Интегрированный урок (химия + русский язык) «Русский магний» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
4. 3 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса... 1 189.56kb.
Киянова ольга Николаевна Заведующая кафедрой 1 26.97kb.
Интегрированный урок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) 1 48.15kb.
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 5 676.26kb.
Русский язык. Откуда он родом? 11 920.15kb.
Программа переводного испытания (комплексного собеседования) 3 516.09kb.
Интегрированный урок (физическая культура, история, русский язык) 1 86.25kb.
Русский язык. Математика. Физика. Химия. Астрономия 1 213.46kb.
1 русский язык и чтение образцы заданий, иллюстрирующие достижение... 1 151.86kb.
Интегрированный урок (русский, немецкий, татарский языки,) в 7 классе. 1 45.67kb.
Теория литературы учебно-методический комплекс дисциплины 1 367.23kb.
Техника и методика выполнения опытов к игре «Химики на горе Олимп»... 1 108.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Интегрированный урок (химия + русский язык) «Русский магний» - страница №1/1

Асбестовское муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9




Интегрированный урок

(химия + русский язык)



«Русский магний»

Урок разработали:



Красовская Елена Александровна,

учитель химии АМОУ СОШ № 9,

1 квалификационная категория,

т. 2-44-64;



Подгорнова Светлана Васильевна,

учитель русского языка и

литературы АМОУ СОШ № 9,

1 квалификационная категория,

т. 2-26-89.
2010г.

Пояснительная записка

Идея проведения такого интегрированного урока появилась не случайно. На сегодняшний день существует проблема, заключающаяся в том, что наши ученики не умеют переносить знания, полученные на  уроках по одному предмету,  на другую область знаний. Кроме того, все педагоги без исключения испытывают трудности в обучении учащихся грамотному чтению текстов, пониманию, анализу и классификации информации. Причин несколько, но самыми значимыми мы считаем следующие:



  • низкий уровень чтения у сегодняшних школьников, поэтому они часто просто не подготовлены к чтению серьезных текстов;

  • учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далеком от ежедневной речевой практики школьника;

  • дефекты школьных учебников (так, например, в учебнике русского языка при изучении темы «Научный стиль речи» в качестве упражнений для закрепления материала приводятся очень короткие и совсем не сложные тексты. В обычной практике шестиклассника учебно-научный текст составляет 2-3 страницы).;

  • учителя естественно – научных дисциплин часто считают, что работа с текстом на уроке – это прерогатива учителей – словесников и не отрабатывают необходимые грамотному (в широком смысле слова) читателю умения и навыки на уроках.

Формирование коммуникативной компетенции является основной целью всех образовательных программ.

И мы считаем, что именно такие интегрированные уроки пробуждают учащихся не только к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, но и способствуют развитию речи детей, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, применять знания в практической деятельности. Учителям естественно – научного цикла такие уроки помогут правильно организовывать работу с текстом.


Творческое название урока: «Русский магний»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (химия), урок закрепления знаний (по русскому языку).

Вид урока: интегрированный (химия + русский язык)

Уровень интеграции - параллельное использование в одном уроке различных пластов материала по химии и русскому языку

Форма урока: комбинированный (синтетический).

Категория уч-ся: 6 класс

Продолжительность: 45 минут.

Цели:


  • образовательные:

Формировать начальные понятия о химическом элементе магнии (на материале учебно-научной статьи).

  • развивающие:

развивать у учащихся навыки изучающего чтения и анализа информационного текста, систематизации и обобщения материала, коммуникативные навыки.

воспитательные:

продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать и отстаивать собственное мнение; формировать экологическое мышление, воспитывать чувство любви к родному городу.

Используемые технологии: элементы технологии проблемного обучения, элементы технологии развития критического мышления.

Уровень усвоения материала: репродуктивный, частично – творческий.

Средства обучения: мультимедийная презентация, информационный текст.

Преподавание элективного курса по химии в 6-м классе, в рамках которого организован урок, ведется по программе «Химия для малышей». На момент проведения урока учащиеся знакомы со следующими элементами: серебром, алюминием, золотом, ртутью, оловом. По русскому языку данный урок входит в систему уроков по развитию речи.

Урок был проведен 26 февраля 2010 года в рамках городского семинара «Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост обучающихся, создание условий необходимых для формирования конкурентно-способной личности, её элитарных способностей».

Оборудование


  • Интерактивная доска (для показа презентаций);

  • Мультимедийная презентация об ОАО «Русский магний»;

  • Мультимедийная презентация, подготовленная учителем химии к основным этапам урока;

  • Учебно – научный текст «Магний»;

  • Таблички с названиями групп;

  • Карточки – задания для групповой работы;

  • Фарфоровая чашечка, магний (порошок), дихромат аммония, спички;

  • Музыкальное сопровождение: Д.Верди «Триумфальный марш» (фрагмент использовался при показе опыта); Г. Гендель «Фрагмент из оратории «Соломон» (данный фрагмент использовался во время групповой работы на уроке).


Ход проведения урока:


 Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный.

1 мин.

Приветствие.




2 этап.

Актуализация знаний.



3 мин.

Учитель химии проводит викторину

«Узнай элемент по описанию» с последующей самопроверкой (6 вопрос о магнии остается открытым).




    1. Отвечают на вопросы викторины.

    2. Самопроверка.

3 этап

«Вызов»


7 минут

1. Фронтальная беседа, сопровождающаяся показом презентации о производстве магния в г. Асбесте (учитель химии)
2. Целеполагание (учитель химии)


1. Фронтальная беседа

2.Совместно с учителем ставят цели урока.



4 этап

Этап изучения нового материала



15 минут

1. Организует работу с текстом “Магний” (учитель русского языка)

1. Фронтальная беседа

2. Составляют кластер (прогнозируют содержание текста).

3. Читают текст «про себя».

4. Выполняют задания учителя по прочитанному тексту.




5 этап.

Применение приобретенных знаний.




15 минут

1. Оказывает помощь учащимся при работе в группах.

1. Работают в группах по предложенным карточкам – заданиям учителя

2. Представляют результат работы группы.




6 этап

Подведение итогов.

Рефлексия


5 минут

1. Подводит итоги, возвращаясь к целям урока (учитель химии).

2. Показывает опыт (фейерверк).



1. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников

2. Самооценка качества и уровня усвоения материала..



Домашнее задание



1 минута

1. Учителя химии и русского языка предлагают домашнее задание по пройденному материалу

1. Записывают задание в дневник

 

Подробный конспект урока

Структура урока

Ход урока

оборудование

используемая

литература



1 этап.

Организационный



  1. Организационный момент. Приветствие.










2 этап.

Повторение. Актуализация знаний.



  1. Проверка знаний учащихся.

  2. Викторина «Узнай элемент по описанию» с последующей самопроверкой (6 вопрос о магнии остается открытым).

  • Какой элемент в старину использовали для покрытия зеркал?

  • Из какого металла были сделаны пуговицы на мундирах солдат Наполеона?

  • Какой металл легко прокатать в проволоку тоньше человеческого волоса?

  • Из какого элемента изготавливали ложки и вилки в 20-м веке?

  • Единственный элемент – металл, встречающийся в природе в жидком виде?

  • Какой элемент необходим для нормальной работы сердца?

тетрадь




3 этап.

мотивационный этап

(«Вызов»)



Учитель русского языка: Ребята, сейчас очень часто говорят по асбестовскому телевидению и пишут в областных газетах о комбинате, который хотят открыть в нашем городе. Что собирается производить этот комбинат? (магний). Я, конечно, была очень рада, когда услышала эту новость. Во – первых, появятся новые рабочие места, для нашего города это очень важно. Во – вторых, с появлением рабочих мест молодежь будет оставаться в городе, и наш город станет более молодым. Но в то же время меня интересует главный вопрос: как производство магния отразится на здоровье горожан? Чтобы ответить на этот вопрос, я должна знать о элементе магний. Я хочу, чтобы вы мне помогли.

Учитель химии: Тема урока: «Русский магний». (Запись в тетради). Как вы думаете, чтобы ответить на вопрос С.В., о чем нам нужно поговорить на уроке? В чем разобраться? (формулировка целей урока учащимися).

Я хочу показать вам презентацию, которую к сегодняшнему уроку нам предоставило ОАО «Русский магний». (Показ презентации с небольшими комментариями учителя химии).

Я думаю, не все осталось понятным. Может быть, у вас возникли вопросы, но я считаю, что ответить сначала вы попробуете на них самостоятельно, после прочтения текста, который я для вас приготовила.

презентация ОАО «Русский магний»( см. Приложение 1.)






4 этап.

Изучение нового материала.



Учитель русского языка: Текст называется «Магний». Перед тем как мы с вами начнем читать, я хотела бы у вас спросить:

-Что такое текст? Назовите признаки текста

- Все ли тексты мы читаем одинаково?

- Назовите виды чтения (просмотровое, изучающее)

- Каким видом чтения мы будем пользоваться сегодня? (изучающим)

- Как вы думаете, какой стиль речи используется в тексте под названием «Магний» (научный).

- Мы не будем спешить открывать текст, предложенный Е.А., а попытаемся спрогнозировать содержание текста.
Составление кластера


определение





http://ru.wikipedia.org/wiki/

5 этап

Применение приобретенных знаний



Чтение текста «Про себя».(Приложение1)

Учитель русского языка:

- Давайте проверим наши предположения. К какому стилю речи относится текст? Докажите.

- На что, в первую очередь, нужно обращать внимание при чтении учебно-научного текста? (заголовок, начало и конец текста, абзацы, 1 и последнее предложение каждого абзаца, шрифтовые выделения)

- что бы вы предложили выделить в тексте жирным шрифтом или курсивом?

- Прочитайте научное определение. Как оно строится? (термин – широкое родовое понятие + отличительный видовой признак. (Что? Что это такое?)

- Найдите в каждом абзаце ключевые слова. Подчеркните их.

- Озаглавьте каждую микротему (работа в парах)

- Давайте снова посмотрим на кластер, оправдались ли наши предположения? Что нужно добавить?




текст «Магний» (см. Приложение №2)


1.Система работы по развитию речи. Обучение сочинению. Обучение чтению. Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В., Буне

ева Е.В. (Методические рекомендации для учителей.)

2.http://festival.1september.ru/articles/512179/


Физкультурная пауза.










5 этап.

Применение приобретенных знаний.



-А дальше работу с текстом вы продолжите в группах. Причем, каждой группе я предлагаю свое задание.

1 группа «Учителя»: разработать для одноклассников систему вопросов по данному тексту

2 группа «Медики»: убедить одноклассников и гостей в использовании магния в пищу

3 группа «Рекламное агентство»: подготовить рекламный слоган для ОАО «Русский магний».

4 группа «Менеджеры»: рассказать об использовании магния на разных промышленных предприятиях.

5 группа «Теоретики»: составить памятку «Как читать учебно – научный текст»

Форма представлений группы: любая
Выступление групп (во время выступления учащиеся задают вопросы, дают комментарии, выражают согласие – несогласие)


карточки - задания (см. Приложение №3.)

презентация (см. Приложение №4)

музыкальный фрагмент





6 этап.

Проверка результатов.

Рефлексия.

Итоги урока.




Выступление групп (во время выступления учащиеся задают вопросы, дают комментарии, выражают согласие – несогласие)

Учитель химии: давайте подведем итог и дадим ответ на вопрос С.В.

Рефлексия:

-Что было интересным на уроке? Неожиданным?

- Что осталось непонятным?

- Где можно применить знания, полученные на уроке?

За хорошую работу на сегодняшнем уроке я хочу вас поблагодарить и показать опыт с использованием магния. Что получилось? (фейерверк).




музыкальный фрагмент






Домашнее задание.



Домашнее задание:

По химии: вклеить текст о магнии в тетрадь, приготовить пересказ.

По русскому языку: составить памятку «Как правильно читать учебно-научный текст».









Методические советы организаторам.
Используя представленную разработку, учитель имеет возможность проводить уроки по любому химическому элементу, включенному в программу элективного курса.

При работе с учебно – научным текстом необходимо учитывать следующее:



  • текст должен быть по объем максимально приближен к параграфу учебника;

  • если текст не очень сложен, можно предложить прослушать его;

  • по ходу чтения текста учим детей применять маркировку, включая следующие значки:

«- » помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнение;

«+» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

«?» ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно


  • необходимо помнить, что после прочтения текста возникают и противоречивые мнения, в том числе и совершенно абсурдные, однако ни одна идея не остаётся без внимания учителя.

  • При составлении текста необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а также подготовленность класса по работе с текстом.

Учителю необходимо продумать систему оценивания.

Данный интегрированный урок был рассчитан на 45 минут. Письменное задание по русскому языку было проверено учителем и оценено. Оценки по элективному курсу по химии не выставляются, поэтому учитель ограничился лишь словесной похвалой.

Данный урок может занимать и 90 минут. Тогда целесообразно на втором уроке предложить групповую письменную работу по составлению памятки или самостоятельного текста по другому химическому элементу. В этом случае учитель имеет возможность проверить работу всех учащихся на уроке и оценить ее двумя оценками: за содержание и грамотность.

Урок рекомендуем проводить в кабинете химии, т. к. основным все – таки является изучение нового материала по химии. Кроме того, в урок включен показ опыта, который возможен только в этом кабинете.



Список использованной литературы:


  1. Система работы по развитию речи. Обучение сочинению. Обучение чтению. Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В., Бунеева Е.В. (Методические рекомендации для учителей.)

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. http://festival.1september.ru/articles/512179/

Приложение №3


группа «Учителя»

Задание: Проверьте знания одноклассников по теме «Магний».

Для этого разработайте систему вопросов по данному тексту.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

группа «Медики»

Задание: найдите в тексте информацию о содержании магния в некоторых продуктах питания.

Расскажите об этом еще раз одноклассникам и убедите их в обязательном использовании продуктов богатых магнием в пищу.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -- - - -- - - - -- - - - - -- - - - -

группа «Рекламное агентство».

Задание: представьте, что вы работаете на предприятии «Русский магний». Подготовьте рекламную акцию о металле.
Примечание: используйте информацию текста «Магний»
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - -- - - -- - - --

группа «Менеджеры».

Задание: представьте, что все члены вашей группы – работники разных предприятий, которые используют магний в своем производстве. Опираясь на текст, расскажите, как вы используете магний.

Примечание: свой ответ начинайте словами: Я работаю на…………..заводе (фабрике, предприятии). Мы используем магний для……………..



- - - - -- - - -- -- - --- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - -

группа «Теоретики»

Задание: Помогите одноклассникам научиться правильно читать учебно – научный текст. Используя шаблон, составьте памятку.

ПАМЯТКА.

Чтобы понять учебно-научный текст, его нужно читать про себя и по ходу чтения выполнять такие действия:

- задавать …………………………….

- обращать внимание на …………………………………………….

- подумать, на какой ……………………………………………………..

- решить…………………………………………………

Если последовательно записать вопросы, на которые отвечает каждый абзац, получится ……………текста. Он поможет запомнить и пересказать содержание.

Приложение №2.


Магний.
Магний— лёгкий, ковкий металл серебристо-белого цвета. Он пластичен, хорошо прессуется, прокатывается и поддается обработке резанием.

Магний средний по твердости металл. Средне распространен в природе. При горении выделяется большое количество света и тепла.

В 1695 году из минеральной воды Эпсомского источника в Англии выделили соль, обладавшую горьким вкусом и слабительным действием. Аптекари называли её горькой солью, а также английской, или эпсомской солью. Впервые магний был выделен в чистом виде сэром Хемфри Дэви в 1808 году.

Сплавы на основе магния являются важным конструкционным материалом в авиационной и автомобильной промышленности благодаря их лёгкости и прочности.

Магний в виде чистого металла, а так же его химические соединения применяются для производства очень мощных электрических батарей.

Соединения магния применяются в качестве огнеупорного материала для металлургических печей. Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.

Соли магния применяются в медицине (аспаркам, сульфат магния, цитрат магния, минерал бишофит). Бишофитотерапия использует биологические эффекты природного магния в лечении и реабилитации широкого круга заболеваний, в первую очередь - опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Магниевый порошок с окисляющими добавками применялся и применяется сейчас в фотоделе в химических фотовспышках.



Магний — один из важных биогенных элементов, в значительных количествах содержится в тканях животных и растений. Установлено, что 80—90 % современных людей страдают от дефицита магния. Это может проявляться по-разному: бессонница, хроническая усталость, мышечные судороги и спазмы, сердечная аритмия. А при частом употреблении алкоголя, больших физических нагрузках потребность в магнии увеличивается.

К пище, богатой магнием, относятся: кунжут, отруби, орехи. Магния совсем мало в хлебе, молочных, мясных и других повседневных продуктах питания современного человека. Для получения суточной нормы магния необходимо выпивать 2—3 литра молока или съедать 1,5—2 кг мяса. Установлено, чтобы усвоить кальций, организму необходим магний.




Либералы чувствуют, что не заслуживают всего того, чем они владеют. Консерваторы чувствуют, что заслуживают всего, что ими украдено. Морт Сал
ещё >>