Исследование издательство «просвещение» Москва - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник А. В. Поляковой «Русский язык» 1часть, издательство «Просвещение»... 1 85.05kb.
Вебинары издательства «Просвещение» Издательство «Просвещение» 1 63.42kb.
Учебно-методическое пособие Издание восьмое, стереотипное Издательство... 24 2951.19kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. 1 167.9kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) 3 372.26kb.
Детско-юношеская спортивная школа 1 319.08kb.
Методическое пособие для театральных и культурно-просветительных... 5 887.93kb.
Методическое пособие по всеобщей истории. А. О. Сороко-Цюпа, О. 1 203.79kb.
Р интегральная психология сознание, Дух, Психология, Терапия Издательство... 22 4483.21kb.
Илбер интегральная психология сознание, Дух, Психология, Терапия... 22 4566.72kb.
Кен уилбер один вкус дневники Кена Уилбера Издательство аст издательство... 69 5371.92kb.
Документ, удостоверяющий личность 1 19.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Исследование издательство «просвещение» Москва - страница №1/26

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

 

Л. И. Божович

ЛИЧНОСТЬ
И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ


Психологическое исследование

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Москва

1968

 

2

Печатается по рекомендации Ученого совета

Института психологии и Редакционно-издательского
совета АПН СССР

 

Божович Л. И.

Б 76

Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.

 

464 с. (Акад. пед. наук СССР).

 

В книге автор обобщает многолетние исследования по проблемам формирования личности ребенка, проводившиеся в лаборатории воспитания Института психологии АПН СССР. На основе этих исследований раскрываются условия и движущие силы формирования личности ребенка, дается психологическая характеристика трех школьных возрастов (младшего, среднего и старшего).

Книга содержит также критический анализ различных взглядов на личность и ее изучение в зарубежной и советской психологической литературе.



















 

6—3

 

79—68


371.015

3


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В данной монографии сделана попытка обобщить и свести в единую систему разнообразные факты и частные закономерности, полученные в исследованиях по проблемам формирования личности ребенка. Эти исследования проводились в лаборатории психологии воспитания Института психологии АПН СССР на протяжении многих лет ее существования.

Пытаясь построить некоторую общую психологическую концепцию личности и понять законы формирования личности в детском возрасте, мы привлекали материалы и других психологов, однако лишь в той мере, в какой они помогали нам осмыслить проблемы, встающие в ходе собственных исследований.

В процессе исследования мы исходили из некоторого общего представления о личности.

Мы считали, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является ее активность. Человек на этом уровне своего развития способен сознательно

4

воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Мы считали также, что у человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеются устойчиво доминирующие мотивы, определяющие иерархическое строение этой сферы.



Вместе с тем мы понимали, что такого развития личность достигает лишь у взрослого человека. Однако указанные стороны личности начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие.

Задачу психологического исследования личности ребенка мы видели в том, чтобы проследить закономерности ее формирования, по возможности выявить условия, благоприятствующие или мешающие этому процессу. Личность в обозначенном понимании, в качестве предмета психологического исследования, требовала и определенного методического принципа. Этот принцип заключался в том, что, изучая ту или иную сторону личности ребенка, те или иные его качества, мы стремились рассматривать их в контексте общей структуры личности и той функции, которую они выполняют в процессе взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью.

Построение некоторой общей концепции личности и концепции ее формирования не являлось для нас самоцелью. Такая задача возникла в ходе исследования и стала необходимым условием дальнейшего развития самого исследования. Надо было объяснять противоречивые экспериментальные факты, намечать дальнейшие пути и задачи исследования. Это требовало все более и более углубленного теоретического подхода к фактам и все более широких теоретических обобщений.

Большое значение при этом имело и стремление расширить психологическое понимание и объяснение процесса формирования личности ребенка, выйдя за рамки экспериментальных

5

фактов в область жизненных педагогических явлений.



Последнее, с нашей точки зрения, важно не только само по себе, т. е. практически, но является и обязательным условием плодотворного научного исследования и построения самой научной теории. Жизненная и педагогическая практика выступает здесь как та действительность, которая вносит необходимые коррективы в постановку психологических проблем и в само исследование и его выводы.

Таким образом, и теоретически — ходом наших исследований — и практически — требованиями жизни — мы оказались перед необходимостью построить первоначальную, еще гипотетическую концепцию психологии личности ребенка и возрастных закономерностей ее формирования. Такой подход к указанной задаче — построение концепции личности в меру ее необходимости для исследований по детской и педагогической психологии — наложил свой отпечаток и на саму эту концепцию. Во-первых, она не затрагивает всех возникающих при этом проблем; во-вторых, решение некоторых проблем еще не имеет полной научной доказательности. И тем не менее мы считали нужным сделать такую попытку. Она дает возможность подняться над частными фактами, понять их в известной системе, намечает перспективы дальнейших исследований, позволяет увидеть отличие нашего подхода от тех концепций личности, которые имеют место за рубежом.

Считаем необходимым выразить большую благодарность Т. Е. Конниковой, а также сотрудникам лаборатории психологии воспитания Института психологии АПН СССР Л. С. Славиной, М. С. Неймарк и Л. В. Благонадежиной, без участия которых вряд ли удалось бы написать эту книгу.

6


Часть I

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ


Глава I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В ИХ РЕШЕНИИ

следующая страница >>



У каждой профессии особый жаргон. Политики свой навязали народам. Станислав Ежи Лец
ещё >>