Использование ролевой игры в курсе «деловой английский» для студентов неязыковых вузов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информатики и радиоэлектроники 11 1079.14kb.
Учебное пособие по грамматике немецкого языка для студентов неязыковых... 24 2179.49kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 14 1613.09kb.
Практикум по русскому языку в 7 классе в форме ролевой деловой игры... 1 82.49kb.
Деловой английский 1 67.65kb.
Учебное пособие для студентов пед вузов. / Под ред. Е. А. Быстровой. 1 33.63kb.
Требования к зачету по дисциплине «Деловой иностранный (английский) 1 40.22kb.
Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников Конспект сюжетно-ролевой... 1 123.44kb.
Английский для студентов-экономистов часть 2 14 1349.46kb.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов 40 2879.76kb.
Практикум по немецкому языку Сборник текстов, контрольно-тренировочных... 11 533.26kb.
Вадим Зеланд Пространство вариантов Трансерфинг реальности – 1 9 2267.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Использование ролевой игры в курсе «деловой английский» для студентов неязыковых - страница №1/1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КУРСЕ «ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Омбоева Н. А.,

к. п. н., доцент,

Волгоградский институт бизнеса,

г. Волгоград, Россия


Совершенствование профессионально-ориентировочных умений обучаемых осуществляется в процессе игры, которая является имитационной моделью взаимодействия партнеров по общению. Точно так же игра является своеобразной формой имитационного моделирования, где в обстановке имитации условий будущей профессиональной деятельности участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентировочные умения.

В процессе ролевой игры происходит активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка, что способствует формированию более прочных умений и навыков. Но лишь в условиях ситуации ролевого общения развивается спонтанная творческая речь.

Ролевые отношения не являются равнозначными. Коммуниканты могут быть носителями одной и той же социальной роли (студент-студент). Общение тогда направлено на развитие умений обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста. Другой аспект ролевых отношений: коммуниканты являются носителями различных социальных признаков (начальник-подчиненный). В этом случае речевое поведение партнера строится в соответствии уже с ролью партнера и его статусом.

В процессе обучения бизнес-курсу иностранного языка ролевые игры могут широко использоваться для подготовки специалистов к практической деятельности, т.к. наиболее полно отвечают задаче выработки профессионально-ориентированных или речевых умений в процессе действия, в результате решения самим субъектом самых различных проблемных задач.

Ролевая игра - это речевая деятельность, во время которой студенту предлагается исполнить какую-либо роль, в рамках которой он будет искать возможные решения проблемы. Здесь студент не свободен в своем мнении или личном взгляде на проблему, он должен представлять и играть какую-либо роль.

Об использовании игрового метода в изучении иностранных языков и его обучающих возможностях известно давно. При использовании ролевой игры (РИ) достигаются цели активизации и систематизации учебного процесса, развиваются творческие способности обучаемых, их логическое мышление, умение коллективно работать. Игра основана, прежде всего, на общении ее участников, на их умении высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения или изменять ее с учетом позиций партнера по диалогу. В неязыковом ВУЗе ролевая игра является дополнительным инструментом формирования будущего специалиста, его профессиональных и личностных качеств.

По определению М.Ф.Стронина, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Стронин 1984: 5). По характеру педагогического процесса игры можно разделить на обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. Если рассматривать игры с точки зрения игровой методики, их можно классифицировать на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные. В нашем учебном процессе мы чаще всего используем ролевые и деловые игры. Согласно А.А Вербицкому (Вербицкий 1991: 15), деловая игра – это творческий акт, являющийся формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной и других видов деятельности, моделирования систем отношений. Развитие личности будущего профессионала в игре осуществляется в результате подчинения двум типам норм: компетентных предметных действий и социальных отношений в коллективе, т.е. за счет достижения дидактических и воспитательных задач. То же самое, на наш взгляд, можно сказать и о ролевой игре, при создании которой необходимо ставить и решать те же задачи.

Известно, что технология ролевой игры включает в себя несколько этапов - это этап подготовки, затем непосредственно сама игра и этап анализа и обобщения. Успех ролевой игры во многом зависит от подготовительного этапа, поэтому сначала необходимо определить тему, цель проведения РИ, ее замысел, разработать подробный сценарий, определить проблему, роли и ввести участников в игру.

Говоря о проблемности, одном из самых главных принципов создания ролевой игры, Gillian Porter Ladousse совершенно справедливо отмечает (Gillian Porter Ladousse 1996: 5), что именно она является движущей силой и помогает развертыванию игровой модели. Решение проблемы способствует развитию мыслительных процессов, организации совместной деятельности студентов и общению всех ее участников. Разработчик игры должен заложить систему заданий, ситуаций, содержащих противоречия, взаимоисключающую информацию, конфликт, требующий разрешения. Однако эту же функцию могут выполнять и поведенческие противоречия участников игры: разные характеры, настроение, индивидуальное поведение и др.

Банк игровых ситуаций и ролевых игр, создававшихся на кафедре теории и практики межкультурной коммуникации НОУ ВПО ВИБ в течение трех лет, включает в себя такие ролевые игры как «День открытых дверей в институте», «Защита проекта своего бизнес-предприятия», «Моя карьера», «Телепрограмма по проблемам сервисного обслуживания», «Лучший проект кафе быстрого обслуживания», «Лучший менеджер», «Лучший технолог» причем все они тесно связаны с будущей профессией студентов. Несмотря на то, что методика создания ролевой игры, ее планирование, принципы и этапы достаточно хорошо разработаны, каждый раз проектирование новой РИ требует тщательного подхода, изучения предметного содержания, поиска формы ее проведения, методического оснащения и системы оценивания каждого участника. На наш взгляд, наиболее сложным является постановка такой проблемы, которую студенты могут решить на данном этапе, исходя из их языковой подготовки и профессиональных знаний, и нахождение оптимального сочетания регламентированного ролью и спонтанного поведения участников.

С этой целью разрабатывается учебно-методический комплекс, состоящий из: 1) программы; 2) учебно-методического пособия по страноведению «Великобритания» в виде мультимедийных презентаций; 3) учебного пособия «Деловой английский»; 4) практикума по обучению деловому общению и практикума «Активные формы обучения».

Все содержание курса ориентировано на формирование у студентов предметных умений и навыков, развитие профессионально значимых и личностных качеств. Оно должно соответствовать функционально-ролевым принципам профессиональной деятельности, способствовать формированию положительного отношения к изучаемой дисциплине и развитию интереса к будущей профессии. Функционально-ролевое построение содержания позволяет сформулировать систему профессиональных знаний и предметных способов деятельности, что предполагает соответствующее учебно-методическое обеспечение и использование всех имеющихся в арсенале педагога методов и средств, включая учебные игры, деловые ситуации, дискуссии и др.

Выбор тем и последовательность их изучения мы осуществляем, исходя из тематики рабочей программы. Приведем перечень тем, которые входят в учебно-методический комплекс (УМК):

I.Пособие по страноведению в виде мультимедийных презентаций: Великобритания; Англия. Лондон; обычаи и традиции англичан; культура и искусство страны изучаемого языка; образование; праздники; английская еда;

II.Пособие «Деловой английский»: поездка за рубеж; деловая встреча; деловая поездка; написание деловых и личных писем; заполнение анкет и бланков; аннотирование и реферирование деловой документации;

III.Практикум «Учебные игры»: игры, направленные на развитие коммуникативных навыков - коммуникативные игры по общению с зарубежными друзьями: I курс: персональная презентация; образование. институт; «Путешествие по Великобритании и США», экскурсия по Волгограду; встреча гостей; II курс: политическое устройство Великобритании и США, России; визиты, деловые встречи; конференции;


имитационно - моделирующие игры: «Телемост»; аукцион; научная конференция.

Общая структура программы содержит три основных элемента: 1) объяснительная записка (определяются основные образовательные, воспитательные, развивающие задачи, исходные научные позиции преподавания); 2) содержание обучения (основные темы, формируемые умения и навыки); 3) методические указания (оценка знаний, умений и навыков, необходимых для межкультурной компетенции студентов).

Достижение цели программы осуществляется за счет решения следующих задач: 1) создание условий для формирования межкультурной компетенции студентов; 2) формирование культурологических понятий и готовности студента освоить мир другой культуры; осуществить социокультурного развития студентов в процессе изучения иностранного языка; 3) формирование основ культуры деловой речи; 4) приобщение студентов к ценностям культуры своей страны и страны изучаемого языка.

В содержании обучения новым качественным показателем выступает его культурологическая направленность, определяющая: значимость страноведческой информации для повышения мотивации и познавательной активности студентов; значимость культуры деловой речи; ориентация на личностное развитие студентов.

Предметом методики всегда являлся вопрос о том, как надо поступать для достижения определенных результатов в овладении той или иной деятельностью. Основой нашей методики следует считать развитие межкультурной компетенции студентов путем введения в систему традиционного обучения активных форм и методов, в частности игровых, что может повысить эффективность овладения иностранным языком и формировать личностные качества культурного человека.

При этом методика включает в себя: 1) отбор и систематизацию методов, приемов и средств реализации коммуникативного развития студентов; 2) определение форм коммуникативного развития и способов межпредметной интеграции. Каждое занятие строится как общение, диалог, максимально приближенные к условиям естественного общения. С этой целью использовались следующие приемы обучения: языковые и речевые упражнения; дидактические, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации; широкое использование игр-путешествий; последовательное и целенаправленное введение материалов, ведущих к формированию культуры деловой речи.

С нашей точки зрения, технология организации и проведения учебных игр должна отвечать следующим требованиям: 1) учитывать коммуникативный подход к обучению; 2) организовать деятельность преподавателя по подготовке игры.

Что касается параметров игровой деятельности, то, на наш взгляд, они должны быть следующими: дидактический потенциал игры; речевые умения; коммуникативная направленность; социальная форма, правила поведения и дидактическое оснащение. Дидактический потенциал игры должен объединять коммуникативный и познавательный аспекты обучения. Поэтому представляется целесообразным рассматривать игру с позиций таких критериев, как: а) формирование умений в том или ином виде речевой деятельности; б) развитие личностных качеств обучающихся. Очень важным параметром является социальная форма игры. Различают: а) индивидуальную, б) парную, в) фронтальную, г) групповую форму социального взаимодействия. Стимулирующий характер игры одинаково присущ всем ее социальным формам. В то же время групповая игра и парная формы социального взаимодействия спроецированы на создание аутентичных условий коммуникации, что представляет для нас особый интерес. Дидактическое оснащение игры предполагает обеспечение ее участников необходимыми средствами. В наш УМК вошел практикум, содержащий обучающие игры, часть которых является деловыми («Аукцион», «Научная конференция», «Телемост» в виде мультимедийных презентаций). Такие игры преследуют цель развития или закрепления профессиональных умений и навыков, а в целом способствуют формированию культуры деловой речи. В структурном плане эти игры включали в себя: наличие модели управляемой системы, отражающей конкретную социально-экономическую среду (такой моделью в ролевой игре может стать фирма, предприятие); наличие ролей; разнонаправленность целей участников игры, исполняющих те или иные роли; взаимодействие ролей; альтернативность решений; наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

Как видим, ролевые игры - это форма обучения по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождения в заданный образ.

В целом технология организации и проведения коммуникативных игр заключается в том, что она: а) описывает потенциал игры с точки зрения дидактической и коммуникативной целесообразности использования ее на занятиях иностранным языком; б) дифференцирует игры по видам речевой деятельности; в) помогает преподавателю в эффективной организации учебного процесса.

В курсе «Деловой английский» разработана и проведена ролевая игра «Job Interview». Выбранная тема не случайна, так как она позволяет объединить и целенаправленно работать над такими подтемами курса как «Компания и ее структура», «Профессии; выбор профессии», «Поиск работы», «Реклама, объявления о работе», «Составление резюме и CV», «Разговор по телефону с работодателями» и «Написание заявления о приеме на работу». Итоговая игра композиционно выстроилась в несколько этапов, завершающим из которых стало создание ситуации приема на работу, проведение собеседования кандидатов на данную вакансию с членами комиссии.

Согласно сценарию, молодые люди в поисках работы отправляются в «Службу занятости», где они имеют возможность получить полную информацию в виде объявлений, рекламных проспектов о вакансиях на данный момент. Претендент принимает решение и из множества просмотренных предложений выбирает нужное. Для того чтобы состоялось общение на данном этапе, в игре предусмотрены ситуации обсуждения проблемы с консультантами, со своими друзьями, с членами семьи.

В настоящее время в реальной жизни (и в нашей ролевой игре) при устройстве на работу большое значение имеет грамотно составленное резюме. В нашем случае претенденты должны, прежде всего, представить оформленные по всем правилам документы, в частности, свое резюме, которое является одним из самых эффективных средств поиска работы. Оно содержит необходимую и достаточную информацию об авторе - его личные данные, полученное образование, опыт работы, дополнительные сведения - и является своеобразной визитной карточкой. При изучении этой темы обращалось внимание студентов на то, что резюме должно быть кратким и ясным, хорошо структурированным, выдержанным в деловом стиле, с акцентом на своих достижениях в разделе «опыт работы». Тем не менее, хорошее резюме еще не гарантирует получение работы, однако, может заставить потенциального работодателя пригласить Вас на собеседование.

Собеседование – основная часть данной ролевой игры, где главной проблемой становится ситуация наличия нескольких кандидатов на одну и ту же вакансию. Заранее ознакомившись с информацией, содержащейся в резюме, члены комиссии уточняют некоторые данные, задают вопросы, связанные с предстоящей работой, вопросы психологического характера и др. Безусловно, чтобы этот этап игры не только состоялся, но и был интересным, ее участники, естественно, прилагают много усилий при его подготовке. На основании ответов, обсуждения каждого претендента члены комиссии принимают согласованное коллективное решение, учитывая не только образование, рабочий стаж, но и, допустим, знание иностранных языков, владение компьютером, наличие водительских прав.



Принимая участие в ролевых играх, технология которых разработана преподавателем, студенты приобретают как опыт игрового взаимодействия, ролевого и речевого поведения, так и умения анализировать, дополнять и изменять игровые ситуации. Привлечение студентов к подготовке методического обеспечения ролевой игры и разработке ролевых карточек позволяет активизировать и разнообразить работу над лексикой.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка.- М., 1994;

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.:Высшая школа, 1991;

  3. Gillian Porter Ladousse. Role Play/ OUP,1987;

  4. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Минск: ТетраСистемс, 2005;

  5. Обучение иностранным языкам в вузе и школе. – СПб.: «Каро», 2001;

  6. W R Lee. Language Teaching Games and Contests/ OUP, 1996.





Мы создали такой крепкий экономический фундамент, с которого сдвинуть экономику нелегко. С. Крытый
ещё >>