Исследование «Межнациональные и межконфессиональные отношения в городе Нижневартовске: состояние, основные проблемы и пути их гармон - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о деятельности Информационно-аналитичеком центре «Евразия»... 1 15.46kb.
Межнациональные отношения в провинции 1 22.83kb.
Бродячие собаки в городе. Проблемы и пути их решения 1 240.1kb.
Основные проблемы и перспективы 3 591.58kb.
Мусор в городе: пути решения проблемы 1 30.21kb.
Использование мирового опыта применения звука и цвета для гармонизации... 1 335.84kb.
1. Введение международные валютные отношения 3 505.47kb.
Сущность исследуемой проблемы. Краткая история и состояние вопроса 1 235.8kb.
Социально-экономические проблемы современной россии и пути их решения 1 78.85kb.
Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути... 1 63.32kb.
Демографические проблемы России и ее регионов: современное состояние... 1 20.82kb.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 11 класс... 3 552.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследование «Межнациональные и межконфессиональные отношения в городе Нижневартовске - страница №6/6

Заключение


Межэтнические отношения в Югре сегодня сталкиваются с серьезными вызовами, исходящими от кризисных явлений в экономической и общественно-политической жизни страны. Основными конфликтогенными факторами в национальном вопросе является системный социально-экономический кризис, вызванный последствиями неудачных реформ 90-х гг. и высокие темпы миграции, превышающие скорость, с которой происходит «притирание» местного населения и приезжих друг к другу. В одном ряду с этими процессами стоит деятельность различных сил, эксплуатирующих в своих целях национальный вопрос и рассчитывающих извлечь выгоду из эскалации межэтнических конфликтов.

Эти факторы играют в межэтнических отношениях нашего региона решающую роль и находятся, по существу, за пределами возможностей местных властей. Под их воздействием в Нижневартовске воспроизводится общая российская тенденция к росту напряженности в области национального вопроса.

Наиболее тревожным симптомом этого процесса является рост социального пессимизма в среде этносов, составляющих подавляющее большинство население округа и города (славянские народы, татары, башкиры). Неблагоприятные социально-экономические тенденции последних лет способствуют тому, что представители этих этносов начинают чаще, чем прежде ощущать собственное положение как ущемленное, чаще видят в нарастающих миграционных процессах угрозу собственному благополучию и высказывают несогласие со слишком либеральной, по их мнению, миграционной политикой властей. К сожалению, это явление обусловлено процессами общегосударственного масштаба и вряд ли может быть полностью устранено местными силами.

О масштабах этих проблем свидетельствует и то, что на них начинают обращать все большее внимание представители именно тех этносов, доля которых в населении округа была сформирована за счет миграции последних двух десятилетий. Те представители народов Кавказа и Средней Азии, которые сумели за это время «прижиться» в Югре и успешно адаптировались к местным условиям, оказываются озабочены массовым притоком своих земляков, негативное отношение к которым неизбежно проецируется и на них самих. Если пять лет назад высказывания в пользу ужесточения миграционных правил и контроля в этой среде встречались чрезвычайно редко, то теперь солидарность с коренным населением в данном вопросе высказывается большой частью ее представителей.

Для Нижневартовска по большому счету не характерна проблема дискриминации национальных меньшинств, сформированных миграцией. Большая часть вчерашних мигрантов, опрошенных нами, высказывает высокую степень удовлетворенности своим материальным и социальным положением и смотрит на перспективы его улучшения не менее оптимистично, чем остальные жители. По собственной оценке большинства из них, у них получилось найти подходящую работу, жилье, достойный заработок; молодежь, представляющую эту группу, уверенно ориентируется на получение профессии, трудоустройство и карьеру и не ощущает угрозы насилия со стороны представителей других национальностей.

Таким образом, профилактика межэтнических конфликтов должна быть направлена не столько на воспитание в местном населении терпимого отношения к приезжим, сколько в развитии общей культуры поведения и уважения местных норм и порядков.

Особенно актуальна эта задача в отношении молодых вартовчан.

Характер межэтнических отношений в молодежной среде сегодня внушает серьезные опасения. Значительная часть юношества готова поддерживать деятельность националистов, противопоставляющих свою национальность остальным, в этой среде достаточно широко распространено неприязненное отношение к представителям других этносов.

Конфессиональный фактор в межэтнических отношениях играет на сегодняшний день чрезвычайно важную роль, которая будет повышаться и в дальнейшем. Основой этого влияния является своеобразная характеристика общественного сознания: люди в массе своей симпатизируют традиционным конфессиям, но их повседневная религиозная жизнь происходит вне традиционных способов отправления культа. Большая часть тех, кто говорит о своей приверженности православию или исламу, не считает нужным регулярно посещать храм или мечеть, соблюдать традиционные обряды. Авторитет духовенства сравнительно невелик на фоне авторитета светских институтов. Проще говоря, заявляя о своей приверженности традиции того или другого вероисповедания, люди часто имеют весьма приблизительные представления об этой традиции или вовсе не знакомы с ней.

Это создает условия для успешной проповеди всевозможных радикальных и экстремистских идей.

Особенно важно в деле сдерживания религиозного радикализма сохранение центров общественной жизни, где действуют чисто светские нормы. Важнейшим из таких центров является школа и в целом система образования.

Одной из предпосылок успеха в деле гармонизации этноконфессиональных отношений является высокая степень доверия горожан к политике местных властей. Авторитет городской администрации в глазах вартовчан, если судить по данным опросов 2007 и 2012 гг., заметно вырос. Тем не менее, настоящая эффективность в решении подобных задач может быть достигнута только при условии активного участия гражданского общества – самих горожан и НКО, в системе работы которых должны быть предусмотрены систематические мероприятия, направленные на развитие дружбы между народами.



Общественное мнение Нижневартовска сегодня демонстрирует общие для настроений россиян тенденции с определенными элементами региональной специфики. При всех проблемах в этноконфессиональной сфере сегодня в городе имеются предпосылки для успеха в работе по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
Таблица 17 Возраст респондентов




Русские, украинцы, белорусы

Татары, башкиры

народы Кавказа и Средней Азии

другие

Все респонденты

меньше 18 лет

42,4%

45,7%

48,8%

,0%

44,1%

от 18 до 25 лет

52,5%

48,6%

51,2%

100,0%

51,8%

старше 25 лет

5,1%

5,7%

,0%

,0%

4,1%




<< предыдущая страница  



При оглашении идейного завещания главное — степень вменяемости наследников. Веслав Брудзиньский
ещё >>