Исследование проведено Глуховым Петром Сергеевичем - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уважаемая Татьяна Алексеевна! Поздравляю Вас с 65 годовщиной Победы... 1 152.68kb.
Исследование проведено 1 246.06kb.
Аналитическая записка 1 219.93kb.
Актуальность исследования 3 590.21kb.
Особенности управления персоналом на малых предприятиях 1 43.82kb.
Структурные дефекты в апатите как индикаторы процессов гранитообразования 1 64.57kb.
Иванов В. Б. Ударение в языке селения Абйане 1 133.43kb.
Перестройка преподавания общественных наук 1 204.48kb.
Исследование проведено при поддержке the ned москва, 2011 2 6 1238.71kb.
Отчет о качественном социологическом исследовании Москва Май 2008... 11 726.13kb.
Аналитическая записка по результатам социологического опроса по изучению... 1 181.43kb.
Конкурс докладов дело-вая игра компьютерное тестирование креатив-ность pr 1 97.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследование проведено Глуховым Петром Сергеевичем - страница №1/15

Психодиагностическое исследование

постоянных членов центра ведической культуры Дивья Лока
Исследование проведено Глуховым Петром Сергеевичем, имеющим высшее образование (Южно-Уральский Государственный Университет. Факультет психологии. Диплом с отличием №ABБ 0119317 от 09.06.2009), ученую степень – магистра психологии (Южно-Уральский Государственный Университет. Факультет психологии. Диплом с отличием ОН № 00145 от 09.06.2011)). Автор и соавтор 18 научных публикаций по различным отраслям психологии. Участвует в научно-исследовательской работе по грантам РГНФ (2007-2008 – Грант РГНФ «Социально-психологические факторы развития творческого потенциала одаренных учащихся (лонгитюдное исследование)», номер темы – № 07-06-85616 а/У; 2008-2009 – Грант РГНФ «Исследование толерантности социальных субъектов к творческой личности как ресурсного потенциала развития инновационной сферы», номер темы – № 08-06-00633а). Участник множества конференций российского и международного уровня. Стаж научно-исследовательской и преподавательской работы 8 лет.
Исследование произведено Тарасовой Екатериной Валентиновной, имеющим высшее образование (Южно-Уральский Государственный Университет. Факультет психологии. Диплом с отличием от 09.06.2009), ученую степень – магистра психологии (Южно-Уральский Государственный Университет. Факультет психологии. Диплом с отличием ВМА № 008632 от 09.06.2011)). Автор и соавтор 7 научных публикаций по различным отраслям психологии. Участвует в научно-исследовательской работе по грантам РГНФ (2007-2009 – Грант РГНФ «Социальный и эмоциональный интеллект и его связь с успешностью в профессиональной деятельности», номер темы – № 07-06-00835а, Грант РГНФ «Связь социального и эмоционального интеллекта с когнитивными и личностными свойствами, номер темы – №07-06-00631а). Участник множества конференций российского и международного уровня. Стаж научно-исследовательской, преподавательской работы и психодиагностической практики 7 лет.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир характеризуется высокой степенью технологизации, рационалистическим уклоном, в котором разум преобладает над чувствами. Возможно, именно поэтому все нарастающим трендом является обращение людей к поиску других смыслов, обращение внимания внутрь себя. Когда эти поиски связываются с различными религиозными традициями, как отдельными учениями, так и признанными большими направлениями, возникает вопрос о психологическом потрете того человека, который глубоко погружается в то или иное течение. Исследование, приведенное в данной работе, является начальным этапом психологического анализа группы постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока. Оно проводилось только на тех участниках центра Дивья Лока, которые постоянно живут в центре и выбрали для себя путь монашества.

Следует отметить, что представители этой группы придерживаются Санатана Дхармы (Индуизма), философии Адвайта-веданты, учения Лайя-йоги. Согласно независимой религиоведческой экспертизы ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Лукина Р. Н., основой религиозной практики в центре Дивья Лока является: «йогическая практика на основе учения и предписаний Лайя-йоги; медитация; изучение священных текстов традиции, книг и высказываний непосредственного учителя (гуру) ‒ Свами Вишнудевананда Гири» [4].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить специфику индивидуально-психологических особенностей постоянных участников центра.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В исследовании принимали участие 33 человека. Из них, мужчин – 14, в возрасте от 29-ти до 48-ми лет; женщин – 19, в возрасте от 23-х до 64-х лет. Социальный статус: не работающие, в статусе монашествующих (санньяси).

Тестирование проводилось в течение 1 недели.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Исследование характерологических особенностей

2 Исследование особенностей самоотношения

3. Исследование удовлетворенности жизнью

4. Исследование ценностной и мотивационной сферы

5. Исследование особенностей личностного потенциала

7. Проанализировать анализ наличия взаимосвязи между отдельными индивидуально-психологическими особенностями

8. Проанализировать специфику взаимосвязи между отдельными индивидуально-психологическими особенностями

Для выявления специфики индивидуально-психологических особенностей использовались стандартные психодиагностические методы, с целью обеспечения адекватности и максимальной независимости результатов от личностных мнений и взглядов экспертов. Такой подход выбран опираясь на исследования В.Е. Кагана и свободен от идеологического давления и научно корректен и, кроме того, является экономичным и оперативным [2].

Для проведения психодиагностического анализа были использованы следующие методики:

‒ личностный опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), адаптированный Л. Н. Собчик (СМИЛ ‒ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности) [11];

‒ методика В. В. Столина и С. Р. Пантелеева «Тест опросник самоотношения» [13];

‒ методика Н. Н. Мельниковой «Удовлетворенность жизнью» [5];

‒ методика Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) [4];

‒ методика В. Ф. Сопов и Л. В. Карпушина «Морфологический тест жизненных ценностей» [12];

‒ опросник личностных ориентаций Э. Шострома, адаптированный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загикой, М. В. Крозом («Самоактуализационный тест») [1];

‒ метод семантического дифференциала (Ч. Осгуда) [15] по исследуемым образам: «Я до того, как стал изучать и практиковать учение», «Я сейчас», «Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей», «Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь», «Человек, контролирующий свои мысли и поведение», «Человек, живо интересующийся повседневной жизнью», «Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа» [2].


Для обработки результатов использовались методы математической статистики. В процессе обработки данных были использованы такие критерии как: U – Манна-Уитни, φ* ‒ Фишер, r – Спирмена, критерий Кайзера [10].


АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования характерологических особенностей был использован личностный опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), который был предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 году. В настоящее время используется модификация теста MMPI – тест СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности), адаптированный Л. Н. Собчик [8].

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Тест является наиболее валидным (достоверным) и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей и выявления невротических состояний, акцентуаций, психопатий при их наличии.

Тест состоит из 566 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал: сверхконтроль, пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, мужественность-женственность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность, оптимистичность, интроверсия.

Для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию в MMPI имеются три оценочные шкалы: шкала лжи (L), шкала достоверности (F) и шкала коррекции (К).

Шкала L включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм [8].

Рисунок 1 – Доля людей, набравших различные баллы по Шкале L
Большинство испытуемых (61%) набрали средние показатели (50-69) по данной шкале, то есть в большинстве ситуаций их поведение характеризуется следованием необходимым социальным нормам.

Треть испытуемых (33%) набрали низкие показатели (меньше 50) по данной шкале, которые свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер либо о выборочном следовании стандартам, принятым в обществе.

Лишь 6% испытуемых (2 человека) набрали высокие показатели (70 и выше) по данной шкале, которые указывают на демонстрацию очень строгого соблюдения социальных норм. Эти испытуемые отрицают наличие слабостей в своем поведении, присущих обычному среднестатистическому человеку, - способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. Это может быть связано либо с умышленным стремлением украсить себя, показать себя в лучшем свете, либо с принадлежностью к группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам.

Рисунок 2 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале F
Результаты 54 % испытуемых (более 69 баллов – 27%, более 79 баллов – 27%) ставят под сомнение достоверность тестирования.

Результаты 46 % испытуемых можно считать достоверными (меньше 70 баллов).

У 27% испытуемых (чьи баллы выше 79) может наблюдаться выраженная тенденция не идентифицироваться с привычным для социума пониманием личности и ее смыслов.

Причинами, обуславливающими некоторое повышение баллов по этой шкале, могут быть:

- специфика изучаемой группы: неконформные личности, отличающиеся особым своеобразием демонстрирующие реакции, не характерные для большинства людей;

- чрезмерная взволнованность, эмоциональная напряженность испытуемых в момент тестирования, переутомление или болезненное состояние, повлиявшие на работоспособность и правильность понимания утверждений.

- стремление наговорить на себя, тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения, избыточная самокритичность и откровенность, попытка изобразить другое, выдуманное лицо, а не свои особенности (что противоречит необходимому соблюдению принципа «сатья» – быть правдивым, не лгать).
Рисунок 3 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале К
Большая часть испытуемых (61%) набрали высокие показатели (выше 64 баллов). Это указывает либо на действительное отсутствие каких-либо личностных проблем и межличностных конфликтов у данных испытуемых, либо указывает на отсутствие откровенности, сознательное или бессознательное стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо трудностей. Испытуемые склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у этих испытуемых, выраженную отрицательную реакцию.

39% испытуемых набрали средние показатели (меньше 65 баллов), что говорит о некоторой естественной защитной реакции на попытку вторжения в их внутренний мир, сокровенные переживания.

Таким образом, распределения значений испытуемых (по шкалам достоверности) в группе различны, что характерно для любой группы. По полученным результатам можно сделать следующие выводы. Абсолютное большинство испытуемых (94%) не пытались приукрасить себя, показать в как можно более выгодном свете, т. е. их результаты можно считать достоверными (шкала L). Результаты 46% испытуемых по шкале F можно считать достоверными, результаты 54% испытуемых ставят под сомнение достоверность тестирования. Такие баллы могут быть связаны со спецификой изучаемой группы (испытуемые придерживаются особых законов культуры садху) и соответственно демонстрацией поведения и реакций, не характерных для большинства людей, а также такие баллы могут быть связаны с избыточной самокритичностью и откровенностью, что отражает соблюдение принципа «сатья» (быть правдивым, не лгать). Повышение баллов по данной шкале также может говорить об эмоциональной напряженности, которую можно подтвердить или опровергнуть с помощью наблюдения, беседы с данными испытуемыми. По шкале К – 39% испытуемых получили баллы, свидетельствующие о достаточной степени откровенности, 61% испытуемых отрицают какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм, что может являться закономерным следствием развития их личности в процессе следования культуре садху (соблюдением Катехизиса садху ведической традиции) [6].

Далее обратимся к результатам, полученным по базовым шкалам методики MMPI. При интерпретации MMPI должен соблюдаться целостный подход, оценивающий конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой ведущих пиков, контрастирующих понижений, как ведущих, так и относительных.

Каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса (до 70 баллов). Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации – в зависимости от высоты профиля.
Рисунок 4 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 1
У 64% испытуемых наблюдается мотивационная направленность на соответствие нормативным критериям, как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Данные личности характеризуются высокой степенью ориентации на соблюдение нравственно-этических норм, а следовательно, отсутствием проявления неуправляемых эмоций, сдержанной речью, контролем над агрессивностью, ориентацией на нормы и правила поведения. Их стиль мышления и поведение опираются на традиции, подчерпнутые в священных текстах, на существующие общепринятые в группе правила. В межличностных отношениях – высокая нравственная требовательность как к себе, так и к другим. Испытуемые характеризуются сдержанностью эмоциональных проявлений, внимательностью, осмотрительностью. Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности создает смешанный тип реагирования, проявляющийся постоянной напряженностью. Их характеризуют исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным нормам и правилам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам.

37% испытуемых набрали показатели выше среднего и 33% испытуемых набрали высокие показатели по данной шкале, что свидетельствует о чертах, проявляющихся в сверхконтроле, высоком внимании к отклонениям от нормального функционирования как группы в целом, так и отдельного человека и его организма, о стремлении повышать планку нравственно-этических и физиологических норм.

30% испытуемых набрали средние показатели по данной шкале, которые свидетельствуют о средней выраженности выше перечисленных качеств. В качестве пика шкала «сверхконтроль» встречается у 64% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 9% испытуемых.

Полученные результаты можно объяснить принятыми в культуре садху правилами и необходимым соответствующим соблюдением их участниками – «контроль своих действий в согласии с этикой садху: готовность проявлять заботу о других без требования вознаграждения, похвалы, иногда даже в ущерб заботы о себе, ненасилие, вегетарианство, отказ от табакокурения, наркотиков, алкоголя, от присвоения чужого имущества, от азартных игр, контроль сексуальной энергии, отношений с противоположным полом, действовать так, чтобы действия приносили благо всем живым существам, или имели такую мотивацию действовать с благословения своих духовных авторитетов и в соответствии со своей духовной культурой» [6].


Рисунок 5 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 2

Большинство испытуемых (82%) получили средние баллы. Для них возможны лишь редкие проявления пребывания в депрессивном состоянии. Другими словами большинство испытуемых характеризуется нормальным уровнем выраженности шкалы «пессимистичность».

15% испытуемых (5 человек) получили высокие результаты по 2й шкале «пессимистичность». Результаты по этой шкале могут отражать и поведенческие особенности, сформированные в результате переживаний резкого и значимого для личности разочарования после пережитой межличностной неудачи или в связи с заболеванием, резко нарушившем обычный ход жизни и перспективные планы. Такие баллы могут выявлять у испытуемых не только пониженное настроение в связи с негативными переживаниями, но и личностные особенности: склонность к острому переживанию неудач, к волнению, повышенному чувству вины с самокритичным отношением к своим недостаткам, неуверенность в себе.

Оставшиеся 3% (лишь один испытуемый) набирают низкие значения.

В качестве пика шкала «пессимистичность» встречается у 18% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 9% испытуемых.

Для испытуемых, получивших пиковые значения по этой шкале, характерен осознанный самоконтроль, когда нереализованные намерения в силу внешних обстоятельств или внутренних причин отражаются в пониженном настроении как результат дефицита или потери. В то же время, лица такого типа могут проявлять достаточную активность, следуя за лидером, как наиболее конформная и социально податливая группа.



Рисунок 6 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 3
58% испытуемых получили средние результаты по 3й шкале, что характеризует их как личностей, достаточно эмоционально уравновешенных.

33% испытуемых получили результаты выше среднего по 3й шкале, что характеризует их высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния.

9% испытуемых (3 человека) получили высокие результаты по 3й шкале «эмоциональная лабильность», что характеризует их сверхвысокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, вплоть до истерических проявлений.

В качестве пика шкала «эмоциональная лабильность» встречается у 9% испытуемых. В качестве самого выраженного пика не встречается.

Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций:


  • высокий уровень личностных притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы;

  • эгоистичность, с альтруистическими декларациями;

  • агрессивность, со стремлением нравиться окружающим.



Рисунок 7 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 4
Больше половины (61% испытуемых) получили средние результаты по 4й шкале. Для них характерна нормальная возбудимость и импульсивность.

Достаточно много (39% испытуемых) получили высокие результаты по 4й шкале «импульсивность», что характеризует их поведение как импульсивное, спонтанное, непредсказуемое.

На фоне хорошего интеллекта, такие личности обладают способностью к нешаблонному подходу в решении проблем, к моментам творческого озарения. Над человеком не довлеют догмы традиционного подхода, и недостаточная опора на опыт компенсируется механизмом самобытно-творческого восприятия и переработки актуальной информации.

Основная сложность при работе с данным типом – это мотивационно-целевая система группового взаимодействия.

Личностные качества и свойства, формирующие направленность, изначально изолируют таких специалистов из систем общих для группы целей. Однако если предоставить им возможность самостоятельно формировать групповые цели и, при этом, успешность деятельности будет адекватно отражаться и на их статусном положении, то такие условия существенно нивелируют негативные для деятельности особенности поведения.

В качестве пика шкала «импульсивность» встречается у 55% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 12% испытуемых.

В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках средних результатов, данная шкала выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность.

В структуре мотивационной направленности преобладают установки на достижение, сопровождающиеся уверенностью и быстротой в принятии решений.

В поведении может проявляться решительность, умение рисковать, высокий уровень ставящихся целей, которые могут быстро меняться в зависимости от внешних условий, от успешности предпринятых действий. Это говорит о высокой степени гибкости и маневренности в достижении поставленных целей.

Поведение раскованно, сопровождается непосредственностью в проявлении чувств, реакций. Высказывания и действия достаточно гибки и не ригидны, что, в свою очередь, не исключает планомерности, последовательности и продуманности действий в соответствии с поставленной задачей.

Можно интерпретировать высокие показатели по шкале «импульсивность» как проявление тенденции к противодействию внешнему давлению, склонности опираться в основном на собственное мнение, а еще больше — на собственные побуждения, выраженным отсутствием конформности, стремлением к самостоятельности и независимости, конфликтностью.

Учитывая особенность исследуемой группы, ее идеалы и ценности, можно предположить, что вышеперечисленные качества скорее свидетельствуют о высоком уровне ответственности и осознанности своих действий, способностью самостоятельно принимать решения, не перекладывая ответственность на других и не оглядываясь на мнения и оценки окружающих. В стрессе у таких людей проявляется действенный тип поведения, решительность, мужественность.

Такие испытуемые чаще других ищут новые пути и новые способы проявления своей сути, не зацикливаясь на своих достижениях и привычных способах жизни. Императивные способы воздействия, авторитарный тон могут натолкнуться на заметное противодействие, особенно, если лидер не пользуется должным авторитетом и не вызывает у данной личности уважения, восхищения.

Развитие данных качеств у испытуемых может быть связано с необходимостью следовать Пути совершенства (в соответствии с культурой садху), для чего испытуемые целенаправленно тренируют такие качества, как концентрация, внимательность, непоколебимая вера, решимость, бесстрашие, отрешенность, усердие, гибкость ума, самоконтроль, всеприятие и отпускание себя.


Рисунок 8 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 5
5 шкала «мужественность-женственность» MMPI по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого.

В качестве пика шкала «мужественность-женственность» встречается у 55% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 24%.

33% испытуемых получили повышенные показатели по 5 шкале, что означает отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальной адаптации.

В остальном, интерпретация носит полярный характер в зависимости от того, женский или мужской профиль подлежит расшифровке. Мужчин с высокими показателями по 5й шкале не выявлено (0%).


Рисунок 9 – Доли женщин, набравших различные баллы по Шкале 5
У 63% женщин (12 из 19) высокие показатели по 5й шкале, что говорит о наличии у них черт мужественности, независимости, стремлении к эмансипации, самостоятельности в принятии решений.

В поведении превалируют тенденции мужского стиля прагматического отношения к социальным контактам с отсутствием склонности к постоянству и душевной привязанности.

У 32% женщин (6 из 19) средние показатели по 5й шкале, у 5% (1 из 19) - низкие показатели, что характеризует традиционно женский стиль полоролевого поведения – стремление быть опекаемой и найти опору в муже, мягкость, сентиментальность, любовь к детям, приверженность семейным интересам.

Таким образом, для половины испытуемых (55%) характерно отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения. Что может быть связано с универсализацией гендерных ролей. Следует отметить, что в одном из базовых сводов правил «Катехизис садху ведической традиции» не упоминается специфика гендерных различий.


Рисунок 10 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 6
55% испытуемых получили средние результаты по 6й шкале «ригидность». Для них возможны лишь редкие проявления подозрительности, склонность к обдумыванию действий окружающих.

24% испытуемых получили низкие результаты по 6й шкале.

12% испытуемых получили результаты выше среднего по 6й шкале, что обычно указывает на аффективную ригидность, склонность к подозрительности, окружающие для них представляются некомпетентными или недобросовестными, особенно в соблюдении норм и правил деятельности.

9% испытуемых получили высокие результаты по 6й шкале.

В качестве пика шкала «ригидность» встречается у 3% испытуемых. В качестве самого выраженного пика не встречается.

Испытуемых с высокими результатами и пиком по этой шкале характеризуют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в их отстаивании. Им импонирует точность и конкретность, раздражает аморфность, неопределенность заданий, безалаберность и неаккуратность окружающих людей. В межличностных контактах проявляется чувство соревновательности, соперничества, стремление к достижению совершенства в предпринимаемых делах, к престижной роли в референтной группе, перфекционизм.

Возможно это так же связанно со сводом правил, которых придерживаются члены центра ведической культуры Дивья Лока. Так он «стремится к трансформации, улучшению себя, он постоянно работает над собой, он не стремится оставаться обычным человеком…его идеал – идти по духовному Пути, подымаясь все выше и выше, превзойти самого себя…» [6].
Рисунок 11 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 7
Абсолютное большинство испытуемых (73%) получили средние результаты по 7й шкале «тревожность». У них редко может проявляться неуверенность в себе, нерешительность. Можно заключить, что большинство испытуемых характеризуется нормальным уровнем развития тревожности.

24% испытуемых получили высокие результаты по 7й шкале. Испытуемые, получившие высокие результаты (24%) характеризуются психастенической акцентуацией, то есть преобладанием тормозимых черт, тревожным состоянием. Они тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, весьма обязательные и ответственные, с зависимой позицией, ориентирующиеся на мнение группы, с высоко развитым чувством долга и приверженностью к общепринятым нормам, склонные к альтруистическим проявлениям, конформные, реагирующие повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки.

При избыточно самокритичном отношении к себе, им свойственно бессознательное стремление к недостижимому личностному идеалу. В связи с этим, они находятся в состоянии постоянного напряжения и неудовлетворенности, проявляющегося в навязчивостях, избыточных действиях ограничительного характера, ритуалах, необходимых для самоуспокоения.

3% испытуемых получили низкие результаты по 7й шкале.

В качестве пика шкала «тревожность» встречается у 24% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 9% испытуемых.

Тревожным личностям свойственна своеобразная эмпатийность — чувство сострадания и сопереживания, повышенная нюансированность чувств, выраженная зависимость от объекта привязанности. Они обладают выраженными тревожно-мнительными чертами со склонностью к самобичеванию, «пережевыванию» различных проблем и болезненному самонаблюдению.

В деятельности такое поведение выражается как ведущая тенденция избегания неуспеха и формируется страхом перед возможностью навлечь на себя опасность неверным поступком или потерпеть неудачу в результате допущенной ошибки, что превращается в склонность разрабатывать систему правил, избавляющую от необходимости принимать решение в каждом отдельном случае.

Для такой группы испытуемых характерна легкая переносимость монотонии, хорошее мотивирование через поощрения и меры повышения самоооценки, тщательность в исполнении норм и правил, что, в свою очередь, способствует эффективности в ряде видов деятельности, основанных на устойчивых стереотипах должностных операций.


Рисунок 12 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 8
45% испытуемых (15 человек) получили высокие результаты по 8й шкале «индивидуалистичность», из них у 8 человек (24% от общей выборки) показатели выше 79 баллов, что говорит о них как личностях шизоидного типа.

В качестве пика шкала «индивидуалистичность» встречается у 55% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 18% испытуемых.

Повышенная шкала выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления. При таком личностном типе склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенной активностью, формируется целостный стиль восприятия — способность на основании минимальной информации воссоздать целостный образ.

Это может быть связано со смыслами садху: «стремиться видеть мир сакральным, божественным, священным, как одно всеобщее целое; относиться с безграничным уважением к миру – как великой божественной тайне и загадке, учиться видеть мир одновременно и как божественную реальность, и как материальную ловушку сансары, из которой необходимо выбираться на свободу в духовный мир» [6].

Видятся вполне обоснованными высокие показатели по шкале «индивидуалистичность» у испытуемых центра ведической культуры Дивья Лока, выбравших путь отрешенности и монашества. Можно предположить, что, с одной стороны, индивидуальные особенности личности привели этих людей к такому осознанному выбору, с другой стороны, проживание в центре ведической культуры еще больше способствует раскрытию таких качеств как склонность к созерцанию, философскому осмыслению мира, несколько иному восприятию реальности, чем это принято в социуме.

У этих испытуемых отмечается определенная избирательность в контактах, несколько иной подход в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, определенное влечение к абстракции, высокая потребность в актуализации своей индивидуалистичности.

Для личностей этого типа не характерно привязываться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. Индивидуальность у них настолько выражена, что прогнозировать их высказывания и поведение, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно. Они сами выбирают ту житейскую платформу, которая может удовлетворять их наклонностям и целям, ориентируясь на свой субъективный мир и интуицию.

Для подобных людей, проживающих в условиях привычного социума, даже незначительные фрустрации могут вести к возникновению тревоги и выражению отрицательных эмоций. При этом компенсация состояния достигается за счет «ухода» во «внутренний мир» и соблюдение «психической дистанции» между собой и окружением. Можно предположить, что для испытуемых центра ведической культуры «уход во внутренний мир» это не компенсация тревоги, а вполне осознанный путь познания себя и мира. В культуре садху такой метод называется медитацией и применяется для самопознания.

Для испытуемых с пиком профиля на 8-й шкале (55%) характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, снижение способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, то есть неспособность поставить себя на место того или иного из окружающих людей и, в связи с этим, недостаточная адекватность эмоционального реагирования. Для них становится трудным, а в резко выраженных случаях и невозможным объективно оценить себя «со стороны» в системе межличностного взаимодействия. Но при этом они способны улавливать тончайшие переживания других людей, понимать и сопереживать им, дававать поддержку и всю необходимую помощь. В таком случае правомочно предположить, что «индивидуалистичность», умение понимать и слышать себя, уходя в свой внутренний мир в медитации, как осознанный выбор индивида, не отделяет, а, наоборот, помогает в межличностном взаимодействии членов группы центра ведической культуры.

Со стороны поведение таких лиц может выглядеть лишенным естественной эмоциональной окраски, своеобразным, эксцентричным или надменным. В подобном случае вместо термина «аутизация» как механизм психологической защиты вполне применимо понятие отрешенность как умение находить силы и развитие, находясь наедине с самим собой. Возможно, такая «индивидуалистичность» говорит об уровне зрелости человека.

А характерное для них своеобразие восприятия и логики, философский подход к восприятию мира, выраженная аналитичность мышления только помогают выражать себя в невербальных и вербальных контактах.

Склонность к обобщениям, способность видеть целостно ситуации, людей и различные проявления в социуме, помогают членам группы в социальной коммуникации, позволяя находить общий язык с разными социальными структурами.

Хотя некоторая дистанцированность, своеобразие и уникальность культуры членов группы приводят и к затруднениям в реальной оценке ее деятельности со стороны общества, к непонятости, настороженности. Вероятно, такая характерологическая особенность членов группы как «индивидуалистичность» не совсем готова быть принятой социумом.
Рисунок 13 – Доля людей, набравших различные баллы по Шкале 9
49% испытуемых получили средние результаты по 9й шкале «оптимистичность». У них в достаточно степени выражена уверенность в себе, позитивную самооценку, высокую мотивацию достижения определенного своеобразия.

39% испытуемых получили высокие результаты по 9й шкале.

12% испытуемых получили низкие результаты по 9й шкале.

В качестве пика шкала «оптимистичность» встречается у 39% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 27% испытуемых.

Ведущий пик по 9й шкале отражает активность личностной позиции, высокий уровень жизнелюбия и связанные с этим черты. Ориентирована такая активность и мотивация в большей степени на моторную подвижность и речевую продуктивность, нежели на конкретные и практические цели. Такие поведенческие особенности часто сопровождаются общим приподнятым настроением.

В ответ на противодействие легко вспыхивает и также легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость труднодостижимого состояния или положения легко обесценивается.

У подобных испытуемых отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем, убежденность в своей счастливости.

Повышенная 9я шкала выявляет завышенную личностную самооценку, легкость в принятии решений, отсутствие особой разборчивости в контактах. Такие особенности сопровождаются бесцеремонностью поведения, снисходительным отношением к своим промахам и недостаткам.

Легко возникающие эмоциональные всплески заканчиваются быстрой отходчивостью. Испытуемые с умеренными повышениями профиля на 9-й шкале (в пределах средних значений) характеризуются оптимистичностью, общительностью, способностью к высокой активности, непринужденностью в общении. Они охотно вступают в контакты и при этом производят на окружающих впечатление людей приятных, веселых, отличающихся широкими интересами и энтузиазмом, охотно высказывающих свое мнение и готовых поделиться впечатлениями.

Для этих испытуемых характерны «эмоциональная яркость», умение испытывать удовольствие от жизни, реалистическое, образное мышление и отсутствие приверженности к жесткой схеме. Они легко становятся «душой общества», хорошо приспосабливаются к переменам и даже стремятся к ним, не испытывают затруднений при необходимости перестройки жизненного стереотипа.

Эти испытуемые не выносят неопределенности и колебаний, стремятся быть максимально информированными, охотно берут на себя руководство, обнаруживая большую энергию и организационные способности.

Повышение профиля на 9й шкале может отражать высокий уровень побуждений и активности.

Данная тенденция хорошо реализуется в социализированных системах взаимодействия, в изменении форм и мест деятельности.
Рисунок 14 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 0
58% испытуемых получили средние результаты по 10й шкале «интроверсия».

39% испытуемых получили низкие результаты по 10й шкале.

3% испытуемых получили высокие результаты по 10й шкале.

В качестве пика шкала «интроверсия» встречается у 27% испытуемых. В качестве самого выраженного пика не встречается.

Повышенная 10я шкала выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний. Что является закономерным, так как духовный поиск в традиции Лайя-Йоги связан с переносом внимания внутрь себя.

Такое поведенческое реагирование отличается инертностью в принятии решений, скрытностью, избирательностью в контактах, стремлением к избеганию конфликтов. В ситуации стресса – заторможенность, уход от контактов, бегство от проблем.

У группы испытуемых центра ведической культуры выявлены в основном средине и низкие показатели по шкале «интроверсия». При выраженной «индивидуалистичности» и «оптимистичности» это является вполне закономерным фактом, так как, с одной стороны, духовный поиск в традиции Лайя-йоги связан с переносом внимания внутрь себя, а, с другой стороны, высокий уровень побуждения и активности, «эмоциональная яркость» и умение испытывать удовольствие от жизни, отражают стремление к межличностным контактам и интерес к людям.

Снижение уровня профиля на 10й шкале (низкие значения – 39% испытуемых) отражает стремление к межличностным контактам и интерес к людям. Эти испытуемые общительны, эмоционально отзывчивы, у них хорошо развиты навыки общения. Они охотно принимают на себя общественные обязанности, имеют большое количество межличностных контактов в различных сферах и испытывают от осуществления этих контактов большое удовлетворение.

Снижение уровня профиля на 0й шкале может быть связано с тенденцией к самоутверждению, повышению своей значимости в глазах окружающих, доминированию.

В целом по результатам методики MMPI можно заключить, что испытуемые обладают выраженными психологическими особенностями различной степени выраженности, соответствующими пикам по шкалам: «сверхконтроль» встречается у 64% испытуемых, шкала «импульсивность» - у 55%,шкала «индивидуалистичность» - у 55%, «мужественность-женственность» - у 55%,шкала «оптимистичность» - у 39%,шкала «интроверсия» - у 27%, шкала «тревожность» - у 24%, шкала «пессимистичность» - у 18% , шкала «эмоциональная лабильность» - у 9%, шкала «ригидность» встречается у 3% испытуемых.

У 21,2% (7 человек) результаты находятся в пределах 69 баллов, что говорит о нормальной выраженности индивидуально-личностных особенностей испытуемых.

У 39,4 % испытуемых (13 человек) наблюдаются повышение значений хотя бы по одной из шкал опросника (в пределах от 70 до 79 баллов), что говорит о наличии акцентуаций характера (Акцентуация характера - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, т. е. является вариантом нормы).

У 39,4 % испытуемых (13 человек) наблюдаются повышение значений хотя бы по одной из шкал опросника (более 80 баллов), что говорит о наличии психопатии характера (Психопатия ‒ это совокупность особенностей мышления, восприятия и взаимоотношений с окружающими, относительно устойчивых и либо затрудняющих поведение человека, либо причиняющих ему страдание). Учитывая самобытность, уникальность самой группы испытуемых, ее цели и задачи, сам непривычный для социума уклад жизни, можно предположить выраженную нестандартность за пределами так называемой нормы характерологических особенностей членов группы. В этом и может проявляться специфика группы как монашествующих в позитивном ее качестве.

При этом у 8 из 13 человек (62%) наблюдается повышение по 8й шкале – индивидуалистичность, что характеризует их как вариант высокой обособленно-созерцательной личностной позиции, вплоть до полного ограничения контактов с внешним миром, превалирования философского, аналитического мышления над чувствами и активными действиями.

Окончательный вывод относительно конкретного испытуемого необходимо делать, рассматривая профиль в целом.

Таким образом, 60,6% результатов испытуемых попадают в диапазон вариантов нормального в общепринятом смысле развития личности.



Одной из задач исследования участников культурного центра «Дивья Лока «является понимание особенностей самоотношения. Для этого нами была подобрана признанная методика В. В. Столина и С. Р. Пантелеева «Тест опросник самоотношения» [10]. Опросник опирается на предложенные В. В. Столиным три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Соответственно шкалы опросника делятся на глобальные (с высокой и средней степенью обобщенности) и конкретные (включающие конкретный уровень самоотношения). Результаты исследования по глобальным шкалам представлены в Таблице 1 и на Рисунках 15-19.
Таблица 1 – Количество и процент испытуемых в соответствии с выраженностью шкал глобального самоотношения




Признак (n / %)

невыражен

Выражен

ярковыражен

Шкала S Интегральная

2

9

22

6,1%

27,3%

66,7%

Шкала I Самоуважения

0

10

23

0,0%

30,3%

69,7%

Шкала II Аутосимпатия

11

14

8

33,3%

42,4%

24,2%

Шкала III Ожидаемое отношение от других

11

17

5

33,3%

51,5%

15,2%

Шкала IV Самоинтерес

9

10

14

27,3%

30,3%

42,4%

следующая страница >>



Кокошка [3] нарисовал меня: знакомые не узнают, а незнакомые узнают. Карл Краус
ещё >>