Использование краеведческого материала на уроках математики и во внеурочное время - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Путешествие по голубым озерам Хакассии» 1 182.46kb.
Использование краеведческого материала на уроках литературы с целью... 1 216.74kb.
Мбоу «Архангельская сош им. Героя Советского Союза Краснова В. 3 531.76kb.
4. Изучение краеведческого материала на уроках окружающего мира 7 1525.97kb.
Использование краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности... 1 144.27kb.
Методическая тема моучителей математики, информатики и физики «миф»на... 1 24.17kb.
«использование адаптивной технологии обучения на уроках математики» 1 385.16kb.
Уроках математики в 7-м классе моу сош №53 учитель математики Волосатова... 1 34.69kb.
Использование элементов истории науки на уроках математики как средства... 3 518kb.
Использование дидактического материала из художественных произведений... 1 73.25kb.
Воспитание патриотизма на уроках математики и информатики 1 29.53kb.
Земля наш общий дом 1 55.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Использование краеведческого материала на уроках математики и во внеурочное время - страница №1/1

Выступление на конференции «Новое качество образования

как стратегическая цель модернизации российского образования»

учителя математики МОУ «СОШ №21» Верижниковой Т.В.
Использование краеведческого материала на уроках математики

и во внеурочное время.

Любят родину не за то, что

она велика, а за то, что своя.

Луций Сенека


Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить наших детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов в сфере образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В этих условиях школам, учителям необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей и актуальных направлений. Одним из таких направлений является введение в учебный процесс национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент является частью федерального государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют сознательное отношение к близкому окружению, представлению о «малой» и «большой» родине, воспитывают патриота родного края.

С 1999 года наша школа №21г. Саранска работает над проблемой «Краеведение в процессе обучения и воспитания школьников».

Реализация этой проблемы делится на три блока:



научно-методический блок: школа сотрудничает с Региональным учебным округом МГУ им. Н.П. Огарева, с географическим факультетом МГУ.

учебно-методический блок:

1. наши дети посещают Республиканский центр дополнительного образования; музеи города, Республиканский краеведческий музей. На базе школы от этого учреждения работают кружки и секции краеведческого и экологического направления.



практический блок:

1. реализация краеведения в преподавание учебных предметов и внеурочной деятельности;

2.создание методического объединения по краеведению, в которое входят учителя истории, географии, биологии, экологии, музыки и физкультуры;

3. при проведении предметных недель любого методического объединения, включая м.о. математиков, обязательно в план включаются уроки и внеклассные мероприятия с краеведческой направленностью;

4. дважды в год проводятся недели экскурсий и походов по городу, районам республики;

5. традиционно в мае организуются 2-х дневные туристические походы учеников 9-11 классов;

6. регулярно весной и осенью проводятся экологические субботники на закрепленной за школой территории;

7. совершаются поездки в другие города Республики и России.

В связи с поставленными задачами перед каждым учителем нашей школы, и, конечно же, перед математиками встал вопрос: как, когда и в какой форме представить национально-региональный компонент на своих уроках и во внеурочной деятельности? Как развивать познавательный интерес у учащихся через краеведение?

Поначалу нам казалось, что краеведение и математика не совместимы в педагогической практике. Почему-то считается, что патриотическое воспитание возможно только на уроках истории, географии, литературе, ИКМК. Это совсем не так. Каждый может убедиться в том, что на уроках математики воспитывать гордость за свою малую родину можно не хуже, чем на названных учебных предметах.

Начали мы с того, что каждый учитель внес коррективы в учебные программы. Математики, в частности, добавили в отдельные темы фразу «решение задач с элементами краеведения», наметили уроки, содержащие творческие задания по составлению задач учащимися, а также запланировали практические занятия с выходом на пришкольный участок для проведения практических работ по геометрии.

Например, при изучении темы в 8 классе «Подобие треугольников» мы измеряем высоту растущих в саду школы яблонь, телеграфного столба; при изучении темы «симметрия» находим симметрию в окружающем нас мире; при изучении перпендикулярности - расстояние от школьного крыльца до ворот футбольного поля. Вычисляем ежегодно с 5-6 классами площади клумб, площади и периметры всего пришкольного участка, школьного здания, классных комнат, т.е. ищем математику вокруг себя.

Предлагая на уроке или на внеклассном мероприятии задачи с использованием достоверных фактов, понимаешь, что ученики с большим интересом их решают. Можно использовать разнообразные задачи, связанные с сезонными явлениями, различными видами спорта, бюджетом семьи, проведением ремонта, праздника или отпуска и др.. Некоторые задачи придумывают сами дети, собирая статистическую информацию.
В учебниках математики краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов.
Составленные текстовые задачи я поделила на группы:

1. Животный и растительный мир. Природа.

2. Земляки.

3. Население Мордовии.

4. История родного края.

5. Промышленность. Экология

6. Достопримечательности Республики.

7. Расстояния. Населенные пункты.

8. Разное.

Использую задачи с краеведческим содержанием на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках. Элементы краеведения можно использовать на всех этапах урока.

Приведу несколько примеров задач из каждой группы.

1.Животный и растительный мир. Природа.

Красоту мордовской земли, её уникальные природные и культурные ландшафты, животный и растительный мир можно показать на заочных экскурсиях, заочных путешествиях. Приведу в качестве примера фрагменты урока в 5 классе на теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». На уроке ученик делает сообщение о Мордовском природном заповеднике имени Петра Смидовича (Темниковский район), показывает его на карте Мордовии, сообщает о животном и растительном мире заповедника, о водных ресурсах. Рассказывает, что территорию заповедника с востока на запад рассекает долина небольшой реки Пушты, которая впадает в реку Сатис, а она - в реку Мокша. Все это вместе образует обширную, затопляемую вешними водами пойму, в которой живет ценный пушной зверек, название которого нужно угадать прослушав загадку. Читается загадка

Есть в реке работники,

Не столяры не плотники,

А выстроят плотину-

Хоть пиши картину.

Есть на речках лесорубы
В серебристо - бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход.

О ком идет речь?

Верно, о бобрах!

А после отгадывания продолжаем заочную экскурсию в заповедник и рассказ о бобрах. В водоемах поймы и на лесных речках обитает ценный пушной зверек - речной бобр, настоящее время всем известный, а в прошлом находившийся на грани исчезновения. В заповедник он завезен в 1936 году и успешно там прижился.

Бобр - крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики - хатки, поперек реки строит плотины длиной 5-6 метров.

Задача 1 «Удивительный квадрат». Учитель предлагает узнать длину бобра (в дм), а для этого нужно выполнить упражнения.

1. вам поможет удивительный квадрат.

1. Из 1 строки выберите наименьшее число.



5,9

6,3


3,6

2,3

2,7


0

3,7

4,1


1,4

2. Из 2 строки выберите наибольшее число.

3. Из 3 строки выберите не наименьшее и не наибольшее число

4. Найдите сумму этих чисел – и вы получите ответ на вопрос

3,6+2,7+3,7=10дм. Это средняя длина бобра.

Задача 2 «Логическая схема». Узнай среднюю массу бобра (в кг) с помощью логической схемы (слайд)

Задача 3 «Составь слово». При устном счете можно использовать задания с открыванием букв. Можно зашифровать все что угодно и названия редких животных, растений, занесенных в красную книгу Мордовии, можно взять опять же животных, птиц заповедника Смидовича и сделать краткое сообщение про них.

3*0,3= 0,9 ч -10/12*(-3/100)=1/140 а

0,9+4,1=5 е 1/40*8=1/5 и

5+2,7=7,7 р 1/5+4/5=1 с

7,7/(-0,01)=-770 н -1-0,44=-1,44 т

-770*1/77=-10 ы

-10/(-3/4)= 40/3 й

Задача 4 «Проценты». Из 267 видов птиц, обитающих в Мордовии, примерно 30% от общего количества птиц отнесены к категории редких и исчезающих. Сколько видов птиц отнесены к категории редких и исчезающих?
Задача 5 «Диаграммы». 85% всех лесных богатств Мордовии - лиственные леса, 27% – дуб, 14% – липа, 11% – берёза, 24% – осина, 12% – сосна. Составьте столбчатую диаграмму, показывающую виды лесных насаждений в Республике Мордовия .
Задача 6. Современная фауна Республики Мордовия включает 267 видов птиц (из них редких 70), 63 вида млекопитающих (из них 35 редких), 44 вида рыб, 11 видов амфибий, 7 видов рептилий. Составьте круговую диаграмму, показывающую фауну Республики.
Задача 7 «Подобие». Пятнистый олень, занесенный в Красную книгу Мордовии, стоит рядом с деревом. Найдите высоту дерева ( в метрах), если рост оленя 1,1м, длина тени - 0,8 метра, а длина тени дерева 2,8 метра.
Задача 8 «Действия с натуральными числами». По территории Мордовии протекает 114 больших, средних и малых рек. Наиболее крупными реками Мордовии являются: Мокша – 656 км., Сура – 841 км., Алатырь – 307км., Инсар – 168 км., Вад – 292 км., Выша – 179 км. Во сколько раз Сура длиннее Алатыря? На сколько река Вад короче Мокши? Вычислите сумму длин всех крупных рек Мордовии?

Задача 9 «Проценты». В саранском зоопарке родился медвежонок. Масса его составляет 15% от массы бурого медведя. Найдите массу взрослого медведя.



2. Земляки.

При использовании задач, посвящённых знаменитым людям нашего мордовского края, нужно обязательно рассказывать о них.

На уроке алгебры в 9 при изучении темы «Прогрессия» мною показывается презентация о жизни нашего известного земляка, циркача Александра Засса. Он же является изобретателем кистевого силомера, рисунок которого можно увидеть в учебнике физике.

Двенадцатилетним мальчиком он побывал с отцом в проезжающем через Саранск цирке, и его мечтой стало - стать таким же силачом и цирковым артистом. Он начал тренироваться с 10-ти килограммовым мешком, наполненным опилками. Раз в три дня он вынимал из мешка горсть опилок и заменял их горстью речного песка. Когда опилки закончились, он один раз в каждые три дня стал заменять горсть песка - горстью свинцовой дроби. И продолжал делать упражнения с мешком - гирей, которая становилась все тяжелее и тяжелее.

Его рекорд был поистине удивителен: при собственном весе в 66 килограммов он поднимал левой рукой мешок, весящий 80 кг!

Ставлю задачу: установите - сколько времени он шел к этому своему рекорду (непревзойденному и поныне)? Разница между горстью опилок и песка, или горстью песка и свинцовой дроби - одна и та же. Она приблизительно составляет 0,04 г.

РЕШЕНИЕ:

применим свойства арифметической прогрессии

80 = 10 + (n-1)-0,04

n = 1751 — это число замен горстей (каждые три дня)

1751∙ 3 = 5253 дня, т.е. около 14,5 лет.
2. Приведу в пример задачи про наших спортсменов. 28 февраля 2009 года в городе Адлер прошел чемпионат России по спортивной ходьбе. Наша землячка Ольга Каниськина установила рекорд в ходьбе на 20 км. Она прошла эту дистанцию за 1 час 24 мин. 56 сек. С какой скоростью шла наша спортсменка? Результат округлите до сотых.
3. В 2008 году в Пекине проходили олимпийские игры. Валерий Борчин завоевал золотую медаль на дистанции 20 км, которые он прошел за 1 час 19 мин. Денис Нижегородов завоевал бронзовую медаль на дистанции 50 км которые он прошел за 3 часа 40мин. На сколько скорость Валерия Борчина быстрее чем у Дениса Нижегородова?
4. 2009 году в Германии проходил чемпионат мира по легкой атлетике. Наш прославленный спортсмен Сергей Кирдяпкин завоевал золотую медаль на дистанции 50 км, которые он прошел за 3 часа 38 мин.35 сек. С какой скоростью шел наш земляк? Результат округлите до сотых.
5. За время существования Центра Олимпийской подготовки в период с 1989 по 2004 годы спортсмены по спортивной ходьбе завоевали на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы 19 золотых медалей, 15 серебряных и 6 бронзовых медалей. Сколько всего медалей завоевали Мордовские ходоки?
3. Население Мордовия

1. Уроки на тему «Линейные и столбчатые диаграммы. Графики» можно провести с помощью наглядных графиков, диаграмм «Рост населения РМ по годам», «Численность населения по районам РМ», «Национальный состав РМ» и т.д.

2. Население Мордовии по последней переписи 2010 года составляет 834,6 тыс. человек, а ее территория равна 2,6*. Какой из ответов характеризует среднее число жителей на 1 ?

1) 3,2 чел 2) 4 чел 3) 1 чел. 4) 3 чел

3. В городе Саранск 324,9 тыс .жителей, причем 54 %- это женщины. Сколько человек составляет эта категория жителей? (ответ округли до тысяч)

4. Составьте круговую диаграмму, показывающую национальный состав Республики Мордовия, если в ней проживают:

русские – 53,4% всего населения;

мордва – 40% всего населения;

татары – 5,2% всего населения;

другие национальности – 1,4%.


  1. По данным Росстата (2013г) городское население Республики Мордовия составляет 61,34%. Сколько жителей города проживает в Республике , если всего в Мордовии 834,6 тыс. чел. жителей ?

4. История родного края.

Хорошую почву для составления задач на знание истории дали нам прошедшие последние выборы

1. 8 декабря 2011 г. состоялись выборы в Госсобрание РМ. По официально объявленным данным в выборах приняло участие 617865 человек, что составило 94,26% включенных в списки избирателей. За списки кандидатов от «Единой России» проголосовало - 561567 человека; за КПРФ проголосовало - 36020 человек; за ЛДПР проголосовало - 14519 человек;

за «Справедливую Россию» проголосовало - 9680 человек;

недействительных бюллетеней - 4723 штуки.

Сколько человек были включены в списки избирателей, сколько % не пришли на выборы? Какой процент избирателей проголосовал за каждую партию?

2. Город Саранск состоит из трёх районов. Площадь Ленинского Района 250 кв. км., площадь Пролетарского района 20 кв. км., а площадь Октябрьского района 280 кв. км.. На сколько площадь Октябрьского района больше Пролетарского? На сколько площадь Ленинского района меньше Октябрьского района?
3. В 2013 г. город Саранск будет отмечать 372- летие. В каком году был основан наш город?

5. Промышленность. Экология.

Особенно я считаю ценны задачи экологического содержания, которые формируют бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за происходящее вокруг нас.

Задачи на нахождение % от числа.


  1. ООО «Мордовцемент» пос. Алексеевка Чамзинкий р., работая на полную мощность, до сих пор ежегодно выбрасывает в атмосферу до 39 184т пыли. Сколько пыли выбрасывалось бы в атмосферу после установки фильтров, улавливающих 80% выбросов?

  2. Из 12 км, которые запланировали заасфальтировать по плану (ул. Осипенко- ул. Кирова), положили асфальт только на 43 % дороги. Сколько км заасфальтировали? Сколько осталось?

  3. В первой смене на хлебозаводе №2 г. Саранска просеиватель муки работал 6 часов, а во второй на 2 часа меньше, чем в первую смену. За две смены им было просеяно 100 центнеров муки. Сколько муки было просеяно в каждой смене?

  4. Ежемесячно каждый житель Саранска расходует 5 м3 воды. Подсчитайте потерю воды за год всех 361тыс жителей Саранска? Ответ вырази в литрах.

6. Достопримечательности Республики.

Я говорила, что в школе работает методическое объединение по краеведению. Во время проведения предметной неделе краеведения учителя математики проводят внеклассные мероприятия, уроки, заочные путешествия по достопримечательностям республики, рассказывают об известных писателях, поэтах, художниках. Рассказывают о достопримечательностях Саранска. Прошлый год неделя краеведения была посвящена 1000-летию единения мордовского народа с Россией. В этом годы посвящена чемпионату мира по футболу в 2018г., олимпийскому движению. И, конечно же, математики составляют задачи.

1. Вместимость стадиона «Юбилейный» 45015мест. После проведения турнира в 2018г. часть трибун будет демонтировано. Сколько % мест останется, если будет демонтировано 15015 мест (ответ округли до единиц).

2. В городе Саранске построен храм в честь Святого праведного воина Феодора Ушакова. По проекту, общая площадь составляет 900 кв. метров. Во время службы в нем могут одновременно находиться до 3000 человек. Сколько квадратных метров приходится на одного человека?



7. Расстояния. Населенные пункты.
1. Уроки на тему «Масштаб» можно провести с использованием наглядного материала - карты «Республики Мордовии». Практические задания:

а) Найти расстояние от Саранска до ближайших районов РМ.

б) Определите кратчайшее расстояние от Саранска до, к примеру, Ичалковского района.

в) Какова продолжительность границы Дубенского района с Ульяновской областью и т.д.


2. Площадь территории России составляет 1,7 , а площадь Мордовии- 2,6 . Во сколько раз территория России больше территории Мордовии?
3. Учащиеся школы№21 г. Саранска на весенних каникулах запланировали поехать в столицу России Москву. Стоимость одной путевки составляет 2000 рублей. Группе школьников предоставляется скидка от 4 до 10 человек– 5 %, более 10 человек– 8 %. Сколько рублей должна заплатить группа школьников, набравшая на экскурсию группу из 8 человек?

4. Республика Мордовия, образованная 10 января 1930 г., состоит из 22 районов. Площади нескольких районов: Краснослободск – 1379,4 км2, Ардатовский район – 1192,5 км2, Ичалковский район – 1265 км2, Ковылкинский район – 2015,7 км2 и т.д.Выразите площади в м2 , запишите в стандартном виде , расставьте полученные числа в порядке возрастания.

5. Расстояние от Саранска до Темникова в 180 км легковой автомобиль прошел на 30 минут быстрее рейсового автобуса. Какова скорость автомобиля, если скорость автобуса на 30 км/ч. меньше?
6. Самолет вылетел с аэродрома г. Саранск со скорость 600км/ч. через 2ч с этого аэродрома в том же направлении вылетел другой самолет со скоростью 700км/ч. через сколько часов после вылета второй самолет догонит первый?
7. При перелете серая ворона может летать со скоростью 50 км/ч, а скворец–со скорость 74 км/ч. Какой путь пролетит скворец за время, которое потребуется вороне, чтобы пролететь 75 км?

8. Разное.
При решении математических задач, имеющих неинтересные, тривиальные и не несущие какой-либо информации тексты, часто наблюдается у учащихся быстрое утомление, а вследствие этого — потеря интереса к решению задач. Это, естественно, снижает эффективность работы учащихся. Поэтому если придумать задачу, к примеру, про медсестру, работающую в школе и накануне сделавшую прививку детям, то будет интересно.

1. Медицинская сестра Раиса Викторовна пришла в школу с пузырьком лекарства от гриппа. Найдите массу одной капли лекарства, если в пузырьке 200 капель, а всего лекарства в пузырьке 40г.

Можно использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, различными видами спорта, бюджетом семьи, проведением ремонта, праздника или отпуска и др. разнообразный близкий и интересный для детей материал, в сборе которого они принимают непосредственное участие

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Цель введения элементов краеведения в предмет «математика»– формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

3.Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

4.Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

5. К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.



Уроки с элементами краеведения способствуют расширению кругозора детей, связывают математику с окружающей действительностью, формируют экологическое мышление учащихся, способствуют развитию их умения применять математические знания на практике, пробуждают чувство любви и гордости за свою малую родину.

Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к окружающему миру, к людям, которые тебя окружают, совершать небольшие экскурсии по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.




Меня возмущает, что колода плохо перетасована, но лишь до тех пор, пока мне не придет хорошая карта. Джонатан Свифт
ещё >>