Исследовательская работа по теме: «Особенности формирования певческих навыков на уроке музыки» Подшивалова Р. В - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории... 4 799.14kb.
Программа составлена на основе следующих программ 4 524.96kb.
Разработка урока по методической теме: «Задачно-исследовательская... 1 153.05kb.
Урок французского языка в 11 классе «История французской музыки» 1 21.66kb.
«Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного... 4 593.83kb.
Главаi. Особенности формирования грамматических навыков учащихся... 4 681.19kb.
Урок музыки во 2-м классе по теме "Композитор имя ему народ" 1 57.77kb.
Разработка урока по умк биболетовой М. З. по теме 1 86.37kb.
Исследовательская работа «Сыны отважные России» 1 199.17kb.
Методическое пособие по английскому языку Проектный материал по теме... 1 53.69kb.
Сценарий урока по теме «Путешествие в Шотландию» 1 43.22kb.
Чины, звания и титулы в Российской империи 1 107.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследовательская работа по теме: «Особенности формирования певческих навыков на - страница №1/3




Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Тазовский район

МБОУ ДОД Тазовская детская школа искусств

Исследовательская работа по теме:
«Особенности формирования певческих навыков на уроке музыки»

Выполнила:

Подшивалова Р. В.

п. Тазовский

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования певческих навыков на уроке музыки.

1.1. Психолого-педагогическое обоснование певческих навыков в
вокально-хоровой деятельности ………………...6

1.2. Основные аспекты вокально - хоровой работы ………………...11

ГЛАВА 2. Диагностика сформированности певческих навыков у школьников


  1. Формирование певческих навыков в обучающем эксперименте …………………18

  2. Анализ экспериментального исследования ………………...33

Заключение ………………...36

Сноски ………………...38

Список использованной литературы ………………...39

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

ВВЕДЕНИЕ.

Пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких- либо дополнительных затрат, так как человеческий голос уникален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс певческим навыкам обнаруживает и задействует целый спектр участников: это и музыкальные способности, и личные качества.

Вокально-хоровое пение - искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.

Различные вопросы, связанные с детским хоровым пением разрабатывались рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Н.Л.Грозденская, В.Т.Соколов, А.Н.Карасев, Л.Г.Дмитриева, С.И.Миропольский; воспитанию и охране детского голоса - В.М.Никитина, Л.Б.Безбородова; формированию певческих навыков - А.И.Пузыревский, А.Л.Маслов, Н. Черноиваненко, Г.П.Стуловой, О.А.Апраксина, Д.Н.Зарин.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление особенностей формирования певческих навыков в процессе обучения младших школьников на уроке музыки.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить условия развития певческих навыков.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности формирования певческих навыков в ходе учебных занятий на уроке музыки.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения певческим навыкам на уроке музыки в начальной школе.

Изучение научной методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ: если формирование певческих навыков в учебном процессе на уроке музыки будет происходить с использованием комплекса специально подготовленных обучающих заданий, то такое формирование будет наиболее эффективным.



ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников.

  2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков в начальный период обучения.

  3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), который соответствует вышеуказанной задаче.

  4. Экспериментально проверить эффективность педагогических приёмов, которые соответствуют формированию первоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.

  2. Диагностика педагогического опыта, направленная на формирование навыков хорового пения у младших школьников.

  3. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков у младших школьников.

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 2 «а» и 2 «б» классов Тазовской Муниципальной общеобразовательной средней школы п. Тазовский.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования певческих навыков на



уроке музыки.

1. 1. Психолого - педагогическое обоснование певческих навыков в вокально - хоровой деятельности.

"Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше". Гендель

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей об особенностях его звучания, о различных методических приёмах в обучении пению.

Первые певческие школы на Руси были организованы привезёнными из Греции священнослужителями. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Так как церковные хоры, которых пели только мальчики, предназначались для участия в богослужении, было предпочтительно светлое звучание.

В 1274 году собор - высший церковный орган - поручает церковное пение «специально обученным людям» и увеличивает число певческих школ.

Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор государевых певчих дьяков.

В 17 веке в Россию проникает с Запада стиль «концертного пения», под влиянием которого постепенно утверждается пение многоголосное, а голоса получают название - бас, тенор, альт, дискант. Лучшие детские и взрослые и взрослые голоса набирались по всей России.

В начале 18 века с развитием музыкальной культуры продолжалось расширение хоровой исполнительской деятельности. Была создана специальная певческая школа на 20 человек, из которых готовили певчих для Придворной певческой капеллы.

В общеобразовательной школе среди предметов художественно-эстетического цикла одним из наиболее важных, оказывающих влияние на формирование внутренней культуры школьника, является урок "музыка". Именно здесь происходит познание музыки как живого искусства в тесной взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; формируется активный " золотой фонд" музыкальной культуры каждого школьника. У ребенка уже с начальной школы появляется возможность начать свой собственный путь вхождения в музыкальное искусство. Но все это возможно лишь при опоре на активное, творчески - личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроке в разнообразных видах деятельности.

Какова же роль хора на уроке музыки сегодня? Включенный в общую систему обучения, урок музыки должен отвечать всем предъявляемым ему требованиям. Однако специфические особенности урока музыки как учебного предмета заключаются в том, что наряду с музыкально-образовательными требованиями (знание элементарной музыкальной грамоты, умение различать построение и форму музыкального произведения и т.п.) к уроку предъявляются и художественно-исполнительские требования. Они предполагают овладение вокально-хоровыми навыками, с помощью которых учащиеся могут выразить в соответствующей художественной форме основное содержание исполняемого ими произведения.

Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, чувство ритма, но и способности, имеющие значение в общем развитии личности школьника: память, воображение, творческая активность, целеустремленность и т.д. Кроме того, хоровое пение содействует овладению культуры речи, выработке четкого и выразительного произношения.

Значение хорового пения в процессе музыкального обучения и воспитания заключается еще и в том, что оно концентрирует в себе все формы работы на уроке, исполнение песен, знакомство с музыкальной грамотой, восприятием музыки, импровизации, игру на простых инструментах. Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определенными умениями, знаниями и навыками, которые определяют уровень их исполнения. На их основе осуществляется развитие замысла исполняемого детьми произведения. Чтобы успешно работать над хоровыми навыками (чистотой интонации, хорошим строем) каждый участник хора должен владеть вокальными навыками (звукообразованием, звуковедением, певческой установкой, артикуляцией, дикцией).

Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д.Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, "звучащую зону" (в пределах звуков ми - си первой октавы). Е.И.Алмазов, Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина, А.Д.Воинова, Р.Т.Зинич, А. И. Кати пене и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре - си первой Детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость.

Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на восьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 7-8 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре - до). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 7-8 лет чаще всего являются (ми) фа - си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Развивая вокально-хоровые навыки, нужно учитывать физическое состояние ребенка 7-8 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей младшего школьного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е. И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний.

Как провести школьный урок музыки как урок искусства, выявить и поддержать разнообразие музыкальных интересов у детей разного возраста, организовать детский хор, сделать увлекательными беседы о классической и популярной музыке? Эти вопросы волнуют многих учителей музыки общеобразовательных школ.

Опора на вечные проблемы - что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество - является компасом в нашей работе. Детство - тот период в жизни каждого человека, когда закладываются те черты, которые в дальнейшем будут определять характер ребенка, цель и смысл его жизни. Известно, что знания и убеждения проходят через призму эмоций и чувств. Еще в древности музыка рассматривалась как одно из важнейших средств воспитания гражданина. Так, Аристотель утверждал: "Подобно тому как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу".

Успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения "большой" музыки в жизнь детей, пути усиления воздействия на них. Одно из ведущих направлений работы учителя музыки - развитие творчества учащихся. Развитие творчества в образовательно-воспитательном процессе является, на наш взгляд, одним из важнейших аспектов деятельности учителей художественно-эстетического цикла.

Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилия отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Оно представляет собой сложную психическую деятельность человека, каждый из этапов которой характеризуется своими психологическими особенностями.

Полноценное творчество заключается не в том лишь, что у человека возникают интересные идеи темы, а в том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, делающийся достоянием общества, доступный восприятию, пониманию и оценки других людей. Будучи всегда подготовлено предшествующей работой и напряженными поисками решения задачи, творчество возможно только на основе интенсивного труда, систематичной работы в определенном направлении.

Одним из основных стимулов к творчеству является создание на уроке проблемной ситуации, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, непосредственно участвует в создании музыки. 1. 2. Основные аспекты вокально - хоровой музыки.

Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:



  1. Воспитательная - формирование духовной культуры

  2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

  3. Развивающая - обучение приёмам пения.

Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения.

В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.

Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течение 1,5 - 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи.

Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа - диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.

Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция, нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе» (1880 г.) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей» (1885 г).

Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:


  1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания».

  2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике...» [1. 12.]

А также ряд задач:

  1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».

  2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса... »[2. 21]

Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию »[3. 10.]

Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае» [4. 32.]

А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом: «Первая нота гаммы - цифрою 1, вторая - 2 ит. д. ... ноты выше 8 - следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою» [5. 47.]

Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тex пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане.

Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований»[б. 47.]

В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты - цифрой поставленной над буквой»[7 34.] Например: «до» - а, «ре» - у, «ми» - и, «фа» - о, «соль» - е, «ля» - я, «си» -то. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения.
Этому помогает «лестничка»: о

и

у



а

А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:



  • Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.

  • Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом. Пение строки учителем.

  • Повторение лучшими учениками по отдельности.

  • Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.

  • Изучение при тех же приемах второй строк

  • Повторение обеих строк одна на другую.

  • Пение следующей фразы молитвы.

Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.

В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм обучения того времени. Хотя благодаря строгой последовательности достигалась чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материала, вся система была чуждой живой природе музыки, подавляла проявление к ней творческого отношения.

Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».

По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:



  1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение

  2. Волю

3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение
хорошей музыки

Весь курс занятий Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте, и обучение с голоса - рекомендует начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей.

Навык различения высоты советует развивать сначала на сравнительно большом интервале, например, квинты.

Также отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя, так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные упражнения следует начинать с пения гласной «а», за гласной «а» - «е», «и», «у», «ы», «я», «ё», «ю».

Для развития дыхания рекомендует специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратиться в привычку, в умение, инстинкт.

Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким, которым содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурности гармонию. Наиболее подходящим репертуаром Зарин считает церковные и народные песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов.

Автор даёт подробные методические указания к разучиванию песни:


  1. Не затягивать надолго разучивание.

  2. Брать посильный репертуар.

  3. Знакомство с содержанием текста.

  4. Учитель сам исполняет песню.

  5. Показ строения песни: одинаковые и различные фразы.

  6. Указать, где брать дыхание.

  7. Разучивание текста первой мелодической фразы.

  8. Разбор направления движения мелодия.

  9. Изображение мелодии графически.

  10. Разбор ритмического рисунка.

Первый период охватывает у Зарина 22 урока, с 23 урока, считает, что может быть начато изучение нотной грамоты. Изучать песни Д. Н. Зарин, как и А. Н. Карасев, советует в порядке нарастания количества звуков. Большинство рекомендуемых Зариным песен заимствовано им из «Школьного сборника этнографической комиссии», некоторые песни даны с пометкой: «В педагогических целях - упрощена».

В 1971 году основы музыкально-педагогического процесса сформулированы О. А. Апраксиной: «Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы, прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит совершенствование необходимых навыков...» [8. 48.]

В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно рассматривается в методических трудах Г. П. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.

Методы, предложенные Л. Г. Дмитриевым и Н. М. Черноиваненко:



  1. Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т.д., затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.

  2. Ученики получают задание: прохлопать или проговорить ритмический рисунок, переданный движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем ученик, а остальной класс передаёт его хлопками.

  3. Класс делится на 3 группы, которые одновременно делают следующее:

  1. группа - прохлопывает простой ритм:

  2. группа - простукивает карандашом немного усложнённый ритм:

3 группа - прохлопывает усложнённый ритм:

В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребёнок может прочувствовать каждый из вышеуказанных ритмов, и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического ансамбля.

Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и они не устают потому, что обучение проходит в форме игры .Что касается первого прослушивания, то результаты его не окончательны и, естественно, не всегда объективны. Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей.

ГЛАВА 2. Диагностика сформированности певческих навыков у школьников.


    1. следующая страница >>



Я не заслужил этой награды, но, в конце концов, у меня артрит, которого я тоже не заслужил. Джек Бенни
ещё >>