Интегрированный урок в 11 классе Составители: Хабибова Б. О., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Мы в ответе, за тех, кого приручили» 1 161.41kb.
Урок русского языка с использованием компьютера 1 152.53kb.
Медицинские кадры 1 264.1kb.
Интегрированный урок Аудитория: 10-11 классы Учитель: Титунина Мария... 5 589.27kb.
Отечественная война 1812 г 1 194.73kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 4 478.73kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 3 513.18kb.
Урока по истории России в 8 классе Учитель истории Уфимцева Л. 1 94.56kb.
Урок по истории России в 9-ом классе 1 63.81kb.
Уроки гражданской войны 2 часа фио учителя : Князева Л. С., учитель... 1 109.34kb.
Урок русского языка (2 кл. Умк «Школа XXI в.») Тема: Антонимы Учитель... 1 64.76kb.
Конспект урока «Утопии страшны тем, что они сбываются» 1 63.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Интегрированный урок в 11 классе Составители: Хабибова Б. О., учитель истории и обществознания - страница №1/1

МОУ лицей № 2

Роман – антиутопия Е. Замятина


«Мы» - художественное зеркало тоталитарного режима

( интегрированный урок в 11 классе)

Составители:

Хабибова Б.О., учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория.



Ягафарова Н.М., учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.


г.Бугульма


Сводя воедино два пласта: литературный исторический, урок не только дает возможность глубокого анализа художественного произведения, но и позволяет расширить представление о тоталитарном режиме и его слагаемых.

Фрагмент фильма «Утомленные солнцем», включенный в урок, способствует созданию эмоционального настроя и «оживляет» атмосферу Государства, изображенного Е. Замятиным.

Учитель литературы руководит анализом произведения.

Учитель истории направляет деятельность экспертной группы, в состав которой входят:



  1. философ,

  2. социолог,

  3. политолог.

Мы усталое солнце потушим,

Свет иной во вселенной зажжем.

Платонов.
Благими намерениями ад вымощен.

Джонсон.
Учитель литературы:

С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и человеком, человеком и миром наступит полная гармония.

Начало двадцатого века, особенно Октябрьская революция, породили в сознании людей новые иллюзии. Многим живущим в ту пору казалось, что революция, как локомотив, мгновенно домчит человечество в «социалистический рай».

«Мы усталое солнце потушим,

Свет иной во вселенной зажжем», - провозглашали те, кто осознавал себя строителем новой, счастливой жизни.



Учитель истории:

Мечты не новые, правда? Они имеют свое, вполне конкретное название – утопия. И известны уже с шестнадцатого века.



  • Что означает понятие « утопия»?

Какие утопические проекты вам известны?

Отвечает эксперт – философ.

Утопия - это проект идеального общества и счастливой жизни. Многие утопические проекты возникли в эпоху Возрождения. Наиболее известной из них является утопия о городе Солнца, автором которой был итальянский философ Томазо Кампанелла.



  • Как он описывает будущее справедливое общество?

Кампанелла нарисовал идеальное общество. Жители его населяют прекрасный белокаменный город и его окрестности. На зеленых полях, в цветущих садах с песнями работают люди, в одинаковых одеждах, с одинаково веселыми лицами. Только старость и болезнь освобождают от труда. Бездельников нет. Земля общая.

Неграмотных нет, дети, играючи, постигают науки. В городе есть правители. Все население города – это единая община, которая спаяна одинаковыми целями, делами и идеалами.



Учитель литературы.

Однако многих мыслителей терзали глубокие сомнения по поводу того, насколько совместима идея всеобщего равенства с непредсказуемостью человеческой природы, неповторимостью каждой человеческой личности. Могут ли люди стать как две капли воды похожими друг на друга, если сама природа сделала их разными?

Проницательный художник Замятин понял чудовищность попыток «железной рукой загнать человечество к счастью». События, увы, подтвердили правильность его прогнозов. Двадцатый век вместо столь желанной гармонии между человеком и миром принес мировые войны, тоталитарный режим, экологические катастрофы.

Учитель истории.

Жанр своего произведения автор определил как роман – антиутопия. А что обозначает слово «антиутопия»?



Ученик – эксперт.

Антиутопия – изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий построения общества по каким - либо идеалам. Антиутопия – это:



  1. пародирование утопий,

  2. доведение до абсурда ее постулатов,

  3. полемика с нею.

Анализ романа.

  1. В чем видите вы особенность символики заглавия? Что такое «мы»: гармоническое соединение разных неповторимых «Я» или нечто безликое, сплошное, однородное, масса, толпа?

Как, по – вашему, должны соотноситься «я» человека и «мы» человечества?

  1. Что это за Государство, которое описал Замятин в романе?

  • Государство, руководимое Благодетелем, было единым, централизованным, нумера распевали литургию Единому Государству, ибо жизнь была устроена для счастья нумеров.

  1. Каково жизнеустройство Государства?

  • Жизнь устроена точно по науке, все просчитано, строго продумано до механистичности.

  1. Почему Тейлор стал объектом поклонения нумеров?

Эксперт – социолог.

Тейлоризм – это система, предусматривающая детальное исследование трудовых процессов, установление высокой поденной и почасовой нормы выработки.

Организация труда по Тейлору основывается на сугубо рациональном подходе к человеку, на максимальном использовании его сил и способностей в интересах производства.

Учитель истории.

Каковы были последствия использования тейлоризма в двадцатом веке?

Повысилась производительность труда, однако человек превратился в придаток машины.


  1. Как же достигается «тейлоризированное счастье в романе? Как Единое Государство сумело удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?

  • Материальные запросы решены в ходе Двухсотлетней войны. Победа над голодом одержана за счет гибели 0,8 населения. Жизнь перестала быть высшей ценностью: десять нумеров, погибших при испытании Интеграла, - всего лишь «бесконечно малая третьего порядка»

Город победил деревню, и человек полностью отчуждается от матери – земли,

довольствуясь теперь нефтяной пищей.

Духовные запросы строго контролируются, подавляются.


  1. Как протекает личная жизнь нумеров?

  • Контролируется и регламентируется, Государство подчинило себе время каждого нумера, создав Часовую Скрижаль. Отняло возможность самовыражения, творчества. Нумер лишен даже права на личные чувства. Сексуальный закон свел великое чувство любви к «приятно- полезной функции организма». В один ряд поставлены сон, труд, прием пищи, любовь. Сведя любовь к чистой физиологии, Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.

Нумера абсолютно разобщены, несмотря на кажущуюся монолитность, а потому и легко управляемы. Человека легко убедить, что он счастлив, оградив от всего мира Зеленой Стеной, отняв возможность сравнивать и анализировать.

  1. В чем видят счастье граждане Единого Государства? Как в их сознании соотносятся понятия «счастье» и «свобода»?

  • Быть одним из миллионов. Счастье – в несвободе. Счастье – служить Благодетелю, перед которым преклоняются и которому поклоняются. (Включается фрагмент из фильма «Утомленные солнцем»).

  1. Как организовано Правосудие? Сцена казни преступников, Газовый Колокол, Операционное бюро, Великая Операция.

Правосудие вершится с помощью Хранителей, которые успешно вылавливают врагов счастья, ради которого Государство беспощадно и цивилизованно избавляется от инакомыслящих.

Учитель литературы.

Итак, этот «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а его подавление, нивелирование, а то и физическое уничтожение.



  1. Д-503. Что общего и в чем он отличается от других нумеров?

  2. Как меняет его любовь?

Любовь стала смертельным врагом Единого Государства, потому что разбудила в нумере человека. Возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным обществом.

  1. Как Государство защищает себя? Какое оружие, пострашнее Газового Колокола и Машины Благодетеля, есть у Государства?

Слово. Оно может подчинить чужой воле, оправдать насилие, внушить, что это справедливо.

После завершения литературного анализа романа «Мы» учитель истории беседует с учащимися.



  • Перед вами представлено определенное государство, имеющие свой политический режим.

  • Что такое политический режим?

Какие политические режимы вы знаете? (Тоталитарный, авторитарный, демократический).

  • Какой из них описан Замятин в романе «Мы»? (Тоталитарный режим).

  • Проведите сравнение между фактами реально существовавших тоталитарных режимов и картинами романа. Реально существовали в 30-е годы 20 века в фашизме в Германии и сталинизм в СССР.




В истории

В романе «Мы»

  1. Муссолини – дуче,

Гитлер – фюрер,

Сталин – отец народов



  1. В структуру государства входили: партия, профсоюзы, комсомол.

  2. Тотальный контроль над личностью, репрессии

  1. Благодетель

  2. Бюро Хранителей и другие Бюро, единая наука

  3. Абсолютная несвобода, жизнь за стеклянными стенами, диктат. Благодетеля. Репрессии.




  • Каковы результаты построения таких обществ в истории? (Засилье государства, нарушение прав человека, репрессии, войны)

  • Что порождает тоталитарное общество? (Отсутствие демократических традиций, неумение жить в условиях демократии, а также вера в утопическую мечту революционным радикальным образом изменить общество).

Таким образом, утопия – это начало пути к тоталитаризму.

После беседы с учащимися учитель истории просит ученика, играющего роль эксперта – политолога подвести итог дискуссии учащихся.

Признаки тоталитарного режима, написанные на кодопленке, проецируются на доску:


  1. Наличие единой массовой партии во главе с лидером – диктатором.

  2. Наличие официально господствующей в обществе идеологии.

  3. Контроль государства за средствами массовой информации.

  4. Контроль государства за вооруженными силами.

  5. Система террористического полицейского контроля.

  6. Централизованная система контроля и управления экономикой.

  7. Контроль со стороны государства над личностью.

Эксперт – политолог приходит к выводу, что в романе Замятина «Мы» описан тоталитарный режим и подтверждает свой вывод фактами из романа.

Заключительное слово произносит учитель истории.

Человечество издревле мечтало о справедливом общественном устройство, о счастье, о равенстве, о благополучии. Реализованы ли эти мечты в 20 веке?



Увы, нет. 20век поставил под угрозу нормы гуманизма, которые человечество вырабатывало на протяжении тысячелетий, обесценив человеческую жизнь. Хочется надеяться, что 21 век приведет к демократии, которая является серьезной альтернативой тоталитаризму, и человечество будет жить в государствах всеобщего благоденствия.




Сегодняшние новости, как правило, слишком правдивы, чтобы быть хорошими.
ещё >>