Исследование по теме «Духовный облик студента». Программа исследования подготовлена Проблемной нил социологических исследований Бело - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследование по теме «Образ прошлого и образ будущего в сознании... 4 995.7kb.
Руководящий документ белорусского государственного университета 1 140.07kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Методология и методика социологических... 1 64.23kb.
Учебная программа по интегрированному модулю «Политология», включающему... 1 270.49kb.
"Книга в формировании духовной культуры и государственности белорусского... 6 712.59kb.
Г. А. Ю. Мягков влияние известных политических имен в формулировке... 1 261.32kb.
Исследование систем управления Содержание разделов и тем дисциплины... 1 105kb.
Философия Древнего Востока учебная программа 1 110.74kb.
Учебная программа для специальности 1-23 01 10 «Литературная работа 1 121.76kb.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 «География» 2010 г. 1 314.1kb.
Учебная программа по дисциплине " методика анализа кинопроизведения"... 1 107.21kb.
Тамара Ивановна Домрачева 1 13.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследование по теме «Духовный облик студента». Программа исследования подготовлена - страница №1/3



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОЛОВНОЙ СОВЕТ ПО ПРОГРАММЕ
«ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»

ДУХОВНЫЙ ОБЛИК СТУДЕНТА


Аналитическая записка по материалам
социологического исследования

(апрель-май 1988 г.)



Зам. научного руководителя
программы «Общественное мнение


к.э.н. А. Овсянников

Научный руководитель
исследования


к.филос.н. Д. Ротман

Москва, 1988

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И КУЛЬТУРА СТУДЕНТА 6

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА 17

ВЫВОДЫ 29

Духовный облик студента. Аналитическая записка по материалам социологического исследования. Москва, 1988.



С 7 по 25 апреля было проведено Всесоюзное социологическое исследование по теме «Духовный облик студента». Программа исследования подготовлена Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского государственного университета.

В исследовании приняли участие научные сотрудники Московского, Ленинградского, Белорусского, Томского, Казанского, Горьковского, Дальневосточного, Иркутского, Харьковского, Саратовского, Кемеровского, Воронежского, Ростовского государственных университетов: Томского, Каунасского, Таллиннского, Саратовского, Красноярского, Ереванского, Ленинградского политехнических институтов; Московского и Новосибирского электротехнических институтов; Томского института АСУ и радиоэлектроники.

Выборка опроса строилась как квотная, двухступенчатая. В исследовании выяснены мнения 4000 студентов, обучающихся в 57 вузах, расположенных в 52 городах страны и представляющих различные ведомства и регионы.

Исследование проведено по планам Головного совета программы «Общественное мнение».

Примечание: В Закавказском регионе опрос проводился только в вузах Грузинской ССР.

Записку составили:

Ротман Д.Г. – старший научный сотрудник Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета, канд.философских наук,

Иудин А.А. – заведующий лабораторией социологических исследований Горьковского университета, канд.истор.наук,

Леонавичус И.И – заведующий кафедрой научного коммунизма Каунасского политехнического института, доктор философ.наук, профессор,

Верецкая А.И. – ст.научный сотрудник кафедры научного коммунизма Воронежского университета, канд.философ.наук,

Лисаускене М.В. – заведующая лабораторией социологических исследований Иркутского университета,

Маликова Н.Н. – заведующая лабораторией социологических исследований Уральского университета, канд. фил.наук,

Балабанов С.С. – заведующий отделом ИС АН СССР (г. Горький), канд.философ.наук,

Кюрегян Э.А. – доцент кафедры научного коммунизма Ереванского политехнического института, канд.философ.наук,

Симонцев С.Н. – заведующий лабораторией НИЛ АЭМ при ТИАСУРе (г.Томск), канд.техн.наук,

Андреева И.Н. – научный сотрудник Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета, канд.философ.наук,

Голубкова Н.Я. – ст.научный сотрудник Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета, канд.философ.наук,

Новикова Л.Г. – научный сотрудник Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета, канд.философ.наук

В работе над запиской приняли участие:

Колокольцев А.Г. – зам.заведующего лабораторией по изучению общественного мнения Московского университета,

Исаев В.Ф. – младший научный сотрудник лаборатории по изучению общественного мнения Московского университета,

Горощеня Т.А. – ст.лаборант Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета,

Петрушова Е.И. – ст.лаборант Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета,

Яковлева И.А. – ст.лаборант Проблемной НИЛ социологических исследований Белорусского университета

Обработка информации осуществлялась в вычислительном центре коллективного пользования Министерства народного образования БССР под руководством старшего инженера-программиста Сидоренко Л.

Мы должны учить молодежь быть самоотверженной
в борьбе за достижение наших идеалов.
Но мы должны одновременно и создавать условия
для радостной, привлекательной и полнокровной жизни.


М.С.Горбачев

ВВЕДЕНИЕ


Целью исследования явилось изучение факторов, влияющих на процесс формирования духовного облика советского студенчества.

Задачи исследования:

– изучить структуру свободного времени студенческой молодежи;

– выявить характер и содержание досуговой деятельности юношей и девушек;

– определить иерархию культурных ценностей в студенческой среде;

– замерить культурный уровень студентов в разных регионах страны, в разных типах вузов;

– исследовать социальную позицию советского студенчества и форм ее проявления в условиях перестройки;

– выявить образцы отклоняющегося поведения в студенческой среде.


ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И КУЛЬТУРА СТУДЕНТА
Структура свободного времени студенчества как одна из важнейших сфер его жизнедеятельности включает в себя многообразные досуговые занятия, в которые наряду с просмотром телевизионных передач, кинофильмов, посещением театров, выставок, музеев, чтением различной литературы, прослушиванием музыки, входят занятия спортом, техническим и художественным творчеством, активное общение с друзьями. Изучение мнения студенчества в различных регионах страны позволило выявить несколько наиболее важных и систематических занятий вузовской молодежи в свободное время (см. табл.1). Практически ежедневно или несколько раз в неделю 91% опрошенных молодых людей встречаются с друзьями; 86,:% – смотрят телевизор. В ходе исследования были обнаружены некоторые различия в ответах студентов, представляющих те или иные регионы страны. Так, наибольший удельный вес студентов, которые отдают предпочтение телевизионным передачам, обучаются в вузах Закавказья (97,4%); второе-третье место разделили студенты Средней Азии и Казахстана, Белоруссии, Украины и Молдавии (91,1%). В то же время студенты европейской части РСФСР заняты этим в меньшей степени (77,6%).

Прослушиванием музыки ежедневно или несколько раз в неделю увлечены 85,9% респондентов. Для студентов Закавказья такой способ проведения свободного времени более значим, чем для студентов других регионов, так как их доля составляет 94,7%.

Достаточно большое внимание уделяет студенческая молодежь чтению художественной литературы – 69,5% опрошенных систематически читают книги, при этом 34,6% – ежедневно. Распределение ответов студентов различных регионов выглядит следующим образом: Европейская часть РСФСР – 28,7%; Урал, Сибирь и Дальний Восток – 37,4%; Москва, Ленинград – 41,9%; Прибалтика – 25,3%; Белоруссия, Украина, Молдавия – 33,8%; Закавказье – 60%; и Средняя Азия -30.1%.

В структуре студенческого досуга на одно из первых мест выходит кино – 79,9% опрошенных указали, что часто (несколько раз в неделю и несколько раз в месяц) посещают кинотеатры. Однако необходимо отметить, что в последнее время у студенчества растет интерес к просмотру видеопрограмм. Проведенный опрос позволил выявить достаточно большую группу молодых людей, (она составила 45% от общего числа опрошенных), которая в свободное время увлекается просмотром зарубежных видеозаписей, содержащих сцены насилия, секса и т.д., при этом 15,3% респондентов отметили неоднократность таких просмотров. Интересные данные были получены в исследуемых регионах страны. Так две трети (75,4%) студентов, опрошенных в прибалтийских вузах, просматривали такие зарубежные видеофильмы, в том числе 38,7% из них делали это не один раз. Ответы студентов Закавказья распределились таким образом: 64,8% и 24,5%; среди московских и ленинградских студентов 52,6% знакомы с такими фильмами; 16,9% из них неоднократно.

Таблица 1

Систематичность занятий студентов в свободное время


(по стране в целом, в %)




Практически ежедневно

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Несколько раз в год

Практически никогда

Нет ответа

Смотрю телевизор

49,2

37,4

9,9

0,9

1,4

1,2

Занимаюсь спортом в секциях

4,1

24,4

8,3

6,7

52,4

4,1

Занимаюсь спортом самостоятельно

14,1

28,9

18,7

13,3

22,7

2,4

Занимаюсь техническим творчеством

2,9

4,0

8,4

10,6

69,8

4,3

Занимаюсь рисованием

2,7

5,4

11,0

15,9

61,8

3,2

Играю на музыкальных инструментах

7,6

9,1

10,3

10,6

60,2

2,2

Занимаюсь в самодеятельных
художественных студиях

1,6

6,9

4,9

8,3

76,0

2,3

Занимаюсь домашним хозяйством
(вязание, кулинария)

35,1

24,3

13,5

5,8

19,3

2,0

Слушаю музыку

56,3

29,6

8,9

1,3

2,9

1,0

Читаю художественную литературу

34,6

34,9

21,2

6,7

1,9

0,7

Читаю специальную литературу

28,9

32,6

22,0

8,3

6,6

1,6

Занимаюсь общественной работой

14,5

18,6

27,7

17,7

18,4

1,3

Хожу в кино

1,6

13,9

66,0

15,0

2,3

1,2

Посещаю театры, выставки, музеи

0,9

3,6

30,8

50,2

11,9

2,6

Общаюсь с друзьями

78,9

12,1

5,1

1,3

1,2

1,4

Хожу в дискотеку, на танцы

0,9

7,0

32,1

30,5

28,3

1,2

Половина опрошенных студентов (50,2%) посещают театры, выставки, музеи несколько раз в год. Полученные данные позволили выявить вузовские регионы, в которых студенческая молодежь интенсивнее интересуется театральным и изобразительным искусством: по нескольку раз в месяц бывают в театрах студенты Москвы и Ленинграда (49%), Прибалтики (48,8%) и Закавказья (45,8%). Это обстоятельство объясняется не спецификой вузов этих регионов, а их социокультурными особенностями. Настораживает тот факт, что 11,9% молодых людей, участвующих в опросе, вообще не бывают в театрах и музеях.

Из общего числа опрошенных только 14,1% респондентов указали в своих анкетах на самостоятельные ежедневные занятия спортом. При этом студенты вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока, как и студенты Москвы и Ленинграда не уделяют достаточного внимания этой важной стороне жизни (8,9% и 8,2% соответственно). Организованно, в спортивных секциях (то есть ежедневно и несколько раз в неделю) занимаются 28,5% студентов по стране в целом: в Прибалтике доля таких студентов значительно больше – 39,5%.

Негативное отношение студенчества к занятиям физической культурой и спортом подтверждается следующими данными: 22,7% респондентов не занимаются спортом самостоятельно, а более половины опрошенных не охвачены спортивными секциями.

Отношение к общественной работе также неоднородно. Лишь 14,5% студентов, принимающих участие в опросе, являются активистами-общественниками, занимаясь ежедневным выполнением общественных поручений. В вузах Средней Азии и Казахстана они составляют 21,9%, в вузах европейской части РСФСР – 18,3%, в Белоруссии, на Украине и в Молдавии – 14,9%; вузы Прибалтики и Закавказья дают наименьший процент – 9,7% – 9,8%. Практически никогда в свободное время не занимаются общественной работой 18,4% студентов. В Закавказье такие студенты составляют 36,6%; в московских и ленинградских вузах – 25,1%, в Прибалтике – 21,5%.

Таблица 2

Содержание и частота общения студентов с друзьями в свободное время
(по стране в целом), %




Чаще
всего

Изредка

Никогда

Нет
ответа

Обсуждаем различные интересующие нас проблемы

81,2

15,8

0,8

2,2

Слушаем музыку

39,5

54,4

2,7

3,4

Катаемся на мотоциклах

1,3

12,4

78,3

8,0

Играем в футбол, хоккей, шахматы и т.д.

8,8

34,5

49,8

6,9

Катаемся на скейтах

0,2

5,7

85,3

8,8

Качаем мышцы

4,0

18,1

69,6

8,3

Просто гуляем

30,0

56,6

8,0

5,4

Занимаемся, чем придется

13,7

41,8

35,7

8,8

Идем вместе куда-нибудь (в кино, на стадион, на дискотеку и т.д.)

46,2

45,7

4,2

3,9

Обмениваемся записями, пластинками и т.п.

7,9

48,5

39,9

3,7

Итак, в структуре свободного времени студенческой молодежи доминирующую роль играют такие виды деятельности, которые связаны прежде всего с потреблением, а не с производством культурных ценностей. Ведь не случайно только 6,9% опрошенных студентов систематически (ежедневно или несколько раз в неделю) занимаются различными видами технического творчества; 8,1% – рисованием; 8,5% – в художественных самодеятельных студиях; 16,7% – игрой на музыкальных инструментах. Большая часть студентов (в среднем от 60% до 76% ) практически никогда не участвуют в создании культурных ценностей, в развитии собственных художественных, эстетических потребностей.

35,1% юношей и девушек часть свободного времени ежедневно использует на выполнении различных домашних дел. Необходимо отметить, что в вузах среднеазиатского региона такие студенты составляют 40,1%, а студенты Закавказья – 45%.

Общение с друзьями, как показало исследование, является одной из главных и неотъемлемых ценностей студенческой жизни. Чаще всего молодые люди обсуждают различные интересующие их проблемы. На этот пункт в анкете указали 81,2% опрошенных (см. табл.2).

В региональном разрезе выделяется студенчество европейской части РСФСР (86,3% респондентов). Склонность к совместному посещению кинотеатров, стадионов, дискотек в большей степени, чем студенчеству других географических зон присуща молодым людям, обучающимся в вузах Украины, Белоруссии и Молдавии – 56%, что значительно выше, чем в стране в целом (46,2%). Студенчеству Закавказья присуще совместное прослушивание музыки. Этот пункт в анкете отметили 55,8% опрошенных юношей и девушек (общесоюзный показатель составляет 39,5%) они же представляют тех, кто в большей степени предпочитает, общаясь друг с другом, просто погулять (38,9% против 30% по стране в целом).

Из общего числа студентов, заполнивших анкеты, 8,8% предпочитают спортивные игры (футбол, хоккей, шахматы и т.д.);

4% – указали в своих ответах, что заняты, в основном, качанием мышц. В структуре общения с друзьями выделяется и такой пункт как «занимаемся, чем придется». Наиболее распространен он у 13,7% студентов; 41,8% опрошенных указали, что они изредка проводят свободное время таким образом, при этом 8,8% не смогли однозначно выразить свое отношение, отвечая на предложенный вопрос.

В региональном аспекте выделяются студенты Закавказья, среди которых больше доля тех, кто чаще всего в свободное время занимается, чем придется (19,6%). Значимым занятием для них (равно как и для студентов Средней Азии и Казахстана), согласно полученным данным, является обмен записями и пластинками. На этот пункт в анкете ответили 16,2% и 13,8% респондентов соответственно (средний показатель по стране – 7,9%).

Среди тем, наиболее часто обсуждаемых в кругу друзей, студенческая молодежь называет свои учебные проблемы – 55,4% (см. табл.3). Менее всего склонны к обсуждению таких проблем студенты прибалтийских вузов, а среди студенчества среднеазиатских республик их доля наибольшая (две трети опрошенных).

Второе место среди обсуждаемых в кругу друзей проблем занимают книги и кинофильмы (54,3%), при этом студенты Закавказья дают наибольший процент (70,2%), а в Прибалтике доля тех, кто чаще всего обсуждает новинки кино и литературы – составляют чуть более 40% опрошенных.

На третье место выходят темы любви (40%). Полученные данные значительно варьируют в зависимости от географических регионов. Так, в Закавказье 59,8% опрошенных студентов обсуждают эти темы в кругу друзей; затем идут студенты Урала, Сибири и Дальнего Востока (45,1%), студенчество Европейской части РСФСР занимает третье место (39,5%).

Каждый третий опрошенный в вузах страны указали в своих ответах, что в кругу друзей обсуждаются и такие вопросы, как музыка, домашние дела, мода. Научные споры, беседы стоят на самом последнем месте в ряду наиболее предпочтительных тем общения. Только 9% опрошенных студентов, встречаясь с друзьями, беседуют о научных проблемах, а 31% никогда о них не говорят.

Таблица 3

Проблематика и частота обсуждения


студентами в кругу друзей вопросов, %




Чаще всего

Изредка

Никогда

Нет ответа

О внешней политике

14,5

69,1

12,2

4,2

О внутренней политике

27,6

61,5

7,1

3,8

О музыке, о любимых музыкантах

33,3

57,1

5,9

3,7

О книгах, кинофильмах

54,3

41,8

1,6

2,3

О любви

40,0

49,1

7,9

3,0

О домашних делах

33,7

51,4

10,6

4,3

О своих учебных делах

55,4

38,7

3,5

2,4

О научных проблемах

9,0

54,8

31,0

5,2

О моде, модных вещах

33,5

51,3

11,7

3,5

О разных бытовых мелочах

27,1

54,4

13,9

4,6

Эффективность использования свободного времени характеризуется тем, насколько студенческая молодежь является носителем того специфического набора ценностей и идеалов, по которым представители этой возрастной группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех других возрастных общностей.

Однако положение студенчества в сфере освоения ценностей духовной культуры не дает основания говорить о достаточном уровне развития юношей и девушек, заполнивших студенческие аудитории. Утрата высшей школой лучших культурных традиций, бездуховность значительной части молодых специалистов-выпускников вузов, стали притчей во языцех и признаются как преподавателями, так и студентами. В предыдущем опросе по программе «Общественное мнение» лишь четверть студентов поставили своим однокурсникам хорошие и отличные оценки за уровень общей культуры, а преподаватели оценили их еще ниже.

Серьезная проблема – дифференциация студенчества по культурному уровню. Несомненно, что средний уровень культурного развития всей массы студентов возрастает, но имеющиеся различия в культурном уровне при этом не только не преодолеваются, но и еще более углубляются.

Как складываются сегодня взаимоотношения советского студента с искусством? Какие виды искусства они предпочитают? Каков уровень их художественного творчества?

Опрос показал, что среди пяти основных видов искусства приоритет у студентов имеет художественная литература (средневзвешенная оценка 4,04 балла по 5-ти бальной шкале); далее по степени значимости идет музыка (3,6) и кино (3,2). Данные исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации потеряли свою популярность такие наиболее древние виды искусства, как театр (2,5 балла) и изобразительное искусство (1,9). Это во многом обусловлено, на наш взгляд, спецификой их восприятия: театральное зрелище, а тем более произведение изобразительного искусства, требует от зрителя активного соучастия, сотворчества, напряженной работы мысли, сопереживания, а также вовлечение зрителя в процесс творческого освоения культурных ценностей необходимо предполагает наличие у него и определенной подготовки (знаний) и достаточную регулярность обращения к избранной сфере культурной деятельности (навыки). Именно поэтому молодежь и предпочитает наиболее доступные и легкие, с точки зрения восприятия, виды искусств.

Наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуются, прежде всего, развлекательные и информационно-познавательные жанры. Так, в художественной литературе более половины опрошенных (56%) отдают предпочтение исторической прозе, столько же детективно-приключенческой литературе. И лишь каждый третий считает более важным чтение таких сложных и трудных для восприятия жанров, как классическая проза (38,3%), современная проза (33,5%), научная фантастика (33,8%), поэзия (30%).

Отмечая увлеченность студентов развлекательными литературными жанрами, было бы несправедливо по отношению к ним не отметить достаточное разнообразие их интересов в данной сфере.

Эта тенденция ярко прослеживается при оценке музыкальных жанров; хотя почти половина опрошенных (47,3%) отдали предпочтение легкой эстрадной музыке в стиле ВИА, а значительная часть респондентов высоко оценили рок-музыку (37,4%) и музыку в стиле «новой волны» (23,8%). Тем не менее существенная роль в структуре культурных потребностей студенческой молодежи (в отличие от других групп молодых людей) отводится классической музыке (это отметили 39,2% респондентов). Примечательно, что в студенческой среде число фанатичных поклонников металлического рока незначительно. Лишь 1,6% опрошенных ответили, что признают только эту музыку, тогда как наиболее 50% относятся к ней безразлично, либо она им не нравится вообще.

Музыка сегодня имеет огромное формирующее влияние на личность молодого человека. Она занимает одно из самых приоритетных мест в структуре его досуговой деятельности. (11 место после обсуждения различных интересующих проблем). И это не случайно: язык музыки доступен, универсален, эмоционален. Чем привлекает к себе современная эстрадная музыка? Опрос показал, что, прежде всего, слушатели оценивают качество исполнителя (72,9%), что свидетельствует о критичности студенческой аудитории, предъявляющей к исполнению высокие требования. Большое значение, по мнению молодежи, имеет и содержание текста музыкального произведения (62,5%). Тем и привлекает к себе популярная музыка, что она более всего соответствует эмоциональному настрою молодежи: значительная часть респондентов (38,5%) отметили, что эта музыка зовет их к действию, возбуждает жизненную энергию. Наконец, половина опрошенных (55,9%) в оценке музыкального произведения современных жанров в большей степени обращают внимание на его ритмический рисунок.

Что касается предпочтений в сфере кино, и здесь на первом месте зрелищные фильмы – комедии, музыкальные (их отметили 67,2% респондентов); на втором месте – информационно-развлекательные, исторические (48,9%), а третьем – развлекательные: приключенческие, фантастика, детективы и вестерны (36,4%). Однако достаточно высока (34%) в студенческой среде доля лиц, предпочитающих глубокие, серьезные жанры кинематографии (трагедии, психологические драмы).

Искусство театра, как говорилось выше, не принадлежит к числу наиболее значимых для студентов видов искусств: каждый девятый опрошенный отметил, что вообще не ходит в театр. Более того, из числа респондентов только 9,9% являются любителями такого важного жанра, как опера, синтезирующего в себе практически все виды искусства (это ровно столько же, сколько и поклонников кукольного театра.)

По остальным видам театральных зрелищ предпочтения респондентов распределились следующим образом: драматические спектакли – 63,3%, оперетта – 31,3%, балет 25,4%.

Еще хуже обстоит дело с изобразительным искусством: каждый третий респондент отметил, что им не увлекается. Наибольшее количество предпочтений (39,2%) отдано реалистической живописи как наиболее распространенному и традиционному жанру изобразительного искусства, гораздо менее – скульптуре (классической – 18,3%; современной – 5,3% и графике– 13,2% опрошенных).

Таким образом, в структуре культурных потребностей и предпочтений студентов разнообразные жанры представлены достаточно полно, хотя по всем сферам искусства приоритет отдается все же легким.

Следует отметить, что деятельность молодежи в этой сфере сводится главным образом к потреблению культурных ценностей. Большая часть респондентов (56,3%) практически ежедневно слушают музыку и при этом никогда не пробовали сами играть на музыкальных инструментах (60,2% опрошенных). Каждый третий студент регулярно посещают театры, выставки, музеи и другие учреждения культуры, но в художественном самодеятельном творчестве не участвуют 76% опрошенных.

Полученная в процессе исследования информация позволяет охарактеризовать и проранжировать регионы страны в зависимости от уровня культурного развития студенческой молодежи, проживающей и обучающейся в них. В основу выделения этих уровней были положены следующие критерии:

1. Наличие или отсутствие ориентации на культурную деятельность

2. Направленность интересов и потребностей в сфере культуры (ориентация на классические образцы или легкие, зрелищно-развлекательные жанры искусства).

3. Наличие ориентации на культурное творчество, производство культурных ценностей.

Эмпирической базой такого анализа являются данные, приведенные в таблице 4.

Студентов Закавказья отличают более развитые эстетические вкусы: больше, чем молодежь других регионов, они предпочитают классические и литературные жанры, классическую музыку, оперу, балет, классическую скульптуру. Больше, чем остальных респондентов, их интересует в кинематографе исторические фильмы, трагедии, психологические драмы. И, наоборот, наименьшее число предпочтений у студентов этого региона получили зрелищные и развлекательные жанры; менее других они увлекаются детективно-приключенческой литературой, приключенческими фильмами, мелодрамами, меньше среди них поклонников оперетты.

Студенты, живущие в Закавказье, достаточно активны и в самодеятельном художественном творчестве (см. табл.4).

Таблица 4

Характер и уровень потребления культуры
(% опрошенных по региону)

Отношение к потреблению ценностей культуры

РСФСР

Прибалтика

Белоруссия, Украина, Молдавия

Закавказье

Средняя Азия, Казахстан

Европейская

часть


РСФСР, Урал, Сибирь,
Дальний Восток

Москва,
Ленинград

Первый уровень (классические жанры)

Классическая проза

35,6

37,5

53,5

36,8

28,0

51,3

34,3

Поэзия

26,1

29,1

29,6

18,4

27,6

55,6

35,4

Балет

24,0

26,7

38,0

24,6

20,5

38,2

12,7

Опера

12,7

4,6

15,7

7,2

5,9

23,6

6,2

Театральная драма

57,2

61,2

68,2

80,9

52,3

78,9

60,6

Классическая музыка

40,5

43,0

43,5

37,5

29,1

53,8

32,7

Классическая скульптура

17,2

17,8

22,5

15,8

16,0

26,6

16,5

Реалистическая живопись

36,0

38,2

52,9

44,6

35,4

44,7

29,9

Трагедийные, психологические кинофильмы

32,8

33,9

41,0

33,7

29,3

46,9

27,2

Второй уровень (легкие жанры)

Детективно-приключенческая литература

59,0

54,3

51,1

58,5

68,8

47,6

50,8

Приключенческие кинофильмы, фантастика

46,9

45,7

41,4

50,8

53,0

36,4

48,3

Комедии, музыкальные фильмы

67,2

66,2

71,8

60,9

70,5

65,8

66,6

Детективные фильмы, вестерны

38,0

33,8

41,0

37,2

41,0

41,1

25,5

Мелодрамы

6,7

10,8

7,2

5,5

11,8

3,3

26,8

Оперетта

38,6

42,0

29,4

27,2

37,8

12,4

15,1

Рок-музыка

36,3

38,4

46,5

58,2

26,8

40,7

21,8

Музыка в стиле «новой волны»

24,3

26,8

30,2

24,6

27,6

14,2

14,3

Эстрадная музыка в стиле ВИА

50,1

53,7

30,8

31,7

59,7

38,6

62,0

Третий уровень (отсутствие ориентации)

Не читают художественной литературы

0,5

0,1

0,2

0,5

1,0

0,7

1,3

Не посещают кинотеатры

1,3

0,6

0,8

1,9

0,2

0,7

1,8

Не посещают театр

12,2

11,5

5,9

5,0

13,7

3,3

24,0

Не увлекаются музыкой

0,4

0,9

0,8

1,0

0,0

0,4

0,0

Не увлекаются изобразит. искусством

40,4

39,7

23,3

27,0

40,7

24,4

38,0

Не занимаются в самодеятельных художественных коллективах

79,2

78,9

84,1

78,5

84,2

84,3

66,7

Не играют на музыкальных инструментах

59,1

64,8

57,5

71,5

70,5

44,4

56,2

Не занимаются рисованием

70,1

60,8

67,1

67,9

65,7

63,9

49,1

Самый низкий уровень культурных потребностей и интересов присущ студентам среднеазиатских республик. Здесь больше респондентов, не читающих художественную литературу, не посещающих кино, театры. В этом регионе больше лиц, с еще не определившейся направленностью культурных интересов, всеядных, идущих, например, на любой новый фильм. Характерной особенностью культурных потребностей студенчества этой части страны (по сравнению с результатами опросов студентов других территориальных зон) является увлечение их народной музыкой (почти половина опрошенных по региону), что свидетельствует о сильном влиянии национальных традиций в сфере культуры.

Достаточно интересен и требует дополнительного регионального исследования тот факт, что среди всех опрошенных именно респонденты этой части страны больше, чем другие, занимаются художественным самодеятельным творчеством, игрой на музыкальных инструментах.

Свой культурный специфический облик имеет и студенческая молодежь Прибалтийских республик. Эти молодые люди значительно более сдержаны в своих оценках, однако их ориентация в сфере искусства на современные жанры прослеживается вполне определенно. Студентам Прибалтики больше, чем респондентам других регионов нравится рок-музыка, менее, чем другим, им свойственно увлечение эстрадной музыкой в стиле ВИА. В изобразительном искусстве они выше других оценивают графику, в театральном – драматические спектакли. Респондентов этой части страны отличает гораздо меньший интерес к произведениям исторической тематики, к поэзии, меньше других свое свободное время они отдают чтению художественной литературы. Однако, студенческой молодежи Прибалтики более, чем другим свойственно желание рационально, целенаправленно организовывать свой досуг.

Анализ всей совокупности данных, полученных в ходе исследования, позволяет следующим образом проранжировать регионы страны в зависимости от развития культуры студентов, в них обучающихся: 1 место – Закавказье, 11 место – Прибалтика, 3 место – РСФСР (в том числе Москва и Ленинград), 4 место – Белоруссия, Украина и Молдавия, 5 место – Средняя Азия и Казахстан.

Из всего сказанного представляется возможным сделать следующий вывод: в структуре культурных ориентаций молодежи преобладает потребление культурных ценностей, среди которых зрелищно-развлекательные жанры искусства занимают ведущее место. Это вполне соответствует уровню социальной зрелости молодых людей, значимости для них тех или иных социальных ценностей, их образу жизни. Однако, чрезмерное увлечение ими (в ущерб другим) не обеспечивает полноценного развития личности. Именно поэтому организация культурно-воспитательной работы в высшей школе имеет особое значение. Результаты же исследования показали, что за период обучения в вузе у молодого человека отношение к основным видам литературы и искусства практически не меняется: театр на 1 ранговое место ставят 24,2% первокурсников и 29,5% студентов старших курсов; изобразительное искусство – соответственно 21,4% и 29,1%; кино – 24,1% и 23,6%, художественную литературу – 25,1%. Подобное положение свидетельствует о явном пробеле в вузовской системе эстетического воспитания и обучения.



следующая страница >>



Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание. Лев Толстой
ещё >>