3 -4
II. Основная часть:
1. История Чухломского края – стр.3-4
2. Житие преподобного Авраамия Городецкого - стр.5-6

3. Встреча преподобного Авраамия Городецкого с Сергием Радонежским- стр.7-8
4. Пребывание святого Авраамия в Галиче -стр.9-10

5. Преподобный Авраамий и Чухломский край – стр.11-12
6. Последние дни преподобного Авраамия Городецкого - стр.13-14

7. Дальнейшая судьба Свято-Покровского Авраамиево – Городецкого монастыря - стр.17-18

III. Заключение – стр.12 - 13

IV. Литература стр.

V. Приложение15

Там, где за озерами,

там, где далеко,

За лесными хвоями,

Где дышать легко,

Там вдали от города,

Где туман, как мед,

Где зимою холодно,

И хрустальный лед,

На земле заплаканной,

Словно богатырь,

Мощно, просто, пламенно

вырос монастырь.

Здесь молчанье –

золото древних куполов,

Здесь обитель Господа,

И не нужно слов.

I.Введение
Если взглянуть с высоты небесной на весь наш Русский Север той далекой поры, то там, посреди диких лесов, повсюду воздвигаются святые обители, рядом с которыми лепится, укореняется мирская жизнь. И всюду - свой горящий перед Богом светоч.

Исследователь русской святости Андрей Муравьев нашел имя этому духовному явлению – Северная Фиваида, частью которой стала наша Костромская земля.

Преподобные Авраамий Чухломский и Галичский Иаков Железноборовский, старец Никита – все они были сподвижниками и учениками преподобного Сергия Радонежского.

Святая Русь…. Русская святость… Это понятие для православных людей имеет глубокий смысл. Все мы живем на земле, светло украшенной подвигами святых угодников Божьих. За именем каждого из них - своя духовная вершина, свой особый духовный свет, свой особый духовный подвиг.

Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломский – один из более почитаемых православных народом святых древней Костромской земли. Ученик знаменитых подвижников XIV века святителя Дионисия Суздальского и Нижегородского и великого святого – преподобного Сергия, игумена Радонежского, основатель четырех монашеских обителей преподобный Авраамий оставил глубокий след в духовной истории Костромского края.

На живописном берегу Чухломского озера, на холме, в обрамлении вековых лип и елей, за белокаменными стенами, сверкая куполами на солнце, гордо возвышается Свято – Покровский Авраамиево- Городецкий монастырь.

Вот в это благодатное место я приехала три года назад. Из окон моего дома хорошо видны купола храмов. В дни богослужения над селом плывет торжественный колокольный звон. Меня заинтересовала история монастыря и житие преподобного Авраамия.

Исследование основано на изучении материалов литературных, архивных и исторических источников. Анализ краеведческой литературы и ресурсов сети Internet на предмет изучения духовного подвига преподобного Авраамия выявил недостаточность сведений по данной теме. В основе первоисточников лежит « Житие» преподобного Авраамия, составленного настоятелем Свято – Покровского монастыря Протасием .




Цель: Изучение жизни преподобного Авраамия Городецкого -как духовного подвига для Костромской земли.

Задачи:

- подобрать и изучить материал о житие преподобного Авраамия Городецкого;

- посетить литургию в Авраамиево – Городецком монастыре;

-принять участие в проекте «Святые земли Костромской»;

-развивать навыки самостоятельной работы;

- привлечь к работе учащихся школы;.

-оформить работу и презентацию по данной теме.
В своей работе я использовала следующую литературу:

1. Преподобный Авраамий Городецкий Галичский и Чухломский.

К 625 летию со дня преставления. 1375 – 2000.По благословлению Архиепископа Костромского и Галичского Александра. 2000 год.

2. Свято- Покровский Авраамиев Городецкий монастырь . 645 лет монастырю 15лет со дня возрождения обители. 2004год

3. Преподобный Авраамий Городецкий и его монастырь. 1996 год.

4. Авраамий Чухломский или Галичский, краевед В. Галкин. Газета «Вперед» №4 1990г. от 22 сентября.

5. «Светильник Северной Фиваиды», Архимандрит Никандр (Анпилогов). 2004 год.

6. «Чухлома», В. Галкин. 1992 год.

7. Журнал «Губернский дом» № 2 2002 год

8. Монастыри Костромской епархии. Посвящается 265 – летию учреждения Костромской епархии и 20 – летию архипастырского служения архиепископа Костромского и Галичского Александра. 2004 год.

Данная работа может быть использована для проведения уроков истории и истоков, классных часов.

II.Основная часть
1. История края

Проводимые в нашем крае археологические исследования показали, что заселение Чухломского края началось задолго до Рождества Христова по водному пути.

В первых веках нашей эры Чухломский край населяло финское племя «меря». Меряне занимались мотыжным, а позднее и подсечным, и плужным земледелием, скотоводством, знали многие ремесла, занимались рыбной ловлей и охотой. Меряне были язычниками, верили в богов природы и в богов - покровителей разных занятий. Особенно чтили бога Велеса – бога скота и богатства.

Последний раз племя «меря» упоминается в летописях в 907 году новой эры. После этого новгородцы все угро-финские племена называют «чудью». Колонизация Чухломского края началась ими с IX века и продолжалась несколько веков. Новгородские князья и бояре брали с мерян дань пушниной – мехами белки, бобра, соболя, горностая. Простые славянские смерды

( крестьяне) бежали к нам от долгов, т.к., не уплатив их, становились холопам. Приплыв к ним, они основывали среди редких мерянских поселений починки. Они сохранились даже в XVII веке и позднее.

Новгородцев к нам приводили только водные пути. Их было несколько. Один из них шел через озеро Ильмень по р.Мсте через волок, где сейчас стоит Вышней Волочок, доходили до озера Мстино, которое соединяется с рекой Тверцой, по ней доходили до Волги, через р. Кострому и р. Вексу и достигали берегов нашего озера. Здесь простой славянский люд находил более лучшие для жизни места. Здесь еще не было князей и бояр, а целинных земель, рыбы и дичи хватало на всех. Славяне были очень миролюбивы и скоро установили добрососедские отношения с мерянами. Знали письменность и календарь.

Славянская колонизация проходила мирно и несла чуди новые занятия, ремесла, развитие торговли, культуры.

Из летописи мы узнаем, что некоторые Тверские купцы и сами остаются в Чухломе, меряне уезжали в Новгород.

О проникновении христианства в чухломскую землю мы узнаем из краеведческого материала книги В.И. Галкина «Чухлома», в которой он рассказывает о Иверике – Авраамии Ростовском, принявшем христианство в Валаамском монастыре в X веке, откуда он отправляется с нелегким поручением обратить языческую чудь в христианство.

Чухломскому краю, родине преподобного Авраамия Ростовского просвещение христианством было уготовлено позже – в 14 веке. Но это была заслуга другого Авраамия, родившегося в Ростовской земле в 13 веке, ученика и сподвижника Сергия Радонежского.

История Чухломского края тесно связана с историей Галичского княжества и города Галич. В 1245 году было образовано Галичское удельное княжество, в которое входила и Чухлома. До первой половины 14 века Галич вместе с Чухломским краем принадлежал Галичскому князю Константину Ярославичу – брату Александра Невского. В 1328 – 1340 гг. Галичское княжество было куплено великим московским князем Иваном Калитой. Последним удельным князем был Дмитрий Юрьевич Шемяка, а в 1450 году Галичское княжество окончательно вошло в Московское.

Преподобный Авраамий пришел в Костромскую землю - Галичское княжество.


Вывод: Из вышесказанного можно сделать вывод:

- территорию нашего края населяло языческое племя меря;

-колонизация нашего края началась с IX века, проходила мирно и несла развитие культуры;

-христианизация края начинается с проникновением святых сподвижников веры православной.



2. Житие преподобного Авраамия Городецкого.

Настоятель Свято – Покровского Авраамиево Городецкого монастыря архимандрит Никандр в своей книге «Светильник Северной Фиваиды» так раскрывает пребывание Авраамия в наших местах: « Нельзя скрыть благоухающего цветка – его найдут даже в дикой траве. Так не мог укрыться и преподобный Авраамий в дремучих лесах Костромских, в дорогом для него уединении. Далеко разносилось благоухание его святой жизни». ( 5 стр.22 )

Знакомясь с житием преподобного Авраамия, написанным настоятелем Свято- Покровского Авраамиево Городецкого монастыря Протасием (16в.), мы узнаем, что исторических сведений о детстве и юности преподобного Авраамия практически не сохранилось. Авраамий или Абрам – слово древнееврейское – отец множества (народов); имя библейского патриарха, от которого, по легенде, произошли люди, заселявшие Палестину. Известно, что родился он в конце XIII века и, по преданию, происходил из Ростова Великого, как и его будущий наставник – преподобный Сергий Радонежский. «Мирское имя преподобного неизвестно, нет также сведений о его родителях…»(1. стр.5) Однако, если принять во внимание то обстоятельство, что преподобный Авраамий решается идти к мало кому известному в то время монаху, в необустроенную обитель среди радонежских лесов, можно сделать вывод, что они были прежде знакомы, и, возможно, приходились друг другу дальними родственниками.

Еще в детские годы преподобный Авраамий, как и многие другие святые, хотел посвятить жизнь служению Богу. Юношей он узнал о Вознесенском Печерском монастыре, основанном близ Нижнего Новгорода игуменом Дионисием « … бяше бо много слышал о преподобнем Дионисии Печерском, и о святей обители, и о ученицех его»( 1. стр. 6)

Основатель Вознесенского монастыря, постриженик Киево-Печерской обители Дионисий ( в будущем – архиерей, причисленный церковью к лику святых) около 1330 года пришел из Киева в окрестности Нижнего Новгорода. Здесь, в трех километрах от города, он выкопал на берегу Волги пещеру и поселился в ней. Вскоре к преподобному стала собираться братия. Около 1335 года святой основал на этом месте обитель во имя Вознесения Господня, ставшую вскоре известной в ближних и дальних пределах. В 40-х годах XIVвека святой Дионисий принимает Авраамия в число иноков. Слухи о святой жизни игумена Радонежского привели его в Загорский монастырь к великому Сергию. Преподобный Авраамий, с благословления Дионисия, отправляется с берегов Волги в Радонежские леса.

Из вышесказанного можно сделать вывод:

- в 40- годы XIV века святой Авраамий встречается с игуменом Дионисием и становится послушником Печорской обители.


3. Встреча преподобного Авраамия с Сергием Радонежским

В середине 40 – х годов святой Авраамий пришел в обитель Сергия. Этот небольшой монастырь, в будущем важнейший центр русского православия , существовал всего несколько лет. На расчищенном среди леса месте был возведен небольшой деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, вокруг него стояли кельи и другие постройки. Из жития святого Авраамия мы узнаем о том, что Авраамий просит преподобного Сергия принять его в иноки. « Паде, покланися ему до земли, моля о пострижение и назидании».( 2. стр.12)

Сергий Радонежский принял нового ученика и спустя некоторое время в Троицком храме в присутствии всей братии облек его в иноческий образ по имени Авраамий.

В житие говорится, что через два - три года в Радонеже заговорили о молодом пустыннике. «Одни говорили о его строгом воздержании, трудолюбии и других подвигах, другие удивлялись его простоте и незлобию, иные рассказывали о его власти над духами злыми, а другие благоговели перед его смирением и простотой». ( 2. стр. 14)

В книге краеведа В.И Галкина «Чухлома» описывается жизнь Авраамия в Троицкой обители. К Авраамию стали приходить люди, сначала для душеполезной беседы и для духовного совета, а потом нашлись и желающие жить близ него.

Став монахом, Авраамий работал в пекарне, в поварне, носил на себе из леса дрова и воду, ночи без сна проводил в молитвах и первым являлся на церковную службу. Так смирял он свою душу и тело. «Весь предадеся Богу и преподобному Сергию, подвизашася во всенощном славословие Божии, и в церкви на пении первый обреташеся и от пении последи всех исхождаше, труждашеся в поварнице и хлебопещнице и ношаше дрова от лесу на плещу своею всячески смиряше душу и тело воздержанием и неленостными трудами и подобяшеся ангельскому житию в молитвах и пощении и всенощном стоянии». (3. стр.16)

Авраамий жил в молитве и послушании, охранял ум и сердце от злых и нечистых помыслов. Все делал с терпением и кротостью. Читая книги святых отцов и общаясь с Сергием Радонежским, он постигал все больше глубокий смысл безмолвия. Смысл этой давней монашеской традиции заключается в том, что в состоянии безмолвия ум находится в полной отстраненности от мирских помыслов и соблазнов. В тоже время он пребывает в непрестанной умной молитве (произносимой в уме). Иногда человек очищает сердце, его озаряет Божественный свет, он вступает в общение со своим Творцом.

После того, как он выдержал все монастырские испытания, с согласия Сергия, Авраамий решает принять на себя обет молчания. Несколько лет он не разговаривал, но посещал все службы монастыря. После чего Авраамий решил уйти в пустыню и жить в молчании и уединении. Сергий Радонежский благословил его на такой духовный подвиг во время Божественной литургии « по причащении Пречистых Таин, знаиено его рукою и речи: да исполнит Господь желание твое, и быть егда благослови его, видев, Авраамий, яко некий пламень издеш от руки его, и от того дня прибысть в безмолвие». ( 3. стр.21)

Святитель Василий, епископ Кинешемский, так объяснял желание преподобного удалиться в пустыню: «Любовь к Богу требует внутреннего одиночества, внутреннего отчуждения от людей, от мира. « Хочу быть только с Богом! И никто мне более не нужен!»

Сергий отпустил его, но наказал, чтобы он с любовью принимал тех учеников, учил и наставлял их.

Люди уходили в пустыню, лесные чащобы, на необитаемые острова, прятались в недоступных горных ущельях и пропастях с единой целью – быть только с Богом, наслаждаясь полным единением с Ним, не смущаемые человеческим шумом и суетою. Искрения любовь чуждается и не допускает посторонних в свой заповедный круг. В мысли – « меня и Бога объединяет тайна» - кроется великое обаяние любви, и каждый лишний человек, каждый нескромный взор, проникший в эту тайну, нарушает это обаяние и чувствует любящей душой почти как оскорбление. Этот подъем к Богу и единением с ним вовсе не означает, однако, полный разрыв с людьми. Нет, здесь сказывается лишь внутреннее отчуждение от их суетной, мирской жизни, от их дурной стороны, от их грешных привязанностей, страстей и пороков. Лучшая сторона человека – неизгладимый образ Божий, запечатленный даже в грешной душе, неизменно привлекает и восхищает подвижника и никогда не теряет его любви…».( 5. стр. 28) Эти слова святителя Василия раскрывают перед нами истинный смысл подвижничества преподобного Авраамия.

Вывод:

Таким образом, в 40 годы 14 века Авраамий приходит в Троицкую обитель и становится, по благословлению Сергия Радонежского, иноком этого монастыря;

- Авраамий жил в молитве и послушании, охранял ум и сердце от злых и нечистых помыслов, все делал с терпением и кротостью;

-читая книги святых отцов и общаясь с Сергием Радонежским, он постигал глубокий смысл безмолвия;

- выдержав все монастырские испытания, с благословения Сергия, принимает обет молчания и уходит в пустыню.

4. Пребывание святого Авраамия в Галиче

В 1350 году преподобный Авраамий покинул Троицкую обитель. В этом же году он приходит к Галичскому озеру. ( В это время московским князем был Дмитрий Донской, а Галичским Дмитрий Федорович). С этого времени начинается его пребывание на Костромской земле. Преподобный поселился на северном берегу озера, напротив города Галич, в месте, описываемом в житие как «пустыню и дубравно». Построив себе келью на одной из возвышенностей над озером, подвижник проводил жизнь в молитве и труде. Вблизи не было селений. Здесь уже мерянское население было обращено в христианство, но держалось языческих обрядов.

Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро совершилось чудесное обретение им иконы Божий Матери «Умиление». Согласно жития, когда преподобный находился на берегу озера у подножия горы, он услышал голос с вершины. « Авраамие! Взойди на гору, где икона Матери Господней стоит!» ( 3. стр.20) Авраамий увидел на горе сияние солнечных лучей, преодолев страх, он взошел на гору, где был свет, и увидел на одном из деревьев икону Владычице Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Икона сошла с дерева в руки Авраамия, он долго в слезах молился Божией Матери и назвал ее « Умиление».

С этого момента почитание иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становится для последующих поколений неразделимо. Не случайно на иконах преподобный Авраамий изображается, как правило, именно с этим святым образом на руках.

Из писцовых монастырских книг Авраамиево Городецкого монастыря 19 века, опубликованных в журнале « Губернский дом « ( № 2 2002 год) мы узнаем , что время его уединения на галичской земле ознаменовалось дивными чудесами. Преподобный Авраамий ходил по озеру, как по суху, где через некоторое время были построены храмы.(церковь Флора и Лавра, Никольский женский монастырь).

После обретения иконы, преподобный построил на горе небольшую часовню, где и поставил образ Божий Матери. О преподобном Авраамии узнал и галичский князь Дмитрий Федорович; он пригласил святого в Галич ( как говорит житие, « преподобный несколько раз смиренно отклонял княжеское приглашение»(6. стр. 9) и торжественно встретил его в городе. Предполагают, что именно князь Дмитрий Федорович и предложил преподобному Авраамию создать за озером монастырь. Галичский князь дал средства для построения храма. Бояре, купцы и прочие миряне тоже не остались в стороне. Слухи об Авраамии, об основании нового монастыря, о его врачевании, образе жизни, стали далеко распространяться. К Авраамию приходили из дальних мест множество учеников, которых он принимал с любовью, помня завещание своего учителя Сергия Радонежского.

Во время встречи князя со святым Авраамием многие жители древнего Галича, приложившись к иконе Богоматери, получили исцеление.

Присланные князем мастера воздвигли на месте подвигов преподобного деревянный храм в честь Успения Божией Матери, кельи и другие строения. Эта обитель была наречена Новоозерский монастырь Авраамия. Монастырь, основанный Авраамием, вскоре стал многочисленным, основание Новоозерского монастыря имело большое влияние на окрестных жителей – мерян ( чудь). Если раньше они со своими болезнями обращались к волшебникам и волхвам, то сейчас своих больных они стали приносить в монастырь. Исцелившиеся и те, кто приводил их, укрепились в вере к новой религии. Слава монастыря росла. Когда Дмитрий Иванович Донской отдал Галич и Галичское княжество своему сыну Юрию Дмитриевичу, то и он посещал монастырь, беседовал с Авраамием, делал монастырю многочисленные пожертвования.

Появление нового монастыря принесло галичанам большую духовную пользу. Преподобный Авраамий, уединенно живший на берегу озера, привлекал к себе внимание и почитание многих людей еще до начала построения церкви Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с подвижником поселились его первые ученики. Людская слава и труды по созданию обители отвлекали его от уединенной жизни, он стремился к пустынножительству. Преподобный решает уйти, поставив настоятелем вместо себя одного из своих учеников, Порфирия.

Вывод:

Таким образом:

- Преподобный Авраамий, поселившись на берегу Галичского озера, обретает икону Божией Матери « Умиление»;

- при совместном усилии Галичского князя, бояр и мирян был построен Новоозерский монастырь;

- появление нового монастыря принесло галичанам большую духовную пользу;

- Преподобный Авраамий, уединенно живший на берегу озера, привлекал к себе внимание и почитание людей и способствовал распространению христианства.



5. Преподобный Авраамий и Чухломский край

Преподобный Авраамий направился на северо - восток от Галичского озера, найдя новое место среди дремучих лесов в верховьях реки Виги. Через некоторое время (год или два) братия Успенского монастыря на Галичском озере узнала, где поселился их святой наставник, и пришли к нему с просьбой возвратиться обратно. Но преподобный решает продолжить свои пустынные подвиги и разрешил братии поселиться рядом с его кельей. Через некоторое время, на это месте был построен храм в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы.

Так как князь Дмитрий Федоровичи был в 1363 году изгнан из Галича войсками юного московского князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского, то вероятно, в сооружении храма оказали помощь жители города Галича, глубоко почитавшие святого Авраамия.

Второй монастырь, основанный преподобным в верховьях Виги, стал называться Великая пустынь.

Через несколько лет, после завершения строительства обители, преподобный Авраамий вновь оставил монастырь и ушел еще дальше на север. В верхнем течение реки Виги он начал безмолвствовать, а к нему вновь пришли иноки из Великой пустыни. Вскоре на берегу Виги был воздвигнут храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, появились другие строения, так преподобным Авраамием был основан третий монастырь: его полное название – Авраамиева Собора Пресвятой Богородицы Верхняя пустынь.

Прожив некоторое время в пустыни, преподобный, поставив настоятелем вместо себя своего ученика – иеромонаха Пафнутия, покинул и эту обитель. На этот раз в поисках нового места для подвижничества он ушел на 15 километров на северо-запад, к берегам Чухломского озера, в то время еще называвшегося « Чудским», « обрети место вельми красно у озера Чухломского»( 5. стр. 38). Преподобный поставил свою келью у подножия горы, на которой возвышались валы древнего городища (по мнению некоторых историков, здесь первоначально находилась древняя Чухлома).

Это городище, по неизвестной причине покинутое угро – финнами в XIII веке, именовалось местными жителями «Городок» или «Городец» (отсюда и наименование возникшего впоследствии здесь монастыря – Авраамиево – Городецкий. На противоположном берегу озера виднелся город Чухлома – тогда еще небольшое поселение, не имевшее своей крепости. На новом месте преподобный Авраамий создал небольшую часовню.

Недолго и здесь он оставался одиноким. Его ученики скоро нашли дорогу и с его согласия начали строить кельи. Когда собралось много народу, приступили к строительству церкви Покрова на том месте, где когда-то было мерянское городище. Авраамий вместе с братией на своих плечах носил землю из –под горы, засыпал ямы, оставшиеся от жилищ мерян. Сам же Авраамий продолжал жить под горой, на горе был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а вместе с ним – « трапеза, келии и прочее монастырское строение».(1. стр.29). Так на Чухломском озере возникла четвертая обитель, основанная преподобным Авраамием. Очень примечательно, что все четыре монастыря были посвящены Пресвятой Богородице.

Покровский монастырь вскоре стал одним из важнейших центров духовной жизни Костромского края. Как повествует житие, еще при жизни преподобного Авраамия число братии обители достигло ста человек.

Личность основателя монастыря и благоустроенность его обители привлекали сюда и других подвижников : Александра Вочского, Павла Обнорского.

Тогда же преподобного Авраамия посещал и новый галичский князь Юрий Дмитриевич, сын Дмитрия Ивановича Донского.

К преподобному Авраамию, как и на Галичской земле, стекались живущие меряне, которые затем были обращены в христианство. Чухломская земля считала Авраамия своим христианским просветителем.



Вывод:

На основании изученного материала можно вывод словами из Акафиста преподобному Авраамию Городецкому и Чухломскому чудотворцу: « Лучезарным светильником, на свешнице поставленный, явился еси стране Чухломстей , преподобне Авраамие, отче наш…»


6. Последние дни преподобного Авраамия Городецкого

Предвидя свою кончину, Авраамий созвал братию монастыря и поставил игуменом вместо себя одного из своих учеников - Иннокентия. Сам же преподобный ушел из обители « в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря».( 5. стр.41) В этой часовне святой прожил шесть месяце в безмолвии. Накануне своей кончины он дает последнее наставление и благословление настоятелям всех основанных им монастырей: « Зовущу мя Богу, отхожду от вас и предаю себе и сех Милосердому Господу и Пречистой Богоматери». ( 5. стр. 43)

Скончался преподобный Авраамий 20 июля ( 2 августа по новому стилю) 1357 года.

Как повествует житие, прожил преподобный восемьдесят пять лет. Из часовни, в которой скончался преподобный, тело было перенесено в монастырь и погребено у алтаря Покровского храма. Этот день считается днем его памяти.

Местное почитание преподобного Авраамия началось сразу же после его преставления. Могила святого стала постоянным местом поклонения местных жителей, глубоко почитавших его как покровителя и молитвенника Галичского края. Вскоре после кончины преподобного одним из его учеников, Протасием, было составлено первое житие подвижника. После окончательного вхождения Галичского княжества в состав Московского государства в 1450 году почитание святого Авраамия вышло за пределы Костромской земли.

В первый период правления Ивана Грозного на церковных соборах 1547 и 1549 годов, созданных трудами святителя Макария, митрополита Московского, целый ряд местночтимых угодников Божиих были причислены к лику святых, в том числе и преподобный Авраамий.

Большая заслуга в этом принадлежит игумену Протасию – настоятелю Авраамиево – Городецкого монастыря в середине XVI века. Родившийся на юге Вологодской земли, отец Протасий принял монашеский постриг в Павло – Обнорском монастыре, а впоследствии стал игуменом этой обители. В 1547 году отец Протасий стал настоятелем Успенского Новозаозерского монастыря, первого из основанных Авраамием Городецким. Три года он провел в этой обители, а около 1550 года XVI века на основании неполного списка древнего жития отцом Протасием было составлено новое житие преподобного.
7. Дальнейшая судьба Свято-Покровского Авраамиево – Городецкого монастыря

После преподобного Авраамия до закрытия монастыря сменилось семьдесят настоятелей; один из них – игумен Протасий ( 1550 – 1564) – является автором жития преподобного Авраамия.

В XVI – XV веках строения обители были деревянными. В 1608 году по указу царя Василия Ивановича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (преставившегося в день пророка Илии).

Из-за свержения в 1610 году царя Василия Шуйского и трагических событий смутного времени строительство холодного Покровского собора было закончено лишь в 1631 году.

В конце сороковых – начале пятидесятых годов XVII века над святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во второй половине XVII века трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом преподобного Авраамия Галичского.

В 1860 – е годы этот храм был разобран, хотя и представлял собой большую архитектурную ценность, таких храмов в России было три – еще в Суздали и Казани. В 1764 – 1768 годах была построенная каменная ограда с четырьмя небольшими башнями по углам.

В 1841 году был выстроен каменный настоятельский братский корпус. За оградой монастыря был построен каменный гостиничный корпус для паломников.

В 1857 году Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божий Матери « Умиление» с приделами преподобного Авраамия и пророка Илии, освященный в 1867 году.

В первой половине семидесятых годов XIX века возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная часовня на берегу озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился преподобный Авраамий и устроил источник, ставший чудотворным.

XV – XVIII веках монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, являясь в масштабах края довольно крупным собственником. Уже к середине XV века ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей варниц в Соли Галицкой ( г. Солигалич). Варницами обитель владела вплоть до XVII века. Во второй половине XV века великий князь московский Иоанн III Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, « которые… истории к тому монастырю тянут» ( 1. стр. 26) Вексе, Святица, Соне и Мокше.

В 1622 году на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей.

В Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 года, накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 человека.

Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 рублей серебром. В ходе реформы 1764 года монастырь, « по уживанию» к мощам преподобного Авраамия, не был закрыт, но переведен в разряд заштатных, по свидетельству ведомости 1768 года большая часть монастырских зданий обветшала и восстановить их не было возможности за недостатком средств.

При игумене Аркадии (1800 – 1823) благосостояние обители улучшилось: было заведено общежитие, отремонтированы ветхие здания, выстроены новые.

В середине XIX века монастырю принадлежали несколько водяных мельниц на реке Вексе, в Костроме – ряд сенокосных дач и некоторое количество пахотной земли, торговые лавки, сдаваемые внаем во время четырех ежегодных ярмарок, приуроченных к престольным праздникам обители: Крестоходовая – 3 июля, Авраамиевская – 19 июля, Ильинская – 20 июля, Покровская – 1 октября. Сохранилось за ним и право ловли рыбы « по примыкающей к монастырю стороне Чухломского озера». ( 4 стр.4)

На протяжении XV – XIX веков Городецкий Авраамиев монастырь был главным духовным центром Чухломского края.

На монастырском кладбище стали хоронить представителей местных дворянских родов.

В 1632 году в Покровском соборе была погребена княжна Елена Владимировна Долгорукова

(сестра первой жены царя Михаила Федоровича Романова), останки ее при восстановлении собора обнаружили нетленными, даже одежды и погребальный саван.

В стенах обители захоронены представители рода Лермонтовых, в том числе и основатель рода – Георг ( Юрий Андреевич) Лермонт ( умер в 1634 году), шотландец по происхождению.

Разрушительную революцию принес России XX век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие, накопленное многими поколениями. По декрету от 30 августа 1918 года монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 году вместе с другими ценностями из обители была изъята серебряная рака, установленная в 1896 году над мощами преподобного Авраамия. Местонахождение ее до сих пор неизвестно.

С начала двадцатых и до середины тридцатых годов XX века в монастыре находился детдом.

В конце 1928 года монастырь был закрыт. Последний архимандрит – Серапион – принял мученическую кончину. ( 1936/37).

С середины тридцатых и до конца пятидесятых годов на территории обители размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня.

В тридцатые годы была разрушена большая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, часовня на берегу Чухломского озера

До 1975 года в монастыре располагалась школа, с закрытием которой строение оказалось окончательно заброшенным и пришло в ужасное состояние.

Первый после 1928 года молебен среди руин Авраамиево – Городецкого монастыря был совершен 1 августа 1990 года епископом Костромским и Галичским Александром (Могилевым).

25 марта 1991 года весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии Русской Православной Церкви и началось его возрождение.

Большая заслуга в восстановлении обители принадлежит настоятелю Авраамиево-Городецкого монастыря архимандриту Никандру, о котором с большой любовью вспоминают местные жители.

1 августа 1991 года в день памяти преподобного Авраамия епископ Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после 60-летнего перерыва.



Вывод: Трудами наместника обители игумена (с 3 мая 1994 архимандрита) Никандра (Анпилогова) и братии монастыря древняя Авраамиево – Городецкая обитель – первый мужской монастырь, возродившийся на Костромской земле, вновь начал обретать свое духовное значение, стал местом паломничества верующих со всех концов нашей Русской земли.

III. Заключение

В ходе выполнения работы я изучила перечисленную мною литературу о духовном подвиге преподобного Авраамия Городецкого. Вместе с одноклассниками посетила Свято- Покровский Авраамиево –Городецкий монастырь. Я часто бываю в этом храме и верю в чудеса преподобного.

Поставленные мною цели и задачи были выполнены.

Я выбрала метод исследования: работа с первоисточниками, посещение Авраамиево-Городецкого монастыря. Работа с первоисточниками вызвала некоторые затруднения:

- все литературные и исторические материалы построены на жизнеописании преподобного Авраамия Городецкого, составленные настоятелем Свято-Покровского Авраамиево - Городецкого монастыря Протасием ( 16 век) и имеет трудный литературный слог.

В результате исследования я пришла к выводу, что преподобный Авраамий Городецкий, являясь учеником Сергия Радонежского, по его благословлению отправляется в Костромские края (в 50 –е годы 14 века), Он внес огромный вклад в развитие духовной культуры Костромской земли и, особенно, нашего края. Авраамий основал четыре монастыря, просвещал местные племена язычников (меря), неся христианскую веру людям.

Исцелял людей, был великим тружеником и сильным духом человеком. Преподобный Авраамий, поселившись на берегу Галичского озера, обрел икону Божией Матери

«Умиление». Прожив 85 лет, он был погребен у алтаря Покровского храма.

История жестоко поступила с храмом: с 1928 года монастырь был закрыт. Около 70 лет имя и дела подвергались забвению и разрушению, но все же огонек светлой веры, принесенный преподобным, не был погашен.

В 1991 году началось восстановление монастыря во главе с настоятелем Никандром. По словам Архимандрита Никандра: « Преподобный Авраамий был и есть светильник Северной Фиваиды, всю свою жизнь благовествующий веру Христову на Костромской земле. Не оскудевают чудеса в древней обители и сегодня, невозможное делается возможным. Покров Царицы Небесной не оставляет сего святого места…»

В 1991 году Преподобный Авраамий Галичский и Чухломский, по решению святейшего Патриарха Алексея, вошел в состав собора Костромских святых.

Жизнь святого может служить для нас примером добра, любви к Богу, ближнему, трудолюбия, честности и порядочности.

С результатами своей исследовательской работы я выступала в школе на заключительном этапе сетевого проекта « Святые земли Костромской».

Материалы исследования по теме « Преподобный Авраамий Городецкий- светоч земли Чухломской» используются в работе школьного кабинета духовно- нравственного образования.




Литература

1. Преподобный Авраамий Городецкий Галичский и Чухломский.

К 625 летию со дня преставления. 1375 – 2000. По благословлению Архиепископа Костромского и Галичского Александра. 2000 год.

2. Свято- Покровский Авраамиев Городецкий монастырь. 645 лет монастырю. 15лет со дня возрождения обители.

3. Преподобный Авраамий Городецкий и его монастырь. 1996 год.

4. Авраамий Чухломский и Галичский, краевед В. Галкин. Газета «Вперед» № 4 1990 год от 22 сентября.

5. «Светильник Северной Фиваиды», автор книги Архимандрит Никандр( Анпилогов).2004 год.

6. «Чухлома». В. Галкин. 1992 год.

7. Журнал «Губернский дом» № 2. 2002 год.

8. Монастыри Костромской епархии. Посвящается 265 – летию учреждения Костромской епархии и 20 – летию архипастырского служения архиепископа Костромского и Галичского Александра. 2004 год.



IY.Приложение

Авраамиево – Городецкий монастырьXIX век.

Преподобный Авраамий

Галичский и Чухломский чудотворец.




Свято – Покровский Место явления святому

Авраамиево – Городецкий монастырь Чудотворной иконы Божией Матери « Умиление»

с литографии второй половины XIX




Авраамиев Новоезерский монастырь Ризположенская церковь



г. Галич 1999г нач. XXв.







Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит
ещё >>