Интегрированный урок ( литературное чтение, музыка, трудовое обучение) 2 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок игра (интегрированный урок литературное чтение/ физическая культура) 1 40.53kb.
Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира, музыки и изобразительного... 1 56.51kb.
Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема... 1 63.95kb.
Разработка фрагмента интегрированного урока литературное чтение,... 1 46.41kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 4 417.41kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 1 189.4kb.
Урок путешествие принцессы Арифметики в осень 1 67.68kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1 102.17kb.
Урок по теме: «А. С. Пушкин. Сказочный мир А. С. Пушкина» 1 99.67kb.
Интегрированный урок обучения грамоте (чтение) и трудового обучения 1 101.05kb.
Литература Литературное чтение 1 класс (16 таблиц с держателями) 1 27.8kb.
Преподаватель: Другова Ангелина Николаевна 10 961.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Интегрированный урок ( литературное чтение, музыка, трудовое обучение) 2 класс - страница №1/1

Произведения о весне.

Интегрированный урок

( литературное чтение, музыка, трудовое обучение)

2 класс


Подготовили и провели урок

учитель начальных классов Костюренко Н.В.

учитель музыки Тюхно Т.Г. МОУ СОШ с.Моховое


2012г
Тема. Произведения о весне.



Цель:

- повторить, обобщить пройденный материал по теме «Весна, весна красная», учить связно излагать свои мысли.

Развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, память, логическое и образное мышление.

Воспитывать любовь к чтению, музыке, к природе и русской словесности.


Оборудование. Репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; аудиозапись пьесы «Март», апрель из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; цветная бумага, клей, ватман, образцы поделок из бумаги.
ХОД УРОКА

Организационный момент.

Только что звонок раздался

Впереди нас ждёт урок.

Тихо сели, спинки ровно

И работать нам пора.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок литературного чтения и музыки.
II. Сообщение темы урока.
(Звучит музыка)
Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелена. И в сарафане ярко красном шагает по земле весна.
Сегодня тема нашего урока «Произведения о весне», мы повторим и обобщим материал по теме «Весна, весна красная», будем говорить о весне и слушать весну.
III. Работа по теме урока.
Наступает весна, но шаги её неуверенны, робки: то и дело зима даёт знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.
Учащиеся 2-го класса инсценируют стихотворение «Разговор Зимы и Весны»:

Автор.

Весна с Зимушкой повстречалася,


О здоровьице все справлялася:

Весна.

Ой, здорова будь, Зима снежная!



Зима.

Бью челом тебе, Весна теплая!


Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна.

Потому что ты – больно лютая,


И холодная, и голодная!
Я же – теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?

- Ребята, а вы как узнаете весну? (ученики говорят о приметах: пригревает солнце, теплеет, тает снег, бегут ручьи).
- Работа по учебнику.

- Давайте прочитаем, как говорит о весне Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится».

- Можно ли сказать, что автор говорит о весне, как о людях?

- Как названа зима? (Ведьма злая)

- Что делает весна?

- На чьей стороне автор?

- Как называется такой приём? (олицетворение).

- И чтобы придумать радостную пору весеннего обновления люди придумали обряд – закликание весны. Давайте поможем зиме уйти до следующего года.


Дети исполняют заклички, сопровождая их разнообразными движениями:

Ау, ау, аукаем,


Весну приаукиваем:
Март, март – солнцу рад;
Апрель, апрель – откроет дверь;
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
- А только ли видно весну? Ещё и слышно. Журчат ручьи, капель.

Полюбуйся: весна наступает,


Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
– Слышите, какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек.
Учащиеся 2-го класса читают стихотворения о Ф.И Тютчева «Весенние воды».
Учитель музыки Тюхно Т.Г.

- Многие писатели, поэты, а также композиторы воспевали это время года. Наш поэтический ручеек вливается в музыкальный. Великий русский композитор С.Рахманинов очень любил стихи о природе, стих. Ф.Тютчева «Весенние воды» ему особенно понравилось и он написал романс «Весенние воды».

–Итак, сейчас мы превращаемся в слушателей, сядьте удобно, руки положите на колени Послушайте внимательно и скажите, какой характер у данного романса, сколько инструментов использовал композитор?
Дети прослушивают аудиозапись романса С.Рахманинова «Весенние воды».

- Какой характер романса? - Сколько инструментов услышали? - Каков темп? /Разный в каждом куплете, в зависимости от содержания каждого куплета/

- Вот такими музыкальными красками композиторы изображают весну.


Учитель. В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.
Март заступил на свой пост. В этом месяце наблюдают очень интересное явление на небе – «небесный ледоход»: низкие серые слоистые облака сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется снег, появляются первые проталины. В марте начинается ледоход на реках.
Ученик 2-го класса читают рассказ А.П.Чехова «Весной».

- Прочитайте, какими словами описывает автор наступление весны.

- Что изменилось в природе с приходом весны в стих. С.Маршака «Весенняя песенка»?

- А какая музыка подходит к этому стих.?


Учитель музыки Тюхно Т.Г.

- Послушайте, как Петр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы. - Итак, сейчас мы превращаемся в слушателей, сядьте удобно, руки положите на колени. Послушайте внимательно и скажите, что изображает композитор музыкой, какие чувства у вас вызывает данная музыка?


Дети прослушивают аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» - Март.

- Какие чувства вызвала у вас музыка?

- Что изобразил композитор музыкой? На какой месяц она похожа?

- Чайковский изобразил картину русского пейзажа, которая напоминает трель весенней песни жаворонка. Чайковский написал целый цикл, который называется «Времена года». Данная пьеса называется «Март».

– Тает снег, лед, бегут ручьи, и наступает новый период весны, весна воды – апрель.
IV. Беседа по картине
Учитель 4-го класса организует беседу по картине И.М. Левитана «Весна. Большая вода».
Учитель. Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Мы постараемся его отгадать, но пока не будем торопиться. Скажите, какое время года здесь изображено и почему?

Дети отвечают.

– Не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Итак, как бы вы назвали эту картину?



Дети отвечают.

– Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода». Давайте подумаем: почему он назвал ее именно так, а не «Весна. Наводнение»? Очень непростой вопрос, но догадаться можно. Скажите, каждый ли год река разливается так широко? Ответ найдите на картине. Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас. Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему только они? Очевидно, люди неправильно их построили – слишком близко к воде? Народное выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье. Красивое название, теперь редко употребляемое. Как хорошо, что оно сохранилось в названии этой картины! Ребята, скажите: хотелось бы вам сейчас оказаться в том месте, какое нам показал художник? Почему? Какого цвета на картине больше всего? А как можно понять, что день солнечный? Ведь самого солнышка здесь нет. Давайте внимательно посмотрим на березки, на их стволы. Какие они? Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево? О чем, по-вашему, старое дерево может рассказывать березкам? Левитан любил природу и умел показать ее так, что мы не только ощущаем ее поэтическую красоту, но и стремимся ее сохранить.


V. Работа по теме урока (продолжение)

- Загадка.

Первым вылез из темницы на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

От весеннего тепла оттаивает почва. После таяния сугробов под лучами яркого солнца весенняя вода добирается до земли, и подснежники пробуждаются от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугробы растают совсем.


Подснежниками называют цветы, которые расцветают по весне самыми первыми.

- В каких произведениях говорится о этих цветах?

- Ребята, а почему подснежников становится с каждым годом все меньше и меньше? Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезали?


Учитель музыки Тюхно Т.Г.

-Ребята, а какую бы вы сочинили музыку о подснежнике? /по характеру, по темпу, какой муз.инструмент, кит использовали/

- А сейчас послушайте, как изобразил Чайковский подснежник в пьесе «Апрель». Итак, мы внимательные слушатели.
Дети прослушивают аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» - Апрель.

- Какой кит использовал? (вальс) Сколько муз.инструментов услышали? Менялось ли настроение?

- Вот такие волшебные звуки весны подарили нам великие русские композиторы: П.И.Чайковский, С.Рахманинов.
Учитель. Вестниками весны являются птицы. А чтобы они быстрее прилетели, существует обряд закликания птиц.
Закличка. Жаворонок.

Не зря в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай». А какие еще птицы прилетают в наши края одними из первых? Вы узнаете об этом, отгадав загадки.


Он выступает перед нами,
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут его... (Скворец.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)
Учитель. Пришла весна. А как же провели зиму лесные зверушки?
Второклассники разыгрывают сценку.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой – я не ел четыре дня. Увидал обед у пня, а обед во все лопатки припустился от меня. Вот несчастье, вот беда – быстроногая еда!

Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь. Без заботы, без тревоги спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до весны.

Еж. И, наверно, видел сны?

Медведь. Вдруг проснулся косолапый, слышу – каплет – вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода!

Еж. Заспешил медведь наружу.

Медведь. Заливает! Не до сна!

Еж. Вылез он и видит лужи, тает снег... Пришла весна.
VI. Обобщение знаний по теме.
Учитель. Мы сегодня много говорили о признаках весны в природе, о том, какие цветы появляются первыми, какие птицы прилетают весной в наши края. А теперь давайте выделим, какие природные явления характерны для весны:

появились почки на деревьях;

медведь спит в берлоге; 

белка запасает пищу;

тает снег;

 мороз;


 жарко;

ледоход;


опадают листья;

листопад;

идут дожди;

метут метели;

ярче светит солнце;

журчат ручьи;

солнце светит, но не греет;

прохладно;

земля покрыта снегом.
VII. Самостоятельная работа.
Учитель. А итогом нашего занятия станет работа, которую мы выполним вместе. Выполнив это задание, вы оформите картину, которую мы назовем «Здравствуй, весна!».
На доску вывешивается чистый лист ватмана. Ученики 2-го класса будут делать из цветной бумаги траву, цветы, тучки, солнце, деревья, птиц.


Техника исполнения аппликации

1) солнышко – требуется круг и 10–12 узких полосок бумаги произвольной длины. Каждая полоска накручивается на карандаш, затем аккуратно снимается с него. Один край полоски приклеивается к краю круга, лучики у солнца свободно свисают;


2) березы – ветви берез выполняются в той же технике, что и лучи солнца. Для изготовления ствола дерева из треугольника склеивается конус, к его вершине приклеиваются ветви, сторона конуса смазывается клеем, приклеивается к ватману;
3) птицы – по трафарету вырезаются 5–6 птиц. Края крыльев и середина брюшка смазываются клеем и приклеиваются к ватману, середина крыльев остается свободной;
4) трава – из листа зеленой бумаги вырезаются полоски, разрезаются до половины, при помощи ножниц «завиваются»;
5) тучки – выполняются техникой простой мозаичной аппликации, то есть отрывные кусочки бумаги смазываются клеем и приклеиваются на основание плотно друг к другу;
6) цветы – вырезаются элементы цветов (на усмотрение детей) и приклеиваются на общую аппликацию.


На предыдущих уроках труда дети знакомились с техникой выполнения различных видов аппликации. Во время работы тихо звучит музыка. Учителя оказывают детям индивидуальную помощь.

VIII. Итог урока.


- Чем занимались сегодня на уроке?

- Что понравилось?

- Что нового узнали?
IX. Выставление и комментирование оценок.
Урок завершается песней.
Песенка – капель.


  1. Лучик солнышка играет
    Огоньками быстрыми
    И под ним сосульки тают
    Капельками-искрами

    Припев.


В этот чудный день весенний
Самый лучший день
Мы зовем весну – красну

Песенкой-капель

2. Птички весело летают
Над лесной проталинкой
И приветливо кивает
Им цветочек маленький

3. Звонкой песней провожаем


Снег и стужу зимнюю.
И весну – красну встречаем
Теплую, красивую.

Петр Ильич Чайковский - - великий русский композитор, который написал фортепианный цикл - "Времена года".



Это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.  Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич Чайковский любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.»  Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Этот цикл из двенадцати картин для фортепиано я бы назвала энциклопедией русской усадебной жизни XIX века. В цикле можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Двенадцать пьес  - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасого и  Жуковского.


Март


"Песня жаворонка". Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая с большими взлетами и широким дыханием. В переплетении двух тем и оттенков настроений заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка.

Апрель


"Подснежник". Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.




Начав беседу с обстоятельного изложения точки зрения вашего оппонента, вы тем самым выбиваете почву у него из-под ног. Андре Моруа
ещё >>