«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках... 1 99.07kb.
Использование информационно-коммуникационных технологий для оценки... 1 37.88kb.
Повышение эффективности урока истории на основе применения информационно-коммуникативных... 1 39.94kb.
А. Г. Суковатый «Применение информационно-коммуникационных технологий... 6 735.46kb.
Использование информационно-коммуникационных технологий как одно... 1 62.33kb.
Статья по теме: «Эффективное использование информационно-коммуникационных... 1 107.36kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина м в «Применение информационно-коммуникационных... 9 823.96kb.
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на... 1 89.97kb.
Сивцевой Ирины Федоровны директора моу «Оймяконская сош» 5 853.54kb.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных... 3 377.39kb.
Знакомство с творчеством художника 1 157.96kb.
Капитан блад 1 19 3787.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» - страница №1/3

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования
Выпускная квалификационная работа

на первую категорию
тема:

«Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках истории»

Выполнила: Полякова В.Ф. учитель

информатики МОУ «Озёрная СОШ»

Светлинского района

Проверил: Байрамгалиев Р.А. старший преподаватель

кафедры ИМПИ

Оренбург, 2011



Содержание

Введение ………………………………………………………3 - 4

1. Информатизация в сфере образования: проблемы и перспективы
1.1 Компетентностный подход в современном образовании

Формирование ИКТ-компетентности учащихся …… 5- 6


1.2. Эффективность использования ИКТ на уроках в школе. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся ……7 - 10
1.3. Информатизация школьного образования …………… 11 - 15
1.4 Цель и задачи подготовки учителя истории ………… 16 - 17

1.5. Общая методика организация урока с ИКТ …………. 18 - 19


2 Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках

истории
2.1.Формы и направления использования информационно-

коммуникационных технологий в процессе преподавания истории…20 - 26

2.2. Программные средства, используемые в процессе обучения

истории........................................................................................27 - 30

2.3. Использование возможностей Интернета на уроках истории…. 31 - 33

2.4.Электронные интерактивные доски – новый этап в применении информационных технологий в образовании……………………….34 - 45
3. Проблемы и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории ……………46 - 53
Заключение………………………………………………………… 54 - 61
Список использованных источников………………………………62 - 65

Введение

Актуальность темы исследования. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

Целью исследования обобщение и систематизация опыта применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- исследование содержания понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

- выявление роли и значения информационно-коммуникационные технологий в образовательном процессе;

- исследование форм и направлений использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории;

- рассмотрение преимущества использования интерактивной доски на уроках истории;

- изучение перспектив использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории.



Объектом исследования в работе является процесс преподавания истории в средней школе.

Предметом исследования – формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области анализа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, концептуальные подходы, реализуемые в российском образовании.

Информационную базу исследования составил общий и частный опыт преподавания истории в средней школе.

В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ педагогических, методических и технологических источников по проблеме с использованием методологического аппарата общей и частных методик преподавания.

Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории; исследование направлений совершенствования методики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории; в анализе использования в учебной деятельности современных средств обучения: ресурсов Интернет, интерактивной доски и т.д.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что в работе содержатся практические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе; подробно рассмотрена методика работы с интерактивной доской; указаны адреса ресурсов Интернет, рекомендуемых учителю истории.

1 Информатизация в сфере образования: проблемы и перспективы

1.1 Компетентностный подход в современном образовании. Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.

От школы общество ждет модель выпускника с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем [3].

Происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Она должна готовить к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, ответственного. Отсюда вытекает одна из основных целей - создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории [30].

Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом [8].

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

1.2 Эффективность использования ИКТ на уроках в школе. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:


- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
- возможность конструирования материала для конкретного урока;
- возможность сочетания разных программных средств;
- возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Практика показывает, что:

- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию учащихся;

- использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

На  уроках истории требуется использовать компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания.

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме [6].

Учащемуся становятся одновременно доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала, общего развития.

Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории в условиях урочной системы.

Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно с использованием возможностей компьютерной программы.

Совместная деятельность учащегося и учителя в режиме автономной работы происходит по схеме: учащийся > мультимедийный материал и тестирующие задания > учитель.

Автономная работа с мультимедийным материалом может сочетаться с любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля [11].

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся [20].

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности

диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

1.3 Информатизация школьного образования

Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [21].

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений [21].

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать,

фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения школьников к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех

ступенях образовательной системы. И.В.Роберт [26] выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :

повышение эффективности и качества процесса обучения;

повышение активности познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей;

увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

развитие различных видов мышления;

развитие коммуникационных способностей;

формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать

варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

подготовка информационно грамотной личности;

подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно,

согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования [15] охарактеризованы несколько этапов этого процесса.

1 этап характеризуется следующими признаками:

- начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;

- проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;

- общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;

- происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется следующими признаками:

- активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

- освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;

- активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;

- постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

- повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

- перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;

-смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий [22].

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию .

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х  годов  в период появления   персональных  компьютеров, но  до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются  такие формулировки, как: программно-методический   комплекс, обучающие программы, программные средства

учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения .



1.4 Цель и задачи подготовки учителя истории к использованию ИКТ

 Основной целью подготовки учителей истории является содействие формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Компоненты ИКТ (технический, программный, методический и информационный) позволяют определить систему задач при планировании процесса подготовки учителей:

- совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.

- ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а так же с возможностями их использования в учебном процессе.

- ознакомление и овладение методиками преподавания истории с использованием ИКТ.

- усовершенствование навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.) [9].

При подготовке учителей к работе с ИКТ необходимо учитывать 2 фактора: уровень освоения ИКТ учителем как частным пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя. Можно выделить 3 уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя также различены, они определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Для определения уровня освоения учителем ИКТ необходимо проведение диагностики, результаты которой позволят сформировать группы для подготовки учителей. Для каждой из них должны быть предложены особые программы, позволяющие наиболее полно реализовать поставленную цель.  Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки

совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов. Методику использования электронных учебных пособий еще надо создавать. В этих условиях наиболее адекватной формой подготовки кадров выступает организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ [32].

Основные содержательные блоки курсов подготовки учителей.

Технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Программно - методический блок нацелен на формирование умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями. Важной составляющей этого блока является систематизация Интернет - ресурсов по истории,

Содержательный блок, направлен на совершенствование информационной компетентности преподавателя: способности понимать суть обработки информации, находить информацию в различных источниках, пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации, интерпретировать информацию, конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему, широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений, производить анализ информационных моделей и пр.



следующая страница >>



Природой брак не предусмотрен. Наполеон I
ещё >>